Правосудие и его демократические принципы контрольная

Обновлено: 18.04.2024

Цели, задачи и подготовка контрольной работы……………..……..….

Структура и содержание контрольной работы ……………..………..….

Оформление, представление и проверка контрольной работы ……..….

Варианты контрольной работы……..………………….…….…….……..

Библиографический список (литература) …….…..……

Приложение 1. Титульный лист (образец) ……………….….…………

Приложение 2. Оглавление (образец) ………………………………….

Приложение 3. Библиографическое описание (образец) ……………….

Задачи и подготовка контрольной работы

Написание контрольной работы является необходимым компонентом профессиональной подготовки бакалавра в рамках освоения курса «Правоохранительные органы российского государства». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем этого курса развить навыки самостоятельной работы с научными текстами и законодательством, а также выработка навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами.

Контрольная работа – это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов выбранной проблематики. Контрольная работа – краткая научная работа, в которой раскрывается один узкий проблемный вопрос.

Контрольная работа выражает индивидуальные соображения автора по конкретному вопросу и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

В тексте контрольной работы автор должен продемонстрировать достаточный высокий уровень культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретного вопроса в контексте ее нормативного понимания и интерпретации. Студент должен показать умение работать с нормативно-правовыми актами

В ней должны быть отражены:

- уровень теоретического мышления бакалавра, его умение применять свои знания в конкретной работе,

- степень владения специальной литературой,

- способность анализировать законодательство и практику его применения,

- умение решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике,

- способность формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее,

- способность вносить предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения.

В контрольной работе должно быть показано знание специальной литературы; умение анализировать текущее законодательство и правоприменительную практику, способность обобщать материалы практики судебной и иной провоохранительной деятельности.

Основная структура, содержание, оформление и представление контрольной работы.

Работа состоит из ряда разделов, связанных между собой логически и стилистически.

Контрольная работа начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится.

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается суть и дается обоснование актуальности выбранной темы (проблемы), ее место в системе юриспруденции, степень разработанности проблемы, указывается цель и задачи работы.

Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основных вопросов.

В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных и нормативных источников, материалов практики и статистики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований.

В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения контрольной работы – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения темы.

В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах контрольной работы, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.

В заключении указываются обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы (2-3 страницы). Здесь формулируются главные итоги исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами контрольной работы, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, регионального уровня или уровня конкретной организации.

После заключения указывается список использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Качество любой работы зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в контрольной работе проблемами).

Изложение материала должно быть ясным, логически последовательным; формулировки краткими и точными; предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения – обоснованными и конкретными.

Контрольная работа выполняется в следующей последовательности:

2) составление плана;

3) изложение материала;

4) редактирование материала;

5) составление библиографии;

7) оформление работы;

8) передача ее на проверку,

Подготовка и написание контрольной работы осуществляется в рамках самостоятельной работы студента.

В УМК предложена тематика контрольных работ по вариантам, отражающая наиболее актуальные вопросы изучаемых тем программы курса «Правоохранительные органы».

Контрольная работа должна соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:

1. Объем должен составлять 15-20 страниц печатного текста (формат А–4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт.; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 0,7 см).

2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.

3. Контрольная работа должна включать план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

4. В списке использованной литературы указываются законодательные и нормативные правовые акты, оригинальные тексты, монографические исследования, статьи периодической литературы, учебные пособия и др. научные материалы, включая электронные носители.

5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.

В ходе проверки контрольной работы проводится анализ еe содержания и оформления, результаты которого работа оценивается по следующим параметрам:

«Зачтено» – контрольная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, отличается научной новизной. Контрольная работа написана с использованием большого количества нормативных актов на основе рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы. На высоком уровне выполнено оформление работы.

Работа может быть направлена на доработку, если тема контрольной работы раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники литературы либо нормативно-правовые акты; в тек5сте отсутствуют ссылки на нормативные акты, не выражена авторская позиция по исследуемой теме; отсутствуют выводы, материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа норм права. Имеются недостатки и погрешности по оформлению.

«Незачтено» – тема контрольной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные источники, текстуальное совпадение текста контрольной работы с каким-либо источником, то есть – плагиат. Имеются недостатки и существенные погрешности по оформлению работы.

Контрольная работа готовится по одному из 12-ти предложенных вариантов. Студент выбирает вариант темы контрольной работы из предлагаемого списка по букве алфавита своей фамилии. Он может получить необходимые консультации и разъяснения у преподавателя кафедры, читающего лекционный курс или обеспечивающего проведение практических занятий. В каждом варианте студенту предлагается изучить теоретический вопрос и сделать анализ системы нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения в области реализации правоохранительной деятельности государства, сделать подборку и изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, указанных в 3 вопросе каждого варианта правоотношений. Подготовка теоретического вопроса осуществляется по предложенным ниже вопросам, соответствующим программе учебного курса.

Изучение и анализ нормативно-правовых актов проводится по следующей схеме: название, номер, дата принятия, структура, основные положения, характеризующие содержание нормативно-правовых актов, выводы об их значении для практики правоохранительной деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, при необходимости предложения по совершенствованию.

В третьем вопросе указывается точное название, , дата, номер нормативно-правовых актов, а также источник первой публикации по существующим правилам описания нормативно-правового акта. Например: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2009. № 45. Ст. 5262.

Варианты написания контрольной работы:

1. Правоохранительная функция государства. Судебная власть. Система правоохранительных органов Российской Федерации

Вопросы темы:

1. Правоохранительная функция государства

2. Правоохранительные органы в системе органов государства

3. Судебная власть

4. Судебная система РФ

Контрольная работа по данной теме должна иметь следующее содержание:

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах, их общая характеристика и классификация.

Роль и место правоохранительных органов в системе органов государства. Понятие, виды и система правоохранительных органов Российской Федерации. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами власти и управления.

Разделения властей в правовом государстве. Судебная власть: понятие и основные признаки. Взаимодействие с законодательной и исполнительной властями. Общая характеристика полномочий судебной власти.

Понятие судебной системы РФ, ее структура. Система федеральных судов и судов субъектов РФ.

Понятие звена судебной системы и подсудности. Основные суды, суды среднего звена и высшие суды. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (кассационной и апелляционной) инстанции. Судебные инстанции, проверяющие приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Вышестоящие и высшие судебные инстанции. Понятие и виды составов суда.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области судопроизводства федеральных судов общей юрисдикции

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Вариант 2.

Демократические принципы правосудия

Вопросы темы:

1. Понятие правосудия

2. Конституционные принципы отправления правосудия

3. Система принципов осуществления правосудия

Контрольная работа по данной теме должна иметь следующее содержание:

Понятие правосудия и его отличительные признаки. Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности и реализации судебной власти.

Демократические признаки правосудия. Конституционные принципы отправления правосудия. Система принципов осуществления правосудия.

Принцип законности. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина. Принцип независимости судей. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту. Принцип презумпции невиновности.. Принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип гласности разбирательства дел в суде. Принцип обеспечения возможности пользования родным языком при осуществлении правосудия. Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Принцип свободы оценки доказательств. Принцип реализации права на обжалование процессуальных действий и решений.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области прокурорского надзора

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области деятельности нотариата

1. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Вопросы темы:

1. Конституционный контроль в РФ

2. Конституционный Суд РФ

3. Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Контрольная работа по данной теме должна иметь следующее содержание:

Понятие конституционного контроля и его основные задачи. Место конституционного правосудия в государственно-правовом механизме.

Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ, роль в российской государственной и судебной системе. Структура Конституционного суда РФ, состав палат и их полномочия. Порядок проведения пленарных заседаний.

Судья Конституционного Суда РФ, особенности его правового статуса, основные права и обязанности. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель и судья-секретарь: порядок наделения их полномочиями, основные права и обязанности.

Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.

Секретариат Конституционного Суда РФ, его основные функции.

Научно-консультативный совет при Конституционном Суде РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: законодательное закрепление, структура и полномочия.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области обеспечения безопасности РФ

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области деятельности органов дознания

Исследование демократических основ правосудия, их понятия, истоков и значения. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда. Право граждан на судебную защиту в России. Состязательность и равноправие сторон. Презумпция невиновности.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.12.2017
Размер файла 37,3 K

Подобные документы

Правосудие как вид правоохранительной деятельности. Обеспечение права граждан на судебную защиту. Состязательность и равноправие сторон. Конституционные принципы осуществления правосудия. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда.

реферат [33,3 K], добавлен 08.04.2016

Отличительные признаки и понятие правосудия, истоки его демократических основ. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда. Презумпция невиновности. Открытое разбирательство дел во всех судах. Национальный язык судопроизводства.

контрольная работа [50,5 K], добавлен 30.04.2009

Ознакомление с конституционными принципами (состязательность, равноправие, законность) и гарантиями (презумпция невиновности) правосудия. Характеристика видов, содержания, формы и юридического значения решений Конституционного Суда Российской Федерации.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 13.05.2010

Принципы правосудия в интересах прав и свобод человека: презумпция невиновности, освобождение обвиняемого от доказательства своей вины, толкование сомнений в пользу подсудимого. Обеспечение и реализация предположения невиновности в судебной практике.

курсовая работа [29,4 K], добавлен 18.12.2010

Значение и система уголовного судопроизводства. Принципы законности и осуществления правосудия судом. Неприкосновенность личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, презумпция невиновности и состязательность сторон.

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Работа содержит 1 файл

корнтрольная правоохран..docx

Правосудие и его демократические основы (принципы).

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц,других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры),который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения,определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности.Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ,законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона,нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол. Такое “правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.

  1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к числу универсальных.Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина —ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

Особого внимания требуют конституционные и иные законодательные положения, которые призваны гарантировать неприкосновенность личности человека и гражданина, их частной жизни и жилища.

Неприкосновенность личности с конституционной точки зрения означает также недопустимость произвольного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, как отмечено выше, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается”.

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49Конституции РФ и ст. 13 УПК. В последней по данному поводу сказано следующее:“Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание.Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде дугих законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов,уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

  1. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Средства, обеспечивающие законности, компетентности и беспристрастности отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы:

– правила,определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;

– правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное гражданское или уголовное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава;

– правила,ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу.

  1. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей

Принцип независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120),Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6),Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.

Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.

  1. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:

“I. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам.

Закон, вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам,воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.

  1. Обеспечение права граждан на судебную защиту

Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций и установление так называемой системы сдержек и противовесов.

В 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируется рядом законодательных актов, в частности Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года.И практика их реализации в последние годы, как отмечалось выше, становится все более активной.

Для полноты характеристики рассматриваемого принципа важно иметь в виду, что принятие решения по жалобе высшей судебной инстанцией— не предел. В ч. 3 ст. 46Конституции РФ сказано: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты”.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

Она и в соответствии с ней уголовное законодательство ориентируют суды на необходимость особой осмотрительности при принятии решений о применении данной меры наказания.

Конституция РФ и другие законы бескомпромиссно запрещают любые действия, которые причиняли бы какой-то ущерб и здоровью, умаляли бы достоинство личности. В ее ст. 21 четко сказано, что “ничто не может быть основанием” для умаления достоинства личности. Там же категорически запрещено применение в каких бы то ни было формах насилия, а также проведение медицинских, научных или иных опытов без добровольного согласия тех, кого намереваются подвергать таким опытам.

Эти запреты, естественно, подлежат безусловному соблюдению и являются крайне важными прежде всего для тех областей государственной деятельности, которые связаны с борьбой с преступностью и, соответственно, с осуществлением правосудия по уголовным делам. Они означают, в частности, что нельзя ни у кого требовать под угрозой насилия и тем более с применением такового дачи показаний, признания своей вины в совершении преступления, принудительного медицинского освидетельствования, совершения поступков, унижающих человеческое достоинство либо опасных для жизни или здоровья и т. д. Сведения, полученные при несоблюдении таких запретов, не могут считаться

Доказательствами, которые суд вправе положить в основу приговора или иного своего решения по конкретному делу. Должностные лица, допускающие антиконституционные действия, должны нести ответственность, в том числе уголовную.

Неприкосновенность личности с конституционной точки зрения означает также недопустимость произвольного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Отступление от данного запрета возможно только в законом установленном порядке, который предусматривает систему гарантий, обеспечивающих законность и обоснованность лишения свободы человека и гражданина в любой форме. В частности оно может быть применено только при наличии условий, тщательно определенных в законодательном порядке, под контролем суда или прокурора. Лицу, подвергнутому такой мере, предоставлены неограниченные возможности по принесению жалобы на ее незаконность или необоснованность.

В связи с характеристикой рассматриваемого принципа правосудия важно иметь в виду, что несоблюдение изложенных правил должно влечь за собой исключение из числа доказательств всех данных, обнаруженных в ходе действий, произведенных без соблюдения таких правил. А это означает, что данные подобного рода не могут служить основанием для постановления того или иного акта правосудия. В случае их использования принятые судебные решения должны отменяться. Соответственно правосудие не может считаться состоявшимся.

1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

Суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ ( ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. “Каждый имеет право, — говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, – при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона”. Для обеспечения всех этих свойств суда существуют многие установленные законом средства. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимости суда и судей, речь пойдет в следующем параграфе, поскольку данное свойство нуждается в особом рассмотрении.

Что касается других из перечисленных свойств суда (законности, компетентности и беспристрастности), то средства, обеспечивающие их, отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы: 8

– правила, определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;

– правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное гражданское или уголовное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава; – правила, ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу. Первая группа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (ст. 119 и 123), Закона о судебной системе 9 , Закона о статусе судей, 10 , Закона о Конституционном Суде 11 и Закона об арбитражных судах 12 . Их соблюдение, как будет показано в гл. XI учебника, создает “сито” с помощью которого от реализации судебных функций отстраняются люди, неспособные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других и т. д.). В конечном счете, правила данной группы обеспечивают преимущественно компетентность суда. Правила второй группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (ст. 47), а равно ГПК, УПК г АПК. Они вытекают также из приведенного выше положение ч -1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникни имущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к уголовной ответственности.

Вопрос о подсудности дела не относится к числу юридикотехнологических. Правильное его решение — это обеспечение компетентности и беспристрастности суда, его надлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица или по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, в том числе в не столь отдаленном.

Этим и объясняется тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. “Никто не может быть лишен права, — говорится в ч. 1 ст. 47, — на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”. В развитие этой общей установки законодательство по данному вопросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного уголовного дела вышестоящим судом из нижестоящего допускается лишь при наличии ходатайства подсудимого. Помимо его воли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в Верховный Суд РФ.

Не допускается произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня. В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года разъяснено, что в случаях, когда имеется крайняя необходимость в переносе дела из одного суда в другой суд того же уровня (например, в данном суде один судья, и он заболел надолго; ожидание его выздоровления чревато тем, что подсудимый будет вынужден находиться неопределенно долго под стражей до вынесения приговора), передача дела может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при этом подсудимого нужно обязательно известить о причинах такого решения. Извещение даст ему возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением. Словом, таким образом Верховный Суд РФ принял меры к тому, чтобы и в данном вопросе не было произвольных отступлений от конституционных предписаний, предусматривающих одно из средств обеспечения законности суда, которому можно доверить разбирательство конкретного дела.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями единолично.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями. Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами единолично в арбитражных судах субъектов Российской Федерации. Формирование коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность дела и т. д. ). В этих случаях в состав коллегии судей входят три судьи-профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей при определенных условиях может формироваться решением руководства соответствующего суда по просьбе или с согласия спорящих сторон. Что касается уголовных дел, то для их разбирательства в гражданских судах общей юрисдикции по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда: 13

— один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым районными судами, если подсудимый — совершеннолетний. На военные суды, общие (гражданские) суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено — в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних;

– один судья-профессионал и два народных заседателя (по делам о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах — любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних);

– три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим (гражданским) судам среднего звена и Верховному Суду РФ);

– один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (такие коллегии образуются в судах среднего звена общей "юрисдикции тех субъектов Российской Федерации, где допускался разбирательство дел с участием присяжных, по ходатайствам подсудимых по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни).

Созыв суда присяжных допускается только в таких общих делах (гражданских) среднего звена, как краевые, областные и городские суды в тех субъектах Российской Федерации, в отношении которых есть специальное решение

В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе.

Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума. По такой же схеме в общих чертах, как будет показано ниже, определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается в первую очередь беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК, УПК и АПК. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела:

– если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д. );

– либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон, свидетелем, лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи, и т. д. ).

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется разбирательство гражданских и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1.5.Открытое разбирательство дел во всех судах

“Разбирательство дел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом”.

Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным 14 .

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

Введение______________________ ______________________________ ____3

Глава 1. Демократические принципы правосудия.___________________ ___4

1.1.Законность ______________________________ _____________________6

1.2.Осуществление правосудия только судом_______ __________________8

1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при

осуществлении правосудия.___________________ _____________________10

1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13

1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19

1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех

перед законом и судом.______________________ _____________________21

1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.___ _________________25

1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту___ ____________________28

1.9.Презумпция невиновности._________________ ____________________29

1.10. Национальный язык судопроизводства.________ _________________30

Заключение.___________________ ______________________________ _____32

Список используемой литературы.___________________ ________________34

Темой моей курсовой работы, являются демократические принципы правосудия.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Актуальность выбранной темы очевидна, так как известно, что правосудие представляет собой один из важнейших видов правоохранительной деятельности, осуществляемой специально создаваемыми на то государственными органами , а принципы, на которых основана данная деятельность, должны знать не только квалифицированные юристы, но и каждый гражданин РФ.

Задачами курсовой работы являются:

  • Изучение общей характеристики принципов правосудия.
  • Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
  • Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Глава 1. Демократические принципы правосудия.

Демократические принципы правосудия – основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных Конституционному Суду Российской Федерации.

К демократическим принципам правосудия относятся:

  • Законность
  • Осуществление правосудия только судом
  • Обеспечение прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия.
  • Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей и подчинение их только закону.
  • Открытое разбирательство дел во всех судах.
  • состязательность и равноправие сторон.
  • Участие граждан в осуществлении правосудия.
  • Обеспечение подсудимому права на защиту
  • Презумпция невиновности.
  • Национальный язык судопроизводства.

Демократические принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также привнесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы.

Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

1.1.Законность.

Законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции Российской Федерации, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами.

Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

Особенностью современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

Оно также получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в

постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" 1 разъяснил:

«Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует…

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации)».

Другими словами , в соответствии с данными разъяснениями суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем применять акты даже столь высокого уровня они должны проверять, насколько они соответствуют Конституции РФ 2 .

1.2.Осуществление правосудия только судом.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 ФКЗ о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается”. 3

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК 4 . В последней по данному поводу сказано следующее: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами.

К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства. 5

1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия.

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. 6 Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. 7

Эта основополагающая идея развита и конкретизирована во многих предписаниях Конституции РФ и других законодательных актах, включая те, которые имеют непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениям правоохранительной деятельности. О ряде предписаний такого рода речь уже шла выше и пойдет в последующих параграфах данной главы и других главах учебника. Это предписания о равенстве всех перед законом и судом, презумпции невиновности, праве на защиту от обвинения в преступлении, состязательности и равноправии сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о национальном языке судопроизводства, открытом разбирательстве судебных дел и т. д.

Многие из них имеют существенное значение для создания надлежащих условий, необходимых для подлинного правосудия как по уголовным, так и гражданским, в том числе арбитражным делам.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый обладает правом на жизнь. Для правосудия имеет принципиальное значение тот факт, что в этой же статье подчеркивается исключительный характер смертной казни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: