Правовое государство это организация политической власти собственников основных средств производства

Обновлено: 26.04.2024

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

Признаками правового государства, отличающими его от государства неправового,

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти,

формирование для государственных структур режима правового ограничения;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• взаимная ответственность государства и личности;

__легитимность и демократический характер власти;

• равенство всех перед законом и судом;

• высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

• возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;

• соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др.

• наличие развитого гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за

выполнением законов всеми субъектами права и др.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое

время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует

целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже

если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом

чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит

обществом, если оно для этого созрело.

В основе теории правового государства лежит «идея народного суверенитета», которая

означает, что только народ – источник той власти, которой располагает государство. Автор

этой идея известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Эта концепция была

суверенитета, где государство – есть результат общественного договора. Суверенную власть

следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек

приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо

«общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки

естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство

перестает существовать, если суверен не выражает общей воли. Государственное управление

должно быть легитимным.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как

господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного

общественного u1094 целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и

согласно с правом.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и

свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший

фактор развития общества в целом. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на

собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и

являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве

они находят свое выражение в Конституции. Кроме того человек является членом

политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин.

Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и

выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и

Понятие «правовое государство» рассматривается в философии, политологии, юридической науке.

Так, по мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости[10].

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре[11].

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В. Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений»[12].

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан»[13].

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»[14].

Отметим, что названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов.

Как отмечает О.А. Омельченко, термин «правовое государство» состоит из 2-х частей:

– Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

– Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством[15].

Как видим, суть понятия правового государства сводится к следующему: Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности[16].

Рассмотрим основы правового государства.

В.С. Нерсесянц указывает, что экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие[17].

По мнению Р.Т. Мухаева, социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы[18].

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Как считает М.Н. Марченко, нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям[19].

Таким образом, на основании современных представлений предложим следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие права. И.Кант писал: «для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права:

Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.

Современное правовое государство как особая теоретическая конституция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой третьи XIX века (в трудах К.Т.Велькера, р.Фон Моля и других), а в дальнейшем получил широкое распространение.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечиваются их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Государство придаёт форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать что право- результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание создается обществом, форма права - государством. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Внутренние противоречивость и несостоятельность различных юридико-позитивистских конструкций правового государства очевидны. С одной стороны, государство в виде силы, произвольно творящей право, а с другой стороны, в самом этом произвольном праве усматривает средство для ограничения, обуздания и «связывания» произвольной силы его собственного творца (то есть государства), причём реализация этого благожелания зависит опять-таки от прихоти самой власти, её «самоограничения». Возможность нового произвола со стороны государства, следственно, пытаются предотвратить его «связанностью» со своим старым произволом. Кроме того, утверждают, что произвол действий властей можно удержать в границах действий произвола их нормативных установлений. Одни формы должны по этой легистской логике пресечь другие его проявления. Гарантии против произвола, таким образом, в самом произволе!

Позитивистские концепции правовой государственности вращаются в прочном кругу тавтологии произвола, где сила определяет, что есть право, и вместе с тем сама определяется и ограничивается правом, то есть тем, что зависит от её собственного произвола.

Пороки старого позитивизма в XX веке пытался преодолеть неопозитивист Г. Кельзен. Согласно его нормативистскому «чистому учению о праве», «всякое государство и есть правовое государство». При этом под «правом» имеется в виду именно позитивное право (закон). «С точки зрения последовательного права позитивизма,- подчёркивал Кельзен,- право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе ещё никак не характеризует его с точки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято в «юридическом смысле» не в большей и не в меньшей мере, чем само право.

История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учёта их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьёзная современная теоретическая разработка проблем правового государства.

Так, без подлежащей организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и правомочий различных органов власти, определяемого порядка их взаимоотношений и так далее не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву и соблюдения требований правового закона не возможна сама организация системы власти правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и свобод человека.

Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех своих функций. Но всё это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

В целом правовое государство — это особая форма правовой организации и деятельности публично политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Согласно либертарно-юридическому пониманию государства как правового явления и института, любое государство – это правовое государство в том смысле, что всякое государство (в отличие от деспотизма, деспотного типа и формы правления) представляет собой правовую организацию - публично-политическую власть свободных (то есть одновременно правосубъектных и государствосубъектных) индивидов. Именно поэтому всякое государство (независимо от типа и степени его социально-истрической развитости) – это необходимая форма выражения, бытия и осуществления свободы людей. Тем самым эта либертартно-юридическая трактовка любого государства как правового государства принципиально отличается от словесно одинаково звучащей кельзновской характеристики, поскольку под «правом» в нашей трактовке имеется ввиду не любое произвольное установление (приказ) официальной власти ( как у Кельзена и других легистов), а право в его различении и соотношении с законом (позитивным правом), право как отрицание произвола, как принцип формального равенства в его нормативной (правовой закон) и индустриально-властной (правовое государство) конкретизации и выражении.

Правовое же государство в его современном общераспространенном смысле – это, как мы уже неоднократно отмечали, специальное государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично- политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина. Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и нового типа государства являются отмеченные выше компоненты: гуманитарно-правовой (официально закреплённые прирождённые и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институциональных прав (или организационно-правовой – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную). Подобная специальная государственно-правовая конструкция (то есть современное правовое государство) предполагает современный уровень в прогрессе свободы людей и соответственную степень развитости граждан общества, и права государства. Без такой исходной базы развитой свободы во всех сферах жизни индивидов того или иного социума невозможны и сознательная разработка, конституционного права закрепления и практическая реализация надлежащей (подходящей для данного народа и общества) модели правового государства.

Правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, - не самоцель, а социально-исторически обусловленные всеобщие формы выражения организации, упорядочения и реализации защиты прав и свободы человека и гражданина. Содержание и характер этой (выражаемой в государственно-правовых формах) свободы, её широта и объём, её субъективная и объективная структуры (субъекты и сферы свободы) и так далее словом, её количество и качество определяется достигнутым уровнем социально-исторического развития людей. Свобода относительна в смысле её фактической незавершённости, исторические изменения и развития её содержания и так далее, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием общецивилизационного и общечеловеческого прогресса.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

3.3. Конституционные основы правового статуса личности.

(ч.1. Основные права и свободы)

3.3.1. Понятие правового статуса личности.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное его положение в обществе, государстве. Права и свободы человека – это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать всё, что не запрещено законом и что не наносит вред другим людям.

В Конституции многих развитых стран, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, ведущий элемент предмета конституционного регулирования. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения , согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству оставить лишь столько полномочий, сколько необходимо для надёжной защиты этих прав и свобод.

Международно – правовой базис прав и свобод человека составляют:

- Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.;

-Международный акт об экономических, социальных и культурных правах;

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (Римская конвенция);

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

- Европейская конвенция по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (1984);

- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г. (Хельсинский акт).

- правовые акты, содержащие универсальные стандарты в области прав человека, разработанные мировым сообществом.

Многие страны включили нормы международного права в области прав и свобод человека в своё внутреннее законодательство, в том числе и Россия. Причём в нашей стране нормам международного права отдаётся приоритет по сравнению с внутренним законодательством. Так, например, в ч.4 ст.15 Конституции РФ говорится: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Механизму правовой защиты прав и свобод на международном уровне осуществляют:

- Организация Объединённых Наций (ООН);

- Европейский суд по правам человека;

В РФ данные права охраняются и защищаются:

- Конституционным судом РФ;

- органами исполнительной власти;

- дипломатическими, консульскими учреждениями за рубежом;

- путём законной самозащиты своих прав.

Основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина.

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотребрений со стороны влясть имущих.
Признаки:
1.верховенсво права в обществе.
2.незыблемость прав и свобод человека, их охрана и гарантированность
3.разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Власти, законы, гарантии. Законы написаны людьми, в большинстве своём власть имущими и денежно обеспеченными, и написаны они были только для себя, чтобы потом можно было их изменить.

- Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

- Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина. »

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права. *

Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.

Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы.» 2

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум» .

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей» .

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив» , согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». 3

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

П. Г. - это государство, чье функционирование основано на праве. Признаются соблюдаются и защищаются права человека и гражданина, государство способствует динамичному развитию экономики и т. д.
А вот признаки не помню. Их там много.. . ДА и тетрадь по ТГП в другом городе. (

голову не забивайте . а на счет права. я левша меня коробит слова право. а можно назвать лево .что у них голова лутьше работает. НАПРИМЕР Я НА ВАС ПОДАМ ИСК ОБ ОСКОРБЛЕНИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА. ЛЕВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. чем хуже звучит чем правовое государство. надо избавлятся от штампов

сергей казанцев Просветленный (34174) комплексы у тех кто нам навязывает право времен заката рима. юристами. насколько известно рим не славился математиками. считать европа научилась только после прихода арабских цифр. с помощью римских цифр можно записать результат но считать нельзя. считали на досках с камешками. . с тех времен ничего не изменилось. юристы гуманитарии то есть одни слова.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: