Правовое государство это всеохватывающая политическая организация общества основанная на

Обновлено: 18.04.2024

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.
Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Правовое государство строится на принципах:

- верховенства (господства) закона;

- полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;

- равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;

- гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;

- недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных

международными актами и Конституцией;

- ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;

- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;

- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;

- сильная судебная власть;

- беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;

- соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;

- достаточно высокая правовая культура населения.

Основными признаками правового государства являются:

- Разделение властей;
- Верховенство закона;
-Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
- Социальная и юридическая защищенность личности;
-Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
-Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
- Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
-Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
-Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
-Верховенство и прямое действие конституции;
-Единство прав и обязанностей граждан.
-Наличие развитого гражданского общества;
Внешний и внутренний суверенитет государства;
-Взаимная ответственность человека и государства;
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
Основные признаки правового государства:
1) Верховенство (господство, приоритет) права В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).
2) Верховенство закона Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).
3) Разделение властей Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.
4) Права и свободы человека Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.
5)Взаимная ответственность гражданина и государства Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

6)Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

7)Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.
Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления.
Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Деятельность правового государства основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей.

Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равных возможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Круг или перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., и др. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.

В правовом государстве делается акцент на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества.

2. Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами, и их реальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия, исключающая господство какой-либо идеологии.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Правовое государство строится на принципах:

  • верховенства (господства) закона;
  • полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;
  • равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;
  • гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;
  • недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных международными актами и Конституцией;
  • ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;
  • взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;
  • разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • отсутствие существенных противоречий между ветвями власти; - сильная судебная власть;
  • беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;
  • соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;
  • достаточно высокая правовая культура населения.

Функции правового государства:

а) Внутренние:

- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан;

- защита интересов общества на основе законности;

- выбор научно обоснованного пути развития общества;

- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований;

- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан;

- защита разнообразных форм собственности;

- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм;

- улучшение условий и охрана труда граждан;

- реализация политического и идеологического плюрализма;

- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть;

- охрана и приумножение духовных ценностей общества.

б) Внешние:

- борьба за мир и мирное сосуществование;

- оборона страны от нападения извне;

- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества;

- охрана окружающей среды в мировом масштабе;

- соблюдение международных нормативно-правовых актов соглашения и договоров.

Верховенство закона означает:

  • главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону);
  • закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди;
  • закон не делает различий между людьми - перед законом все равны;
  • закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие)противоречат его «духу» и главным образом «букве».

Преимущества правового государства заключаются в следующем:

· в правовом государстве невозможен обыск или арест без специального разрешения суда или прокурора

· прокурор и судья не от кого не зависят, они зависят только от закона

· в правовом государстве абсолютно все граждане равноправны. Это означает, что государство гарантирует гражданам равные права и свободу независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д.

К основным признакам правового государства относят:

1. Верховенство закона. Означает, что человек и само государство не должны нарушать права, должны неукоснительно соблюдать их.

2. Признание естественных прав и свобод человека. Т.е. государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан.

3. Разделение властей. Означает, что одна ветвь власти принимает законы, другая исполняет, третья заставляет всех придерживаться закона. Все эти ветви власти действуют независимо друг от друга.

Существует независимый суд. Это означает, что гарантируется судебная защита прав и свобод человека.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Правовое государство строится на принципах:

- верховенства (господства) закона;

- полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;

- равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;

- гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;

- недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных

международными актами и Конституцией;

- ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;

- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;

- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;

- сильная судебная власть;

- беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;

- соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;

- достаточно высокая правовая культура населения.

Функции правового государства:

- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан

- защита интересов общества на основе законности

- выбор научно обоснованного пути развития общества

- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований

- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан

- защита разнообразных форм собственности

- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм

- улучшение условий и охрана труда граждан

- реализация политического и идеологического плюрализма

- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть

- охрана и приумножение духовных ценностей общества

- борьба за мир и мирное сосуществование

- оборона страны от нападения извне

- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества

- охрана окружающей среды в мировом масштабе

- соблюдение международных нормативно-правовых актов, соглашения и договоров

Верховенство закона означает:

- главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не

использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону)

- закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей,

которые ставят перед собой люди

- закон не делает различий между людьми - перед законом все равны

- закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие)

Орган государства – это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В зависимости отхарактера осуществляемых полномочий органы государства группируются в определенные структурные звенья. В этой связи органы государства классифицируются на органы государственной власти, органы исполнительной власти, систему судебных учреждений и органы прокуратуры.

Органы государства также можно классифицировать посубъектам формирования.В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства.

В первом случае государственные органы избираются непосредственно населением, например, Федеральное Собрание Российской Федерации. Во втором – создаются соответствующими органами государства. Таковыми являются Правительство РФ, министерства, комитеты, управления и т. п. По структуре или способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др.

В зависимости оттерриториальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные, органы субъектов Российской Федерации, территориальные.

Похарактеру полномочий их можно разделять на органы общей компетенции (Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (Министерство внутренних дел).

Попорядку осуществления компетенции органы государства подразделяются на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (Президент РФ).


Деятельность правового государства основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей.

Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равных возможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.


Круг или перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., и др. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.

В правовом государстве делается акцент на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества.

2. Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами, и их реальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия, исключающая господство какой-либо идеологии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: