Право главы государства не согласиться с законом принятым парламентом но не вступившим в силу это

Обновлено: 24.04.2024

1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.Абсолютное вето - институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента.Юридически оно существует,фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект,который либо может быть преодолен парламентом, либо носит

временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо

подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его

возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент

имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен

правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие,применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства.

3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом.

Выборочное вето - явление довольно редкое. В

США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

возможность официально заблокировать принятие решения или какое-либо действие, отказав ему в признании.

термин, которым обозначается отказ главы государства (монарха или президента) подписать или ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Правом вето обладают постоянные члены Совета Безопасности

право властной институции (лица или института) приостанавливать действие закона или постановления органов законодательной и исполнительной власти, международных, государственных или общественных организаций.

от лат. veto - запрещаю): 1) запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, например право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение; 2) отказ одной страны одобрить действия, предложенные другой страной или международной организацией.

(лат. veto — запрещаю) юридический термин, которым обозначают право запрещения или приостановки вступления в силу решения того или иного органа; применение термина к порядку голосования в Совете Безопасности ООН не совсем точно: там действует принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности.

право любого члена международной организации или парламентария в парламенте отклонить принимаемое решение. Право вето направленно на то, чтобы любое решение принималось всеми договаривающимися сторонами. Правом вето обладали члены Сейма Речи Посполитой в XVIXVIII вв. 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН согласно Уставу ООН также обладают правом вето.

от лат. veto - запрещаю) - в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица.

от лат. veto - запрещаю) - запрещение, отмена каких-либо решений; 1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого органа. Институт В. возник в Древнем Риме; 2) правом В. называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

(лат. veto запрещаю) 1) в современных буржуазных государствах право главы государства или верхней палаты парламента приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом или его нижней палатой; 2) правом вето иногда называют принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН: ни одно решение по вопросам международного мира и безопасности не считается принятым, если против него голосует хотя бы один из постоянных членов Совета Безопасности.

право запрещать или приостанавливать введение в действие какого-либо закона, принятого законодательным органом, например, парламентом. В буржуазных государствах право налагать вето предоставлено монарху или президенту республики. Они используют это право для того, чтобы отменять или приостанавливать помимо парламента действие законов, противоречащих интересам эксплуататорских классов. В Советском государстве вето не существует. Законы, принимаемые Верховным Советом, полностью отражают интересы всего народа.

право главы некоторых буржуазных государств запретить или приостановить действие закона, принятого парламентом. В СССР права вето не существует. Правом вето называют также правило, установленное статьей 27 устава ООН об обязательном единогласии постоянных членов Совета Безопасности (СССР, Китай, Великобритания, США, Франция) при принятии решений по всем вопросам, кроме процедурных. Такой порядок затрудняет империалистическим силам использование машины голосования в Совете Безопасности для проведения своей политики.

Veto (лат. veto – я запрещаю). Право отдельного государственного органа или института воспрепятствовать принятию какоголибо постановления и его вступлению в силу. Абсолютное вето делает постановление окончательно недействительным; приостанавливающее В. имеет перенесенный срок действия (на установленный срок). В качестве органа законодательной власти немецкий бундесрат применяет, к примеру, при принятии законов, требующих согласия бундесрата, абсолютное вето, при законах, не требующих согласия бундестага, – временное вето. См.: Бундесрат

лат. veto — запрещаю) — предусмотренное законодательством право главы государства или верхней палаты парламента приостанавливать действие или не допускать вступление в силу закона или постановления органов власти. Различают абсолютное вето — окончательное отклонение нормативного акта, характерное, в основном, для монархий, отлагательное (или суспензивное) вето — приостановление действия нормативного акта до его повторного рассмотрения и утверждения, а также вето общее (отклонение акта в целом) и вето частичное (отклонение отдельной части или статьи нормативного акта).

лат. veto запрещаю)- Несовременных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-л. органа власти. Различают абсолютное В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием; 2) отсутствие единогласия, препятствующее принятию какого-л. решения (напр., В. постоянного члена Совета Безопасности ООН).

неизм., ср. (лат. veto – запрещаю). 1. В государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Древнем Риме. Позднее наиболее известно т. н. свободное (либерум) вето: в XVII– XVIII вв. решение Польского сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. В некоторых современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом. 2. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам. 3. Запрещение, запрет. Глава Петрозаводска наложила вето на отмену всенародных выборов (НИ. 2015.27.07).

лат. veto — запрещаю) — запрет, наложенный лицами, имеющими право принимать подобные решения. В. — право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для утверждения, может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления В. главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры. В странах с монархической формой правления сохранилось абсолютное В., при котором парламент не вправе вернуться к закону, отклоненному главой государства. Президентское В. — один из элементов системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Конституция РФ 1993 г. наделяет президента правом отклонить принятый Федеральным собранием закон и вернуть его на новое рассмотрение с указанием мотивов такого решения. Федеральное собрание может согласиться с президентом, изменить закон или вообще отказаться от его принятия.

(лат. veto - запрещаю) - отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (суспензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства. Этот демократический принцип, действующий во всех современных цивилизованных государствах, составляет основу принципа сдержек и противовесов. Подобная демократическая процедура предусмотрена Основным законом (Конституцией РФ) и в России. Статья 107 Конституции устанавливает такой порядок прохождения федеральных законопроектов в стране (статья 107. пункты 1, 2 и 3): «Принятый Федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 1) Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает Федеральный закон и обнародует его; 2) Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (см.: Конституция РФ, глава Пятая, ст.107).

от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица. Вето может носить абсолютный или относительный, частичный характер. В современном государстве, как правило, правом вето владеет руководитель государства. Для осуществления права вето необходима властная и правовая субординация, иерархия. Более полномочные субъекты власти могут иметь право влиять на политический процесс принятия решений посредством этого права. Право вето в обязательном порядке должно быть закреплено в законах государства. Поскольку вето - действенный механизм воздействия на власть, оно закрепляется в конституции. Наиболее часто этот политический механизм применяется в конституционных монархиях.
Например, в Великобритании уже несколько столетий власть короля ограничивается парламентом. При подобной форме власти король и палата лордов имеют право вето. Республиканское правление, при котором сильна власть президента, также, зачастую, предполагает право вето для него. В том случае, когда президент не соглашается с решением правительства или парламента, он возвращает решение на доработку. Вторичное рассмотрение данного решения может привести к его принятию. Таким правом обладает, например, президент России. В США президент также имеет право вето, он обязывается решить судьбу закона в течение 10 дней. Во многих странах правом вето обладает народ. Например, в России возможен референдум, который определяет судьбу важнейших законов. Но в реальной политической практике он не гарантирует проведения законов, которые противоречат воле субъектов власти.

(veto) В переводе с латинского означает "я запрещаю". Запрещение, блокирование или отказ дать согласие на принятие законопроекта или предложения в области политики. Все постоянные члены Совета Безопасности (Security Council) ООН (United Nations) обладают правом вето, что в период "холодной войны" (Cold War) зачастую мешало принятию этой организацией адекватных мер. Конституция США наделяет президента страны таким правом по отношению к законопроектам, принимаемым Конгрессом. Прежде, чем законопроекты, принятые Палатой представителей и Сенатом, станут законами, их должен подписать президент. Президент официально налагает запрет на закон тем, что пишет поперек его текста слово "вето", после чего возвращает его в Конгресс с обоснованием причин запрета. Члены Конгресса, желающие преодолеть вето президента, могут сделать это, собрав две трети голосов членов обеих палат, поддерживающих данный законопроект. Если президент и в этом случае отказывается подписать закон, он автоматически вступает в силу через десять рабочих дней Конгресса. Если президент его не подписывает, а конгресс прерывает свои заседания до истечения требуемого десятидневного срока, законопроект считается проваленным. В таких случаях говорят, что глава государства воспользовался "карманным вето". Право вето, т.е. право не допустить принятия закона, который президент считает неприемлемым, дает ему возможность играть важную роль в политике, даже если его партия не обладает большинством в Конгрессе. Собрать две трети плюс один голос в обеих палатах в поддержку своего вето для главы государства обычно не трудно. Президенты, работающие в условиях "разделенного правления" (Эйзенхауэр, Никсон, Форд и Буш), широко и успешно пользовались правом вето. Президент США имеет право накладывать вето только на весь законопроект, к то время как губернаторы некоторых штатов обладают правом "постатейного" вето (item veto), позволяющим отклонять отдельные положения билля, разработанного законодательным органом штата. Предложения наделить таким же правом президента страны прошли на том основании, что это нарушит баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти.

от лат. veto запрещаю)
1) в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом;
2) в политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица;
3) в государственном праве акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу другого акта. Обычно правом вето обладает глава государства, который имеет право налагать вето на законы, принятые парламентом. Абсолютное (резолютивное) вето дает право окончательного отклонения закона, принятого парламентом. Относительное (отлагательное или суспенсивное) вето лишь приостанавливает вступление закона в силу, а парламенту предоставляется право принять его повторным голосованием. При этом для окончательного принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов, например, в Российской Федерации и США - две трети голосов каждой палаты. Общее вето означает возможность отклонения акта в целом, частичное (выборочное) вето позволяет отклонять отдельные части или статьи акта.
Институт вето возник в Древнем Риме. В истории наиболее известно либерум вето (свободное вето): в Речи Посполитой в 17-18 веках решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам. В конституционной практике США известно законодательное вето, которое используется в совместных резолюциях палат Конгресса (американского парламента) или в резолюции одной из его палат - решение об отмене полномочий, ранее делегированных президенту США, а также актов, изданных президентом или ведомствами исполнительной власти. В 1983 году Верховный суд США признал практику законодательного вето антиконституционной. Видом косвенного вето является карманное вето - в конституционной практике США право президента в определенных обстоятельствах не допустить вступления в силу неугодного законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания работы сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии не вынося никакого решения, после чего законопроект согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.

можно через ваш аккаунт в любой социальной сети

Инструкция для восстановления пароля отправлена на

Вес загружаемого фото не должен быть больше 10 Мб.
Форматы: jpeg, png, bmp.
Если размер картинки превышает 900px по ширине или высоте,
она будет уменьшена автоматически.

Наверняка им будет интересно, о чем вы пишете

Котировки и цены

Вето – это наложение запрета (письменное или устное) на решение, принятое уполномоченным органом, но не совпадающее с мнением человека (структуры) наделенным подобным правом. Слово «вето» произошло от латинского «veto», что значит «запрещаю».

Вето в политике – это запрет одного политического органа (президента), реализовывать решение другого законодательного органа (парламента, сената).

Вето в государственном праве представляет собой акт, который останавливает действие или не дает вступить в силу другому подобному документу.

право вето

История появления права вето

По одной из легенд слово «вето» появилось еще в 494 году. События происходили в небольшом городе Рим, который столкнулся с рядом внутренних неурядиц. Несколько известных семей контролировали город, монополизировали в своих руках всю имеющуюся власть (в том числе и политическую).

Остальное население чувствовало себя ущербным. Людей не устраивало такое положение вещей. Как следствие, было принято решение отколоться от Рима и уйти из города. Все недовольные покинули населенный пункт и в нескольких милях от него начали строительство нового города. Под страхом потери власти над Римом патриции пошли договариваться с плебеями в надежде убедить их вернуться.

Для достижения своей целей переговорщикам пришлось пойти на уступки и дать определенные права плебеям. Было решено, что люди смогут голосовать за своих чиновников. При этом руководители на своем посту должны четко придерживаться интересов народа и не выпускать"вредительских" законов.

Такие чиновники носили название трибуны, а голосовать за них могли исключительно плебеи. Избранные руководители считались неприкосновенными, и к ним запрещено было применять силу. Одним из прав трибун было присутствие на заседания сената. Когда участники последнего (консулы или сенаторы) принимали законы, влияющие на ухудшение жизни людей, «народный» чиновник мог подняться и выкрикнуть: «Я запрещаю». При этом на латинском подобный выкрик звучал как «Veto». Этого было достаточно, чтобы закон не принимать. При этом права подачи апелляции не было.

Вето применяется и сегодня. К примеру, такое право имеют президенты некоторых стран (к примеру, США, России, Украины), а также некоторые участники совета безопасности ООН.

Виды право вето

Запрет на то или иное решение может различаться, в зависимости от своей политической силы:

1. Абсолютное (резолютивное) вето – это право президента отменить решение парламента (принятый им закон). Особенность абсолютного вето в том, что оно окончательное и безусловное (преодолеть большим количеством голосов нельзя). Само абсолютное право имеет исключительно «феодальные» корни, ведь глава государства становится выше любого решения парламента. Юридически такое вето еще работает в некоторых странах, но реально нигде не применятся.

2. Относительное (отлагательное) вето – это наложение запрета главой государства на какое-то решение парламента. Но в этом случае вето носит временный характер. Парламент принимает закон и направляет его для подписи президенту. Последний должен в установленный срок принять одно из решений - подписать законопроект, санкционировать новый закон, отказать в санкциях или же наложить свое право вето. В последнем случае запрет имеет вид акта, в котором глава государства высказывает свое видение ситуации и перечисляет имеющиеся возражения.

В дальнейшем отклоненный законопроект попадает обратно к парламенту. У последнего есть две возможности:

отлагательное вето


Отлагательное вето является одним из основных инструментов в руках главы государства. С его помощью он, как глава исполнительной власти, может влиять на общий законодательный процесс. При этом в США сила вето президента настолько велика, что он может влиять на утверждение тех или иных законопроектов путем обычной угрозы наложить запрет.

Подобное право вето есть и в парламентских республиках, но здесь данное право имеет много меньшую силу. Более того, использовать имеющийся инструмент можно только в крайних случаях и с разрешения правительства.

3. Выборочное вето – это право главы государство одобрять или накладывать запрет на какие-то отдельные положения законопроекта, а не на весь документ в целом. Такое вето очень удобно, ведь президент (монарх) может внести лишь определенные поправки, а в целом утвердить новый закон. Выборочное вето является наиболее «молодым» и появилось только в 1669 году. Наибольшее распространение запрет получил в Конгрессе США.

Начиная с 80-х годов 20-го века подобное право было у многих губернаторов штатов. Что касается Президента США, то у него такое право выборочного вето появилось лишь 9 апреля 1996 года.

4. «Карманное» вето – один из самых необычных запретов. Он нашел свое применение в целом ряде стран, к примеру, США и Беларуси. В Америке такое право вызвано уходом Конгресса на каникулы. При этом Президенту США дается 10 дней на рассмотрение и подписание принятого закона. Если Конгресс США отправляет законопроект менее чем за десять дней до ухода в отпуск, то Президент имеет право применить "карманное" вето без объяснения причин своего поступка.

Таким образом, переданный Конгрессом документ остается неподписанным и продолжает пылиться в Администрации Президента. После выхода из каникул законодательный орган вынужден снова принимать законопроект и давать его на подпись Президенту в надежде, что он будет принят.

Право вето в истории США

кливленд, президент США

За всю историю США было много интересных случаев, связанных с наложением вето. К примеру, 22-й президент Кливленд пробыл на своем кресле два года. За это время он успел получить прозвище «президент-вето». Причину легко объяснить – он воспользовался своим правом запрета почти шестьсот раз (584 вето).

Но были и президенты, которые не применяли свое право на вето. К примеру, Президент США Гарфильд за все время правления так и не наложил запрет ни на один законопроект, принятый Конгрессом. Но после него все последующие Президенты сполна пользовались своим правом.

Известны случаи в истории, когда пропрезидентские партии в Конгрессе специально тянули время слушания до нескольких последних дней сессии. Реализовать это было не сложно. В законодательстве США на то время были слабо прописаны условия выступления членов Конгресса. Последние могли подниматься на трибуну и зачитывать целые доклады.

Но даже такие хитрости некоторых партий были преодолены Конгрессом США. В 1973 году первый раз в истории законодательный орган был распущен. Таким способом основные законопроекты для главы государства были отложены. Целью было собраться за несколько дней до окончания сессии и передать законы президенту. После этого парламент открывал новую сессию уже по истечении 10-ти дневного срока на право вето.

За всю историю вето проявил себя как мощный инструмент в регулировании законодательной власти. Такое право президента удерживает парламент от грубых ошибок. Единственный минус в том, что «карманное» вето не доступно для Президента РФ. В последнее время стала слишком популярной практика принятия законов в последние несколько дней сессии. Если бы Президент имел право «карманного» вето, то подобные манипуляции можно исключить.

Право вето президента РФ

В России Президенту дается право отклонить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон. Задача президентского вето – оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти. Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.

Вето Президента РФ – не абсолютное. Оно может быть преодолено 2/3 голосов. В ситуации, когда Совет Федерации не рассматривал отправленный Президенту законопроект, а дал «добро» по умолчанию, то он обязуется внимательно его перечитать и внести свои правки. При этом дальнейшее право одобрения или неодобрения законодательной инициативы дается уже Совету Федерации.

Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но он все равно был проголосован 2/3 голосов от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений. Таким способом преодолевается вето Президента РФ. В этом случае у главы государства есть два варианта – подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Российской Федерации.

Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.

процедура рассмотрения законов в России


Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае Парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.

В Конституции РФ прописано, что возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном голосовании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 голосов), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ.

Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:

- Президент РФ – это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;
- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).
Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.

Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:


- Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;
- подписание главой государства закона – это не право, а его безусловная обязанность;
- Федеральное собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;
- Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.

По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:

- принять предложения Президента РФ в его редакции;
- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;
- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;
- одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.

Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть следующие:

- нарушение конституционных основ федерального устройства;
- внедрение в компетенцию субъектов Федерации;
- нарушение прав и свобод граждан РФ;
- несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны;
- ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства;
- превышение полномочий Парламентом;
- нарушение требований конституции;
- внедрение в сферу влияния Правительства или Президента;
- несоответствие нормам финансовой политики и так далее.

В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических недостатков закона.

Вето в Совете Безопасности ООН

Право вето предоставляется и некоторым членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К таким привилегированным государствам можно отнести – Францию, Китай, СССР (позже в 1991 году это место заняла Россия), Великобритания и США. Причина такого права – ключевая роль этих стран в создание ООН, а также обеспечения мира и безопасности на планете.

заседание ООН


Этим пяти странам предоставлен особый статус постоянного членства в Совете Безопасности, а также право голосования (в том числе и право вето). В статье 27 Устава ООН прописано, что решение по процедурным вопросам является принятым, если за него отдали голоса девять членов ООН. Что касается других решений, то должно быть одобрение девяти членов совета плюс голоса основных членов - Франции, Китая, РФ, Великобритании и США. При этом одна из сторон имеет право воздержаться от голосования (статься 52, пункт третий, глава 6).

использование права вето


Представители пяти стран в Совете ООН однажды уже применяли свои права вето. Если одна из стран не согласна с резолюцией, то она может воспользоваться своим правом и наложить запрет. Если же страна воздержится от голосования, то она дает возможность принять резолюцию, но уже без своего голоса. Но для этого должно быть девять голосов. За последние годы имели место вето по следующим вопросам.


Ключевые слова: вето, Президент, законопроект, правотворчество, конституционное право.

The article analyzes issues related to such a constitutional right Of the President of the Russian Federation as the right of veto. The author identifies its implementation features and comes to the conclusion that it is currently insufficiently specified and does not contain answers to important questions (in particular, the form of expression of the veto right, the grounds for its use). In this regard, the problems of legal regulation of the right of veto are identified and ways to solve them are proposed. The author comes to the conclusion that there is a need to adopt a special law that would be dedicated to the implementation of the veto power of the President of the Russian Federation.

Key words : veto, President, bill, law-making, constitutional law.

В научной литературе вето понимается как акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. В конституционном праве России — это право главы государства не согласиться с законом, принятым Федеральным Собранием, но не вступившим в силу [4, c. 148].

Стоит отметить, что законодатель не закрепляет в какой форме может быть выражено право вето: в устной или письменной? Данный вопрос остается открытым. Так, некоторые ученые считают, что вето представляет собой ни что иное, как наложение запрета (оно может найти своё выражение как в устной, так и письменной форме) [5, c. 321].

Учитывая, что ст. 107 Конституции РФ не в полной мере определена, еще в 1996 году было обращение в Конституционный Суд РФ со стороны Президента, Государственной Думы и Совета Федерации с запросом о толковании положений ст. 107 Конституции РФ. На что Конституционный Суд РФ разъяснил, что отклонение федерального закона Президентом РФ «. означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона Решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа» [3]. Из этого следует, что право вето должно быть выражено в письменной форме с указанием мотивов такого отказа. Однако, это всего лишь предположения и для недопущения неоднозначного толкования необходимо внести соответствующие указания в саму конституционную норму.

Кроме того, следует указать, что в действующем законодательстве также не содержится перечня обстоятельств, при наличии которых Президент РФ может применять право вето.

Все указанные недостатки правовой регламентации права вето указывают на то, что уже давно назрела необходимость появления специального закона, который был бы воплощением всех особенностей реализации права вето Президента РФ. В том числе, необходимо урегулировать в какой форме выражается право вето (письменная, например, в форме Указа с указанием в нем мотивов отклонения, а также конкретные рекомендации по поводу внесенного законопроекта, т. е. указать, что с этим законопроектом не так и что возможно сделать для его принятия, одобрения со стороны Президента РФ), основания, которые бы давали Президенту РФ использовать право вето и т. д.

Похожий законопроект уже был разработан и был предметом рассмотрения, но принят не был. Речь идет о Проекте Федерального закона № 97067903–2 «О праве «вето» Президента Российской Федерации» [2]. Представляется, что необходимо снова актуализировать вопрос, связанный с принятием данного закона, поскольку в настоящее время пробелы конституционного регулирования права вето дают большое усмотрение для Президента РФ в реализации данного полномочия и в какой-то степени это может также выражаться в злоупотреблении своим правом. С другой стороны, такая недоработка также сказывается отрицательно и для самого Президента РФ, поскольку, на наш взгляд, это необходимый и действенный инструмент в реализации его конституционного статуса как главы государства в государственном управлении страной, так и «арбитра». Используя право вето, Президент РФ может оперативно принимать решения, нацеленные на обеспечение безопасности страны, поэтому данное право должно быть реально с точки зрения его применения.

Таким образом, Конституция РФ провозглашает, что одним из прав Президента РФ в законодательном процессе является право вето. Безусловно, что данное право, которое одновременно является и полномочием Президента, достаточно важно, например, для эффективной реализации системы сдержек и противовесов. Однако несмотря на достаточно длительное законодательное закрепление права вето оно до сих пор в полной мере не регламентировано, не конкретизировано, поэтому имеется много открытых вопросов, в частности, по самой реализации данного права. В связи с этим, на наш взгляд, имеется необходимость принятия закона, который был бы посвящен регулированию права вето, а в ст. 107 Конституции РФ была бы отсылка на такой закон.

Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, вето, Конституция РФ, вето Президента РФ, глава государства, какая форма, Конституционный Суд РФ, письменная форма, полная мера, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: