Правовое государство как основная характеристика справедливого государственного управления

Обновлено: 18.04.2024

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

-правовая защищенность человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности

-высокая правовая культура граждан

-ограниченность деятельности государственных органов правом.

-наличие развитого гражданского общества

-провозглашение и действие принципа разделения властей.

-единство права и закона.

-возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.

-верховенство закона в системе нормативных актов

Принципы правового государства:

1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.

2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)

Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:

1) наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа.

2) разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3) Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения госвласти.

4) верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5) Взаимная ответственность государства и личности

6) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе

7) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Правовое государство - это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Правовое государство отличает совокупность принципов, требований. Принципы - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. В реальной действительности они в полной мере не достижимы, но как ориентир, приближающий к идеальной модели, весьма важны. Самые значимые из них следующие:

1) верховенство права. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. Должна соблюдаться и иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) разделение властей. Разделение власти на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных) ветви, их взаимоограничение и взаимный контроль, что исключает узурпацию власти одним из ведомств;

3) признание, соблюдение, обеспечение и охрана прав и свобод человека. Государство должно не только провозгласить, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике. Этот принцип нашел свое закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;

4) взаимная ответственность государства и личности. За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство несвободно от ограничений в собственных решениях и действиях.

Правовое государство предполагает и некоторые дополнительные характеристики. Именно они обеспечивают эффективное функционирование названных выше принципов. Среди них: конкурентная экономическая среда (производственные отношения должны базироваться на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически); политический плюрализм; культура цивилизованного разрешения конфликтов; наличие гражданского общества, целостной системы объединений, ассоциаций, позволяющих активной части населения выступать в роли как критика властных институтов, так и их партнера; соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Развитие идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей привела к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы принципов или признаков. Принципы – это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.

Конечно, в современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся, прежде всего, полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы.

1. Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства (верховенство права, равенство всех перед законом, по, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов).

2. Почти все авторы отстаивают такие черт правового государства, как: разделение властей взаимное сдерживание друг друга, что исключал узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного ме­ханизма контроля за деятельностью государствен­ного аппарата; примат права в организации и дея­тельности всех государственных органов и другие.

3. Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.

4. Вряд ли кто-либо оспаривает значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Таким образом, анализ современной литературы по рассматри­ваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства, а именно: функционирование государства в граждан­ском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспече­нии высочайшего статуса своих граждан.

В данной формулировке, на наш взгляд, отра­жены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития обще­ственных отношений, воплощенных в реальный результат — гражданское демократическое обще­ство. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты об­щества будущего — это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете на­рода, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Право в данной трактовке понимается как неотъем­лемое социальное свойство индивида, качество челове­ка, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающей ее самоопреде­ление, связь с обществом, как раз и пред­полагает приоритет права. “В этом смыс­ле господство права есть специфический социальный феномен, обусловленный естественно-историческим, неотчуждаемым правом человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, счастье и не­прикосновенность, короче, вытекающий из социаль­ной природы личности” 311 .

В связи с предложенными формулировками понятия правого государства рассмотрим главные принципы его функционирования:

1. господство права в организации и деятельно­сти всех государственных органов и общественных организаций;

2. осуществление публичной власти в соответствии с принци­пом разделения властей;

3. реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Эти принципы относятся к наиболее фундаментальным идеям современных концепций правового государства, а, следовательно, их можно определить как главные отличительные положения, из которых исходит большинство производных характеристик организации и деятельности правового государства. С позиций системного подхода они могут быть представлены в качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов системы, в которой:

1. господство права является определяющим условием жизнедеятельности общества;

2. разделение властей показывает внутреннюю организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;

3. реальность прав и свобод выступает как ре­зультат воплощения основной идеи, показатель уровня цивилизованности общества, качества дея­тельности различных государственных органов.

Кроме данных характеристик к числу важнейших элементов, отвечающих природе правовой государственности можно отнести следующие:

верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой;

взаимосвязь прав и обязанностей личности;

взаимная ответственность личности, общества, государства;

принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым, отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина);

наличие развитого гражданского общества;

соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Некоторые исследователи к числу основных признаков правового государства относят также и осуществление подлинного народовластия. Действительно, в основе теории правового государства наряду с принципом господства права обнаруживается и принцип верховенства народа. Но можно ли признать идеальным тот порядок, при котором государственная власть, даже сосредоточенная всецело в руках народа, могла бы по его желанию отменять свободу слова, печати, собраний, союзов? Очевидно, что тот государственный строй, при котором они нарушаются, не может быть признан правовым, независимо от того, в чьих руках находится власть. Как справедливо заметил Б.А. Кистяковский, даже государства, построенное на принципе народовластия, могут быть не свободны и деспотичными 312 . Исторические примеры некоторых античных республик, господство Конвента и якобинцев в эпоху Великой французской революции свидетельствуют о том, что деспотизм народа может быть ужаснее деспотизма одного лица. Подобную мысль прекрасно выразил Н. Бердяев: “Народ и демократию не только не следует смешивать и отождествлять, но необходимо тщательно различать и противополагать … Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен” 313 . Реалии сегодняшнего дня предполагают не “народный” характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системыоткрытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно “мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в “винтиков” и “население”, либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда “винтиками” обязаны быть государственные чиновники” 314 . Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному ''зрителю'' может показаться реальностью.

Рассмотрим некоторые принципы орга­низации и деятельности правового государства.

Так, наиболее важным принципом, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, яв­ляется принцип господства права. Его можно на­звать базовым, потому что он характеризует ту ат­мосферу, в которой должна функционировать рас­сматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно гово­рить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о право­вой государственности вообще.

В советской правовой науке за десятилетия утвер­дилось положение о безусловном примате государ­ства над правом, которое лишь инструмент госу­дарственной власти. “Социалистическое право, — писал А. Я. Вышинский, — есть . способ подчине­ния людей и классов установленным господствую­щим в данном обществе классом порядкам, выгод­ным и угодным этому классу” 315 .

Государство выступало творцом права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а лич­ности “вождя”, которого, например, называли “творцом Конституции СССР”. Отсюда и расхожая формулировка о том, что “государство предостав­ляет права гражданам”, что эти права — своего рода “дар” государства народу. В течение многих десятилетий в массовое созна­ние внедрялась мысль о том, что всеми своими права­ми и благами советский человек обязан лишь госу­дарству, а то и отдельной личности. Всеобщая декла­рация прав человека, международные пакты основаны как раз на противоположной философии, утверждающей аб­солютную ценность человеческой личности, ее при­оритет над государством, прирожденный, естествен­ный характер человеческих прав и свобод. Исходя из этого, представляется возможным подойти с новыми критериями к пониманию закона как внешней фор­мы закрепления права. “Закон — это не продукт про­извольной деятельности государства, - пишет В. Н. Куд­рявцев 316 , - он должен отвечать демократическим пра­вовым принципам равенства и справедливости.”

Законодательные установления, которые ущем­ляют свободы личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым, противоречат идее правового государства.

Принцип реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который в праве защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются, прежде всего, связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его закондательство предусматривает наиболее оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т.е. гарантирует им право на достойную жизнь и свободное развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных государством средств обеспечения гражданам фактических и юридических возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические гарантии.

Материальные гарантии в условиях перехода к рыночной модели экономики связаны, прежде всего, с правовым закреплением частной собственности и предпринимательской деятельности. Именно на базе частной собственности (при использовании возможностей всех других форм собственности создаются необходимые условия, при которых материальная обеспеченность граждан является основой для подлинно свободного осуществления ими своих прав).

Политические гарантии связаны с правом участия граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане привлекаются к формированию и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе.

Юридические гарантии, прежде всего, связаны с прямым действием Конституции РФ. Конституция возложила на органы Российского государства важные обязанности по охране прав и свобод граждан. Определила статус Президента России в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставив ему соответствующие полномочия. Граждане имеют на обжалование действий государственных органов и должностных лиц. Огромное значение имеет принципы судебной защиты, зафиксированные в Конституции. Среди последних можно выделить право на обеспечение соответствующей подсудности с предоставлением обвиняемому возможности выбора для рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей; обеспечение презумпции невиновности; установление свидетельского иммунитета, т.е. освобождение от обязанностей давать свидетельские показания в случаях, определенных федеральным законом, в том числе против себя самого, своего супруга, близких родственников и т.д.

Однако при более детальном рассмотрении, приближенном к отечественным реалиям, кроме всего прочего, следует учитывать и то, что формирование правового государства в современной России – это сложный и весьма длительный процесс, который будет разворачиваться только по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, общечеловеческих и собственно национальных ценностей, построения современного демократического гражданского общества. То обстоятельство, что в России пока нет полноценного демократического, правового государства признал в выступлении перед парламентом Президент РФ, представляя свое первое Послание Федеральному Собранию 24 февраля 1994 года 317 . Кроме того, становление правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между различными органами власти, а также значительно обновленное взаимодействие между правом, обществом и политикой.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: