Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Обновлено: 23.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность 79-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Дисциплинарная ответственность 79-фз

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 58 "Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по соблюдению порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде увольнения не соответствуют требованиям ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, поскольку дисциплинарное взыскание применено к истцу с нарушением предусмотренного данной нормой закона срока, так как дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка и позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 58 "Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что период проведения служебной проверки, а также период временной нетрудоспособности истца подлежат исключению из установленного частью 4 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" месячного срока применения дисциплинарного взыскания, срок привлечения истца к дисциплинарной ответственностью ответчиком не нарушен."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дисциплинарная ответственность 79-фз

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия
(Ломакина Л.А.)
("Журнал российского права", 2019, N 12) Лица, допустившие коррупционные правонарушения, могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а по Закону N 79-ФЗ - к дисциплинарной ответственности.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2) Увольнение в связи с утратой доверия в качестве дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения (п. 1.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) важно отграничить от прекращения служебного контракта по инициативе нанимателя в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных законодательством (п. 13 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).

Нормативные акты: Дисциплинарная ответственность 79-фз

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" 14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также - гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 "О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации". Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.


В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова : дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственная служба, дисциплинарные взыскания, служебная проверка.

Государственная служба на сегодняшний день является одним из важнейших институтов социального управления государственного типа. Современный этап развития российской государственности характерен повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления.

В настоящее время система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов [58].

Важность рассмотрения сущности и содержания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена тем, что служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. В связи с этим, все совершенные ими дисциплинарные проступки оказывают негативное влияние как на дисциплину в конкретном государственном органе, но и могут затрагивать интересы всей службы в государственных органах в целом [10, с. 43].

Характерным признаком дисциплинарной ответственности выступает то, что ее меры могут быть применены к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, которое вправе назначать служащего на государственную должность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих преследуют одну важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы [11, с. 1030].

В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимаются меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

В статье 192 ТК РФ [1] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3]. Так, в ст. 57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер. Цель данного взыскания направленно на исправление поведения государственного служащего. Увольнение с гражданской службы — самое строгое взыскание в действующем законодательстве, применяемое к госслужащим.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности.

Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего.

Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем. Увольнение с гражданской службы необходимо отличать от такой категории как «освобождение от замещаемой должности». Последняя не предполагает увольнение лица с гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, а подразумевает под собой только включение лица в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурной основе.

Федеральным законом № 329-ФЗ [4] в Закон о государственной гражданской службе были введены статья 59.1, предусматривающая дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, статья 59.2, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

Так, Ю.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку при вынесении в отношении ее данного дисциплинарного взыскания не приняты во внимание ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы. Кроме того, проверка проведена с процедурными нарушениями, в состав комиссии был включен государственный служащий Т. А., который проводил ревизию дел у них в отделе и который потом проводил служебную проверку в отношении истицы, что указывает на его явную заинтересованность в исходе дела, так как ему нужно было отстоять свои выводы, сделанные при ревизии путем наложения взыскания на истицу.

Однако суд не согласился с доводом истицы указав, что ссылка на заинтересованность лиц состоявших в комиссии по служебному разбирательству, в частности, Т.А. носит предположительный характер и не нашла своего подтверждения, ввиду того, что по общему правилу под гражданскими служащими, которые могут проявлять прямую либо косвенную заинтересованность в результатах проверки, следует понимать тех лиц, которые, являясь гражданскими служащими — сослуживцами лица, в отношении которого проводится проверка, непосредственно заинтересованы в ее результатах (например, сам гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка; возможно, его непосредственный начальник (подчиненный) или потерпевшее от действия (бездействия) гражданского служащего лицо). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. Между тем истец на наличие между Ю. В. и Т. А. родственных, дружеских либо неприязненных отношений не указывала. Не является Т. А. и непосредственным начальником Ю. В.

Кроме того, доводы истицы о том, что при назначении наказания не были учтены все ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы также не имеют правого значения. Положительные характеристики — это смягчающие вину обстоятельства, которые влияют на тяжесть наказания, а не обстоятельства, исключающие наличие состава дисциплинарного проступка. Ю.В. было назначено наказание в виде выговора, которое является вторым по тяжести взысканием перед неполным служебным соответствием и увольнением, то есть, не самое суровое наказание в норме закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. В связи с чем, оснований для признания приказа о применении дисциплинарного взыскания за его чрезмерной суровостью суд не усматривает.

Таким образом, суд пришел к выводу о принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований [7].

Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами ТК РФ заключается также в системе применения мер к государственным служащим.

Порядок применения к служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка [9, с. 119]. Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, который прямо или косвенно заинтересован в её результатах. Здесь значение приобретает такая категория как «конфликт интересов», под которой Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. Если такие действия не предпринимаются, то результаты служебной проверки не могут считаться действительными, поскольку личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с его должностными обязанностями и влияет на исход дела.

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О указано, что положения части 4 статьи 58 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, закрепляя порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливая сроки наложения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеют целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий [6].

Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:

– если служащий временно не может выйти на работу (болезни, травмы);

– если служащий находится в отпуске;

– если проводится служебная проверка;

– если служащий отсутствует на службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т. п.).

Если в течение года госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается.

При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Производство по дисциплинарным делам государственных служащих является той сферой общественной деятельности, в которой существенно затрагиваются права, свободы и законные интересы личности. Любые действия должностных лиц по возбуждению, рассмотрению дисциплинарных дел, применению мер обеспечения производства по делу, должны обеспечивать реализацию основных задач дисциплинарного производства, права и законные интересы его субъектов и участников, защиту государственного служащего от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности [8, с. 152].

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом. Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения. Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, служащий, государственная служба, дисциплинарное взыскание, служебная проверка, гражданская служба, дисциплинарный проступок, взыскание, государственная гражданская служба, вид выговора.


В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, а также эффективность мер государственного принуждения и правовых санкций, предусмотренных действующим законодательством.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих, дисциплинарный проступок, дисциплинарные взыскания, эффективность мер дисциплинарного воздействия.

The article deals with topical issues of improving the legal regulation of disciplinary responsibility of civil servants, as well as the effectiveness of measures of state coercion and legal sanctions provided by the current legislation.

Keywords: disciplinary responsibility of civil servants, disciplinary misconduct, disciplinary sanctions, the effectiveness of disciplinary measures.

Юридическая ответственность выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания отрицательных последствий, которые зафиксированы в санкции правовой нормы.

Дисциплинарная ответственность направлена на предоставление дисциплины в рамках служебных подчинений. Меры дисциплинарной ответственности используются не надведомсвенными органами, то есть судом, арбитражем, инспекциями, а непосредственно должностным лицом организации или учреждения, где осуществляет свою трудовую деятельность нарушитель дисциплины.

На сегодняшний день встречаются и факты, содержащие незаконное привлечение работников к дисциплинарной ответственности. Это в свою очередь отражает негативное отношение к исполнению своих непосредственно трудовых обязанностей работников, в этом случае можно наблюдать сокрытие фактов наказания со стороны работодателя, что может привести к снижению правовых гарантий работников. Данный факт можно объяснить слабо разработанной в законодательстве процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и дисциплинарного процесса в целом.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность сотрудников органов власти отвечать за противоправные неисполнения и ненадлежащие исполнения трудовых обязанностей, то есть за дисциплинарный проступок и претерпеть соответствующие неблагоприятные последствия, которые предусмотрены санкциями норм трудового законодательства.

Говоря о нормах, регулирующих дисциплинарную ответственность гражданских служащих, стоит отметить, что в этой сфере правоотношений большее влияние оказывает цель законодателя — обеспечение прав и свобод граждан.

Представляется верной точка зрения Ю. Б. Носовой о том, что при рассмотрении вопроса эффективности норм о дисциплинарной ответственности гражданских служащих следует различать собственно эффективность правовых норм и эффективность применения правовых норм [4]. В первом случае оценивается необходимость установления той или иной нормы в законодательстве, а во втором — то, как закрепленная норма реализуется на практике, достигаются ли с помощью нее поставленные цели.

Обстоятельства, способствующие эффективности правовых норм, являются условиями или факторами эффективности. В зависимости от стадии правового регулирования условия эффективности классифицируют следующим образом: условия, относящиеся к самой правовой норме, относящиеся к деятельности правоприменительных органов, и относящиеся к поведению и правосознанию граждан.

Соответственно, эффективность норм о дисциплинарной ответственности гражданских служащих зависит от своевременного и грамотного реформирования служебного законодательства, а также от наличия верных процессуальных норм и средств осуществления и соблюдения служебно-правовых норм, что делает применение дисциплинарной ответственности более упорядоченной.

Не менее важное значение для эффективности данных правовых норм имеет и личное отношение к установленным правилам самими гражданскими служащими: насколько ответственно они выполняют свои обязанности, осуждают ли тех, кто совершил дисциплинарный проступок.

Одним из негативных факторов, снижающим эффективность норм о дисциплинарной ответственности, является коррупция. В целях борьбы с этим негативным явлением был принят специальный Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», кроме того, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрены отдельные статьи (ст. 59.1–59.3), регулирующие основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Противодействие коррупции осуществляется посредством мер, установленных вышеназванным законом. Это, в частности, обязанность гражданских служащих представлять информацию о доходах и расходах (ст. 8 и 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»), уведомлять о склонении их к совершению коррупционного правонарушения (ст. 9), запрет на открытие счетов, хранение денежных средств в иностранных банках, расположенных вне территории Российской Федерации (ст. 7.1). В целях избежания возникновения конфликта интересов устанавливается обязанность гражданских служащих в случае, если они обладают акциями, ценными бумагами, передать их в доверительное управление (ст. 12.3), а также обязанность организации принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3).

Говоря о коррупции как о факторе, снижающим эффективность норм о дисциплинарной ответственности, стоит отметить то, что в результате кардинальных изменений в обществе и государстве, произошедших в 90-е гг. XX в., когда коррупция приобрела широкие масштабы, на сегодняшний день она существенно затормаживает экономическое развитие страны и установление уважительного отношения к закону в обществе, кроме того, постоянное сталкивание с проявлениями коррупции формирует у граждан недоверие к государственным органам.

Государственная гражданская служба направлена на выполнение многих социальных функций, соответственно, и деятельность служащих имеет своей целью осуществление этих функций. В том случае, когда возникают факты коррупционного поведения служащих, тогда социальные цели служебной деятельности подменяются личными, материальными целями конкретного служащего. Как правило, коррупционные проступки на службе проявляются в использовании своего должностного статуса для получения разного рода благ, за что предусматривается дисциплинарное взыскание. К сожалению, эти коррупционные правонарушения сложно в полном объёме учитывать и систематизировать, поскольку служебным законодательством не предусмотрен единый перечень дисциплинарных коррупционных правонарушений и мер ответственности за их совершение.

Помимо этого, не все нормы, установленные служебным законодательством, способны эффективно бороться с коррупцией вследствие недостаточно разработанного механизма их реализации.

Например, законодательством предусмотрена обязанность гражданских служащих передавать ценные бумаги и акции в доверительное управление, если владение ими может привести к конфликту интересов. Высказываются точки зрения, согласно которым для более эффективного действия данной нормы необходимо принять отдельный закон «О передаче в доверительное управление имущества государственных служащих», где были бы установлены гарантии сохранности переданного имущества, а также предусмотреть не только дисциплинарную, но и гражданскую ответственность за несоблюдение данной обязанности.

Еще одна обязанность, которая требует корректировки — это запрет на занятие предпринимательской деятельностью. На практике этот запрет часто не работает. Учеными выдвигаются предложения о том, чтобы разрешить незначительной, менее оплачиваемой категории государственных служащих участвовать в предпринимательстве в тех организациях, которые не имеют прямого отношения к государственной гражданской службе. Это предложение представляется целесообразным, так как коррупционные правонарушения в большинстве случаев совершаются именно по причине низкой заработной платы отдельных гражданских служащих.

Необходимо устранить не менее важный фактор снижения эффективности правовых норм дисциплинарной ответственности гражданских служащих — недостаточное правосознание гражданских служащих.

Многие гражданские служащие воспринимают свою служебную деятельность не как службу, заключающуюся в выполнении государственных функций, обеспечении нормального взаимодействия государства и общества, а как возможность обладать определёнными привилегиями, в связи с чем и происходят нарушения дисциплинарных норм. Действительно, по результатам проводимых исследований «. госслужба сейчас привлекает людей возможностью решать личные проблемы (58 %), высоким статусом (51 %), шансом получать левые доходы (46 %) и льготы для себя и семьи (37 %)» [7].

Поскольку в последнее время активизировалась деятельность по реформированию государственной гражданской службы, то в рамках этих реформ необходимо уделить внимание требованиям к уровню правового сознания гражданских служащих, так как во многом от них зависит обеспечение прав и законных интересов граждан. Отсутствие в настоящее время нравственных сдерживающих факторов отрицательно отражается на возможности правового регулирования служебного поведения.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» предусматривает нормы о требованиях к служебному поведению гражданского служащего, согласно которым на него возлагается обязанность не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, не допускать возникновения конфликтных ситуаций, вследствие которых может быть нанесен ущерб репутации самого служащего или государственного органа и т. д. В целях наиболее правильного регулирования дисциплинарной ответственности за указанные проступки представляется верным законодательно закрепить основные признаки, критерии отнесения деяния к таким проступкам. Существенную помощь в этом могли бы оказать этические кодексы государственных служащих, где были бы установлены данные критерии.

Федеральным законодательством установлены общие подходы к этическим требованиям к гражданским служащим, тогда как решение вопроса о конкретизации данных требований отнесено на региональный уровень. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов заинтересованы в разработке и принятии кодексов этического поведения гражданских служащих, однако большинство требований к этическим, нравственным характеристикам гражданских служащих обеспечивается только моральной ответственностью. Так, «Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Воронежской области» предусмотрены такие обязанности гражданского служащего, как добросовестное исполнение должностных обязанностей, проявление лояльности, соблюдение политической нейтральности, соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, а также соблюдение общих нравственных норм [8]. Несоблюдение этих требований влечёт только осуждение со стороны отдельных групп граждан, но при сложившихся в российском обществе взглядах и отношении к праву этот факт мало на что влияет.

Что необходимо сделать для того, чтобы этические и нравственные нормы соблюдались, а также чтобы повысить правосознание гражданских служащих и тем самым предотвратить совершение ими дисциплинарных правонарушений? Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на который в данный момент ищет ответ правовая наука. Сложность заключается в том, что данный вопрос находится на стыке юридических норм и личного отношения к этим нормам каждого государственного гражданского служащего, а все, что касается личного восприятия, довольно сложно поддается научному, правовому обоснованию.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — самый популярный вид ответственности, применяемый к работникам госучреждений. Меры такого вида ответственности применяются оперативно. Кроме того, дисциплинарная ответственность дает возможность отслеживать реальную ситуацию в учреждении. Кроме проступка, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих может возникнуть на основании требования представительного органа трудового коллектива. Этот инструмент используется для привлечения к ответственности руководителей или их заместителей.

Работодатель рассматривает требование работников и принимает решение, основываясь на подтверждении факта нарушения. Решение о применении меры дисциплинарной ответственности государственных служащих принимается вышестоящим руководителем нарушителя и не требует взаимодействия с другими органами власти. К возможным мерам, относятся:

– замечание о недобросовестном выполнении обязанностей;

– предупреждение о частичном несоответствии занимаемой должности; отстранение от занимаемой должности; — увольнение с занимаемой должности.

Каждый дисциплинарный проступок подразумевает применение только одной из вышеописанных мер. Ранее в списке возможных мер был предусмотрен «строгий выговор». Но эта мера была упразднена. Стоит отметить, что меры ответственности, применяемые к государственным служащим, отличаются от мер, предусмотренных обычным трудовым соглашением на предприятиях.

Согласно ТК РФ к работнику можно применить одно из трех взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При применении мер дисциплинарной ответственности учитывается тяжесть совершенного проступка. Кроме того, необходимо обратить внимание на степень вины служащего и предшествующую эффективность его деятельности на занимаемой должности. Немаловажны обстоятельства, при которых государственный служащий пошел на нарушение должностной инструкции.

Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих происходит после фактического обнаружения проступка или подачи требования представительным органом коллектива сотрудников. Привлечение к ответственности возможно в срок не позднее одного месяца со дня выявления нарушения. Однако в месячный период не включается время нахождения сотрудника на больничном, в отпуске или отсутствия на рабочем месте по уважительным обстоятельствам, а также срок служебного расследования по факту дисциплинарного нарушения. Привлечение невозможно, если дисциплинарный проступок был совершен более шести месяцев назад. В случае привлечения к ответственности в результате аудиторской или иной проверки срок давности больше и составляет два года. Перед тем, как привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, в государственном учреждении обязательно проводится служебная проверка. Она необходима для установления факта нарушения и обнаружения лиц, причастных к совершенному проступку. Контроль за правомерностью проведения проверки осуществляется руководителем. Срок проведения проверки — не больше одного месяца с момента принятия решения о ее проведении. Действующим законодательством не предусмотрена возможность продления сроков проверки. Служащий, совершивший дисциплинарное нарушение, обязан предоставить письменную объяснительную по факту выявленного нарушения. Если нарушитель отказывается предоставить объяснение по факту проступка в письменном виде, отказ фиксируется в соответствующем акте.

То, что служащий отказался предоставить объяснительную, не является основанием для прекращения служебного разбирательства и не препятствует привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности. Итог служебной проверки оформляется письменно, заверяется руководителем отдела кадров и сообщается представителю нанимателя. Если в служебной проверке участвовали и другие уполномоченные лица, то необходимо получить утверждение результатов и от них. Таким образом, дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих наступает при совершении ими проступка, связанного с выполнением трудовых функций на занимаемой должности.

К возможным мерам, относятся: замечание о недобросовестном выполнении обязанностей; выговор; предупреждение о частичном несоответствии занимаемой должности; отстранение от занимаемой должности; увольнение с занимаемой должности. Кроме того, порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, служащий, занимаемая должность, норма, государственная гражданская служба, дисциплинарный проступок, мера, эффективность норм, служебная проверка, служебное законодательство.


В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины. Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий. По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct. We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions. In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Говоря о привлечении государственных служащих к ответственности за нарушение дисциплины, нужно обратится к взгляду экспертов. Так, В. М. Грибовский ориентировал: «В Российской Федерации дисциплинарные мероприятия ответственности виноватых в совершении коррупционных преступлений госслужащих давно характеризовались многообразием и бескомпромиссностью. Среди них: вычеты из жалованья, смещение с высокой должности на низкую, устранение от службы без разъяснения обстоятельств, если чиновник подозревается, а его вина никак не имеет возможность быть подтверждена фактами. При данном использование схожих мер никак не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [3, c. 128]. Как считал А. А. Гришковец, рассуждая о дисциплинарном проступке, муниципальные служащие отвечают со стороны нарушения дисциплины не только за действия, сопряженные с несоблюдением либо ненадлежащим осуществлением собственных официальных прямых обязанностей в момент несения службы, однако и за безнравственные проступки за пределами служебного времени [5, c. 147]. А. В. Пятаков показывал на надобность распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не представляющимися нарушениями дисциплины, однако несопоставимые с их должными положениями [8, c. 148]. Дисциплинарная ответственность — это ответственность сообразно подчинённости.

Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с. 20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в России регулируется законодательными актами. Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ [2], за свершение дисциплинарного проступка, т. е. за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине препорученных на него должностных обязательств, представитель нанимателя обладает правом использовать последующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о недостаточном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) сокращение с гражданской службы на базе п. 2 (многократное несоблюдение гражданским служащим в отсутствии уважительных причин официальных обязанностей, в случае если он обладает дисциплинарным взысканием), п.п. «а, г» п. 3 (пропуск — отсутствие на служебном месте в отсутствии уважительных оснований наиболее 3 часов подряд в течение служебного дня; выход на службу в состоянии алкогольного, газонаркотического либо другого токсического опьянения; разглашение данных, составляющих государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, и служебных сведений, ставших известными гражданскому служащему в отношении с исполнением им официальных обязанностей; свершение сообразно месту службы хищения (в том числе небольшого) чужого имущества, траты, предумышленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленных вступившим в законную силу вердиктом суда либо распоряжением органа, который уполномочен для рассмотрения дела об административном преступлении), п. 5 и 6 ч.1 (осуществление гражданским служащим, который замещает обязанность гражданской службы осуществляемой «руководителями», безосновательного решения, повлекшего повреждение сохранности имущества, незаконная его эксплуатация либо другое нанесение вреда имуществу муниципального органа; единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, замещающим обязанность гражданской службы группы «руководители», собственных официальных повинностей, повлекшее принесение ущерба муниципальному органу и нарушение законодательства Российской Федерации) ст. 37 указанного ранее закона. Установленный список взысканий считается подробным и использовании других мер взыскания в касательстве государственного служащего не позволяется. За свершенное преступление государственный служащий имеет возможность быть привлечен лишь один раз.

Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком. Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника. При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363]. В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].

Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].

Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно. Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно. В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности. Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].

Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е. использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону. Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.

При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ. Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе». На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
  3. Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
  4. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
  5. Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
  6. Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
  7. Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
  8. Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, Российская Федерация, служащий, дисциплинарный проступок, гражданская служба, должностной проступок, нарушение дисциплины, ненадлежащее выполнение, государственный работник, Служебная дисциплина.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: