Правовая политика государства сущность содержание и особенности реализации в рф

Обновлено: 24.04.2024

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
    • укрепление дисциплины, законности и правопорядка,
    • формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

    Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

    Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия; это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

    Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

    В процессе формирования правовой политики

      • определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию,
      • планируется правотворческая деятельность,
      • устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам,
      • разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д.

      Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой политики.

      Виды правовой политики:

      1) в зависимости от сферы осуществления может быть:

        • конституционной,
        • уголовной,
        • семейно-брачной,
        • финансовой,
        • налоговой,
        • таможенной,
        • банковской и т. п.;

        2) в зависимости от содержания:

          • законодательной,
          • исполнительной,
          • судейской,
          • прокурорской,
          • нотариальной и т. д.;

          3) в зависимости от целей:

          4) в зависимости от функций:

            • праворегулятивной;
            • правоохранительной и проч.
            Принципы правовой политики:
              1. социальная обусловленность;
              2. научная обоснованность;
              3. устойчивость и предсказуемость;
              4. легитимность, демократический характер;
              5. гуманность и нравственные начала;
              6. справедливость;
              7. гласность;
              8. сочетание интересов личности и государства;
              9. приоритетность прав человека;
              10. соответствие международным стандартам.

              Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

                1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности;
                2. предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;
                3. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
                4. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);
                5. повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности.

                Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д.

                Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

                Современные приоритеты российской правовой политики

                Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

                  1. усиление координирующей роли власти на основе общенационального представительства;
                  2. борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
                  3. выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
                  4. поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
                  5. улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
                  6. устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
                  7. укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

                  Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и проч.

                  Российская реальная политико-правовая действительность демонстрирует различные уровни выработки и реализации основных направлений правовой политики (федеральные органы, региональные, местные и т. д.), которая, в свою очередь, разнообразна, сложна, порой противоречива и неэффективна.

                  Правовая политика — это властная, планируемая, общественно значимая деятельность государства (государственных органов), иных уполномоченных органов, осуществляемая в правовых формах, влекущая правовые последствия, направленная на изменение общественных отношений, имеющая длительный временной характер, состоящая из последовательных и взаимосвязанных государственно-правовых решений.

                  Правовая политика может быть разной по содержанию, предметному полю, на которое она направлена, – конституционной, уголовной, карательной, пенитенциарной, административно-правовой, профилактической и т. д. В свою очередь, экономическая политика может быть следующих видов – инвестиционной, кредитно-финансовой, ипотечной, торговой, фискальной и т. д.

                  Необходимость правовой политики "связана с потребностью в постоянном усовершенствовании правового регулирования и правовой системы, чтобы они были адекватны той жизни, которая есть в обществе".

                  В условиях сегодняшней российской действительности это задача реализована крайне слабо ввиду того, что правовой политике, как инструменту ее решения, не придано должного внимания ни со стороны общества, ни со стороны власти. Концепции правовой политики как правовые акты, закрепляющие ее основные направления, приняты во многих странах, включая, например, Казахстан. В России подобный документ отсутствует до сих пор

                  Был разработан проект Концепцииправовой политики в Российской Федерации до 2020 года, которой заинтересовались региональные власти. Возможно, скоро в РФ стоит ждать появления Концепции правовой политики и закрепления ее ориентиров в официальном качестве. В основе данного документа лежит идея о необходимости проведения Российским государством на современном этапе его развития, наряду с иными видами политики, политики правовой, как целенаправленной и планомерной деятельности органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений. Базовый проект концепции правовой политики стал основой для разработки иных программных доктринальных правовых документов, в частности, проекта концепции антикоррупционной политики в Российской Федерации, а также проекта концепции правоохранительной политики Российского государства. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации была принята в 2012 г.

                  Проект концепции ..до 2020 г. включает в себя:

                  I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ И ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития. Обнаруживают себя принципиально противоположенные тенденции: организованности и дезорганизации, централизации и децентрализации, согласо-ванности и противоречивости.

                  II. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

                  Стратегическими, перспективными целями правовой политики в Российской Федерации являются:

                  – социальная, политическая и правовая стабильность;

                  – экономический прогресс, инновационная экономика, высокая производительность труда;

                  – достойный уровень благосостояния, качества и продолжительности жизни граждан;

                  – безопасность личности, общества и государства;

                  – высокий авторитет и полноправное участие страны в международных отношениях;

                  – достаточный уровень развития науки и технологий;

                  – широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций;

                  – развитое и активное гражданское общество;

                  – правовое демократическое федеративное государство;

                  – высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти;

                  – надежно и эффективно работающие механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека;

                  – долговременная стратегия законотворчества;

                  – стабильная законодательная база цивилизованных социально-политических и экономических отношений;

                  – эффективные механизмы государственного управления и правового регулирования;

                  – независимые и эффективно функционирующие судебная и правоохранительная системы;

                  – развитая гражданская дисциплина, стабильные законность и правопо-рядок в обществе;

                  – минимизация преступности и коррупции;

                  – развитое правосознание и правовая культура российских граждан и государственных, муниципальных служащих;

                  - создание высококвалифицированного кадрового потенциала, в чью задачу входит профессиональное правотворчество, правоприменение и правовое обслуживание.

                  III. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

                  • Социально-политическая обусловленность. Принимаемые в юридической сфере решения, акты и предпринимаемые действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства.

                  • Приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина.

                  • Учет нравственно-ценностных устоев и социокультурных традиций общества.

                  • Согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов.

                  • Целенаправленность, четкое определение приоритетов.

                  • Планомерность и поэтапность.

                  • Эволюционный характер реформирования правовой формы.

                  • Реалистичность, ориентация на достижимые результаты.

                  • Комплексный подход к решению проблем. В достижении поставленных целей применяются как юридические средства, так и ресурсы неправового характера.

                  • Достаточность средств и ресурсов.

                  • Сочетание механизмов управления и самоорганизации.

                  IV. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

                  Практическая деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования социальных отношений.

                  В основе механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере.

                  V. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

                  В сфере правотворческой деятельности:

                  − разработать комплексную программу реализации правовой политики в Российской Федерации, обеспечивающую объединение усилий всех институтов гражданского общества и органов государственной власти в повышении степени эффективности правового воздействия на общественные отношения, улучшении качества и уровня правовой жизни;

                  − разработать единые правила подготовки проектов и принятия нормативных правовых актов»;

                  − путем принятия специального закона унифицировать правила правотворческой техники и юридической терминологии, используемой при подготовке проектов нормативных правовых актов;

                  −провести инвентаризацию системы действующих правовых актов с последующим реформированием всей системы юридических средств.

                  − провести межотраслевую кодификацию процессуального законодательства в целях унификации основ судебной процедуры и обсудить вопрос о создании Судебного кодекса РФ;

                  − разработать и ввести в действие комплексную программу правовой политики в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, разработать правовые и организационные механизмы ее реализации;

                  − развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров;

                  В сфере правореализационной практики:

                  − усилить механизмы внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства;

                  − отрегулировать механизмы юридической ответственности субъектов, занимающихся реализацией и применением правовых предписаний на практике перед обществом за невыполнение своего профессионального долга, принятие незаконных и малоэффективных решений, злоупотребления юридическими ресурсами;

                  − усовершенствовать систему профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и аттестации государственных служащих в целях повышения уровня их профессиональной подготовки, общей и правовой культуры

                  В информационно-воспитательной и культурно-нравственной сферах:

                  − организовать постоянный государственный мониторинг динамики социальной жизни, направленный на выявление наиболее актуальных проблем, требующих соответствующих правотворческих решений;

                  − организовать постоянный мониторинг соответствия нормативных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству;

                  − усилить роль правовой науки в разработке концептуальных основ правовой политики.

                  − учитывая социальную значимость института экспертизы законопроектов, представляется необходимым принятие специального федерального закона «Об экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации»;

                  − разработать и ввести в действие комплексную программу, направленную на оздоровление культурно-нравственного состояния российского общества.

                  VI. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  − разработка региональных и муниципальных программ правовой политики, − формирование региональных и муниципальных планов законотворческой деятельности, учитывающих актуальные потребности, специфику задач, стоящих перед тем или иным субъектом федерации или муниципальным образованием;

                  − конструирование эффективных механизмов борьбы с организованной преступностью и коррупцией, учитывающих специфику отдельных регионов;

                  − согласование результатов регионального и муниципального правотворчества с общероссийским;

                  − разработка эффективных инструментов отстаивания на общефедеральном уровне опережающих региональных законов;

                  − поэтапное создание независимых, эффективных и ответственных перед населением органов местного самоуправления;

                  − развитие механизмов информационно-воспитательной работы с населением регионов и муниципальных образований, направленной на разъяснение содержания региональной правовой политики.

                  Стоит отметить, что данное направление развития научной мысли было отмечено как актуальное и получило грантовую поддержку со стороны крупнейших российских фондов, финансирующих научные разработки. В частности, одним из наиболее крупных стал исследовательский проект 2001 - 2003 гг.. № 01-06-80167 «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований.

                  Проведение эффективной правовой политики на современном этапе развития российского общества является одним из определяющих факторов его дальнейшего демократического реформирования, укрепления в России институтов правового государства, конкурентоспособной рыночной экономики, эффективной реализации национальных проектов, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

                  Изменение роли права в жизни общества, выражающееся в готовности граждан и организаций реализовывать защищать свои интересы правовыми средствами (в том числе в судах), и рост массива нормативных правовых актов, нередко коллизирующих между собой, а также рост криминала, требующий адекватной реакции государства на уровень преступности в стране. Успешное решение задач в этих областях невозможно без четких ориентиров, которые призвана сформулировать правовая политика.

                  Правовая политика должна гарантировать реализацию политики государства в иных сферах общественной жизни адекватными правовыми средствами, тем самым эффективно решая возлагаемые на нее задачи.

                  Политика (греч. politikē – искусство управления государством).

                  Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

                  Политика – общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели.

                  В узком смысле политика – определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде.

                  Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти, дабы гарантировать их "от просто случая и просто произвола" (К. Маркс).

                  Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга.

                  Русские дореволюционные юристы (Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.) рассматривали правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. Это, конечно, слишком узкое и утилитарное понимание явления. Современный смысл данной категории гораздо сложнее и шире. К тому же речь тогда шла, как правило, не о правовой политике, а о политике права, что не совсем одно и то же.

                  Правовая политика – особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

                  Главная задача российской юридической политики – правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Там вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их "регулировать" своими правилами и в своих интересах.

                  Конечно, современная российская правовая политика – это политика переходного периода. В этом её специфика, и именно данной особенностью объясняются многие её изъяны, зигзаги, непоследовательность. На ней лежит печать поспешности, "шоковости", нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забегает вперед, стремясь бежать "впереди паровоза". Переходный период, как правило, нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества.

                  Важнейшее свойство правовой политики – ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она:

                  - во-первых, основывается на праве и связана с правом;

                  - во-вторых, осуществляется правовыми методами;

                  - в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

                  - в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение;

                  - в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

                  Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. "Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования" (В.Н. Кудрявцев). Иными словами, не волевых, не командно-бюрократических и тем более не силовых, а правовых.

                  Правовая политика – наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.

                  Формирование правовой политики

                  Российская правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.

                  Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

                  Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также и субъектами её осуществления. Иначе и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. Большая роль в этом деле должна принадлежать, в частности, Министерству юстиции.

                  Принципы проведения правовой политики:

                  1. Социальная обусловленность.

                  2. Научная обоснованность.

                  3. Устойчивость и предсказуемость.

                  4. Легитимность, демократический характер.

                  5. Гуманность и нравственные начала.

                  8. Сочетание интересов личности и государства.

                  9. Приоритетность прав человека.

                  10. Соответствие международным стандартам.

                  Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

                  Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей:

                  - ответственность (позитивная и негативная);

                  - санкции (поощрительные и отрицательные);

                  - превенция (предупреждение, предохранение, предотвращение);

                  - внедрение правовой культуры;

                  - повышение правосознания и т.д.

                  Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

                  Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство – интересы общества, граждан. И укрепление государственности, к чему стремится сегодня новое руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение её правовых основ.

                  В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.

                  В то же время, правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, поддерживая друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой. Это характерно и для современной ситуации России, хотя должной гармонии здесь пока нет – этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Известно, что власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны синхронно корреспондировать друг другу.

                  Самое нежелательное для правовой политики – слабая власть, не способная поддержать право, подкрепить его императивы. Ведь право и вся правовая система нуждаются в защите. И в этом смысле можно говорить не только о государственной, но и правовой безопасности. Правовая политика не существует и не может реально существовать в сугубо рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посторонних "примесей", поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она – средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказывая, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.

                  Отсюда выражения – "экономические законы", "социальное законодательство", "налоговое право" и т.д. Иначе говоря, правовая политика тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не менее перед нами все же самостоятельное явление со своей спецификой, целями, задачами, отличительными чертами. Понятие правовой политики богатое и многомерное, в известной степени конгломеративное, хотя и вполне автономное.

                  Раньше такому виду политики уделялось крайне незначительное внимание, поэтому данное понятие – сравнительно новое в нашей юридической науке, а стало быть, и малоизученное, нуждающееся в серьезной теоретической разработке. Отдельные публикации по правовой политике, относящиеся к 70 - 80-м гг., были привязаны к условиям "развитого социализма".

                  С тех пор многое изменилось, и прежде всего изменилась роль самого права. В наше время реальная жизнь потребовала по-новому взглянуть на проблему, продиктовала необходимость более полного обоснования и оценки правовой деятельности как обобщенной, специфической политики государства, особой ее ветви и сферы проявления.

                  Содержание правовой политики. Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют:

                  - правоохранительную и др.

                  Надо заметить, что в принципе любая разумная политика должна быть правовой – в том смысле, что призвана соответствовать законам, юридическим нормам, неизменно находиться в правовом поле, отвечать международным стандартам, идеям прав человека. В противном случае она рано или поздно превращается в произвол, насилие, антигуманные акции. В.С. Соловьев предупреждал: "Если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины, - она никогда не сможет иметь прочного успеха ни в каких делах: ни внешних, ни внутренних".

                  Та же мысль сформулирована в одном из президентских Посланий Федеральному Собранию: "Россия знает, что такое право силы. Что такое сила права – еще предстоит познать. Необходимо понять, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Нет важнее задачи, чем утверждение в стране авторитета права. Десятилетиями, даже столетиями в России существовало неуважение к закону не только со стороны граждан, но и власти. И сейчас ее представители нередко переступают через закон. Именно поэтому пришла пора начать всемерное укрепление механизма властвования в рамках права. Переступить грань, за которой произвол становится системой, - значит открыть прямую дорогу к установлению в России полицейского режима".

                  Использование правовой политики

                  Правовая политика – это политика, основанная на праве. Одновременно само право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства властвования, управления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистическим интересам. И.А. Ильин писал: "По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывало собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну". Р. Иеринг также подчеркивал: "Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом". Известна кантовская мысль о том, что "право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека".

                  Это значит, что идеи права и законности при определенных обстоятельствах могут быть использованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего времени подтверждает данную истину, например жестокая война в Чечне в 1994 - 1995 гг. ради "конституционного порядка".

                  Пути и механизмы снятия любых конфликтов, даже самых острых, должны быть правовыми, а не силовыми. Это единственно возможная и продуктивная в наше время правовая политика. Альтернативы ей нет. Жизнь показала – "демократическая целесообразность" ничуть не лучше всякой иной, а действия вне правового поля рискованны, как и действия на минном поле.

                  Попытки утвердить демократию вне права, законности и нормативного порядка недопустимы и порочны в своей основе, ибо это означало бы рецидив необольшевизма или даже просто большевизма. Между тем правовая политика современной России оказалась во многом преемницей старых методов - упование на силу, секретность актов, прямо затрагивающих интересы и права граждан, кулуарное решение важнейших проблем, отсутствие контроля за правящей номенклатурой, возврат к привилегиям, массовые нарушения прав человека, выходы на неконституционное поле деятельности, волевые рефлексы.

                  Противопоставление законности и целесообразности – застарелая болезнь советской, а затем российской власти. Если нужно, находятся оправдания неправовым формам реагирования на ситуацию, лукавым доводам и аргументам. Очень часто политическая сторона вопроса не совпадает с правовой и тогда предпочтение безоговорочно отдается первой, а не второй.

                  Право и политика

                  Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. А такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.

                  Поэтому было бы неправильно в угоду новомодным веяниям "отлучать" право от политики. Это другая крайность, в которую не следует впадать, преодолевая старые грехи этатизма.

                  Вопрос о соотношении политики и права непростой. В его трактовке допускались и допускаются разного рода "уклоны", перекосы, конъюнктура. В частности, на протяжении десятилетий право рассматривалось у нас главным образом в утилитарно-прагматическом, "прикладном" ключе - как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная общегуманитарная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом. Культивировались идеи отмирания права.

                  Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное – это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказ "начальства", указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях – как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, "связать", "обуздать" саму власть; идеи правового государства тогда не признавались.

                  Однако следует признать, что и сегодня политические соображения нередко берут верх над законом и законностью, а правовой нигилизм не только не преодолен, но принял угрожающие масштабы и не без оснований квалифицируется как беспредел. Формально провозглашены идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека; отвергнут принцип доминирующей роли политики и идеологии, но на деле до торжества права еще далеко.

                  Ощущается острый дефицит юридической культуры, низкий уровень правосознания. Новая демократия дает сбои, свобода понимается определенными слоями общества как вседозволенность, в том числе и представителями власти. По-прежнему в большей степени политика влияет на право, чем право на политику. Между тем в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу. Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики.

                  Право призвано играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов. Необходимо отрешиться от неправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.

                  Цель права – "установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Право – это мощная преграда на пути зла и в то же время – проводник и заступник всего лучшего в человеке. Поэтому основополагающей чертой правовой политики является её обусловленность, связанность правом.

                  По мнению некоторых правоведов правовая политика современного российского государства должна быть сориентирована на три основных приоритета:

                  - соблюдение прав человека;

                  - развитие частного права;

                  - обеспечение сильного правосудия.

                  В действительности приоритетных направлений правовой политики гораздо больше.

                  Правовой категорией, имеющей важное методологическое и практическое значение, является категория «правовая политика». Хотя о ней упоминали в своих работах еще дореволюционные российские юристы Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, С.А.Муромцев, Л. И. Петражицкий и другие, она остается одной из наименее исследованных категорий правоведения.

                  «Правовая политика», если обратиться к этимологии выражения, связана с понятиями «право» и «политика». Однако в советской юридической науке проблемы правовой политики почти не рассматривались. Право, понимаемое как выражение воли господствующего класса, рассматривалось как мера политическая, как политика. Поэтому в анализе политики как правовой категории не было необходимости.

                  В современный же период в связи с пониманием общесоциальной сущности государства и права, повышением их роли в развитии общественных отношений, при формировании правового государства проблемы правовой политики становятся особенно актуальными.

                  В условиях осуществления правовых реформ, совершенствования права и принципиального реформирования правовой и политической систем, отказе от субъективизма и волюнтаризма при принятии политических решений, повышении роли права в общественной жизни и принципиальных изменений в характере правового регулирования проблемы правовой политики становятся особенно актуальными.

                  Политика имеет различные направления в зависимости от сферы общественных отношений. Различают экономическую, хозяйственную, жилищную, национальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому можно говорить и о специфической политике в сфере правового регулирования – «правовой политике».

                  В современных условиях проблема правовой политики становится особенно актуальной, так как основной формой целенаправленного реформирования всей системы общественных отношений становится правовое воздействие, правовое регулирование. Именно от правильно построенной политики зависит эффективность происходящих изменений, в политике решаются вопросы демократизации, формирования гражданского общества и правового государства, реального обеспечения прав и свобод человека.

                  Правовая политика – категория, которая недавно внедрившись в науку, уверенно вошла в категориальный аппарат юриспруденции. Она позволяет охватить единой методологией и комплексно исследовать всю систему целей и средств правового регулирования, рассмотреть в единстве стратегию и тактику единого процесса правового воздействия на общественные отношения – от правового замысла до практической реализации. Научное исследование правовой политики может быть продуктивно, так как позволяет дать комплексную оценку юридической деятельности конкретного государства , выявить ее сильные и слабые стороны . Правовая политика должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно и эффективно профилактировать их.[23]

                  1. Правовая политика – самостоятельная правовая категория, входящая в категориальный аппарат юриспруденции. Она не дублирует, не подменяет другие, распространенные и достаточно подробно рассмотренные наукой категории: «правовое регулирование», «механизм правового регулирования», «правовая жизнь», «правовое пространство». Она занимает вполне определенное место в категориальном аппарате юриспруденции, имея собственное содержание, назначение, методологические характеристики. Более того, она заполняет определенный пробел в системе государственно-правовых категорий юриспруденции.

                  В юридической литературе дается следующее определение правовой политики: это «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность уполномоченных субъектов (прежде всего, государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности»[24]. Это определение представляется несколько громоздким, многословным. Но оно весьма полно и всесторонне выражает содержание явления. Здесь подчеркивается категория деятельности, ее назначение, определены субъекты, цели и средства их достижения.

                  Таким образом, правовая политика - это деятельность субъектов в определенной сфере.

                  2. Это деятельность властных субъектов и прежде всего, деятельность государственной власти. Правовая политика, отмечает Н.И. Матузов, есть «особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур»[25]. Это направленное воздействие на общественные отношения. То есть это именно политика. Ведь как верно отмечалось в литературе, любая политика начинается в первую очередь с идеи и состоит в ее формулировании, а затем осуществлении. В основе правовой политики лежат правовые идеи стратегического характера. С изменением общественных отношений меняется и характер правового воздействия. Сначала ставится стратегическая задача (укрепление законности, борьба с преступностью, признание (или игнорирование) прав человека, демократизация регулирования или закручивание гаек, дозволить ли все или запретить). То есть в первую очередь определяются основные стратегические цели. И лишь затем для их реализации используются различные соответствующие правовые средства и приемы.

                  3. Это деятельность, связанная с правом, с правовым регулированием, сферой правовой жизни.

                  4. Это деятельность, осуществляемая правовыми средствами и механизмами.

                  5. Это деятельность, направленная на достижение правовых целей государства (экономических, социальных, политических), но и на обеспечение прав и свобод человека.

                  Отсюда правовую политику можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это прежде всего деятельность государства, связанная с политическим воздействием на право. Объектом политики здесь является само право как явление. Это деятельность государства, направленная на совершенствование права, методов, способов, типов правового регулирования, совершенствование правовой системы и системы права.

                  Однако право является не только объектом политики, политического воздействия, но и средством такого воздействия на различные сферы отношений. Вторая сторона правовой политики связана с реализацией политических решений, с помощью права, правового регулирования (например, уголовная политика, судебная). Это деятельность, связанная с решением социальных задач, но исключительно правовыми средствами в (данном случае – с борьбой с преступностью, с нарушением прав).

                  Субъектами политики могут быть граждане, общественные объединения, партии. Они стремятся участвовать в политической жизни, в том числе в правовом регулировании, в правотворчестве (например, путем референдума). Но всегда нужен механизм претворения решений в жизнь. Так, на референдуме 1991 г. было выявлено важное политическое мнение граждан о сохранении СССР. Однако руководители трех стран проигнорировали волю народа и развалили Союз.

                  Все субъекты политического процесса стремятся использовать право для достижения своих целей, чтобы оказывать влияние на правовую политику, а может быть, и доминировать в ней. Поэтому мы видим такую борьбу на выборах.

                  Содержание и направление правовой политики.

                  Длительное время предметом исследования и реализации оставалась уголовная политика. Ею занимались ученые-криминалисты (например, Н. А. Беляев, И. М. Гальперин, И. Я. Казаченко). Перед страной ставились задачи «укрепления законности и правопорядка». Но на деле все сводилось к вопросам совершенствования уголовного и процессуального законодательства и соответствующей правоприменительной практики.

                  В современных условиях в сфере правовой политики появилось достаточно большое количество новых направлений исследования: стратегия законодательства, принципы и типы правового регулирования, правовые режимы, конституционное строительство, судебная реформа, права человека и их защита, избирательное право, основы федерализма, муниципальное правотворчество и т.д.

                  Но, как правильно отметил Н. И. Матузов, главное в правовой политике - определение общей стратегии на определенном этапе развития общества, выработка оптимальной концепции правовой политики на современном этапе. Концепция – это основные составляющие, объективные требования, тенденции, социальная направленность.[26] Применительно к правовой политике в нее включаются:

                  1. Разработка теоретико-методологических основ, ее осмысление с позиций современных достижений науки и практики при использовании всего разнообразия исследовательского инструментария..

                  2. Адекватность отражения при помощи данного феномена назревших потребностей развития общества.

                  3. Определение основных приоритетов и ориентиров правовой политики как предпочтительных направлений ее развития, выявление первоочередных и неотложных задач и активизация деятельности по претворению ее в жизнь.

                  4. Четкая постановка ближайших и перспективных целей в данной области, вытекающих из целей и общего курса развития России, с указанием средств, путей и условий их достижения, обозначения круга субъектов и объектов этого процесса и его прогнозирование.

                  5. Интенсификация правотворчества, повышение его качества, социальной и научной обоснованности, своевременное и качественное обеспечение проводимых реформ, усиление гарантий прав личности.

                  6. Формирование единого общероссийского правового пространства, устранение пробелов и противоречий в нем.

                  7. Совершенствование методов реализации правовой политики, соотнесение мер убеждения и принуждения, соотношения права и иных регуляторов.

                  8. Демократизация всей общественно-политической сферы жизни общества, ликвидация конфронтаций между ветвями власти.

                  В итоге – построение правового государства и гражданского общества.

                  Правовая политика – это перевод на юридический язык объективных потребностей развития общества (Матузов), прежде всего экономических. Поэтому возникает необходимость стимулировать частный бизнес, развитие рыночных отношений, поддержку и развитие конкуренции и предпринимательства. «Рынок все исправит» - этот лозунг, распространенный на стадии «перестройки», сегодня непригоден. Рынок все исправит только при наличии правового регулирования экономических рыночных отношений.

                  Правовая политика бывает и положительная, и негативная. «Перестройка», «гласность», «рынок» – эти изменения тоже проходили правовыми средствами. Такова была правовая политика. Она проявлялась в «войне законов», «борьбе нейтралитетов», «теневом праве».

                  В современных условиях ядро правовой политики – это является идея господства права, идея правового государства, законности и правозаконности. Отсюда и новый подход к пониманию и содержанию правовой политики. Есть правовая политика – политика в сфере права и «правовая» политика. Это политика во всех сферах общественных отношений, на основе права, правовых ценностей, уважения и реализации прав человека. Таковой должна быть и финансовая, и жилищная, и семейная, и экономическая политика, но разве можно признать «правовой» политику в жилищной сфере или финансовую политику, реализуемую через известные законы о монетизации?

                  Поскольку правовая политика – относительно новый термин, встает вопрос, входит ли эта категория в категориальный аппарат юридической науки. Ведь введение нового понятия может быть оправдано лишь в том случае, если оно формализует, обобщает ранее не известные либо не объясненные при помощи имеющихся средств факты и данные, раскрывающие новые стороны, грани, аспекты явления. К сожалению, в отечественной литературе наблюдается некая «юридизация» известных категорий. Суть ее заключается в добавлении прилагательных «правовой», «юридический» к известному понятию иной науки. Но обозначение новым термином уже известных абстракций, как правило, не приводит к позитивным результатам. Например, не оправдались попытки отдельных ученых ввести в научный оборот такие понятия, как «правовая материя», «правовая энергия», «правовая ткань», «правовой мир», «правовое поле», «правовой вакуум», «правовые дыры» и т.д. В этом не было никакой научной практической необходимости, не отражали они и какого-либо правового явления, не имея реального правового содержания.

                  В литературе проводится различие между категорией и явлением. Поэтому различные факты, отражения в сфере правового регулирования имеют место и с этой стороны – это правовые явления. Категория же имеет методологическое значение.

                  Следует отличать явление и его понятие.

                  В отличие от явления понятие определяется как одна из форм мышления и отражения мира. «Всякое мышление совершается в понятиях, через понятия и невозможно без них», - указывал Гегель. Еще более конкретизирован термин «категория». Она отличается от понятия большей степенью общности, более высоким уровнем абстракции. Поэтому не всякое понятие является категорией, хотя всякая категория определяет понятие, не может не быть понятием.

                  В.М. Сырых, говоря об обязательных требованиях, предъявляемых к научным понятиям, выделяет следующие:

                  1. Понятие должно охватывать признаки, непосредственно принадлежащие отражаемому предмету, процессу, явлению;

                  2. Признаки должны быть существенными , а не случайными;

                  3. Они должны быть достаточными для отделения данного явления от других;

                  4. Признаки должны быть общими для всего класса предметов, а не какой-либо части [27];

                  Указанные требования в полной мере характерны для понятия «правовая политика».

                  Сам человек, писал еще Аристотель, есть существо политическое. Именно он находится в центре политики. Поэтому сегодня деятельность по обеспечению прав человека – это действия политические. А подлинная правовая политика в любых сферах общественной жизни должна основываться на признании и защите прав человека. Именно так закреплена эта обязанность государства в Конституции России.


                  Вданной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а также проанализировано влияние норм международного права на законодательные процессы в государстве.

                  Ключевые слова: правовая политика, государство, право, основные направления правовой политики, механизмы реализации, международное право.

                  В юридической литературе большое внимание уделено такого феномену как «правовая политика». Само по себе данное явление юридической действительности представляет собой сложную разноуровневую систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, которая основывается на общепризнанных нормах международного права, а также находит свое выражение преимущественно в правовых актах и юридической идеологии определенного государства. Правовая политика многогранна, она закрепляется не только в актах закона, но и в других источниках, в различных внутренних, локальных актах, в учебной и методической литературе.

                  В системе функционирования правовых и политических институтов современного общества исследуемое нами явление занимает особое место. В разные исторические периоды правовая политика отражала так называемых «дух времени», отражала государственный строй, социальные и экономические особенности страны, менталитет. Однако, в своем развитии правовая политика новое направление получила на основании развития демократии в Российской Федерации постконституционного времени на рубеже 90-х годов. В связи с данным фактом произошло обновление законодательной базы, государственного устройства, особенностей внутреннего и международного развития страны. Как следствие, на государственном уровне выстраивание правовой политики является одним из приоритетных вопросов в настоящее время. Само по себе, определение «правовая политика», а также сам феномен, как совокупность деятельности разных элементов государства, достаточно новое для российской юриспруденции как для теории, так и для практики. Вместе с тем определенное количество трудов уже было написано по этой теме. Прежде всего это работы С. С. Алексеева, А. П. Мазуренко, Н. И. Матузова, В. В. Надвиковой, И. С. Морозовой, Н. И. Химичевой, и многих других.

                  Явление правовой политики призвано направлять само общество, действующие органы государства на решение актуальных проблем внутри социума, в частности: обеспечение реализации законных прав и интересов субъектов права, устранять и не допускать коллизии права, развивать экономическую базу государства и др. В настоящей работе будут проанализированы отдельные направления общественных отношений, в контексте исследования средств явления правовой политики.

                  С целью недопущения вопросов в области понимания самого термина «правовая политика», рассмотрим основные терминологические значения и закрепления в юридической литературе.

                  Нельзя не отметить, что «правовая политика» в трудах ученых очень часто определяется по-разному. Само толкование первостепенно связано с контекстом употребления произвольного использования исследователя [1]. Особенности толкования термина связаны с принадлежностью последнего по родовым признакам «правовой политики» к праву и к политике.

                  В России дореволюционного времени одними из самых известных ученых-юристов, кто рассматривал правовую политику как прикладную науку, были: Г. Ф. Шершеневич, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий. Они утверждали, что правовая политика обязана обеспечить действующее законодательство к возможности выработать совершенное право. То есть, регулировать уже имеющиеся процессы, и в том же время способствовать развитию новых. По нашему мнению, данный подход является узким и не отражает всей сути изучаемого термина. В наше время термин «правовая политика» а также само явление изучено намного обширнее и больше.

                  Советский ученый-юрист, профессор, доктор юридических наук Н. А. Беляев, толковал «правовую политику», как выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся [2]

                  Определенно, наличие плюрализма в понимании термина продиктованы особенностями социального развития общества в концепции общей внутренней политики государства.

                  Такой ученый-юрист как В. В. Болтунов полагает, что «правильнее все-таки считать, что правовая политика — это именно деятельность, и деятельность уполномоченных органов, реализующаяся в сфере действия права, влекущая правовые последствия» [3].

                  Применительно к нашему исследованию, В. С. Нерсесянц дает наиболее полное толкование термин. Автор говорит, что правовая политика составляет государственную политику, политику развития права, тактику и стратегию правового пути развития общества и государства. В то же время это и система идей и взглядов, принципов и норм, а также форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований господства права в общественной и государственной жизни. Данное определение достаточно широко охватывает различные сферы общественной жизни.

                  Таким образом, проанализировав категории, можно сделать вывод, что правовая политика направлена на обеспечение движения и направления общества и соответствующих органов страны на решение разных и актуальных проблем, присутствующих в обществе, она должна упорядочивать отношения, и в то же время, развивать их.

                  В наше время особое внимание занимают интеграционные процессы, которые затрагивают многие сферы, в том числе сферу законотворчества. В конце XX — начале XXI века происходит, хотим мы этого или не хотим, стремительное развитие международного права. Это развитие касается многих областей. Но в нашем случае будет интересен тот факт, что международное право развивается предметно, с точки зрения своего предмета, в традиционной области или, иными словами, в сфере межгосударственного сотрудничества стран друг с другом. Появляется международная борьба с глобальным потепление, космическим развитием, борьба с экологической катастрофой и другими. Однако, на первый план все больше выходит тема определения воздействия международного права на традиционно внутригосударственные процессы, внутригосударственной регулирование. Возникает вопрос, в связи с чем происходит такое воздействие? Если международное право начинает регулировать отношения, которые традиционно регулировались внутригосударственным правом, то неизбежно столкновение между ними, таким образом, правовую политику государства предопределяют нормы международного права, а не внутригосударственного. Однако, данный вывод не является истинным.

                  Необходимо разобраться как же в этом процессе регулирующего воздействия международного права на традиционные внутригосударственные отношения и отношения с участием внутригосударственных субъектов (гражданин — государство), а также понять, как правовая политика государства изменяется в связи с влиянием норм международного права на внутригосударственные нормы, и какие направления в ее развитии получили все большую значимость для Российской Федерации.

                  В юриспруденции превалируют и бытуют две концепции «внедрения» норм международного права: трансформация и имплементация.

                  Одним из основных постулатов трансформации является то, что существование самих норм международного права во внутригосударственном возможно только тогда, когда первым придается сила норм национального права. А происходит такое при ратификации и издании акта внутреннего права, разрешающего использования таких норм. Е. Т. Усенко говорит, что государственный суверенитет в целом исключает и делает невозможным действие в пределах одной территории государства воли еще других государств, в том числе даже согласованной, которая облечена в норме международного права… Для того, чтобы правило, представляющее собой норму международного права, приобрело юридическую силу в пределах действия национального права, оно должно приобрести силу национально-правовой нормы. Но это может сделать только территориальный суверен, издав соответствующий национально-правовой акт» [4].

                  Применение международных правовых норм внутри государства действительно невозможно без санкции норм национального права. Но если такая санкция присутствует, а норма международного права носит самоисполнимый характер, то речь должна идти именно о прямом (без всяких условностей и оговорок) ее действии внутри государства. Если бы так происходило в действительности, то правовую политику государства предопределяли нормы международного права, а внутригосударственные нормы уходили бы на второй план.

                  Анализируя положения Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что нормы международного права объявлены частью системы права государства, при этом, международные договоры, обычаи должны наравне с национальным законодательством регулировать общественные отношения в государстве. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

                  Главенствующей из двух теорий является теория имплементации норм. Ученый-юрист А. С. Гавердовский предлагает рассматривать имплементацию норм международного права как «целенаправленную организационно-правовую деятельность государств, предпринимаемую индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций в целях своевременной, всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств» [5].

                  В целом же основополагающие тезисы теории имплементации могут быть сведены, на наш взгляд, к следующему: международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго только с санкции соответствующих национально-правовых норм. Если нормы международного права направлены на урегулирование отношений между национальными субъектами различной государственной принадлежности, то они, как правило, являются самоисполнимыми и имеют на территории нашей страны прямое действие (используется отсылочный метод).

                  Таким образом, нормы внутригосударственной права имеют больший приоритет для правовой политики, чем нормы международного права. Нормы международного права видоизменяются под влиянием норм внутригосударственного права.

                  У каждого явления есть соответствующая цель, которая должна оправдывать средства ее достижения и обеспечивать благо для соответствующего субъекта (субъектов). Целью правовой политики нашей страны и, в целом, любого государства, должна быть не «попытка» переноса «западных» институтов (каких-либо традиций) в правовую жизнь России, а адаптация существующих российских институтов под международный стандарт, их модернизация их совершенствование, но с сохранением национального колорита и всех его особенностей.

                  Наш тезис, а также анализ Конституционного положения части 4 статьи 15, следует продемонстрировать на примере п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», который предусматривает, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты». Подобное нормативное предписание содержится также и в п. 2 ст. 7 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что международные договоры применяются к отношениям, которые регулируются Кодексом, «непосредственно», кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта» [6].

                  К сожалению, с этической точки зрения, в социуме господствует теория идеализации западной, либо же западно-европейской культуры, искажение исторических событий отечественной истории. Что поступает через средства массовой информации и развивается в обществе. Правовая политика, как мы и говорили в начале исследования, это не только закон, это больше, это целая система, деятельность органов, идеологическое воспитание, сформированное поведение в процессе частого повторения-обычая в разных сферах, которое направляет субъектов права.

                  Сам термин «правовая политика» достаточно прочно вошел в научный оборот, о чем свидетельствует множество опубликованных исследовательских работ. Тем не менее, такой факт не привел к появлению определенной строгой концепции самой правовой политики, которая стала бы ориентиром для субъектов права, и прежде всего органов публичной власти.

                  Итак, в первой части нашего исследования мы рассмотрели законодательное закрепление изучаемого явления и его особенностей. Как мы выявили, правовая политика должна определять ориентир развития общественных отношений, выстраивая при этом приоритеты, строя концепции, развивая доктрины. Надо сказать, что ценности общества отражаются именно в самом праве, право их сохраняет, а концепция развития той или иной отрасли, либо сферы — развивает. Таким образом, государство должно так строить правовую политику, чтобы не разрушить общество, его устои, не замещать культурные особенности иностранными, а защищать их.

                  Важным принципом деятельности любого цивилизованного и демократического государства является принцип соблюдения прав человека. Говоря о Российской Федерации, укажем, что немаловажным является и создание соответствующих условий, гарантий и механизмов для реализации названных прав. На практике имеются проблемы, когда политика и право, как два самостоятельных элемента, сталкиваются друг с другом. Интересы людей, в чих руках сосредоточены власть, становятся выше интересов общества. Политика, в порицательном ее контексте, замещает право.

                  Многие ученые, в их числе и Н. И. Матузов, говорят, что становление гражданского общества и формирование государства права должно быть самым главным приоритетом для России [7]. Таким образом, основными приоритетами должны: формирование правового государства и гражданского общества; реальное и действительное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, отлаживание механизмов регулирования отношений между субъектами.

                  При этом, необходимо учитывать и национальные интересы нашей страны — концептуально-идеологическая совокупность базовых жизненно важных ценностей в сфере развития гражданского общества и России, а также мира в целом.

                  При росте интеграционных процессов в сфере международного взаимодействия государств актуальным становится вопрос исследования самих видом правовой политики. Ведь в обществе достаточно много направлений, сфер влияния, одним явлением невозможно охватить все направления.

                  Также наравне с культурными особенностями выделяют и исторические факторы влияния на выработку правовой политики. А также определение времени внесения изменений в законы и акты государства. Обусловлено это и тем, что правовая политика входит в само явление политики. Таким образом, мнение о том, что Российской Федерации нужно приблизиться к европейским странам, перенять их опыт, во многом является ошибочным и недостижимым в силу таких исторических особенностей. Которые также легли и в основу национального менталитета граждан. Из закона исторического повторения вытекает: закономерность истории состоит в том, что всякий новый общественный строй вырастает как бы на плечах предшествующего. Это означает, что его предпосылки формируются в недрах старого общества, а сам он является продуктом исторической эволюции, (даже там, где утверждается революционным путем) [8].

                  Главными в правовой политике России должны быть права человека, верховенство правосудия и обеспечение реализации прав. Ведь не зря говорят, что врачи — лекари человека, а юристы (судьи) — лекари самого общества. Соблюдению и обеспечению прав человека будет способствовать исключительно сильный и независимый суд, который должен призвать восстановить и защитить оспариваемые или же нарушенные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.

                  В связи с международным взаимодействием необходимо также сохранить и национальную безопасность государства. Уничтожение национальных границ государств, глобализация однополярного мира, распространение терроризма — это лишь некоторые из сформировавшихся угроз. Для Российского государства важно в непрерывном процессе определять основы противодействия внешним угрозам: международному терроризму, распространению наркотических средств, похищениям и торговлей людьми и т. п.

                  Таким образом, подводя итог вышесказанному, одной из главных задач современного этапа реализации правовой политики в России является определение и нормативное закрепление общей концепции развития правовой политики государства с учетом историко-культурных особенностей, внешнеполитических и географических, а также превалированию норм по защите и обеспечению прав граждан.

                  1. Солдаткина О. Л. Информационный подход при исследованиях в теории правовой политики (на примере формирования дефиниций термина «правовая политика») // Вестн. гуманитар. ин-та ТГУ, 1 (14), 2013. — С. 55–58.
                  2. Беляев Н. А., Глистин В. К., Орехов В. В. и др. Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.
                  3. Болтунов В. В. Соотношение понятий «правовая политика» и «правовая культура» // Апробация. — 2013. — № 8 (11). — С. 9–15.
                  4. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 16.
                  5. Гавердовский, А. С. Имплементация норм международного права [Текст] / А. С. Гавердовский. — Киев: Вища школа,1980.
                  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
                  7. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Норма, 2003.
                  8. Правовая политика в современной России: проблемы формирования (обзор «круглого стола» журналов «государство и право» и «правовая политика и правовая жизнь») // Государство и право, 2011, № 6, с. 119–125

                  Основные термины (генерируются автоматически): правовая политика, Российская Федерация, государство, норма, правовая политика государства, Россия, влияние норм, гражданское общество, особенность, отношение.

                  Автор статьи

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Юрист частного права

                  Страница автора

                  Читайте также: