Правовые механизмы стимулирования развития конкуренции адвокатирование конкуренции понятие и виды

Обновлено: 25.04.2024

В завершение хотелось бы несколько слов сказать о таком явлении конкурентной политики, как адвокатирование конкуренции. Это понятие уже упоминалось, когда мы говорили о целях и задачах конкурентного регулирования и конкурентной политики. Данное понятие используется в мировой практике конкурентного регулирования, в трудах зарубежных и отечественных ученых, занимает свое место в отечественном конкурентном регулировании. Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от понятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рассматривается и как самостоятельный элемент конкурентной политики, обладающий собственным содержанием. Под

надежная правовая поддержка

"Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник"

(Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы Конс.

Дата сохранения: 02.05.2022

антимонопольной политикой ученые понимают комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Это понятие отличается от понятия конкурентной политики , которая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В. Князева, в европейской практике эта политика получила название "адвокатирование конкуренции" .

Князева И.В. Указ. соч. С. 189 - 191.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентоспособности российской экономики .

Там же. С. 189 - 191.

Таким образом, адвокатирование конкуренции может пониматься в узком и широком смыслах. В узком смысле это понятие подразумевает комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При широком же подходе адвокатирование конкуренции может выступать как синоним конкурентной политики в целом и включать в себя все возможные меры государственной политики, направленные на обеспечение и развитие здоровой конкурентной среды в обществе, включающие как непосредственное правовое регулирование и контроль в сфере отношений

надежная правовая поддержка

"Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник"

(Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы Конс.

Дата сохранения: 02.05.2022

конкуренции и монополии, так и государственные меры пропагандистского характера, направленные на обеспечение конкурентных задач развития экономики. С нашей точки зрения представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конкурентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики. А под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурентной политики. На этой же точке зрения стоят и авторы проекта Целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции. В проекте данной Программы "адвокатированием конкуренции" называется деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции .

В целях и в рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться различные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общественными организациями, частными лицами, гражданами, вестись активная информационная политика в рамках государственных, частных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Так, проект Целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции предусматривал семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, и освещение результатов деятельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов иностранных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной политике и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация

и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах федеральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессиональными союзами и

Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от по­нятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рас­сматривается и как самостоятельный элемент конкурентной полити­ки, обладающий собственным содержанием.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на де­монополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барь­еров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созда­нию равных условий для всех участников рынка и формированию об­щественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, кото­рая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъ­ектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В. Князева, в европейской практике эта по­литика получила название «адвокатирование конкуренции».

Антимонопольная политика (в узком смысле) - мероприятия анти­монопольных органов и органов по регулированию деятельности субъ­ектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных норматив­но-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика (в ши­роком смысле) - круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентноспособности продукции и услуг националь­ных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономи­ческой политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конку­рентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную дея­тельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информацион­ные функции для обеспечения рыночных условий предприниматель­ской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к от­дельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конку­рентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конку­ренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной полити­ки являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения ка­чества жизни и конкурентноспособности российской экономики'.

Адвокатирование конкуренции (в узком смысле) - это комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рын­ка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком;

Адвокатирование конкуренции (в широком смысле) - синоним кон­курентной политики в целом и включает все возможные меры госу­дарственной политики, направленные на обеспечение и развитие здо­ровой конкурентной среды в обществе, включающие как непосредст­венное правовое регулирование и контроль в сфере отношений конкуренции и монополии, так и государственные меры пропаганди­стского характера, направленные на обеспечение конкурентных задач развития экономики.

Представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конку­рентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество, и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики, а под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурент­ной политики.

В рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться раз­личные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общест­венными организациями, частными лицами, гражданами, вестись ак­тивная информационная политика в рамках государственных, част­ных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирова­ния конкуренции предусматривает семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на попу­ляризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонополь­ного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, на­правленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направ­ленных на предупреждение нарушений антимонопольного законода­тельства и законодательства о рекламе, и освещение результатов дея­тельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов ино­странных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной полити­ке и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах фе­деральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессио­нальными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке норма­тивно-правовых документов;

- работа экспертных советов ФАС России.

В Целевой ведомственной программе ФАС России определяются также цели и задачи этой программы, позволяющие получить пред­ставление о целях и задачах адвокатирования конкуренции.

Цель программы — «повышение эффективности системы инфор­мирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприме­нительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики.

Задачи программы, направленными на достижение этой конечной цели:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в прак­тику работы государственных органов власти и органов местного са­моуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания общест­вом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по во­просам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии ре­шений антимонопольным органом по вопросам создания благопри­ятной конкурентной среды в России.

В работе антимонопольных органов сегодня, пожалуй, одним из наиболее острых является вопрос связанный с адвокатированием, защитой конкуренции. Под адвокатированием конкуренции понимается создание таких условий, прежде всего, информационных, при которых всем участникам рыночного процесса будет понятна необходимость соблюдения требований добросовестной конкуренции, эффективность конкурентных подходов, обязательность соблюдения положений законодательства.

Адвокатирование конкуренции – сравнительное недавнее направление конкурентной политики (конец 20 – начало 21 века).

Адвокатирование конкуренции – набор видов деятельности антимонопольных органов, направленных на укрепление конкурентной среды, экономической активности посредством использования механизмов, которые не относятся к системе принуждения к соблюдению установленных правил и ориентированные главным образом на осознание выгод конкуренции.

Основное содержание:

1.Обеспечение эффективного правоприменения антимонопольного законодательства.

2.Расширение числа объектов конкурентной политики (помимо основных сюда включаются также суды, общественность, законодательные органы).

Основные функции:

1.Информирование участников рынка о содержании антимонопольных норм.

2.Снижает возможность создания норм антимонопольными органами, которые будут противоречить духу конкурентной политики.

3.Создание и развитие конкурентной культуры.

Основанием для применения адвокатировния является недостаточность антимонопольного регулирования в целях конкуренции.

ФАС – орган, осуществляющий адвокатирование конкуренции.

В рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться различные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общественными организациями, частными лицами, гражданами, вестись активная информационная политика в рамках государственных, частных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции предусматривает семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, и освещение результатов деятельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов иностранных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной политике и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах федеральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессиональными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами гос власти и мсу для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке нормативно-правовых документов;- работа экспертных советов ФАС России.

Цель программы — «повышение эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики.

Задачи программы, направленные на достижение этой конечной цели:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в практику работы гос органов власти и мсу, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания обществом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по вопросам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии решений антимонопольным органом по вопросам создания благоприятной конкурентной среды.

В завершение хотелось бы несколько слов сказать о таком явлении конкурентной политики, как адвокатирование конкуренции. Это понятие уже упоминалось, когда мы говорили о целях и задачах конкурентного регулирования и конкурентной политики. Данное понятие используется в мировой практике конкурентного регулирования, в трудах зарубежных и отечественных ученых, занимает свое место в отечественном конкурентном регулировании. Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от понятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рассматривается и как самостоятельный элемент конкурентной политики, обладающий собственным содержанием. Под антимонопольной политикой ученые понимают комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В.Князева, в европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции»[475].

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентноспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентноспособности российской экономики[476].

Таким образом, адвокатирование конкуренции может пониматься в узком и широком смыслах. В узком смысле это понятие подразумевает комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При широком же подходе адвокатирование конкуренции может выступать как синоним конкурентной политики в целом и включать в себя все возможные меры государственной политики, направленные на обеспечение и развитие здоровой конкурентной среды в обществе, включающие как непосредственное правовое регулирование и контроль в сфере отношений конкуренции и монополии, так и государственные меры пропагандистского характера, направленные на обеспечение конкурентных задач развития экономики. С нашей точки зрения, представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конкурентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики. А под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурентной политики. На этой же точке зрения стоят и авторы проекта Целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции. В проекте данной программы «Адвокатированием конкуренции называется деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции[477].

В целях и в рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться различные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общественными организациями, частными лицами, гражданами, вестись активная информационная политика в рамках государственных, частных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Так, Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренциипредусматривал семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, и освещение результатов деятельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов иностранных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной политике и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах федеральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессиональными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке нормативно-правовых документов;

- работа экспертных советов ФАС России.

Представляется, что в определенном смысле включение в государственный образовательный стандарт высшего юридического образования дисциплины «Антимонопольное (конкурентное) право» также можно рассматривать как элемент адвокатирования конкуренции.

В указанном проекте Целевой ведомственной программе ФАС России определяются также цели и задачи этой программы, позволяющие получить представление о целях и задачах адвокатирования конкуренции. Целью программы постулируется «повышение эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики. Задачами программы, направленными на достижение этой конечной цели, являются:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов власти и органов местного самоуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания обществом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по вопросам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии решений антимонопольным органом по вопросам создания благоприятной конкурентной среды в России.

В завершение хотелось бы несколько слов сказать о таком явлении конкурентной политики, как адвокатирование конкуренции. Это понятие уже упоминалось в общей части нашего курса, когда мы говорили о целях и задачах конкурентного регулирования и конкурентной политики. Данное понятие используется в мировой практике конкурентного регулирования, в трудах зарубежных и отечественных ученых, занимает свое место в отечественном конкурентном регулировании. Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от понятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рассматривается и как самостоятельный элемент конкурентной политики, обладающий собственным содержанием.

│ Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на│

│демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами│

│концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и│

│недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и│

│обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда│

│и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех│

│участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития│

Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В. Князева, в европейской практике эта политика получила название "адвокатирование конкуренции" .

Князева И.В. Указ. соч. С. 189 - 191.

Антимонопольная политика (в узком смысле) - мероприятия антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

Государственная антимонопольная (конкурентная) политика (в широком смысле) - круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентоспособности российской экономики .

Князева И.В. Указ. соч. С. 189 - 191.

│ Адвокатирование конкуренции (в узком смысле) - это комплекс│

│пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их│

│правах и обязанностях перед обществом и рынком; │

│ адвокатирование конкуренции (в широком смысле) - синоним│

│конкурентной политики в целом и включает все возможные меры│

│государственной политики, направленные на обеспечение и развитие здоровой│

│конкурентной среды в обществе, включающие как непосредственное правовое│

│регулирование и контроль в сфере отношений конкуренции и монополии, так и│

│государственные меры пропагандистского характера, направленные на│

│обеспечение конкурентных задач развития экономики. │

Представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конкурентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество, и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики, а под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурентной политики. Эту точку зрения разделяют и авторы проекта Целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции. В проекте данной программы "Адвокатированием конкуренции называется деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции" .

В рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться различные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общественными организациями, частными лицами, гражданами, вестись активная информационная политика в рамках государственных, частных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции предусматривает семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, и освещение результатов деятельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов иностранных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной политике, и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах федеральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессиональными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке нормативно-правовых документов;

- работа экспертных советов ФАС России.

В Целевой ведомственной программе ФАС России определяются также цели и задачи этой программы, позволяющие получить представление о целях и задачах адвокатирования конкуренции.

Цель программы - "повышение эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики.

Задачи программы, направленными на достижение этой конечной цели:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов власти и органов местного самоуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания обществом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по вопросам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии решений антимонопольным органом по вопросам создания благоприятной конкурентной среды в России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: