Правосудие это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон

Обновлено: 15.04.2024

Правосудие– это деятельность судов по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями. Правосудие в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся пу­тем рас­смот­ре­ния в су­деб­ных ин­стан­ци­ях гра­ж­дан­ских, уго­лов­ных и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных дел в оп­ре­де­лен­ной, ус­та­нов­лен­ной за­ко­ном про­цес­су­аль­ной фор­ме. Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся толь­ко су­да­ми, при этом соз­да­ние чрез­вы­чай­ных су­дов не до­пус­ка­ет­ся.

Судьями могут быть только граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Принципы осуществления правосудия в РФ:

Ø правосудие осуществляется только судом;

Ø самостоятельность судов и независимость судей, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, подчинение только Конституции РФ и федеральному закону;

Ø суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта федерации, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

Ø в РФ не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

Ø лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Они несменяемы, их полномочия могут быть прекращены по основаниям, установленным в законе. Судьи неприкосновенны.

Конституция определяет основные принципы организации судебного разбирательства:

1. Судебное разбирательство открытое.

2. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

3. В случаях, предусмотренных в законе, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

4. Финансирование судов осуществляется лишь из федерального бюджета.

Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов России назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" (декабрь 1996 г.);

Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации"";

Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"".

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

- Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

- Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Решение суда по уголовному делу называется приговором.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Система арбитражных судов делится на три уровня:

- Высший арбитражный суд РФ;

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме - форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а иcпoлнитeльная власть реализует его решения (тюремное содержание прёступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

- осуществление правосудия только судом;

- образование судов на началах выборности;

- независимость суда и подчинение его только закону;

- неприкосновенность судей и их несменяемость;

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей различают два. типа судов - суд с участием присяжных, заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демократическом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

специальным Конституционным судом, для которого конституционный надзор - главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

особым органом несудебного характера (Франция).

В некоторых странах Конституционный суд выполняет и функции верховного судебного органа. В других - судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.

Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет особую специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов нет).

Система разделения властей сегодня

Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и- четвертую ветвь власти – средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, рав­но каЙ й особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влия­ние на реализацию концепции разделения властей и форма госу­дарственного устройства: если в унитарном государстве разде­ление властей существует лишь «по горизонтали» (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (т. е. между федеральными ор­ганами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные де­мократические режимы, как правило, закрепляют принцип раз­деления властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою при­верженность теории разделения властей, но в реальной действи­тельности ее не реализуют.

Правосудие– это деятельность судов по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями. Правосудие в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся пу­тем рас­смот­ре­ния в су­деб­ных ин­стан­ци­ях гра­ж­дан­ских, уго­лов­ных и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных дел в оп­ре­де­лен­ной, ус­та­нов­лен­ной за­ко­ном про­цес­су­аль­ной фор­ме. Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся толь­ко су­да­ми, при этом соз­да­ние чрез­вы­чай­ных су­дов не до­пус­ка­ет­ся.

Судьями могут быть только граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Принципы осуществления правосудия в РФ:

- правосудие осуществляется только судом;

- самостоятельность судов и независимость судей, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, подчинение только Конституции РФ и федеральному закону;

- суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта федерации, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

- в РФ не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

- лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Они несменяемы, их полномочия могут быть прекращены по основаниям, установленным в законе. Судьи неприкосновенны.

Конституция определяет основные принципы организации судебного разбирательства:

1. Судебное разбирательство открытое.

2. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

3. В случаях, предусмотренных в законе, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

4. Финансирование судов осуществляется лишь из федерального бюджета.

Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов России назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судебная система

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Судебной системой называется упорядоченное построение в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается.

Согласно законодательству судебная система России представляет собой совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

В этой свя­зи Кон­сти­ту­ци­ей Российской Федерации пре­ду­смот­ре­ны:

1. Кон­сти­ту­ци­он­ный суд, ко­то­рый со­сто­ит из 19 су­дей и раз­ре­ша­ет де­ла о со­от­вет­ст­вии Кон­сти­ту­ции РФ (ст.125 ч.2);

2. Вер­хов­ный суд, ко­то­рый яв­ля­ет­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном по гра­ж­дан­ским, уго­лов­ным, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным и иным де­лам (ст.126) - высшее звено, надзирающий за общими судами (среднего и основного звеньев) и военными судами (среднего и основного звеньев) и сис­те­ма фе­де­раль­ных су­дов общей юрисдикции(Верховные суды субъектов Российской Федерации, районные, военные и специализированные суды);

3. Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд России, ко­то­рый яв­ля­ет­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном по раз­ре­ше­нию эко­но­ми­че­ских спо­ров (ст. 127) - высшее звено, надзирающий за Высшими арбитражными судами основного звенаи система федеральных арбитражных судов(арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ);

4. Сис­те­ма фе­де­раль­ных су­дов общей юрисдикции, по­ря­док дея­тель­но­сти ко­то­рых дол­жен ус­та­нав­ли­вать­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном.

Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей субъектов РФ.

Звенья и инстанции

В судебной системе существуют звенья и инстанции. Звенья судебной системы – это совокупность судов обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе.

Судебная инстанция - это суды, обладающие одинаковой процессуальной компетенцией по разрешению судебных дел. В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел, все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции. Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение) выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел. Различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решение суда по уголовному делу называется приговором. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Право на судебную защиту

Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в Конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными средствами. Конституция Российской Федерации признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита прав – это юридическое понятие. Оно включает в себя меры принудительного характера, на законных основаниях применяемые к тем, кто нарушил права других. В ряде случаев свои интересы можно защитить, прибегнув к помощи государственных органов, компетентных организаций.

В большинстве случаев юридическое восстановление справедливости осуществляется судом, который является независимым органом правосудия и от имени государства разрешает конкретный спор. Право обращаться в суд имеет каждый гражданин страны с 14 лет.

В юриспруденции есть такое понятие «подведомственность дел» суду. Оно означает, что каждый суд рассматривает только свои типичные вопросы, в соответствии со своей компетенцией. Например, экономические споры между юридическими лицами и предпринимателями будет разрешать арбитражный суд, а между гражданами – федеральный суд.

Однако не все споры в нашей стране носят экономический характер. Различные категории судебных дел рассматривают суды общей юрисдикции. Они компетентны разрешать уголовные дела, определяя, является ли конкретный человек преступником и какое наказание он должен понести. По уголовным делам такие суды выносят приговоры. Они могут быть оправдательные или обвинительные. Эти суды разрешают семейные споры, возникающие при расторжении брака, разделе имущества супругов, лишения родительских прав и прочее. В такие суды следует обращаться и в случае, если тот, кто причинил вред имуществу, не хочет в добровольном порядке его возмещать, не исполняет взятые по договору обязательства, нарушается право собственности. Таких проблем достаточно много в реальной жизни и все они носят имущественный характер. Конфликты возникают и в трудовой сфере.

Так, суды общей юрисдикции разрешают споры о незаконном увольнении работника. Обнаружив, что работодатель поступил неправомерно, они заставляют его в принудительном порядке восстановить человека на работе, оплатить время вынужденного прогула, компенсировать моральный ущерб. Вопросы о выплате зарплаты, переводах работников, наложении дисциплинарных взысканий и другие проблемы в области трудовых правоотношений рассматриваются общими судами. Они же помогают разрешить проблему, связанную с разделом квартиры, обменом жилой площади. Во всех случаях, когда нарушаются права и законные интересы граждан, действия и решения различных органов и должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке, обратившись именно в суд общей юрисдикции.

Кроме того, существуют суды субъектов Федерации, которые рассматривают наиболее сложные дела, например о совершении тяжких преступлений. Они же могут пересматривать решения нижестоящих судов, устанавливая законность, верность исследования дела. Всю систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд страны. Он не только проверяет решения нижестоящих судов, но и сам может разрешать особо сложные и важные дела.

Важным органом судебной власти является Конституционный суд. Любой гражданин с целью защиты свои прав и свобод может обратиться в этот суд, который решает исключительно вопросы права. Конституционный суд не может вынести приговор или решение по конкретному делу и объявить о том, кто виновен в случившемся. Он лишь разрешает вопрос о соответствии действующих юридических правил Основному закону страны. Закон, противоречащий Конституции Российской Федерации не может быть применим для разрешения конкретного спора. Этот суд толкует Конституцию, поясняя отдельные общие правила.

Отдельные категории дел (в т.ч., о тяжких преступлениях) рассматриваются в краевых и областных судах с участием присяжных заседателей.

Верховный суд Российской Федерации рассматривает в первой инстанции наиболее сложные гражданские дела (например, о прекращении деятельности общероссийских объединений), а также сложные уголовные дела.

Истец, затевая судебное разбирательство, должен знать, что он оплачивает судебные расходы. Если процесс им будет выигран, то эти денежные суммы могут быть компенсированы ответчиком.

По отдельным делам суд может освободить лицо от уплаты судебных расходов, предоставить отсрочку выплаты. Трудовые, алиментные и некоторые другие споры разрешаются за счет государства.

Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

1) основы государственного строя;

2) организацию государственной власти;

3) отношения гражданина и государства.

Главные задачи Конституции:

1) закрепить и гарантировать права человека и гражданина;

2) Упорядочить государственную власть;

3) Утвердить правосудие.

Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Основные принципы конституционного строя РФ (Глава 1 Конституции РФ):

2) федеративное устройство;

3) разделение властей;

4) правовое государство;

5) признание человека, его прав высшей ценностью;

6) демократическое государство;

7) социальное государство;

8) светское государство;

9) идеологический плюрализм;

10) многообразие и равноправие форм собственности.

Федеративное устройство России

Федеративное государство – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью.

Субъект Федерации – государственное образование в составе РФ с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией.

Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны. Субъекты РФ не имеют права выхода из её состава.

Субъекты Российской Федерации (83 субъекта):

  • Республика (21)
  • Автономная область (1) Еврейская
  • Автономный округ (4) Чукотский….
  • Край (9) Алтайский….
  • Область (46) …
  • Города федерального значения (2) Москва, Санкт-Петербург

Органы государственной власти Российской Федерации

Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ.

Разделение властейв Российской Федерации:

Законодательная - Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ.

Исполнительная - Правительство, министерства. Глава 6 Конституции РФ.

Судебная - Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ

Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Президент– выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления.

Требования к кандидату в президенты РФ:

1) гражданство РФ;

2) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет

3) возрастной ценз – не менее 35 лет

Основные функции Президента РФ:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Федеральное Собрание:

Совет Федерации (верхняя палата). Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Государственная Дума (нижняя палата). Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия правительства РФ:

1) разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; 2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ; 3) управление федеральной собственностью;

4) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

5) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан; 6) осуществление мер по обеспечению обороны страны.

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Правовой статус судей:

1) судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ;

2) судьи несменяемы;

3) судьи неприкосновенны.

Система судебной власти в РФ:

Конституционный суд РФ - высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции.

Верховный суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший арбитражный суд РФ - высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Правоохранительные органы – государственные органы, основными задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью.

Правоохранительные органы:

Суд – осуществление правосудия, разрешение гражданских и иных споров, рассмотрение уголовных дел.

Прокуратура– надзор за соблюдением законов, поддерживает обвинение в суде.

Органы внутренних дел – поддержание законности и правопорядка.

Органы государственной безопасности – обеспечение национальных интересов страны.

Органы налоговой полиции – контроль за соблюдением налогового законодательства.

Адвокатура – юридическая помощь гражданам и организациям

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: