Право на образование как правовая основа сотрудничества государств в сфере образования

Обновлено: 24.04.2024

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

1. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в следующих целях:

1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;

2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

2. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До 01.09.2022 образовательные организации должны получить заключения в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.04.2022 N 645, на договоры, заключенные до 01.06.2021, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам и договоров, срок действия которых истекает до 01.09.2022.

3. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:

1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;

4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

4. Заключение образовательными организациями, за исключением федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Федеральным государственным образовательным организациям, находящимся в ведении федеральных государственных органов, заключение выдается федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Порядок подготовки и получения указанных заключений утверждается Правительством Российской Федерации.

С ростом роли и значения образования в жизни общества объективно усиливается необходимость международного сотрудничества государств в данной области. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, образование дает возможность каждому быть полезным участником свободного общества, способствует взаимопониманию и работе ООН по поддержанию мира. Современные социальные науки оперируют при описании общественных процессов такими понятиями, как "экономика, основанная на знаниях" (knowledge-based economy), "экономика, движимая знаниями" (knowledge-driven economy), "экономика знаний" (knowledge economy) и т. п. 1 Данный факт свидетельствует о принципиальной роли образования для экономического и социального развития любого государства.

Вместе с тем, согласно официальным данным ООН, более трети детей в наши дни не получают даже начального образования, а около 40 % взрослого населения планеты неграмотны. Это существенно подрывает основы мирового правопорядка, так как такая практика исключает возможность нормального развития и социально-экономического равноправия.

Сотрудничество государств в области образования преследует несколько основных целей. Во-первых, государства стремятся к выработке единых (близких) образовательных стандартов, что позволяет участникам соответствующих договоров признавать документы об образовании, выданные гражданам компетентными органами других государств. Международные стандарты в области образования могут касаться как уровня профессиональной подготовки дипломированных специалистов, так и самого образовательного процесса. В совокупности такие стандарты обеспечивают эквивалентность документов об образовании разных стран. Во-вторых, международное сотрудничество в данной области направлено на улучшение качества образования, обеспечение взаимодействия государств для улучшения подготовки отдельных кадров. В частности, международные договоры могут предусматривать возможность обучения граждан одной договаривающейся стороны в учебных заведениях другой стороны, взаимный обмен студентами, совместное учреждение и финансирование отдельных учебных заведений и т.д. В-третьих, международные акты содержат целый ряд норм, направленных на обеспечение прав и свобод граждан в сфере образования, а также на предупреждение и ликвидацию дискриминации в этой области.

Основным объектом международно-правового регулирования в образовательной сфере традиционно является высшее образование (начальное и среднее образование в меньшей степени регулируются международными договорами). Большое регулятивное значение имеют здесь не только собственно международные соглашения, но и многочисленные акты рекомендательного характера ("мягкое право"). Среди универсальных документов в этой области наиболее известны Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Флорентийское соглашение о ввозе материалов, относящихся к образованию, науке и культуре 1950 года, Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 года, Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения 1990 года, а также принятая в 1998 году Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры и ряд других актов, принятых под эгидой ЮНЕСКО.

Конвенция 1960 года направлена на обеспечение равных прав и свобод всех граждан на образование, независимо от расы, национальности, цвета кожи, пола, языка, религии и других признаков. Вместе с тем, Конвенция допускает сохранение в сфере образования отдельных институтов, которые не считаются носящими дискриминационный характер. К таким институтам относятся:

-раздельные системы образования или учебных заведений для лиц разного пола, если эти системы и заведения обеспечивают равный доступ к образованию, располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам, а преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию;

-раздельные системы образования или учебные заведения по мотивам религиозного или языкового характера, если эти системы и заведения дают образование, соответствующее выбору родителей или опекунов несовершеннолетних учащихся;

-система частных учебных заведений, если только их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что даваемое ими образование соответствует принятым в данном государстве образовательным стандартам.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержит целый ряд норм, касающихся образовательной сферы. Согласно статье 13 Пакта, государства должны обеспечить обязательность и бесплатность начального образования для всех. Среднее образование в его различных формах должно быть открыто и доступно для всех путем принятия всех необходимых мер, включая постепенное введение бесплатного образования. Высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Кроме того, государства обязаны активно развивать сеть школ различных ступеней и устанавливать удовлетворительную систему стипендий, а также постоянно улучшать материальные условия преподавательского персонала.

Декларация 1998 года содержит ряд принципов, определяющих получение высшего образования в текущем столетии. К таким принципам относятся:

-недопустимость дискриминации в отношении допуска к высшему образованию по признаку расы, пола, языка и религии, а также в силу каких-либо экономических, культурных и социальных различий или физических недостатков;

-открытый доступ к высшему образованию для всех, кто успешно закончил среднюю школу или соответствующее ей учебное заведение;

-содействие доступу к высшему образованию представителей отдельных групп населения: коренных народов, культурных и языковых меньшинств, населения оккупированных территорий и инвалидов.

Следует также упомянуть о принятой в 1993 году в рамках ЮНЕСКО Рекомендации о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. Основная цель документа - обеспечение взаимного признания государствами-членами ЮНЕСКО выдаваемых за рубежом удостоверений о получении образования и признание за их обладателями соответствующей квалификации, а также допуск к следующей ступени образования. Кроме того, под эгидой ЮНЕСКО в разные годы принимались такие акты рекомендательного характера, как Рекомендация о положении учителей, Рекомендация о развитии образования взрослых, Международная хартия физического воспитания и спорта и т.д.

В настоящее время в мире действует принятая под эгидой ЮНЕСКО в 2000 году среднесрочная стратегия на период с 2002 года по 2007 год, которая содержит в образовательном разделе рекомендации государствам-членам по улучшению качества образования. Кроме того, в стратегии отмечается необходимость повышения роли самой ЮНЕСКО в выполнении этих рекомендаций.

Региональное сотрудничество государств в области образования осуществляется в рамках Совета Европы, Африканского бюро по наукам в области образования (создано в 1973 году), Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (создана в 1980 году), Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (создана в 1970 году), Конференции министров образования франкоговорящих стран (создана в 1960 году), Содружества Независимых Государств и т.д.

Так, в рамках СНГ действуют следующие акты:

-Соглашение о сотрудничестве в области образования 1992 года;

-Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств 1997 года (вступило в силу 20 декабря 1999 года);

-Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых 1997 года;

-Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения 1998 года (вступило в силу 15 сентября 1999 года);

-Соглашение о создании и финансировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (утверждено Казахстаном 4 сентября 2000 года);

-Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов вузов в государствах-участниках СНГ от 28 сентября 2001 года и др.

Соглашение о сотрудничестве в области образования было заключено в Ташкенте 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с последующей автоматической пролонгацией. В соответствии со статьей 1 Соглашения, государства-участники гарантируют всем проживающим на их территории лицам равные права на образование и его доступность без какой-либо дискриминации. Государства будут стремиться удовлетворять взаимные потребности в обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров и специалистов, определяя на двусторонней основе механизм взаимных финансовых расчетов при возмещении соответствующих затрат.

Согласно статье 2, государства-участники Соглашения гарантируют равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы образования, независимо от языка обучения, и оказывают им государственную поддержку. Кроме того, государства должны стремиться к удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе путем создания условий для получения образования на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп.

Статья 5 Соглашения предусматривает бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения Соглашения.

Одной из обязанностей государств-участников является обеспечение условий для подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений, преподавание в которых ведется на негосударственных языках. На основе взаимной договоренности каждое государство оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров для учреждений образования других государств-участников.

Кроме того, государства-участники Соглашения 1992 года приняли на себя следующие обязательства:

-поддерживать проведение совместных научных исследований, обмен информацией и документацией по вопросам развития образования, создавать объединенные информационные службы, банки данных и печатные издания;

-содействовать и развивать прямые партнерские связи в области образования между территориями и образовательными учреждениями государств-участников;

-участвовать средствами образования в ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий на территории государств-участников;

-содействовать развитию материально-технической базы образования в государствах-участниках;

-развивать контакты в области образования между органами государственного управления различного уровня с целью осуществления согласованной образовательной политики и т. д.

Кроме того, Республика Казахстан является участником принятой 11 апреля 1997 года в Лиссабоне Конвенции о признании квалификаций, относящихся к образованию в Европейском регионе. Закон Республики Казахстан о ратификации данной Конвенции был принят 13 декабря 1997 года. Среди аналогичных региональных соглашений можно упомянуть следующие:

-Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна 1974 года;

-Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря 1976 года;

-Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки 1981 года и др.

Большое значение для регулирования отношений в области образования имеет национальное право каждой страны. В Республике Казахстан действует Закон "Об образовании", конкретизирующий отдельные конституционные принципы данного института.

Приоритет международного права по отношению к националь­ному является безусловным в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека. Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы че­ловека согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права, содержание которых может раскрываться в до­кументах Организации Объединенных Наций и ее специализиро­ванных учреждений. Международные договоры Российской Феде­рации наряду с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права выступают частью правовой системы нашей страны.

В системе источников образовательного права особое место за­нимают международно-правовые акты универсального и регио­нального характера, а также международные договоры и соглаше­ния. В литературе высказана точка зрения о формировании между­народного образовательного права как одной из отраслей между­народного права, насчитывающей более 30 крупных нормативных актов.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содер­жатся в целом ряде международных актов универсального харак­тера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюци­ей Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образо­вание должно быть обязательным. Техническое и профессиональ­ное образование должно быть общедоступным, и высшее образо­вание должно быть одинаково доступным для всех на основе спо­собностей каждого. Образование должно быть направлено к пол­ному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимо­сти и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвую­щими в нем государствами права на образование. Для осуществле­ния этого права начальное образование должно быть обязатель-

ным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профес­сионально-техническое образование, а также высшего образова­ния с учетом способностей каждого. Устанавливаются права ро­дителей и иных законных представителей выбирать школы для своих детей, причем в том числе и негосударственные, которые должны отвечать минимуму требований для образования, уста­новленному государством.

Значительное число норм, касающихся образования, содер­жится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспече­нию доступности образования, по содействию регулярному посе­щению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обес­печивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Об­разование должно быть направлено: на развитие личности, талан­тов, умственных и физических способностей ребенка в самом пол­ном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам чело­века, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в сво­бодном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равно­правия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвен­ции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев, неполноценных в умственном или физическом отношении детей, детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организа­ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в кото­рую входит более 180 государств-членов. Ее задачи — содейство­вать укреплению мира и безопасности путем развития междуна­родного сотрудничества в области просвещения, науки и культу­ры, использования средств массовой информации и т.д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области по­литики, планирования и управления образованием, подготовки кадров в области образования, а также в области научного, тех­нического и профессионального образования.

Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направ­лениям. Первое представляет собой нормотворческую деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования. Вторым направлением выступает укрепле­ние инфраструктуры образования на национальном уровне: раз­витие подготовки преподавателей, использование местных ресур-

сов для совершенствования образовательного процесса. Третье направление — обмен информацией: путем распространения спе­циализированных справочников, бюллетеней и т.д.

Организация разрабатывает и принимает международные кон­венции и рекомендации по вопросам образования. Так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дис­криминацией в области образования и т.д. В частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает го­сударства, являющиеся ее сторонами, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использую­щую соответствующие национальным условиям и обычаям мето­ды для осуществления равенства возможностей в области образо­вания. Государства должны сделать начальное образование обяза­тельным и бесплатным, среднее образование в различных его формах — всеобщим достоянием, обеспечив его общедоступность, иысшее образование — доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные усло-ния в отношении качества обучения, что особенно важно на со-иременном этапе развития цивилизации.

В последние годы приоритет в деятельности ЮНЕСКО отдает­ся школьному образованию. Программы ЮНЕСКО представляют значительную ценность для многих стран, в том числе для России. И 1999 г. государства — члены ЮНЕСКО и Правительство РФ под­писали Соглашение об условиях выполнения проектов, осущест-иляемых на территории Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО. В Москве на основании специального соглашения был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия пред­усматривает право на профессиональную ориентацию и профес­сиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование гово­рится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, клсающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимуще­ственно университетского. Основной идеей в данном случае явля­ется признание университетов одним из главных источников ин­теллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объединение

усилий и действий государств региона, провозглашается свобод­ный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам стран—членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европейская конвенция об академическом признании уни­верситетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифици­рована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 июня 1999 г. № 149-ФЗ. Она вступила в силу для нашей страны с 18 ок­тября 1999 г. Конвенция предусматривает, в частности, что акаде­мическое признание университетской квалификации, получен­ной за границей, позволяет ее обладателю:

- продолжать курс обучения в университете;

- по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получе­
ния следующей степени, включая докторскую, на тех же услови­
ях, которые существуют для граждан государства, ратифициро­
вавшего данную Конвенцию, в тех случаях, когда прием для про­
хождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от
наличия аналогичной национальной университетской квалифи­
кации;

- использовать ученое звание, присвоенное иностранным уни­
верситетом, с указанием его происхождения.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, веду­щих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г., вступившая в силу для Российской Федерации 17 сентября 1999 г., устанавли­вает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одной из стран — членов Совета Евро­пы, должны быть предоставлены все возможности для поступле­ния по своему выбору в университет, расположенный на террито­рии других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие дан­ную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для при­ема в аналогичные учебные заведения. Российская Федерация ра­тифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентно­сти периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г., которая для Российской Федерации вступила в силу 17 сентября 1999 г. Государства, которые являются сторонами Конвенции, при­знают любой период обучения, в течение которого студент, изу­чающий современные языки, проходил курс в университете дру­гой страны — члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны. При этом необхо­димо, чтобы руководство первого вышеназванного университета выдало такому студенту свидетельство о завершении указанного периода обучения с удовлетворительными для руководства уни­верситета показателями. В 1962 г. для реализации Культурной кон­венции в Совете Европы был создан Совет по культурному со-

трудничеству. В его структуре существуют профильные комитеты (Комитет по образованию и Комитет по высшему образованию). Они один раз в три года проводят постоянную конференцию по проблемам образования, которая формирует соответствующие ре­комендации.

Наиболее интересным и актуальным в сегодняшних условиях для нашей страны международно-правовым документом в обла­сти образования является Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования под­писанная 19 июня 1999 г. министрами образования европейских стран. Она предусматривает необходимость координации полити­ки в целях достижения в пределах первой декады третьего тысяче­летия следующих результатов:

1) принятия системы сопоставимых степеней, в том числе че­
рез внедрение приложения к диплому для обеспечения возмож­
ности трудоустройства европейских граждан и повышения меж­
дународной конкурентоспособности европейской системы выс­
шего образования;

2) формирование многоуровневой системы высшего образова­
ния (преимущественно двухступенчатой — бакалавриат и магист­
ратура);

3) внедрение системы зачетных баллов (кредитных единиц);

4) развитие академической мобильности для студентов, пре­
подавателей, исследователей и административного персонала;

5) создания эффективной системы контроля качества высшего
образования.

Международные договоры могут заключаться как в рамках меж­дународных организаций, так и вне их. Российская Федерация иключила международные договоры и соглашения о сотрудниче­стве в сфере образования со многими странами. Предметом таких договоров являются различные вопросы:

- признание и установление эквивалентности документов об
образовании;

- развитие академических обменов, обучение иностранных граж­
дан в российских образовательных учреждениях профессиональ­
ного образования;

- развитие совместных научных исследований и образователь­
ных программ.

Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации U Правительством Социалистической Республики Вьетнам об обу­чении вьетнамских граждан в образовательных учреждениях высше-■ •() профессионального образования Российской Федерации, подписан­ное в Москве 9 июля 2002 г., предусматривает, что вьетнамская сторона направляет в российские вузы своих граждан для обуче­ния и оплачивает это обучение согласно достигнутым договорен­ностям. Компетентные органы двух стран ежегодно согласовыва-

X Федорова

ют перечень направлений подготовки и специальностей высшего и послевузовского профессионального образования для вьетнамских граждан, направляемых на обучение и повышение квалификации в Российскую Федерацию, и количество обучаемых. Министерство образования и науки Российской Федерации составляет список российских вузов, принимающих граждан Социалистической Рес­публики Вьетнам для обучения в рамках данного Соглашения.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в обла­сти культуры и образования, подписанное в Риме 10 февраля 1998 г., направлено на развитие взаимовыгодных связей на основе пря­мых договоров между научно-исследовательскими центрами, на­учными обществами и организациями двух стран; обмены науч­ными работниками и другими специалистами для осуществления проектов совместных исследований, прохождения научной ста­жировки, участия в симпозиумах, конференциях и других науч­ных форумах. Соглашение предусматривает прямые контакты и обмены между университетами и другими учебными заведения­ми, учреждениями и организациями в сфере образования; изуче­ние и преподавание языков и литературы двух стран; обмен сти­пендиями, прежде всего для обучения в аспирантуре, лиц с выс­шим образованием и для обучения российских специалистов на курсах подготовки управленческих кадров; поездки преподавате­лей, научных работников, специалистов в области образования для чтения лекций и участия в различных научных мероприятиях; обмен информацией о международных мероприятиях в области образования и научных исследований; взаимодействие в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, разра­ботки образовательных стандартов, методики составления учеб­ных пособий, программ и другие формы взаимовыгодного сотруд­ничества в области образования и научных исследований.

Большое внимание уделяется вопросам образования в доку­ментах Содружества Независимых Государств. В подписанной го­сударствами — участниками СНГ Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливаются обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. В рам­ках Содружества был разработан ряд модельных законов СНГ в области образования, которые должны приниматься за основу при формировании национальных образовательных законодательств государств-участников. Модельные законы принимаются Межпар­ламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

Модельный закон от 3 апреля 1999 г. «Об образовании» имеет наиболее существенное значение для формирования международ­но-правовых актов СНГ и национальных законодательств в дан­ной сфере. В нем разработан адекватный понятийный аппарат, установлена система образования, определены основы правового

статуса участников образовательного процесса, зафиксированы гарантии доступности образования. 4 декабря 2004 г. были приня­ты три модельных закона СНГ в образовательной сфере — «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании» и «О статусе учителя». Модельный закон от 7 декабря 2002 г. «Об обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специ­альном образовании)» содержит дополнительные гарантии реали­зации права на образование лиц из числа соответствующих соци­альных категорий.

В рамках СНГ был заключен целый ряд многосторонних согла­шений по вопросам образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего по­стоянного проживания. Заключаются и другие многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, такие, как: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г., Соглашение между Правитель­ством Российской Федерации и Правительством Республики Бе­ларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др. Если государство является одновременно участником и многосто­роннего, и двустороннего договоров (соглашений) и при этом устанавливаемые ими обязательства различаются, то коллизии разрешаются в пользу двусторонних соглашений.

Объединение национальных образовательных систем. Основные элементы права на образование. Право доступа к образованию и на справедливое признание документов об образовании. Законодательная и нормативно-правовая база образования в Республике Казахстан.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.01.2018
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Международно-правовое сотрудничество государств в образовательном пространстве

Фамилия автора: А.А. Сабитова

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по культурным традициям в том числе, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Возрастает роль каждого человека, а особенно представителей творческой интеллигенции, образования и науки, повышается их влияние на степень безопасности и стабильности государств. Знания, интеллект и нравственность становятся главными ресурсами устойчивого прогресса. Возникает острая потребность в консолидации усилий ученых в целях создания средствами культуры и науки концепции нового образования. В условиях постоянно возрастающей конкуренции между государствами в целях достижения положительного финансового баланса для большинства государств мира бережное отношение к человеческому капиталу, повышение уровня кадрового потенциала являются базисом его экономического процветания. В этих условиях четко прослеживаются общие тенденции в совершенствовании управления высшим образованием, присущие не только многим странам, но и целым регионам (например, Европейский Союз) в области управления высшим образованием. Процессы глобализации вызывают необходимость межгосударственного сотрудничества в сфере образования с целью обмена опытом для развития экономического, социального, культурного и интеллектуального потенциала государств. Наряду со многими факторами необходимости сотрудничества государств данной сфере важное значение имеют правовые факторы, прежде всего закрепление в международном праве одного из фундаментальных прав человека - права на образование.

Более полувека тому назад государства-члены Организации Объединенных Наций, разрабатывая проект международного акта по правам человека, пришли к выводу о необходимости включить в перечень важнейших и жизненно необходимых основных прав человека его право на образование. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. это право было закреплено в четкой терминологической формулировке: «каждый человек имеет право на образование». Тогда это явилось для мирового сообщества величайшим шагом вперед. В дальнейшем содержание права человека на образование получило свое развитие в таких международно-правовых документах, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 15 декабря 1960 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 15 декабря 1979 г., Международная конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенция о профессиональном и техническом образовании от 10 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и других документах. Нормы данных актов, закрепляющие право на образование и гарантии его предоставления, являются важнейшей правовой основой сотрудничества государств в сфере образования.

Юристы выделяют следующие элементы права на образование.

1. Право каждого на образование, которое включает в себя:

а) право на обязательное и бесплатное начальное образование;

б) право на открытое и доступное среднее образование в различных его формах, включая профессионально-техническое среднее образование, с постепенно вводимым бесплатным образованием;

в) право на одинаково доступное для всех на основе способностей каждого высшее образование с постепенно вводимым бесплатным образованием;

г) право каждого, кто не получил или не закончил полного курса начального образования, на получение элементарного образования.

2. Право родителей или законных опекунов свободно выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством.

3. Право родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями [1].

Выделение именно таких элементов права на образование обусловлено тем, что авторы при их формулировании берут за основу нормы, закрепленные в международно-правовых актах. Однако возможен и несколько иной подход, в соответствии с которым такими элементами являются:

1) право доступа к образованию, а также связанное с ним право приема в образовательное учреждение и право получения образования;

2) право на качественное образование;

3) право на справедливое признание документов об образовании.

Право доступа к образованию регулируется в п. 2 ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., в ст. 2 Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 г.

Следовательно, право доступа к образованию находится под защитой международного права, которое устанавливает обязанность государств обеспечить реализацию этого права. Если речь идет о высшем или среднем специальном образовании, то основанием для реализации данного права является наличие соответствующего документа об образовании. С этим связана необходимость межгосударственного сотрудничества по вопросам признания иностранных дипломов. В Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11 апреля 1997 г. выделяется также понятие приема в образовательное учреждение (ст. 1). Для приема, кроме доступа (т.е. наличия документов об образовании), необходимо также соблюдение других условий, например, успешной сдачи вступительных экзаменов. После приема возникает право получения образования. Следует учитывать, что не все государства имеют экономические возможности для обеспечения своим гражданам необходимого уровня образования. В этом случае мировое сообщество оказывает помощь таким государствам, в частности, посредством деятельности международных организаций, что представляет собой одно из важнейших направлений сотрудничества государств в сфере образования.

В международном праве законодательно не закреплено право на качественное образование, хотя в данном определении необходимо констатировать, что невозможно претендовать на получение некачественного образования. На наш взгляд, качество образования может быть определено на основе анализа следующих критериев: содержания изучаемого материала; объема материала; методики преподавания; объективности оценки знаний, обучающихся; условий обучения.

Каждое из вышеназванных требований представляет собой самостоятельный элемент права на качественное образование, где общие положения упоминаются в статьях 2, 3, 4 Конвенции 1989 г. о техническом и профессиональном образовании. Что касается права на справедливое признание квалификаций, то оно нашло свое отражение в качестве элемента права на образование в преамбуле Лиссабонской конвенции 1997 г. Данное право предполагает, что никто не может быть дискриминирован за то, что свое образование он получил в другом государстве. Все элементы права на образование - и право доступа, и право на качественное образование, и право на справедливое признание квалификации - тесно взаимосвязаны. Каждый из этих элементов в отдельности и право на образование в целом в современном мире могут быть эффективно реализованы усилиями не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Вот почему необходимо сделать вывод о том, что благодаря данным вышеназванным элементам права на образование выделяются основные приоритеты сотрудничества государств в сфере образования.

Сегодня необходимо понимать, что формирование единого образовательного пространства СНГ - это прежде всего, выведение его на новый уровень качества образования, а также расширение сотрудничества во всех сферах отношений между государствами. Безусловно, для решения этой задачи предстоит сделать еще многое, да и процесс решения данной актуальной проблемы является весьма сложным, так как это обуславливается множеством факторов, в том числе, двойственностью процессов, характерных для образовательных систем стран СНГ, т.е. с одной стороны, четко просматривающаяся тенденция выработки общих подходов к определению необходимых в нынешних условиях моделей образования, с другой - стремлению к национальному самоопределению. Сама интеграция в сфере образования в современных реалиях не может происходить на тех же основаниях, в которых она осуществлялась в прошлом, таким образом, обуславливается необходимость, потребность в глубоком, системном научном осмыслении самого образовательного пространства и особенностей его построения.

В условиях формирования рыночной экономики за последнее десятилетие система казахстанского образования претерпела значительные изменения, что стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов, а также ратифицирования международных правовых актов в области образования. Опыт становления, а также функционирования образовательного пространства современного мира доказал окончательно, что правовой фактор играет в нем одну из самых главных функций. Анализ современного правового регулирования образовательного пространства показал, что механизм правового регулирования формировался достаточно долгое время и до сих пор находится в стадии совершенствования. Следует учитывать достаточно высокую экономическую базу цивилизованных стран мира, которая способствовала эффективному формированию единого образовательного пространства.

Сегодня в Республике Казахстан сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования, принят Закон Рк «Об образовании» и др. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые законы и другие нормативные акты в основном обеспечивающие правовое регулирование сферы образования, но вместе с тем, по отдельным направлениям требуется внести дополнения в действующую законодательную базу в интересах развития сферы образования.

Президент РК Н.А. Назарбаев в Стратегии-2030 четвертым приоритетным направлением развития страны определил: «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана» [2]. Этот приоритет послужил основой для формирования дальнейшего сотрудничества Республики Казахстан государств в сфере образовательного пространства.

В современных условиях глобализации со всеми присущими этому сложному процессу противоречиями, образованию во всем мире уделяется повышенное внимание. Речь идет не только о неуклонном повышении стандартов обучения, но и о патриотическом воспитании, о привитии подрастающему поколению высоких моральных качеств [3].

И.В. Демяненко пишет: «Особенность международного сотрудничества в области образования заключается в том, что цель его не только в получении конкретных выгод каким-либо государством, а содействие решению глобальных проблем, помощь слаборазвитым государствам и выравнивание образовательных условий во всех странах» [4].

Межгосударственное сотрудничество в сфере образования осуществляется, главным образом, в форме международных правоотношений. Государство выполняет взятые на себя международно-правовые обязательства в сфере образования, используя все ветви государственной власти. Так, посредством законодательной власти закрепляются права и обязанности субъектов образовательных отношений. Органы исполнительной власти (органы управления образованием) координируют реализацию обязательств, взятых на себя государством. Органы судебной власти осуществляют защиту нарушенных прав субъектов образовательных отношений, разрешают возникающие споры. Государство не всегда является стороной соответствующего правоотношения (например, отношений между преподавателем и образовательным учреждением), но субъект, права которого нарушены, всегда может обратиться в суд для защиты своего права.

В Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 г. используется широкое понимание образования. В частности, помимо образования, полученного в образовательных учреждениях, в это понятие включаются знания, приобретенные в процессе производственного обучения, а также совместных программ (п. «Ь» ст. 1). Этот аспект относится к источнику получения знаний. Если брать за основу предметный аспект, то понимание образования в данной Конвенции также является широким, то есть включает, в том числе, приобретение практических навыков, «ноу-хау», формирование отношений и понимание вопросов, относящихся к профессии в различных секторах экономической и социальной жизни (п. «а» ст. 1). Конвенции по вопросам признания дипломов используют к понятию образования более ограниченный подход, рассматривая только квалификации, приобретенные в результате обучения в средних и высших учебных заведениях. Следовательно, согласно международно-правовым документам воля государств направлена на сотрудничество в сфере образования, как в широком, так и в более узком понимании.

Сотрудничество в сфере образования связано также с научно-техническим сотрудничеством. Ряд договоров этой направленности предусматривает сотрудничество в подготовке научных кадров, обмен специалистами, совместные исследования, обмен информацией и опытом. В этой связи можно говорить о присутствии международно-правовых норм по вопросам образования в международно-правовом институте научно-технического сотрудничества.

Что касается понимания образования как процесса или результата получения знаний, то и в этом случае можно видеть широту воли государств относительно сотрудничества в данной сфере. Так, при международно-правовой регламентации условий обучения речь идет об образовании как процессе. То же самое справедливо, когда в международно-правовых актах говорится о равенстве возможностей в ходе учебного процесса. В случае признания иностранных документов об образовании мы имеем дело с результатом полученных знаний. Важным направлением является также взаимное признание документов об образовании. Как правило, в двусторонних соглашениях, в отличие от региональных (многосторонних) соглашений по тому же предмету, устанавливаются конкретные соответствия уровней (ступеней) образования и ученых степеней. Сотрудничество в данном направлении также способствует реализации права доступа к получению образования.

Итак, все направления сотрудничества объединяют их общие цели: реализация права человека на образование, развитие дружественных отношений и взаимопонимания между народами, а также развитие образования. Таким образом, говоря о специфики сотрудничества государств в сфере образования, необходимо отметить: образование как объект международно-правового регулирования включает в себя все аспекты, являющиеся объектом регулирования национального права, т.е. в международно-правовых актах используется широкое понимание образования; в ходе участия Республики Казахстан в сотрудничестве с государствами на обсуждение выносятся приоритетные направления как реализация права человека на образование, развитие образования посредством изучения опыта и обмен информацией, построе-ние единого образовательного пространства, признание иностранных дипломов, помощь развивающими-ся странам и другие вопросы. В связи, с чем необходимо выделить в отдельную отрасль в международно-правовой науке - «Международное образовательное право».

образование национальный казахстан право

1. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб., 2003. - С. 136-137.

2. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года // официальный сайт akorda. kz.

3. Токаев К.К. Из выступления К. Токаева наI Съезде учителей, работников образования СНГ. Интерфакс, 2010 г.

4. Демяненко И.В. Международное право и образование. - М., дисс. - С. 102.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: