Право какого государства является личным законом бипатрида

Обновлено: 19.04.2024

Основная особенность гражданско‑правового положения иностранцев заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером. Общее правило определения личного закона иностранцев – особая правовая связь индивида с государством.

Национальный (личный) закон индивида регулирует вопросы его личного статуса: правоспособность, дееспособность (общую и специальную), право на имя, неимущественные брачно‑семейные отношения, опеку и попечительство: «Закон страны, в которой имеет место жительства лицо, определяет правила относительно начала и окончания правосубъектности, имени, дееспособности и семейных прав» (ст. 7 Вводного закона к ГК Бразилии).

Во Франции сфера применения личного статута определена в ст. 3 ФГК как закон, относящийся к состоянию и правоспособности лиц. Понятие «состояние лица» охватывает вопросы, связанные с именем, домицилием, гражданским состоянием, семейными отношениями (за исключением имущественных отношений между супругами и наследственных отношений). Понятие правоспособности включает общие вопросы недееспособности физических лиц (несовершеннолетние, душевные и психические расстройства) и их защиты (опека и попечительство). Специальные ограничения правоспособности (например, во врачебной практике в отношении подарков пациентов) не охватываются данным понятием и подчинены особому регулированию (М. Н. Клевченкова).

По общему правилу в континентальном праве личный закон понимается как закон гражданства, в общем праве – как закон домицилия. Личный закон может устанавливаться и по иным критериям: «Статус физического лица и связанные с ним особенности… последствия этого статуса регулируются правом штата, устремлениям которого был бы нанесен наиболее серьезный ущерб, если бы его право не было применено к конкретному вопросу» (ст. 3519 ГК штата Луизиана).

В основном современные национальные кодификации МЧП придерживаются «смешанной» системы определения личного закона индивида: подчинение местному праву личного статуса иностранцев на основе принципа домицилия; распространение местного права на всех граждан этих государств по принципу закона гражданства.

В отдельных юрисдикциях к иностранным гражданам применяется закон гражданства, к бипатридам и апатридам – национальное право: «Право Государства Объединенные Арабские Эмираты применяется в случае с лицами с неизвестным гражданством или с лицами, которые… имеют одновременно более чем одно гражданство» (ст. 24 Закона о МЧП ОАЭ).

Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка личного закона – это закон государства гражданства, субсидиарная – право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина – право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в России (п. 3 ст. 1195 ГК РФ).

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК РФ). Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правоположение порождает проблему – как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства.

Закон домицилия применяется при определении личного закона бипатрида (п. 4 ст. 1195 ГК РФ). При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Здесь возникает такая же проблема – что считать личным законом бипатрида при отсутствии у него постоянного места жительства. Более удачный способ установления личного закона таких лиц – применение критерия реальной связи (место жительства семьи, место постоянной работы, место нахождения имущества и т. д.) или принципа эффективного гражданства: «Если… лицо пользуется несколькими гражданствами, судье надлежит придерживаться эффективного гражданства» (ст. 39 Кодекса Туниса).

Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других категорий физических лиц, статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.

💡 Апатриды: кто это

Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.

Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).

С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.

Нормативная основа

Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.

Международные правовые акты:

    , закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве. . Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства. , реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.

Национальные федеральные нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов; ; .

Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.

Потеря гражданства: как это происходит

Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:

  • появление ребенка, как лица без гражданства, в семье, где оба родителя обладают статусом апатридов. Однако в том случае, если ребенок родился в той стране, где юридически закреплено на национальном уровне присвоение гражданства по рождению на его территории (принцип почвы), то даже при отсутствии гражданства у обоих родителей ребенок апатридом не станет;
  • если человек добровольно отказался от гражданства, например, при оформлении гражданства другого государства, то до момента, пока он не получит документ, удостоверяющий его личность в новом государстве, он будет считаться апатридом;
  • наказание со стороны государства человека или группы лиц за совершение ими каких-то преступлений, от негативного действия которых государство хочет оградить своих граждан. В этом случае лишение гражданства рассматривается именно с позиции применения наказания в отношении преступника. Так, практика лишения гражданства, как наказания за «неугодные» мысли и дела, была очень распространена в СССР к оппозиционным деятелям разных сфер науки и искусства, литературы и других отраслей, где люди могли высказывать свое мнение широким массам;
  • в случае если правоохранительные органы государства выявили факт осуществления фиктивности какой-либо юридически значимой процедуры, с помощью которой человек получал гражданство, в качестве одной из мер наказания становится отмена такой процедуры и, соответственно, отобрание полученного гражданства у человека;
  • прекращение фактического и юридического существования государства, в результате чего люди теряют гражданство своего государства. Яркими примерами являются распад СССР на несколько самостоятельных государств, граждане которого должны были оформить новые паспорта в соответствии с проживанием на территории того или иного нового государства, чтобы получить гражданство этих государств; распад Югославии на Сербию, Македонию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину;
  • на основании столкновения норм действующего законодательства разных государств. Ярким примером может быть заключение брака между мужчиной и женщиной из стран с разными нормами законодательства, где приняты правила потери женщиной своего гражданства в случае замужества с иностранцем, а в государстве мужчины заключение брака не является основанием для предоставления гражданства – женщина в этом случае становится апатридом.

Как получить статус

Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.

Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:

  • подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
  • после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
  • если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.

После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.

Да, само собой, так как это очень удобно. Нет, потому что не вижу в этом необходимости. Не задумывался(лась) над этим вопросом.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
  • возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
  • возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.

Минусы:

  • необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
  • юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
  • отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
  • невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.

🔔 Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

    (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде; . Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

    , где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему); ; .

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Юристы рассказали о плюсах и минусах получения второго гражданства

В 2020 г. из-за пандемии коронавируса спрос на второе гражданство и вид на жительство другой страны увеличился в России на 20%. По словам экспертов, в условиях закрытых границ дополнительный документ стал альтернативой выездным визам. Сегодня тенденция сохраняется, но на дополнительный паспорт претендуют не только граждане внутри России, но и те, кто покинул ее в последние месяцы.

Если несовершеннолетний покидает страну с одним родителем, со вторым придется согласовать релокацию и договориться о порядке их общения. Иначе ребенка могут не выпустить из России. Или вернут на родину в случае переезда, а проживающего с ним родителя признают международным похитителем

В первую очередь важно разграничивать два понятия – двойное и второе гражданство.

Двойное гражданство – это когда паспорта обладают равным юридическим весом в обеих странах. Например, придя в какой-либо российский банк, человек сможет открыть счет по любому из документов.

Получить двойное гражданство можно только в стране, с которой заключен международный договор. В России статус двойного гражданства был легализован только с двумя странами – Таджикистаном и Туркменистаном. Однако на данный момент договор действует только в отношении Таджикистана. Соглашение с Туркменистаном Россия не продлила по инициативе второй стороны. Россиянин с двойным гражданством (паспортом Таджикистана) будет иметь полные права и обязанности в обеих странах.

Второе гражданство – это наличие еще одного паспорта. В этом случае каждая из стран рассматривает человека только как своего гражданина, а значит, выполнение гражданских обязанностей в одной стране не засчитывается в другой. Например, пройдя воинскую службу в России и имея гражданство любой другой страны, военнообязанным придется быть и в ней.

Людей, являющихся гражданами двух государств, называют бипатридами (происходит от латинского bis – «дважды» и греческого patridos – «родина, отечество»).

Преимущества статуса бипатрида зависят от того, в каких странах получено гражданство.

Получение второго гражданства

Отсутствие двустороннего соглашения между Россией и другими странами не отменяет возможность оформить еще один паспорт. Единого алгоритма здесь нет – условия получения второго гражданства зависят от законов конкретной страны.

Например, США – мировой лидер по числу иммигрантов, согласно оценкам ООН. Процесс оформления гражданства там начинается с получения вида на жительство. Далее требуется нахождение в США на основании ВНЖ более полугода ежегодно. Спустя 5 лет подается заявление на получение паспорта. Срок зависит от способа оформления грин-карты – например, для супругов он составляет 3 года.

«Основания для получения вида на жительство (грин-карты): родственные связи, работа, выдающиеся достижения, лотерея, убежище и инвестиции от $800 000 в рамках иммиграционной программы EB-5. На практике получение американского паспорта не приводит к отказу от российского. Люди живут, имея гражданство США и РФ, и могут по собственной инициативе отказаться от любого из них», – пояснила эксперт по инвестиционной иммиграции в США, коммерческий директор компании Second Wind Варвара Латынцева.

По словам специалиста, гражданин Америки имеет право на безвизовый въезд в 185 стран и не обязан проживать в стране гражданства. Важно учитывать, что при получении вида на жительство или гражданства США возникают обязательства по уплате налогов. Необходимо декларировать доходы, полученные по всему миру.

«Несмотря на некоторые послабления для американцев, которые проживают за границей, именно налогообложение играет важную роль при принятии решения о получении американского паспорта или грин-карты», – отметила Варвара Латынцева.

Основания получения второго гражданства определяют власти иностранного государства. Однако общие принципы есть почти у всех: вид на жительство, наличие работы за рубежом, брак с иностранным гражданином, репатриация, ведение бизнеса на территории иностранного государства, наличие иностранной недвижимости, в некоторых случаях родственные связи.

«За» и «против»

Минусом обладания двумя паспортами может стать невозможность политической карьеры. Это касается как страны происхождения, так и страны второго и последующего гражданства. Отнести к недостаткам можно и штрафы за неисполнение гражданских обязанностей. В Австрии, Австралии, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Греции, Египте, Люксембурге, Турции, Пакистане и некоторых других странах налагается штраф за неявку на выборы.

Однако плюсов больше – например, путешествия без виз, бесплатное медицинское обслуживание, второе гражданство может помочь ребенку получить достойное образование. Преимущества есть и у бизнеса – второе гражданство позволяет открыть компанию за границей и оперативно выезжать на деловые встречи.

Предупреди свое государство

Россиянин, оформивший за рубежом вид на жительство или второе гражданство, обязан предупредить Министерство внутренних дел РФ о смене статуса (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ).

«О получении второго гражданства нужно сообщить в МВД России в течение 60 дней. Если проигнорировать это требование, грозит штраф по ст. 19.8.3 КоАП РФ в размере от 500 до 1000 рублей или уголовная ответственность по ст. 330.2 УК РФ. С 1 июля 2021 г. запрещено иметь второе гражданство госслужащим, военнослужащим и людям, у которых есть доступ к гостайне», – рассказал адвокат Андрей Алешкин.

Эксперт добавил, что запрет второго гражданства – распространенная практика, к которой прибегают в том числе топ-страны. Перед выбором своих граждан ставят Германия, Япония, Норвегия, Китай, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Кувейт и Сингапур.

Регулирующие законы

Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства – международные соглашения.

1. Закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 3 мая 2018 г. № 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

3. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Материал юридического портала «Сфера». Другие актуальные материалы вы можете найти в ленте новостей портала.

Положение физических лиц в международном частном праве; определение их гражданской правоспособности

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В международном частном праве определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане — это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды — лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды — лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы — лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Правовой статус бипатридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология. Заключен целый комплекс международных конвенций, направленных на уменьшение количества апатридов и бипатридов.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам — правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан. Принцип защиты прав и основных свобод человека непосредственно действует и в международном частном праве.

Во многих зарубежных правовых системах (Франция, Испания) существует специальная отрасль права — «право иностранцев».

В законодательстве таких государств определены различные категории иностранных граждан. Например, во Франции в соответствии с Законом Паскуа иностранцы делятся на: туристов, студентов, сезонных рабочих, коммерсантов — обыкновенных резидентов, лиц-резидентов, привилегированных иностранцев (граждан ЕС). Понятие «иностранец», как правило, включает в себя бипатридов, апатридов и беженцев. В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам (иностранцы уравнены в правах с местным населением). Национальный режим основан на принципах равенства и равноправия.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка личного закона — это закон государства гражданства, субсидиарная — право государства места жительства. В отечественном праве закреплено сочетание территориального и экстерриториального принципов при определении правового статуса физических лиц.

Личный закон иностранного гражданина — это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых — российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ. Однако в российском законодательстве существует лишь формальное понятие категории «место жительства». В связи с этим возникает проблема установления места жительства иностранного гражданина на территории РФ.

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия. Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правоположение порождает проблему: как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства. Закон домицилия применяется и при определении личного закона бипатрида. Здесь возникает точно такая же проблема: что считать личным законом бипатрида при отсутствии у него постоянного места жительства.

Более удачный способ установления личного закона таких лиц установлен в праве зарубежных стран — это применение критерия реальной связи (место жительства семьи, место постоянной работы, место нахождения имущества и т.д.). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища. По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

Гражданская правоспособность физических лиц — это способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей.

Правоспособность возникает с момента рождения (в области наследственных прав — с момента зачатия) и прекращается в момент смерти. При жизни правоспособность может быть ограничена по судебному решению (как правило, в административном или уголовном процессе — лишение права заниматься врачебной или торговой деятельностью, занимать определенные должности). В праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма, в сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом, однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона. При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ — ч. 3 ст. 62.

Положения Конституции — основа правового положения иностранцев на территории РФ. Применение коллизионного регулирования — личного закона — предполагает признание иностранных ограничений правоспособности, основанных на приговоре иностранного суда и не противоречащих публичному порядку РФ. В российском законодательстве установлены и другие изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровительство. Эта функция возложена на дипломатические и консульские представительства РФ в других государствах.

Данные учреждения осуществляют всестороннюю защиту имущественных и личных неимущественных прав российских граждан за границей. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то по постановлению Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ.

В силу ряда обстоятельств физическое лицо может быть бипатридом, т.е. оказаться в правовом состоянии одновременного гражданства двух государств (двойное гражданство). Условно к этой категории можно отнести лиц, обладающих гражданством более двух государств (множественное гражданство). Правовое состояние двойного гражданства у физического лица возникает обычно в результате коллизии законодательства различных государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Это может иметь место, в частности: при рождении ребенка от родителей - граждан страны, применяющей принцип «права крови», на территории страны, применяющей принцип «права почвы»; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны женщины не исключает ее из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство; при усыновлении, если государство усыновляемого не дает согласия на выход из гражданства, а государство гражданства усыновителей предоставляет ему свое гражданство; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другого государства, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.

Двойное гражданство осложняет положение лица, обладающего им. Проблема заключается в том, что каждое из государств, считающих лицо своим гражданином, в принципе может требовать от него выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской повинности). Лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказываться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к государству, гражданином которого оно также является. Этим вызваны отрицательное отношение большинства государств к совмещению гражданств и многочисленные попытки устранения двойного гражданства путем заключения международных соглашений.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве. Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

При этом Конвенция 1930 г. подтвердила, что каждое государство самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства. На основании такого подхода, следовательно, каждое государство может считать своим гражданином лицо, которое имеет помимо гражданства данного государства также и гражданство другого государства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят. На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст. 3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одною государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Сообразно Конвенции 1930 г. лицо, имеющее два гражданства, приобретенных без выражения волеизъявления с его стороны, может отказаться от одного из этих гражданств с разрешения государства, от гражданства которого оно намерено отказаться. В таком случае от лица требуется выполнение условий, предусмотренных законом государства, от гражданства которого оно намерено отказаться.

В 1930 г. в Гааге был подписан также Протокол относительно военных обязанностей в некоторых случаях двойного гражданства. Протокол предусматривал, что лицо, обладающее гражданством двух или более государств, обычно проживающее в одном из этих государств и связанное с ним фактически более всего, освобождается во всех других государствах от военных обязанностей. Это освобождение может, однако, повлечь за собой утрату гражданства другою государства. Лицо, которое утратило гражданство одного из государств согласно закону этого государства и приобрело гражданство другого государства, освобождается от военных обязанностей в государстве, гражданство которого оно утратило.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7. В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Принятая европейскими государствами Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (май 1963 г.) устанавливает правило, согласно которому лицо, добровольно приобретшее другое гражданство, автоматически теряет прежнее гражданство. По Дополнительному протоколу 1977 г. к Конвенции 1963 г. государства обязались информировать друг друга обо всех случаях приобретения своими гражданами гражданства других договаривающихся сторон.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. презюмирует множественное гражданство в случае его автоматического приобретения детьми при разном гражданстве родителей и в случаях семейно-брачных отношений, когда жена приобретает гражданство мужа.

Комиссия международного права ООН занималась вопросами двойного гражданства и пришла к выводу, что еще не созрели необходимые условия для принятия конвенции о сокращении двойного гражданства и его исключении в будущем. Поэтому Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве (апатризме).

Безгражданство — это такое правовое состояние лица (апатрида), которое сложилось в результате столкновения законодательств о гражданстве различных государств. Оно возникает в случае потери каким-либо лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают два случая безгражданства. В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, а во втором случае — в результате утраты гражданства. Неблагоприятным последствием состояния безгражданства является невозможность пользования соответствующим лицом всей полнотой прав, принадлежащих гражданину, ни в одном государстве.

Основной способ сокращения случаев безгражданства заключается в осуществлении внутригосударственных мер, например таких, которые содержатся в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающем, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Ликвидация (или уменьшение случаев) апатризма возможна в результате унификации законов о гражданстве государств или заключения соответствующей международной конвенции. Попытка, предпринятая в этом направлении на Гаагской конференции в 1930 г., успехом не увенчалась. Принятая на указанной Конференции Конвенция предусматривала факультативный характер разрешения на выход из гражданства до тех пор, пока лицо, его получившее, не приобрело гражданство другого государства. В частности, законодательство о гражданстве не должно лишать гражданства женщину, вступившую в брак с иностранцем, если она не приобрела гражданства другого государства.

В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. устанавливает на территории государств-участников определенный правовой режим для лиц без гражданства: защищает личный статус, их имущественные права. Данная Конвенция обязывает государства-участников предоставлять лицам без гражданства такое же правовое положение, каким пользуются на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. не допускает лишение гражданства, если оно ведет к безгражданству. Согласно этой Конвенции утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства.

В Российской Федерации статус апатридов почти приравнен к статусу иностранных граждан. Исключение составляет случай, при котором дипломатические представительства иностранного государства не вправе оказывать защиту лицам без гражданства на территории государства пребывания. Вместе с тем в соответствии с вышеупомянутыми проектами статей по дипломатической защите государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица государства, которое на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования законно и обычно проживает в этом государстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: