Правоохранительные и судебные органы это своего рода

Обновлено: 24.04.2024

относятся ли суды к правоохранительным органам что вообще к ним относят(к правоохранительным органам ).

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Уяснение сущности и предмета учебной дисциплины «Правоохранительные и судебные органы» будет неполным, если хотя бы в самых общих чертах не рассмотреть ее взаимоотношения и связи с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний, место в системе современного правоведения.

Понятие «место» дисциплины в системе других дисциплин выражает два аспекта: во-первых, рассмотрение вопроса с его структурной стороны, т.е. совокупности всех связей и отношений между данным курсом и непосредственно с ним соприкасающимися учебными дисциплинами, предусмотренных общими требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение». Эта связь очевидна. Во-вторых, курс «Правоохранительные и судебные органы» — это своего рода введение в специальность, в юриспруденцию: науку, практику, образование. Это своеобразный пролог в изучение других юридических дисциплин и находится он в неразрывной связи с ними. В нем, как уже отмечалось, излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Изучив настоящий учебный курс, студенты получают представление как о месте правоохранительных и судебных органов в государственном механизме, организации и устройстве, функциях и основных направлениях их деятельности, так и о правовом регулировании статуса — прав и обязанностей указанных органов, что будет способствовать более глубокому усвоению других профилирующих предметов.

Органична связь курса «Правоохранительные и судебные органы» с конституционным (государственным) правом России — основой правовой системы страны, дающей жизнь всем другим отраслям права. В конституционном праве, основным источником которого является сама Конституция РФ, определяется роль и место правоохранительных органов в государственном механизме, закрепляются взаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организации и функционирования, а также конституционно-правовой статус человека в России — гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы и обязанности, их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов.

Многое связывает курс «Правоохранительные и судебные органы» с административным правом, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления в различных сферах государственной жизни, в том числе и в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Такие правоохранительные органы, как МВД России и Минюст России и их структуры на местах, свои правоохранительные функции, включая контроль над преступностью и другими правонарушениями, осуществляют одновременно с функциями управленческими (внутриорганизационными и внешними), в рамках которых непосредственно реализуется исполнительная власть. Кроме того, правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, на общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.

Трудно переоценить тесную связь рассматриваемого курса с уголовно-процессуальным правом как системой правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора. Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса и корреспондирующиеся обязанности соответствующих должностных лиц правоохранительных органов по их соблюдению.

Необходимо иметь в виду, что структура и система каждого правоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержания выполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решения организационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществления уголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют построение судебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, адвокатуры.

Учебная дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом, которое устанавливает порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов; его нормы регламентируют деятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса. Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ при разрешении экономических споров и рассмотрении иных дел, отнесенных к их компетенции.

Нормы гражданского и уголовного права — эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности. Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданских правонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимости приведение в действие механизма соответственно гражданско-правовой или уголовной ответственности, о видах воздействия, наказания или иных мерах уголовно-правового характера за совершение преступления, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. От этого зависит законность деятельности правоохранительных органов.

Легко просматривается связь настоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства и права и история отечественного государства и права. Они дают исходные сведения о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе, о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая, что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительных органов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, так и во времени, становится понятной связь этих дисциплин.

В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат ( п. «л» ч. 1 ст.72 ). В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).

Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актах и официальных документах ненормативного характера, как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным:

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.

4.Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.

Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации – адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.[4]

Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).

Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести:

· судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;

· органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов→ Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);

· органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

· органы внутренних дел;

· органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний);

· органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);

· Уполномоченный по правам человека в РФ;

· органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).

«Судебные и правоохранительные органы» – это уч дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи дея-стиправоохран органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

Предметом дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является круг изучаемых ею вопросов: основные категории, понятия и институты судебных и правоохранительных органов, их возникновение, порядок создания, построение, структура, система, функции, взаимодействие с другими органами государства и общественными организациями.

«Судебные и правоохранительные органы» - один из вводных предметов, который связан с изучением ряда смежных дисциплин:

1)КП, на базе положений Конституции дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов.

2)Админ право изучает закономерности организации и функционирования органов государственного управления

3)Уголовный процесс изучает деятельность правоохранительных органов.

4)Арбитражный процесс рассматривает порядок рассмотрения споров арбитражными судами.

5)Прокурорский надзор дополняет материалы по организации деятельности органов прокуратуры.

6)«Теория государства и права» и «История государства и права Украины» Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов.

Значение:

В рамках курса «Правоохранительные органы» изучается система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов осуществляющих правосудие, прокурорский надзор и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Правоохран. деят- это гос.деят, которая осущ.методомюр.воздействия в строгом соответствии закона и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Цели:

·обеспеч.и защита прав человека,

·наказание за совершение преступл.,

·укрепление законности и порядка,

·правовое и нравст.воспитание гр-н.

Виды:

·выявление и расслед.преступлений,

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ ДНР, КАСАЮЩИЕСЯ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

Источниками дисциплины «Судебные и правоохранительные органы» являются нормативно-правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов.

НПА(законы и подзаконные акты) дисциплины регулируют деятельность судебных и правоохран органов, а также органов, которые обеспечивают правоохрандея-сть.

НПА делятся на:

1 группа – правовые акты общего характера. К ней относятся «Конституция ДНР», всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные правовые акты и соглашения

2 группа – правовые акты касающиеся судебной власти, судов и правосудия. К ней относятся такие проекты о верховном суде ДНР: «Проект о статусе судей» «Проект Кодекса о судебной этике», «Проект регламента Верховного суда ДНР», «Временное положение о судебной системе ДНР».

3 группа – правовые акты органов юстиции. К ним относится все, что касается Юстиции. Положение о Министерстве Юстиции, Закон о нотариате.

4 группа – правовые акты касающиеся органов прокуратуры и органов расследования. К ним относится «Закон о прокуратуре ДНР», УПК ДНР.

Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Суд.власть-вид гос.власти, кот.реал. органами,.занимающ.особое положение в гос.аппарате. занимающими особое положение в государственном аппарате.

Сущность судебной власти состоит в том, что она и её органы – неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти и их органами. 5. Признаки суд.власти: самост.инезависм, представителями суд власти явл.суды, только органы суд.власти правомочны осущ.правосудие, органы дейст.на основе закона, все суд.решения вступившие в силу подлежат испол. Функции суд.власти: правосудие, суд. контроль (надзор), толкование пн.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Основная функция – юр.оценка правоотношений, кот. возникают в сфере применен норм права. В пределах данной функции суды выполняют такие виды деят-ти:

1)рассматр и решают по сути правовые конфликты,кот.возникт между физ.лицами между физлицами,между юр и физ.лицами, между юр и юр лицами, по-поводу нарушения их прав и законных интересов предусмотренных законодательством.

2.решают вопросы относительно возможных применений к лицу мер процессуального принуждения и проведения средств и оперетивно-розыскных действий ограниченных законодательство (обыск).

3.рассмотривают и решают жалобы на действие или бездействие прокурора, следователя и дают вывод относительно законности и незаконности

.4.официально удостоверяют юридические факты, которые определяют отношения личных прав физ или юр.лиц.

5.принятие решений относительно огранич.прав и свобод,котор. Не связаны с совершен.правонарушения.(признания лица ограничено дееспособным,недееспособным.6.толкование норма права.

6.Судопроизводство – процессуальная деятельность судов относительно рассмотрения судебных дел и вынесения по ним решений.

Признаки судебной власти:

· 1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

· 2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

· 3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

· 4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов.

· 5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти.

· 6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства

· 7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ.

· 8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
  • действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).
  • Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
  • Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
  • Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
  • Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
  • Регулирование сферы правового обслуживания.
  • Осуществление контроля за исполнением законодательства
  • по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • по защите объектов, независимо от форм собственности;
  • по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  • по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
  • Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
  • Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
  • Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
  • Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
  • Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
  • Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
  • Осуществление учёта налогоплательщиков.
  • Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
  • Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
  • Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
  • Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
  • Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
  • Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
  • Охрана всех форм собственности.
  • Предупреждение правонарушений посредством:
  • Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  • Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
  • Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
  • выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния
  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ
  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды
  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: