Право идеального государства это право служение личности и интересам ее развития

Обновлено: 18.04.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)родился в Штутгарте, в 1793 году он заканчивает Тюбингенский теологический институт со степенью магистра философии и кандидата философии. Отказавшись от карьеры пастора ради занятий философией, он начинает свою преподавательскую деятельность. Домашний учитель приват-доцент философии в университете, редактор газеты, директор гимназии, затем снова преподаватель, он заканчивает годы своей работы в Берлинском университете, завоевав признание в качестве ведущего специалиста и официального философа Пруссии Фридриха-Вильгельма III.

Среди его творческого наследия следует выделить:«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Философия права».

Философ выстроил универсальную и всеохватывающую систему знаний о мире, определяемом восхождением идеи(духа) от частного к общему и от относительного к абсолютному.

Достигнув состояния разумности, человеческое сознание обретает способность понять смысл моральных норм, т. е. самоопределиться в разрыве между реальностью и долгом. Так человек становится способным жить в семье, гражданском обществе и государстве, в которых «осуществляется свобода каждого в единстве всех». Гегель видит соотношение свободы и права как диалектическое взаимодействие внутренней субстанции и внеш­него бытия человеческой воли.

В формах государства и права происходит объективация свободы как познание смысла внутреннего разума, тождественного действительности. Гегель видит сущность права в тождестве его понятия (идеи) и осуществ­ления (применения в реальности). Процесс правоприменения, по его мне­нию, является конкретизацией абстрактного понятия права.

Гегель определяет право как наличное (реальное) бытие свободной воли индивида и философски конструирует систему права как царства реализованной свободы.

Таким образом, Гегель отказывается от кантовского понимания права как умозрительной конструкции (априорного понятия). Гегель видит в го­сударстве и праве конкретные продукты разумной человеческой деятель­ности, выраженные в реальных общественных институтах. Он выражает эту мысль в своем знаменитом афоризме: «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».

Эссенциализм Гегеля проявляется в его стремлении выявить в случай­ных и хаотичных общественных отношениях их имманентную сущность (закон). Философ отрицает противопоставление естественного и позитив­ного права, которое было присуще школе естественного права. Он считает естественное право синонимом идеи права как философского видения сущности правовых отношений.

Гегель различает три ступени развития права как формы свободы:

1) право как свобода или как «идея права» на уровне объективного духа. На этом уровне все отношения индивидов опосредуют­ся через диалектику свободной воли.

2)право как ступень и форма свободы или как «особое право». На этой ступени отношения индивидов подчиняются правовым нормам, выстроенным в иерархической соподчиненности от абстрактных до конкретных, т. е. от государства до общества, семьи и личности.

3) право как закон и в качестве «позитивного права», как одно из «особых прав». На этой ступени «право в себе» превращается в закон, в процессе законодательства, приобретая форму всеобщности и определенности.

Гегель видит в развитии понятия права формообразование свободной воли, которое есть внутренне побуждение, а не внешнее предписание. Личность формирует понимание мотивов и целей своих поступков, то есть начинает осознанно относиться к своему поведению. Таким образом, субъективная воля достигает объективности, то есть входит в сферу действия закона.

Таким образом, Гегельрешает проблему взаимодействия абстрактного права и морали как односторонних моментов, обретающих конкретно и многомерность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в виде семьи, общества и государства.

Философ определяет гражданское общество как опосредованную трудом систему человеческих потребностей, основанных на господстве частной собственности и на формальном равенстве граждан.

Гегельвыделяет в гражданском обществе три основных элемента: систему потребностей, правосудие (суд и полицию) и корпорации, специализированные по видам профессиональной деятельности и образующие систему производства материальных благ.

Философ выделяет в обществе три основных сословия:

1) субстанциональное или земледельческое;2) промышленное или городское, 3) «всеобщее» или бюрократическое, которое противостоит другим «частным» сословиям как «подвижной стороне гражданского об­щества» в качестве наиболее устойчивого элемента и главной несущей конструкции государственного механизма.

Внутренняя противоречивость и антагонистичность гражданского об­щества преодолевается, по мнению Гегеля,государством как основой и одновременно как результатом развития семьи и общества.

Такой государственный орган, как суд, уже на уровне общества обеспе­чивает подчинение законам и неприкосновенность прав собственности. Гегель считает условием эффективности деятельности суда публичность его заседаний и оглашения законов, а также участие присяжных.

Гегельв отличие от Руссоне сводит государство к механической сово­купности единичных волений индивидов и не считает, что государство возникает в результате общественного договора, т. е. на основании произвольного со­глашения индивидов. Он определяет сущность государства как «действительность нравственной идеи» и «субстанциональной воли». Для Гегеляго­сударство — это «Шествие Бога в мире», «в себе и для себя сущее божествен­ное», а «абсолютный авторитет» государственной власти он ставит выше «рассудочных выводов» отдельных философов.

Гегельразличает объективную сторону государства как организации государственной власти в форме конституционной монархии и субъектив­ную сторону как духовного сообщества (организма), основанного на осоз­нании индивидами национального единства и оформлении народного духа в виде религии.

Гегель придерживается теизма, видя в религии «интегрирующий момент …умонастроения» и противопоставляя веротерпимость «тиранистической религии», фанатизму и стремлению установить теократию.

Гегель начинает различать формы государства в зависимости от исторической стадии его развития. Во всемирной истории он выделяет 4 стадии-царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют доминирующие формы государства: восточная теократия как свобода одного правителя; демократия/аристократия как свобода правящей части общества; конституционная монархия как свобода всех граждан.

Государство в форме конституционной монархии германской нацииосновывается на разделении властей как гарантии публичной свободы. В отличие от Д. ЛоКка и Ш.-Л. Монтескье Гегель считает, что ветви власти должны противопоставляться и взаимно ограничивать друг друга. Он определяёт взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной власти как органичное единство «текучих членов».

Гегель считает высшей ветвью исполнительную власть. В его конституционной монархии она воплощается в личности монарха (воплощает суверенитет) и в правительстве. Субъективная воля монарха утверждает законы, которые готовит правительство.

Этатизм Гегеля предусматривает доминирующую, но не произвольную деспотическую государственную власть. Возможные «насилие и произвол» монарха будут ограничены, с одной стороны, всеобщностью государственной власти и законов, а с другой, влиянием совещательных инстанций. Гегель указывает необходимость передачи Монархической власти по.

Этатизм Гегеля основывается на определении конституции как «расчлененности функций государственной власти». Задача конституции Гегеля—в определении гражданских прав и свобод при разумном и справедливом неравенстве управляющих и управляемых лиц, тех обладателей собственности и лишенных ее, талантов и бездарностей.

Гегель видит недостатки бюрократии- «механичность» ее рутинной работы и «горизонт ограниченной сферы» ее мировоззрения, но считает, что они будут преодолеваться ее нравственной и умственной культурой, которая является самой высокой в обществе. Другой опасностью является возникновение групповых интересов бюрократии, но, по мнению Гегеля, они будут блокироваться контролем «сверху» — со стороны монарха и «снизу»— со стороны корпо­раций.

Законодательная власть в государстве Гегеля связывает государствен­ную власть и общество. Именно она должна обеспечивать эволюционное развитие общества на основании реформ как «поступательное движение» или как «невидимые» изменения без «формы - изменения», т. е. без радикальных переворотов в Законодательстве.

Гегель считает, что парламент должен быть двухпалатным, Верхняя палата состоит из юнкеров — наследственных владельцев имений-майора­тов, из идеализируемого Гегелей «сословия природной нравственности», Нижняя палата состоит из депутатов — представителей корпораций, выд­вигаемых путем консультаций. При этом Гегель не предусматривал парламентских выборов как индивидуально­го всенародного голосования, лишь предоставление информации о парла­ментских дебатах, о принимаемых законах и об общем направлении госу­дарственной политики на основе свободы печати.

Политико-правовая концепция Г.В.Ф, Гегеля отразила консервативно-охранительное направление в немецкой классической философии. Гегель сумел дать наиболее глубокую и детальную проработку основных проблем формирующегося буржуазного общества и государства, заложив тем са­мым основу Для развития политико-правовой мысли всего XIX столетия.

41 И. Кант о государстве и праве.

Кант определяет право как совокупность условий, обеспечивающих со­вмещение произвольных поступков одного индивида со свободой других. Право является условием свободы внешнего поведения индивидов, гарантируя их под­чинение законам и их формально-правовое равенство, основанное на равен­стве взаимных обязанностей.

Кантне противопоставляет, а разграничивает мораль и право, отличая последнее как совокупность норм поведения, подкрепленных государ­ственным принуждением.

Кантсчитает, что государство возникает как объединение людей на ос­нове общественного договора, т. е. на основе нравственного долга и ува­жения к естественному праву.

Философ отличает естественное право, основанное на самоочевидных априорных принципах мироустройства, от положительного права, осно­ванного на воле законодателя.

Естественное право, в свою очередь, делится на частное право, в кото­ром человек является объектом, и на публичное право, в котором человек является субъектом. Если частное право регулирует отношения людей как экономических субъектов, обладающих собственностью, то публичное право регулирует их отношения как граждан, т. е. политических субъек­тов.

Именно в публичном праве проявляется народный суверенитет как право народа участвовать в определении формы государства и в установ­лении правопорядка. Народный суверенитет реализуется в принятии кон­ституции государства, выражающей волю народа.

Кантсчитает, что в естественном состоянии нет объективного права и все отношения людей регулируются на основе их врожденных моральных качеств, т. е. способности нравственного выбора. Общественный договор ведет к возникновению субъективного естественного права на собствен­ность, т. е. к возникновению совокупности субъективных полномочий — частного права, не обеспеченного государственными законами. На следу­ющем этапе утверждаются государственные публичные законы, с помо­щью которых частное право приобретает юридически гарантированный характер.

Государство Канта- это первичный носитель принуждения, подчинен­ного правовым принципам конституции. Таким образом, Кантформули­рует принцип верховенства права в устройстве и функционировании госу­дарства как основной принцип правового государства.

Раннебуржуазный либерализм Кантапроявился в его ограниченном понимании функций государства, как гаранта равенства политических и юридических, но не экономических прав граждан. Государство Кантане должно вмешиваться в экономику и не должно гарантировать гражданам какие-либо социальные права, какой-либо минимум материальных средств существования. В то же время оно должно обеспечить равноправие всех граждан перед законом и предотвратить появление привилегий, основан­ных на неравном распределении собственности. В противном случае воз­никает отчуждение граждан от государства, и оно превращается в непра­вовое.

Гарантом против такого нежелательного развития событий является раз­деление властей на три взаимодействующие и субординированные ветви -законодательную, исполнительную и судебную.

Кантсчитает, что важнее не форма государства, а способ осуществле­ния государственной власти. На основании своих либеральных убеждений он формулирует основы республиканского идеала. Государственное уст­ройство должно соответствовать принципу равенства и свободы граждан, как членов общества, и их зависимости, как подданных, от единых общих законов.

Философ различает формы правления по числу законодательствую­щих лиц на автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он отличает республику от деспотии не по выборности государствен­ной власти, а в зависимости от разделения законодательной и исполни­тельной власти.

Оптимальной формой государства он считает кон­ституционную монархию, в которой власть государя легитимируется ее божественным происхождением, а его права не кореллируются с его обя­занностями. Кант однозначно предпочитает постепенные реформы сверху при соблюдении всех правовых норм радикальной революции и анархии.

Метафизика государства Кантав основном повторяет тезисы «просве­щенного абсолютизма» Вольтера.Государством должен управлять «просве­щенный монарх», примерно похожий на прусского Фридриха II,и опираю­щийся на назначаемых «философов» (технократов), но не на депутатов, из­бираемых народом. Кантсчитает, что именно «философы», а не депутаты якобинского типа смогут лучше всего представлять интересы и выражать волю народа перед государственной властью. Он допускает только пассив­ное несогласие, но не активное сопротивление народа «законодательству­ющему главе государства».

Канттребует примата морали над политикой как условия гражданско­го мира и правопорядка. Он выводит следующие максимы аморальной политики: это захват чужих территорий с последующим поиском оправда­ний для этого; это отрицание своей вины в своих преступлениях; это пра­вило «разделяй и властвуй». )

По его мнению, такой аморальной политике необходимо противопо­ставить гласность и публичность политических акций, что позволит оце­нивать их с позиций нравственности и справедливости. Для Кантаспра­ведливость - это притязание, не предусмотренное законом и не обеспе­ченное государственным принуждением, но позволяющее оценивать по­ведение индивидов и их групп на основе моральных норм.

Канттребует примата морали над правом, считая мораль не теорией, а практикой или совокупностью норм, безусловно влияющих на человечес­кое поведение. Для него право является первой ступенью и минимальным уровнем нравственности,

Морализм Кантастановится основой его пацифизма в понимании внешней политики государства. Он создает проект «вечного мира», как оп­тимальную модель международных отношений. В его проект входят сле­дующие элементы:

1) ликвидация взаимных территориальных притязаний как основ­ной причины войн;

2) запрет приобретения одного государства другим методом купли, обмена, дарения или наследования;

3) ликвидация постоянных армий как основы милитаризации госу­дарственной политики;

4) запрет использования государственных займов в качестве основы финансирования военных приготовлений и ведения войн;

5) запрет насильственного вмешательства во внутреннее устройство и правление других государств;

6) в ходе войн запрет таких враждебных действий, которые сделают невозможным взаимное доверие после заключения мира (засыл­ка тайных убийц, подстрекательство внутренней измены, наруше­ние условий капитуляции).

Главная идея автора высказывания в том, что государство должно защищать и гарантировать права и свободы личности в первую очередь. То есть государство, максимально близкое к идеалу, должно служить людям, каждой отдельной личности, таким образом, реализуя, полную гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. А это один из основных признаков правового государства. Также стоит помнить, что другим признаком правого государства является верховенства права – подчинение закону государства всех его органов, должностных лиц и каждого отдельного человека, обеспечение государством исполнения законов. Именно реализация этих двух принципов (признаков) позволит государству по настоящему служить интересам личности и стать действительно правовым государством не только на бумаге, но и в реальности.

Из курса обществознания мне известно, что правовое государство – демократическое государство, которое ограничено в своих действиях нормами права и целью которого является обеспечение основополагающих прав и свобод личности. Признаки (принципы) правового государства сформулировал немецкий философ Иммануил Кант. Современный подход позволяет к признакам правового государства отнести верховенство права, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью предотвращения злоупотребления властью одним субъектом или несколькими через систему сдержек и противовесов, не давая ни одной ветви возвышение над другой. Также к признакам правового государства относится раскрытый выше принцип полной гарантированности и незыблемости прав и свобод человека, который признает право и свободы человека высшей ценностью. Другим признаком является наличие гражданского общества- то есть организаций, независимых от государства, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и порядке. Гражданское общество выступает промежуточной связкой между личностью и государством. Ну и одним из самых главных принципов правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Суть его в том, что граждане несут ответственность перед государством в виде конституционных обязанностей, а государство должно быть на страже прав и свобод, следить за их исполнением и гарантиями. К конституционным обязанностям граждан относится сохранение исторического и культурного наследия, уплата налогов, военная служба по призыву, сохранение природы и окружающей среды, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования (9 классов). Права и свободы подразделяются на личные гражданские, политические, социально-экономические и культурные. Этому посвящена вторая глава Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина. Таким образом, только правовое государство способно реально служить интересам личности, гарантировать её права и обязанности при участии институтов гражданского общества. Докажем примерами.

Вспомним пример из СМИ. Не так давно, в 2017 году в России произошёл скандал, связанный с критическим видео блогеров «Немагия». Суть в том, что блоггеры из Кемерово выпустили ролик с критикой банка «Тинькофф», создателем и владельцем которого является Олег Тиньков, крупный предприниматель. Видео нанесло большой репутационный ущерб банку, поэтому Тиньков решил надавить на блоггеров и в Кемерово приехала группа правоохранителей из Москвы и взломало дверь одному из блоггеров и вытащила всю его технику, связанную и не связанную с записанным критическим видео. Параллельно Олег Тиньков подал иск в суд якобы по клевете, но вскоре отозвал свои претензии, потому что поднялся большой общественный резонанс, вмешались институты гражданского общества. В частности, журналист из Общественной палаты Максим Шевченко обратился с прямым вопросом к президенту о том, что нарушение прав и свобод человека достигло апогея, что миллиардер использует свою «карманную полицию» в разборках с «врагами». Президент Путин поручил разобраться с этим делом и в дальнейшем некоторые полицейские были уволены, которые превысили свои должностные полномочия в Кемерово. Таким образом, данный пример показывает, что хоть и есть сложности, но Россия уверенно идёт по пути формирования правового государства. Благодаря институтам гражданского общества, независимым СМИ и отдельным журналистам, органы власти могут получить важную информацию и пресечь нарушение прав и свобод. Важно чтобы все правовые институты и институты государства шли к этому также. Принцип равенства перед законом говорит о том, что перед ним равны как олигархи, так и обычные блогеры из Кемерово. Также, согласно современной Конституции РФ, статье 2, реализация прав и свобод личности является высшей ценностью, что важно и реализовывать на практике. Ведь признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Другой пример можно взять из истории. В СССР времён Сталина действовала Конституция 1936 года. Согласно этому основному закону в СССР был широкий спектр прав и свобод, но на деле права и свободы не гарантировались. В 1937-1938 гг. прошли печально известные репрессии, сопровождавшиеся произволом властей, превышением служебных полномочий со стороны органов НКВД. Широкую известность получили «тройки», выносившие очень быстро судебные приговоры. Государство взяло под всеобщий контроль все сферы жизни общества и построило тоталитарный политический режим, основанный на культе личности Сталина. Чтобы такого не повторилось, в современной России нужно развивать гражданское общество, реализовывать принцип разделения властей, чтобы не повторить такой печальный опыт прошлого. Данный негативный пример должен послужить уроком будущему.

Таким образом, мы доказали и обосновали, что правовое государство и гражданское общество способны реализовать и воплотить идею служения государства интересам личности. Пример с блогерами говорит о позитивных возможностях нашего общества бороться с несправедливостью, беззаконием, беспределом, а пример сталинского СССР – уроком будущему.

В своем высказывании П.А.Сорокин сформулировал идею реализации личности и ее прав в правовом государстве. Автор считает, что государство, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, является идеальным для всестороннего развития личности.

Рассмотрим данное высказывание с теоретической точки зрения. Прежде всего, речь идет о правовом государстве. Правовое государство - типа государства, в котором права и свободы граждан признаются высшей ценностью, гарантированы и защищены. Выделяют несколько основополагающих принципов такого государства, к которым относятся верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, взаимная ответственность гражданина и государства, разделение властей. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества. Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах общественной жизни.

Именно через гражданское общество граждане могут наиболее полно осуществлять свои права. в правовом государстве человек всегда защищен от произвола властей, а его права и свободы гарантированы и защищены.

Для обоснования приведу в пример статью в газете "Вестник", в которой указывалось, что США - правовое государство. В законодательстве страны прописаны основные права и свободы гражданина. Права населения данной страны защищены законом, а наличие разделения властей позволяет обеспечить защиту населения от злоупотребления высших должностных лиц своим положением. Таким образом, в США существуют все условия для развития личности.

Также, отличным примером является Конституция РФ, в которой указано, что в России права гражданина страны являются высшей ценностью. В стране есть развитое гражданское общество, благодаря которому население может наиболее полно осуществлять свои права.

Таким образом, правовое государств - идеал, к которому должны стремиться все страны мира.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В своем высказывании П.А.Сорокин сформулировал идею реализации личности и ее прав в правовом государстве. Автор считает, что государство, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, является идеальным для всестороннего развития личности.

Рассмотрим данное высказывание с теоретической точки зрения. Прежде всего, речь идет о правовом государстве. Правовое государство - типа государства, в котором права и свободы граждан признаются высшей ценностью, гарантированы и защищены. Выделяют несколько основополагающих принципов такого государства, к которым относятся верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, взаимная ответственность гражданина и государства, разделение властей. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества. Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах общественной жизни.

Именно через гражданское общество граждане могут наиболее полно осуществлять свои права. в правовом государстве человек всегда защищен от произвола властей, а его права и свободы гарантированы и защищены.

Для обоснования приведу в пример статью в газете "Вестник", в которой указывалось, что США - правовое государство. В законодательстве страны прописаны основные права и свободы гражданина. Права населения данной страны защищены законом, а наличие разделения властей позволяет обеспечить защиту населения от злоупотребления высших должностных лиц своим положением. Таким образом, в США существуют все условия для развития личности.

Также, отличным примером является Конституция РФ, в которой указано, что в России права гражданина страны являются высшей ценностью. В стране есть развитое гражданское общество, благодаря которому население может наиболее полно осуществлять свои права.

Таким образом, правовое государств - идеал, к которому должны стремиться все страны мира.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в "Философии права" (1820) – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии.

Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: I) право как свобода ("идея права"), II) право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"), III) право как закон ("позитивное право").

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и "особое право". Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти "особые права" даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее "особое право", диалектически "снимающее" предыдущее (более абстрактное) "особое право", представляет собой его основание и истину. Более конкретное "особое право" первичнее абстрактного.

На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право как закон (позитивное право) является одним из "особых прав".

Превращение права в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Но в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Закон – это конкретная форма выражения права.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц".

Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

С этих позиций он критикует как проект идеального государства Платона, так и различного рода иные требования фактического равенства. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению.

Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица- владельцы частной собственности. Договор исходит из произвола отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нравственности и государстве, не есть результат произвола объединенных в государство лиц.

Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).

Преступление – это сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности.

Снятие преступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия права, к морали. На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права – это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи.

На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Гегелю, являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация.

В разделе о гражданском обществе Гегель освещает также вопросы закона (положительного права), правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика в соответствии с принципом конкретизации понятия права должна была бы рассматриваться в той части "Философии права", где речь идет о государстве. Обоснование Гегелем такого изменения в структуре изложения приобретает социально-политическое звучание. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы данного строя.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы – в область государства.

Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что "снимается" в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия.

Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Гегелевская этатистская версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа и т.д.) и либерализма (индивидуализм, независимость или даже приоритет прав и свобод личности в соотношении с правами государства и т.д.), так и от различных архаических и новейших деспотических и тоталитарных форм правления, в которых господствуют произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право и 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются; законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

В своей теоретической разработке этих проблем Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей, их состава и т.д.

Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия.

Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете речь идет о действительности государства как свободного и нравственного целого.

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право – это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной. С этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Вместе с тем Гегель признавал, что даже в войне, как состоянии бесправия и насилия, продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношений выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.

Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т.е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.

Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: