Правовое государство и гражданин как равноправные участники правоотношения

Обновлено: 18.04.2024

Правовое общество – организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом границах.

Правовое государство – это государство в котором действует свобода, основанная на законах, оно является посредником между индивидом и обществом.

Признаки правового государства:

Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство закона - акт исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

Принцип разделения властей.

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.

Принципы взаимоотношений правового государства с личностью.

Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия — правовое государство. Но это еще не осуществленная реальность, а скорее направление движения, цель Российской Федерации.

Предпосылки формирования правового государства:

1. Обеспечение хорошего материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

4. Укрепление судебной системы, широкое введение суда присяжных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приоритет права означает: а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина; 2) особые тип правового регули­рования и форма правоотношений; 3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридических гаран­тий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования, последовательные демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству при­сущи и принципы верховенства закона — высшего норма­тивно-правового акта, конституционно-правового контро­ля, политического плюрализма и др.

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наыт взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и граиоданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Непреходящий характер данного принципа обусловлено естественным происхождением права, возникло, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они входят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека. Принцип взаимной ответственности государства и личности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1. равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2. особый тип правового регулирования и форма правоотношений; 3. стабильный правовой статус гражданина и система юрид. гарантий его осуществления.

Нормальное правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, обладает огромным объемом прав и обязанностей. Государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не м.б. у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). Однако для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин оснований нет. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве д.б. отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку предполагается, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений; основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи и др.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволенному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и долж. лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом. Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юрид. механизм его обеспечения позволяют человеку не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требова­ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.Их формирование обусловлено объек­тивными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, состав­ляющих совокупный интеллект данной общественной систе­мы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справед­ливым, а значит, и правовым существующего государствен­ного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности го­сударственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ог­раниченной.

С учетом исторических данных, общественной и госу­дарственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового госу­дарства.

1. Принцип приоритета права.В литературе при ха­рактеристике правового государства очень часто употреб­ляется термин «господство права».

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрыв­но связано с человеком, это сторона его бытия, универ­сальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-право­вые требования, либо волеизъявление всего народа (обще­ства), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осо­бенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государ­ство. По одной из версий, государство возникло из необхо­димости организационно-властной, силовой поддержки пра­вовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-"одиночки" догадывались о проис­хождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последо­вательно осознает эту его роль и выбирает право в каче­стве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает: а) рассмот­рение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечелове­ческих нравственно-правовых ценностей (разумность, спра­ведливость) и формально-регулятивных ценностей права (нор­мативность, равенство всех перед законом) с организаци­онно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологичес­ки-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необхо­димых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессу­альных гарантий и т. д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина.Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолют­ный характер.

Человек как разумное и общественное существо в про­цессе своей жизни, общения с себе подобными создает раз­личные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том что названный прин­цип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественны­ми образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обуслов­лен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право воз­никло и существует как разумная сторона бытия, мера сво­боды человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться толь­ко на правовой основе. Если они выходят за пределы дей­ствия права, со стороны государства это может обернуться произволом, неправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1)ра­венство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2)особые тип правового регулирования и фор­ма правоотношений; 3)стабильный правовой статус гражда­нина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают ра­венство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражда­нами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обя­занностей. Кроме того, государство как совокупный пред­ставитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать обще­обязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же осно­ваний для утверждения, что государство располагает боль­шими правами, чем гражданин, не существует. В конкрет­ных правоотношениях у них равные права и соответствую­щие им обязанности. Причем в правовом государстве дол­жен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей,

2)Поскольку резюмируется, что правовое государство и гражданин —равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о при­еме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого поме­щения и т.д.). Договором высшей формы является конститу­ция, если она принята в результате всенародного голосова­ния (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и непри­косновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно соче­тание двух основных типов правового регулирования. Дей­ствия гражданина регламентируются по общедозволитель­ному типу, разрешающему делать все, что прямо не зап­рещено в законе, поощряющему творчество, социально по­лезную инициативу. Государство, его органы и должност­ные лица должны руководствоваться разрешительным ти­пом правового регулирования, который позволяет им дей­ствовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3)Устойчивый, стабильный правовой статус граждани­на (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебой­но работающий юридический механизм его обеспечения по­зволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закон.В правовом госу­дарстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать ес­тественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, за­конно избранным или назначенным. И, наконец, при его из­дании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, перево­рот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобрете­ния власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: