Правовой ресурс государства это

Обновлено: 24.04.2024

Правовые ресурсы - это правовая информация, содержащаяся на специализированных вэб сайтах государственных органов, частных организаций, общественных объединений, правовых ассоциаций адвокатов, юристов, праовозащитников. Такой подход раскрывает соответствующую дефиницию в узком смысле. В широком понимании под правовыми ресурсами понимается все, что связано с правом, в частности, с нормативными правовыми, подзаконными актами и другими источниками как российского, так и международного права. Правовые ресурсы сети Интернет, как мне кажется, обладают особым, специфическим статусом в виртуальном пространстве как нашей страны, так и в планетарном масштабе. К слову, так случается, что мы, граждане (с точки зрения цивилистики) вступаем в различного рода общественные отношения и, к сожалению, нередко возникают случаи, когда, мы сами того не подозревая, становимся жертвой мошенников, нечистых на руку предпринимателей, торговцев и других участников гражданского оборота. Одной из причин развития событий в таком русле является как раз таки незнание своих и чужих прав и обязанностей. Для решения столь значимой задачи и существуют различные правовые ресурсы, которые обеспечивают людей, граждан необходимыми правовыми знаниями. Помимо всего прочего, бывают и такие ситуации, которые грозят возникновением еще более серьезных последствий чем потеря упущенной выгоды или собственных материальных благ, например, реальная уголовная ответственность, которая также возникает из - за незнания закона, хотя нельзя и упускать случая об умышленных противоправных деяниях. В любом случае своевременное обращение к нужным правовым ресурсам или консультация профессионала в области юриспруденции может в корне изменить дальнейшую судьбу индивида. На сегодняшний день существуют консалтинговые фирмы, которые осуществляют консультации в реальном времени, что позволяет скоординировать свои действия в определенной ситуации, что стало возможно благодаря Интернету. Что же, пожалуй, необходимо обратиться к наглядным примерам правовых ресурсов сети Интернет.

Какие правовые ресурсы существуют на сегодняшний день в информационном пространстве Российской Федерации?

Государственная власть – это способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью государственного принуждения и от имени государства. Государственная власть возникает с возникновением государства.

Государственная власть призвана обеспечивать функции государства. На ее основе осуществляются:

1) управленческо-обеспечительная;

2) и охранительная функции государства.

Компоненты государственной власти.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) субъект власти;

2) объект власти;

3) содержание властной деятельности (властеотношение);

4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти (методы);

5) ресурсы власти.

1. Субъектом государственной властимогут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица.

2. Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3. Содержание властеотношенийявляется одним из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект навязывает свою волю объекту, направляет действия и поведение подвластных в определенное русло.

4. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, относятся:

4.2. и принуждение.

Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами (идеологическими, социально-психологическими) с целью формирования взглядов и представлений о сущности государственной власти, ее целей и функций.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать в интересах государства.

Государственное принуждение бывает:

2) и неправовым (имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным).

5. В процессе властеотношений используются ресурсы государственной власти– совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти.

Виды государственных ресурсов.

1. В соответствии со стимулами и правилами воздействия:

1. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

2. Принудительные –это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства.

3. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

2. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества выделяют следующие государственные ресурсы:

1) экономические (материальные) ресурсы;

2) социальные;

3) культурно-информационные;

4) идеологические, силовые.

2.1. К материальнымресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

2.2. Социальныересурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их.

2.3. Культурно-информационныересурсы – это знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций.

2.4. Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения.

2.5. Силовыересурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ [1].

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2].

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

1. Библиотечная сеть Российской Федерации. В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:

- публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);

- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);

- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

- библиотечную систему высших учебных заведений;

- сеть муниципальных библиотек;

- сеть сельскохозяйственных библиотек;

- другие системы и сети.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

1. Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн. единиц хранения;

2. Российская национальная библиотека — 30 млн. единиц хранения;

3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.

Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.

Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения (без координационного центра - ГПНТБ).

Библиотеки РАН (Российская академия наук) объединены в четыре системы:

система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн. единиц хранения;

система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн. единиц хранения.

Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн. единиц хранения.

Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.

1. Архивный фонд Российской Федерации. Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов [3].

В архивных фондах хранится управленческая документация (78 %), документы по личному составу (19 %), научно-техническая информация (2 %).

1. Государственная система статистики - представляет собой совокупность, которая позволяет осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование информационных технологий и технических средств.

2. Государственная система научно-технической информации. В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся [5]:

1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;

2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;

3. Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;

4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;

6. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;

7. Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;

8. Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;

9. Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;

10. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам, по стандартизации, метрологии и сертификации;

12. Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;

13. Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;

14. Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;

15. Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);

16. Ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.

Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

Таким образом, в ходе анализа государственных информационных ресурсов, было установлено, что существуют структуры, которые имеют информационные ресурсы, удалось выявить универсальные информационные системы и органы научно технической информации.

Правовые информационные ресурсы Интернета можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По видам владельцев сайта – государственные организации, коммерческие организации, общественные объединения, образовательные учреждения, частные лица и т.п.

2. По отраслям права – теория государства и права, гражданское право, авторское право, информационное право и т.д.

3. По характеру содержания (контента) – каталоги правовых ссылок, научные публикации, правовые базы данных, сборники нормативных документов, предложение юридических услуг и пр.

4. По национально-территориальному признаку.

5. По охвату предполагаемой аудитории – международные, общероссийские, региональные и местные ресурсы.

Многие сайты трудно отнести к той или иной категории, так как они содержат комбинацию различных вариантов. Cайты могут содержать подборку нормативных документов, статьи, форум т.д.. Один и тот же сайт может попадать одновременно в несколько категорий классификации.

Как было отмечено ранее, пользуясь поисковыми системами, можно получить списки ссылок на правовые ресурсы,. В многочисленных поисковых каталогах обычно есть соответствующие разделы правовой тематики. Они могут называться по-разному. Так, например, в каталоге Яндекс есть раздел «Общество», внутри которого есть подраздел «Власть». В каталоге поисковой системы Google также есть раздел «Общество», а в нем подразделы «Политика» и «Право». В поисковой системе АПОРТ есть раздел «Общество», в котором представлены следующие подразделы:

· Армия и вооружение

· Право и законодательство

· Религия и духовность

· Публикации и аналитика

Правовая тематика представлена и на зарубежных каталогах..На главной странице зарубежного каталога Yahoo! есть категория Government,в которой есть раздел Law@.Список каталога Yahoo! является конкретным примером возможного варианта классификации зарубежных правовых ресурсов.

Для более полного или более конкретного поиска правовой информации в той или иной области права следует пользоваться поисковыми машинами. Оценить эффективность различных поисковых машин, можно, если использовать разные поисковики для одного и того же запроса. Это вызвано тем обстоятельством, что со временем происходит модернизация программного обеспечения поисковых машин, появляются новые поисковые сервисы, и в лидеры по качеству поиска могут выходить разные поисковые системы.

Можно сопоставить поиск по запросу «Правовые ресурсы интернет» в различных поисковых системах и сравнить полученные результаты.

Поисковая машина Google в последнее время заслужила популярность во всем мире, в том числе и в России. Поиск (на начало июля 2008 года) показал примерно 386 тысяч ссылок. Система ориентирована на поддержку русского языка, поэтому результаты отображаются корректно и удобно. Поисковая система использует механизм ранжирования информации, поэтому в начало списка попадают наиболее популярные ресурсы, удовлетворяющее запросу.

Статистика поиска по запросу «Правовые ресурсы интернет» следующая: найдено сайтов – 48926, документов – 4624886. Ссылки могут быть отсортированы по релевантности и по дате, и сгруппированы по сайтам и по документам. В остальном принципиальных отличий от других поисковых систем у Rambler нет.

Результат: лучшие 10000(7641 сайт) из 90416 документов Форма выдачи результатов на экран – список, содержащий необходимую информацию.

Найдено около 2млн. ссылок. На одной странице показывается по 10 ссылок. Параметры поиска поддаются корректировке в специальном окне «Настройки».

Иностранные поисковые машины дали в ответ на запрос «Правовые ресурсы интернет» следующие результаты:

Найдено 1 млн. 970 тыс. результатов поиска. Результат поиска, несмотря на англоязычный интерфейс, удобен для дальнейшей работы.

Поисковая система дает в списке 1млн. 960 тыс. результатов – примерно столько же, сколько и AltaVista.

В ответ на введенный запрос, как видно из рассмотренных примеров, поисковые системы выдали очень большое количество ссылок. Если провести анализ релевантности, то есть соответствия результата поставленной задаче, то качество результата почти всех систем нельзя признать удовлетворительным.

При большом количестве ссылок приходится сначала анализировать их аннотацию, заголовки сайтов, фрагменты, содержащие ключевые слова. Уже на этом, первом этапе исключается, как правило, больше половины ссылок. На втором этапе приходится конкретно просматривать содержимое найденных сайтов. При этом также выясняется, что большая часть сайтов не содержит нужной информации. Наконец, в целом ряде случаев приходится повторять запрос, задавая другое сочетание ключевых слов. Часто приходится включать расширенный поиск – либо применяя язык запросов, либо используя форму для задания дополнительных условий поиска.

Ресурсы органов государственного управления как необходимое и сложное явление, еще не рассматриваются системно как на практи­ке, так и в науке.

Именно ресурсы органов госуправления выступают после целепо-лагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как из­вестно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение гра­ждан и функционирование институтов общества, протекающий цик­лически, системно, с использованием комплекса средств для достиже­ния его цели и преобразования общественных отношений[43]. Термин «ресурсы» означает средства, запасы, возможности, источники че­го-либо[44]. Ресурсы органов госуправленияэто все средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способ­ность и возможность управляющего воздействия. Особое значение име­ют природные и человеческие ресурсы — самые ценные и к тому же ограниченные. К ним управленцам стоит относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

К таким средствам, методам и благам относятся:

— ресурс права, причем право здесь понимается в самом широ­ком смысле, не только конституции, законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей;

— ресурс демократии как соответствующей системы самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод, антипод демонии власти;

— ресурс организации как упорядочения, рационализации системы госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

— ресурс знания в самом широком смысле, включая информаци­онно-технологические возможности общества, формирующие мента­литет госслужащих, социально-психологические стереотипы поведе­ния, социальные и моральные нормы людей.

Можно, очевидно, объяснить ресурсы через определенные матери­альные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. И. Л.Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние кото­рых обеспечивает качественную деятельность управленческих струк­тур[45], выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, фи­нансовые, научные, технологические.

Нехватка, некомплектность ресурсов является часто причиной бед. Если ресурсов выделено недостаточно, работники понимают, что за­дание бессмысленно и соответственно относятся к нему. Цель уже не служит стимулом. Так, расхождение между словом и делом (призывом и неподкрепленными ресурсами) убивает желание и возможность дос­тичь повышения эффективности, производительности в работе орга­низации. Это определяет проблему совершенствования ресурсного обеспечения системы госуправления.

Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количествен­ном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности лич­ного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед сис­темой задачи не числом, а умением.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение со­ответствующего оборудования и экспертов, и т. д. Естественно, совер­шенствование ресурсного обеспечения требует предварительного ана­лиза потребностей системы, конкретных органов госуправления и сте­пени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто вы­деляет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы — это источ­ник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо наро­да, в Интересах дела. Бывает, что правительственная программа полно­стью достигла целей,- решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности; бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продви­нувшись к цели. В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение перспективной работы или на новую программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это — это общая болезнь администраторов. Причина здесь в основном в нежелании лишиться выделенных средств.

Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального об­раза, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализа­ции цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой — та со­вокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Неоптимальность целей, взятых в качестве руководства к дейст­вию, часто выделяется уже после .того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

Вся история человечества свидетельствует, что формулирование целей государственного управления — дело крайне сложное. "Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управле­ния и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную опре­деленность целей госуправления).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: