Правосудие это в рб

Обновлено: 19.04.2024

Само слово «правосудие» ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести.

Правосудие – самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел.(гр процесс)

2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых.(уг процесс)

+ современное законодательство и практика его применения знают еще 3 способа отправления правосудия

Судопроизводство в отличие от правосудия включает регулируемую законом не только деятельность суда, но и других участников процесса (органов дознания, предварительного следствия, прокуроров), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых (подсудимых), защитников представителей сторон, свидетелей, экспертов и т.д. Поэтому судопроизводство – более широкое понятие, чем понятие правосудия.

Правосудие – не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений.

Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Исследование обстоятельств дела и их отражение, фиксация в протоколе судебного заседания – познавательно-удостоверительная деятельность, применение норм права к конкретным жизненным случаям, фактам и отношениям, принятие властных решений, применение юридических санкций к правонарушителям, т.е. лицам, посягнувшим на правоохраняемые интересы – правоприменительная деятельность.

Государственное принуждение применяется судом в трех формах:

1) принуждение к исполнению гражданско-правовых обязанностей по гражданским делам и хозяйственным спорам;

2) применение административных взысканий к лицам, допустившим административное правонарушение;

3) применение наказания к виновным в совершении преступления.

Обязательный отличительный признак правосудия – процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры

Правосудие – регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.

Словом, правосудие – это правоприменительная, правоустанавливающая, правоохранительная и правовоспитательная деятельность органов судебной власти – судов, осуществляемая в установленном законом порядке в целях восстановления права и справедливости.

Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее сердцевина, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных функций. В частности, внутриорганизационную деятельность суда, организацию и проведение аналитической работы, прием граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам. Судебная власть имеет свои символы, под которыми обычно понимают образы, выражающие определенную идею (флаг, герб, судейские мантии).

Понятие, значение и система конституционных основ судебной власти

Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Основные конституционные положения:

· судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам;

· независимость судей и подчинение их только закону;

· недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой;

· осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

· открытое рассмотрение дел во всех судах;

· осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процесса;

· право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);

· право граждан на судебную защиту;

· право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;

· выборность и назначение судей.

Судебная власть в РБ принадлежит судам. Право граждан и организаций на судебную защиту

ст. 109 К. Республики Беларусь: судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. ст. 26 К.: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Только суд выносит свои решения именем государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Конституцией Республики Беларусь гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Значение судебной защиты прав человека в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными.

С 1994 года решения органов предварительного расследования о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, могут быть обжалованы в суд. Вместе с тем, процессуальные действия, связанные с прекращением уголовных дел, особенно по так называемым нереабилитирующим основаниям, длительное время не ставились под контроль суда. И, таким образом, органами расследования граждане фактически признавались виновными в совершении преступления, хотя такое признание – исключительно прерогатива суда.

Прекратить производство по уголовному делу в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого или примирением с потерпевшим, а также в случае применения мер административного взыскания может только суд. Прекращение производства по уголовному делу по указанным основаниям не допускается, если обвиняемый или потерпевший возражают против этого.

Суды иногда и сами нарушают права человека, т.е. игнорируют требования действующих процессуальных кодексов, допускают судебные ошибки. В этой связи особое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности.

2.1 Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения вла­стей

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрис­дикцией.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конститу­цией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Судебная власть само­стоятельна и взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебная власть в Респуб­лике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуще­ствлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть разрешает возникающие между лицами юридические конфликты, приводит в баланс законода­тельную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность. Судебная власть является частью государст­венной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 7 Кодекса Республи­ки Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Правосудие - это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

осуществления правосудия только судом;

независимости судей при осуществлении правосудия;

равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

состязательности при осуществлении правосудия;

обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

использования государственного языка;

участия граждан в осуществлении правосудия;

обязательности судебных постановлений и требований судьи.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществ­ляется только судом.

При рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь другим нормативным актам);

по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из админи­стративных правонарушений рассматривают суды: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение и т.п.);

по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъек­тов).

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть разрешает возникающие между людьми юридические конфликты, приводит в балланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Государственной власти присуще такое свойство как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 4 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

-по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь других нормативных актов);

по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

-по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

-по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и т.п.);

-по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъектов).

Гражданские, уголовные и административные дела рассматривают суды общей юрисдикции в судебных заседаниях. Особенностью заседаний по этим делам является участие конфликтующих сторон, заинтересованных в исходе дела. В гражданском процессе – истец и ответчик. В уголовном процессе – обвиняемый, потерпевший, и другие участники процесса (свидетели, эксперты, переводчики и др.), не заинтересованные в исходе дела.

Судебный процесс (судопроизводство) – последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела.

В результате уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, по делам об административных правонарушениях – постановление.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

- осуществления правосудия только судом;

- независимости судей при осуществлении правосудия;

-равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

-состязательности при осуществлении правосудия;

- обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

-всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

Судебная власть -это вся система правосудия, т. е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную деятельность по окончательному разрешению правовых споров.

Судебная власть принадлежит судам. Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Система судовстроится по принципу территориальности и специализации и представляет собой следующие виды: Конституционный суд, хозяйственные и общие суды.

Судьи назначаются на должность Президентом. Судьёй может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 2лет.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республикё Беларусь относятся:

- Верховный Суд Республики Беларусь;

- областные и Минский городской суды;

- районные (городские) суды;

К хозяйственным судам относятся:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Конституционный Суд Республики Беларусь представлен в качестве самостоятельного судебного органа. Состоит из 12 судей. Срок полномочий Конституционного суда 11 лет.

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система состоит из звеньев судебной системы. Звено судебной системы состоит из всех судов, обладающих оп отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Суды осуществляют правосудие по-разному: одни полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения, другие же помимо этого вправе проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений. Различные виды такой деятельности судов по осуществлению правосудия объединено понятием судебная инстанция. Выделяют 5 судебных инстанций. Суд 1 инстанции, суд 2 кассационной инстанции, суд 3 надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел, по вновь открывшимся обстоятельствам, суд апелляционной инстанции. Под судебной инстанцией не нужно понимать определенный суд или судебное звено. Суд 1 инстанции – все суды. Суды вышестоящих звеньев судебной системы являются судами нескольких инстанций.

Суд 1 инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существующим, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу по истечении 10 суток с момента оглашения. Суд кассационной инстанции вправе по имеющимся в деле материалам проверить законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда 1 инстанции. Суд 2 инстанции является вышестоящим по отношению к судам 1 инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда 1 и 2 инстанции. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами 3 инстанции являются вышестоящие по отношению к 1 и 2 инстанциям суды. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам – это разновидность деятельности по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившие в законную силу ранее вынесенные по делу решения суда отменяются. После этого производится в суде по этому делу возобновление с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Апелляционная инстанция – это деятельность судов по проверке законности и обоснованности вынесенного судом 1 инстанции решения, не вступившее в законную силу. Апелляционная инстанция фактически повторно, путем исследования всех обстоятельств и доказательств по делу рассматривает и разрешает юридические споры. Апелляционные инстанции в РБ лишь в системе хозяйственных судов. Скоро апелляционные инстанции появятся в системе судов общей юрисдикции.

Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают децентрализованные - судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем, централизованные – во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд и смешанная модель судебной системы. Так всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от государственного устройства существуют федеративные (союзные) и суды субъектов федерации. По предмету ведения различают общие и специальные суды. От места, занимаемого в судебной системе выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды, по форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шефенов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: