Правовое положение судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов доклад

Обновлено: 24.04.2024

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Статья 6_2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6_3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

2_1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ)

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6_4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Статья 6_5. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Статья 6_6. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 6_7. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью органов принудительного исполнения;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 марта 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 34-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определяет перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, специальных средств;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее - совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений органов принудительного исполнения;

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

(см. текст в предыдущей редакции)

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения органов принудительного исполнения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Административно-правовое положение судебного пристава состоит из его функций. Правовых гарантий, принципов его деятельности и других элементов. Оно характеризуется, как сложное юридическое явление, позволяющее определить социальное назначение пристава, его место и роль в государственном управлении.

Служебная роль судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав), состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия.

Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции», «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральными законами: «О военных судах», «О мировых судьях», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «Об оружии», Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Он включает в себя, как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений.

Необходимо отметить, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46. Конституция РФ).

Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 №226 «Об утверждении инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» в целях совершенствования деятельности службы судебных приставов, введена настоящая инструкция.

Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 № 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов» утвержден Административный регламент.

Совместным приказом от 19.05.2014 № 100/7509/375/271 Министерства Юстиции Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации «Об утверждении порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности РФ по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации» осуществляется взаимодействие в вопросах административного выдворения.

Административный регламент – официальный документ, регламентирующий представление государственными органами услуг гражданам и организациям.

Административный регламент исполнения государственной функции – обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций.

Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов разработан в целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

поддержание общественного порядка в помещениях суда;

выполнение распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании и судьи, связанных с соблюдением порядка в суде;

обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений;

проверка готовности судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела. вещественных доказательств и их сохранность;

исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел ;

осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участие в совершении исполнительных действий.

В 2009, 2011 и в 2014 годах добавились полномочия судебных приставов по ОУПДС, которые нашли отражение в функциональных обязанностях.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п.1 Положения о ФССП России).

ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основные задачи ФССП России (п. 2 Положения о ФССП):

· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

· организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

· управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России возглавляет Директор службы - главный судебный пристав РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор службы имеет заместителей, которых назначает и освобождает от должности Президентом РФ.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Структура ФССП России: [94] Центральный аппарат ФССП → руководство ФССП России (Директор Службы - главный судебный пристав России, его заместители), управления, специализирующиеся по направлениям деятельности в установленной сфере (например, Управление организации исполнительного производства; Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов; Управление организации работы по розыску и реализации имущества должников; Управление организации дознания и административной практики и др.), которые могут включать отделы. Центральная аттестационная комиссия (могут создаваться совещательные и консультативные органы).

Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.[95]

Территории субъектов Российской Федерации, на которых действуют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, и местонахождение территориальных органов Федеральной службы судебных приставов определяются Минюстом России.

Управление территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган ФССП России) и контроль за его деятельностью осуществляет центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов.

Основными задачами территориального органа ФССП России:

· обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

· организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

· управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения территориального органа ФССП России).

Территориальный орган ФССП России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России Федерации, правовыми актами ФССП России и настоящим Положением.

Территориальный орган ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия территориального органа ФССП России:

• обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации: установленного порядка деятельности судов; осуществления исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применения мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

• организация в соответствии с законодательством Российской Федерации: хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества; розыска должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участия судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участия судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

• руководство деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП России, осуществление контроля их деятельности;

• анализ деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России и разработка мер по ее совершенствованию;

• создание и ведение в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;

• обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в центральный аппарат ФССП России предложения по его совершенствованию;

• осуществление функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России, а также на реализацию возложенных на него функций;

• осуществление кадрового обеспечения аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, организация первоначальной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров;

• разработка и осуществление мер по обеспечению правовой и социальной защиты государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, в том числе меры, направленных на охрану жизни и здоровья судебных приставов, их имущества от преступных посягательств, связанных с их служебной деятельностью;

• осуществление материально-техническое обеспечение деятельности аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;

• осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориального органа ФССП России, организация делопроизводства в аппарате управления и структурных подразделениях территориального органа ФССП России;

• обеспечение функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности, осуществление справочно-информационного сопровождения деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России;

• обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов о деятельности территориального органа ФССП России и его структурных подразделений;

• осуществление иных функций в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и Минюста России, правовыми актами ФССП России.

В территориальный орган ФССП России входят: аппарат управления территориального органа ФССП России; структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.

Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее - руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации по предложению директора ФССП России - главного судебного пристава Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач.

Руководитель имеет заместителей руководителя территориального органа ФССП России - заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом ФССП России по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя устанавливается приказом ФССП России.

Структурными подразделениями территориальных органов службы являются ее: районные отделы; межрайонные отделы: специализированные отделы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных и иных актов и обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов возлагается на судебных приставов.

Судебные приставы подразделяются в зависимости от исполняемых ими обязанностей на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе. Лицо, назначаемое на должность судебного пристава, должно отвечать и требованиям, предъявляемым к государственным служащим (ст. 1-3 Закона о судебных приставах) .

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

"Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь: беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации; настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства; достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей; неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов. Служу России, служу Закону!"

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого, осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются ст.15, 17 и 18 ФЗ о судебных приставах и другими федеральными законами.

Должности судебных приставов: главный судебный пристав РФ; заместитель главного судебного пристава РФ; главный судебный пристав субъекта РФ; заместитель главного судебного пристава субъекта РФ; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; старший судебный пристав подразделения судебных приставов (в районных, межрайонных и соответствующих им подразделениях); судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебный пристав – исполнитель.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов определяется Президентом РФ.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции: юрист РФ 3 класса; юрист РФ 2 класса; юрист РФ 1 класса; советник юстиции РФ 3 класса; советник юстиции РФ 2 класса; советник юстиции РФ 1 класса; государственный советник юстиции РФ 3 класса; государственный советник юстиции РФ 2 класса; государственный советник юстиции РФ 1 класса; действительный государственный советник юстиции РФ 3 класса; действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса; действительный государственный советник юстиции РФ 1 класса.[96]

Полномочия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей закреплены в ст. 11 и 12 Закона о судебных приставах (см. табл. 23).

от 17 декабря 2015 года N 596

(с изменениями на 25 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Воронина В.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2022 года приказом ФССП России от 25 мая 2022 года N 271. - См. предыдущую редакцию)

Заместитель Министра юстиции

10 декабря 2015 года

в Министерстве юстиции

25 декабря 2015 года,

регистрационный N 40234

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом ФССП России
от 17 декабря 2015 года N 596

Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(с изменениями на 25 мая 2022 года)

I. Общие положения

1.1. В целях организации и непосредственного обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды) старшие смены на объекте - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младшие судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС):

обеспечивают в судах, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивают по поручению судьи безопасность доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств;

поддерживают общественный порядок в зданиях, помещениях судов;

выполняют распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществляют охрану зданий, помещений судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществляют такую охрану;

осуществляют охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения, Российской Федерации;

осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), ведущего дознавателя ФССП России, дознавателя ФССП России (далее - дознаватель ФССП России) или судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущего судебного пристава-исполнителя, судебного пристава-исполнителя (далее - судебный пристав-исполнитель);

по поручению старшего судебного пристава обеспечивают безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - должностные лица ФССП России) при исполнении служебных обязанностей;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - специальное учреждение), обеспечивают препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождает иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

предупреждают и пресекают преступления и правонарушения при исполнении служебных обязанностей, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел;

оказывают органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

взаимодействуют с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2020 года приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 441. - См. предыдущую редакцию)

II. Организация работы территориального органа ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов

2.1. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий, помещений ФССП России (далее - охраняемые объекты);

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране зданий, помещений судов в круглосуточном режиме;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в этих целях образовывает совещательные и консультативные органы, запрашивает статистическую и другую необходимую информацию;

организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

при распределении обязанностей между своими заместителями, возлагает на заместителя, отвечающего за обеспечение установленного порядка деятельности судов, обязанности согласно пункту 2.2 настоящего Порядка.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2020 года приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 441. - См. предыдущую редакцию)

2.2. Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, отвечающий за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее - заместитель главного судебного пристава):

организует охрану зданий, помещений судов, зданий, помещений ФССП России;

организует обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

организует исполнение привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), судебного пристава-исполнителя или дознавателя ФССП России;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания;

организует работу по оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

осуществляет контроль проведения старшими судебными приставами инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу;

осуществляет контроль за организацией старшим судебным приставом охраны и пропускного режима на охраняемых объектах;

осуществляет контроль за деятельностью отделов (отделений) оперативного дежурства и специального назначения территориального органа ФССП России;

организует взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

организует взаимодействие с председателями судов, руководством управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, аппарата мировых судей в субъекте Российской Федерации, территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России, Росгвардии, органов местного самоуправления, дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и другими организациями по вопросам обеспечения безопасности и установленного порядка деятельности судов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2020 года приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 441. - См. предыдущую редакцию)

2.3. Старший судебный пристав:

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по ОУПДС;

организует и контролирует охрану и пропускной режим на охраняемых объектах;

организует и контролирует в здании, помещении суда, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещения суда, обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей, иных участников судебного процесса;

организует по поручению судьи обеспечение безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания и контролирует доставку;

организует и контролирует исполнение распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи, связанных с поддержанием общественного порядка в здании, помещении суда;

организует препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, до специального учреждения и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания;

в ходе организации работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих безопасность деятельности судов, и назначает старшего группы, проводит инструктаж непосредственно перед заступлением на службу с разъяснением конкретных прав и обязанностей каждого судебного пристава по ОУПДС, определяет экипировку (боевое ручное стрелковое оружие, специальные средства, оборудование и снаряжение) (далее - экипировка), проверяет форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений, решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом;

контролирует несение службы судебными приставами по ОУПДС на охраняемых объектах, принимает меры по устранению выявленных недостатков;

разрабатывает табель постам отдельно для каждого здания, помещения суда и после согласования с председателем суда, судьей мирового участка, представляет руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации на утверждение;

разрабатывает табель постам отдельно для каждого здания, помещения ФССП России и представляет руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации на утверждение;

организует и проводит ежемесячно не менее пяти проверок порядка осуществления пропускного режима на охраняемых объектах. Результаты проверок заносятся в постовую ведомость. Запись содержит фамилию, инициалы, должность и специальное звание (при наличии) проверяющего, дату и время проверки, выявленные недостатки, принятые меры, подпись проверяющего;

ежемесячно проверяет наличие, организацию хранения, сбережение экипировки, а также исправность технических средств охраны комнаты для хранения оружия;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: