Право осуществления парламентом особой судебной процедуры по делам сга

Обновлено: 24.04.2024

Суд в России - орган государственной власти осуществляющий правосудие, посредством рассмотрения дел различных категорий, основной орган по защите прав и свобод гражданина в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. И то, что каждый гражданин не может быть лишен права на судебную защиту рассмотрение его дела судом, и тем судьей к подсудности которого разрешение такого дела отнесено законом.

Законами России регулируется различные формы судопроизводства, в зависимости от обстоятельств разрешение которых требует обращение к суду.

Суд – государственный орган который разрешает споры, толкует и применяет закон, назначает наказание и освобождает от него, устанавливает факты, таким образом, судебными актами разрешается судьба людей.

Нужно отметить, что право на судебную защиту не подлежит ограничению, более того государство должно обеспечить доступ к правосудию, учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Суд особая форма организации государственной власти, к которой обращаются за защитой и реализацией прав, тогда, когда иным путем реализовать право предоставленное гражданину страны не представляется возможны в силу различных обстоятельств.

В виду особой роли отводимой Российскому суду, государство предоставляет гарантии независимости самостоятельности неприкосновенности лицам, осуществляющим правосудие в России. Финансирование судебной системы осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

Кроме, федеральных, конституционных законов, регулирующих статус судьи и организацию судебной власти, существует кодекс судейской этики, который распространяется на каждого судью, в том числе на тех, кто в отставке. В нем содержаться высокие требования, направленные на обеспечение статуса судьи:

Следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить совей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб и репутации судьи.

Судья не должен совершать каких-либо действий, либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Существуют и ограничения.

Так судья не должен участвовать в политической деятельности. Не должен состоять, возглавлять или иметь должность в политической организации, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность, участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Как мы знаем, формулировки, записываемые в конституции и других законах, могут искажаться, применятся по своему усмотрению и желанию, от того посмотрим, как же обстоит дело фактически.

Почти каждый юрист осуществляющий защиту прав в граждан на профессиональной основе прибегал к судебной защите прав своего доверителя, сталкивался с механизмом рассмотрения дел судебными органами, с порядком и условиями работы при которых осуществляется правосудие.

В зависимости о категории дел, правосудие и условия в которых оно производится сильно отличается. От организации бытовых условий посещения и пребывания в суде до процессуального оформления и исполнения решений суда.

В настоящее время правосудие в России, носит ограниченных характер в связи с принятыми самим судом решениями. Если коротко, то обоснование такого решения это опасность для жизни и здоровья граждан в связи с эпидемией.

Российский суд утратил гласность – один из основных принципов правосудия. Но, погружение в неэффективность и усложнение механизмов судебной защиты прав граждан происходило постепенно.

Ограничение на доступ к правосудию осуществлялось и ранее, но не для каждого заметными и ощутимыми. Меры были экономические, бюрократические и т.д.

2014 год - повышение государственных пошлин необходимых для обращения к суду, Федеральным Законом от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ, повысилась стоимость правосудия.

2015 год, - федеральным законом № 21 от 8 марта 2015 года, принят Кодекс административного судопроизводства РФ, который главным образом направлен на регулирование судопроизводства между гражданами и государственными органами. В нем, впервые установлены дополнительные требования к лицам, которые могут быть представителями граждан – наличие высшего юридического образования, и аналогичные требования к истцам, по делам об оспаривании законов. Уполномоченный по правам человека в РФ, попытался оспорить конституционность нововведений, но Конституционный суд указал, что все соответствует Конституции РФ (определение № 1882-О от 27 сентября 2016г). По мнению заместителя председателя Верховного Суда РФ, КАС значительно «усилил защиту прав личности».

2018 год, - возложение самостоятельной обязанности по направлению копии документов по делу на гражданина и за его счет (при обращении в суд, или подачи жалоб), введение требований для представителей по гражданским делам, кроме мировых и районных судов установлена федеральным законом № 451 от 28.11.2018 года.

Уже не говорю, о территориальной организации кассационных судов общей юрисдикции.

2020 год, - постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиумом Совета судей в Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808, впервые принято беспрецедентное решение, которое не согласуется с конституцией и нарушает десятки законов России.

Решение, которым судьи ограничили работу судебной системы, основывается на положениях п. 8 ч. 1 ст. 7 ФКЗ-3 "О Верховном Суде Российской Федерации", ст. 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, при этом ни в Федеральном Конституционном суде, ни в Федеральном законе об органах судейского сообщества в Российской Федерации, нет прямого полномочия ограничивать работу суда, конкретного судьи или судебной системы, поскольку каждый судья обладает неприкосновенностью, несменяемостью, независимостью.

ФКЗ-7, предусматривает возможность осуществления иных полномочий, отнесенные к ведению совета судей федеральными законами.

Положения ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года, в указанных документах речь идет об организациях, которые не применимы к суду, поскольку суд, это не организация, а суд – орган правосудия, государственный орган. Высший орган, самостоятельный и независимый.

Стало быть, судьи суда, возложили на себя полномочия по остановлению работы судебной системы, содержание текста самого постановления напоминает приказ к подчиненным.

Аналогичное постановление, но уже с рекомендациями по ведению определенной формы правосудия, возможной самостоятельности суда, а значит конкретного судьи, принято 8 апреля 2020 года, в которое добавлен указ президента от 2 апреля 2020 года № 239. Судебная власть потеряла свою независимость от исполнительной власти ст. 10 и 120 Конституции России. Постановление от 29 апреля 2020 года № 822, также содержит ограничения судопроизводства России.

21 апреля 2020 года, а затем 30 апреля 2021 года, Верховный суд обдумав ситуацию дает указания в форме рекомендаций, для формирования практики по несвоевременному осуществлению правосудия в новом формате, а не дает разъяснения вопросов, вытекающих из практики применения.

Как мы видим, 13 октября 2020 года, судебная система ограничивает свою работу уже посредством, письма из судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, с рекомендациями и мерами по соблюдению некоторых правил, уже сформированных.

Все это время суд в вялотекущем режиме с нарушением разумных сроков судопроизводства осуществлял рассмотрение некоторых дел с существенным нарушением разумных сроков судопроизводства.

И вот уже в октябре 2021 года, Верховный суд ограничился письмом, которым сослался на ранее утвержденный обзор, с рекомендациями для судебной системы приспособившейся к ограниченному правосудию.

Подобные решения умаляют авторитет судебной власти, ограничивают и парализуют эффективность судебной системы.

Отдельные проблемы произвольного применения закона при проходе в здание суда, выдачи процессуальных документов, ожидание судебных заседание в коридорах здания свидетельствуют об отсутствии профессиональной организации судебной системы, умышленно или по неосторожности, но это создает серьезные сложности в механизме реализации права граждан на доступ к правосудию.

Отсутствие надлежащих, равных, бытовых условий, элементарных гардеробов и туалетов в зданиях некоторых храмах правосудия, порочит саму систему правосудия. Хамское и неуважительное отношение ее работников, а в некоторых случаях и самих представителей фемиды умаляет ее авторитет, унижает достоинство граждан в период пребывания в суде.

Все эти обстоятельства во многом происходят с молчаливого согласия граждан, профессиональных юристов и адвокатов, соглашающихся терпеливо ожидать судебного заседания в коридорах суда, становясь заложниками ситуации, свидетелями грубого ограничения права на правосудие.

Внутренняя система организации судебной системы, каждого судебного учреждения требует реформирования и надлежащей организации ее работы, повышение уровня заработной платы работникам суда, которые находятся в зависимом положении от возлагаемых на них обязанностей, вынуждены осуществлять переработку в условиях двойной нагрузки и постоянной нехватки сотрудников, как результат психологической напряженности вымещаемой на посетителях суда.

Сформировать собственное представление о Российском суде вы можете, посетив судебное учреждение вашего города. О чем рассказать в комментариях.

В качестве источников избирательного права выступают
В настоящее время существуют следующие основные формы правления
В плане взаимодействия с административно-территориальными единицами унитаризм предполагает
В ходе выборов на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке _____________ кандидата(ов)
Важнейшей гарантией свободного волеизъявления на выборах является
Важнейшей проблемой государственно-территориального устройства является проблема
Важнейшим признаком пропорциональной избирательной системы является
Внеочередные выборы проводятся в случае
Время возникновение республиканской формы правления относится к
Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром при ______________ монархии
Всеобщее избирательное право - это не только возможность всех граждан участвовать в выборах, но и
Гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления - это
Главной задачей парламента является
Голосование на всеобщих выборах проводится обычно
Государственные образования, составляющие федерацию
Двухпалатные парламенты имеют следующие из перечисленных стран: 1) США; 2) Германия; 3) Финляндия; 4) Бразилия; 5) Мексика; 6) Венгрия; 7) Австралия; 8) Болгария, -
Депутат в демократическом государстве является
Дополнительные выборы проводятся
Запрет, налагаемый главой государства на законо­проект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер, называется
Из перечисленных государств унитарными являются следующие: 1) Великобритания; 2) Германия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия; 6) Швеция; 7) Люксембург; 8) Норвегия
Из перечисленных государств федеративными являются следующие: 1) США; 2) Канада; 3) Великобритания; 4) Бразилия; 5) Япония; 6) Республика Венесуэла; 7) Марокко; 8) ФРГ
Из перечисленных признаков характеризующими унитарное государство являются следующие: 1) единая конституция; 2) единая национальная принадлежность; 3) единая система высших органов государственной власти; 4) единое гражданство; 5) единая система права; 6) единая судебная система; 7) территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
Из перечисленных пунктов к принципам разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации относятся следующие: 1) дуалистический федерализм; 2) абсолютизм; 3) двух исключительных сфер; 4) трехчленная система разграничения компетенции; 5) компромисса
Из перечисленных пунктов признаками субъекта федерации являются следующие: 1) отсутствие в политико-административном отношении единой территории; 2) финансовая самостоятельность; 3) наделение учредительной властью; 4) право издания законода­тельных актов; 5) собственная форма правления; 6) собственная правовая и судебная системы; 7) наличие двойного гражданства; 8) право одностороннего выхода (право сецессии) из федерации
Из перечисленных стран: 1) Австрия; 2) Ирландия; 3) Исландия; 4) Италия; 5) ФРГ; 6) Швейцария; 7) Ливан; 8) Турция - выборы президента являются многостепенными
Из перечисленных стран: 1) США; 2) Мексика; 3) Бразилия; 4) Венесуэла 5) Панама; 6) Парагвай; 7) Греция; 8) Индия - прямые выборы президента проводятся в
Из перечисленных стран: 1) Франция; 2) Бельгия; 3) Великобритания; 4) Германия; 5) Дания; 6) Испания; 7) Италия; 8) Лихтенштейн - имеют монархическую форму правления следующие:
Из перечисленных условий, существенно влияющих на государственно-территориальное устройство, являются следующие: 1) военно-политические; 2) исторические; 3) национальные; 4) географические; 5) экономические; 6) социальные
Из перечисленных характеризуют пассивное избирательное право следующие цензы: 1) национальный; 2) возрастной; 3) пола; 4) гражданства; 5) оседлости; 6) имущественный; 7) моральный
Избирательная кампания завершается
К характеристикам референдума относятся следующие: 1) общенациональные; 2) партийные; 3) государственные; 4) региональные; 5) местные; 6) парламентские
Контроль над законодательной деятельностью парламента относится к функции
Мажоритарные, пропорциональные, смешанные - это
Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов
Непрерывный рост доли делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества свидетельствует о
Обращение парламента или главы государства к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса - это
Общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, называется
Общепринятым является деление референдумов на
Одним из наиболее сложных вопросов федерализма является
Однопалатную структуру парламента имеют следующие из перечисленных стран: 1) Австралия; 2) Люксембург 3)Гватемала; 4) Парагвай; 5) Бразилия; 6) Мексика; 7) Новая Зеландия
Организация органов власти субъектов федерации
Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в
Осуществление внешней политики, прежде всего, входит в компетенцию
Отличительной особенностью парламентарной республики фактически являются
Отношения правительства с парламентом зависят от
Отстранение наследственного монарха от должности юридически
Очередные выборы проводятся
Палата депутатов в Мексике состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и ста депутатов, избираемых на основании пропорциональной системы, что означает
Парламентаризм стал приобретать качественно новые, современные черты, начиная с ___________ в.
Парламенты, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности, называются с(со) _______________ компетенцией
Парламенты, которые юридически имеют право издавать законы по любому вопросу, называются с(со) _________________ компетенцией
Плебисцит - это опрос населения о(об)
Под избирательным участком понимается
Под коллегиальным органом общей компетенции, осуществляющим руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране, подразумевается
Под любой формой проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти понимается ______________ контроль
Под пронунциаменто понимается
Под термином “праймериз” понимается
Под формой государства понимается
Подача голосов за выдвинутых кандидатов, то есть голосование, обычно осуществляется
Появление идеи конституционного контроля относят к __________ в.
Право осуществления парламентом особой судебной процедуры по делам определенной категории должностных лиц называется
Президентская республика впервые была введена в(во)
При непрямых многостепенных выборах воля избирателей опосредуется
При референдуме объектом волеизъявления является
Различают такие формы регистрации избирателей и составление избирательных списков, как
Результаты референдума могут быть определены только на основе
Система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления, - это
Система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти представляет собой
Системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства представляют собой
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя
Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц - это
Такую форму правления, как парламентарная республика, имеют: 1) Франция; 2) Италия; 3) ФРГ; 4) Австрия; 5) Монголия; 6) Намибия; 7) Ирландия; 8) Греция
Упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов, - это избирательная(ый, ое)
Управление делами местного значения, осуществляемое выборными государственными органами, - это
Форма государства представляет собой
Форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке, называется
Форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, называется
Формальной отличительной особенностью президентской республики является
Формы государственно-территориального устройства подразделяются на
Этапом, завершающим избирательную кампанию, является
Юридическим выражением парламентаризма является
Юрисдикционная деятельность, как правило, является прерогативой
“Квота” в пропорциональной избирательной системе представляет собой
“Метод челнока” относится к процедуре

Апатриды - это
Бипатриды - это лица,
В демократическом государстве иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к
В Европе насчитывается
В качестве источников избирательного права выступают
В настоящее время насчитывается
В настоящее время существуют следующие основные формы правления
В плане взаимодействия с административно-территориальными единицами унитаризм предполагает
В хартию прав человека не входит
В ходе выборов на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке
В число духовных свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода
Важнейшей гарантией свободного волеизъявления на выборах является
Важнейшей проблемой государственно-территориального устройства является проблема
Важнейшим признаком пропорциональной избирательной системы является
Веротерпимость как основа свободы совести - это
Внеочередные выборы проводятся
Время возникновение республиканской формы правления относится к
Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром при
Всеобщее избирательное право - это не только возможность всех граждан участвовать в выборах, но и
Высшая юридическая сила конституции означает, что
Гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления - это
Гибкие конституции - это
Главной задачей парламента является
Голосование на всеобщих выборах проводится обычно
Государствами со смешанной формой правления являются следующие: 1) Италия; 2) ФРГ; 3) Финляндия; 4) Португалия; 5) Греция; 6) ОАЭ; 7) Малайзия; 8) Чехия
Государственные образования, составляющие федерацию
Гражданство - это
Гражданство приобретается по рождению
Двухпалатные парламенты имеют следующие из перечисленных стран: 1) США; 2) Германия; 3) Финляндия; 4) Бразилия; 5) Мексика; 6) Венгрия; 7) Австралия; 8) Болгария, -
Демократические конституции обычно предусматривают в отношении иностранных граждан положения о
Демократическое государство - это
Депутат в демократическом государстве является
Дополнительные выборы проводятся
Жесткие конституции - это
Западная теория рассматривает личные права и свободы как
Запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер, называется
Идеологическая функция государства заключается в
Из перечисленных государств местные выборные органы самоуправления поставлены под прямой контроль центральной власти в (во): 1) Франция; 2) Великобритания; 3) Турция; 4) Венгрия; 5) Япония
Из перечисленных государств унитарными являются следующие: 1) Великобритания; 2) Германия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия; 6) Швеция; 7) Люксембург; 8) Норвегия
Из перечисленных государств федеративными являются следующие: 1) США; 2) Канада; 3) Великобритания; 4) Бразилия; 5) Япония; 6) Республика Венесуэла; 7) Марокко; 8) ФРГ
Из перечисленных групп, к праву на равную плату за равный труд и право на отдых относится: 1) социально-экономические; 2) личные; 3) политические; 4) общественные
Из перечисленных признаков характеризующими унитарное государство являются следующие: 1) единая конституция; 2) единая национальная принадлежность; 3) единая система высших органов государственной власти; 4) единое гражданство; 5) единая система права; 6) единая судебная система; 7) территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
Из перечисленных пунктов к принципам разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации относятся следующие: 1) дуалистический федерализм; 2) абсолютизм; 3) двух исключительных сфер; 4) трехчленная система разграничения компетенции; 5) компромисса
Из перечисленных пунктов признаками субъекта федерации являются следующие: 1) отсутствие в политико-административном отношении единой территории; 2) финансовая самостоятельность; 3) наделение учредительной властью; 4) право издания законодательных актов; 5) собственная форма правления; 6) собственная правовая и судебная системы; 7) наличие двойного гражданства; 8) право одностороннего выхода (право сецессии) из федерации
Из перечисленных пунктов характеризуют пассивное избирательное право следующие: 1) национальный ценз; 2) возрастной ценз; 3) ценз пола; 4) ценз гражданства; 5) ценз оседлости; 6) имущественный ценз; 7) моральный ценз
Из перечисленных стран имеют в своем составе административные автономии: 1) Индия; 2) Дания; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Финляндия; 6) Португалия; 7) Франция; 8) Шри-Ланка
Из перечисленных стран субъекты федерации имеют собственные органы конституционного надзора: 1) США; 2) ФРГ; 3) Канада; 4) Бразилия; 5) Индия
Из перечисленных стран: 1) Австрия; 2) Ирландия; 3) Исландия; 4) Италия; 5) ФРГ; 6) Швейцария; 7) Ливан; 8) Турция, - выборы президента являются многостепенными
Из перечисленных стран: 1) Египет; 2) Болгария; 3) Ирак; 4) Йемен; 5) Вьетнам; 6) Албания; 7) Югославия; 8) Венгрия, - монархия была ликвидирована в результате революции в
Из перечисленных стран: 1) Египет; 2) Ирак; 3) Кения; 4) Йемен; 5) Афганистан; 6) Пакистан; 7) Эфиопия; 8) Нигерия, - монархия была свергнута в результате переворота в
Из перечисленных стран: 1) США; 2) Мексика; 3) Бразилия; 4) Венесуэла 5) Панама; 6) Парагвай; 7) Греция; 8) Индия, - прямые выборы президента проводятся в
Из перечисленных стран: 1) Франция; 2) Бельгия; 3) Великобритания; 4) Германия; 5) Дания; 6) Испания; 7) Италия; 8) Лихтенштейн, - имеют монархическую форму правления следующие:
Из перечисленных условий, существенно влияющих на государственно-территориальное устройство, являются следующие: 1) военно-политические; 2) исторические; 3) национальные; 4) географические; 5) экономические; 6) социальные
Избирательная кампания завершается
Избирательная правосубъектность гражданина состоит из
Избирательный залог существует в
Иностранцы - это лица,
Институт административной юстиции не получил отражения в конституциях следующих стран: 1) США; 2) Япония; 3) Германия; 4) Бельгия; 5) Испания; 6) Румыния; 7) Италия; 8) Франция,
Историко-сравнительный метод при изучении конституционного права зарубежных стран направлен на учет
Источниками конституционного права являются
Источником суверенной власти в Великобритании является
К консервативным партиям относятся
К социал-демократическим партиям относятся
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся
К характеристикам референдума относятся следующие: 1) общенациональные; 2) партийные; 3) государственные; 4) региональные; 5) местные; 6) парламентские
Клерикальное государство - это
Конституции можно классифицировать по
Конституционно-правовой институт обязанностей граждан начал оформляться и приобретать юридическое выражение
Конституционные гарантии обеспечены первостепенностью
Конституционный надзор не применяют в тех странах, которые
Конституционный строй первоначально утвердился в
Конституционный строй утвердился в начале XIX века в
Конституция Великобритании состоит из
Конституция США состоит из
Конституция США состоит из
Конституция Франции состоит из
Контроль над законодательной деятельностью парламента относится к функции
Лица без гражданства - это
Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве и имеющие гражданство другого государства, именуются
Лицами без гражданства являются те, кто
Личные права и свободы предоставляются человеку как
Лоббизм - это явление
Мажоритарные, пропорциональные, смешанные - это
Метод конкретного правового анализа используется для изучения
Методами познания конституционного права являются
Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов
Натурализация - это
Натурализация - это
Немецкий ученый Т. Маунц предлагает делить права и свободы на
Непрерывный рост доли делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества свидетельствует о
Неприкосновенность жилища предполагает защиту
Обладают двумя и более гражданствами
Обращение парламента или главы государства к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса - это
Общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, называется
Общепринятым является деление референдумов на
Общественные объединения регистрируются в
Обычно писаная конституция состоит из
Обязательными элементами конституции являются
Обязательными элементами конституции являются
Одним из наиболее сложных вопросов федерализма является
Однопалатную структуру парламента имеют следующие из перечисленных стран: 1) Австралия; 2) Люксембург 3)Гватемала; 4) Парагвай; 5) Бразилия; 6) Мексика; 7) Новая Зеландия, - имеют
Организация органов власти и управления субъектов федерации
Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит
Основные права и свободы подразделяются на
Основными принципами конституционного права являются
Осуществление внешней политики, прежде всего, входит в компетенцию
Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции проводится в
Отличительной особенностью парламентарной республики фактически являются
Отношения правительства с парламентом зависят от
Отстранение наследственного монарха от должности юридически
Очередные выборы проводятся
Палата депутатов в Мексике состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и ста депутатов, избираемых на основании пропорциональной системы, что означает
Панаширование в ходе выборов по пропорциональной избирательной системе - это право избирателей
Парламентаризм стал приобретать качественно новые, современные черты, начиная с
Парламенты, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности, называются
Парламенты, которые юридически имеют право издавать законы по любому вопросу, называются
Партийная система - это свойство
Плебисцит - это опрос населения
Под избирательным участком понимается
Под коллегиальным органом общей компетенции, осуществляющим руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране, подразумевается
Под любой формой проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти понимается
Под пронунциаменто понимается
Под термином “праймериз” понимается
Под формой государства понимается
Подача голосов за выдвинутых кандидатов, то есть голосование, обычно осуществляется
Политическая партия - это
Политические партии делятся на
Политический режим - это совокупность
Политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как
Появление идеи конституционного контроля относят к
Права на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию являются
Право на владение, пользование и распоряжение частной собственностью - это
Право на свободу обычно истолковывается как
Право на труд было провозглашено после Второй мировой войны конституциями
Право осуществления парламентом особой судебной процедуры по делам определенной категории должностных лиц называется
Право приема в гражданство США по ходатайству находится в компетенции
Правовое государство - это
Практика знает различные способы приобретения гражданства - это
Предметом науки конституционного права зарубежных стран является
Президентская республика впервые была введена
Прекращение гражданства может иметь место
При изучении конституционного права зарубежных стран сравнительный анализ
При непрямых многостепенных выборах воля избирателей опосредуется
При регистрации уставов профсоюзов к ним предъявляется требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на
При референдуме объектом волеизъявления является
Провозглашаемая конституциями свобода ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание
Пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса применяется в следующих странах: 1) Индия; 2) США; 3) ФРГ; 4) Ирландия; 5) Австралия; 6) Мальта
Прямое действие конституции означает, что
Различают такие формы регистрации избирателей и составление избирательных списков как
Различными способами ограничения права на забастовку являются
Результаты референдума могут быть определены только на основе
Самой “старой” из писаных конституций, действующих в настоящее время, является конституция
Светское государство - это
Свобода совести исторически возникла как
Свобода совести относится к
Свобода совести предполагает
Система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления, - это
Система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти представляет собой
Системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства представляют собой
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как
Согласно “праву крови” гражданами данного государства являются все лица, рожденные
Согласно “праву почвы” гражданами данного государства являются все лица, рожденные
Социально-экономические права и свободы определяют
Социальное государство - это
Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц - это
Субъектами конституционного права являются
Субъектами федерации являются
Существуют разновидности источников конституционного права
Существующие формы государства представляют собой
Тайна переписки и телефонных разговоров в значительной мере обеспечивается
Такую форму правления, как парламентарная республика, имеют: 1) Франция; 2) Италия; 3) ФРГ; 4) Австрия; 5) Монголия; 6) Намибия; 7) Ирландия; 8) Греция
Теократическое государство - это
Униноминальный избирательный округ - это
Упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов, - это
Управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, - это
Федерация представляет собой
Форма государственного устройства - это характеристика государственного строя,
Форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке, называется
Форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, называется
Формальной отличительной особенностью президентской республики является
Формами осуществления власти в зарубежных странах являются
Формы государственно-территориального устройства подразделяются на
Этапом, завершающим избирательную кампанию, является
Юридическая конституция представляет собой документ, основной закон государства,
Юридические функции конституции заключаются в том, что конституция -
Юридическим выражением парламентаризма является
Юридическими функциями конституции является то, что
Юрисдикционная деятельность, как правило, является прерогативой
“Квота” в пропорциональной избирательной системе представляет собой
“Метод челнока” относится к процедуре

В Европе насчитывается
В качестве источников избирательного права выступают
В настоящее время существуют следующие основные формы правления
В плане взаимодействия с административно-территориальными единицами унитаризм предполагает
В ходе выборов на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке
Важнейшей гарантией свободного волеизъявления на выборах является
Важнейшей проблемой государственно-территориального устройства является проблема
Важнейшим признаком пропорциональной избирательной системы является
Внеочередные выборы проводятся
Время возникновение республиканской формы правления относится к
Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром при
Всеобщее избирательное право - это не только возможность всех граждан участвовать в выборах, но и
Гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления - это
Главной задачей парламента является
Голосование на всеобщих выборах проводится обычно
Государствами со смешанной формой правления являются следующие: 1) Италия; 2) ФРГ; 3) Финляндия; 4) Португалия; 5) Греция; 6) ОАЭ; 7) Малайзия; 8) Чехия
Государственные образования, составляющие федерацию
Двухпалатные парламенты имеют следующие из перечисленных стран: 1) США; 2) Германия; 3) Финляндия; 4) Бразилия; 5) Мексика; 6) Венгрия; 7) Австралия; 8) Болгария, -
Депутат в демократическом государстве является
Дополнительные выборы проводятся
Запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер, называется
Из перечисленных государств местные выборные органы самоуправления поставлены под прямой контроль центральной власти в (во): 1) Франция; 2) Великобритания; 3) Турция; 4) Венгрия; 5) Япония
Из перечисленных государств унитарными являются следующие: 1) Великобритания; 2) Германия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия; 6) Швеция; 7) Люксембург; 8) Норвегия
Из перечисленных государств федеративными являются следующие: 1) США; 2) Канада; 3) Великобритания; 4) Бразилия; 5) Япония; 6) Республика Венесуэла; 7) Марокко; 8) ФРГ
Из перечисленных признаков характеризующими унитарное государство являются следующие: 1) единая конституция; 2) единая национальная принадлежность; 3) единая система высших органов государственной власти; 4) единое гражданство; 5) единая система права; 6) единая судебная система; 7) территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
Из перечисленных пунктов к принципам разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации относятся следующие: 1) дуалистический федерализм; 2) абсолютизм; 3) двух исключительных сфер; 4) трехчленная система разграничения компетенции; 5) компромисса
Из перечисленных пунктов признаками субъекта федерации являются следующие: 1) отсутствие в политико-административном отношении единой территории; 2) финансовая самостоятельность; 3) наделение учредительной властью; 4) право издания законодательных актов; 5) собственная форма правления; 6) собственная правовая и судебная системы; 7) наличие двойного гражданства; 8) право одностороннего выхода (право сецессии) из федерации
Из перечисленных пунктов характеризуют пассивное избирательное право следующие: 1) национальный ценз; 2) возрастной ценз; 3) ценз пола; 4) ценз гражданства; 5) ценз оседлости; 6) имущественный ценз; 7) моральный ценз
Из перечисленных стран имеют в своем составе административные автономии: 1) Индия; 2) Дания; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Финляндия; 6) Португалия; 7) Франция; 8) Шри-Ланка
Из перечисленных стран субъекты федерации имеют собственные органы конституционного надзора: 1) США; 2) ФРГ; 3) Канада; 4) Бразилия; 5) Индия
Из перечисленных стран: 1) Австрия; 2) Ирландия; 3) Исландия; 4) Италия; 5) ФРГ; 6) Швейцария; 7) Ливан; 8) Турция, - выборы президента являются многостепенными
Из перечисленных стран: 1) Египет; 2) Болгария; 3) Ирак; 4) Йемен; 5) Вьетнам; 6) Албания; 7) Югославия; 8) Венгрия, - монархия была ликвидирована в результате революции в
Из перечисленных стран: 1) Египет; 2) Ирак; 3) Кения; 4) Йемен; 5) Афганистан; 6) Пакистан; 7) Эфиопия; 8) Нигерия, - монархия была свергнута в результате переворота в
Из перечисленных стран: 1) США; 2) Мексика; 3) Бразилия; 4) Венесуэла 5) Панама; 6) Парагвай; 7) Греция; 8) Индия, - прямые выборы президента проводятся в
Из перечисленных стран: 1) Франция; 2) Бельгия; 3) Великобритания; 4) Германия; 5) Дания; 6) Испания; 7) Италия; 8) Лихтенштейн, - имеют монархическую форму правления следующие:
Из перечисленных условий, существенно влияющих на государственно-территориальное устройство, являются следующие: 1) военно-политические; 2) исторические; 3) национальные; 4) географические; 5) экономические; 6) социальные
Избирательная кампания завершается
Институт административной юстиции не получил отражения в конституциях следующих стран: 1) США; 2) Япония; 3) Германия; 4) Бельгия; 5) Испания; 6) Румыния; 7) Италия; 8) Франция,
К характеристикам референдума относятся следующие: 1) общенациональные; 2) партийные; 3) государственные; 4) региональные; 5) местные; 6) парламентские
Контроль над законодательной деятельностью парламента относится к функции
Мажоритарные, пропорциональные, смешанные - это
Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов
Непрерывный рост доли делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества свидетельствует о
Обращение парламента или главы государства к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса - это
Общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, называется
Общепринятым является деление референдумов на
Одним из наиболее сложных вопросов федерализма является
Однопалатную структуру парламента имеют следующие из перечисленных стран: 1) Австралия; 2) Люксембург 3)Гватемала; 4) Парагвай; 5) Бразилия; 6) Мексика; 7) Новая Зеландия, - имеют
Организация органов власти и управления субъектов федерации
Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит
Осуществление внешней политики, прежде всего, входит в компетенцию
Отличительной особенностью парламентарной республики фактически являются
Отношения правительства с парламентом зависят от
Отстранение наследственного монарха от должности юридически
Очередные выборы проводятся
Палата депутатов в Мексике состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и ста депутатов, избираемых на основании пропорциональной системы, что означает
Панаширование в ходе выборов по пропорциональной избирательной системе - это право избирателей
Парламентаризм стал приобретать качественно новые, современные черты, начиная с
Парламенты, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности, называются
Парламенты, которые юридически имеют право издавать законы по любому вопросу, называются
Плебисцит - это опрос населения
Под избирательным участком понимается
Под коллегиальным органом общей компетенции, осуществляющим руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране, подразумевается
Под любой формой проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти понимается
Под пронунциаменто понимается
Под термином “праймериз” понимается
Под формой государства понимается
Подача голосов за выдвинутых кандидатов, то есть голосование, обычно осуществляется
Появление идеи конституционного контроля относят к
Право осуществления парламентом особой судебной процедуры по делам определенной категории должностных лиц называется
Президентская республика впервые была введена
При непрямых многостепенных выборах воля избирателей опосредуется
При референдуме объектом волеизъявления является
Пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса применяется в следующих странах: 1) Индия; 2) США; 3) ФРГ; 4) Ирландия; 5) Австралия; 6) Мальта
Различают такие формы регистрации избирателей и составление избирательных списков как
Результаты референдума могут быть определены только на основе
Система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления, - это
Система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти представляет собой
Системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства представляют собой
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как
Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц - это
Существующие формы государства представляют собой
Такую форму правления, как парламентарная республика, имеют: 1) Франция; 2) Италия; 3) ФРГ; 4) Австрия; 5) Монголия; 6) Намибия; 7) Ирландия; 8) Греция
Униноминальный избирательный округ - это
Упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов, - это
Управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, - это
Форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке, называется
Форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, называется
Формальной отличительной особенностью президентской республики является
Формы государственно-территориального устройства подразделяются на
Этапом, завершающим избирательную кампанию, является
Юридическим выражением парламентаризма является
Юрисдикционная деятельность, как правило, является прерогативой
“Квота” в пропорциональной избирательной системе представляет собой
“Метод челнока” относится к процедуре

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарии к ст. 11 ГК РФ

1. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

Комментируемая статья закрепляет три важных положения. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.

2. В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин - суд.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

3. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан - физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан - кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан - индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.

Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 84), а также в п. п. 13 - 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами - индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

Статья 22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры, возникающие в предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских отношений. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина - индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др.

Перечень экономических споров, перечисленных в ст. 22 АПК, не является исчерпывающим.

Арбитражные суды - это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в комментируемой статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (приложение N 3 к ГПК). Статья 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается.

Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, подведомственных арбитражным судам, установлена Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1700). Этим Положением предусмотрено создание третейских судов для рассмотрения конкретного дела или постоянно действующих судов. Последние получили достаточно широкое развитие. Постоянно действующие суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме положений, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров. Эти акты утверждаются органами - учредителями постоянно действующих третейских судов.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при ТПП РФ суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" (Ведомости РСФСР. 1993. N 32. Ст. 1240), Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение N 1 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже") и Регламентом о нем, вступившим в силу 1 мая 1995 г. (Комментарий судебно-арбитражной практики. 1995. Вып. 2. С. 138). Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ действует на основании Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и Положения о ней (приложение N 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже").

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Стороны договора вправе включить в него так называемую "арбитражную оговорку", т.е. условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда. Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора (при отсутствии оговорки) должно быть заключено в письменной форме. Согласно ст. 23 АПК споры, вытекающие из административных отношений, подведомственные арбитражному суду, не могут передаваться на решение третейского суда. В силу ст. 23 АПК соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда может быть достигнуто и сообщено арбитражному суду до принятия им решения.

Решения третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненные добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Арбитражный суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа.

7. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, при соблюдении установленной нормативными актами процедуры.

В соответствии со ст. 371 ТК граждане и юридические лица, не согласные с постановлением таможенного органа, сначала подают жалобу в его вышестоящий орган - региональное таможенное управление и только после этого, если постановление таможни оставлено без изменения, иски предъявляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а гражданами - в суд общей юрисдикции по месту нахождения таможни. (См. п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 119).

Также в административном порядке могут быть обжалованы решения налоговых органов. Однако в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 11. Ст. 527) юридические лица и граждане вправе выбирать между административным порядком защиты гражданских прав и судебным, т.е. обращаться в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.

Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. ст. 22 и 29 Патентного закона. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Апелляционную палату. Жалоба на решение Апелляционной палаты может быть подана в Высшую патентную палату. И хотя Патентный закон не допускает передачи таких споров в суд, признавая решение Высшей патентной палаты окончательным, оно в силу п. 2 ст. 11 ГК может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Законами о конкуренции, "О рекламе", "О защите прав потребителей" антимонопольные органы (Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления) в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных правилами, принимают решение и на основании решения направляют предписание прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; возместить причиненные убытки; осуществить контррекламу и др. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК.

Аналогичными полномочиями наделил Закон о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий.

Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. (БНА РФ. 1996. N 4. С. 47). Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе был утвержден Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 (БНА РФ. 1996. N 3. С. 9).

Положение о порядке рассмотрения ГКАП РФ и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, действует в редакции, утв. Приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. (РВ от 30 мая 1996 г.).

В соответствии со ст. 23 Закона о естественных монополиях порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушении этого Закона должен быть установлен Правительством РФ.

Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий.

9. Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов. Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами.

В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 АПК), решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно. Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и (или) предъявление антимонопольным органом иска в суд.

Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ: а) не требуется уплата госпошлины; б) нет формальных требований к заявлениям; в) антимонопольный орган оказывает содействие в сборе доказательств и сам собирает документы, позволяющие установить доминирующее положение и злоупотребление гражданскими правами; г) его предписание может оказаться более эффективным и быстрым способом защиты нарушенных прав, чем обращение в суд. Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами.

Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.

10. Повышение роли судебной защиты гражданских прав, расширение компетенции суда в применении гражданского законодательства отражено во многих нормах ГК. Он отводит суду важную роль в осуществлении гражданских прав и в применении способов их защиты. Расширение случаев, когда заключение гражданско-правового договора становится обязательным для одной из сторон, придание судебному решению значения юридического факта усиливает влияние судебных актов на осуществление предпринимательской деятельности (см. ст. ст. 8, 421, 426, 445, 446 и др. и коммент. к ним).

Ряд норм ГК содержит оценочные критерии. Так, в силу ст. 151 ГК размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом принципа добросовестности и разумности. Уважительность причин пропуска срока исковой давности гражданином оценивается судом (см. ст. 205 ГК и коммент. к ней).

Такие понятия, как добросовестное и разумное поведение, нормальное (необходимое) время, разумный срок и др., в ГК не конкретизированы, их содержание выявляется в судебной практике и пополняется судебным толкованием. Все это означает повышение роли суда в защите гражданских прав, значения судебной и судебно-арбитражной практики в применении ГК и других актов гражданского законодательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: