Правосудие в жизни это

Обновлено: 18.04.2024

«Справедливости не существует». Эта мысль настолько же простая, насколько тяжелая для переваривания.

Хрен с ней, с юридической справедливостью (которая тоже встречается редко), но как часто мы говорим о несправедливости в обычной жизни? Бессмысленные страдания близких или, наоборот, успехи тех, кто обманывает и манипулирует, – разве справедливость не должна восторжествовать?

Если вы думаете иначе, то вы уже испытали на себе это когнитивное искажение с причудливым названием вера в справедливый мир.

Вера в справедливый мир – это вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, а плохие — наказываются.

Не торопитесь, давайте разбираться на примерах.

Первый эксперимент по доказательству этого искажения провёл в 1966 году психолог Мелвин Лернер.

Всё началось с наблюдения, которое сделал Лернер в одной психиатрической больнице. Он заметил, что работники заведения намеренно оскорбляют пациентов, шутят и отпускают язвительные комментарии об их личности. Лернер выдвинул гипотезу, что такое поведение – защитная реакция мозга на то, чтобы не думать о бессмысленности страданий пациентов.

То есть работники унижали больных, чтобы создать (!) подтверждение мысли, что «они такие, потому что заслужили свои страдания».

Полноценный эксперимент по доказательству своей гипотезы Лернер провёл в 1966 году. Он пригласил 72 женщин, которые по очереди наблюдали через стекло за другой женщиной-ученицей, которая решала математические задачи. Когда ученица (конечно же актриса) ошибалась, она (якобы) получала лёгкий удар током.

Сначала наблюдатели сочувствовали ученице. Но когда удары тока стали учащаться, женщины начинали негативно отзываться о внешнем виде и характере женщины.

Лернер подтвердил, что внутренняя «логика» наблюдательницы была такой же, как у работников больницы. Они не могли уменьшить страдание тех, за кем наблюдают, и чтобы успокоить совесть, мозг создавал подтверждения типа «раз она такая тупая, значит, заслуживает, чтобы её били током».

Общий вывод Лернера следующий:

«Мы готовы лгать себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым».

Думаете это не имеет отношения к нашей жизни? Ошибаетесь.

Популярные идеи вроде «бездомные ленивы» живёт за счёт веры в справедливый мир. Человек не может принять, что у кого-то нет близких, социальной поддержки, что чья-то жизнь полна боли и страданий. Мозгу проще сделать этого человека «плохим», чтобы оправдать его «никчемную жизнь».

Кто-то подумает: «Это не про меня». И снова попадёт в ловушку мышления (вспомните о слепом пятне). Понимать, что в мире полно несправедливости, некомфортно для мозга. Мы не хотим испытывать стыд за то, что ничего не можем изменить. И тогда мозг говорит, что «они этого заслужили» или «на это есть причина».

Хочется верить, что предательство будет наказываться, поддержка вознаграждаться, плохие люди страдать, а хорошие побеждать. Но мир несправедлив, и в нём хватает зла, с которым мы ничего не сделаем. Наш мозг сопротивляется этой мысли, но её стоит принять.

Хотите ослабить это искажение?

Для начала успокойтесь.

Страдания мира, конечно, ужасны, но лучше приглядеться к тому, что происходит рядом с вами. Приглядеться и выбрать сторону. Можно с помощью клеветы получить выгодный контракт или ложью расположить к себе человека. А можно честно работать, строить отношения на доверии (и поменьше материться). Тут, как писал Левитанский, «каждый выбирает по себе».

Так что выбирайте.

Только не обманывайте себя, что все остальные сделают такой же выбор или что есть «правильный» вариант, который убережёт вас от страданий. Это откровенно паршивая мысль, но мир одинаково равнодушен ко всем.

К кому проявить чуткость, и проявлять ли её вообще – остаётся только вашим решением.

Не забывайте об этом.


Психология | Psychology

9.8K поста 48.1K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Не соглашусь. Справедливости не существует как некоего объективного закона бытия, равно как и неких мерок по которым можно было судить, это верно. Но как явление она существует. В той степени в которой люди её осуществляют.

А чего это я должен "расслабиться" когда я вижу несправедливость? Что за уродская позиция? Бьют семеро одного - расслабься. Выгоняют коллегу с работы - расслабься. Бабке, попросившей место уступить, хамят малолетние уроды - расслабься. Пенсионный возраст повысили - расслабься. Врачам платят копейки убивая нашу бесплатную медицину - да сколько же можно расслабляться. От чего мы так расслаблены? Может от того что несправедливости вокруг все больше, а мы не решаем проблему, а расслабляемся?

Справедливость - это фикция, придуманная людьми для оправдания любых, даже самых мерзких поступков, направленных на перекраивание социальных статусов

всё правильно и справедливо! очень тяжело жить таким людям (в нашей стране вообще невозможно , потому что , сплошь друзья ,знакомые и семейные узы . которые покрывают недозволеность )я прожил 55 лет и на на себе всё испытал , но всегда стою на стороне правды , начальников посылаю только на хрен, поэтому часто работаю в частных компаниях или предприятий , путина и единую Россию ненавижу ! до 25 лет жил только счастливо , пока не прошёл армию , не закончил физмат , а после одно быдло попадалось в жизни и сейчас молю , чтобы все люди сдохли!, всё равно конца света не будет

какие-то очень детские рассуждения..

справедливый мир – это вера в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, а плохие — наказываются.

проблема в том, что единого, универсального "хорошо" и "плохо" не существует. даже те относительно распространенные нормы морали, которые автор, по всей видимости, и понимает под универсальными критериями оценки "справедливости" - даже эти нормы возникли у человека по историческим меркам недавно и имеют под собой абсолютно биологические основы, выросшие из практики жизни в группах. защита детей? запрет геноцида? - ха, расскажите это львам с их инфантицидом. осуждение изнасилования? пингвины не одобряют)

Как же не существует. Если вы сами написали, так сложились обстоятельства или «на это есть причина».>>
Причина по которой так сложились обстоятельства. То что наш мозг не видит причинно следственно связи, не значит что её нет.
p.s. справедливость всего лишь понятие которое придумал человек, чтобы создавать оправдывать свое отношение к тому что происходит. Типа одобряю ход вещей

Автор предлагает:успокоится,приглядется и ВЫБРАТЬ СТОРОНУ. И т.д.про контракт с помощью клеветы т.п.Это так вообще что угодно можно оправдать."страдания мира,конечно ужасны"-но возьму пистолет и растреляю конкурента.так чтоли?

Мы готовы лгать не только себе но и даже самым лучшим друзьям, ради простоты и "справедливости мира" ( непогрешимости Бога), вернее ради того как мы сами это себе представляем и как нам проще и продолжать думать, не меняясь и ничему не учась!

Этот эффект описан ещё в библейской книге Иов

Газлайтинг автора уже привычен. Под "справедливостью" понимается самая сильная индивидуальная стратегия "око за око". Однако, она проигрывает коллективным стратегиям, т.е. не является оптимальной в социальной жизни. Оптимальной в социальной жизни является "сотрудничество-взаимообмен-прощение". "Справедливость" присутствует и в ней - в части "взаимообмен".

Вы описываете ошибки в суждениях и когнитивные искажения. Справедливость в них не виновата :)

"- И что было бы, если б я его не спасла?

— СОЛНЦЕ НЕ ВЗОШЛО БЫ.

— Правда? И дальше что?

— МИР ОСВЕЩАЛ БЫ ПРОСТОЙ ШАР ГОРЯЩЕГО ГАЗА.

— Ты намекаешь, что люди без фантазий просто не могут? Что они просто не выживут?

— ТО ЕСТЬ ФАНТАЗИИ — ЭТО СВОЕГО РОДА РОЗОВЫЕ ПИЛЮЛИ? НЕТ. ЛЮДЯМ НУЖНЫ ФАНТАЗИИ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. ЧТОБЫ БЫЛО МЕСТО, ГДЕ ПАДШИЙ АНГЕЛ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПОДНИМАЮЩИМСЯ НА НОГИ ПРИМАТОМ.

— Зубные феи? Санта-Хрякусы? Маленькие..

— ДА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКИ. ДЛЯ НАЧАЛА СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В МАЛЕНЬКУЮ ЛОЖЬ.

— Чтобы потом поверить в большую?

— ДА. В ПРАВОСУДИЕ, ЖАЛОСТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.

— Но это же не одно и то же!

— ТЫ ТАК ДУМАЕШЬ? ТОГДА ВОЗЬМИ ВСЕЛЕННУЮ, РАЗОТРИ ЕЕ В МЕЛЬЧАЙШИЙ ПОРОШОК, ПРОСЕЙ ЧЕРЕЗ САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ СИТО И ПОКАЖИ МНЕ АТОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЛИ МОЛЕКУЛУ ЖАЛОСТИ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ.. — Смерть взмахнул рукой — ТЫ ПОСТУПАЕШЬ ТАК, СЛОВНО В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК, СЛОВНО СУЩЕСТВУЕТ.. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ, МЕРКАМИ КОТОРОЙ МОЖНО СУДИТЬ.

— Да, но люди должны в это верить, иначе, зачем все..

— ИМЕННО ЭТО Я И ХОТЕЛ СКАЗАТЬ…. ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ НАХОДИТСЯ У ВАС В ГОЛОВАХ.. ВАМ ПРОСТО НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В ТО, ЧЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ИНАЧЕ ОТКУДА ВСЕ ВОЗЬМЕТСЯ?"

Терри Пратчет "Санта-Хрякус"

Аксиома не нуждается в доказательствах.


Пять интересных психологических эффектов⁠ ⁠

Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями и многие наши мысли повторяются, а что еще интересно эти мысли не уникальны и у каждого из нас хоть раз было что-то из приведенных ниже эффектов.

1. Эффект полного провала. Эффект состоит в том, что чем человек идеальнее, тем менее он нам привлекателен. Мы начинаем видеть в нем какой-то подвох, а вот менее совершенные люди вызывают у нас больше симпатии, но это правило работает только если изначально к человеку нет неприязни. Этот эффект подтвердил психолог Эллиот Аронсон в 1966 году. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми приятными назвали именно тех, кто пролил кофе. Отсюда можно сделать вывод, что те, кто совершают ошибки выглядят более привлекательными, поскольку кажутся нам более настоящими и живыми людьми, чем идеальные роботы. Так что, перестаем бояться совершать ошибки и пытаться казаться лучше, чем есть на самом деле, ведь идеальность отталкивает.

2. Эффект прожектора. И это еще один эффект, который связан с ошибками людей. Заключается он в том, что наши ошибки не так заметны для других людей, как мы думаем. Его описал профессор Корнеллского университета Томас Гилович в 2000 году. Его эксперимент заключался в том, чтобы студенты ходили в странных футболках, которые должны были восприниматься как заметные окружающим. Но результаты опроса показали, что испытуемые переоценили значимость футболок на 23%, это подтвердило теорию о том, что мы склонны преувеличивать собственную значимость в глазах окружающих. Этот эффект зарождается еще в детстве, когда мы получаем очень много обратной связи от близких людей, бывает не совсем корректную, что может сформировать негативное представление. И потом переносим эти оценки во взрослую жизнь, где кажется, что каждый прохожий замечает любое пятнышко на одежде и так хочет об этом сказать. Но на самом деле у каждого человека свои заботы в голове и им врядли хочется в чем-то нас упрекнуть.

3. Эффект фокусировки. Заключается он в том, что ничто в жизни не бывает так важно, как вы об этом думаете, - пока вы об этом думаете. Его открыл нобелевский лауреат Даниэль Канеман в 2002 году. Люди порой придают слишком большое значение какому-то конкретному моменту и не замечают других сторон этого события или действия. Пример, который приводит Даниэль заключается в том, что все думают, что в Калифорнии люди счастливее, потому что там хороший климат, но совсем не обращают внимания на другие стороны жизни, которые могут оказаться не такими радужными. Так и в любом другом деле, человек может зациклиться на чём-то одном долгое время и упускать из вида другие важные вещи. Поэтому, нужно не забывать охватить проблему целиком с разных сторон.

4. Эффект Зейгарник. Это явление связано с нашей памятью, а именно то, что человек склонен лучше запоминать действие, которое было прервано на середине. Чем если дело дело было окончено, что, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти. Этот эффект был открыт Блюмой Зейгарник в начале 1920 годов, она провела эксперимент в ходе которого участникам не давали закончить некоторые задачи из-за якобы нехватки времени. И в конце эксперимента испытуемых опросили, какие из задач они запомнили лучше всего и 90% задач были именно те, что они не успели закончить. Суть этого эффекта в том, что невыполненные действия прочно сидят у нас в голове и порой долго не дают нам покоя. На этом еще строится гештальт-терапия, когда нужно эмоционально завершить не до конца прожитую ситуацию. Так же эту особенность можно использовать себе в плюс, когда нужно сделать много задач и лучше сконцентрироваться на работе, но не злоупотреблять, а то перенапряжение возьмет верх.

5. А названия следующего эффекта как таковой не существует, но что мне мешает дать ему название самой? Просто потому что могу и назову его эффект гадалки или карт таро. Интересно уже? Так вот, польза в гаданиях действительно есть, но не для всех и она совсем не про знание будущего. Человек очень тревожное существо и всяческими способами ищет, как бы ему снять тревогу хоть на чуть-чуть. И в таких случаях, некоторые люди действительно обращаются к гадалкам, но им не столько важно знать будущее, сколько снять тревогу за это будущее или переложить ответственность на других, что в какой-то степени тоже снимает стресс. Когда ты знаешь псевдо будущее, особенно, если оно хорошее, то создается иллюзия контроля над событиями в жизни, что снижает страх за реальное будущее, ведь неизвестность всегда пугает. Но повторюсь, это работает не со всеми, а только с теми, кто в это верит и работает именно по принципу снятия тревоги за будущее, а само будущее уже менее важно.

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции


Ответ sergnoff в «Ответ на пост Тупой смеётся над умным»⁠ ⁠

Вдогонку про географию. Учился я в целом не очень, особенно по точным наукам. Но географию любил всей душой и всегда был готов и бежал на урок.

Учительница была хорошая женщина и отвечала мне взаимностью на мой интерес к предмету.

Я Всё Обо Всём и всякие энциклопедии ел на завтрак и знал много всяких штук, дополнительно к предмету.

Тема была «города» и она спросила «Как называется самая большая агломерация городов?»

Я конечно знал ответ идеально - Мегалополис. Именно так.

Тяну руку, встаю и отвечаю с полной уверенностью.

Но, вместо оваций и садись молодец, я слышу «как как?!» и я начинаю вдруг сомневаться в ответе. Говорю ещё раз мегалополис с куда уже меньшей уверенностью, и начинаю перебирать «мегалополисис», «мегаполисис».

В итоге меня высмеяла учительница перед всем классом, сказав что это просто мегаполис.

Я не стал ничего доказывать, но травма осталась.

Зла на неё сейчас не держу, у неё была очень тяжёлая ситуация в жизни как и у многих в те 90е годы и проблемы с алкоголем потом. Все люди и ошибаются даже лучшие.

Но не нужно так, учителя, для ребёнка такое может быть тяжелейшим ударом, особенно когда предмет это отдушина, если в других не даётся. Ребёнок потеряет веру в учителя и всю мотивацию, как в общем и произошло.

Ответ на пост «Ответ на пост Тупой смеётся над умным»⁠ ⁠

Рассказывала сокурсница. Уточню, что учились в разных группах:
Когда училась в университете, разбирали отрывок из «Убить пересмешника» (учились на лингвистике, поэтому текст на английском был). После проверки задания состоялся следующий диалог:
Преподаватель: Кто-то читал книгу полностью?
*сокурсница и пару человек поднимают руку*
Преподаватель: Ну и чем же все закончилось?
*Сокурсница кратко излагает конец*
Преподаватель: Нет, там было все по-другому!
Группа: В смысле по-другому?
Преподаватель: Ну вообще-то есть несколько концовок!

Мы так и не поняли, что это за «режиссёрская версия» Харпер Ли🤷🏻‍♀️

Ответ на пост «Ответ на пост Тупой смеётся над умным»⁠ ⁠

Раз уж дошло до географии. В 8 классе я перевелся в новую школу. И как же мне повезло, что на первом же уроке мы изучали географию Северной Америки. Учитель с нами обсуждал тот факт что у каждого штата США есть своя столица. Остин в Техасе, Атланта в Джорджии и. Лос Анджелес в Калифорнии.
На дворе начало сентября, а я все лето провел в 40 минутах от столицы Калифорнии - Сакраменто, где не раз за это время побывал и даже видел из далека Шварцнеггера, на тот момент губернатора штата. В голове у меня диссонанс.
Я тяну руку и поправляю учителя. Говорю — ЛА не столица Калифорнии. Столица — Сакраменто. Спорили мы с ним минуты 2, и в итоге поспорили на 100рублей. После чего он залез в компьютер, и через минуту встал, молча подошёл к моей парте и положил на нее 100 рублей. Развернулся и пошел к своему столу напевая "о Сакраменто Сакраменто Сакраментооо" . С тех пор по имени он меня не называл. На перекличке в начале урока —
-Иванов?
-здесь!
-Петров?
-здесь!
-Сакраменто?
- Здесь!

Ответ на пост Тупой смеётся над умным⁠ ⁠

Вставлю и я свои 5 копеек. Только уже в позитивном ключе. Любила я очень географию в школе. Родители подарили энциклопедию которая была намного подробнее нашего учебника советских времён (80-какого-то года он был). И проходили мы как-то на уроке океаны. Учитель рассказала нам про четыре океана, я тяну руку и говорю о том, что есть ещё пятый океан - Южный. Одноклассники притихли, учитель спросила где я это узнала, я рассказала про энциклопедию которую уже к тому времени зачитала до дыр. Учитель попросила принести ее на следующий урок. Когда я ее принесла (уже с закладочкой где это написано), она просто прочитала это на весь класс, сказала "спасибо" и после урока пошла к секретарю и отксерокопировала себе страницы энциклопедии с указанием данной информации. Учитель здорового человека) Елена Николаевна, привет вам!


Ответ на пост «Ответ на пост "Тупой смеётся над умным"»⁠ ⁠

В младшей школе на естествознании зашёл разговор о травянистых растениях. А я как раз недавно прочитал в энциклопедии, что к ним относится банан.

Решил козырнуть знаниями, поднял руку и донес до класса информацию о том, что банан - трава.

Смеялся весь класс, а учитель очень долго пытался меня переубедить, говорила что возможно я ошибся/перепутал или что-то не так понял.

Но я твердо стоял на своем, утверждая что получил эту информацию из энциклопедии.

В итоге урок закончился, а одноклассники до конца для хохотали, вспоминая этот инцидент.

Пришел домой я в весьма расстроенных чувствах а, вечером рассказал родителям.

Родители, как выяснилось, давно были в курсе касательно принадлежности банана к травянистым растениям, но на всякий случай подтвердили свои знания статьей из энциклопедии.

А утром я понес сей научный трактат в школу, где на перемене показал статью учителю.

Нужно отдать ей должное, на следующем уроке она зачитала статью перед всем классом и признала мою правоту.

Так что подобного рода история заканчиваются не так уж плохо, иногда.


Хамство в очередях бывает наказуемо. ⁠ ⁠

Однажды (очень давно) с братом стояли мы в очереди в МакАвто. Большая очередь автомобилей двигалась медленно, постепенно заворачивая налево за угол. Справа, перпендикулярно движению располагалась стоянка и с нее начала выворачивать бэха. НО! Чтобы вывернуть, её должен кто-то пропустить. Этими "кто-то" стали мы с братом, что нам, жалко пропустить чувака? Нет, не жалко. Однако "чувак", вместо того чтобы вырулить и свинтить - просто тупо встал в очередь впереди нас. От такой наглости челюсти наши отвисли и мы, посмотрев друг на друга, вышли пообщаться. Брат проорал ему в закрытое окно, что если тот не откроет, то мы его через разбитое стекло вытащим и отмудохаем, бэховец благоразумно открыл окно и мы спокойными голосами, наперебой сообщили ему, что если он сейчас же не съебнет в конец очереди, то придется горе халявщику отчалить в больницу. Этому он очень удивился и попытался оправдать свое крайне хамское поведение тем, что до конца очереди неудобно добираться, но мы решительно отвергли такую его позицию, сказав, что так поступают только мудаки, что наше терпение заканчивается и теперь нам сильно хочется заняться тем, чего никогда не делали его родители - воспитанием. После этого доступного пояснения он вывернул из очереди и исчез с горизонта. Вот такая история однажды приключилась со мной и моим братом.

Внезапный яд беладонны⁠ ⁠

Далекий 1998 год. Седьмой класс. Биология. Внезапная контрольная. Потому что учительнице нужно было сбежать. Один вопрос очень порадовал. Всех. В XIX веке женщины в Европе капали в глаза сок плодов ядовивитого растения "беладонна", что переводится как "красивая дама". Объясните механизм действия сока растения.

Сказать, что я прихуел - ничего не сказать. Химия идет первый год, нас там учат металлы от неметаллов отличать и читать валентности по таблице Менделеева. А тут - объяснить принцип действия какой-то неведомой ебалы на хуй знает какую живую ткань, которой даже состав не указали! Я не стал вообще сдавать эту контрольную и демонстративно съебал с урока (как и учительница, говорил уже). Моему примеру ввиду праведного негодования последовало полкласса. Ибо мальчик я был задротный, шуганый, а тут как возбух блять! И все согласились, что да, господа, это какой-то ебáный беспредел.

И все получили двойки. Те, кто не сбежал - получили тройки. На этот и другие аналогичные вопросы они тоже не ответили, но все же типа за небунт - молодцы. Четверку получила только одна девочка, правильно ответившая на вопрос про ебáную беладонну.

Правильный ответ насчёт "механизма воздействия" был у неё такой: сок растения делал глаза красивее, за счет увеличения или, возможно, уменьшения зрачка, или, возможно, изменения цвета глаз. После оглашения этого гениального ответа мы чуть школу не снесли. Хотя считались примерным классом.

Ради справедливости - контрольную не засчитали никому. Правда победила.

Про справедливость и правосудие⁠ ⁠

Пока появилось свободное время решил рассказать вам ещё одну историю из моей практики.

Сотрудникам полиции ничто человеческое не чуждо, особенно это относится к ситуациям, когда лоб в лоб сталкиваются понятия о справедливости и необходимости правосудия.
Зачастую мы прекрасно понимаем и позицию, и мотивацию, и ситуацию, которой придерживается, руководствуется и в которой оказывается тот или иной человек, пропадающий к нам. Однако обязанность в любой ситуации оставаться беспристрастными и строго следовать букве закона с нас никто не снимал.

Однажды я с моим коллегой собирали материал по факту банального причинения телесных повреждений мужчине в результате драки в кабаке. Так сложилось, что в первую очередь нам довелось побывать на месте происшествия, опросить свидетелей и «злодея», а также посмотреть записи с камер видеонаблюдения. Картина вырисовывалась следующая - в вечернее время в баре отдыхала компания, среди которых были муж с женой. Взрослые солидные люди, которые при этом в дальнейшем общении оказались предельно адекватными, понимающими и честными людьми. Пока глава семьи общался со своими знакомыми, его благоверная решила скоротать время на танцполе, где к ней стал подкатывать некий гражданин. Женщина несколько раз явно выразила своё нежелание узнать друг друга поближе, однако будущего потерпевшего это нисколько не остановило, в связи с чем на помощь супруге пришёл ее спутник. Скажу честно, терпению мужчина можно позавидовать : общение с еле стоящим на ногах от алкоголя хамом, который при этом упорно старается добраться до твоей жены требует поистине большие усилий.
И все бы было хорошо, и не было бы данной истории, если бы пока ещё не потерпевший не совершил роковую ошибку - одной рукой он схватил женщину гораздо ниже талии, пытаясь подтянуть ее к себе, а второй толкнул в лицо закипающего оппонента.
Скажу вам как на духу - я, мой коллега, начальник охраны кабака и администратор далеко не один раз отмотали запись назад, чтобы посмотреть на этот образцовый боковой в челюсть, результатом которого стало два выбитых зуба и сломанная челюсть.
Далее мужчина спокойно сажает потерявшего сознание оппонента на стул, сам звонит в полицию, сообщает о произошедшем, дожидается наряд, оставляет свои контактные данные и на следующий день с женой приезжает рано утром к нам. Если бы все «злодеи» поступали именно так, нас бы всех сократили за ненадобностью.

Далее пришло время пообщаться с потерпевшим, который утверждал, что он вообще никого не трогал и был бит за просто так неадекватным амбалом. Диалог был примерно следующий :

-Зачем де вы так хватали женщину?
-Я не знал, что она с кем-то!
-Так она вам это несколько раз сказала, да и с супругом вы разговаривали достаточно долго. Да и вообще нельзя так с людьми общаться. Ещё и мужчину толкнули вместо того, чтобы как-то сгладить углы.
-Я просто проходил мимо, а тот до меня докапался, избил и выкинул на улицу!
-Уважаемый, не хочу огорчать, но все было немного иначе..
-Вам то откуда знать?! Ваше дело - писать с моих слов, а не вопросы мне задавать!
-*молча включаю видео* это вы на записи?
-Да,я
-Это тот кто вас избил?
-Да,это он
-Значит все было немного не так, как вы утверждаете?

На что последовал мой любимый и одновременно самый частый ответ в подобных ситуациях:

-Все было совершенно не так! Ваша видеозапись врет!

А дальше потекла рутина назначения СМЭ, передача дела по подследственности и прочая обязательная работа.
Признаюсь все это время нам с коллегой было действительно по человечески обидно собрать материал, так как ни смотря на всю ситуацию глава той семьи оказывался виновен в причинении телесных повреждений и попадал как минимум на штраф, а то и на условный срок. Нам оставалось только в адекватной мере проконсультировать его как где себя вести и что говорить, чтобы максимально смягчить наказанье, при этом самим не нарушая принцип беспристрастности.

P.S. На сколько мне известно «злодей» как-то нашёл общий язык с потерпевшим и смог примириться с ним в ходе судебного заседания, понеся минимальные финансовые потери.

справедливость

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

чувсьвл справедливости

С детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»


Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

Что такое справедливость?

Сегодня много говорят о том, что такое справедливость? Это понятие вызывает самые разные ассоциации. Многие люди уверены: в мире наступил тот страшный период, где справедливости не существует. В чём состоит смысл понятия «справедливость», почему люди к ней стремятся и мечтают о её воцарении? А не станет ли нам всем ещё хуже, чем было? Ведь и мы не можем назвать себя справедливыми? Давайте определимся со значением термина.

Что такое справедливость?

Справедливость – это простыми словами правильное поведение человека, его поступки, мысли и слова, соответствующие истине. Гениальный лингвист Ушаков даёт объяснение термину в своём толковом словаре. Он говорит, что справедливость – это следование истине, правде, норме. В этом случае речь идёт об отношении человека к человеку. Оно должно быть беспристрастным, построенном на принципах равноправия.

Справедливость – это ещё и награда за правильную жизнь. Это ожидаемый результат того, кто живёт по справедливости. Такой человек должен получить вознаграждение (необязательно речь идёт о материальных благах), которое соответствует его делам.

Например, ухаживал за больной бабушкой добросовестно – получил квартиру в наследство, оставался работать во внеурочное время – жди повышения по службе, готовился к экзамену – достоин высшей оценки. То есть, действуя справедливо, люди ожидают ответного действия от кого-либо или чего-либо.

Столкнувшись с несправедливостью, мы испытываем разочарование, негодование и боль. Мы не понимаем, почему бабушкина квартира завещана двоюродной сестре из глубинки или почему двоечнику Ивану поставили «5» за сочинение, если он и в руки не брал учебники.

Общественная справедливость выражает реакцию не отдельной личности, а группы лиц, объединённой характерными общими признаками. Например, учителя в школе справедливо полагают, что двоечника Ивана следовало бы оставить на второй год. Но завуч категорически запретил ставить плохие оценки этому негоднику, так как его отец полностью переоборудовал спортивный зал.

Со справедливостью сталкиваются все люди независимо от их возраста, социального статуса, пола и материального положения. Интересно, что двоечник Иван имеет собственное толкование справедливости. Он считает, что получил хорошие отметки справедливо и правильно. Ведь где сила (в данном случае – деньги), там и правда.

Таким образом, у каждого человека может быть собственное отношение к справедливости. Значение может толковаться с учётом степени нравственности той или иной личности. Безнравственные люди, лишённые хоть каких-то принципов, идеалов, отталкиваются от того, что справедливо всё то, что им во благо. Об обществе они не думают.

Когда социальные классы понимают, что отношение к ним несправедливо, может вспыхнуть война, революция, конфликт. К сожалению, часто справедливость устанавливают при помощи силы. Иные варианты невозможны.

Виды справедливости

Вопросом о справедливости занимались ещё древние философы. Они пытались не только дать определение данному термину, но и объяснить отличие одних видов от других.

Так, Аристотель выделил два типа справедливости. Он же уточнил, что значение понятия можно толковать как отражение законов в социальном поле.

Виды справедливости

Законы (правила) могут быть физическими, политическими, естественными, природными и т.д. Независимо от сферы, на которую распространяется справедливость, она делится на два разных вида:

1. Уравнительная. В основе лежат принципы равноправия. При таком подходе подразумевается, что все люди равны по положению. У них одинаковые права и обязанности. Социальный статус, материальное положение не могут быть основанием для того, чтобы в приоритете оказались те, кто в выигрыше (богаче, знаменитей и т.д.).

На примере это значит, что двоечник Иван, и отличник Фёдор имеют право на одинаковые стулья в школе, бесплатный обед, объяснение учителя. Коммунисты пытались применить уравнительную систему справедливости, сделать всех равными, но у них ничего не получилось.

2. Распределительная. Отношение к человеку должно быть таким, как он того заслуживает. То есть равноправие здесь не отмечается. Каждого ждёт награда по делам. Такой вид справедливости считается наиболее правильным.

В качестве примера приведём жизненную ситуацию, знакомую многим. Пётр, например, работал без больничных и прогулов. В результате он получил премию. А вот Игоря – злостного прогульщика – премиальное вознаграждение не ожидало. Такой подход, действительно, справедлив.

Как бы то ни было, толкование видов справедливости формально. Нигде не указываются ни права, на которые нужно равняться, ни объекты, на которые распространяются эти права.

Тот же Игорь может оказаться мужем тяжело больной женщины. Он вечно опаздывает, потому что вынужден ухаживать за супругой, провожать детей в школу и в сад.

Таким образом, справедливость по отношению к нему не действует. Он не получает ни помощи, ни поддержки, а только осуждается обществом. И он считает, что коллеги и руководство не правы, они поступают несправедливо.

В чём смысл понятия справедливость?

Так в чём состоит смысл понятия справедливость? Эта категория многозначна. Мы уже говорили о том, что каждый человек может по-своему толковать смысл понятия справедливости.

В чем состоит смысл понятия справедливость

Человек хочет испытывать справедливое отношение других людей к себе. Но сам он не стремится поступать так же. Существуют ещё и другие понятия, например, алчность, жадность, корысть, гордость, месть и т.д.

Иногда эти чувства одерживают верх над сознанием личности. Они поглощают её. Действовать разумно человек уже неспособен. Он стремится получить свою выгоду.

Если объект чувствует, что его интересы ущемлены, он пытается восстановить справедливость. Но при этом он забывает, что может своими действиями нарушить границы других людей и поступить с ними не справедливо.

Справедливость – это действия человека, его отношение к окружающим по нормам нравственности. Он должен и может поступаться собственными желаниями, интересами, выгодой, но поступать так, как требует мораль, закон или этика.

Справедливость – это прежде всего, беспристрастность. Человек должен оценивать ситуацию со стороны, так, как будто она не касается его лично. Тогда он может поступить объективно, то есть справедливо.

Вообще, существует и такая версия, что категории «справедливость» не существует. Она невозможна, таковы законы Вселенной. Прав тот, кто сильнее. Этот факт доказывают даже представители животного мира. Они полагаются только на инстинкты, не руководствуются разумом, идут на истребление себе подобных ради сохранения собственной жизни.

Человек – существо разумное, оно не может поддаваться инстинктам. Он должен думать и поступать так, как положено.

Приведём пример. Мужчина воспитывает родную дочь и падчерицу – дочку супруги от первого брака. Девочкам отец покупает одинаковые платья, дарит равноценные подарки. Он поступает справедливо по мнению большинства. Но вот только его родная дочка имеет право покапризничать, сослаться на занятость и отказаться от выполнения домашних обязанностей. А падчерица всегда выслушивает упрёки в том, что она дармоедка, живёт на всём готовом, и, вообще, не заслуживает такого хорошего отца, как отчим. Справедливости здесь нет.

Этот пример ещё раз доказывает, что данная категория не всегда воспринимается адекватно, так как требует ситуация. У каждого человека собственное мнение о справедливости. По его поступкам, словам можно судить, справедлив он или нет.

Какого человека можно назвать справедливым?

Выясним, кто такой справедливый человек? Какими качествами он должен обладать? Быть справедливым – это значит, поступать по совести, в соответствии с нормами морали, нравственности. Это значит, жить, полагаясь на общепринятые принципы и истины, не отступать от правил и требований.

Какого человека можно назвать справедливым?

Психологи отмечают общие признаки справедливости, характерные для человека:

1. Действия, соответствующие установленным законам, правилам, требованиям.

2. Беспристрастное отношение к окружающему миру.

3. Умение абстрагироваться от обстоятельств, смотреть на ситуацию со стороны.

Справедливый человек исполняет закон, доброжелательно относится к людям, не стремится получить выгоду от своих действий, нажиться на несчастье других.

Тут стоит уточнить, что понятие «справедливость» можно рассматривать как с юридической точки зрения, так и с моральной. Справедливый человек не поступается принципами, он не руководствуется правилом преимущества силы и богатства. Ему не важны социальные статусы, благосостояние окружающих. Он оценивает их по поступкам, словам и относится соответственно.

Справедливый человек должен быть умным, уметь анализировать, делать выводы, строить умозаключения. Иначе справедливость не будет достигнута.

Почему люди стремятся к справедливости?

Чувство справедливости важно для гармоничных отношений и взаимодействия с другими людьми. Если мы будем выделять людей по их заслугам или иным признакам, то равноправия установить не удастся.

Там, где в приоритете власть, богатство, сила, справедливости нет. Равновесие будет нарушено. Выживут только сильнейшие или богатейшие. Остальные люди утратят право на существование.

Почему люди стремятся к справедливости

Власти осознают значение категории. Они вводят ряд программ, направленных на справедливое отношение к тем или иным социальным слоям. Например, дети-инвалиды имеют право обучаться вместе с обычными школьниками, получать образование в школе, а не на дому, бывать на различных мероприятиях.

Многие люди скептически относятся к такому принципу. Они уверены: здоровые дети не могут расти вместе с больными инвалидами. Это травмирует их психику.

Кто-то, действительно, заботится о своём ранимом ребёнке, который перестал спать ночами из-за переживаний по поводу одноклассника-колясочника, а кто-то просто демонстрирует свою силу, собственное мнение, пытается выделиться.

Справедливость помогает добиться равноправия, облегчить жизнь обделённых, она сдерживает могущественных и властных людей. Таким образом, в мире удаётся сохранить хоть какой-то порядок.

Примеры справедливости из жизни

Покажем на примерах, как проявляется справедливость. Если мужчина одинаково относится к детям, один из которых, неродной для него по крови, он поступает по справедливости. Он ответственен за тех, кто зависит от него и понимает, что ребёнок не виноват в ошибках матери и отца.

Повышенное чувство справедливости может отмечаться у детей, особенно у подростков. Им хочется сделать мир лучше, добрее. Юноши и девушки пытаются противостоять всему, что кажется им несправедливым. Так рождаются борцы за правду, революционеры.

Если молодой человек вступается за бабушку, которую обзывает ребёнок помладше, он поступает справедливо, так как велят нормы морали.

Справедливые люди всегда ратуют за права бедных слоёв населения, тех, интересы которых ущемлены. Митинги, акции протеста – яркие примеры попыток добиться справедливости.

Признаки справедливости

Актами справедливости можно считать наказание преступников, штрафы, разнообразные санкции, которые следуют за противоправными действиями. Например, если мужчина изнасиловал женщину и теперь отбывает тюремный срок, то это – справедливо.

Если мать не кормит своего ребёнка, не заботится о нём и лишается родительских прав, то и это – справедливо по отношению к ребёнку. Каждый имеет право на достойное и безопасное существование.

Если сироте государство выдаёт жильё после совершеннолетия, это – справедливо. Таким способом, власть заботится о нём, восполняет отсутствие родителей. К сожалению, в действительности, жильё может быть в плачевном состоянии. В таком случае местные органы поступают несправедливо по отношению к сироте.

Примеры справедливости встречаются в повседневной жизни на каждом шагу. Наверняка и вы несколько раз в день делаете выбор: поступить по справедливости или нет.

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость может быть жестокой. Таковы законы. Методы борьбы восстановления справедливости могут шокировать жестокостью. Вспомним революционеров, представляющих советскую власть. Они истребляли невинных детей аристократов, элиты, царской семьи. Но это был способ добиться равноправия всех людей.

Справедливость может быть жестокой по отношению и к самому объекту. Например, если мать забирает у младшего ребёнка конфеты, потому что он не хотел делиться с братом, она поступает справедливо, но жестоко по отношению к младшему сыну. Ему обидно и больно. Этот простой пример даёт ответ на вопрос, может ли справедливость быть жестокой.

Высказывания великих людей о справедливости

Известны цитаты о справедливости. Они отражают суть понятия, указывают на смысл данной категории, а также объясняют отношение людей к справедливости.

Например: «В мире нет справедливости. Только мы вершим её». Это утверждение Пейтера Белиша из «Игры престолов» указывает на то, что справедливым мир могут сделать только люди. Не стоит полагаться на Вселенную.

Пифагор говорил: «Неважно, что думают о тебе другие, поступай по справедливости». Античный учёный призывает людей не полагаться на мнение окружающих. Он просит их объективно оценивать ситуацию.

Ф. Достоевский отмечал, что русским свойственно чувство справедливости. Это национальная черта наших соотечественников. Он говорил: «Высшая и самая характерная черта русского народа – развитое чувство справедливости и неуёмная жажда её».

А вот Блез Паскаль говорил, что справедливость без силы беспомощна. Она ничтожна. Прав тот, кто силён. Эта цитата оправдывает тех, кто стремится восстановить справедливость, не брезгуя своим физическим превосходством.

Таким образом, у каждого человека имеется собственное представление о справедливости. Кто-то делает её смыслом жизни, и тогда мы сталкиваемся с революциями, войнами, сменой порядка и власти.

Кто-то желает жить по справедливости, чтобы достичь гармонии с самим собой. Это высоконравственные люди. Они придерживаются норм морали. Так или иначе, справедливость – важная категория. Мы не должны забывать о ней и намеренно попирать интересы слабых и беззащитных. Ведь философская истина гласит: «Все деяния человека возвращаются бумерангом». Это закон Вселенной. Справедливость рано или поздно восторжествует.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: