Правоохранительная деятельность государства как средство поддержания режима законности и дисциплины

Обновлено: 25.04.2024

В соответствии с действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государ­ство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Правоохранительная деятельность государства направлена на охра­ну и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности госу­дарства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуаль­ных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом яв­ляется важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступа­ют многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональ­ный порядок, государственный порядок, порядок управления, общест­венный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных ин­тересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функ­циями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных вет­вей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получи­ли обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осу­ществляемые ими функции и полномочия именуются правоохрани­тельной деятельностью.

Правоохранительная деятельность не является единым видом госу­дарственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами право­охранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным вет­вям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содер­жание многочисленных и разнообразных видов и форм правоохрани­тельной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют феде­ральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохрани­тельной деятельности является предметом конституционного, граж­данско-правового, уголовно-правового, но не административно-право­вого регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, по крайней мере в значительной своей части, является деятельность формируемых Феде­ральным Собранием Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномо­ченного по правам человека в Российской Федерации, по это тоже пред­мет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной, деятельности госу­дарства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность - предмет уголовно-процессуаль­ного регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД и ФСБ, в органах прокуратуры, следственного комитета РФ, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разно­видностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности - опера­тивно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех сило­вых министерств и ведомств России.

К правоохранительной деятель­ности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государствен­ную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Все перечисленные разновидности правоохранительной деятельно­сти и осуществляющие ее правоохранительные органы различных вет­вей власти и видов государственной деятельности используются госу­дарством в качестве правовых средств обеспечения правопорядка и ук­репления законности и дисциплины во всех областях и сферах жизнедеятельности гражданского общества и государства. Но кроме них специфической разновидностью правоохранительной деятельно­сти является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-пра­вовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности в целях обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и под­ведомственных им органов и должностных лиц.

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность — предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности — оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических

Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной

1. Понятие правоохранительной деятельности

1. Понятие правоохранительной деятельности Правоохранительная деятельность – это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) 1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового

1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования

1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных

2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика)

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и

§ 5. Соотношение общества и государства

§ 5. Соотношение общества и государства Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий

1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель –

1.1 Сущность и основные составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном контексте

1.1 Сущность и основные составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном контексте Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной

Правоохранительная деятельность – это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. А в узком смысле – это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1.3. Принципы государственной правоохранительной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

§ 1.3. Принципы государственной правоохранительной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации Прокуратура в настоящее время – это многофункциональный государственный орган, в сравнении с другими, менее зависящий от политических течений и

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических

Тема 9 Основы военной и правоохранительной службы

57. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности

57. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Конституционные нормы, закрепляющие

2. Понятие нотариальной деятельности

2. Понятие нотариальной деятельности Нотариальная деятельность – это деятельность особой системы органов, осуществляемая в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц), заключающаяся в совершении от имени

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

114. Понятие, содержание и государственное регулирование страховой деятельности

114. Понятие, содержание и государственное регулирование страховой деятельности Страховая деятельность – деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет

152. Понятие посреднической деятельности

152. Понятие посреднической деятельности Под посреднической деятельностью понимается установление экономических и правовых отношений между сторонами при участии другого лица. Смысл посреднической деятельности состоит в оказании практических и юридических услуг

6.1. Понятие правового статуса субъектов рекламной деятельности

6.1. Понятие правового статуса субъектов рекламной деятельности Правовой статус представляет собой установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей, определяемых всеми отраслями права.Права и обязанности субъектов рекламной

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни,

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность — предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности — оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность — предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности — оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: