Право на транзитный полет без посадки на территории государства которое предоставило это право

Обновлено: 26.04.2024

1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право.

2. Право транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, то есть без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом).

3. Право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна.

4. Право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна.

5. Право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Кроме этих основных "свобод воздуха" существуют также:

6. Право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию.

7. Право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

До заключения Чикагской конвенции авиакомпании развитых западных стран использовали также восьмую "свободу воздуха" - право осуществлять так называемые каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства. В соответствии со ст. 7 Чикагской конвенции такие перевозки запрещены на исключительной основе.

В настоящее время все указанные виды "свобод воздуха" применяются к воздушным судам не только государства регистрации, но и государства-эксплуатанта (арендующего воздушные суда), поскольку последнее самостоятельно договаривается о коммерческих правах при выполнении воздушных перевозок на арендованных воздушных судах.

Одним из наиболее популярных, послуживших образцом для большого числа двусторонних соглашений явилось соглашение между США и Великобританией 1946 года ("Бермуды-I").

С середины 70-х годов резко обостряется конкуренция на рынке авиаперевозок.

В очередном заявлении президента США о политике в области международного воздушного транспорта на 1976 год были заложены основные черты будущей концепции "дерегулирования": либерализация чартерных перевозок; свободный доступ к рынкам; гибкость тарифов (свободные цены на чартеры и отказ от субсидирования тарифов на регулярные перевозки); курс на "эффективную конкуренцию" между авиакомпаниями в двусторонних отношениях. Тем самым США пошли на фактическое нарушение принципов, заложенных в "Бермудах-I". Денонсация Великобританией 21 июня 1976 г. Бермудского соглашения 1946 года была вынужденной реакцией на эти шаги.

В октябре 1978 года президент США подписал Закон о дерегулировании деятельности авиапредприятий на внутренних авиалиниях, а в конце 1979 года конгресс США принял Закон о конкуренции на международном воздушном транспорте, который фактически распространил положение Закона 1978 года на международные воздушные перевозки. Положения Закона 1979 года предусматривают применение к тем государствам, которые не согласятся на методы "свободной конкуренции", "санкций", доходящих до "прекращения, приостановления или изменения разрешения иностранному перевозчику выполнять полеты в США".

В русле "политики дерегулирования" США заключили соответствующие договоры с Нидерландами, Перу, ФРГ, Бельгией, Южной Кореей, Сингапуром, Таиландом, Ямайкой, Чили и другими странами. Но только в одном случае (соглашение с ФРГ) США пошли на то, чтобы "открыть небо" США без ограничений для всех видов авиаперевозок и на всех маршрутах (в ответ ФРГ пришлось подписаться под семью "пунктами Картера" о дерегулировании). Бельгии была предоставлена "свобода" только по грузам. В остальных соглашениях США стремятся не перейти ту грань, за которой "либерализация" давала бы возможность всем иностранным перевозчикам действительно конкурировать с перевозчиками США.

Коммерческий характер связан с оплатой за перевозку пассажиров, багажа, грузов, полеты и имеет разные объемы.

Предоставление коммерческих прав ─ прерогатива государства, как субъекта международного права и суверенного права над своей территорией. Это закреплено в Воздушном Кодексе РФ и регулируется законодательством и международными договорами. Для коммерческой деятельности, субъекты этой деятельности обязаны получать лицензию и оформленные судовые документы. Перевозчик, согласно договорам воздушной перевозки, обязан доставить пассажиров и их багаж, почту, и груз в пункт назначения и выдать багаж, почту и груз. В Кодексе закреплен принцип ответственности перевозчика перед пассажиром и грузовладельцем. Владелец судна обязан возместить вред, если не докажет, что вред наступил вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Уровни коммерческих прав (их три) :

1. Право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право.

2. Право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории без коммерческих целей, т.е. для заправки, техобслуживания и т.д.

4. Право государства принимать на своей территории воздушные суда с пассажирами, почтой и грузов, следующие на территорию государства, национальность которого имеет данное воздушное судно.

5. Право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и груз, которые доставляются на территорию любого третьего государства, а также право высаживать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории.

6. Право государства, посредством воздушных судов, имеющих его национальность осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.

7. Право государства осуществлять перевозки между двумя иностранными государствами через свободные территории.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дают иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Исключительный суверенитет не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач, по специальным трассам, коридорам и правилам полетов.

Коммерческий характер международных воздушных сооб­щений связан с тем, что перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Коммерческая деятельность в данной сфере имеет различные объемы. В зависимости от ее объемов выделяются семь "свобод воздуха" — различного уровня коммерческих прав:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;

2) право на транзитный полет через территорию иностран­ного государства с посадкой на его территории без коммерче­ских целей, т. е. для заправки топливом, технического обслу­живания и т. п.;

4) право государства принимать на своей территории воз­душные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет дан­ное воздушное судно;

5) право государства принимать на своей территории пас­сажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право выса­живать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории;

6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами че­рез собственную территорию;

7) право государства посредством воздушных судов, имею­щих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.

Предоставление коммерческих прав — прерогатива госу­дарства как субъекта международного права. Коммерческие права, подобно праву на выполнение полетов, тесно связаны с суверенитетом государства над своим воздушным пространст­вом.

Такая взаимосвязь нашла закрепление в Воздушном ко­дексе РФ, согласно которому коммерческая деятельность в об­ласти гражданской авиации иностранных авиационных пред­приятий, международных эксплуатационных агентств и ино­странных индивидуальных предпринимателей при выполнении в пределах территории Российской Федерации международ­ных воздушных перевозок и (или) авиационных работ опреде­ляется правилами, установленными законодательством и меж­дународными договорами Российской Федерации. В основе дея­тельности указанных субъектов лежит обязанность получения соответствующих лицензий и оформления судовых докумен­тов. Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются дейст­вительными на территории Российской Федерации при усло­вии их соответствия международным авиационным стандартам, признаваемым РФ. Перевозчик, согласно договорам воздушной перевозки, обязуется доставить пассажира и его багаж, а так­же почту и груз в пункт назначения и осуществить выдачу багажа, почты и груза. Воздушный кодекс РФ закрепляет прин­цип ответственности перевозчика перед пассажиром воздуш­ного судна и грузовладельцем. Эксплуатант, т. е. гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собст­венности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследст­вие неопределимой силы или умысла потерпевшего.

Первая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять транзитный полет над территорией государства, предоставившего это право, без посадки.

Вторая свобода воздуха – право авиапредприятия выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой в некоммерческих целях (то есть посадкой с целью иной, чем принятия на борт или выгрузку пассажиров, груза или почты).

Шестая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях через свою территорию.

Седьмая свобода воздуха – право авиапредприятия осуществлять авиаперевозку пассажиров, груза и почты между страной-парнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздушную линию, не проходящую над территорией своей собственной страны.

КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТАХ

КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТАХ

Коммерческие права («свободы воздуха»)

первая «свобода воздуха»предполагает право назначен­ного государством авиапредприятия осуществлять транзитный полет без посадки на территории государства, предоставивше­го это право;

вторая «свобода воздуха»– право назначенного государ­ством авиапредприятия выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой в некоммерческих целях (то есть посадкой с целью иной, чем принятие на борт или выгруз­ка пассажиров, груза или почты);

шестая «свобода воздуха»– право назначенного авиапред­приятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и по­чты между страной-партнером по соглашению и третьей стра­ной в обоих направлениях через свою территорию;

седьмая «свобода воздуха»– право назначенного авиа­предприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздуш­ную линию, не проходящую над территорией своей собствен­ной страны.


Свободы воздуха ИКАО (Freedoms of the air) коммерческие права использования воздушного пространства

«Свободы воздуха» или «Свободы воздушного пространства» (Freedoms of the air) это термин в международном воздушном праве, определяющий коммерческие права предоставляемые государствами иностранным авиакомпаниям на осуществление над своей территорией коммерческой деятельности воздушного транспорта, то есть перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов на коммерческой основе (за плату).

Эти правила, предложенные американцами, из-за противодействия Великобритании, не были включены в текст «Конвенции о международной гражданской авиации» принятой в Чикаго в 1944 году, что делало бы предоставление этих свобод обязательным для стран участников.

Правое регулирование свобод воздуха осуществляется на основе двусторонних соглашений государств об обмене коммерческими правами, в которых особое внимание уделяется объемам и тарифам перевозок. Для воздушных перевозчиков предусматривают получение разрешения государства на для каждой степени «свободы воздуха».

В рамках Чикагской конвенции было создано многостороннее Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (IASTA) или «Соглашение о двух свободах» открытое для подписания любыми странами, к которому присоединилось большинство стран мира, включая такие большие по территории страны, как США, Индия и Австралия. Но Бразилия, Индонезия, Китай и Россия на стали присоединяться к этому соглашению, а Канада вышла из него в 1988 году, так как для этих стран оказалось выгоднее брать плату за пролет над своей территорией, чем пользоваться правом бесплатного пролета над другими странами. Так, например, Россия получает высокую плату за пролет между Европой, Азией и Северной Америкой по маршрутам над Сибирью.

Первоначально было предложено пять «свобод воздуха»: две в отношении полетов воздушных судов и три в отношении перевозок. Три свободы, связанные с перевозками, а именно «третья», «четвертая» и «пятая» свободы охватывают полный перечень возможностей осуществления международных перевозок по воздуху. Позже объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой «свободами воздуха». ИКАО характеризует все «свободы» за пределами пятой как «так называемые», поскольку только первые пять «свобод» были официально признаны в международном договоре.

Обзор свобод воздуха

Свобода
воздуха
Коммерческое право
Первая Право транзитного беспосадочного пролета воздушных судов.
Вторая Право транзитного пролета воздушных судов с технической посадкой в некоммерческих целях.
Третья Право на перевозки из своей страны в другое государство, с высадкой пассажиров и выгрузкой багажа, почты и грузов.
Четвёртая Право на перевозки из другого государства в свою страну, с приемом на борт пассажиров, багажа, почты и грузов.
Пятая Право на перевозки из одного государства в третье государство, в ходе перелета, начинающегося или заканчивающегося в своей стране.
Шестая Право на перевозки из одного государства в другое, с коммерческой остановкой в своей стране.
Седьмая Право на перевозки между двумя государствами, без посадки в своей стране.
Восьмая Право на перевозки между двумя пунктами иностранного государства, с началом или окончанием перелета в своей стране.
Девятая Право на перевозки только в иностранном государстве.

Все свободы воздуха ИКАО

Первая свобода

Первая свобода воздуха — Право осуществлять транзитный полет без посадки на территории иностранного государства, предоставляющего это право.

1-я (Первая) свобода воздуха ИКАО

Вторая свобода

Вторая свобода воздуха — Право выполнять транзитный полет через территорию иностранного государства с возможной посадкой в технико-эксплуатационных целях (дозаправка, техобслуживание) без права выгружать или брать на борт пассажиров, багаж, почту и грузы.

вторая «свобода воздуха» – права или привилегии в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству или государствам, осуществлять посадку на его территории в некоммерческих целях (также известного как право «второй свободы») Doc 9626 ИКАО.

2-я (Вторая) свобода воздуха ИКАО

При дальних перелетах, во времена заключения Чикагской конвенции, недостаточная дальность полета самолетов вынуждала совершать множество промежуточных посадок. В настоящее время пассажирские авиалайнеры, в основном, совершают прямые перелеты. Но вторая свобода остается актуальной для грузовых авиакомпаний.

Третья свобода

Третья свобода воздуха – Право доставки на территорию иностранного государства и высадки на ней пассажиров, выгрузки багажа, грузов и почты, принятых на борт в государстве, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик.

Предоставляется вместе с 4-ой свободой.

третьей «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, осуществлять выгрузку на территории первого государства пассажиров, почты и грузов, взятых на борт в государстве регистрации перевозчика (также известна как право «третьей свободы») Doc 9626 ИКАО.

3-я (Третья) свобода воздуха ИКАО

Четвертая свобода

Четвертая свобода воздуха – Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик, а также адресуемые туда же грузы и почту.

Предоставляется вместе с 3-ей свободой.

четвертой «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие в государство регистрации авиаперевозчика (также известна как право «четвертой свободы») Doc 9626 ИКАО.

4-я (Четвертая) свобода воздуха ИКАО

Пятая свобода

Пятая свобода воздуха – Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране — партнере по соглашению.

В международной практике, однако, пятая «свобода воздуха » в ее полном объеме — перевозки в любые третьи страны — не предоставляется (перечень третьих стран ограничивается), ибо это уменьшает возможности национальных авиакомпаний самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты.

Частичная 5-я «свобода воздуха» – «стоп-овер»

  1. Стоп-овер на маршруте: право авиакомпании перевозить пассажиров с остановкой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года в течении действия авиабилетов. После остановки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажиров в промежуточный пункт.
  2. Стоп-овер вне маршрута: право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта, другим перевозчиком по одному и тому же авиабилету.

пятой «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, выгружать и принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него (также известна как право «пятой свободы») Doc 9626 ИКАО.

3 ноября 2011 года в аэропорту Владивосток введен режим «Открытое небо» для иностранных авиакомпаний включая полеты по пятой «свободе воздуха».

В ноябре 2014 году в аэропорту Калининград введен режим «Открытое небо» по пятой «свободе воздуха».

В 2017 году по пятой «свободе воздуха» открыт аэропорт Улан-Удэ Байкал.

1 октября 2019 года в Узбекистане введен режим «Открытое небо» для некоторых аэропортов. В аэропорту Бухара введено «открытое небо» с применением пятой «свободы воздуха» в отношении иностранных граждан (самолеты любых стран могут привозить сюда иностранных туристов и улетать в третью страну). Три аэропорта страны – Карши, Термез, Нукус – открываются по пятой «свободе воздуха» полностью.

1 августа 2020 года пятая «свобода воздуха» вводится для всех международных аэропортов Узбекистана, за исключением аэропорта Ташкент. Кроме того, в аэропортах Андижан, Фергана, Наманган и Самарканд пятая «свобода воздуха» действует по маршрутам, на которых в настоящее время не летает национальный перевозчик — авиакомпания Uzbekistan Airways.

5-я (Пятая) свобода воздуха ИКАО

Шестая свобода

Шестая свобода воздуха — Право осуществлять перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через свою территорию, с возможной посадкой и высадкой пассажиров, выгрузкой или погрузкой багажа, почты и грузов.

Отличие шестой «свободы воздуха» от пятой «свободы воздуха» заключается в том, что при пятой «свободе воздуха» основной загрузкой, перевозимой на воздушном судне, является загрузка по третьей и четвертой «свободам воздуха», а перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну имеют дополнительный характер. При шестой «свободе воздуха» основной загрузкой являются перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну, а перевозки по третьей и четвертой «свободам воздуха» носят дополнительный характер.

Государства, авиакомпании которых получили преимущества от таких перевозок через «отечественный мост», не согласились с тем, что такие перевозки между двумя иностранными государствами являются вторичными перевозками по «пятой свободе», на которую они могут не иметь права, и разработали концепцию новой «свободы», так называемой шестой свободы воздуха. Они придерживались мнения, что шестая свобода воздуха является комбинацией четвертой и третьей свобод. Таким образом, в соответствии с этим определением перевозки, начинающиеся во втором государстве, осуществляются по «четвертой свободе» в государство авиакомпании перевозчика, а затем по «третьей свободе» в государство окончательного пункта назначения. При таком подходе на основании этого определения перевозки являются «основными» для авиакомпании перевозчика, осуществляющего перевозки через «отечественный мост» на каждом участке путешествия пассажира.

так называемой шестой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок осуществлять через государство регистрации перевозчика перевозки между двумя другими государствами (также известна как право «шестой свободы»). Так называемая шестая свобода воздуха в отличие от первых пяти свобод не включается как таковая ни в одно из широко признанных соглашений о воздушных перевозках, например, в такое как «Соглашение о пяти свободах» Doc 9626 ИКАО.

6-я (Шестая) свобода воздуха ИКАО

Седьмая свобода

Седьмая свобода воздуха — Право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик.

так называемой седьмой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, на осуществление перевозок между территорией предоставляющего это право государства и территорией какого-либо третьего государства без требования о включении в такую перевозку какого-либо пункта на территории государства-получателя права, т. е. для данного вида обслуживания нет необходимости быть связанным или быть продолжением какого-либо обслуживания из государства регистрации перевозчика или в это государство Doc 9626 ИКАО.

1 января 2020 года начал действовать режим «Открытого неба» в аэропорту Пулково. Ограничение по седьмой степени свободы воздуха для полетов иностранных авиакомпаний из 30-ти стран снимается сроком на пять лет.

1 августа 2020 года седьмая «свобода воздуха» вводится для грузовых рейсов иностранных авиакомпаний в аэропорты Навои и Термез Республики Узбекистан.

7-я (Седьмая) свобода воздуха ИКАО

Восьмая свобода

Восьмая свобода воздуха — каботаж, то есть авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же иностранного государства, с продолжением полёта в свою страну.

В связи с происшедшими в 90-е годы изменениями в правовом регулировании воздушного транспорта в районах Европейского Союза произошло деление восьмой «свободы воздуха» на восьмую и девятую, которые ранее были объединены в одну — каботаж.

Термины «каботаж» и «каботажные перевозки«, используемые в воздушном транспорте взяты из морской терминологии, касающейся запрещения каботажного плавания иностранных перевозчиков и запрещения перевозок, которые могут приравниваться к внутренним перевозкам

так называемой восьмой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок осуществлять каботажные перевозки между двумя пунктами на территории предоставляющего право государства по маршруту, который начинается или заканчивается на территории государства регистрации иностранного перевозчика или (в связи с так называемой седьмой свободой воздуха) вне территории предоставившего право государства (также известно как право «восьмой свободы» или «последовательный каботаж») Doc 9626 ИКАО.

Девятая свобода

Девятая свобода воздуха — внутренняя перевозка иностранной авиакомпании, выполняемая по маршруту, проходящему исключительно по территории государства, предоставляющего это право.

Используется для перевозок в Европейском Союзе, позволяя европейским авиакомпаниям выполнять полеты по территории любых стран Евросоюза. Ни одно из соглашений Российской Федерации с другими государствами таких перевозок не предусматривает.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: