Право какого государства понимается как закон перевозчика

Обновлено: 18.04.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Привязка «закон суда» является оптимальной для любого правоприменительного органа, поскольку она …
решает коллизионный вопрос в пользу применения национального права
предоставляет наибольшую свободу для судейского усмотрения
предполагает применение прямого метода регулирования правоотношений
отсылает к обычаям делового оборота

2. Статуты, применение которых ведет к сужению вещно-правового статута
деликтного и валютного
личного и обязательственного
формального и наследственного
семейного и брачного

3. Закон продавца понимается как право государства …
гражданство которого имеет продавец
на чьей территории заключена сделка
на территории которого продавец имеет место жительства или основное место деятельности
на места торгового обзаведения продавца

4. Смысл деления правоотношения на статуты заключается в …
возможности максимального применения автономии воли
применении к каждому статуту права того государства, с которым данный статут имеет наиболее тесную связь
возможности одного коллизионного регулирования всего правоотношения в целом
возможности применения ко всему правоотношению закона суда

5. «Закон суда» в основном применяется …
как альтернатива автономии воли сторон
в международном гражданском процессе
в праве интеллектуальной собственности
в договорных обязательствах

6. Закон места совершения акта по своему характеру является …
основным правом контракта
выражением принципа наиболее тесной связи
родовой привязкой
специальной коллизионной привязкой

7. … статут в правоотношении может регулировать закон, избранный сторонами.
обязательственный
валютный
вещно-правовой
личный

8. Закон места совершения деликта в законодательстве разных стран понимается как закон …
места предъявления претензий
страны, где испрашивается охрана нарушенных прав
места совершения вредоносного деяния и/или закон места наступления вредоносных последствий
существа отношения

9. Автономия воли считается самой гибкой коллизионной нормой, поскольку она …
предполагает наибольшую свободу судейского усмотрения
применяется во всех сферах МЧП
предполагает практически неограниченную свободу выбора применимого права самими сторонами отношения
позволяет применять любую правовую систему

10. Тенденция отказа от применения привязки «закон места заключения договора» связана с …
распространением сделок между отсутствующими
сужением понятия «обязательственный статут правоотношения»
расширением применения личного закона
распространением безоборотного финансирования.

11. Суть коллизионной привязки «закон валюты долга»
она представляет собой собственное право контракта
она выражает закон существа отношения
если сделка заключена в определенной валюте, то валютный статут отношения подчиняется праву того государства, в чьей валюте выражено обязательство
она отражает критерий реальной связи

12. Генеральная коллизионная привязка для всех договорных обязательств
закон места совершения сделки
принцип наиболее тесной связи
автономия воли сторон
закон места исполнения договора

13. Форма совершения сделки в соответствии с законодательством РФ подчиняется праву …
места исполнения договора
места совершения акта
страны суда
страны продавца

14. Формулами прикрепления являются привязки …
двусторонних коллизионных норм
сложных соподчиненных коллизионных норм
односторонних коллизионных норм
диспозитивных коллизионных норм

15. Коллизионная привязка «личный закон физического лица» понимается как закон …
государства места рождения индивида
гражданства и (или) закон домицилия
наиболее тесной связи
места фактического проживания лица

16. Для определения личного закона юридического лица в ГК РФ закреплена теория …
инкорпорации
эффективного места деятельности
контроля
оседлости

17. Коллизионный критерий «закон места нахождения вещи» в основном используется для регулирования отношений в сфере …
деликтного статута
обязательственного статута
валютного статута
вещно-правового статута

Международные транспортные источники весьма обширно регулируют основные вопросы проведения международных перевозок как пассажиров, так и грузов. Среди основных регулируемых вопросов можно выделить нормы заключения соглашений, правовых отношений участников процесса перевозки, определение ответственности в случае невыполнения или неправильного выполнения обязательств, претензионного и искового порядка разрешения споров, документационного сопровождения перевозок и прочие вопросы.

Сами определения международных перевозок содержатся исключительно в отдельных транспортных конвенциях. По большей части, внутренние российские источники, которые занимаются регулированием международных перевозок, также не могут дать четкого определения этому понятию.

Те определения, которые есть в наличии в российских источниках, не могут отличиться схожестью в трактовках, но имеет прямую или косвенную характеристику этого понятия – перевозка по территории иностранного государства.

Достаточно демонстративными являются определения, которые были сформулированы в конвенциях о международных автомобильных перевозках пассжиров и грузов.

КАПП определяет международную перевозку пассажиров как осуществление перемещения людей по территории двух и более государств с использованием транспорта (п.1 статья 1). Однако, исходя из КДПГ перевозка становится международной, если место принятия груза для перевозки находится в одной стране, а место сдачи этого груза – в другой (п.1 статья 1).

В Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» приводится смысловое описание автомобильных международных перевозок, которое совпадает с упомянутыми выше определениями. Исходя из статьи 1 Федерального Закона, международной автомобильной перевозкой считается перевозка пассажиров или грузов на территорию Российской Федерации из другой страны или перевозка за границу РФ.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ не включает определение международной перевозки, но пункт 3 статьи 1 в то же время включает существенное положение о том, что перевозки пассажиров, багажа и грузов международного характера регулируется международными соглашениями. Прежде всего, это положение относится к приведенным в договоре условиям.

Понятие международной перевозки

В трактовке Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 года.

Международная перевозка – это транспортировка пассажиров или грузов, место начала которой находится в одном государстве, а окончание – в другом, или же они находятся в одном государстве, но в пути пересекают его границы.

Монреальская конвенция от 1999 года дала весьма близкое определение к вышеописанной трактовке.

Международные перевозки – это перевозки, отправления и назначения которых располагаются в нескольких государствах или же на территории одного государства, если были предусмотрены и согласованы остановки на территории других государств.

Такое же определение содержится и в п.2 статьи 101 ВК РФ. Более того, Кодекс включает в себя существенное положение, которое применяется и к международным перевозкам; исходя из этого положения, если правила международного договора России отличаются от тех, что упомянуты в Кодексе, то применяются нормы международного соглашения (статья 3). Другими словами, международные источники имеют превосходящее значение в регулировании вопросов международных перевозок.

Что касается железнодорожного транспорта и регулирования, то можно наблюдать другую ситуацию. В договорах, которые регулируют международные ж/д перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), вообще отсутствуют формулировки подобных перевозок. Во внутренних российских источниках, как и в ситуации с ВК РФ, содержатся не только значения международных перевозок, но и описание доминирования международных источников в вопросах подобного регулирования перед внутренним законодательством.

Федеральным Законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение предпочтения норм и правил международных источников в случае, если международный договор Российской Федерации включает положения, расходящиеся с законодательством страны.

Признаки международных перевозок

Описанные выше положения позволяют выделить три основных признака международной перевозки:

  1. Пересечение государственной границы.
  2. Транспортировка пассажиров, багажа, грузов, регулируемая нормами и правилами международных конвенций и соглашений.
  3. Наличие иностранного аспекта; например, когда объектами права международных перевозок являются физические или юридические лица разных стран.

Стоит отметить комментарий О.Н. Садикова о том, что, исходя из теории и практики проведения международных перевозок, данная транспортировка не связана с самим фактом пересечения границ других стран, а с фактом начала этой транспортировки. Как уточняет профессор Садиков: «достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления)».

В заключение

На практике, подобная перевозка считается международная, потому что уже была так оформлена, и на нее распространяются нормы международных конвенций и договоров. Как следствие, международной перевозкой является начатая транспортировка, оформленная как перевозка груза или пассажиров по территории двух стран и больше.

Что такое регулярные и чартерные рейсы и методы их регулирования

Национальное законодательство о МЧП содержит прямую отсылку к нормам Чикагской конвенции.

Международными воздушными перевозками грузов считаются те перевозки, места назначения и отправления которых располагаются на территориях разных государств. Также к таким перевозкам относятся те, точки назначения/отправления которых территориально располагаются на территории одного государства, однако маршрут доставки предусматривает остановки на территории стороннего государства.

Воздушные перевозки грузов подразделяются на следующие формы:

  • смешанные грузовые — когда одновременно осуществляется перевозка как грузов, так и пассажиров;
  • специальные грузовые — это отдельные перевозки, рассчитанные на перемещение только грузов.

В свою очередь, смешанные перевозки подразделяются на перевозки грузов, располагающихся в специально отведенных для них отсеках на пассажирском воздушном судне и в конвертируемых самолетах грузопассажирского класса. Грузовые отсеки пассажирских самолетов предназначаются для особо ценных и срочных отправок. Перевозки в конвертируемом транспорте предполагают использование самолетов с салоном, приспособленным как для перевозки людей, так и для перемещения грузов. Такой салон может быть переоборудован в полной мере — для исключительно грузовых перевозок, либо быть переделанным частично — в этом случае половина салона предназначается пассажирам, другая используется под грузы.

Грузы, располагающиеся в оборудованных под них самолетах, перевозятся регулярными и чартерными рейсами.

К регулярным рейсам относятся перевозки, которые осуществляются по договорным авиалиниям согласно опубликованного расписания.

  1. Право осуществления транзитного пролета без выполнения посадки на территории государства, которое предоставляет данное право.
  2. Право выполнять пролет на территории иностранного государства с осуществлением посадки, носящей некоммерческие цели (например, дозаправка топливом, техобслуживание, ремонтные работы и тому подобное), при этом право на выгрузку или посадку/размещение грузов и пассажиров, а также почты не предоставляется.
  3. Право высадки на территории иностранного государства пассажиров, а также выгрузки грузов и почты, которые были взяты на борт воздушного транспорта на территории того государства, чью национальную принадлежность имеет этот транспорт.
  4. Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию государства, к которому обозначенное судно имеет принадлежность, право распространяется также на грузы и почтовые отправления.
  5. Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию любого третьего государства, а также грузов и почты, которые адресованы туда же, а также право высадки пассажиров и выгрузки грузов и почтовых отправлений, которые были посажены/размещены на любой подобной территории.
  6. Право осуществлять перевозку пассажиров/грузов/почты между третьими государствами через территорию государства, к которому относится транспорт.
  7. Право выполнения перевозок пассажиров/грузов/почты между территориями третьих государств без захода на территорию государства, к которому воздушный транспорт имеет национальную принадлежность.

На современные конвенции, касающиеся воздушного транспорта, большое влияние было оказано соглашениями между Великобританией и США — «Бермуды-1» и «Бермуды-2». Эти соглашения оговаривали тарифные ставки, а также определяли объемы международных перевозок. В настоящее время между многими странами заключаются договоры смешанного типа на основе Чикагской и Бермудских конвенций.

Чартерными рейсами называют рейсы, которые выполняются на основании специального договора, который был заключен между перевозчиком и заказчиком.

Любой чартерный рейс осуществляется согласно особому разрешению властей соответствующего государства, компетентных в этой сфере. Чартерные рейсы воздушным транспортом стали практиковаться с 60-х годов прошлого века.

Согласно заключенному контракту заказчик фрахтует вместимость воздушного транспорта на определенных участках маршрута на определенных условиях. Такие контракты могут заключаться на разовую перевозку грузов (то есть на отдельные рейсы) и на целую серию перевозок (так называемая «чартерная цепочка»). Помимо этого в таких контрактах могут быть прописаны условия тайм-чартера.

Основное содержание конвенций, регулирующих работу воздушного транспорта

Для обеспечения прав лиц/организаций, которые предоставляют кредит на приобретение воздушного транспорта используется Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (действует с 1948 года). Основная информация, содержащаяся в ней — описание норм о признании залоговых прав на воздушный транспорт, о порядке его продажи в процессе исполнения судебного решения, направленного на удовлетворение прав кредитора.

В текущих кодификациях МЧП имеется отсылка на эту конвенцию. «Права на воздушный транспорт, как они определяются в Женевской конвенции о международном признании прав на воздушные суда (от 19.06.1948 г.) признаются на условиях этой конвенции и формируют последствия,указанные в ней» (согласно статье 165.1 кн.10 Гражданского Кодекса Нидерландов).

Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (действует с 1933 года) относит к мерам, направленным на задержку воздушного транспорта, судебные решения, а также решения, принятые органом госуправления — они действуют в тех случаях, когда решение о применении подобной меры было вынесено, минуя порядок общего судопроизводства.

Римской конвенцией о возмещении вреда, который был причинен иностранному воздушному транспорту третьими лицами на поверхности земли (действует с 1952 года), установлено, что ответственность за подобное наступает независимо от вины владельца данного транспорта. К условиям, которые освобождают от подобной ответственности, относят:

  • вред был нанесен в результате вооруженного конфликта/гражданских беспорядков;
  • владелец транспорта не воспользовался им по причине акта публичной власти;
  • имеется установленная вина потерпевшего.

Варшавская конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок (действующая с 1929 года) является основой правовой регламентации международных перевозок воздушным транспортом. К соглашениям, которые служат дополнением к ней относят:

  • Гаагский протокол (действует с 1955 года, является неотъемлемой частью этой конвенции);
  • Гватемальский протокол, касающийся внесения изменений в конвенцию (действует с 1971 года);
  • Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил для международных перевозок по воздуху (действует с 1961 года);
  • Монреальские протоколы (в действии с 1975 года);
  • Монреальское временное соглашение авиакомпаний (действительно с 1966 года);
  • Мальтийское временное соглашение авиакомпаний (действует с 1974 года).

Все указанные документы входят в состав Варшавской воздушной договорной системы.

Согласно Варшавской конвенции международная воздушная перевозка — это перевозка, маршрут которой содержит хотя бы один посадочный пункт, размещенный на территории другого государства.

В сферу применения этой конвенции входят пассажирские и грузовые перевозки, а также транспортировка багажа. Также в нее входят комбинированные перевозки. Действие конвенции не распространяется на перевозки по воздуху между государствами, которые являются ее участниками и теми, которые в ней не участвуют. Также она не применима к транспортировке почты. Документом, который удостоверяет заключение договора на перевозку является авиационная накладная, которая была введена Варшавской конвенцией.

Эта конвенция действует в следующих случаях:

  • места отправления/назначения располагаются на территории государств, являющихся участниками конвенции (независимо от остановок);
  • места отправления/назначения располагаются на территории одного государства, являющегося участником конвенции, но маршрут перевозки предполагает наличие остановок на территории другого государства, которое может и не являться участником этой конвенции.

Международные авиационные перевозки могут выполняться в последовательном алгоритме несколькими перевозчиками. Варшавская конвенция рассматривает подобное как единую перевозку вне зависимости от количества договоров, которыми она оформлена. При смешанных перевозках конвенция распространяется только на воздушные участки транспортировки. Однако по соглашению сторон в документ на перевозку могут быть включены условия, распространяющиеся и на другие виды перевозок.

Нормы ответственности перевозчика

Варшавской конвенцией устанавливается правило множественности юрисдикции (оно является альтернативой международной подсудности). Согласно ему иск по выбору истца может подаваться в компетентный суд любого государства, которое является участником конвенции. Также такой иск может подаваться по месту жительства перевозчика или по месту нахождения управления этого воздушно-транспортного предприятия или конторы, которой был заключен договор на перевозку, а также в суд, расположенный в месте назначения. Такая норма отличается императивным характером — то есть все соглашения, которые изменяют правила о подсудности, установленные конвенцией, являются недействительными.
Исключениями из этого являются:

  • специальное соглашение между перевозчиком и пассажиром, предполагающее повышение предельного размера ответственности перевозчика;
  • на перевозку грузов может распространяться арбитражное соглашение в пределах территориальной компетенции судов, которая была установлена Варшавской конвенцией.

Помимо этого правила подсудности для пассажирского воздушного транспорта дополняются Гватемальским протоколом (действует с 1971 года), согласно которому иск можно предъявлять по месту жительства пассажира, если на этой территории располагается учреждение перевозчика.

Основой Варшавской конвенции являются унифицированные материальные нормы, носящие императивный характер. В этом документе присутствует лишь незначительное количество коллизионных норм, относящихся к частным вопросам.

Положения Варшавской конвенции, касающиеся ответственности перевозчика, которые были сформированы в начальный период гражданской авиации, являются устаревшими, поэтому большая часть более новых соглашений Варшавской договорной системы направлена на увеличение ее пределов. Первое такое увеличение было закреплено в Гаагском договоре 1955 года — предел стал в 2 раза выше. Далее в 1966 году было подписано Монреальское соглашение (при участии ведущих перевозчиков), в котором указывалось повышение пределов ответственности при перевозках в/из и через территорию США. Это соглашение сподвигло подписание Мальтийского соглашения при участии ведущих европейских перевозчиков в 1974 году. Согласно ему предел ответственности повышался до 100000 СДР. Подобными соглашениями был заменен принцип ответственности за вину объективной ответственностью. Исходя из этого перевозчик не имеет права ссылаться на условия, которые служат основанием для его освобождения от ответственности согласно Варшавской конвенции.

В соотвествии с Гватемальским протоколом (действует с 1971 года) на перевозчика накладывается ответственность вне зависимости от его вины (исключением является только нанесение вреда по вине пассажира, включая вред, связанный с состоянием его здоровья). Этот протокол повысил предел ответственности перевозчика в 6 раз в сравнении с Гаагским протоколом. Национальное законодательство может вносить дополнительные меры возмещения пассажирам в связи с нанесением вреда их здоровью. Помимо этого Гватемальский протокол внес изменения в Варшавскую конвенцию, касающиеся пассажирского билета и условий багажной перевозки.

В 1999 году была принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок по воздуху. Эта конвенция применяется при любых пассажирских перевозках международного значения, а также для транспортировки багажа/грузов, которые осуществляются за вознаграждение.

Международной воздушной перевозкой в рамках Монреальской конвенции считается перевозка, места отправления/назначения которой располагаются на территории разных государств-участников или располагаются на территории одного государства, но их маршрут предусматривает остановку на территории другого государства, которое может не являться участником данной конвенции.

Эта конвенция распространяется на любые воздушные перевозки, которые совершаются государством и юрлицами публичного права.

  • военными действиями;
  • конфликтами с применением оружия;
  • актами государственных органов власти;
  • неправильной упаковкой груза;
  • дефектами качества, которые были присущи грузу.

Если перевозчик докажет, что причинение вреда пассажирам, порча/утрата багажа либо груза является следствием неправильных или небрежных действий лица, которое требует возмещения, либо же его бездействием, то ответственность с него будет снята.

Монреальской конвенцией предусмотрена множественность юрисдикции (то есть конкурентная юрисдикция) по искам к перевозчикам, которые предъявляются в государственные суды. Ею установлен претензионный порядок урегулирования разногласий между получателем и перевозчиком, носящий обязательный характер. Согласно ему срок исковой давности составляет 2 года с момента прибытия воздушного транспорта в пункт назначения.

Эта конвенция предусматривает возможность передачи спора на разрешения в арбитражный суд согласно арбитражному соглашению, заключенному сторонами. Но эта возможность допускается только для договоров по перевозке грузов.

  • воздушная перевозка грузов связана с территорией государства, которое не является участником ни Варшавской, ни Монреальской конвенции;
  • вопросы не урегулированы ни одной из этих двух конвенций;
  • условия перевозки авиакомпании не соответствуют национальному праву.

Закон места заключения договора — это право государства, в котором находится первый (начальный) участок полета.

Помимо этого, в отдельных национальных кодификациях МЧП было закреплено особое коллизионное регулирование статуса воздушного транспорта, вещных прав на него и договоров перевозки по воздуху (например, статьи 139-144 Закона о МЧП Румынии). Положения национального закона, которые касаются маршрутов воздушных перевозок, включая их безопасность в воздушном пространстве конкретного государства, применяются к любому воздушному транспорту вне зависимости от его регистрационного статуса, а также к его экипажу и перевозимым пассажирам.

Законом государства места регистрации воздушного транспорта регулируются:

  • полномочия/компетенции/обязанности командира данного транспорта;
  • договор найма экипажа (если сторонами не выбран иной закон);
  • ответственность предприятия данного транспорта за действия командира и экипажа.

Вещные и обеспечительные права на транспорт, а также формы регистрации актов, на которых эти права основываются, могут быть переданы или же прекращены.

Ущерб, который был причинен воздушным транспортом на поверхности земли, регулируется законом государства, на территории которого этот ущерб был нанесен. Ответственность за столкновение в открытом море или в границах пространства, не подпадающего под чей-либо суверенитет регулируется согласно закону, являющемуся общим для воздушного транспорта, при наличии различной национальной принадлежности — законом поврежденного транспорта.

В нормах Воздушного кодекса Российской Федерации учитываются основные положения Варшавской конвенции. В нем определены:

  • понятие международной воздушной перевозки;
  • права, обязанности и ответственность перевозчика;
  • ответственность владельца воздушного транспорта;
  • страхование обязательного характера перед третьими лицами;
  • размеры страховых сумм.

Помимо этого в нем идет подробное перечисление оснований, согласно которым договор перевозки пассажиров и грузов по воздуху может быть прекращен по инициативе перевозчика.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 362-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

грузовое транспортное средство - самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом;

российский перевозчик - российские юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие принадлежащие им одно либо несколько грузовых транспортных средств и (или) один либо несколько автобусов (далее - транспортные средства) для перевозок грузов или пассажиров;

(см. текст в предыдущей редакции)

иностранный перевозчик - иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов или пассажиров;

международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств;

транзитная международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации либо с территории Российской Федерации на территорию Российской Федерации транзитом по территории иностранного государства, а также перевозка транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, транзитом через территорию Российской Федерации;

международная автомобильная перевозка с территории или на территорию третьего государства - перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства;

регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка - перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения;

нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка - не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой перевозка пассажиров автобусом;

крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;

тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности;

разрешение - документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории государства;

российское разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации;

иностранное разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства;

разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства;

разовое или многократное разрешение на проезд конкретного тяжеловесного транспортного средства, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которого превышают более чем на 10 процентов допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - специальное разрешение на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств) либо на перевозку опасных грузов (далее - специальное разрешение на перевозку опасных грузов). Такое разрешение может быть дополнительным к российскому разрешению, к специальному разовому разрешению на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннему разрешению, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2019 N 192-ФЗ, от 15.04.2022 N 92-ФЗ)

Правовой режим воздушной транспортной среды — это сфера действия публичного права (национального и международного). Во всех государствах созданы специальные органы обслуживания воздушного движения (ОВД). Основным принципом ОВД является осуществление руководства полетом воздушного судна только одним диспетчером. Воздушная транспортная среда поделена па суверенное воздушное пространство конкретных государств и международное воздушное пространство.

В международном воздушном пространстве установлены районы полетной информации. В пределах района полетной информации воздушное пространство делится на контролируемое, консультативное и воздушное пространство ограниченного пользования (ограничительные и запретные зоны). На межгосударственном уровне создана глобальная система управления международным воздушным движением, основная роль в которой отведена Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В этой области большая роль принадлежит не только международным конвенциям, но и международно-правовым обычаям, судебной и арбитражной практике, национальным законам.

Варшавская конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок представляет собой основу правовой регламентации международных воздушных перевозок.

Соглашения, дополняющие Варшавскую конвенцию: Гаагский протокол 1955 г. (считается неотъемлемой частью Варшавской конвенции), Гватемальский протокол 1971 г. о внесении изменений в Варшавскую конвенцию, Гвадалахарская конвенция 1961 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (установила понятие «фактический перевозчик»), Монреальский протокол 1975 г., Монреальское временное соглашение авиакомпаний 1966 г., Монреальское соглашение 1999 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.

Совокупность норм этих соглашений в целом составляют Варшавскую систему регулирования международных воздушных перевозок. Определением конкретных условий международных воздушных перевозок занимается Международное агентство воздушного транспорта (ИАТА) — специальная неправительственная организация, объединение авиакомпаний государств — членов ИКАО.

Женевская конвенция 1948 г. о международном признании прав на воздушные суда направлена на обеспечение прав лиц и организаций, предоставивших кредит при приобретении воздушных судов. Основное содержание Конвенции — нормы о признании залоговых прав на воздушные суда, о порядке продажи судна во исполнение судебного решения для удовлетворения прав кредитора.

Конвенция 1933 г. об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов относит к таким мерам решения суда или органа государственного управления, позволяющие задержать самолет, если решение о применении таких мер вынесено не в порядке общего судопроизводства. Такие меры не должны применяться к воздушным судам, используемым исключительно на государственной службе на регулярных линиях, а также к самолетам, готовым к отлету с пассажирами и грузами.

Римская конвенция 1952 г. о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли, определяет, что ответственность наступает независимо от вины владельца воздушного судна. Случаи освобождения от ответственности: причинение вреда является следствием вооруженного конфликта или гражданских беспорядков; владелец воздушного судна не мог им воспользоваться на основании акта публичной власти; наличие вины потерпевшего.

Предел ответственности судовладельца ограничен максимумом, размер которого зависит от веса судна. Конвенция предусматривает предоставление владельцу воздушного судна гарантии ответственности, которая должна иметь форму страхования ответственности, гарантии банка или депозита соответствующей суммы. В Конвенции закреплены также подробные правила о порядке заявления исков и исполнения судебных решений.

Варшавская конвенция 1929 г. — первостепенный международно-правовой источник права международных воздушных перевозок. В Конвенции дано определение международной воздушной перевозки — это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами — участниками Конвенции и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты.

Действие Варшавской конвенции распространяется на следующие воздушные перевозки:

  1. Место отправления и место назначения независимо от перерыва в перевозке расположены на территории двух государств — участников Конвенции
  2. Место отправления и место назначения находятся на территории одного государства — у частника Конвенции, но остановка предусмотрена на территории другого государства, возможно, и не участвующего в Конвенции

Варшавская конвенция устанавливает правило множественности юрисдикции (альтернативную международную подсудность): иск может быть подан по выбору истца в компетентный суд любого государства-участника; в суд по месту жительства перевозчика; по месту нахождения главного управления его предприятия; по месту нахождения конторы, заключившей договор перевозки; в суд места назначения. Эта норма имеет императивный характер — недействительны все соглашения, изменяющие установленные в Конвенции правила о подсудности.

Допускаются, однако, два исключения: в силу специального соглашения между перевозчиком и пассажиром может быть повышен предельный размер ответственности перевозчика; при перевозках грузов может быть заключено арбитражное соглашение в пределах установленной Конвенцией территориальной компетенции судов. Гватемальский протокол 1971 г. дополняет правила подсудности для пассажирских воздушных судов: иск может быть предъявлен по месту жительства пассажира, если перевозчик имеет в этом государстве свое учреждение.

Основное содержание Варшавской конвенции — это унифицированные материальные нормы императивного характера. В Конвенции практически отсутствуют общие коллизионные привязки, есть лишь незначительное количество коллизионных привязок по частным вопросам (и все они предусматривают исключительное применение закона места суда). Положения Варшавской конвенции в настоящее время имплементированы в национальное законодательство большинства государств мира.

Положения Варшавской конвенции об ответственности перевозчика, выработанные в период становления гражданской авиации, уже давно устарели, и большинство последующих соглашений Варшавской договорной системы направлены именно на повышение пределов ответственности перевозчика. Первое повышение предела ответственности перевозчика закреплено в Гаагском протоколе 1955 г., — в два раза выше по сравнению с установленным в Варшавской конвенции.

Монреальское временное соглашение авиакомпаний 1966 г. также значительно повышает предел ответственности перевозчика и заменяет принцип ответственности за вину началом объективной (абсолютной) ответственности. Перевозчик не вправе ссылаться на обстоятельства, которые являются основанием освобождения его от ответственности в соответствии с Варшавской конвенцией.

Гватемальский протокол 1971 г. внес принципиальные изменения в Варшавскую конвенцию: воздушный перевозчик несет ответственность независимо от вины (ответственность исключается, если вред вызван состоянием здоровья пассажира или его виной); повышен предел ответственности перевозчика в шесть раз по сравнению с Гаагским протоколом 1955 г. В национальном законодательстве может быть установлено дополнительное возмещение пассажирам при причинении вреда их здоровью. Гватемальский протокол изменил также положения Варшавской конвенции о пассажирском билете и условиях перевозки багажа. Монреальское соглашение 1999 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок уточняет понятие воздушных перевозок и устанавливает пределы ответственности перевозчика в СПЗ.

Однако нередки случаи и возникновения коллизионного вопроса:

  1. Когда перевозка связана с государством, не участвующим в Варшавской конвенции.
  2. Если возникают вопросы, не урегулированные в Варшавской конвенционной системе.
  3. Если условия перевозки, установленные авиакомпанией, не соответствуют национальному праву.

Закон места заключения договора понимается весьма специфически — как право страны, где был начат первый участок полета. На правовое регулирование международных воздушных перевозок оказало большое влияние морское право — применяются закон флага воздушного судна и закон государства его регистрации.

В России действует Воздушный кодекс РФ 1997 г. Его нормы учитывают основные положения Варшавской конвенции 1929 г. В Кодексе определено понятие международной воздушной перевозки; права и обязанности перевозчика, его ответственность; ответственность владельца воздушного судна; обязательное страхование ответственности перед третьими лицами; размеры страховых сумм. Подробно перечислены основания прекращения договора воздушной перевозки грузов и пассажиров по инициативе перевозчика.

Для осуществления коммерческой деятельности в области гражданской авиации на территории РФ иностранными авиационными предприятиями, международными эксплуатационными агентствами, иностранными индивидуальными предпринимателями установлен обязательный лицензионный порядок; предусмотрены определенные ограничения прав иностранных авиапредприятий. На территории РФ расположены представительства более 100 иностранных авиакомпаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: