Правовое государство это организация политической власти создающая условия

Обновлено: 25.04.2024

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и

гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж-данина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных прав признается система гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов. К ним относятся:

разделение власти на законодательную, исполнитель-

ную и судебную ветви с целью исключения злоупотреб-

федерализм, который дополняет горизонтальное разде-

ление власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенство закона (закон, принятый верховным ор-

ганом власти при строгом соблюдении всех конститу-

ционных процедур, не может быть отменен, изменен

или приостановлен актами исполнительной власти);

4) взаимная ответственность государства и личности и т.д.

Кроме них, можно выделить и другие принципы, кото-

рые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и

создают для них обеспечивающий фон. Это такие принци-

пы, как высокий уровень правосознания и правовой куль-

туры в обществе, наличие гражданского общества и осуще-

ствления контроля с его стороны за выполнением законов

всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, их необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

Признаками правового государства, отличающими его от государства неправового,

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти,

формирование для государственных структур режима правового ограничения;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• взаимная ответственность государства и личности;

__легитимность и демократический характер власти;

• равенство всех перед законом и судом;

• высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

• возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;

• соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др.

• наличие развитого гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за

выполнением законов всеми субъектами права и др.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое

время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует

целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже

если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом

чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит

обществом, если оно для этого созрело.

В основе теории правового государства лежит «идея народного суверенитета», которая

означает, что только народ – источник той власти, которой располагает государство. Автор

этой идея известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Эта концепция была

суверенитета, где государство – есть результат общественного договора. Суверенную власть

следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек

приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо

«общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки

естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство

перестает существовать, если суверен не выражает общей воли. Государственное управление

должно быть легитимным.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как

господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного

общественного u1094 целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и

согласно с правом.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и

свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший

фактор развития общества в целом. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на

собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и

являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве

они находят свое выражение в Конституции. Кроме того человек является членом

политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин.

Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и

выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, но сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2)наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур ограничительного правового режима (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключить злоупотребления ею;

федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимная ответственность государства и личности и т.д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и контроль с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно таи его ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество только проиграет.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

- взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый

(социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго

(формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности. Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей "коридор", или разумно "ограничивать" ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких "ограничений" свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства.

Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения.

Правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­сударственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установ­лено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граждани­ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как воз­можность осуществления функций государственной власти высту­пает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла­рации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани­ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

1. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

2. федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполни­тельной власти);

4. взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и право­вой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение мо­нополии государства на власть с одновременным изменением соот­ношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необ­ходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения на­званных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наибо­лее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так огра­ничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выигра­ет, а, наоборот, только проиграет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: