Правовая политика как особая разновидность государственной политики

Обновлено: 28.03.2024

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
    • укрепление дисциплины, законности и правопорядка,
    • формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

    Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

    Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия; это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

    Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

    В процессе формирования правовой политики

      • определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию,
      • планируется правотворческая деятельность,
      • устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам,
      • разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д.

      Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой политики.

      Виды правовой политики:

      1) в зависимости от сферы осуществления может быть:

        • конституционной,
        • уголовной,
        • семейно-брачной,
        • финансовой,
        • налоговой,
        • таможенной,
        • банковской и т. п.;

        2) в зависимости от содержания:

          • законодательной,
          • исполнительной,
          • судейской,
          • прокурорской,
          • нотариальной и т. д.;

          3) в зависимости от целей:

          4) в зависимости от функций:

            • праворегулятивной;
            • правоохранительной и проч.
            Принципы правовой политики:
              1. социальная обусловленность;
              2. научная обоснованность;
              3. устойчивость и предсказуемость;
              4. легитимность, демократический характер;
              5. гуманность и нравственные начала;
              6. справедливость;
              7. гласность;
              8. сочетание интересов личности и государства;
              9. приоритетность прав человека;
              10. соответствие международным стандартам.

              Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

                1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности;
                2. предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;
                3. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
                4. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);
                5. повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности.

                Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д.

                Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

                Современные приоритеты российской правовой политики

                Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

                  1. усиление координирующей роли власти на основе общенационального представительства;
                  2. борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
                  3. выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
                  4. поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
                  5. улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
                  6. устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
                  7. укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

                  Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и проч.

                  Политика (от греч– искусство управления государством) - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

                  Политика – общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели.

                  Правовая политика– комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга.

                  Правовая политика– особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

                  Важнейшее свойство правовой политики – ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она:

                  - во-первых, основывается на праве и связана с правом;

                  - во-вторых, осуществляется правовыми методами;

                  - в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

                  - в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение;

                  - в-пятых, является публичной, официальной;

                  в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

                  Российская правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.

                  Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также и субъектами её осуществления.

                  2. Правовой акт-документ как средство реализации правовой политики.

                  1. Понятие и сущность правовой политики

                  Политика осуществляется в разных сферах общества, и в этой связи может иметь разную природу и направленность. Как известно, бывает социальная, экономическая, демографическая. научная, национальная, религиозная, культурная, военная, молодежная, информационная и пр. Конечно же, во всех этих разновидностях политики, несомненно, присутствует и правовая составляющая, с помощью чего эти виды политики и притворяются в жизнь. Вместе с тем, наряду с названными видами политики, в литературе выделяют и правовую политику, которая имеет самостоятельное значение. Среди научных направлений ХХI века, проблема правовой политики занимает одно из ведущих мест, что является вполне обоснованным, ибо с её разрешением разрешаются и многие другие как сугубо научные, так и практические проблемы. Тема правовой политикистала популярной и востребованной в последние десятилетия. Фактически, речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности её функционирования, механизмы совершенствования.

                  Что же следует понимать под правовой политикой и каковы её основные признаки? В литературе можно найти разные ответы на эти вопросы, это сопряжено с тем, что правовая политика – многогранное интеграционное явление, требующее разных подходов к её исследованию. На анализе правовой политики существенно сказывается проблема правопонимания, ведь в зависимости от этого это явление будет пониматься по-разному. В литературе выделяют (условно) три подхода к пониманию правовой политики:

                  Идеологический подход связан с тем, что его представители под правовой политикой понимают совокупность идей, взглядов, программ и пр. Представители идеолого-деятельноствного подхода говорят о том, что правовая политика включает в себя не только цели и программы, но и практическую часть, т. е. деятельность соответствующих субъектов. Но эти подходы не совсем точно отражают реальное положение вещей.

                  Идеи, взгляды, замыслы, программы и установки – лишь основания правовой политики, элемент правовой идеологии. Вместе с тем, правовая политика не только легализует важнейшие идеи правосознания в качестве общеобязательных требований объективного права, но и обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений. Идеи, взгляды, цели – это ещё не правовая политика, а то, что называют её предпосылками, которые ими могут и остаться. Сама же правовая политика, как и политика в целом, есть деятельность по осуществлению определенных идей.

                  Словарь русского языка говорит нам о том, что «политика – деятельность ОГВ и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемых их интересами и целями».

                  Словарь иностранных слов говорит о том, что «политика – деятельность общественных классов, партий, групп, определяемых их интересами и целями, деятельность органов госуправления, выражающее природу данного общества».

                  Об этом же говорят, говорили и будут говорить философы и филологи. Например, английский философ Оук Шотт определил политику так: «это деятельность, направленных на установление интересов групп людей, которых объединил случай или выбор». Вебер писал: «Что мы понимаем под политикой? – это форма организации деятельности власти или аппарата правительства».

                  С другой стороны, говоря о правовой политике как об определенной деятельности, мы не должны сводить её к такому пониманию политики, которое связано только с деятельностью по поводу захвата и удержания власти, по сути дела, с борьбой за власть. Правовая политика – это не столько сфера борьбы за власть, сколько деятельность, связанная с выработкой стратегии правового регулирования и её осуществления.

                  Карбанье говорит нам о том, что политика допускает, по меньшей мере, два её толкования. Под политикой в широком смысле слова можно понимать любое действие, подчиненное достижению определенной цели. Под политикой в узком смысле принято понимать практическую деятельность государства и других субъектов политической системы по решению социально значимых задач.

                  Правовая политика – есть деятельность, обязательно основанная на идеях, взглядах, замыслах, раз это целенаправленная деятельность, это само собой разумеется, но политика – не просто действие, это действие, идеологически ориентированные. Правовой политика станет лишь тогда, когда воплотиться в конкретные плоскости.

                  Правовая политика – это прежде всего деятельность соответствующих субъектов в юридической сфере.

                  Правовая политикагосударства ‒ это: научно обоснованная, последовательная, системная деятельность гражданского общества и его институтов по созданию эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как обеспечение прав и свобод гражданина, формирование правовой государственности, высокого уровня правовой культуры и общественности.

                  Признаки правовой политики, общие:

                  · государственно-волевой и властно-императивный характер;

                  · интегративный и властный характер;

                  · динамичность и стабильность;

                  · зависимость от факторов внешней и внутренней среды.

                  Специальные признаки правовой политики:

                  · всегда деятельность в правовой жизни общества;

                  · деятельность, направленная на повышение качества правовой жизни общества, на наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, на изменение права, на прогресс правовой системы, и пр.

                  · деятельность, выражающая отношение субъектов правовой политики к важнейшим проблемам в развитии правовой жизни общества, изменении и обновлении её наиболее значимых субъектов.

                  · деятельность, осуществляемая как с помощью юридических средств, так и специальных средств правовой политики.

                  Юридические средства – есть правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых организуется правовая жизнь общества, удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

                  В качестве примера установлений, можно назвать субъективные права и юридические обязанности, льготы и запреты, привилегии и лимиты, поощрение и наказание. Разновидностями средств установления также выступают правовые акты, постановления, режимы методы и способы правового регулирования. К юридическим технологиям относят правотворческие, правоприменительные процессы. К собственным специальным средствам правовой политики относят концепции и программы, планирование и прогнозирование, юридическая техника, систематизация правовых актов, юридическая экспертиза и правовой мониторинг.

                  ‒ деятельность, связанная с выработкой и реализацией правовых идей стратегического и тактического характера, которая выступает основой и предпосылкой правовой политики и нацелены на правовую организацию правовой жизни общества. Юридическая стратегия – особый вид деятельности преимущественно высших органов государственной власти, направленную на формирование наиболее общих концептуальных политико-правовых подходов и перспективных ориентиров развития правовой системы с формированием её долгосрочной программы. Юридическая тактика – деятельность субъектов правовой политики, направленная на последовательное развитие общестратегических установок посредством честных политико-правовых операций, постановкой конкретных задач с применением юридических средств. Поэтому, выработка стратегии и тактики правового регулирования, модели организации правовой жизни общества напрямую определяются проводимой в стране правовой политикой.

                  – это деятельность, осуществляемая преимущественно субъектами, находящимися в самой гуще политической и правовой жизни общества, занимающимися политико-правовой практикой, занимающимися политической и правовой наукой, обладающими соответствующими знаниями, умениями, навыками, имеющими специфический правовой статус.

                  Основными субъектами правовой политики в Донецкой Народной республике выступают: Глава ДНР, Народный Совет, Совет Министров, Верховный Суд, МВД, профсоюзы, муниципальные органы власти, общественные движения, граждане и др.

                  Политика (греч. politikē – искусство управления государством).

                  Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

                  Политика – общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели.

                  В узком смысле политика – определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде.

                  Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти, дабы гарантировать их "от просто случая и просто произвола" (К. Маркс).

                  Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга.

                  Русские дореволюционные юристы (Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.) рассматривали правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. Это, конечно, слишком узкое и утилитарное понимание явления. Современный смысл данной категории гораздо сложнее и шире. К тому же речь тогда шла, как правило, не о правовой политике, а о политике права, что не совсем одно и то же.

                  Правовая политика – особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

                  Главная задача российской юридической политики – правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Там вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их "регулировать" своими правилами и в своих интересах.

                  Конечно, современная российская правовая политика – это политика переходного периода. В этом её специфика, и именно данной особенностью объясняются многие её изъяны, зигзаги, непоследовательность. На ней лежит печать поспешности, "шоковости", нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забегает вперед, стремясь бежать "впереди паровоза". Переходный период, как правило, нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества.

                  Важнейшее свойство правовой политики – ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она:

                  - во-первых, основывается на праве и связана с правом;

                  - во-вторых, осуществляется правовыми методами;

                  - в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

                  - в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение;

                  - в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

                  Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. "Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования" (В.Н. Кудрявцев). Иными словами, не волевых, не командно-бюрократических и тем более не силовых, а правовых.

                  Правовая политика – наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.

                  Формирование правовой политики

                  Российская правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.

                  Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

                  Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также и субъектами её осуществления. Иначе и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. Большая роль в этом деле должна принадлежать, в частности, Министерству юстиции.

                  Принципы проведения правовой политики:

                  1. Социальная обусловленность.

                  2. Научная обоснованность.

                  3. Устойчивость и предсказуемость.

                  4. Легитимность, демократический характер.

                  5. Гуманность и нравственные начала.

                  8. Сочетание интересов личности и государства.

                  9. Приоритетность прав человека.

                  10. Соответствие международным стандартам.

                  Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

                  Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей:

                  - ответственность (позитивная и негативная);

                  - санкции (поощрительные и отрицательные);

                  - превенция (предупреждение, предохранение, предотвращение);

                  - внедрение правовой культуры;

                  - повышение правосознания и т.д.

                  Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

                  Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство – интересы общества, граждан. И укрепление государственности, к чему стремится сегодня новое руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение её правовых основ.

                  В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.

                  В то же время, правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, поддерживая друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой. Это характерно и для современной ситуации России, хотя должной гармонии здесь пока нет – этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Известно, что власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны синхронно корреспондировать друг другу.

                  Самое нежелательное для правовой политики – слабая власть, не способная поддержать право, подкрепить его императивы. Ведь право и вся правовая система нуждаются в защите. И в этом смысле можно говорить не только о государственной, но и правовой безопасности. Правовая политика не существует и не может реально существовать в сугубо рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посторонних "примесей", поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она – средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказывая, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.

                  Отсюда выражения – "экономические законы", "социальное законодательство", "налоговое право" и т.д. Иначе говоря, правовая политика тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не менее перед нами все же самостоятельное явление со своей спецификой, целями, задачами, отличительными чертами. Понятие правовой политики богатое и многомерное, в известной степени конгломеративное, хотя и вполне автономное.

                  Раньше такому виду политики уделялось крайне незначительное внимание, поэтому данное понятие – сравнительно новое в нашей юридической науке, а стало быть, и малоизученное, нуждающееся в серьезной теоретической разработке. Отдельные публикации по правовой политике, относящиеся к 70 - 80-м гг., были привязаны к условиям "развитого социализма".

                  С тех пор многое изменилось, и прежде всего изменилась роль самого права. В наше время реальная жизнь потребовала по-новому взглянуть на проблему, продиктовала необходимость более полного обоснования и оценки правовой деятельности как обобщенной, специфической политики государства, особой ее ветви и сферы проявления.

                  Содержание правовой политики. Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют:

                  - правоохранительную и др.

                  Надо заметить, что в принципе любая разумная политика должна быть правовой – в том смысле, что призвана соответствовать законам, юридическим нормам, неизменно находиться в правовом поле, отвечать международным стандартам, идеям прав человека. В противном случае она рано или поздно превращается в произвол, насилие, антигуманные акции. В.С. Соловьев предупреждал: "Если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины, - она никогда не сможет иметь прочного успеха ни в каких делах: ни внешних, ни внутренних".

                  Та же мысль сформулирована в одном из президентских Посланий Федеральному Собранию: "Россия знает, что такое право силы. Что такое сила права – еще предстоит познать. Необходимо понять, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Нет важнее задачи, чем утверждение в стране авторитета права. Десятилетиями, даже столетиями в России существовало неуважение к закону не только со стороны граждан, но и власти. И сейчас ее представители нередко переступают через закон. Именно поэтому пришла пора начать всемерное укрепление механизма властвования в рамках права. Переступить грань, за которой произвол становится системой, - значит открыть прямую дорогу к установлению в России полицейского режима".

                  Использование правовой политики

                  Правовая политика – это политика, основанная на праве. Одновременно само право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства властвования, управления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистическим интересам. И.А. Ильин писал: "По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывало собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну". Р. Иеринг также подчеркивал: "Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом". Известна кантовская мысль о том, что "право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека".

                  Это значит, что идеи права и законности при определенных обстоятельствах могут быть использованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего времени подтверждает данную истину, например жестокая война в Чечне в 1994 - 1995 гг. ради "конституционного порядка".

                  Пути и механизмы снятия любых конфликтов, даже самых острых, должны быть правовыми, а не силовыми. Это единственно возможная и продуктивная в наше время правовая политика. Альтернативы ей нет. Жизнь показала – "демократическая целесообразность" ничуть не лучше всякой иной, а действия вне правового поля рискованны, как и действия на минном поле.

                  Попытки утвердить демократию вне права, законности и нормативного порядка недопустимы и порочны в своей основе, ибо это означало бы рецидив необольшевизма или даже просто большевизма. Между тем правовая политика современной России оказалась во многом преемницей старых методов - упование на силу, секретность актов, прямо затрагивающих интересы и права граждан, кулуарное решение важнейших проблем, отсутствие контроля за правящей номенклатурой, возврат к привилегиям, массовые нарушения прав человека, выходы на неконституционное поле деятельности, волевые рефлексы.

                  Противопоставление законности и целесообразности – застарелая болезнь советской, а затем российской власти. Если нужно, находятся оправдания неправовым формам реагирования на ситуацию, лукавым доводам и аргументам. Очень часто политическая сторона вопроса не совпадает с правовой и тогда предпочтение безоговорочно отдается первой, а не второй.

                  Право и политика

                  Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. А такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.

                  Поэтому было бы неправильно в угоду новомодным веяниям "отлучать" право от политики. Это другая крайность, в которую не следует впадать, преодолевая старые грехи этатизма.

                  Вопрос о соотношении политики и права непростой. В его трактовке допускались и допускаются разного рода "уклоны", перекосы, конъюнктура. В частности, на протяжении десятилетий право рассматривалось у нас главным образом в утилитарно-прагматическом, "прикладном" ключе - как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная общегуманитарная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом. Культивировались идеи отмирания права.

                  Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное – это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказ "начальства", указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях – как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, "связать", "обуздать" саму власть; идеи правового государства тогда не признавались.

                  Однако следует признать, что и сегодня политические соображения нередко берут верх над законом и законностью, а правовой нигилизм не только не преодолен, но принял угрожающие масштабы и не без оснований квалифицируется как беспредел. Формально провозглашены идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека; отвергнут принцип доминирующей роли политики и идеологии, но на деле до торжества права еще далеко.

                  Ощущается острый дефицит юридической культуры, низкий уровень правосознания. Новая демократия дает сбои, свобода понимается определенными слоями общества как вседозволенность, в том числе и представителями власти. По-прежнему в большей степени политика влияет на право, чем право на политику. Между тем в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу. Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики.

                  Право призвано играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов. Необходимо отрешиться от неправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.

                  Цель права – "установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Право – это мощная преграда на пути зла и в то же время – проводник и заступник всего лучшего в человеке. Поэтому основополагающей чертой правовой политики является её обусловленность, связанность правом.

                  По мнению некоторых правоведов правовая политика современного российского государства должна быть сориентирована на три основных приоритета:

                  - соблюдение прав человека;

                  - развитие частного права;

                  - обеспечение сильного правосудия.

                  В действительности приоритетных направлений правовой политики гораздо больше.

                  Общая характеристика политики как родового интеграционного понятия. Определение. Виды политики. Роль политики в современном обществе.

                  Правовая политика как специфический вид государственной политики. Понятие, определение, виды. Основные принципы правовой политики и их взаимосвязь. Цели и задачи правовой политики. Субъекты и объекты правовой политики.

                  Субъекты формирования правовой политики (Президент, Государственная Дума, Правительство, другие органы государства).

                  Формы и методы реализации правовой политики. Эффективность и ее критерии. Соблюдение правовых норм, принципов и законности, прав и свобод граждан, исполнение обязанностей – главные условия успешного осуществления правовой политики. Убеждение и принуждение. Юридическая ответственность. Диктатура закона как метод проведения правовой политики.

                  Современные приоритеты российской правовой политики: строительство правового государства, создание единого общефедерального правого пространства, укрепление властной управленческой вертикали, совершенствование законотворчества, борьба с преступностью, преодоление правового нигилизма, повышение правосознания и правовой культуры граждан, соблюдение и защита прав человека и др.

                  Методические рекомендации по изучению темы

                  Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о современной отечественной внутренней и внешней политики в условиях глобализации мирового сообщества;

                  – что правовая политика представляет собой систему правовых принципов, программ, установок, целей, задач, приоритетов, правовых идей, а также правовых средств, которые направлены на совершенствование механизмов воздействия права на общественные отношения.

                  – что правовая политика может рассматриваться как стратегия и тактика правового развития общества;

                  – формулировать основные моменты, раскрывающие содержание приоритетных направлений отечественной правовой политики (в частности, реформирование системы органов внутренних дел, системы исполнения наказаний, судебной системы и пр.);

                  – юридически грамотно излагать собственное представление о правовой политике, как особо значимой для всего российского общества разновидности государственной политики.

                  При освоении темы необходимо:

                  – изучить учебный материал по соответствующим разделам рекомендованной литературы;

                  – акцентировать внимание на том, что политико-правовой основой стратегии государственной политики в сфере права, являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, законодательство РФ, определяющие направления правового развития общества и государства;

                  – ответить на контрольные вопросы:

                  Вопросы для самопроверки

                  Сформулируйте понятие и признаки правовой политики.

                  Какие виды правовой политики Вы знаете?

                  На каких научных основах базируется отечественная правовая политика?

                  Обеспечивает ли правовая политика высокий уровень законности и эффективность механизма правового регулирования?

                  Имеются ли в российских регионах соответствующие условия для реализации правовой политики. Если нет, в чем это выражается?

                  Насколько широко, на Ваш взгляд, используются закрепленные в отечественных законах дозволения, поощрения и льготы для стимулирования правовой активности личности?

                  Связана ли современная правовая реальность в нашей стране с подавлением правового статуса личности, или нее?

                  Как Вы понимаете термин «автономизация личности», применительно к реалиям жизни современного российского общества?

                  Ориентировано ли отечественное законодательство на активную позицию личности (например, в области экономики, политики, образования, культуры)?

                  Автор статьи

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Юрист частного права

                  Страница автора

                  Читайте также: