Правовые принципы демократического государства

Обновлено: 18.04.2024

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа.

Рассмотрим разные значения, которые вкладывают в это слово.

Под демократией также понимается :

  • Особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех её участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • Некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • Политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Какие же признаки и принципы характерны для демократии?

Признаки демократии

Основные признаки демократии это:

  • закреплённое законодательно, и отражённое в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие.
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей.
  • все граждане государства имеют равное право на своё участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики.
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Принципы демократии

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их.

Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.

Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.

Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.

Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определённой внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтёры) и т. д.

Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на:

  1. Жизнь,
  2. Свободу,
  3. Безопасность
  4. Равенство
  5. Участие в политической жизни
  6. Тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что всё, что не запрещено законом, разрешено к исполнению.

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определённых людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определёнными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством.

Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.

Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства.

Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы.

Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.

Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

Понятие демократического государства

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

  • отдельные граждане, их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Дру­гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

Готовые работы на аналогичную тему

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Многовековая история становления и развития человеческого общества, политики, государственности демонстрирует существование различных средств и методов осуществления государственной власти, существование которых, в конечном итоге выливается в установление в государстве одного из трех видов политического режима – авторитарного, тоталитарного и демократического.

При этом в современной политологической литературе, несмотря на наличие определенных недостатков демократического государства, соответствующая форма организации признается наиболее совершенной, в том числе в связи с высокой степенью признания и обеспечения прав и свобод отдельного индивида и социальных групп.

В целом, демократическое государство в настоящее время принято определять следующим образом:

Демократическое государство – государство, форма устройства и направленность деятельности которого соответствуют воле всего народа, а также общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Современное демократическое государство предполагает широкое участие граждан и их объединений в осуществлении верховной государственной власти. При этом соответствующие формы участия могут быть различны, отличаться своей непосредственностью, например при участии во всенародных выборах или референдуме, или представительной формой реализации, например – через деятельность парламента, иных выборных органов государственной власти и т.д.

Принципы демократического государства

В основе построения и функционирования демократического государства лежат определенные начала именуемые принципами демократического государства, в числе которых принято выделять следующие:

  1. Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина – основополагающий принцип демократического государства, в основе которого лежит то, что только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства;
  2. Принцип народовластия, которые предполагает то, что в качестве носителя суверенитета и основного источника власти в демократическом государстве выступает ее народ. При этом власть в демократическом государстве может осуществляться народом непосредственной путем участия в референдуме или свободных выборах органов государственной власти, либо в рамках институтов представительной демократии;
  3. Принцип идеологического и политического многообразия (плюрализма). Применительно к идеологическому многообразию данный принцип предполагает невозможность установления в демократическом государстве какой-либо идеологии в качестве государственной и единственно приемлемой. Политический плюрализм предполагает существование в государстве различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, многопартийность, деятельность политических объединений и т.д.
  4. Принцип многообразия форм экономической деятельности, который предполагается наличие свободного рыночного хозяйствования, в условиях которого государством гарантируется свободы экономической деятельности, поощряется и гарантируется конкуренция, обеспечивается разнообразие и равноправие всех форм собственности и их правовая защита.

Таким образом, современное демократическое государство представляет собой такую форму организации, которая основываясь на демократических принципах обеспечивает реализацию прав и свобод человека, признавая их высшей ценностью

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: