Предмет истории государства и права беларуси и его особенности

Обновлено: 23.04.2024

ИГПБ является составной частью общей истории белорусского народа.

ИГПБ изучает процессы возникновения и развития государства и права на территории Беларуси в их тесной взаимосвязи на различных этапах жизнедеятельности Белорусского народа.

ИГПБ – юридическая наука, является одной из юридических дисциплин, которая изучает политические и правовые институты с момента появления и до наших дней, занимается изучением права , как прошлых времен так и наших дней, рассматривает правовые отрасли и институты.

Объект или объектом изучения ИГПБ является право и законодательство. Право, история его развития.

Предметом изучения ИГПБ общие закономерности и особенности возникновения, становления государства и права Беларуси.

Основные задачи изучения учебного курса ИГПБ следующие:

1. Рассмотрение или изучение исторического хода событий и их хронологической последовательности.

2. Изучение конкретных причин и условий возникновения и развития форм государства и права у белорусского народа в определенный период времени.

3. Систематическое изложение основных фактов и событий вызывавших изменения в области государства и права.

4. Научное объяснение государственно-правовых явлений и изучение основных тенденций их развития.

5. Изучение основных закономерностей развития деятельности органов государственной власти и правовых отношений граждан.

6. Изучение правового положения классов, сословий и других социальных групп населения.

7. Изучение источников права.

8. Рассмотрение отдельных отраслей развития права.

Первые сведения об ИГПБ мы находим в древних летописях. Систематическое исследование в области права начались в 15 начале 16 веков. Первыми книгами на старо белорусском языке были библии, изданные в 1517г. видным просветителем Франциском Скориной. Вопросы государства и права рассматривались в трудах таких выдающихся просветителей 16 века как Микола Гусовский, Симон Будный, Андрей Волан, Лев Сопега и др.

Более систематическая работа государства и права началась в 19 веке. Весомый вклад в изучение проблем развития государства и права внесли известные ученые Чацкий, Роковецкий, Данилович, Норбут, Каялович, Лаппо, Довнар-Запольский и др.

Одним из ведущих белорусских ученых исследовавших проблемы ИГПБ являлся первый ректор БГУ Владимир Иванович Пичета, который написал более 480 работ по этой тематике.

В современной Беларуси проблемы государства и права исследуют две национальные научные школы. Первую представляют ученые исторического и юридического факультетов БГУ Я. А. Юхо, И.А. Юхо, Дербина, Т. Довнар, В.А. Крутолевич, Кузнецов, Самбук и др. Вторая научная школа – Академии МВД, здесь не мало трудов подготовили А.Ф. Вишневский, Чигринов, Шарков, Шелкопляс и др.

1.1 Предмет, цели, задачи, методы, значение курса истории государства и права Беларуси, его место в системе юридических наук

История государства и право Беларуси как наука и учебная дисциплина изучает причины и закономерности возникновения, становления, развития и функционирования государственности, ее правовых институтов народов, которые населяли белорусские земли с далекой древности до настоящего времени. В данном курсе исследуются формы правления, государ­ственного устройства, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и инсти­туты на основе изучения конкретных нормативных актов. Изуче­ние этих государственно-правовых явлений фактически доводится до наших дней и соприкасается с проблемами современного государства и права Беларуси.

Главная цель учебной дисциплины — осмысление и выявление особенностей развития и предназначения белорусской государственности и отечественной правовой сферы. Кроме того, история государства и права Беларуси должна сформировать у студентов правовое мышление. Этот предмет необходим, чтобы дать ясное и глубокое понимание закономерностей исторического процесса, особенностей возникновения и развития белорусской государственности, особенностей смены типов и форм государства в течение столетий, эволюции государственных органов и политико-правовых институтов, смен в правовом положении населения и др.

Изучая и обобщая практику, данная дисциплина помогает формулировать понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.

Задачами курса являются:

изучение причин и общего процесса возникновения тех или других институтов государства и право на Беларуси;

изучение особенностей возникновения и существования этих институтов («белорусская специфика»);

научное истолкование государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития.

Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов. Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой и реальной действительности во многом зависит от методов, т. е. от способов познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает наука, то методы — как, какими способами она это делает. Учение о методах научного познания называется методологией.

Наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных методов. История государства и права Беларуси использует диалектический метод к которому непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному (дедукция), и от конкретного к абстрактному (индукция), исторический, системный, формально-юридический, сравни­тельный, метод государственного и правового моделирования.

Жизненность, социальная значимость истории государства и права Беларуси во многом определяется ее связью с общественной практикой: опыт функционирования государств, факты государственно-правовой действительности слу­жат источником для развития данной научной дисциплины, а реальная действительность обусловливает цели исследования. Таким образом, она носит не только познавательное, но и методологическое и практическое значение.

История государства и право Беларуси изучает только одну из сторон прошлого. В отличие от истории Беларуси, которая изучает общество в целом, предметом данного курса является государство и право. Таким образом, данная дисциплина тесно связана с другими государственно-правовыми дисциплинами: общая теория права, история государства и право зарубежных стран и другими отраслевыми юридическими науками.

Предметом истории государства и права являются общие закономерности возникновения и раз­вития государствен­ных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.

Отсюда задачами науки и учебного курса являются:

1. Изучение конкретных причин и конкретного процес­са возникновения и развития государства и права у бе­лорусского народа в определенное время.

2. Точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве.

3. Научное объяснение государственно-правовых явле­ний и выявление основных тенденций их развития.

Кроме того история государства и права Республики Беларусь по­могает вырабатывать и формировать профессиональное (юридическое) мышление: логическое, аналитическое, критическое.

С точки зрения исторического подхода предметом изучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа в опре­деленный промежуток времени.

Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой и реальной действительности во многом зависит от методов, используемых исследователями, в том числе и научных. Сам термин метод имеет греческое происхождение. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы – это продукты интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Предмет отвечает на вопрос, что изучает наука истории, методы – как, какими способами она это делает.

История государства и права Республики Беларусь – это не собрание определенных фактов и событий о прошлом. Это постоянно развивающаяся наука с присущими ей и вместе с ней развивающимися и обновляющимися методами познания. В связи с этим определим, что методы истории государства и права – это приемы, подходы, способы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией. Каждая из наук пользуется общенаучными (вырабатываемыми для всех наук) и частнонаучными (выработанными специальной наукой) методами.

История государства и права разрабатывает собствен­ные методы исследования государственно-правовых яв­лений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечествен­ной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные сто­роны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического по­тенциала общества.

Философской основой истории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и созна­ния. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирую­щих отношения частной собственности, привело к деле­нию российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в го­сударственном строительстве); закон отрицания отрица­ния (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «сво­бода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских ис­толкований государственно-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредст­венно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном под­ходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особен­ностями. При движении мысли от конкретного к обще­му, абстрактному исследователь может, например, изу­чить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правона­рушения.

На вооружении истории государства и права находит­ся и системный метод познания. Любая система пред­ставляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы го­сударства, второго — нормы права. В целом же государ­ство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в поли­тическую систему, а право — в нормативную систему общества. Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элемен­тов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.

В истории государства и права Республики Беларусь, как и в других историко-правовых науках, наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других.

Традиционен для историко-юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего стро­ения правовых норм и права в целом, анализ источни­ков (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юри­дического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформле­нии компетенции органов государства и т.д. Формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает опи­сать, классифицировать и систематизировать государст­венно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. В наше время, когда закономерно усиливаются ин­теграционные процессы, возрастает роль метода сравни­тельного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-право­вые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последова­тельном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобрета­ет конкретно-социологический метод исследования госу­дарственно-правовых проблем. С его помощью можно вы­явить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Кон­кретно-социологические исследования содействуют раз­работке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных. В рамках конкретно-социологического метода ис­пользуются такие приемы, как наблюдение, анкетирова­ние, интервьюирование, эксперимент и др.

Предмет науки, предмет «Истории государства и права Беларуси», классификация наук, социальные науки, гуманитарные науки, правовые науки, историко-правовые науки.

Вопрос о предмете истории государства и права, равно как и любой иной науки, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Еще предисловие гегелевской "Философии права" заканчивалось словами: "Понятие предмета не является природ­ным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, мо­жет получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о истории и теории не есть нечто такое, чем каждый обладает непо­средственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть поэтому научным".

Каждый более или менее существенный этап в развитии нау­ки всегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотре­нию ее предмета. И это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расшире­ние и качественное изменение тех явлений, которые неизбежно включаются в орбиту исследования, но представляет собой все бо­лее всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их связи и отношения. Научное овладение новыми объектами (или их свойствами), более высокий уровень их познания, необходимость системного к ним подхода и анализа во взаимодействии с другими отраслями знания со временем приводит к преобразованию науки.

Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в данный истори­ческий период, стремясь определить предмет основной и наиболее сложной, многогранной науки в системе общественных наук и, в частности, государствоведения и правоведения — истории государства и права.

История государства и права Республики Беларусь - это наука об изучении одной из сторон про­шлого нашего народа, в частности государственно-пра­вовой надстройки белорусского народа в определенный промежуток времени. Без фундаментального знания историко-правовых явлений и ясного понимания всего хода истории их развития невозможно иметь твердое ми­ровоззрение. Исторический анализ законодательства не­обходим для правильного усвоения действующих норм права и для критической оценки устаревших норм. Предметом изучения общественных наук являются обществен­ное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество от­раслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определен­ную группу общественных явлений, их необходимые и существен­ные связи и отношения.

Предметом истории государства и права, как видно уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения и раз­вития государствен­ных и правовых явлений, а также объективные социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение к другим явлениям общественной жизни в их историческом развитии на определенной территории. История государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях преобразования общества.

С точки зрения исторического подхода предметом изучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа в опре­деленный промежуток времени.

Однако необходимо учитывать и то, что предмет каждой науки обладает не только собственными свойствами, но и соотносится с предметами других наук. Государство и право изучаются не только историей государства и права, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зре­ния множества отраслей юридического знания, что, однако, не оз­начает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые (специальные) юридические науки изучают отдельные сферы, сто­роны, элементы и черты государственно-правовой действительно­сти. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специ­альной) юридической науки. Для того, чтобы определить место «Истории государства и права Беларуси» в системе юридических наук, необходимо знать классификацию последних.

Весь комплекс юридических наук можно условно разбить на следующие основные группы: 1) историко-юридический цикл (все­общая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское право и др.); 2) государственно-правовой цикл (государственное право, кон­ституционное право, государственное право зарубежных стран, ад­министративное право и др.); 3) хозяйственно-правовой цикл (хо­зяйственное право, земельное право, сельскохозяйственное право, трудовое право и др.); 4) гражданско-правовой цикл (гражданское право, семейное право, авторское право и др.); 5) уголовно-правовой цикл (уголовное право, исправительно-трудовое право и др.); 6) процессуально правовой цикл (судоустройство, гражданское про­цессуальное право, уголовное процессуальное право, администра­тивное процессуальное право и др.); 7) международно-правовой цикл (международное публичное право, международное частное право, консульское право и др.).

Каково же место истории государства и права в системе этих наук?

Государство и право подчиняются общим объективным зако­номерностям развития общества. Вместе с тем, будучи относитель­но самостоятельными звеньями общественного бытия, государство и право имеют свои специфические закономерности. В соответст­вии с этим история государства и права изучает основные исторические закономерности возникновения и развития государственно-правовых институтов и соответствующих им явлений.

В отличие от отраслевых юридических научных и учебных дисциплин история государства и права изучает какую-либо одну область, направление или историю государственной и правовой жизни, а не общие и специфические закономерности развития государства и права в целом, как это делает теория государства и права. К примеру, общая теория государ­ства и права не ограничивается исследованием государства и права одной страны, отдельной области или направления государст­венно-правовой жизни, а на основе изучения государства и права различных общественно-экономических формаций, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты. Историко-юридические науки, например, изучают государственно-правовые явления, свойственные отдельным общественно-эко­номическим формациям (основные этапы развития государства и права в различных странах и регионах мира). При этом историко-юридические науки, опираясь на общие закономерности государст­ва и права, раскрывают конкретно-исторические проявления специфических закономерностей развития государственно-правовой жизни отдельных общественно-экономических формаций; они призваны отобразить и объяснить исторический ход развития государственно-правовой действительности во всей ее конкретности и хронологической последовательности. В отличие от историко-правовых наук содержанием общей теории государства и права являются не отдельные, а именно об­щие закономерности государственно-правовых явлений.

Это совсем не означает, что общая теория государства и права игнорирует спе­цифические закономерности государственно-правовых явлений раз­личных общественно-экономических формаций. Без учета особенных и даже отдельных закономерностей развития государственно-правовых явлений различных формаций вообще невозможно по­нять их общие закономерности, но основным, центральным ее со­держанием являются общие закономерности развития государственно-правовых явлений, действующие во всех или по крайней мере в ряде общественно-экономических формаций.

Необходимость выделения из системы юридических наук истории государства и права как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют такие объективные закономерности развития государственно-правовых явлений, такие существенные их связи и отношения, которые являются общими, присущими конкретному явлению данного рода и без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых (специальных) юридических наук. Так, например, без общей истории государства невозможно выяс­нить особенности, отличающие друг от друга различные исторические типы государств; без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и т. д. Ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей специальной сферы знаний.

Каждая отраслевая (специальная) юридическая наука, взятая в отдельности, отражает лишь отдельную, хотя и существенную, сторону всеобщей связи государственно-правовых явлений, как ме­жду собой, так и с окружающим общественным бытием, фиксирует лишь некоторые моменты, части и черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь понятиями, выработанными теми или ины­ми отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя воз­можности выяснить связи между различными областями государ­ственно-правовой действительности, обнаружить закономерности исторического развития государства и права в целом, определить их место и роль в общественной жизни.

Так, даже доскональное и глубокое знание гражданского или земельного законодательства не может дать пол­ного представления о значении права в жизни общества, его роли в межличностных отношениях. Задача истории государства и права состоит в том, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенден­ции исторического закономерного развития государственно-правовых явлений в последовательности, объяснить и показать, в частности, их роль в регулировании отношений между людьми на конкретной территории, в управлении жизнедеятельностью национального об­щества.

Выводы, положения и особенности истории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому исследования истории государства являются необходимыми для других юридических наук, имеющими фундаментальное значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет от­раслевых юридических наук. Формулируя общие научные законо­мерности развития государственно-правовых явлений всех обще­ственно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотношения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, история государства и права благодаря этому вносит фундаментальное единство в исследование государственных и правовых проблем. При этом история государства и права опирается также на достижения отрас­левых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизиру­ет их выводы. В общеисторическом мышлении эти выводы, интегрируясь, обогащаются и совершенствуются на высшем уровне син­теза. Общие закономерности развития государственно-правовой действительности, основываясь на особенных и отдельных законо­мерностях, вовсе не сводятся к последним, а, синтезируя их, реаль­но существуют и действуют самостоятельно через особенные и от­дельные закономерности развития этой действительности.

1. Дать понятие и раскрыть содержание предмета «Истории государства и права Беларуси».

2. Каким образом «История государства и права Беларуси» взаимодействует с другими науками и учебными дисциплинами?

3. Что изучают социальные, гуманитарные, естественные науки? Классификация наук.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1)Предмет, задачи и историография курса «История государства и права Беларуси»

Предметом изучения истории государства и права Республики Беларусь являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права у белорусского народа с древних времен до наших дней, научное отражение особенностей процесса всемирного исторического развития государственных институтов и правовых норм на территории, которую ныне занимает наша страна.

Задачи изучения данного учебного курса сводятся к следующему:

  1. изучение конкретных причин и конкретных условий процесса возникновения и развития форм государства и права у белорусского народа в определенный период времени;
  2. точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в области государства и права;
  3. научное объяснение логики формирования государственно-правовой действительности и выявление основных закономерностей ее проявления.

Первые сведения об истории государства и права Беларуси дошли до наших дней из древних летописей и хроник. С конца XV - начала XVI вв. исследования в этой области знаний стали приобретать системный характер.

Так, Ф, Скорина в предисловии к «Библии» подчеркнул, что право в целом и каждый закон соответствуют своему времени. Концепцию построения государства, основанного на идее подчинения каждого праву, развил в «Песне о зубре» Н. Гусовский. Резко выступал против наличия в обществе неравенства, и в частности холопства, С. Будный. Все люди в государстве должны быть свободными - вторил ему А. Волан. Во всем должен верховенствовать закон - провозглашал Л. Сапега.

В XIX веке весомый вклад в историографию проблемы внесли Т. Чацкий своей двухтомной монографией «О литовском и польском праве. », С. Линдэ книгой «О литовском статуте. », И. Раковецкий исследованием «Русская правда. », а также И. Данилович, М. Коялович, И. Лаппо, Н. Довнар-Запольский и др. На рубеже Х1Х-ХХ вв. ряд важных работ опубликовали А. Левиций, А. Яблоновский, Е. Езерский и др. Они обратили внимание на то, что теоретические разработки в области права выдвинули Великое княжество Литовское на передовые позиции в мире.

Более 480 работ по истории государства и права Беларуси подготовил один из ведущих советских ученых В. И. Пичета. Системный анализ основ феодального права ВКЛ впервые выполнил С. В. Юшков.

2)Образование государств-княжеств у восточнославянских народов в IX - XIII веках, их характеристика.

3) Становление феодального общественного строя в государствах-княжествах в IX - XIII веках, социальная структура населения.

Классовая структура общества в период 1Х-ХИ вв. еще четко не определилась: шло формирование двух основных классов - феодалов и феодально зависимых людей. К этому времени сложились следующие социальные группы: князья, бояре, духовенство, сильные мужи, купцы, а также ремесленники, простые люди, служанины, крестьяне, холопы, челядь и др. Феодально зависимое население было обязано уплачивать подати или дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорожную, сторожевую) в пользу феодала или государства. Появляется феодальная зависимость — когда крестьянин трудился на земле феодала и был обязан хозяину определёнными повинностями (отработка, дань); в отличие от рабов, феодально зависимые люди были лично свободными и зависели от феодала лишь экономически, поскольку у них не было собственной земли. Способы образования класса феодально зависимых людей:
посажение холопов на землю;
попадание свободных в долговую зависимость;
насильственное принуждение бывших свободных общинников платить дань и выполнять повинности в пользу феодала.

4) Политический строй государств-княжеств на территории Беларуси в IX - XIII веках и система органов власти и управления. В начале данного периода термина «государство» не существовало: употреблялись термины «земля», «город», «княжество» (под городом подразумевался замок феодала и близлежащие поселения подданных). Каждая «земля» имела свой политический центр - стольный город. По форме правления они представляли собой монархию, по типу государственного устройства - унитарное государство.

Высшими органами были князь, совет или дума (рада), вече (сейм). Князь выступал в качестве главы государства и дворцовой администрации. Он имел право решать все вопросы, важнейшие из которых (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) ему полагалось решать только после обсуждения в совете или на вече. Это свидетельствует о том, что власть монарха была ограниченной. К тому же ему надлежало учитывать мнение православной церкви - епископа, игумена.

Возведение князя на престол происходило по-разному. Чаще всего на престол избирался один из наследников, но считалось в порядке вещей также и приглашение кандидата на этот пост со стороны. Вступление князя на престол проходило в соответствии со специально разработанным ритуалом. Процедура предусматривала принятие князем присяги, по которой он давал обещание охранять территорию и защищать интересы подданных, соблюдать сложившиеся традиции. Условия вступления князя на престол закреплялись в договоре. Такой политический режим следует считать демократическим.

Княжеская рада не имела постоянного состава. Князь мог приглашать на совещание всех, кого желал, но ему не позволялось игнорировать мнение наиболее влиятельных лиц в государстве. Если бы подобное случилось, то При отсутствии князя все руководство государственными делами сосредоточивалось в руках членов рады.

Вече (сейм) - наиболее древний орган государственной власти. Оно возникло одновременно с государством у всех древних славянских народов. Словами «вече», «снем», «сейм» или «сойм», а позже «копа», «купа» обозначалось всякое собрание народа. Вече созывалось в определенном месте, чаще всего на торговой площади, возле церкви. Его полноправными участниками считались только свободные главы семейств. Для признания кворума достаточным требовалось присутствие не просто большинства населения, но при этом самой влиятельной его части.

Функции органов управления исполняли специальные должностные лица. Посадник являлся наместником князя. Он избирался на вече. В его обязанности входило вместе с князем судить виновных, участвовать в разработке.

Тысяцкий также избирался на вече или назначался князем на неопределенный срок. Подвойский следил за исполнением решений вече и распоряжений князя. Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун.

В отдаленных местностях земель действовали местные органы власти в лице наместников, волостелей, старцев.

5)Основные концепции происхождения названия «Белая Русь», «Беларусь»

Термин "Белая Русь" впервые встречается в летописях под 1135 г. по отношению к Владимиро-Суздальскому княжеству. Со второй половины XII в. этим термином обозначались на картах также московские, смоленские и псковские земли. После XV в. это название для обозначения Московской Руси уже не употребляется.

Белорусские земли впервые упоминались под сегодняшним названием только в 1305 г. на страницах Ипатьевской летописи. Первоначально это название относилось только к Полоцкой земле. С первой половины XVII в. оно твердо закрепилось за восточной частью Беларуси.

Происхождение этнонима «Белая Русь» исследователи в разные времена объясняли по-разному: в связи с красотой земли (Макарий, XVI в.), из-за множества снега (С. Герберштейн, XVI в.), как свободная и независимая (В. Татищев, XVIII в.), как независимая от монголо-татар (М. Лю-бавский, XIX в.), из-за обилия белого цвета в одежде населения (Е. Карский, начало XX в.) и др. Наиболее вероятным является трактовка слова «белая» как синонима терминов «центральная» (в географическом смысле), а также «важная», «главная», «наиболее значительная» земля, центр (в политическом смысле).

6.Древнее право государств-

княжеств на территории Беларуси в IX - XIII веках и его основные черты. В древности господствующим было обычное право. Оно представляло собой систему неписаных правовых норм, которые возникли непосредственно из общественных отношений и потом были санкционированы государством.

Характерной чертой древнего обычного права являлись идеи формального равноправия свободных граждан, а также полного бесправия холопов и челяди невольной при очевидных и неоспоримых льготах представителей пирамиды власти. Особенностьюбыла разъединенность, выражавшаяся в том, что в каждом государстве-княжестве действовало свое собственное местное обычное право. Объектом права в этот период являлись только физические лица, а также имущество. Нормы права охраняли частную собственность, регламентировали порядок ее передачи по договорам и обязательствам. Договоры заключались при свидетелях или в присутствии таможенника.

Объективная сторона состояла из покушения на преступление (вынул меч, но не ударил) и законченного деяния.

Субъектом выступала любая личность, кроме холопа: за холопа ответственность нес хозяин.

Субъективной стороной считались намерение и неосторожность. Развитие и укрепление феодальных отношений получило отражение в нормах гражданского и уголовного права. В первую очередь это отразилось на установлении разной правоспособности простых людей и феодалов. Наиболее полной правоспособностью владели князья, бояре и высшие слои духовенства. Меньшей правоспособностью обладали свободные люди, которые находились в вассальной зависимости от крупных землевладельцев. Еще более ограниченной была правоспособность феодальног зависимых крестьян. Холопы и челядь невольная владели незначительной правоспособностью. В зависимости от классовой принадлежности потерпевшего и преступника устанавливалась и разная степень уголовной ответственности. Более высокая ответственность предусматривалась за злодеяния в отношении лиц господствующего класса. Выявление и доставка преступника в суд должны были, как правило, осуществляться самим потерпевшим. К имущественным преступлениям относились разбои, кража (татьба), уничтожение имущества, поджог, конокрадство, злостный неплатеж долга. Высшей мерой наказания считались поток и разграбление (нередко убийство, раздача имущества, продажа в холопы). В семейном праве главное внимание уделялось браку. Личные отношения внутри семьи строились на основе подчинения жены мужу.

В древнем праве женщины пользовались значительной защитой и уважением. За проступки в отношении женщины налагалось более суровое наказание.

7) «Русская правда», Договор 1229 г. с Ригой и Готским берегом как источники раннефеодального права в государствах-княжествах в IX - XIII веках.

8.) Образование и становление ВКЛ, его административно-территориальное деление в XIV - XV веках. Основателем Великого няжества Литовского стал Миндовг (годы княжения - середина 30-х годов и до 1263 г.), приглашенный новогород-цами на княжеский престол. После насильственной смерти Миндовга в 1263 году княжеский пост занял его сын Войшелк. Новый князь продолжил дело отца, присоединив к ВКЛ Нальшаны (северо-запад Беларуси) и Деволту (территорию между

Литвой и Нальшанами). Его преемник Тройдень (1270-1282 гг.) расширил территорию ВКЛ за счет Гродно. При Витене (годы княжения 1293-1316 гг.), последнем князе Новогородского периода ВКЛ, в состав княжества на основе договора («ряда») в 1307 году вошло Полоцкое княжество, а также был присоединен город Берестье. Начиная со второй половины XIII века доминирующая роль Новогородской земли в Великом княжестве Литовском из-за усиливавшихся вторжений крестоносцев стала падать, что и привело к необходимости переноса в 1323 году столицы ВКЛ в Вильно.

Данное решение принял великий князь Гедимин, сын Витеня. Он расширил рубежи государства, присоединив Минск, Витебск, Турово-Пинскую, а также Волынскую и Галицкую земли. В дальнейшем при великом князе Витовте территория ВКЛ стала простираться от Балтийского до Черного морей, она составила около 900 тыс. кв. км. Административно-территориальное устройство ВКЛ сложилось не сразу, а сформировалось в процессе развития страны. В XIII - XIV вв. территория делилась на две части - центральную (главную) и земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть составляли земли под общим названием «Литва» - Новогородская, Менская, Городенская, Слуцкая, Пинская, Туровская и др. К землям прислушивающимся относились земли Полоцкая, Витебская, Волынь, Подолье, Жмудь, Киевская, Смоленская,Чернигово-Северская и др. Усложнение административно-территориального деления произошло в годы правления Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральную часть в целях усиления обороны пришлось разделить на два военно-административных округа - Трокский и Виленский. Первый был ориентирован на организацию отпора крестоносцам, а второй - на защиту рубежей от продвижения войск Московской Руси. Впервые воеводства в ВКЛ были учреждены в 1413 году. В начале XVI в. в ВКЛ была проведена территориально-административная реформа, в результате которой появились еще пять воеводств - Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Виленский сейм 1565-1566 гг. разделил ВКЛ на 30 поветов и 13 воеводств. В каждом воеводстве было разное количество поветов: в Новогрудском - 3, Витебском, Минском, Брестском - по 2. В составе Новогрудского повета сохранялось как отдельная, административная единица Слуцкое княжество, которое находилось под властью князей Олельковичей. Руководителями в воеводствах были воеводы, в поветах - старосты.

9))Общественный строй ВКЛ ( XIV - XVI вв) Под воздействием процесса феодального развития социальная структура общества начала усложняться. Помимо оформления основных классов ~ феодалов и феодально зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие, шляхта, духовенство, мещане.

В этот перод существовали следующие социальные группы, князья, паны радные, паны хоруговые, крупная шляхта, купцы, ремесленники, крестьяне-данники, крестьяне-огородники. Возникли новые социальные группы населения - крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом и др. Сохранялись еще рабы, которые с 1588 года получили название челяди дворовой.

К наиболее привилегированной части населения относились князья, паны радные, паны хоруговые - представители именитых родов. Другую зажиточную группу составляли средние феодалы, которые именовались в XVI в. земянами-шляхтой и владели «хорошей оселостью», т. е. добрым именем. Третью группу составляли мелкие феодалы, которые имели зависимых крестьян и небольшие отношении было выше, чем простые люди. В сословие шляхты входили и свободные люди, которые жили своим трудом, а также арендаторы, но все они уже не входили в состав класса феодалов. Князья и паны пользовались всей полнотой имущественных, личных и политических прав.

Следующее сословие - духовенство - занимало менее привилегированное, но также неподатное положение. Оно имело право владеть землей и зависимым населением, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении государством, подавать жалобу самому монарху, освобождалось от уплаты государственных налогов и др. Среди крестьян выделялись следующие социальные группы: в зависимости от повинностей - тяглые, осадные, данники, слуги, огородники; по степени феодальной зависимости - непохожие и похожие; в зависимости от принадлежности ~ помещичьи, государственные, церковные.

Наиболее зажиточные крестьяне, которые выполняли военную повинность или несли иную службу (в качестве посыльных, организаторов охоты и др.), именовались боярами, боярами путными, панцирными, боярами-слугами. Основную часть феодально зависимого крестьянства составляли люди тяглые, осадные, огородники и данники. Тяглый двор владел одной волокой земли и выполнял ряд повинностей: отрабатывал барщину по 2 дня в неделю, ремонтировал мосты, дороги, нес охранную службу, заготавливал сено для барского стада и др. Основной их повинностью являлся выход на панщину 1 раз в неделю. Самой бесправной частью населения оставались холопы - челядь невольная. Их численность значительно сократилась, так как феодалы были заинтересованы переводить данных людей на положение огородников.

10)Правовое положение шляхты в социальной структуре ВКЛ ( XIV - XVI века)

Под воздействием процесса феодального развития социальная структура общества начала усложняться. Помимо оформления основных классов ~ феодалов и феодально зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие, шляхта, духовенство, мещане.

В этот перод существовали следующие социальные группы, князья, паны радные, паны хоруговые, крупная шляхта, купцы, ремесленники, крестьяне-данники, крестьяне-огородники. Возникли новые социальные группы населения - крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом и др. Сохранялись еще рабы, которые с 1588 года получили название челяди дворовой.

К наиболее привилегированной части населения относились князья, паны радные, паны хоруговые - представители именитых родов. Другую зажиточную группу составляли средние феодалы, которые именовались в XVI в. земянами-шляхтой и владели «хорошей оселостью», т. е. добрым именем. Третью группу составляли мелкие феодалы, которые имели зависимых крестьян и небольшие поместья.

В сословие шляхты входили и свободные люди, которые жили своим трудом, а также арендаторы, но все они уже не входили в состав класса

Князья и паны пользовались всей полнотой имущественных, личных и политических прав. Их поместья-вотчины представляли собой «государство в государстве». Они даже имели собственные вооруженные отряды.

Земяне-шляхта занимали второстепенные должности в государственном аппарате и находились в вассальной зависимости от князей и панов.

Все три сословия феодалов составляли сословие шляхты, которое в правовом отношении было выше, чем простые люди. Осноная часть шляхты владела землей (причем в неограниченных размерах), имела право беспошлинно вывозить продукцию своих хозяйств за границу, участвовать в управлении государством, судиться только своим шляхетским судом, лично подавать жалобы монарху и др. Приобретение статуса шляхетства могло наступить в связи с признанием таких прав по происхождению или в связи с присвоением князем. Потеря шляхетской годности (достоинства) могла наступить по решению суда в связи с совершенным преступлением, а также в том случае, если шляхтич начинал получать средства к существованию ремеслом или торговлей.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: