Правовое государство это определение из баранова

Обновлено: 01.05.2024

Под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).

Правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность граждан от произвола, стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов. Правовым является государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга) (В.И. Червонюк).

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (Мелехин А.В.).

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. (Мелехин А.В.).

Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров).

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права (В.Н Хропанюк).

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (С.Н. Кожевников).

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Малько А.В.).

Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства (Головистикова А.Н.).

Признаки:

Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть отвечало принципам равенства и справедливости, интересам и потребностям общества. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;

Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Так, в отношении законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует все стадии законодательного процесса. Президент имеет право применить отлагательное вето. (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье);

Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;

Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

Режим законности в государстве и обществе.

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами (С.С. Алексеев).

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин

2.3.1. Сущность, признаки и функции государства

Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. Исходя из этого, можно дать определение государства: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, а также аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

6. Существование системы взимания налогов.

7. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Принятие законов и контроль за их соблюдением.

2. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция).

4. Осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля).

5. Обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка).

6. Оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция).

7. Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1. Осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений.

2. Заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества.

3. Обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», - объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Гааг Л. В. , канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, административного права Юридического института Томского государственного универститета.

Теория государства и права : учебное пособие / А. В. Баранов. — Томск:

Эль Контент, 2012. — 188 с.

Настоящее пособие рассчитано на преподавание курса теории государ-

ства и права. Курс представляет собой фундаментальную отрасль знаний

в области правоведения и государствоведения, усвоение которых является

необходимым условием обучения студентов-юристов, базой для изучения

отраслевых и прикладных юридических дисциплин. Предметом курса явля-

ются закономерности и особенности функционирования правовых систем

и государств, присущие им типологические черты, проявляющиеся на раз-

личных этапах развития общества, культуры и цивилизаций. Соединяя мно-

гообразные и разноуровневые знания, теория государства и права форми-

рует мировоззренческую основу современной юриспруденции и правосо-

знание юристов как профессионалов, осуществляющих функции правового

регулирования (законодательство, юридический контроль, правовая охрана,

поддержание на должном уровне правовой культуры общества и т. д.).

ООО «Эль Контент», 2012

1 Предмет, метод и функции теории

государства и права, ее место в системе юридических наук

1.1 Предмет теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2 Теория государства и права в системе общественных и юридических наук . . . . . . . . . . . . . . 11

1.3 Функции теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

1.4 Методология теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . .

2 Происхождение государства и права

2.1 Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . . 29

2.2 Основные причины и закономерности возникновения государства . . 33

2.3 Формы (пути) происхождения государства . . . . . . . . . . . . . . . . 37

2.4 Характеристика основных теорий происхождения государства . . . . 40

2.5 Закономерности возникновения права . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3 Понятие и сущность государства и типология государства

3.1 Основные признаки государства и определение его понятия . . . . . 54

3.2 Государственная власть как особый вид социальной власти . . . . . . 60

3.3 Сущность государства и его социальное назначение . . . . . . . . . . 65

3.4 Понятие типа государства.

Типология государств как разновидность научной классификации . . 69

4 Формы государства

4.1 Понятие формы государства и его эволюция на разных этапах развития науки о государстве . . . . . . . 78

4.2 Форма правления и ее виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

4.3 Форма государственного устройства и ее основные виды . . . . . . . 90

4.4 Понятие государственно-правового режима, его структура и основные разновидности . . . . . . . . . . . . 97

5 Функции государства

5.1 Понятие и объективный характер функций государства . . . . . . . . 103

5.2 Классификация функций государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

5.3 Формы и методы осуществления функций государства . . . . . . . . . 108

6 Механизм (аппарат) государства

6.1 Понятие государственного механизма, его признаки и структура . . . 112

6.2 Орган государства: его признаки и определение . . . . . . . . . . . . . 115

6.3 Классификация органов государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

6.4 Общие и специальные принципы формирования и функционирования механизма государства . . . . . . 118

7 Государство в политической системе общества

7.1 Понятие политической системы общества, её структура и функции . 123

7.2 Государство в политической системе общества. Формы взаимодействия

государства с иными субъектами политической системы общества . 128

7.3 Роль политических партий в политической системе общества . . . . 130

7.4 Общественные объединения как субъекты политической системы общества . . . . . . . . . . . . . . . . 134

7.5 Государство и религиозные объединения. Роль религиозных объединений в политической системе общества . . . . . 139

8 Государство и личность

8.1 Личность, государство и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

8.2 Правовой статус личности, его структура и принципы . . . . . . . . . 145

8.3 Система прав человека. Соотношение прав

и обязанностей. Пределы прав и свобод человека . . . . . . . . . . . . 149

8.4 Виды правового статуса личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153

8.5 Гарантии прав и свобод человека

и гражданина и их основные виды в современном обществе . . . . . 156

9 Правовое и социальное государство

9.1 Идея правового государства в истории политической и правовой мысли . . . . . . . . . . . . . . . . 161

9.2 Понятие и признаки правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . 166

9.3 Гражданское общество и правовое государство . . . . . . . . . . . . . . 169

9.4 Социальное государство: понятие и признаки

Учебная дисциплина «Теория государства и права» как фундаментальная юридическая наука является одной из основных дисциплин по специальности «юриспруденция». Имеет методологическое значение для всех отраслей знаний о государстве и праве, оказывает непосредственное влияние на совершенствование практики государственно-правового строительства.

Содержание и структура лекций по данной учебной дисциплине соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В современном правопонимании теория государства и права служит утверждению человека как высшей ценности, его свободы и других благ. Она основана на гуманистическом подходе к праву, его господстве в демократическом правовом государстве.

В данном курсе рассматриваются юридические понятия, категории, классификации, процессы, имеющие значение для государственно-правовой действительности не только конкретной страны в конкретное время, но и для человеческого общества в целом. Кроме того, теория государства и права вырабатывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые используются другими юридическими науками. Указанные выше обстоятельства имеют важное значение

в подготовке юристов широкого профиля, способных применить полученные знания о государственно-правовых явлениях в деятельности государственных органов, а также в своей практической деятельности.

Данный курс лекций предназначен для студентов, изучающих юриспруденцию, а также может быть полезен всем, кто интересуется вопросами государства и права и их ролью в жизни общества.

Соглашения, принятые в книге

Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пиктограммы и специальное выделение важной информации.

Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.

Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная информация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.

Эта пиктограмма означает цитату.

В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведения или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь читателю лучше понять основные идеи.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пример . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести практический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в теоретическом материале.

Контрольные вопросы по главе

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

1.1 Предмет теории государства и права

Любая наука или учебная дисциплина, претендующая на самостоятельность, имеет свой собственный объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов. Теория права и государства, выступая базовой юридической наукой, изучает правовые и государственные явления общественной жизни. Объектом изучения теории государства и права выступают само государство и само право, рассматриваемые в взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости, т. е. можно сказать, что этой науке присущ двуединый объект исследования. При этом следует исходить из того, что государство и право, будучи самостоятельными социальными явлениями, возникают практически одновременно, в силу одних и тех же причин. Развиваются они параллельно и при этом очень тесно взаимосвязаны между собой (взаимоопределяют друг друга). Как право не может существовать и развиваться без государства, так и государство не может существовать и развиваться без права. Право представляет собой важнейший инструмент, важнейшее средство, при помощи которого государство осуществляет свои функции. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются, они вытекают из самой жизни. А вот нормы положительного (позитивного) права, определяющие реальное положение личности, иные юридические предписания, формулирует и издает государство. Именно в позитивном праве находит свое выражение и воплощение властная воля государства. В то же время право не может существовать вне связи с государством, так как одним из важнейших признаков позитивного права является его государственный властный характер, следовательно,

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

государство определяет и обеспечивает такие свойства права, как общеобязательность, формальная определенность, возможность государственно-принудительной защиты. Следовательно, задача правоохранительных органов государства охранять эти предписания от нарушений. Без правотворческой и властной деятельности государства правовые нормы не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. Государство, в свою очередь, немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения его фундаментальных функций. Без права государство существовать и функционировать не может. Закономерно поэтому и столь тесное взаимодействие права и государства. Именно

в нормах права государство получает свое юридическое оформление, право предает государству характер четко оформленной организации, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм. В этой связи особенно велика роль конституций, которые определяют структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы деятельности. Государство и право формируются и развиваются в тесной и непосредственной взаимосвязи с такими социальными институтами, как экономика, политика, идеология. Несомненно, государство и право выступают ядром, сердцевиной объекта теории государства и права, но только лишь этими уникальными и универсальными социальными институтами общества объект теории государства и права не исчерпывается. Объект теории государства и права — не только государство и право сами по себе, «внутри себя», но и в их действии в обществе и во взаимодействии с другими элементами общества. В содержание объекта теории государства и права может и должна включаться и та часть политической, экономической, социальной и духовно-культурной действительности, которая напрямую, непосредственно связана с юридической материей и оказывает определяющее воздействие на процесс формирования и функционирования государства и права и их институтов. Таким образом, объектом теории государства и права выступает вся государственно-правовая действительность, взятая

в ее многообразии и единстве.

Предмет науки — это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает, на которые и направлено научное познание. Наличие четко определенного предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности рассматриваемой отрасли знаний и научной дисциплины. Предметом любой науки выступают определенные общие и частные закономерности, то есть наиболее общие, устойчивые, типичные и повторяющиеся характеристики и взаимосвязи явлений и процессов.

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие, существенные и значимые закономерности возникновения и развития государства и права и их отдельных институтов.

Причем это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития. То есть речь идет

1.1 Предмет теории государства и права

о таких закономерностях, которые, по сути, носят вневременной и внетерриториальный характер. Теория государства и права исследует не какие-либо конкретные государства или системы права, а общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Но это вовсе не означает, что предмет теории государства

и права составляют некие устоявшиеся, неизменные закономерности, застывшие во времени и пространстве. Предмет теории государства и права не статичная, а динамичная категория, изменяющаяся и развивающаяся с развитием самого общества, его политической, правовой, экономической и идеологической системы. Практика ставит перед наукой все новые вопросы, требующие теоретического осмысления

и решения на основе политического обобщения и практики.

В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:

• закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;

• пути развития демократии, совершенствования представительной системы;

• роль права как регулятора общественных отношений;

• пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.

Конечно же, общие закономерности возникновения и развития государства

и права, составляющие ядро предмета изучения теории государства и права, — сохраняются. Изменяется эмпирический материал, положеный в основу этих закономерностей, а также различные «частные» теории, взгляды и представления ученых о государстве и праве, их отдельных явлениях и институтах. В этой связи хочется отметить, что теория государства и права как наука, в целом, и ее предмет, в частности, не могут не иметь политической и идеологической «окраски», так как

и государство, и право носят ярко выраженный политический и идеологический характер и отрицание этого противоречило бы объективной действительности.

Теория государства и права изучает общие специфические закономерности государства и права в целом, которые распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Общие закономерности — это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственны всем типам государства и права.

• возникновения государства и права;

• понятия и сущности государства и права, сочетания в ней общечеловеческих, классовых и человекоцентристских начал;

• функционирования государства и права;

• эволюции и развития форм государства;

• существования и развития форм и источников права;

• осуществления государственной власти;

• понятия и сущности нормы права;

• понятия и сущности правоотношения;

Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

• осуществления правового поведения, включая сюда правонарушения;

• правового сознания как групп, так и отдельных индивидов;

• развития демократии, законности и правопорядка;

• прав и свобод личности;

• формирования правового государства.

Государство и право — это явления социальные, их существование вне общества невозможно. Соответственно теория государства и права — это не только юридическая, но и общественная (социальная) наука. И как любая социальная наука, она изучает общественные отношения, в которых находят свое проявление закономерности, отражающие процессы возникновения, развития, функционирования государства и права и их институтов. Эти закономерности можно проследить только как систему взаимосвязи и взаимодействия людей и их организаций, то есть систему общественных отношений.

В научной и учебной литературе нет единого понимания и соответственно толкования предмета теории государства и права. В зависимости от того, какая сторона (аспект) государственно-правовой жизни берется за исходное при определении предмета теории государства и права, таким и будет определение.

По мнению В. В. Лазарева предметом общей теории государства и права выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

С. А. Комаров считает, что теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития. Предметом теории государства и права является изучение системы общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, анализ их сущности и социального назначения в государственно-правовой надстройке.

В. М. Корельский и В. Д. Перевалов отмечают, что предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

1 См. 4.8. Политические партии и движения (с. 290–292).

Функции политической системы

• Определение целей, задач, путей развития общества.

• Организация деятельности общества по выполнению приня@ тых целей и программ.

• Распределение материальных и духовных ценностей.

• Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

• Согласование разнообразных интересов государства и соци@ альных общностей.

• Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабиль@ ности политического строя.

• Разработка правил и законов поведения людей и групп в об@ ществе.

• Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пре@ сечение действий, нарушающих политические нормы.

4.4. Типология политических режимов

Основные понятия: политический режим, демократический политический режим, тоталитарный политический режим, ав" торитарный политический режим

Политические режимы 1

(от лат. auctoritas —

власть, влияние, вес)

От буржуазных, со@

Пиночета в Чили,

Хомейни в Иране,

ских диктатур, на@

пример, в странах

1 См. 4.2. Государство, его функции (с. 276–279).

(от лат. auroritas —

власть, влияние, вес)

Опора на традици@

мотья) слоёв насе@

енное на основе

разделения и вза@

контроль всех сто@

рядок путём жесто@

рон частной и об@

кого контроля оп@

ция на удовлетво@

Её деятельность ог@

Разрешено то, что

что не запрещено

что не разрешено

не имеет отношения

Права и свободы

Права и свободы

граждан лишь де@

не только провоз@

ны, особенно в по@

ственно стоит на за@

щает не личность,

щите интересов го@

права и свободы

сударства, а не лич@

(от лат. auroritas —

власть, влияние, вес)

граждан с властью

тор может уживать@

ся с рыночной эко@

ства носит косвен@

но допускается на@

личие других идей@

4.5. Демократия, её основные ценности и признаки

Основные понятия: демократия, признаки демократии, пря" мая (непосредственная) демократия, представительная демо" кратия, условия существования демократии

Демократия (от гр. demos — народ и kratos — власть) — по" литический режим государства, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Народ — источник власти

Граждане формируют законодательные

органы власти страны и субъекта феде@

рации, выбирают главу государства, ор"

ганы местного самоуправления . По

принципиальным вопросам общественной

жизни они могут высказать своё мнение,

участвуя в референдуме

Граждане сами, без какого@либо давления

извне принимают решение на выборах

СМИ доносят до граждан разные полити@

средств массовой информа@

ческие альтернативы и их вероятные пос@

ледствия. В пределах разумного каждый

член общества информирован по основным

вопросам жизни общества и государства

Ни одна идеология не должна иметь пре@

зие и плюрализм мнений

имуществ и не может устанавливаться в

качестве государственной или обязатель@

В обществе существуют оппозиционные

партии, которые критикуют и выявляют

недостатки и просчёты в деятельности

представителей государственной власти.

Оппозиция всячески поддерживается и

Широкие и гарантирован@

Гарантии в реализации своих прав и свобод

ные права и свободы граж@

предоставляются всем гражданам. Лич@

ность достаточно социально защищена и

имеет достойный уровень жизни

Принятие политических ре@

В основе принятия решений лежит общая

шений по воле большинства,

воля, вырабатываемая с помощью кон"

но с учётом и гарантией прав

сенсуса (общего согласия), а если его до@

стичь не удаётся, то принимается компро"

миссное решение (соглашение на основе

взаимных уступок), устраивающее и боль@

шинство, и меньшинство

Повышение значимости мо@

Люди становятся более гуманными и

рали как средства социаль@

нравственными → значение морали в отно@

шениях между ними возрастает

Прямая (непосредственная) демократия

Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и приня@ тии решений (используется главным образом на уровне местного самоуправления)

Граждане опосредованно (не@ прямо) участвуют в принятии решений (через выбранных сво@ их представителей (депутатов), главу государства и др.)

Условия существования демократии

• Высокий уровень социально@экономического развития, спо@ собный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

• Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод че@ ловека.

• Высокая степень развития общей и политической культуры об@ щества, значительная социальная и политическая активность инди@ видов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту ин@ ститутов демократии.

4.6. Гражданское общество и государство

Основные понятия: гражданское общество, структура гражданского общества, совокупность неполитических отноше" ний, функции гражданского общества

Гражданское общество — это 1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциа" ций и организаций, ограждённых соответствующими закона" ми от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти; 2) совокупность неполи" тических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно"государственных структур .

Структура гражданского общества

Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти

Общественно"политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.)

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества

Научные и культурные организации, спортивные об" щества

Муниципальные коммуны и другие органы самоуправ" ления по месту жительства и работы, ассоциации из" бирателей, политические клубы

Независимые средства массовой информации

Отношения между компонентами общества, имеющие него@ сударственный и неполитический характер (семейные свя@ зи, профессиональные, экономические, религиозные и дру@ гие отношения)

Особое пространство свободного проявления людей, кото@ рое защищено от вмешательства государства и других сил

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: