Правовая психология включает психологические особенности судебной деятельности

Обновлено: 22.04.2024

Судебный процесс, как одно из направлений профессиональной деятельности юриста, подразумевает разделение всей работы на следующие составляющие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Познавательная характерна для предварительного расследования, тогда как основной деятельностью судебного процесса является воспитательная и конструктивная. Познавательная деятельность носит вторичный характер и применяется для сбора и хранения информации, которая пригодится для осуществления конструктивной деятельности.

Навыки в психологии активно применяются в уголовной деятельности. Это обуславливается необходимостью вынесения приговора о виновности подозреваемого, поиска и привлечения преступников к ответственности. Гражданская деятельность практически не включает в себя работу с элементами, опасными для общества. Но это вовсе не означает, что знания и навыки психологии здесь не применяются.

Судья, как особый вид профессиональной юридической деятельности, несет большую ответственность, нежели обычный адвокат либо дознаватель, так как в его обязанности входит самостоятельное осуществление акта правосудия с учетом требований гласности и устности.

Психология судебной деятельности имеет следующие цели:

  • подготовка квалифицированных юридических специалистов;
  • оценивание уровня профессиональной пригодности конкретных кадров;
  • обучение необходимым навыкам, их контроль;
  • воспитание положительных личностных качеств специалиста;
  • выявление и устранение негативных качеств судебного работника;
  • обучение навыку объективной оценки ситуации для вынесения справедливого приговора.

Для решения задач, связанных с проведением аттестаций, отбором кандидатов на вакантные места и других вопросов, относящихся к профессиональной деятельности судей, существуют квалификационные коллегии. Они применяют в своей работы методы психологии, применяют консультации экспертов, чтобы результат был максимально объективным.

Важно осознавать, что степень объективности в суде может только приближаться к оптимальной отметке, но она никогда не будет лишена влияния социальных склонностей судьи. Негативные личностные качества специалиста (самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д.) необратимо сказываются на итоговом приговоре, нанося вред как судебной системе в целом, так и обществу, и конкретным его индивидуумам в частности.

Познавательная деятельность в суде

Судебный процесс имеет множество тонкостей, из-за чего условия познавательной деятельности несколько затруднительны. К примеру, момент принятия судом фактов для познания существенно отдален от процесса совершения преступления. Это ведет к тому, что на предварительном следствии должны быть установлены и закреплены все необходимые доказательства, чтобы впоследствии улучшить их восприятие, анализ и увеличить степень объективности процесса. Стоит отметить, что влияние личностных мотивов на познавательный процесс недопустимо и должно быть своевременно пресечено.

Все полученные материалы предварительного расследования следует воспринимать как возможное, а не точное доказательство вины подозреваемого. Закрепить за ними статус доказательства необходимо в ходе судебного процесса, опираясь на иные источники информации (подкрепление другими данными, показаниями свидетелей и т.д.).

Познавательный процесс работников суда должен быть независимым. Судья, при получении данных, должен провести их исследование и анализ заново, постепенно формируя картину преступления у себя в голове, основанную на имеющейся информации и личном опыте специалиста.

Специальность судебного работника предполагает независимость, ответственность, формализм.

Принимая самостоятельные решение, судья несет ответственность за них. Его личная деятельность (познавательная, конструктивная) должна четко следовать закону, быть ответственной. Для этого существуют советники в составе суда. Работники суда ни при каких обстоятельствах не должны идти на поводу заинтересованных в определенном исходе лиц.

Судейство значительно затрудняется из-за формализма данной профессии. Все направления судейской деятельности (уголовная, гражданская, арбитражная) имеют крайне сложные процедуры, которые нелегко не только применять в работе, но и просто осваивать. Проблема упрощения работы судьи стоит на повестке дня уже длительное время. Актуальным предложением является введение института мировых судей. Также обсуждению подлежит проблема медиации в гражданском процессе. Медиация — это применение медиаторов — независимых посредников, которые помогают при решение какого-либо спора.

Познавательная деятельность при судебном процессе ведется в условиях полной открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

При проведении судебного разбирательства, модель поведения каждого участника значительно искажается вследствие стрессовой обстановки. Судья осуществляет практически всю познавательную деятельность, ориентируясь на сравнении созданной им картине убийства (анализ полученных доказательств) и определенного закона.

Судебный работник имеет независимость при анализе информации, полученной в ходе судебного разбирательства, материалов дела и конкретных законов, определяющих нарушение подозреваемого. Процесс сравнения модели преступления и полученных доказательств происходит в течении всего разбирательства, вплоть до итогового решения в совещательной комнате. Основные факторы, оказывающие воздействие на степень эффективности познавательной деятельности при судебном разбирательстве, в юридической психологии определены следующие:

  • полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

Взаимоотношения и общая обстановка в зале в значительной мере сказываются на познавательную деятельность и степень объективности итогового решения. Положительно на процесс проведения судебного разбирательства влияют публичные споры сторон, обсуждая всю информацию, поступающую судье, активизируя мыслительную деятельность.

В судебном разбирательстве каждому этапу соответствует определенные психологические особенности, связанные с познавательной деятельностью над предоставленными следственными материалами, активизацией мыслительную деятельность. В данной профессии крайне важно иметь возможность представить полную картину преступления, сопоставить всю доказательную базу и судейский опыт в данного рода делах. Большая часть информации в судебном процессе поступает при показаниях потерпевших и следователей в устной форме. Чтобы добиться высокой эффективности познавательной деятельности, следует заблаговременно сменить негативную и стрессовую обстановку на более благоприятную, чтобы она в меньшей мере сказывалась на деятельность лиц, участвующих в процессе.

Существенное влияние на судебный процесс оказывает общественное мнение. Его формирование начинается задолго до начала судебного разбирательства (особенное внимание приковывается к делам с тяжкими нарушениями) и доходит до судейского состава. Оно заключается в выражении взглядов различных социальных институтов, оценки деятельности отдельных личностей или организации (полиции, прокуратуры и т.д.). Общественное мнение способствует своевременному обнаружению судейских ошибок, улучшению деятельности судебной структуры и правоохранительных учреждений. Большой ошибкой является игнорирование данного мнения, неумение или нежелание грамотно подойти к его формированию.

Организаторская деятельность

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Благодаря организаторской деятельности, работники суда могут коммуницировать с участниками процесса для разрешения дела; вести подготовку документации; реагировать на жалобы; анализировать данные и т.д. Все это необходимо для вынесения объективного приговора и решения всех возможных попутных споров.

Для проведения судебного разбирательства необходимо надлежащим образом подготовить помещение, чтобы участники судебного разбирательства не испытывали в нем негативных эмоций, отвлекающих от дела. Места участникам также оговариваются для более эффективной коммуникации.

Профессиональная деятельность

Судебный процесс в силу своей быстротечности крайне трудно в полной мере ознакомиться со всем возможным перечнем документов, предоставленным следствием, объективно их проанализировать и отбросить ненужное, оставив лишь относящиеся к делу материалы. Это требует грамотного распределения своих физических и психологических усилий.

Регламент судебного процесса, составляемый судьей, служит для облегчения психологического состояния участников разбирательства. Именно для этого делаются перерывы во время крайней степени утомляемости присутствующих.

Судья имеет высокий социальный статус и положения в силу своей деятельности внутри судебного процесса. Им может быть не каждый, необходимо иметь целым перечнем качеств: вежливость, сдержанность, стрессоустойчивость, беспристрастность, тактичность и т.д.

Коммуникативная деятельность

Во время судебного разбирательства крайне важно грамотно установить коммуникационные связи со всеми участниками процесса. Допрашиваемые, как правило, стараются в точности повторить то, что уже отвечали во время следствия, однако, высокое психологическое напряжение может исказить их слова, придав несколько иной смысл. Важно вести допрос свидетеля спокойно, без пристрастия и выражения личного недовольства, без смеха и злорадства. Если видны изменения показания, стоит уточнить их причину и сделать объективные выводы.

Представляется, что развитие коммуникативных связей на стадии предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Важным элементом проведения процесса также является сохранение порядка в зале. Этим занимается председательствующий. Он обязан следить за поведением адвоката, обвинителя, подсудимого, свидетелей, потерпевших и прочих участников разбирательства. При возникновении беспорядка, необходимо суметь воздействовать на них воспитательными мерами.

Также на суде важным элементом являются прения сторон обвинителя и защиты. Речь каждая сторона должна быть внятной, открытой и понятной всем участникам, содержать смысловую нагрузку и нести правовую оценку события.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

Процесс вынесения приговора подозреваемому строго определен порядком проведения различных видов деятельности в совещательной комнате. Учеными выделены закономерности, позволяющие эффективно провести данный процесс:

  1. осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  2. возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активности участия в этом каждого члена коллегии;
  3. коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  4. четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  5. вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

Роль профессиональных качеств каждого судьи в значительной мере возрастает во время принятия группового решения. Следуя закону (ст. 296–313 УПК РФ), решение принимается путем голосования большинства. Кроме этого, судья, имеющий собственный интерес в разбираемом деле, подлежит незамедлительному отводу.

Конструктивная деятельность

Судья проводят конструктивную деятельность, касательно разбираемого дела, самостоятельно, однако решение принимается строго коллегиально. Это способствует объективности. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • анализ решений членов суда;
  • анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Регламентация проведения судебного процесса, то есть конструктивная деятельность, направлена в первую очередь на улучшение восприимчивости всей полученной информации. Судья имеет развернутый план проведения разбирательства, следуя которому данные могут быть всесторонне рассмотрены составом суда.

Воспитательная деятельность

Заседание суда производит сильное воспитательное воздействие на каждого участника разбирательства, особенно на подсудимого. Можно считать воспитательную деятельность важнейшим элементом проведения суда. Ее эффективность зависит от степени объективности рассмотрения всех материалов дела. Именно от степени корректности судейского состава, его стремлению к справедливости, зависит воспитательная мера.

Вынесение приговора — важнейшая часть процесса. В ней недопустимы расплывчатые формулировки, недосказанности и слова без смысловой нагрузки. Он должен быть максимально четким и объективным, отвечать требованиям закона.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением всевозможной документации.

Все этапы судебного производства имеют уникальные особенности. Так или иначе, коммуникативные связи мешают анализировать данные и делать из них объективные выводы. Именно поэтому закон их сужает на стадии предания суду.

Сайт Юридическая психология

СПб., 2004. Стр. 310-316.

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ)

Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности

Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.

Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Рассматривая уголовные дела, суд применяет к виновным установленные законом меры наказания либо оправдывает невиновных. Суд постановляет приговор именем государства и организует свою деятельность на конституционных принципах:

  • равенства всех граждан перед законом и судом;
  • коллегиального рассмотрения дел;
  • независимости и подчинения только закону;
  • обеспечения обвиняемому права на защиту;
  • презумпции невиновности;
  • процессуального равенства сторон;
  • открытого разбирательства дел во всех судах.

Исключения предусмотрены законом.

К общим правилам судебного разбирательства относятся: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, руководящая роль председательствующего в суде.

Судебное разбирательство организуется на принципе состязательности - таком построении судебного разбирательства, при котором все его участники могут реализовать свои равные возможности.

  • доказательствами, собранными в ходе предварительного расследования, он принимает меры по собиранию новых доказательств, выявляет и восполняет неполноту предварительного следствия или дознания;
  • выводами обвинительного заключения и вправе изменить обвинение, прекратить уголовное дело или вынести оправдательный приговор;
  • мнением прокурора по делу и принимает решение по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

На подсудимого не может быть возложена обязанность доказания его невиновности.

Судебное разбирательство состоит из пяти частей: 1) подготовительной; 2) судебного следствия; 3) судебных прений; 4) последнего слова подсудимого; 5) постановления приговора.

В кассационной инстанции (суде второй инстанции) рассматриваются дела по кассационной жалобе или протесту на приговоры и постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационную жалобу на приговор по уголовному делу, не вступивший в законную силу, вправе подать осужденный, его защитник и законный представитель, потерпевший и его представитель. Оправданный по суду может обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы. Закон гарантирует недопустимость поворота к худшему при проверке дела по жалобе осужденного или его защитника.

В судах первой инстанции участвуют народные заседатели, пользующиеся всеми правами судей, а также представители общественности. По отдельным делам подбираются присяжные заседатели, которые не входят в состав судебной коллегии, а выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В своей познавательной деятельности суд располагает ориентировочной моделью исследуемого правозначимого события - материалами и заключением предварительного следствия. Наличие предварительного заключения имеет значительную суггестивную (внушающую) силу. Суду предстоит проявить независимость для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела.

Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковую деятельность суда, но не предопределяет его оценочную деятельность. Однако, систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительное следствие может повлиять и на оценочную деятельность суда. И суд должен оградить себя от этого влияния.

С этой целью суд вправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия.

Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и большей опосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственного восприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограничена.

Поток информации на суде более насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности суда. Здесь нужны большая сосредоточенность, устойчивость и распределенность внимания, активизация систематизирующей деятельности.

Особой направленности внимания судей требуют источники получения доказательственных фактов, процессуальные действия, использованные при получении доказательств.

Суд должен проанализировать не только версию предварительного следствия, но и все другие возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд вправе выдвигать собственные версии.

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.

Суд должен быть устойчивым к различным эмоционально-речевым приемам воздействия, патетическим призывам и сентиментальным оценкам. Он должен распознавать ситуативно-личностный камуфляж, самомаскировку и самодемонстрацию проходящих по делу лиц. За произносимыми фразами суд должен усмотреть подлинные намерения и интересы людей, раскрыть их подлинные отношения и нравственные позиции.

Сложная деятельность судьи требует не только юридической, но и психодиагностической подготовки, знания общих социально-психологических особенностей поведения людей в условиях социальной группы, закономерностей их познавательной и реконструктивной деятельности.

Деятельность суда осуществляется в сложных, часто психически напряженных условиях. Это требует ориентации в проблеме конфликтного социального взаимодействия, владения приемами релаксации - успокоения эмоционально возбужденного поведения отдельных лиц.

Важнейшие психические качества судьи - эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц.

Для регуляции этих эмоциональных проявлений необходимы выдержка, жизненная умудренность, спокойствие, терпимость, а также требовательность судьи как лица, наделенного властными полномочиями. Существенна и внутригрупповая коммуникативная деятельность судьи, его взаимодействие с коллегами.

Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не могут нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим, а обмен мнениями - конструктивным, не допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.

Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения.

Глава 2. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

На данной подготовительной части судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться "эффекту первичности" и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии.

Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет "слабые" в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия.

Особое внимание уделяется источникам "ключевых" фактов, их внутренней согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения, определяется круг лиц для вызова в судебное заседание, истребуются все необходимые документы.

Все факты расследуемого события должны осознаваться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не может оставаться без объяснения. "Поставьте себя в положение подсудимого и взгляните вокруг него его глазами перед преступлением, в момент преступления, после него; сделайте то же по отношению к каждому из соучастников, к пострадавшим, к свидетелям, роль которых для вас не вполне понятна. Уясните себе вероятные поступки, встречи и переговоры преступника с жертвой или соучастников преступления между собой.

Это может открыть вам то, что заинтересованные люди сумели скрыть от следователя".

Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. (Почему не лаяла собака, когда чужой человек грабил сельский магазин? Почему не проснулся потерпевший, когда кругом было так шумно?) Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела - исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях.

При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет:

  • что должно быть проверено в суде?
  • соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела?
  • учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде?
  • на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируется их достоверность, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела - выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, возможные процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. Актуализируется обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения.

В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения. "Наряду с размышлениями о загадках дела надо думать и о картинах, необходимых для речи. Представьте себе виновников драмы и пострадавших от нее, их окружающих, родных и близких при встречах задолго до преступления, в разные дни после того, как оно было обнаружено, перед судом и после суда. Уясните себе их вероятные поступки, угрозы, обещания и попреки при этих встречах; рисуйте их сытыми и голодными, озлобленными и любящими".

Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее "боевая схема", отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали выстраиваются вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.

В результате ознакомления с делом четко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.

Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.

Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Рассматривая уголовные дела, суд применяет к виновным установленные законом меры наказания либо оправдывает невиновных. Суд постановляет приговор именем государства и организует свою деятельность на конституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законом и судом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону, обеспечения обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства дел во всех судах. (Исключения предусмотрены законом.)

К общим правилам судебного разбирательства относятся: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, руководящая роль председательствующего в суде, равенство прав участников судебного разбирательства и др.

Судебное разбирательство организуется на принципе состязательности—таком построении судебного разбирательства, при котором все его участники могут реализовать свои равные возможности.

Суд не связан доказательствами, собранными в ходе предварительного расследования, он принимает меры по собиранию новых доказательств, выявляет и восполняет неполноту предварительного следствия или дознания. Он не связан и выводами обвинительного заключения и вправе изменить обвинение, прекратить уголовное дело или вынести оправдательный приговор.

Суд не связан мнением прокурора по делу и принимает решение по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания его невиновности.

Судебное разбирательство состоит из пяти частей: 1) подготовительной; 2) судебного следствия; 3) судебных прений; 4) последнего слова подсудимого; 5) постановления приговора.

В кассационной инстанции (суде второй инстанции) рассматриваются дела по кассационной жалобе или протесту на приговоры и постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационную жалобу на приговор по уголовному делу, не вступившему в законную силу, вправе подать осужденный, его защитник и законный представитель, потерпевший и его представитель.

Оправданный по суду может обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания. Обжалованию в кассационном порядке подлежат приговоры всех судов, кроме приговоров и решений Верховного Суда. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы. Закон гарантирует недопустимость поворота к худшему при проверке дела по жалобе осужденного или его защитника.

В судах первой инстанции по отдельным делам подбираются присяжные заседатели, которые не входят в состав судебной коллегии, а выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В своей познавательной деятельности суд располагает материалами и заключением предварительного следствия. Наличие предварительного заключения имеет значительную суггестивную (внушающую) силу. Суду предстоит проявить независимость для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела. Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковую деятельность суда, но не предопределяет его оценочную деятельность. Однако, систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительное следствие может повлиять и на оценочную деятельность суда. И суд должен оградить себя от этого влияния.

Заключение предварительного следствия является для суда лишь вероятностной информационной моделью исследуемого события. Задача суда — сформировать достоверную модель события, критически проанализировав все элементы вероятностной модели. С этой целью суд вправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия.

Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и большей опосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственного восприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограничена. Поток информации для оперативной переработки на суде более насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности судей. Здесь нужны большая сосредоточенность, устойчивость и распределенность внимания, активизация систематизирующей деятельности. Особой направленности внимания судей требуют источники получения доказательственных фактов, условия выявления этих источников, процессуальные действия, использованные при получении доказательств.

Суд должен проанализировать не только версию предварительного следствия, но и все другие возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд вправе выдвигать собственные версии.

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.

Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.

Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие за, конного и обоснованного решения.

На стадии исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться эффекту первичности и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следстведные действия. Особое внимание уделяется источникам ключевых фактов, их внутренней согласованности. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. (Почему не лаяла собака, когда чужой человек грабил сельский магазин? Почему не проснулся потерпевший, когда кругом было так шумно?) Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела — исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Только всестороннее знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде; соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела; учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде; на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.

Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Рассматривая уголовные дела, суд применяет к виновным установленные законом меры наказания либо оправдывает невиновных. Суд постановляет приговор именем государства и организует свою деятельность на конституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законом и судом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону, обеспечения обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства дел во всех судах. (Исключения предусмотрены законом.)

К общим правилам судебного разбирательства относятся: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, руководящая роль председательствующего в суде, равенство прав участников судебного разбирательства и др.

Судебное разбирательство организуется на принципе состязательности—таком построении судебного разбирательства, при котором все его участники могут реализовать свои равные возможности.

Суд не связан доказательствами, собранными в ходе предварительного расследования, он принимает меры по собиранию новых доказательств, выявляет и восполняет неполноту предварительного следствия или дознания. Он не связан и выводами обвинительного заключения и вправе изменить обвинение, прекратить уголовное дело или вынести оправдательный приговор.

Суд не связан мнением прокурора по делу и принимает решение по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания его невиновности.

Судебное разбирательство состоит из пяти частей: 1) подготовительной; 2) судебного следствия; 3) судебных прений; 4) последнего слова подсудимого; 5) постановления приговора.

В кассационной инстанции (суде второй инстанции) рассматриваются дела по кассационной жалобе или протесту на приговоры и постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационную жалобу на приговор по уголовному делу, не вступившему в законную силу, вправе подать осужденный, его защитник и законный представитель, потерпевший и его представитель.

Оправданный по суду может обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания. Обжалованию в кассационном порядке подлежат приговоры всех судов, кроме приговоров и решений Верховного Суда. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы. Закон гарантирует недопустимость поворота к худшему при проверке дела по жалобе осужденного или его защитника.

В судах первой инстанции по отдельным делам подбираются присяжные заседатели, которые не входят в состав судебной коллегии, а выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В своей познавательной деятельности суд располагает материалами и заключением предварительного следствия. Наличие предварительного заключения имеет значительную суггестивную (внушающую) силу. Суду предстоит проявить независимость для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела. Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковую деятельность суда, но не предопределяет его оценочную деятельность. Однако, систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительное следствие может повлиять и на оценочную деятельность суда. И суд должен оградить себя от этого влияния.

Заключение предварительного следствия является для суда лишь вероятностной информационной моделью исследуемого события. Задача суда — сформировать достоверную модель события, критически проанализировав все элементы вероятностной модели. С этой целью суд вправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия.

Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и большей опосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственного восприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограничена. Поток информации для оперативной переработки на суде более насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности судей. Здесь нужны большая сосредоточенность, устойчивость и распределенность внимания, активизация систематизирующей деятельности. Особой направленности внимания судей требуют источники получения доказательственных фактов, условия выявления этих источников, процессуальные действия, использованные при получении доказательств.

Суд должен проанализировать не только версию предварительного следствия, но и все другие возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд вправе выдвигать собственные версии.

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.

Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.

Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие за, конного и обоснованного решения.

На стадии исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться эффекту первичности и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следстведные действия. Особое внимание уделяется источникам ключевых фактов, их внутренней согласованности. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. (Почему не лаяла собака, когда чужой человек грабил сельский магазин? Почему не проснулся потерпевший, когда кругом было так шумно?) Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела — исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Только всестороннее знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде; соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела; учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде; на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.

1. Методологические основы юридической психологии:

• предмет, методы и задачи юридической психологии;

• структура юридической психологии;

• историческое развитие юридической психологии.

2. Правовая психология:

• право как фактор социальной регуляции поведения, психологические аспекты эффективного правотворчества;

• правовая социализация личности, особенности психологического отражения правозначимых явлений, психология правопонимания и правосознания;

• психология правоисполнительного поведения.

3. Криминальная психология:

• проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных факторов в криминализации личности;

• понятие личности преступника, психологические типы преступников;

• психология совершения преступного деяния;

• психология рецидивной и подростковой преступности;

• психология групповой и организованной преступности;

• психология вины и ответственности.

4. Психология уголовного судопроизводства.

Психология предварительного следствия:

психология личности следователя и других участников уголовного процесса; психология следственной деятельности;

познавательно-удостоверительная деятельность следователя;

психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности;

психология коммуникативной деятельности следователя;

психология следственных действий в системе расследования;

судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Психология судебного разбирательства:

психологические особенности судебной деятельности;

психология подготовки и планирования судебного разбирательства;

психология особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии;

психология судебных прений;

психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде;

психология деятельности адвоката (защитника), речь адвоката;

психология принятия судебных решений.

5. Психология исправительной деятельности.

6. Психология гражданского правового регулирования:

• психология гражданских правоотношений;

• позиция сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность;

• психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству;

• психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел;

• судебная речь в гражданском суде;

• психология деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве, речь адвоката в суде;

• психология деятельности прокурора в гражданском процессе, речь прокурора в гражданском суде;

• когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда;

• судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве;

• психология принятия судебных решений (табл. 1).

7. Психологические аспекты организации деятельности юридических организаций.

Специализированные учреждения юридического профиля — МВД, ФСБ, Федеральной таможенной службы, учреждения исполнения уголовного наказания и другие — имеют свою специфику, которая исследуется специальной отраслью психологии — организационной психологией.

Общетеоретической основой юридической психологии наряду с правоведческими дисциплинами являются основы общей и социальной психологии. Студенту необходимо усвоить понятия о психике человека, классификацию психических явлений, психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния и психические свойства личности. Необходимо также изучить особенности человеческого поведения в условиях социального взаимодействия — социальную психологию.

Перейдем прежде всего к рассмотрению этих проблем.

Методологические основы юридической психологии: предмет, методы, задачи, теоретические принципы, связь со смежными науками, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования; историческое развитие юридической психологии Правовая психология: правовая психология как отражение в сознании индивида и общества правозначимых явлений; психология правовой социализации личности, правотворчества и правосоотнесенного поведения личности; психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения Криминальная психология Судебная психология (уголовное судопроизводство) Исправительная психология Социопсихогенетические детерминанты, преступного поведения. Роль биологических и социальных факторов в криминализации личности; понятие личности преступника; типологическая характеристика отдельных категорий преступников. Психология преступного деяния, психология виктимного поведения, групповых и организованных преступлений. Психология вины и ответственности 1. Психология предварительного следствия: психология участников уголовного процесса; психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий; психология взаимодействия участников уголовного процесса в конфликтных ситуациях; судебно-психологическая экспертиза Психология кары и раскаяния; психологические проблемы ресоциализации; психология исправительной деятельности, психология жизнедеятельности осужденных. Проблемы социальной реадаптации освобожденного и предупреждения преступного рецидива. 2. Психология судебного разбирательства: психологическая характеристика участников судебного процесса; психология судебного следствия и судебных прений; деятельность прокурора и защитника, психология принятия судебных решений Пенитенциарная экспертиза Психология гражданского правового регулирования: психологические аспекты гражданского судопроизводства; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве; психология принятия судебных решений; когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда; психология деятельности арбитражного суда

46. Понятие и структура медицинской психологии

46. Понятие и структура медицинской психологии Медицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей. Истинное распознавание и правильное понимание болезни доступно только при условии

Структура медицинской психологии

Структура медицинской психологии Медицинскую психологию можно подразделить на общую и частную. Общая медицинская психология занимается такими вопросами, как изучение изменений психики человека, вызванных тем или иным заболеванием с разработкой критериев здоровой

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.В истории юридической

2.1. Ранняя история юридической психологии

2.1. Ранняя история юридической психологии Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине

2.2. Оформление юридической психологии как науки

2.2. Оформление юридической психологии как науки Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные

2.3. История юридической психологии в XX столетии

2.3. История юридической психологии в XX столетии Конец XIX — начало XX в. характеризуются социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые,

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1. Методологические основы Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования.Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:?

11.1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

11.1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные»,

5. Принципы, структура и задачи психологии

5. Принципы, структура и задачи психологии Принцип детерминизма. Этот принцип означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение

Глава первая Открытая система психологии человека

Глава первая Открытая система психологии человека Методологическая проблема Очевидно, что психотерапевт должен пользоваться в своей работе некой структурированной системой знаний о человеке. Однако здесь возникают серьезные трудности, поскольку системы знаний,

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

3. Методы юридической психологии

3. Методы юридической психологии Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.);

Глава 1 Методологические основы юридической психологии

Глава 1 Методологические основы юридической психологии § 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: