Предоставление персональных данных судебным приставам

Обновлено: 19.04.2024

Закон принят с целью уточнения порядка обработки судебными приставами-исполнителями полученных ими персональных данных физических лиц, а также устранения несоответствия законодательства об исполнительном производстве законодательству, регулирующему вопросы защиты персональных данных.

Ранее законодательство не предусматривало право судебного пристава-исполнителя собирать и обрабатывать информацию в отношении должников - физических лиц и принадлежащего им имущества, что создавало осложнения в получении судебным приставом-исполнителем необходимой информации в некоторых органах и организациях.

В соответствии с Законом судебные приставы-исполнители получили право получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

В целях обеспечения прав граждан на судебных приставов-исполнителей Законом возложена обязанность не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной в связи с исполнением должностных обязанностей.

Кроме того, Законом установлено, что полученные приставами в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются исключительно для исполнения исполнительных документов в необходимом объеме и с учетом требований Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

Персональные данные должны быть предоставлены судебному приставу в объеме, необходимом для исполнения его служебных обязанностей, в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных персональными данными является любая информация, относящаяся к физическому лицу, в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

При этом персональные данные могут быть переданы третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, если их передача осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о персональных данных).

В силу ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугам связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

При этом сведения об абонентах без их согласия могут быть переданы третьим лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

С учетом нового Закона операторы связи по запросу судебного пристава-исполнителя обязаны будут предоставлять сведения об абонентах.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 17 сентября 2020 г. N 672

ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3451; 2020, N 17, ст. 2701), подпунктами "а" и "б" пункта 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 211 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1626; 2019, N 16, ст. 1957), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 1);

Перечень информационных систем персональных данных органов принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 2);

Перечень персональных данных, обрабатываемых в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций (приложение N 3);

Перечень должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (приложение N 4);

Типовое обязательство федерального государственного служащего органов принудительного исполнения Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта (служебного контракта) прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей (приложение N 5);

Типовую форму согласия на обработку персональных данных федерального государственного служащего органов принудительного исполнения Российской Федерации, иных субъектов персональных данных (приложение N 6);

Типовую форму разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные (приложение N 7);

Порядок доступа федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации в помещения, в которых ведется обработка персональных данных (приложение N 8);

Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с предъявляемыми требованиями к защите персональных данных, установленными Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами оператора (приложение N 9);

Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 10);

Правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 11);

Перечень должностей федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных в случае обезличивания персональных данных (приложение N 12).

2. Установить, что ответственным за организацию обработки персональных данных в федеральном органе принудительного исполнения является первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности Управления информационных технологий; ответственным за организацию обработки персональных данных в территориальных органах принудительного исполнения является заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности подразделения по информатизации.

3. Руководителям подразделений федерального органа принудительного исполнения и руководителям территориальных органов принудительного исполнения организовать изучение настоящего приказа и обеспечить его выполнение.

4. Признать утратившими силу:

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Помигалову О.А.

Федеральная служба судебных приставов, рассмотрев в пределах компетенции представленные вопросы, связанные с проблематикой применения законодательства об исполнительном производстве и порядком взаимодействия Службы и банковского сообщества, полагает возможным сообщить следующее.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) в соответствии с административным регламентом ФССП России, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.04.2014 N 86 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" (далее - Административный регламент) ФССП России оказывает государственную услугу "Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица" (далее - Услуга).

Пунктом 15 Административного регламента прямо предусмотрено, что при направлении заявлений, в том числе с использованием ЕПГУ, представитель заявителя представляет документы, подтверждающие его полномочия.

Полномочия представителей сторон исполнительного производства оформляются в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон). При этом полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Представитель заявителя (юридического лица) при заполнении заявления о предоставлении Услуги на ЕПГУ указывает сведения об имеющемся у него документе - основании представительства (далее - Документ): вид документа (приказ о назначении руководителя юридического лица, генеральная доверенность и т.д. - выбирается из списка); орган (организация), выдавший Документ; номер и дата выдачи Документа.

Судебный пристав-исполнитель при рассмотрении указанного заявления проверяет наличие в материалах исполнительного производства оригинала или заверенной копии Документа и в случае положительного результата проверки подготавливает и направляет заявителю (его представителю) документ - результат предоставления Услуги.

Вместе с тем с целью реализации на ЕПГУ возможности предоставления Услуги на основании Документа, оформленного в электронной форме, ФССП России совместно с Минкомсвязью России ведет работу по реализации функционала прикрепления данного Документа к заявлению о предоставлении Услуги.

В рамках подачи заявлений о подписке через Личный кабинет ФССП России, так же, как и в рамках обмена через СМЭВ 3, заявление рассматривает и принимает решение судебный пристав-исполнитель.

В территориальные органы ФССП России направлена памятка (технологическая инструкция) о порядке работы с сервисом "Личный кабинет стороны исполнительного производства" официального интернет-сайта ФССП России в части рассмотрения электронных обращений вида "Заявление о подписке на сведения о ходе исполнительного производства".

Из письма АРБ не представляется возможным сделать вывод, о каких заявлениях идет речь.

Если речь идет о заявлении, которое судебный пристав-исполнитель рассматривает в ПК ОСП АИС ФССП России, у него есть возможность прикрепить дополнительное вложение к ответу на обращение банка в ПК ОСП АИС ФССП России.

Если речь идет об обращении в Банк данных ФССП России, которое автоматически рассматривается подсистемой МВВ АИС ФССП России, то такая ситуация возможна в случае, если в подсистеме МВВ АИС ФССП России нет данных по данному исполнительному производству (например, по техническим причинам реестр задолженности не выгрузился из ПК ОСП АИС ФССП России соответствующего ОСП ФССП России).

При этом полагаем целесообразным банкам в подобных случаях пытаться урегулировать вопрос на региональном уровне. В территориальные органы ФССП России направлено соответствующее письмо с рекомендациями о порядке организации работы с кредитными организациями на региональном уровне.

Электронный сервис "Запись на личный прием к должностным лицам территориальных органов ФССП России" на официальном интернет-сайте ФССП России (далее - Сервис) позволяет гражданам и представителям организаций предварительно записаться на прием к уполномоченным должностным лицам территориальных органов ФССП России не позднее чем за 3 дня и не ранее чем за 30 дней до даты осуществления приема.

Предварительная запись производится на определенную дату в имеющиеся свободные периоды времени по одному вопросу. В случае отсутствия свободного времени для записи можно обратиться на прием в порядке общей очереди.

Кроме того, для кредитных организаций возможно получение оперативной информации о ходе исполнительных производств посредством электронного взаимодействия в рамках заключенных с ФССП России соглашений, а также с использованием сервиса "Личный кабинет стороны исполнительного производства" на официальном интернет-сайте ФССП России.

Окончание исполнительного производства является одной из форм завершения исполнительного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

Постановление об окончании исполнительного производства должно соответствовать требованиям статьи 14 Закона. Кроме того, в постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество (часть 5 статьи 47 Закона).

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Таким образом, постановление об окончании исполнительного производства является основанием для снятия ограничительных мер только в том случае, если они непосредственно указаны в постановлении об окончании исполнительного производства.

Согласно части 2 статьи 69 Закона взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Согласно части 2 статьи 81 Закона в случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона.

Таким образом, если в исполнительном документе указана сумма задолженности, то данная сумма задолженности с учетом иных расходов указывается и в постановлениях судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель при направлении постановления в банки или иные кредитные организации не указывает размер задолженности в случае, если она отсутствует в исполнительном документе (например, исполнительный документ о наложении ареста, выданного судом на основании определения об обеспечении иска). В этом случае арест накладывается на все денежные средства должника, находящиеся в банке.

В случае, если в постановлении о снятии ареста с денежных средств на счете не указан размер денежных средств, с которых необходимо снять арест, то арест снимается со всех денежных средств со счетов, на которые был наложен арест в рамках исполнения постановления.

Указанная позиция предусмотрена новыми форматами электронного взаимодействия с кредитными организациями, которые размещены на официальном сайте ФССП России, электронный ресурс: http://fssprus.ru/mvv_fssp/ ("Постановления об ограничении или аресте и уведомления об их исполнении - Нормативные правовые основания").

При возникновении вопросов по порядку исполнения постановлений судебного банк вправе обратиться за соответствующими разъяснениями к судебному приставу-исполнителю.

При производстве исполнительного розыска должника, его имущества судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, в соответствии с частью 10 статьи 65 Закона вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Законом, а также проводить исполнительно-разыскные действия, необходимые для установления местонахождения должника, его имущества, в том числе обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, включая сведения о лицах и их имуществе, наводить справки, изучать документы. Таким образом, при производстве исполнительного розыска наряду с исполнительными действиями, совершаемыми в соответствии с частью 9 статьи 69 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе использовать разыскной инструментарий, закрепленный статьей 65 Закона, в том числе в целях выявления имущества должника, находящегося в совместной собственности.

Вопрос о необходимости направления судебным приставом-исполнителем в рамках исполнения требований неимущественного характера запросов в банк в отношении третьего лица, не являющегося должником по исполнительному производству, должен рассматриваться исходя из обстоятельств конкретного исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель при направлении запросов в банки или иные кредитные организации не указывает размер задолженности в случае, если она отсутствует в исполнительном документе. Примерами таких исполнительных документов могут служить следующие исполнительные документы:

о наложении ареста на все имущество должника. Так, в соответствии со статьей 230 УПК РФ судья по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещении вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества. Исполнение указанных постановлений возлагается на судебных приставов-исполнителей;

содержащие требования неимущественного характера. Неимущественные требования (например, снос незаконно возведенных строений, ремонт дорог и т.п.) исполняются путем обязания должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) в соответствии со статьей 105 Закона. При этом судебный пристав-исполнитель направляет запросы в целях установления факта наличия у должника денежных средств и возможности исполнения им требований исполнительного документа, а также для последующего взыскания с должника исполнительского сбора, расходов, административных штрафов;

о взыскании периодических платежей (например, о взыскании алиментных платежей при отсутствии на момент направления запроса задолженности).

Согласно заключаемым с кредитными организациями соглашениям о порядке электронного документооборота предусмотрено, что "если остаток задолженности по исполнительному производству в Запросе не указан или указан равный нулю (при принятии судом обеспечительных мер, при взыскании периодических платежей и др.), в ответе Банка на Запрос указываются все счета должника и остаток денежных средств на каждом счете должника".

В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона, если сведений о наличии у должника не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности. При этом у банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя.

Разыскное дело может быть заведено только в рамках возбужденного исполнительного производства. В зависимости от категории исполнительного производства может быть объявлен исполнительный розыск должника, его имущества или ребенка.

Исполнительно-разыскные действия проводятся судебным приставом-исполнителем, на которого приказом территориального органа ФССП России возложены функции по розыску.

При этом исполнительный розыск может осуществлять как судебный пристав-исполнитель, освобожденный от ведения исполнительных производств, так и судебный пристав-исполнитель, ведущий исполнительное производство, в рамках которого объявлен розыск.

Согласно части 3 статьи 70 Закона, если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

Из смысла указанной статьи следует, что в одном постановлении об обращении взыскания указываются все счета должника, если они известны судебному приставу-исполнителю.

При обращении взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях, судебный пристав-исполнитель направляет в банк отдельное постановление об обращении взыскания на денежные средства, в котором судебный пристав-исполнитель поручает банку продать иностранную валюту в размере задолженности и перечислить полученные от продажи денежные средства в рублях на депозитный счет подразделения судебных приставов (статья 71 Закона).

По общему правилу, если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя (статья 9 статьи 70 Закона).

Указанное правило не применяется при исполнении исполнительных документов о взыскании периодических платежей или взыскании неустойки к сумме основного долга.

При наличии оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных Законом, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и направляет в банковские организации, с которыми используется система межведомственного взаимодействия, постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника.

В целях недопущения нарушения прав и законных интересов сторон исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель не дожидается поступления информации от банка о получении соответствующего постановления.

В рамках электронного документооборота направление документов по оконченным и прекращенным исполнительным производствам не предусмотрен.

К моменту вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" информационные системы ФССП России будут доработаны.

При подключении территориальных органов ФССП России к электронному документообороту с банками предусмотрено дублирование документов на бумажном носителе только для пилотных территориальных органов ФССП России: по запросам - в течение 3-х недель, по постановлениям - в течение 5-ти дней с начала взаимодействия. Дублирование необходимо с целью проверки корректности работы программного обеспечения банков.

В последующем документы могут направлять на бумажном носителе в случае наступления следующих обстоятельств:

наличия технических проблем электронного документооборота между ФССП России и банком;

непоступления из банка уведомления об исполнении постановления в течение 7 рабочих дней.

При этом постановления, сформированные на бумажном носителе, должны направляться в банк сопроводительным письмом с указанием на то, что документы не обработаны в рамках электронного документооборота.

Обращение взыскания на заложенное имущество в судебном порядке предусмотрено статьями 349, 350 ГК РФ, статьей 78 Закона.

При определении начальной продажной цены заложенного имущества в случае обращения взыскания на заложенное имущество в судебном порядке судебный пристав-исполнитель определяет начальную продажную цену заложенного имущества исходя из цены, указанной в исполнительном листе об обращении взыскания на заложенное имущество, независимо от того, соответствует ли данная цена рыночной стоимости заложенного имущества.

Если в исполнительном листе об обращении взыскания на заложенное имущество, не относящееся к недвижимым вещам, отсутствует указание на начальную продажную цену заложенного имущества, начальная продажная цена такого имущества определяется в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 340 ГК РФ.

Рекомендованный порядок действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество, в том числе в случае его отчуждения должником в пользу третьих лиц доведен до территориальных органов ФССП России (Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов от 08.12.2015 N 0014/14 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 5.4 Методических рекомендаций, учитывая, что добросовестность приобретения может быть подтверждена в судебном порядке, судебному приставу-исполнителю рекомендуется разъяснять этому лицу в письменной форме право обращения в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

В случае если судом отказано в удовлетворения указанного заявления, судебному приставу-исполнителю рекомендуется разъяснить взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства - должника-залогодателя лицом, которое приобрело у него спорное заложенное движимое имущество.

Отказ взыскателя от хранения имущества должника не является основанием для неисполнения судебного акта о выселении.

В практической деятельности при выселении должника судебный пристав-исполнитель имеет возможность передать имущество в специализированную организацию.

Первый заместитель
директора Федеральной службы
судебных приставов -
первый заместитель
главного судебного пристава
Российской Федерации
О.А.ПОМИГАЛОВА

Задайте вопрос юристу:

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 17 сентября 2020 года N 672

Об обработке персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

Правила обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 1);

Перечень информационных систем персональных данных органов принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 2);

Перечень персональных данных, обрабатываемых в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций (приложение N 3);

Перечень должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (приложение N 4);

Типовое обязательство федерального государственного служащего органов принудительного исполнения Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта (служебного контракта) прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей (приложение N 5);

Типовую форму согласия на обработку персональных данных федерального государственного служащего органов принудительного исполнения Российской Федерации, иных субъектов персональных данных (приложение N 6);

Типовую форму разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные (приложение N 7);

Порядок доступа федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации в помещения, в которых ведется обработка персональных данных (приложение N 8);

Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с предъявляемыми требованиями к защите персональных данных, установленными Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами оператора (приложение N 9);

Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 10);

Правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 11);

Перечень должностей федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных в случае обезличивания персональных данных (приложение N 12).

2. Установить, что ответственным за организацию обработки персональных данных в федеральном органе принудительного исполнения является первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности Управления информационных технологий; ответственным за организацию обработки персональных данных в территориальных органах принудительного исполнения является заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности подразделения по информатизации.

3. Руководителям подразделений федерального органа принудительного исполнения и руководителям территориальных органов принудительного исполнения организовать изучение настоящего приказа и обеспечить его выполнение.

4. Признать утратившими силу:

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Помигалову О.А.

в Министерстве юстиции

30 сентября 2020 года,

регистрационный N 60124

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом ФССП России
от 17 сентября 2020 года N 672

Правила обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Правила обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации о персональных данных, а также определяют для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - орган принудительного исполнения), сроки их обработки и хранения, процедуру уничтожения документов, содержащих персональные данные, при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.

2. Действие Правил не распространяется на отношения, возникающие:

при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4169; 2018, N 1 (ч.I), ст.19) (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ);

при обработке персональных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" ("Российская газета", 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.4845).

3. Обеспечение безопасности персональных данных входит в задачи подразделения по обеспечению информационной безопасности органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения).

II. Категории субъектов персональных данных

4. В зависимости от цели обработки персональных данных обрабатываются персональные данные следующих субъектов персональных данных:

4.1. Персональные данные сотрудников органов принудительного исполнения, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочих и служащих органов принудительного исполнения, состоящих с ФССП России в трудовых отношениях (далее - работники), граждан, претендующих на замещение должностей работников органов принудительного исполнения, - в целях обеспечения кадровой работы, в том числе в целях содействия работникам федерального (территориального) органа принудительного исполнения в прохождении службы (выполнении работы), обучении и должностном росте, формирования кадрового резерва, учета результатов исполнения работниками федерального (территориального) органа принудительного исполнения должностных обязанностей, обеспечения личной безопасности работника федерального и территориального органа принудительного исполнения и членов его семьи, обеспечения работнику федерального (территориального) органа принудительного исполнения установленных законодательством Российской Федерации условий труда, гарантий и компенсаций, сохранности принадлежащего ему имущества и имущества органов принудительного исполнения, а также в целях противодействия коррупции.

4.2. Персональные данные физических лиц, обратившихся в федеральный (территориальный) орган принудительного исполнения в письменной форме или в форме электронного документа, а также с устным обращением, - в целях реализации полномочия по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений.

4.3. Персональные данные лиц, участвующих в исполнительном производстве, граждан-ответчиков по гражданским делам, разыскиваемых на основании судебного акта, детей, разыскиваемых по исполнительным документам об отобрании ребенка, а также персональные данные иных лиц, если это необходимо для полного исполнения исполнительных документов, - в целях осуществления принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4849; 2020, N 31 (ч.I), ст.5048) (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

Персональные данные указанных лиц также могут обрабатываться в целях предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица.

4.4. Персональные данные участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подследственности ФССП России, а также лиц, подлежащих задержанию, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, - в целях реализации задач уголовного судопроизводства.

4.5. Персональные данные участников производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных ФССП России, - в целях реализации полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

4.6. Персональные данные руководителей, учредителей (участников) и работников юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, - в целях предоставления государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр).

4.7. Персональные данные физических лиц, имеющих просроченное денежное обязательство, и иных физических лиц, - в целях осуществления государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

4.8. Персональные данные посетителей зданий и помещений судов, зданий и помещений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения, - в целях соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов, а также помещениях органов принудительного исполнения.

4.9. Персональные данные различных субъектов персональных данных, - в целях ведения статистического учета и отчетности при условии обязательного их обезличивания.

4.10. Персональные данные пользователей официальных сайтов органов принудительного исполнения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Условия и порядок обработки персональных данных субъектов персональных данных в связи с реализацией служебных или трудовых отношений

5. Персональные данные федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения и членов их семей, граждан, претендующих на замещение вакантных должностей гражданской службы, должностей руководителей подведомственных организаций, и членов их семей обрабатываются в целях обеспечения кадровой работы, в том числе в целях содействия в прохождении ими федеральной государственной службы (выполнении работы), формирования кадрового резерва, учета результатов исполнения должностных обязанностей, обеспечения личной безопасности федеральных государственных служащих органов принудительного исполнения, обеспечения установленных законодательством Российской Федерации условий труда, гарантий и компенсаций, сохранности принадлежащего им имущества, а также в целях противодействия коррупции.

6. В целях, указанных в пункте 5 Правил, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

8. Согласие на обработку персональных данных субъекта персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 Правил, полученное в соответствии с пунктом 13 Правил, приобщается к личным делам работников, состоящих с органами принудительного исполнения в трудовых отношениях (пакетам документов граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения, или должностей, не являющихся должностями федеральной государственной службы органов принудительного исполнения).

9. Согласие на обработку персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, указанных в подпунктах 4.2, 4.4, 4.5, 4.8 пункта 4 Правил, не требуется при обработке персональных данных в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обращениях граждан, исполнительном производстве, уголовном судопроизводстве и административных правонарушениях, о судебных приставах согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных пунктом 13 Правил.

10. Согласие на обработку персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, указанных в подпунктах 4.6, 4.7 пункта 4 Правил, не требуется в случае если их обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27 (ч.I), ст.4163; 2019, N 49 (ч.V), ст.6960), либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, согласно пункту 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ.

от 17 июля 2015 года N 354

Об обработке персональных данных в Федеральной службе судебных приставов

(с изменениями на 7 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 октября 2020 года на основании
приказа ФССП России от 17 сентября 2020 года N 672
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

(Абзац дополнительно включен с 9 декабря 2016 года приказом ФССП России от 7 ноября 2016 года N 589)

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации организовать изучение настоящего приказа и обеспечить его выполнение.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьеву Т.П.

Заместитель Министра юстиции

10 июля 2015 года

в Министерстве юстиции

7 августа 2015 года,

регистрационный N 38405

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом ФССП России
от 17 июля 2015 года N 354

Правила обработки персональных данных в Федеральной службе судебных приставов, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований

(с изменениями на 29 июня 2016 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящими Правилами обработки персональных данных в Федеральной службе судебных приставов, устанавливающими процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющими для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований (далее - Правила) определяются цели, содержание и порядок обработки персональных данных, меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в центральном аппарате (территориальных органах) ФССП России, а также устанавливаются процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных.

Настоящие Правила определяют политику ФССП России как оператора, осуществляющего обработку персональных данных.

1.2. Действие настоящих Правил не распространяется на отношения, возникающие при:

организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4169; 2006, N 50, ст.5280; 2007, N 49, ст.6079; 2008, N 20, ст.2253; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4196; 2013, N 7, ст.611; 2014, N 40 (ч.II), ст.5320);

обработке персональных данных, отнесенных в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст.1768; 1997, N 41, ст.4673; 2002, N 52, ст.5288; 2003, N 6, ст.549; N 27, ст.2700; N 46, ст.4449; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2007, N 49, ст.6055, 6079; 2009, N 29, ст.3617; 2010, N 47, ст.6033; 2011, N 30, ст.4590, 4596; N 46, ст.6407; 2013, N 51, ст.6697), к сведениям, составляющим государственную тайну.

1.3. Обеспечение безопасности персональных данных входит в задачи структурных подразделений по обеспечению информационной безопасности центрального аппарата (территориальных органов) ФССП России.

II. Условия обработки персональных данных

2.1. Настоящими Правилами определяется следующие цели обработки персональных данных, относительно субъектов персональных данных.

2.1.1. Персональные данные федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и иных лиц, состоящих с ФССП России в трудовых отношениях, граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России или должностей, не являющихся должностями федеральной государственной гражданской службы ФССП России, обрабатываются в целях обеспечения кадровой работы, в том числе в целях содействия работникам центрального аппарата (территориальных органов) ФССП России в прохождении службы (выполнении работы), обучении и должностном росте, формирования кадрового резерва, учета результатов исполнения работниками центрального аппарата (территориальных органов) ФССП России должностных обязанностей, обеспечения личной безопасности работника центрального аппарата и территориального органа ФССП России и членов его семьи, обеспечения работнику центрального аппарата (территориального органа) ФССП России установленных законодательством Российской Федерации условий труда, гарантий и компенсаций, сохранности принадлежащего ему имущества и имущества ФССП России, а также в целях противодействия коррупции.

2.1.2. Персональные данные физических лиц, обратившихся в центральный аппарат (территориальный орган) ФССП России в письменной форме или в форме электронного документа, а также с устным обращением, обрабатываются в целях их рассмотрения и последующего уведомления о результатах рассмотрения.

2.1.3. Персональные данные лиц, участвующих в исполнительном производстве, граждан - ответчиков по гражданским делам, разыскиваемых на основании судебного акта, детей, разыскиваемых по исполнительным документам об отобрании ребенка, а также персональные данные иных лиц обрабатываются при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в целях осуществления принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).

Персональные данные указанных лиц также могут обрабатываться в целях предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций в электронном виде.

2.1.4. Персональные данные участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подследственности ФССП России, а также лиц, подлежащих задержанию, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, обрабатываются в целях предупреждения преступлений и реализации иных задач уголовного судопроизводства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: