Правовые основания и способы изменения государственной территории

Обновлено: 28.03.2024

В Декларации принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашены принципы нерушимости границ и территориальной целостности. Как уже отмечалось, данные принципы запрещают насильственные действия по изменению территорий государств. Вместе с тем международное право допускает правомерные способы изменения государственной территории.

В ХХ в. наиболее существенную роль в качестве юридического основания территориальных изменений сыграл принцип самоопределения народов. Реализация этого принципа привела к крупным территориальным изменениям, вследствие которых на политической карте мира появилось множество новых государств в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

Способы реализации данного принципа могут быть разными — вооруженная борьба, решение парламента, плебисцит (референдум).

Плебисцит — это всенародное голосование по вопросу государственной принадлежности определенной территории. Оно может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и в соответствии с международным договором. Организация и контроль за его проведением могут поручаться государственному органу или международной организации. Плебисцит был впервые проведен в период Великой французской революции 1789 — 1794 гг., со временем он стал широко признанным институтом международного права. В 1944 г. Исландия на основе плебисцита вышла из Датского королевства и стала независимой республикой; в 1945 г. в Монгольской Народной Республике был проведен плебисцит, в ходе которого народ этого государства выразил свою волю сохранить независимость от Китая; в 1993 г. провинция Эритрея посредством плебисцита выразила свое решение отделиться от Эфиопии.

Во внутригосударственной и международной практике вместо термина “плебисцит” иногда используется термин “референдум”. Существенной разницы между этими понятиями нет. Однако плебисцит проводится чаще всего для решения территориальных вопросов, а референдум — по вопросам принятия, изменения или отмены внутренних законов, конституции и т. п.

При реализации принципа самоопределения народов необходимо помнить, что все основные принципы международного права взаимосвязаны и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов. Другими словами, осуществление данного принципа не должно причинять ущерба принципу территориальной целостности государств. В конкретной действительности достичь гармоничного сочетания этих принципов подчас довольно трудно, на пример, проблема Тибета в Китае, Чечни в России, создания курдским народом независимого государства Курдистан. Если на почве международного права не удается найти решение этих проблем, то необходимо искать политические средства для достижения компромисса, проявляя добрую волю и терпимость друг к другу.

Правомерным способом территориальных изменений также является цессия. Цессия — это передача части территории одного государства другому на основе соглашения между ними. Цессия обычно осуществляется на возмездных началах, т. е. требует компенсации в денежной или иной форме. Как правило, в порядке цессии уступаются небольшие участки государственной территории с учетом географических особенностей местности. В 1947 г. Финляндия цессировала СССР за определенную сумму небольшой участок своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоси. А годом раньше СССР уступил Афганистану часть водной территории Амударьи. Но иногда может иметь место цессия в отношении значительного по площади участка государственной территории. Так, в 1867 г. на основе международного соглашения Россия уступила США в качестве цессии Аляску (1519 тыс. кв. км)[95] за 7,2 млн. долларов.

В международной практике может иметь место также двойная цессия или обмен территориями. Так, в 1951 г. СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинского воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР, так как эти территориальные участки и их население экономически тяготели к смежным районам СССР и Польши.

В связи с тем, что цессия юридически оформляется в виде международного соглашения, то, кроме прочих требований правомерности данной сделки, необходимо соблюсти все условия действительности международных договоров. При этом следует помнить, что цессия отличается от аренды территории, так как при цессии участок государственной территории уступается другому государству на вечные времена, а не на определенный срок, как это имеет место при международно-правовой аренде.

Правомерным способом территориальных изменений выступает также отторжение части территории государства-агрессора в качестве санкции за агрессию и меры, направленной на предотвращение агрессии в будущем с отторгаемых территорий. Подобные исключительные меры были применены против Германии и Японии по окончании Второй мировой войны, и они не рассматривались как аннексия.

1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств

3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.

Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.

Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:

1. Способность передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе передавать и приобретать территорию.

2. Наличие правового титула на территорию.

Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно,

поскольку государственная территория не является собственностью

правительства, а достоянием всего данного государства.

28.Государственные границы: понятие, виды, значение

Государственной границей считаются линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю­щие государственную территорию от территории, на кото­рую суверенитет государства не распространяется.

Границы госу­дарственной территории:

Сухопутные границы устанавли­ваются на основе договоров между сопредельными госу­дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест­ности. Существует три типа сухопутных границ:

1) орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, грани­цы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению при­брежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы­ходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения терри­тории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плос­кость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плос­кость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сло­жившиеся границы», признанные сопредельными госу­дарствами в результате длительного их соблюдения.

· демаркация - уточнения сопредельными государства­ми линии границы, которая была или могла быть измене­на в результате природных или исторических факторов.

· редемаркация - проверка ранее демаркированной грани­цы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

· делимитации - установления границы между государ­ствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и неруши­мости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанав­ливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения государственной гра­ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ­водственной, транспортной и иной деятельности в рай­оне государственной границы.

Значение границ обусловлено тем, что они определяют пределы территории государств, Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или, наоборот, объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны: внешнюю – право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и незаселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом, можно выделить два способа изменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций);

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).

ПЛЕБИСЦИТ – это свободное волеизъявление народа по осуществлению принадлежащего ему суверенного права путем тайного голосования решать вопрос о государственной принадлежности своей территории. Плебисцит как одну из форм территориальных изменений следует отличать от референдума. В отличие от плебисцита, являющегося международно-правовым институтом, референдум – институт внутреннего права государств, применяется для решения вопросов формы правления, конституционных проблем, государственного устройства и т.п.

ЦЕССИЯ, или уступка территории, – это передача одним государством определенной части территории другому государству по соглашению между ними. Таким образом, цессия может быть признана правомерной только при наличии равноправного договора, заключенного между соответствующими государствами.

Согласно современному международному праву цессия должна происходить на компенсационной основе (в денежной или иной форме). Так, например, по договору между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Финляндия уступила Советскому Союзу участок территории размером 176 кв.км. За этот участок и находившиеся на нем здания и сооружения СССР выплатил Финляндии единовременно 700 млн. финских марок.

Другой формой цессии является обмен. В 1951 г. СССР обменялся с Польшей небольшим участком в Драгобычском районе Украины. Во всех этих случаях передача территории должна оформляться заключением договора между соответствующими государствами.

Условия цессии могут включать предоставление права транзита через границу, создания на территории другого государства зон и портов, права пользования водами, протекающими по территории другого государства. Эта форма получила название международных сервитутов, т.е. это обоюдовыгодное ограничение суверенитета одного государства в интересах другого государства или государств (например, право почтового транзита).

В силу того, что в основе территориальных разграничений в современном международном праве лежит принцип самоопределения наций, договоры о цессии, совершенные в нарушение этого принципа, следует квалифицировать как неправомерные, а сторона, чьи суверенные права нарушены, имеет все основания их отвергнуть.

Особым видом правомерных территориальных изменений является отторжение от государства-агрессора той части его территории, которая неоднократно служила плацдармом для агрессии. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 г. от Германии была отторгнута Восточная Пруссия, которая вошла в состав Польши и частично – СССР (ныне-Калининградская обл.). Такие территориальные изменения являются одной из форм реализации международно-правовой ответственности государств за совершение агрессии.

Современное международное право признает и временное изменение государственной территории путем ее аренды. Международно-правовая аренда территории – это предоставление одним государством другому определенного участка своей территории для использования в обусловленных взаимным соглашением целях и на установленный срок. При этом государство-арендатор получает не суверенные, а лишь строго определенные права на временное целевое использование арендованной территории, а территориальное верховенство остается за государством-арендодателем. За пользование арендуемой территорией выплачивается арендная плата в установленном размере. По истечении срока действия договора аренда, естественно, прекращается.

В международно-правовой литературе к основаниям территориальных изменений также относятся ПРИРАЩЕНИЕ (аккреция) и ПРИСУЖДЕНИЕ (адъюдикация) территории.

При этом под приращением понимают присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам сухопутной территории (например, намыв нового острова на пограничной реке, изменение ее русла, сооружение дамб, отводящих морские воды и увеличивающих береговую часть территории). Приращение оформляется соответствующим договором или соглашением.

Под присуждением понимают присуждение территории по решению Международного суда ООН. Этот способ территориальных изменений приобретает правовую основу только в результате заключения конкретных соглашений между соответствующими государствами, признающими обязательную юрисдикцию Международного суда ООН.

Государственной территориейявляется такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.

Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Это положение подтверждается судебной практикой (в начале 80-х гг. спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе. Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца).

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом.Примеры: Калининградская область РФ, доступ, в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отдаленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой.

Территория государства может изменяться в результате:

разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией);

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);

обмена государственными территориями по соглашению сторон (в 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применение мер ответственности за агрессию (отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии – уступки права на территорию (в настоящее время не используется);

аренда территории – это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа – сроком на 50 лет).

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или, наоборот, объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны: внешнюю – право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и незаселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом, можно выделить два способа изменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций);

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).

ПЛЕБИСЦИТ – это свободное волеизъявление народа по осуществлению принадлежащего ему суверенного права путем тайного голосования решать вопрос о государственной принадлежности своей территории. Плебисцит как одну из форм территориальных изменений следует отличать от референдума. В отличие от плебисцита, являющегося международно-правовым институтом, референдум – институт внутреннего права государств, применяется для решения вопросов формы правления, конституционных проблем, государственного устройства и т.п.

ЦЕССИЯ, или уступка территории, – это передача одним государством определенной части территории другому государству по соглашению между ними. Таким образом, цессия может быть признана правомерной только при наличии равноправного договора, заключенного между соответствующими государствами.

Согласно современному международному праву цессия должна происходить на компенсационной основе (в денежной или иной форме). Так, например, по договору между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Финляндия уступила Советскому Союзу участок территории размером 176 кв.км. За этот участок и находившиеся на нем здания и сооружения СССР выплатил Финляндии единовременно 700 млн. финских марок.

Другой формой цессии является обмен. В 1951 г. СССР обменялся с Польшей небольшим участком в Драгобычском районе Украины. Во всех этих случаях передача территории должна оформляться заключением договора между соответствующими государствами.

Условия цессии могут включать предоставление права транзита через границу, создания на территории другого государства зон и портов, права пользования водами, протекающими по территории другого государства. Эта форма получила название международных сервитутов, т.е. это обоюдовыгодное ограничение суверенитета одного государства в интересах другого государства или государств (например, право почтового транзита).

В силу того, что в основе территориальных разграничений в современном международном праве лежит принцип самоопределения наций, договоры о цессии, совершенные в нарушение этого принципа, следует квалифицировать как неправомерные, а сторона, чьи суверенные права нарушены, имеет все основания их отвергнуть.

Особым видом правомерных территориальных изменений является отторжение от государства-агрессора той части его территории, которая неоднократно служила плацдармом для агрессии. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 г. от Германии была отторгнута Восточная Пруссия, которая вошла в состав Польши и частично – СССР (ныне-Калининградская обл.). Такие территориальные изменения являются одной из форм реализации международно-правовой ответственности государств за совершение агрессии.

Современное международное право признает и временное изменение государственной территории путем ее аренды. Международно-правовая аренда территории – это предоставление одним государством другому определенного участка своей территории для использования в обусловленных взаимным соглашением целях и на установленный срок. При этом государство-арендатор получает не суверенные, а лишь строго определенные права на временное целевое использование арендованной территории, а территориальное верховенство остается за государством-арендодателем. За пользование арендуемой территорией выплачивается арендная плата в установленном размере. По истечении срока действия договора аренда, естественно, прекращается.

В международно-правовой литературе к основаниям территориальных изменений также относятся ПРИРАЩЕНИЕ (аккреция) и ПРИСУЖДЕНИЕ (адъюдикация) территории.

При этом под приращением понимают присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам сухопутной территории (например, намыв нового острова на пограничной реке, изменение ее русла, сооружение дамб, отводящих морские воды и увеличивающих береговую часть территории). Приращение оформляется соответствующим договором или соглашением.

Под присуждением понимают присуждение территории по решению Международного суда ООН. Этот способ территориальных изменений приобретает правовую основу только в результате заключения конкретных соглашений между соответствующими государствами, признающими обязательную юрисдикцию Международного суда ООН.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: