Правосудие как базовая правовая ценность

Обновлено: 24.04.2024

Доступное правосудие это одно из серьезнейших достижений цивилизации, основополага1 ющее благо, позволяющее обеспечивать реализацию судебной защиты прав и свобод граждан.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жумагазиева А. У.

К вопросу о пределах реализации права судебного обжалования действий (бездействия) и решений на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Действующее правовое регулирование судебной защиты прав и свобод граждан при рассмотрении уголовных дел

Текст научной работы на тему «Доступ к правосудию как общечеловеческая ценность»

ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Доступное правосудие - это одно из серьезнейших достижений цивилизации, основополагающее благо, позволяющее обеспечивать реализацию судебной защиты прав и свобод граждан.

Ключевые слова: доступ к правосудию, судебная власть, судебный контроль, судебная защита, совершенствование доступа к правосудию.

Правосудие - одно из направлений правоохранительной - государственной деятельности суда. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. В системе правоохранительной деятельности и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

По мнению А.П. Гуськовой, «судебная власть в уголовном процессе реализуется в форме правосудия в обычном понимании и в форме контроля за соблюдением прав участников уголовного процесса в досудебном производстве». Далее ею подчеркивается, что сегодня обоснованно границы правосудия раздвигаются, поскольку суд получил качественно новую функцию - функцию осуществления правосудия в досудебном производстве. Теперь суд вершит правосудие не только в обычном понимании, как это рассматривалось прежде в плане деятельности его в судебных стадиях процесса, но и в досудебном производстве, поскольку его сфера - это сфера судебной власти в виде контроля в досудебном производстве, которая обозначилась с учетом статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и, соответственно, ст. 46 Конституции РФ, которая каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод [1].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), отражая социально обусловленную систему выраженных в законе правил, обеспечивает тем самым реализацию назначения уголовного судопроизводства, сформулированного в ст. 6 УПК. Тем самым отдается приоритет защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. При сравнении содержания ст. 6 УПК с соответству-

ющей нормой ст. 2 УПК РСФСР, согласно которой задачами советского уголовного судопроизводства являлось «. быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовный ответственности и осужден», явно просматривается расставление акцентов совсем в другой плоскости. Прежде на первое место было вынесено укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение и искоренение преступлений и лишь уже затем - охрана интересов общества, прав и свобод граждан. Обоснованно в этой связи отмечает А.П. Гуськова, что принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001 г. на основе Конституции РФ 1993 г. - это, по сути, есть важное эпохальное историко-правовое явление, поскольку в России начался и идет процесс формирования новой правовой системы, призванной обеспечивать построение нового типа уголовного судопроизводства - охранительного [2]. Судебная власть теперь реализует охранительную функцию - правосудие, поскольку она призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющих в полной мере обеспечить права человека.

Исходя из вышесказанного, подчеркнем, что основными задачами судебно-правовой реформы являются: расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию и приведение российского законодательства в соответствие с международными

нормами. Таким образом, одной из наиболее обсуждаемых проблем сегодня является понятие «доступ к правосудию» в досудебном производстве.

За последние шесть лет, надо отметить, много сделано для создания условий доступа граждан к правосудию. В России, например, принята Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы [3], доступность правосудия занимает теперь главенствующее положение. Программа предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей власти государственной в Российской Федерации. Целями программы обозначены повышение эффективности и качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты, а основными задачами судебной защиты становится обеспечение открытости и прозрачности правосудия и повышение доверия к нему.

В русском языке слово «доступ» имеет несколько значений: место, по которому можно подойти, приблизиться к чему-либо; проход к чему-либо; свободный вход; проникновение, прохождение чего, куда-нибудь [4]; возможность пользоваться чем-либо, получать что-либо; возможность проникновения куда-нибудь [5]; разрешение заниматься, пользоваться чем-нибудь [6].

Слово «доступ» употребляется законодателем довольно часто. В ст. 52 Конституции РФ говорится, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В части 1 ст. 125 УПК указывается, что «.постановления следователя. которые способны затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд.». Употреблено словосочетание «доступ к правосудию» также в ч. 1 ст. 1 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Доступное правосудие, как надо отметить, это одно из серьезнейших достижений цивилизации, основополагающее благо, которое долж-

Список использованной литературы:

но обеспечивать своим гражданам правовое государство. Данте Алигьери писал: «Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно» [7].

Одним из первых реальных шагов в реализации права граждан на доступ к правосудию является разработка законопроекта «Совершенствование доступа к правосудию», к целям которого следует отнести: совершенствование института оказания бесплатной юридической помощи, вопросы обеспечения предоставления квалифицированной юридической помощи; разработку методических материалов, требующихся для подготовки к вступлению в силу Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», включая совершенствование института примирительных процедур и посредничества (медиации) при разрешении споров; развитие процедур внесудебного разрешения административных споров с органами исполнительной власти, возникающих из публично-правовых отношений; улучшение механизмов координации донорского сообщества в правовой сфере и распространение информации о его деятельности; распространение результатов законопроекта «Совершенствование доступа к правосудию». Как представляется, реализация данного законопроекта позволит обеспечить лицам реальный доступ к правосудию, что разрешит существующие ныне ограничения прав и свобод граждан.

Доступ к правосудию - это важный фактор, гарантирующий судебную защиту прав и свобод участников уголовного процесса как одно из необходимых условий правовой защищенности личности, характеризующийся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты [8].

Судебная защита реализуется только в правосудии, а правосудие немыслимо без реальной защиты прав и свобод граждан.

1. Гуськова А.П. Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ. Оренбург, 2002. С 13.

2. Гуськова А.П. в составе межвузовского коллектива авторов. Учебник: «Права человека в международном и внутригосударственном праве: учебник для вузов», Глава 8 «Судебная защита прав и свобод человека и гражданина» - Казань, 2005., с.5

3. Распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №1082-р «О концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М.: Рус. Яз., 1989. - С. 480; Ожегова С.И., Шведова

Жумагазиева А.У. Доступ к правосудию как общечеловеческая ценность

Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская АН; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996. - С. 173.

5. Словарь современного русского литературного языка.- М.- Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - Т.3. -. 1047.

6. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Нориит, 1998. - С.280.

7. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект //Законодательство и экономика. 2003. №8.

8. Стремухов А.В. Правовая защита человека: Теоретический аспект. Автореф. дис. . д.ю.н. СПб, 1997. С.11.

Жумагазиева Асель Уразбаевна, соискатель кафедры уголовного-процесса Оренбургского государственного университета 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, е-шаИ - азе1-1981.81@ша11.т

ACCESS to the JUSTICE as HUMAN VALUE

Available justice is civilizations’ one of the most serious achievements, the basic well-being, allowing to provide the realization of court protection of people’s rights and liberties.

The Keywords: access to justice, judicial power, judicial supervision, judicial protection, improvement of the access to justice.

1. Gusikova A.P Law - Process and organizing questions of preparation to judicial meeting on CPC RF. Orenburg, 2002. P. 13.

2. Gusikova A.P. with university group of authors. Textbook: «Human rights in international and state law: textbook for High school», Chapter 8 «Judicial protection person’s and citizen’s rights and liberties» - Kazan, 2005, p.5

3. RF Government Order on August 4, 2006 №1082- «About concepts of the Federal target program «Development of Russian Court system» in 2007-2011" // SPS «KONSULITANTPLYUS».

4. Dal V. Explanatory dictionary of alive Great Russian language: T. 1-4. M.: R.L. 1989. - P 480; Ozhegova S.I., Shvedova N.YU. The Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions /Russian A. of S.; The Russian fund of culture; 3-d publ., stereotype. - M.: AZ’, 1996. - P. 173.

5. The Dictionary of Modern Russian Language. - M. - L.: the Publishers of Sciences’ Academy USSR, 1954. - V.3. -. 1047.

6. The Big Explanatory Dictionary of Russian language /auth. and m. ed. S.A. Kuznecov. - SPB.: Noriit, 1998. - P280.

7. Grudcyna L.YU. Court protection of person’s rights and liberties: theoretical aspect //Legislation and economy. 2003. №8.

8. Stremuhov A.V. Person’s legal protection: Theoretical aspect. Avtoref. dis. d.l.s. SPB, 1997. P. 11.

1. Какие аспекты свободы выделяют при рассмотрении её сущности?

2. Какое место занимает проблема выбора в контексте понятия «свобода»?

3. Что такое внутренняя и внешняя свобода?

4. Что означает «степень» и «мера» свободы?

5. Каково соотношение ответственности и вины?

6. Как связана свобода личности с социумом?

Рекомендуемая литература:

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.// Царство духа и царство Кесаря. - М.: 1995.

Гегель Г.В. Философия права. - М.: 1990.

Камю А. Избранное. - М.: 1989. С. 345-425.

Кант И. Критика практического разума. Собр. Соч. В 6т – Т.4. - М.: 1964

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Киев.: 1994.

Лосский Н.О. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М.: 1991.

Нерсесянц В. С. Философия права. - М.: 1998 О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. - М.: 1995.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М.: 1989.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1990.

Вопросы:1. Справедливость как основная правовая ценность.

Проблема справедливости всегда интересовала философов. Само понятие справедливость является категорией морально-правового сознания. На раннем этапе развития человеческого общества под справедливостью понимали право обязательного возмездия за деяние, наносившее вред племени, т.е. «право мести».

В латинском языке понятие справедливость обозначается, словом justitia.В глазах древних справедливость выступала как мера, закон и принцип. В ней они видели надлежащую пропорцию, соразмерность и упорядоченность.

Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка, деструкция существующего.

Право – это мера реализации свободы и в то же время – норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Как считал Гегель, право не есть добро без блага. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права.

Понятию справедливости посвящены многие труды известных в истории общества философов, ученных, политических деятелей.[52]

Сегодня в философской литературе выделяют следующие свойства справедливости:

· Справедливость не бывает однозначной. Со сменой общественных отношений, она меняет своё содержание.

· важнейшие черты справедливости – равенство, пропорциональность, бескорыстие, доброжелательность, объективность, самокритичность – раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;

· справедливость проявляется в формах общественных отношений, где содержится требования соответствия, между правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, между преступлением и наказанием, и т.д.;

· справедливость как реальность существует лишь в действиях социального субъекта. Без субъекта у общественных явлений нет свойства «справедливости», оно проявляется лишь в отношениях «субъект-субъект» или «субъект – общественный институт». От того, в какие отношения вступают с человеком государство, классы, социальные группы, церковь и другие институты, возникает их оценка как «справедливых» или «несправедливых»;

· содержание справедливости как реальности выступает в трех основных аспектах: меры воздаяния, меры требования и правомерности оценки.

Справедливость как мера воздаяния в каждой исторической эпохе имела своё специфическое содержание (например «Закон Талиона»). Сегодня, например, правовое воздаяние имеет своим содержанием справедливость с точки зрения правосудия (суждения по праву), равного правового подхода ко всем.

Справедливость как мера требования выступает регулятором взаимоотношений людей. Справедливо поступает не тот, кто действует сообразно справедливости по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим.

· Справедливость как правомерная оценка означает соизмеримость идеала (должного) с сущим как мерой воздаяния и мерой требования.

Основные онтологические и гносеологические признаки справедливости:

· в онтологическом плане справедливость всегда существует как отношение между людьми, т.е как общественное отношение.

· Другой признак, органично связанный с первым, заключается в том, что справедливость является отношением равноправия субъектов в конкретных идентичных условиях.

· Социальная справедливость характеризует реальное положение личности в обществе, обеспеченное правовыми гарантиями человеческого и гражданского достоинств, заслуженными материальными и духовными благами.

· В гносеологическом плане справедливость представляет собой понятие, категорию, отражающую определенное состояние данного отношения, т.е отношения между равноправными субъектами. Специфика понятия заключается в том, что оно является по своей природе и функциональной роли аксиологическим, т.е оценочным. Это понятие фиксирует, в каком отношении человек находится к производству, распределению и потреблению материальных благ, каково его положение в социальной группе, насколько его интересы учтены в законах и т.п.

Правосудие – особый вид государственной деятельности. Именно в нём, как правовой ценности, фокусируется множество проблем экономического, нравственно-идеологического и правового плана.

Объективная необходимость судебной защиты общественных отношений, обладающих повышенной значимостью для общества и государства, определяет особую роль правосудия в системе социально-правовых ценностей.

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.

Основными элементами осуществления правосудие являются:

1) установление факта, события, по поводу которого ведётся судопроизводство (преступление, имущественные отношения и др.);

2) применение к этому факту соответствующей правовой нормы;

3) вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём).

Осуществление правосудие судом производится в установленном законом процессуальном порядке.

Правосудие всегда направлено на сохранение и укрепление существующих социальных порядков.

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна.

Известны следующие формы проявления принципов в праве:

- закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;

- закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);

- в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой[183].

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, – судов.

Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

В основе принципов правосудия лежат положения международно – правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).

Конституция РФ, ориентируясь на международно – правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия.

Большинство принципов правосудия закреплено Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).

Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.

Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием. Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.

Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию.

Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:

1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);

2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д.).

Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. Действие принципов правосудия различно.

В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия и т.д.).

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия.

В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

• осуществления правосудия только судом;

• осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

• обеспечения права на судебную защиту;

• участия граждан в осуществлении правосудия;

• гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

• защиты законных интересов личности;

• состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

• родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Качество правосудия - это вопрос конституционный.

1. На судебном корпусе лежит особая ответственность за судьбу страны в сложных условиях одновременного проведения экономической, административной и политической реформы. От эффективности работы судов зависит конституционная стабильность российского общества. Сегодня, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке перед лицом глобальных вызовов и угроз, суд призван усилить защиту гражданских, социально-экономических и политических прав и обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля.

Состояние правосудия надо оценивать в зависимости от его способности решать указанную задачу.

2. Разделение властей не предполагает отделения суда от общества. Суды и судьи не изолированы от всего того, что происходит вокруг них. В судебных стенах те же проблемы, что и вовне. Суд является частью общества, и нет никаких оснований полагать, что наша судебная система больше неэффективна, больше поражена бюрократизмом, неразберихой и коррупцией, чем любое другое звено государственного механизма. Поэтому общая проблема страны - преодолевать дефекты, которые оказались неизбежны в России: ведь они, конечно же, вызваны не просто индивидуальными качествами тех или иных людей.

Но уровень общественных ожиданий от работы судов неизмеримо выше, чем от работы любого другого государственного органа. Сегодня возник разрыв между реальным состоянием суда, отражающим реальное состояние общества, и повышенными общественными требованиями, которые это же общество предъявляет суду.

Судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе очень высокой степени доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности.

Распространенное в обществе недоверие к способности судов разрешать споры на основании законов заставляет различные общественные силы либо искать способы неправового давления на суд, которое порой достигает беспрецедентных масштабов, либо прибегать преимущественно к внесудебным путям разрешения конфликтов.

И то и другое чревато губительными последствиями для развития общества, так как делает жизнь в таком обществе непредсказуемой, лишает человека чувства правовой защищенности, правовой, конституционной безопасности и, в конечном счете, превращается в главный тормоз любых позитивных общественных изменений.

При этом не так уж важно, имеет ли массовое недоверие к суду реальные основания, на самом ли деле так сильны его дефекты или это только распространившийся повсеместно миф. Недоверие судебному корпусу подрывает основы правосудия независимо от того, вызвано ли оно реальными или мнимыми причинами, и без его устранения правосудие не сможет нормально осуществляться.

3. Повышение эффективности правосудия - одно из кардинальных условий развития страны и снятия общественного напряжения.

Это ключевая проблема, от решения которой зависит продвижение по другим направлениям, прежде всего, в экономике. Без эффективной судебной системы результаты преобразований в других областях государственной и общественной жизни могут оказаться ничтожными. Только эффективно функционирующее правосудие может дать уверенность активной части населения в том, что их вложения в национальную экономику оправданы и находятся в безопасности

По мнению В.А. Телегиной, которое мы полностью разделяем, это обусловлено:

1) во-первых, его особым конституционным статусом как основной и самостоятельной формы деятельности судебной власти. Главным законом страны определяются судебная система, цели, задачи, виды судопроизводства, демократические основы (принципы) правосудия, его объекты и субъекты, система гарантий осуществления, что свидетельствует об особой роли правосудия, его необходимости и всеобщей значимости, а следовательно, ценности этого государственного правового явления;

2) во-вторых, спецификой механизма его осуществления , в виде доступной, гласной, состязательной, обеспечивающей равенство всех перед законом и судом процедуры, что соответствует нравственным идеалам общества;

3) в-третьих, обязанностью правосудия (как особого инструмента по разрешению правовых конфликтов) реализовывать государственно-властные предписания в жизнь применительно к конкретным обстоятельствам;

4) в-четвертых, полномочия современного российского правосудия по разрешению споров между гражданином и властью выступают в качестве одного из важнейших инструментов ограничения государственной власти, обеспечивают господство права над ней. Данный фактор является важным условием построения правового государства;

5) в-пятых, исключительным правом выносить от имени государства окончательное, общеобязательное для исполнения решение по существу любого спора о праве либо давать оценку о правомерности поведения участников общественных отношений с введением в действие государственно-правовых последствий;

6) в-шестых, в настоящее время правосудие является достаточно доступной формой государственной власти, что обусловило его востребованность как блага от различных субъектов социального взаимодействия. Так, ценность правосудия для личности состоит в возможности восстановления любого нарушенного права:

а) для гражданина - в защите прав и свобод, гарантированных государством;

б) для общества - в регулировании и разрешении социальных конфликтов в соответствии с правом, где правосудие выступает как средство обеспечения ценности права;

в) для государства ценность правосудия проявляется в стабилизирующем действии данной формы судебной власти, основанной на демократических началах.

7) в-седьмых, характер деятельности по осуществлению правосудия связан с воспитательной функцией государства, способствующей формированию сознательной установки о необходимости отстаивать свои права только - законным путем, что неизбежно затрагивает существующую в обществе систему ценностей;

8) в-восьмых, наличие социальной базы осуществления правосудия подтверждает стремление, общества максимально обеспечить организационный механизм правосудия, соответствующий его высокому статусу и предназначению[184].

Подводя итог данному параграфу, необходимо отметить, что ценность правосудия состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Правосудие вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите, какое из приведенных определений правосудия кажется вам наиболее точным для выражения его сущности.

2. Объясните, в чем заключается данная форма государственной деятельности.

3. Укажите, какие из принципов правосудия являются конституционными.

4. Поясните, в чём сущность такого принципа осуществления правосудия как состязательность.

5. Укажите, что является основами правосудия.

6. Поясните, какие международные нормативно-правовые акты лежат в основе принципов правосудия.

7. Объясните, как проводимая судебная реформа коррелирует с принципами правосудия.

8. Поясните, какие актуальные проблемы отправления правосудия на Ваш взгляд существуют в Российской Федерации.

Слово «справедливость» произошло от слова «право» (пра- вый, правда), а в латинском языке означает justitia (справедли- вость) — от jus (право). Начиная еще с Вед и Упанишад, с Ге- сиода и Гомера, справедливость трактовалась как «сущий миро- порядок», духовная основа истории. Заметим, что в данном случае справедливость истолковывалась как некая матрица при- родных процессов и человеческих свершений. В понятии спра- ведливости, взятой в ее мировоззренческом отношении, как бы заключен вопрос: могут ли мир и общество быть совершенными, возможны ли в них надлежащая пропорция, соразмерность и упорядоченность? Справедливость в глазах древних выступала как мера, закон и принцип. Богиня Дике полагается как начало и носитель права, правды и справедливости.

Противоположностью справедливости выступает несправед- ливость, разрушение порядка, деструкция существующего. Ко- гда же справедливость выражает достигнутую для данного исто-

рического периода гармоничность, оптимальность человеческих отношений, сознание ее не фиксирует. И в этом плане она со- звучна свободе. И справедливость, и свобода, когда они налицо, становятся подобными воздуху. Жить достойно без них нельзя.

Право — это мера реализации свободы и в то же время — норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Как считал Гегель, право не есть добро без блага. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права.

Со времени Аристотеля выделяют два вида справедливости: распределительную и уравновешивающую. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, соразмерно и пропорционально вкладу и взносу то- го или иного члена общества, здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почес- тями, деньгами). Критерием уравновешивающей справедливо- сти является арифметическое равенство. Сфера применения это- го принципа — область гражданско-правовых сделок, возмеще- ние ущерба, наказания и т. п. Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое (по достоинству), ибо для неравных равное стало бы неравным.

Сосуществование людей на почве взаимного признания прав и свобод представляет собой такой порядок их сосуществования, который может быть назван справедливым, или «справедливо- стью». Именно справедливость выступает основой идеи права, выражает его сущность, а особый акт признания определяет как справедливость, так и феномен права в целом.

Справедливость выступает и мерой относительного достоин- ства ценностей, мерой их равновесия и субординации. Справед- ливость выступает особым механизмом, поддерживающим меру равновесия правовых ценностей и одновременно определяющим момент доминирования при конфликтном столкновении этих ценностей.

Современная эпоха с ее процессами глобализации особенно требует межкультурного диалога по обоснованию справедливо- сти и, следовательно, разработке принципов универсальной спра- ведливости. В содержание универсальной справедливости вклю- чаются: а) требование равенства («действовать одинаково в оди-


наковых условиях»), которое формулируется как требование непредвзятости и запрет произвола; б) идея взаимосвязи содеян- ного и расплаты за это, которое нашло воплощение в «золотом правиле»; в) требование равновесия между утратой и приобрете- нием («справедливого обмена»), которое имеет смысл не только для хозяйственной деятельности.

Универсальную справедливость характеризует, прежде все- го, признание таких правовых ценностей, как жизнь, собствен- ность, доброе имя («честь»), которые воплощаются в признании прав человека, и главным образом, его права на свободу, кото- рые можно найти уже в древнем уголовном праве.

Общий принцип, который можно выявить, анализируя раз- личные воплощения идеи справедливости, состоит в том, что по отношению друг к другу люди имеют право на определенное от- носительное состояние равенства или неравенства, в соответст- вии с которым распределяются тяготы или блага. Назначением справедливости традиционно считается поддержание и воспро- изведение равновесия или равной меры. Она применима как для критической оценки поведения человека с позиции определен- ных правил, так и для критики самих этих правил и их примене- ния.

Два аспекта справедливости (содержательный и формаль- ный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправедли- вости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных делах — с другой. Но независимо от того, одобряем мы или нет содержательную концепцию справедливости, на которой базиру- ется закон, мы можем и должны рассматривать правовую систе- му с точки зрения формальной справедливости. Суть формаль- ной справедливости заключается в последовательном (то есть беспристрастном, объективном) применении правил. И именно на ней как безусловных минимальных требованиях морали по отношению к праву делает акцент правовой позитивизм.

Общим и безусловным моментом всех современных концеп- ций справедливости является идея прав человека, то есть при- знание одинакового обращения с людьми и отказ от привилегий и иммунитета, связанных с национальными и религиозными признаками.

В соответствии с двумя измерениями социального бытия —

персональным и институциональным — существуют и два поня- тия справедливости: а) справедливость как характерная черта личности, относящаяся к четырем главным добродетелям чело- века наряду с рассудительностью, мужеством и разумом (мудро- стью); б) справедливость, касающаяся социальных институтов (семья, хозяйство, школа), а также политическая справедли- вость, которая касается права, государства и политики. Их мож- но также обозначить как «субъективная» и «объективная» спра- ведливость.

Без справедливости как качества личности, без соответст- вующих ценностных ориентаций не может функционировать и справедливая правовая система. Точно так же для поддержания этих ценностных ориентаций на справедливость правовые инсти- туты должны быть соответствующим образом организованы.

Какому же из этих компонентов справедливости следует от- дать приоритет в условиях современных трансформаций? При недостаточной развитости как соответствующих установок лич- ности, так и недостаточной воплощенности принципов справед- ливости в данных институтах лишь одновременное внимание к обоим компонентам способно принести успех. В то же время су- ществует и приоритетный момент, который заключается в выра- ботке соответствующих критериев справедливости и их обосно- вании, то есть разработке теории справедливости.

Если понимать справедливость как высший принцип челове- ческой жизни и основу осуществления человеческой обществен- ной сущности, то особого внимания заслуживают три элемента значения понятия «справедливость», которые были выделены О. Хёффе: а) справедливость имеет природу моральной обязан- ности; б) ближе всего она находится к обязанностям, которые признаются добровольно и стоят выше простого принуждения; в) ее мера заключается в дистрибутивной пользе — справедли- вым является полезное каждому человеку.

В зависимости от принятия или непринятия этих элементов справедливости существуют теории, которые скептично относят- ся к идее справедливости, и теории, которые разделяют эту идею. Современные теории справедливости относятся к типу до- говорных теорий и ориентируются на теорию Канта1.

' См.: Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. - М., 1994.


Основными путями обоснования критерия справедливости являются представления о природе человека и об основной поли- тической цели и идеале общества.

Именно образ человека во многом определяет выбор концеп-

ции справедливости. Современные концепции справедливости содержат в себе образ человека как существа одновременно спо- собного к самосовершенствованию, то есть достойного, так и су- щества автономного, то есть разумного и способного к самоогра- ничению. Поэтому наиболее подходящим будет такой принцип справедливости, который обеспечит наилучшие условия для са- мореализации и автономии личности, меру соотношения свобо- ды и равенства.

Институциональная защита человека как субъекта основыва- ется на признании человеческого достоинства и запрещает уни- жение достоинства как неотъемлемого права человека.

1. Понятие ценности раскрывает внутренний, духовный аспект отно- шения человека к природе и другим людям, к самому себе и к Богу. Ценно- сти представляют собой ряд «идеальных объектов», между которыми на- блюдается некоторый порядок.

2. Исходным для понимания права как ценности является понимание его как формы осуществления свободы, как всеобщей меры свободы инди- видов. Свободные индивиды — суть и смысл права.

3. Высшим смысловым выражением права является признание автоно- мии каждого члена общества, его независимость. Основной правовой цен- ностью является справедливость, которую можно понимать как стремление действовать в соответствии с правами и обязанностями, воздавая каждому свое и обеспечивая условия для реализации способностей каждого.

1. Что означает термин «ценность»? Какова природа ценностей в праве?

2. Каково соотношение понятий «ценность» и «оценка»?

3. Дайте определение таких понятий, как «цель», «ценностная ориен- тация», «оценка», «норма».

4. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятель-

5. В чем отличие индивидуальных и общественных ценностей? Какие ценности являются правовыми и почему?

6. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характери- стику.

7. Какой смысл вы вкладываете в понятие «правовой идеал» и какую роль играет правовой идеал в правовой жизни?

8. Как понималась свобода в разных системах права: античности, Средневековья и Нового времени?


В современных условиях, когда происходит модернизация общества и реформирование правовой системы, осмысление воз- можностей и границ реализации универсальных принципов пра- ва в российской культуре приобретает особо важное значение. Данный вопрос представляет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку реформируемая правовая сис- тема, с одной стороны, основывается на универсальной идее пра- ва, а с другой стороны, обязана ориентироваться на определен- ную традицию правосознания. Особое место проблемы право- сознания в истории культуры и философии права объясняется тем, что правосознание является непосредственным источником правопорядка, то есть правовых норм, поведения и соответст- вующих институтов, поэтому оно в первую очередь выступает в качестве предмета философского осмысления права.

JUSTI CE / JUDICIAL AUTHORITY / LEGAL PROCEDURE / SOCIAL VALUES / FUNCTIONS OF JUDICIAL AUTHORITY / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрейченко Л. С.

Раскрывается содержание понятия « правосудие » через призму его социальной ценности , а также соотношения с понятием « судопроизводство ». Обосновывается тезис о том, что правосудие это единственный, признанный законом, путь осуществления судопроизводства , которое представляет собой совокупность соответствующих судебных процедур, в рамках которых осуществляется правосудие . Кроме того, акцентируется внимание на том, что речь не может идти о правосудии , когда решаются дела не по справедливости , игнорируя нормы права, закона, вследствие чего принимаются незаконные решения. Подводя итоги исследования, автор предлагает перечень элементов, определяющих содержание понятия « социальная ценность правосудия ».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрейченко Л. С.

Realization of fair justice through the prism of his social value

The arti cle reveals the content of the concept of « justi ce » through the prism of its social value, as well as its relati onship with the concept of «judicial procedure» It justi fi es the thesis that justi ce is the only recognized by law way to conduct court proceedings, which is a set of relevant judicial procedures in which justi ce is carried out. In additi on, attenti on is focused on the fact that it is not possible to talk about justi ce , when cases are not decided on justi ce , ignoring the rules of law, the law, as a result of which illegal decisions are made. Summarizing the results of the research, the author off ers a list of elements defi ning the content of the concept «social value of justi ce ».

Текст научной работы на тему «Реализация справедливого правосудия через призму его социальной ценности»

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Л. С. Андрейченко

РЕАЛИЗАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОГО ПРАВОСУДИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Раскрывается содержание понятия «правосудие» через призму его социальной ценности, а также соотношения с понятием «судопроизводство». Обосновывается тезис о том, что правосудие - это единственный, признанный законом, путь осуществления судопроизводства, которое представляет собой совокупность соответствующих судебных процедур, в рамках которых осуществляется правосудие. Кроме того, акцентируется внимание на том, что речь не может идти о правосудии, когда решаются дела не по справедливости, игнорируя нормы права, закона, вследствие чего принимаются незаконные решения. Подводя итоги исследования, автор предлагает перечень элементов, определяющих содержание понятия «социальная ценность правосудия».

К л ю ч е в ы е с л о в а: правосудие, судебная власть, судопроизводство, социальная ценность, функции судебной власти, справедливость.

REALIZATION OF FAIR JUSTICE THROUGH THE PRISM OF HIS SOCIAL VALUE

The article reveals the content of the concept of «justice» through the prism of its social value, as well as its relationship with the concept of «judicial procedure» It justifies the thesis that justice is the only recognized by law way to conduct court proceedings, which is a set of relevant judicial procedures in which justice is carried out. In addition, attention is focused on the fact that it is not possible to talk about justice, when cases are not decided on justice, ignoring the rules of law, the law, as a result of which illegal decisions are made. Summarizing the results of the research, the author offers a list of elements defining the content of the concept «social value of justice».

K e y w o r d s: justice, judicial authority, legal procedure, social values, functions of judicial authority, justice.

Поступила в редакцию 30 мая 2019 г.

Основой формирования правового государства выступают демократические гуманистические принципы, которые провозглашают верховенство права, приоритетность прав и свобод человека и гражданина, служение государства интересам общества и т. п. Практическая реализация этих принципов зависит от наличия в государстве действенного и эффективного правового механизма защиты провозглашенных законодательством прав и свобод человека и гражданина. Частью этого механизма выступает система судебной защиты, которая призвана осуществлять правосудие в государстве. В современных условиях развития общества правосудие приобретает особую социальную ценность, которая обусловлена его назначением в современном государстве.

© Андрейченко Л. С., 2019

Исследованием проблемы правосудия, а также его социальной роли в России занимались такие ученые, как Н. Н. Алексеев, В. Н. Бочкарев, И. В. Гес-сен, Б. В. Готье, А. Д. Градовский, А. Ф. Кони, А. П. Куницын, А. Н. Лазаренко, С. П. Мокринский, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, И. Я. Фойницкий и др. Однако, несмотря на значительное число научных работ, детального изучения требует комплексно неисследованная социальная роль правосудия.

В современных условиях общественного развития наиболее актуальной оказывается социальная роль судебной власти, поскольку именно данная ветвь государственной власти призвана защищать права и интересы человека и гражданина, способствовать их восстановлению. Так, согласно Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом1.

Это означает, что единственным государственным органом в Российской Федерации, который одновременно обладает правом и обязанностью осуществлять правосудие, является суд. Итак, правосудие - это обязательная функция, для выполнения которой и была создана судебная система. Для дальнейшего исследования необходимо выяснить содержание понятия «правосудие», а также его соотношение с понятием «судопроизводство».

Существует много авторских определений понятия «правосудия». Так, согласно Большому энциклопедическому словарю правосудие выступает как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел2. В то же время правосудие может рассматриваться и как деятельность суда (судопроизводство), которая осуществляется в соответствии с требованиями справедливости по обеспечению эффективного восстановления нарушенных прав. В последнем случае речь идет о теологическом понимании правосудия, т. е. о правосудии как цели3.

Правосудие может восприниматься через призму разных значений: как деятельность, как цель и как принцип. Однако в любом случае правосудие должно стать результатом деятельности суда. То есть фактически получается, что понятия «судопроизводство» и «правосудие» являются неотъемлемыми друг от друга. Но судопроизводство - это не всегда правосудие, ведь понятие «правосудие» ассоциируется с такими категориями, как «правда», «право», «справедливость», а ввиду того что судопроизводство не всегда является правосудным, т. е. не всегда речь идет о правосудии, поскольку иногда дела рассматриваются судами с нарушением норм как материального, так и процессуального права, что приводит к принятию несправедливого и незаконного решения, то и отождествление понятий «судопроизводство» и «правосудие», по нашему мнению, является ошибочным.

В связи с этим возникает потребность в выяснении содержания понятия «судопроизводство». Часть 3 ст. 123 Конституции РФ указывает на характер-

2 Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1997. С. 457.

3 См.: Назаров И. Д. К определению понятия «правосудие» : историко-философский анализ // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 132.

ные признаки судопроизводства - состязательность и равноправие сторон. Обобщая названные положения Основного закона, можно сформулировать предварительный вывод о том, что судопроизводство представляет собой единственное средство реализации судебной власти, формой которой в условиях состязательности и равноправия сторон выступает правосудие4. То есть понятие «судопроизводство» шире по своему содержанию, чем понятие «правосудие», поскольку судопроизводство охватывает собой не только содержание правосудия, но также включает другие элементы, в частности полномочия судей, процессуальные сроки и т. п.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» «. судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа»5.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать промежуточный вывод о том, что любое судопроизводство должно быть правосудием; правосудие - это единственный, признанный законом, путь осуществления судопроизводства; судопроизводство представляет собой совокупность соответствующих судебных процедур, в рамках которых осуществляется правосудие. Однако так бывает не всегда. Как мы уже обращали внимание существует много случаев, когда решаются дела не по справедливости, игнорируя нормы права, закона, вследствие чего принимаются незаконные решения, что не может быть признано правосудием. Правосудие является социальной ценностью и одним из направлений государства, то, к чему государство в лице уполномоченных органов должно стремиться.

Для определения социальной ценности правосудия, необходимо обратиться к определению содержания понятия «социальная ценность». Категория «социальная ценность правосудия» означает роль, которую играет правосудие при защите интересов общества и каждого члена этого общества. К такому заключению можно прийти, исходя из определения, которое дано в толковых словарях С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова, где понятие « социальный» (лат. socialis -общественный), определяется как: 1) порождаемый условиями общественной жизни, условиями той или иной общественной среды, общественной формации6; 2) общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе; 3) социальное положение; 4) социальная среда; 5) социальное обеспечение и т. д.7

Социальная ценность правосудия может выражаться в качестве: идеала правового государства; средства по достижению законности, правопорядка

4 См.: Азаров В. А., Иванов В. И. О соотношении понятий «судопроизводство», «судебный контроль», «правосудие» // Научный вестник Омской акад. МВД России. 2009. № 2 (33). С. 8.

и справедливости; надежного механизма защиты общества в целом и каждого человека от нарушения прав и административного произвола, с одной стороны, а также защиты государства от действий, ставящих под угрозу его единство, целостность и безопасность, с другой; инструмента по достижению общественного согласия, способного эффективно и правовым способом воздействовать на все сферы социальной действительности.

Правовая ценность правосудия определяется пользой, необходимостью для насущного бытия права, его функционирования и развития. Это выражается в прямой и опосредованной форме взаимодействия правосудия и права. Прямая форма проявляется в способности правосудия охранять и реализо-вывать действующее право. Опосредованная форма влияния правосудия на право выражается в предоставленных ему возможностях выявлять и способствовать устранению правовых пробелов, толковать право, рассматривать судебные акты высших судебных инстанций страны по правовым позициям обязательного применения в качестве дополнительных источников права и т. д.8

Итак, социальная ценность правосудия выражается в реализации тех функций государства, в которых проявляется их общественно полезный и социально направленный характер, который определяется целью создания и развития гражданского общества и правового государства, и функций, которые основаны на принципах приоритетности общественных интересов, прав, свобод и интересов каждого члена общества.

В свою очередь, осуществляя правосудие как свою основную функцию органы судебной власти обеспечивают: 1) гарантии защиты общественных интересов. Это означает, что человек, обращаясь в суд за защитой и восстановлением своего нарушенного права, может быть уверен в том, что данное право будет восстановлено или защищено независимо от того, соответствует ли это право интересам органов власти, отдельных социальных групп или отдельных индивидов. При этом единственным требованием является законность этого права и требования о принятии мер к его обновлению; 2) уважение прав и свобод человека и гражданина со стороны как других членов общества, так и органов государственной власти и их должностных лиц. Суд при рассмотрении дела должен уважительно относиться к правам сторон судебного процесса, независимо от их статуса, происхождения или даже совершенного ими деяния; 3) господство в обществе законности и правопорядка, в частности путем вынесения решения о прекращении нарушения закона, а также уравновешивание интересов в договорных отношениях; 4) уравнивание прав и возможностей сторон судебного процесса, даже той из сторон, которая не имеет специального образования, не обладает юридическими знаниями и вследствие этого не может себя грамотно защитить или отстоять свое право путем обеспечения права на правовую помощь; 5) восстановление нарушенных прав и свобод или, если это невозможно, - возмещение ущерба, в том числе морального. В этом реализуется восстановительная функция правосудия. В то же время для того чтобы судопроизводство осуществлялось путем правосудия, необходимым условием является соблюдение принципов правосудия. Анализ действующего

8 См.: Телегина В. А. Правосудие как социально-правовая ценность : вопросы теории : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 5.

законодательства Российской Федерации, в частности Конституции РФ, Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов РФ, а также Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» показал, что принципы, предусмотренные этими нормативными актами, в одном случае относятся к принципам правосудия, а в другом - законодатель относит их к принципам судопроизводства (уголовного, гражданского и т. д.). Такое разделение, вероятно, обусловлено тем, что законодатель, отождествляя понятия «судопроизводство» и «правосудие», в одном случае применяет термин «судопроизводство» (например, ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ - разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления; ст. 9 - язык гражданского судопроизводства т. д.), а в другом -«правосудие» (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ - осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон)9. При этом в Уголовном процессуальном кодексе РФ10 законодателем используется понятие «уголовное производство», и основы (принципы) рассматриваются в отношении не судопроизводства или правосудия, а именно уголовного производства. В свою очередь, основы (принципы) могут относиться абсолютно ко всем видам судопроизводства (производства), что и характеризует данное судопроизводство как правосудие, но при этом есть и специфические принципы для каждой из форм судопроизводства (производства). Например, специфическим принципом гражданского судопроизводства является диспозитивность, а уголовного - презумпция невиновности.

Таким образом, принципы, которые касаются всех без исключения форм судопроизводства (производства), являются принципами правосудия. Эти принципы определены в Конституции РФ и Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации» и к ним относятся: верховенство права, законность, справедливость, уважение к правам и свободам, гарантированным Конституцией и федеральными законами, а также международными договорами, независимость и беспристрастность суда, гласность и открытость, право на правовую помощь и непосредственность. Некоторые из этих принципов дублируются в Гражданском процессуальном, Уголовном процессуальном кодексах и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Практическая реализация указанных принципов является залогом осуществления правосудия. Причем принципы правосудия неразрывно связаны между собой и создают социальную основу для осуществления судебной власти. Итак, социальная ценность правосудия как основной функции судебной власти в Российском государстве заключается в том, что правосудие призвано обеспечивать: 1) утверждение в государстве верховенства права; 2) обеспечение соблюдения Конституции и иных законов; 3) обеспечение защиты прав

и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц и других общественных объединений; 4) защиту общественных и национальных интересов; 5) осуществление восстановительной функции.

Луганская академия внутренних дел имени Э. А. Дидоренко Андрейченко Л. С., преподаватель кафедры правоохранительной

и судебной деятельности

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: