Право выхода государственного образования из состава федерации это

Обновлено: 18.04.2024

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия ;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Республика Крым - дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Забайкальский край - дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Камчатский край - дано в связи с его образованием с 1 июля 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 июля 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Камчатской области и Корякского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3119).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Красноярский край - дано в связи с его образованием с 1 января 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 января 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4212).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Пермский край - дано в связи с его образованием с 1 декабря 2005 г., а наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 г. в качестве субъектов Российской Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1110).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - Иркутская область - дано в связи с его образованием с 1 января 2008 г., а наименование прекратившего существование с 1 января 2008 г. в качестве субъекта Российской Федерации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключено из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 1).

Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).

Наименование нового субъекта Российской Федерации - город федерального значения Севастополь - дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).

отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или по решению органов отделяющихся единицы, субъекта. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской Федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии, несколько случаев С. на территории бывшего СССР и др.). Конституция РФнепризнаетза субъектами РФ права на С. (выход). Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ. Она гласит, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СЕЦЕССИЯ" в других словарях:

СЕЦЕССИЯ — [лат. secessio отход, отделение] 1) иск. стиль в европейском искусстве и культуре в период 1880 1910 гг. То же, что МОДЕРН, югендстиль; 2) ист. выход южных штатов США из федеративного союза, приведший к Гражданской войне 1861 1865 гг. Англ.… … Словарь иностранных слов русского языка

Сецессия — (уход) в Древнем Риме демонстративный выход плебеев в 494 г., 449 г. до н.э. из состава римской общины и уход за черту города. Сецессия своеобразная форма борьбы плебеев за свои права … Исторический словарь

сецессия — отделение, уход, отступничество, выход Словарь русских синонимов. сецессия сущ., кол во синонимов: 4 • выход (30) • … Словарь синонимов

СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio) выход из состава государства какой либо его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она имеет место (выход республик из состава Югославии, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др … Юридический словарь

СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio от secedo ухожу), в Др. Риме демонстративный выход плебеев в 494, 449 до н.э. из состава римской общины и уход за черту города … Большой Энциклопедический словарь

Сецессия — (лат. secessio, от secedo ухожу) в Др. Риме демонстративный выход плебеев в 494, 449 до н.э. из состава римской общины и уход за черту города. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

сецессия — и, ж. sécession f. < лат. secessio отход в сторону, уход. 1. спец. Отпадение, отделение, уход, отступничество. СИС 1985. Создалось впечатление, что большевики будут дожидаться если не Учредительного собрания, то по крайней мере II съезда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЕЦЕССИЯ — Выход субъекта из состава федерации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Сецессия — (лат. secessio, от secedo ухожу; англ. secession) 1) в Др. Риме демонстративный выход плебеев из состава римских общин, сопровождавшийся их уходом за черту города (в результате город оставался без военной защиты). С. являлась своеобразной формой… … Энциклопедия права

СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio) выход из состава государства к. л. его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике С. неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской федерации,… … Юридическая энциклопедия

Сецессия — У этого термина существуют и другие значения, см. Сецессия (значения). Сецессия (лат. secessio) выход из состава государства (как правило, федеративного) какой либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении… … Википедия

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью [1] .

Содержание

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц [2] .
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

— Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года № 13-П [3] ).

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями [4] .

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

степень централизации: -централизованные(Аргентина,Индия) -децентрализованные(Швейцария,Сша)

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР) [5] . Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада [источник не указан 461 день] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.

План.

  • Федеративное устройство. Понятие.
  • Субъект Российской Федерации. Понятие.
  • Признаки федеративного государства.
  • Функции федерального государства.
  • Особенности федеративного устройства России.
  • Субъекты Российской Федерации (список).
  • Федеральные округа РФ.
  • Принципы федеративного устройства.
  • Разделение полномочий между центром и субъектами.

Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • наличие двухпалатного парламента
  • верховенство федерального права
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • наличие двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

  • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
  • по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:
  • 22 республики;
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

С 2000 года:

С января 2010 года:

С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

Сецессия – это право определенной территории страны выйти из нее по решению жителей или органов местного самоуправления. Субъект может выйти из состава государства только при федеративном строе.

История

Впервые сецессия упоминается еще в писаниях Древнего Рима. В то время плебеи могли свободно покинуть Рим и поселиться где-нибудь за его пределами. Современный вид данное понятие обрело в восемнадцатом веке во время войны за независимость США. Тогда вопрос о выходе определенных территорий из состава государства стоял особенно остро. Со временем понятие сецессии было введено в международное право и используется до сих пор.

История

История

Сецессия на законодательном уровне

В законодательстве конкретных стран этот термин определяется по-разному. Например, конституции СССР закрепляли за каждой союзной республикой право покинуть государство. Сегодня в главном законе России не указано, что субъекты федерации могут ее покинуть. Однако, там не указано и то, что территории не имеют права отсоединиться от государства. В последний раз вопрос о сецессии решался в конституционном суде в то время, когда Россия еще входила в состав СССР. Согласно решению суда, субъекты Российской Федерации не имеют права покидать ее, так как это нарушает целостность государства и противоречит принципам его единой общности.

На сегодняшний день право на выход из страны имеют территории Канады и Британии. По законам этих государств, все субъекты, а также колонии и другие зависимые области имеют право на проведение референдума, который позволит им выйти из метрополии. В этом случае все решается большинством голосов. Такие референдумы уже не раз проводились в Шотландии. Но она все еще находится в составе Великобритании, поэтому можно сказать, что они малоэффективны.

Сецессия в мире

Как говорит мировая политология, в наше время попытки сецессии устраивают различные сепаратистские организации, которые либо хотят отделить свою территорию от государства, либо просто установить собственный политический строй. Также возможно и такое, что сепаратисты стремятся передать часть территории одного государства другому.

Попытка сецессии редко проходит мирно с использованием лишь юридических инструментов. Чаще этот процесс сопряжен с серьезным вооруженным конфликтом, который не регулируется ни законом, ни даже международным правом. В современной истории есть лишь один пример относительно мирного выхода субъектов из государства – распад СССР. По большей части он прошел без конфликтов и в максимально сжатые сроки. Наиболее остро на это отреагировала Чеченская республика, которая пыталась стать отдельным государством без референдума, согласия жителей и центральных органов власти.

Сецессия в мире

Сецессия в мире

Помимо того, что все союзные республики покинули состав СССР, они также лишились некоторых своих территорий в результате сецессий. Сегодня существуют несколько государств, образованных из субъектов бывших союзных республик. Например, Приднестровье или Абхазия.

На международной арене не всегда признают новообразованные в результате сецессий государства. Некоторые из них остаются непризнанными и по сей день. Хоть международное право и сохраняет за субъектом право на выход из федерации, в республиканских формах правления делать этого нельзя. Отдельные области республики не могут обладать достаточной самостоятельностью для того, чтобы существовать в качестве независимого государства.

Проблемы сецессии

Как уже было сказано, сецессия редко проходит мирно. Отделение субъекта от страны зачастую сопровождается насилием. Причем вооруженный конфликт может вестись как между субъектом и федерацией, так и внутри самого субъекта, ведь желающих захватить власть в новоиспеченном государстве всегда много. Выход из страны никогда не бывает легким, но к трудностям образования новой страны нередко добавляются и военные конфликты.

Еще одна немаловажная проблема, которую влечет за собой сецессия, – нарушение целостности государства. Для самой федерации это также станет большой потерей и приведет к негативным последствиям в каждой сфере общества: начнутся социальные и политические волнения, нарушится экономика. Все это Российская Федерация уже пережила в начале девяностых, когда несколько субъектов пытались выйти из состава государства, и некоторым это даже удалось. В конечном итоге обстановку удалось стабилизировать и удержать страну от полного распада. Сегодня сецессия в РФ не является невозможной – она просто никак не регулируется законодательством. Конституция не говорит о том, может субъект покинуть федерацию или нет. Поэтому такой процесс может стать трудноосуществимым с юридической точки зрения. Более того, на данный момент в РФ нет серьезных сепаратистских движений, которые требовали бы выхода определенных территорий из состава федерации. Поэтому ничто не указывает на то, что какие-либо территории всерьез рассматривают такую возможность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: