Право это рамки для ограничения всевластия государства

Обновлено: 25.04.2024

Карнаушенко Леонид Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Глобализация превратилась в доминирующую детерминанту современного мирового развития. Сегодня она находит свое отражение в развитии как человечества в целом, так и каждого отдельного человека и делает необходимым определение способов самосохранения и выживания человеческого рода в современных условиях. Проблема формирования новой модели развития цивилизации, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному социально-политическому, экономическому и экологическому кризису, приобрела сегодня особую остроту и актуальность.

В контексте осмысления проблем глобализации была сформулирована концепция устойчивого развития. В 1992 г. Россия в числе 179 государств на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) (Рио-де-Жанейро) подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития. Среди основополагающих документов, закрепивших концепцию устойчивого развития, Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Конвенция по сохранению биологического разнообразия, Конвенция по изменению климата, а также "Повестка дня на XXI в.". По итогам работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию была создана Комиссия устойчивого развития в системе ООН.

Решения Конференции были рассмотрены и одобрены 47-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1992 г., после чего концепция "устойчивого развития" получила дальнейшую разработку.

Руководствуясь материалами Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Президент России утвердил Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития и Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию . По поручению Президента и последовавшему за ним Постановлению Правительства Российской Федерации Минэкономики России совместно с Госкомэкологии и другими заинтересованными федеральными органами разработали Проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, который был рассмотрен Правительством Российской Федерации в конце 1997 г. и получил отражение в конкретных программах .

См.: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" // Российская газета. 1994. 9 фев.
См.: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" // Российская газета. 1996. 9 апр.
См.: Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" // Российская газета. 29.05.1996.
См.: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1311 "О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию" для районов Крайнего Севера // Российская газета. 24.12.1997.

Основная задача концепции устойчивого развития изначально состояла в предотвращении нарушений экосистемы производственными процессами, в трансформации социума в общество "мобилизующей культуры" , в общество устойчивого роста (устойчивого развития), которое "удовлетворяет сегодняшние потребности, не ставя под угрозу возможности для удовлетворения потребностей будущих поколений" . Однако подход к понятию устойчивого развития, ограниченный естественнонаучными аспектами достижения баланса динамики производства и минимизацией вынужденного ущерба, наносимого при этом экосфере, скоро проявил свою узость: выявилась зависимость устойчивости общества от целого ряда других факторов, в том числе и гуманитарных, а среди них и прав человека .

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998. С. 391.
Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 593.
См.: Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. М., 2003. С. 166.

Концепция устойчивого развития была направлена на дальнейшую доработку . Учитывалось, что устойчивое развитие объективно необходимо для всех компонентов, составляющих среду обитания человечества - политических, экономических, социальных, культурных, правовых; что нарушение устойчивости любого из этих компонентов вызывает дисфункции системы, разрушает ее, создает угрозу развитию человечества, ставит его на грань войн, конфликтов, катастроф, гибельных не только для окружающей среды, но и для всего человеческого рода . Поэтому проблема устойчивого развития неразрывна с обеспечением национальной и международной безопасности.

См.: Новая парадигма развития России в XXI в. (Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты) / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. М., 2000; Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. М., 2002.
Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 33.

Объективная потребность системы к самосохранению позволила выявить эффективные средства обеспечения этой цели - идеи универсального равенства, прав человека и справедливости. Поэтому не случайно, что в важнейший ориентир в решении глобальных задач, в преодолении противоречий между различными типами цивилизаций и культур, между индивидуализмом и солидарностью, свободой и равенством превращаются права человека. Права человека получают характеристику как фактора устойчивого и сбалансированного развития общества .

См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2000.

Ценность состояния устойчивого (самоподдерживающегося) развития заключается в актуальной для каждого человека, а также государства и общества потребности жить в прогнозируемых и защищенных условиях, ориентируясь при этом на долговременные цели. Устойчивое - это сбалансированное, примиряющее конфликты развитие. Значение прав человека как одного из факторов, ведущих к сбалансированному развитию индивида, общества и природы, заключается в том, что в них, как в нормативной модели, изначально уравновешены разные ценности: свобода и равенство, самоопределение и социальная защищенность. В них сглажены противоречия между индивидуальными и коллективными потребностями, интересами личности, социальной группы, государством и обществом. Права человека отражают оптимальное взаимодействие всех субъектов, ответственных за социальный порядок: самого гражданина - за цели и форму использования своих прав, государства и общества - за усилия по преодолению фактических неравенств, оказание помощи и социальной поддержки тем, кто в них нуждается. Права человека задействованы в становлении демократических, правовых и социальных государств, снижении социальной и национальной напряженности, распространении идей нравственности, толерантности и солидарности, разрешении демографических и социально-экономических проблем, создании продовольственной безопасности и благоприятной окружающей среды, защите в период вооруженных конфликтов и преступных посягательств . Права человека консенсуальны по своей природе, поэтому они играют важнейшую роль в установлении согласия в обществе и обеспечении устойчивости его развития . В правах человека - политических и личных (гражданских, экономических, социальных, культурных) - находят свое выражение важнейшие компоненты устойчивого развития, поэтому как ко всей единой системе факторов устойчивого развития, так и к каждому из них в отдельности применимо "человеческое измерение" .

См.: Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. С. 164 - 165.
Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 20.
Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. С. 36.

Во всех прогнозах будущего социоэкоразвития правам человека уделяется центральное место. Новая цивилизационная парадигма выживаемости человека и человечества предполагает решение социоприродных проблем в единстве двух составляющих: биосфероцентрической (сохранение биосферы как естественной основы жизни) и антропоцентрической, связанной со сбережением человека, его гуманитарной сущности , в рамках каждой из которых используется потенциал прав человека.

См.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993; Он же. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная трагедия. М., 1998.

Обеспечение экологической безопасности как право на здоровую окружающую среду уже получило отражение в системе действующих прав человека. Но новые глобальные процессы требуют иного уровня "экологизации прав" - их связи с ноосферной, коэволюционной и эколого-гуманистической интерпретацией человеческого общежития. В этой связи человек не должен забывать об ограниченных пределах своего экологического дома. Антропоцентрическая составляющая будущего сценария общественного развития связывается со становлением сферы разума и ноосферной ориентацией, в которой знания и нравственная идеология обретут массовую силу, а "нравственный разум человека и интегральный интеллект всего человечества" станут планетарно управляемыми средствами устойчивого развития. Парадигма информационно-виртуальной цивилизации наращивает интеллектуальный и духовный потенциал, целью человеческой активности становится не прикладная польза, а полнота духовного самовыражения, созидание и творчество. Востребуются факторы духовного порядка, далеко выходящие за рамки одномерной рациональности ; причем "духовно-информационная и рациональная сущность ноосферы предполагает приоритет информации как ресурса развития над веществом и энергией", а также опережающее развитие интеллектуальных процессов по сравнению с материальными .

Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и права человека // К пятилетию вступления России в Совет Европы: Ежегодник / Отв. ред. К.Х. Каландаров. М., 2001. С. 46 - 47.
Синергетика: человек, общество / Под ред. В.С. Егорова, В.И. Корниенко. М., 2000. С. 209.
Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. С. 166.
Урсул А.Д. Указ. соч. С. 39.

Каждый этап развития общественных процессов выдвигал свое "поколение" прав человека, призванных преодолеть неустойчивость ситуации и стабилизировать развитие. Права человека "первого поколения" - политические и личные - явились реакцией на авторитарный характер власти, вторгавшейся во все сферы жизни подданного, опутывавшей его поведение тысячами правил, установлений, приказов, подавлявших инициативу и самостоятельность гражданина. Они ограничили власть государства и создали простор для проявления индивидуальности человека и свободы его выбора .

См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. С. 36 - 37.

При этом практически полное отстранение государства от воздействия на экономические отношения породило эгоизм и своеволие личности, привело к сосредоточению богатств в руках немногих, к росту социальной дифференциации и числа неимущих и обездоленных. В результате стремления к стабильности в таких условиях были сформулированы права человека "второго поколения" - экономические и социальные.

В условиях развития демократии XX в. сформировалось "третье поколение" прав человека - коллективные права, воплощающие интересы общностей, ассоциаций, наций, народов, международного сообщества. Появление коллективных прав - свидетельство осознания как человечеством в целом, так и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического развития, когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государств и народов. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на "качество" .

См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. С. 36 - 37.

Характеризуя права человека как важнейший фактор устойчивого развития, Е.А. Лукашева подчеркивает, что устойчивое развитие невозможно без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности: эта свобода и ее границы содержатся в правах человека. Права человека - ограничение всевластия государства, рассматривавшего человека как подданного, как только исполнителя государственных команд и приказов. Напряженность в обществе, стремление граждан освободиться из-под тотальной опеки государства, необходимость установления партнерства между гражданином и властью определили принципы прав человека.

Права человека - высшая ценность. Обеспечение прав человека - обязанность государства. Если эта обязанность соблюдается, общество может быть охарактеризовано как стабильное и устойчивое, если государство пренебрегает ею, в обществе создается напряженность, образуется угроза его устойчивому развитию.

Права человека отражают природу государства. Правда, нередко тоталитарные государства, провозглашая широкий каталог прав и свобод, не обеспечивают их реализацию. Поэтому только связь провозглашенных в этом государстве прав человека, с одной стороны, и механизмов обеспечения их реализации - с другой, свидетельствует об истинном демократизме государства. При этом в условиях демократии наличествуют борьба мнений, существование оппозиций, противостояние политических партий и группировок, которые могут выступать как факторы неустойчивости, но также присутствуют и возможности нивелирования неантагонистических противоречий и обеспечения стабильности и устойчивости общества.

Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии. Они охватывают все новые сферы общественных отношений, поскольку последние проявляют неустойчивость и грозят стабильности общественного развития. Обеспечение прав не может быть гарантировано в условиях стагнации. Только устойчивое развитие способствует реальной жизни прав и свобод .

См.: Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. С. 151 - 169; Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. С. 32 - 40; Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 апреля 2004 г. / Под общ. ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004; Права человека и современное государственно-правовое развитие / Отв. ред. А.Г. Светланов. М., 2007.

Устойчивое развитие - это гуманитарная проблема, основанием и целью которой является человек с его интересами и потребностями. Права человека выступают в современном мире как фактор устойчивого и сбалансированного развития общества, как фактор упрочения мирового правопорядка в условиях глобализации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

14. Патриархальная теория объясняет возникновение государства 1) Божественным промыслом 2) Продолжением отцовской власти 3) Добровольным соглашением для обеспечения общей справедливости 4) Контролем за ирригационными системами 5) Завоеванием одних племен другими

15. Связь права и государства:

1) Право – это ветвь государственной власти .

2) Право – это официальная идеология буржуазии

3) Право – это рамки для ограничения всевластия государства

16. Признаки правовой культуры личности:

1) исполнение законов под страхом наказания

2) исполнение законов из чувства патриотизма

3) исполнение законов как разумной необходимости

17. К романо-германской системе права относятся правовые системы:

18. Важнейшая задача Президента:

принятие решения об отставке Правительства РФ

защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти .

утверждение военной доктрины РФ

формирование Администрации Президента РФ

19. Правительство России осуществляет власть:

20. Правосудие в России осуществляется только:

21. Законодательная власть в России представлена:

1) Системой судов РФ

2) Советом Федерации и Государственной думой

З) Многонациональным народом России

4) Президентом РФ

5) Правительством РФ

22. Действующая Конституция РФ была принята в

23. Основные принципы местного самоуправления:

организационная обособленность, многообразие форм реализации, самостоятельность и т.д.

организационная основа местного самоуправления

правовая основа местного самоуправления

территориальная основа местного самоуправления

24. Объекты гражданского права:

вещи, ценные бумаги, служебная и коммерческая тайна, нематериальные блага

25. Гражданское право — это:

1) отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере труда

2) отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения

3) отрасль права, регулирующая различные имущественные отношения, право собственности

4) обязательства в гражданском обороте

26. К личным неимущественным правам относится:

1) заключение договора купли-продажи

2) кредитно-денежные правоотношения

З) право собственности

4) право автора на имя

27. Обеспечение исполнения обязательств:

неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток

принуждение заключить договор

законный порядок заключения договора

28. Если собственник уничтожает свою вещь или выбрасывает ее, то он осуществляет следующее правомочие:

29. Принцип диспозитивности в гражданском праве означает:

1) возможность для собственника стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению

2) возможность для субъектов гражданского права выбора на свое усмотрение партнеров

3) возможность каждой из стороны осуществлять свои гражданские права и выбирать любой вариант своего поведения

4) органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность согласно требованиям закона

30. Стороны в обязательстве именуются:

1) кредитором и должником

2) продавцом и покупателем

3) арендатором и арендодателем

31. Договор – это:

1) односторонняя сделка

2) соглашение между двумя и более лицами, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей

3) соглашение о финансовых обязательствах сторон

32. В зависимости от характера распределения ответственности нескольких лиц различают:

1) гражданско-правовую и административно-правовую

2) долевую, солидарную и субсидиарную

3) договорную и внедоговорную

33. Прекращение обязательства зачетом это:

1) столкновение двух встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил или исполнение которых можно потребовать в одно и то же время, они взаимно погашают друг друга полностью или частично ??

2) замена первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между ними, предусматривающий иной предмет или способ исполнения обязательства

3) освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязательств при условии, что это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора

34. Принципы уголовной ответственности:

мир и безопасность человечества

принципы законности, вины, справедливости, гуманизма

35. Преступление:

виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания

деяние, совершаемое в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их нарушение предусматривается административная ответственность

вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины

противоправные действия, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений, имеющих интеллектуальную ценность, как для конкретных лиц, так и для всего общества

36. Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

наличие малолетних детей у виновного

необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.

37. Обстоятельства, смягчающие наказание:

физическое или психическое принуждение

исполнение приказа или распоряжения

совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств

38. Уголовная ответственность наступает с:

39. Укажите уголовное наказание:

2) конфискация имущества

4) увольнение с работы

40. Административное право регулирует:

41. Виды административной ответственности:

отказ в выдаче лицензии

предупреждение в письменной форме, штраф, конфискация имущества

42. При наложении административного взыскания учитываются:

характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины и т.д.

задержание транспортных средств

43. Административный арест применяется на срок до:

Основным источником регулирования трудовых отношений является:

1) Конституция РФ

2) Административный кодекс

3) Кодекс законов о труде

4) Трудовой кодекс

45. Работник после заключения трудового договора обязан приступить к работе:

1) в день, указанный договором

2) с первого понедельника

3) с первого числа следующего месяца

4) когда захочет

46. Приказ о приеме на работу оформляется после подписания трудового договора в течение:

47. До наложения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано:

1) устное объяснение

2) письменное объяснение

4) объяснение жены

48. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более:

Отметьте отношения, регулируемые семейным правом:

1) наследования имущества

2) имущественные и неимущественные отношения в семье

3) моральные отношения в семье

4) отношения подчиненности в семье

50. С какого возраста, по общему правилу, можно вступать в брак:

51. Отметьте условие, не препятствующее вступлению в брак:

1) близкое родство лиц, вступающих в брак

3) отсутствие постоянных доходов

4) недееспособность потенциального супруга

52. Брак заключается со дня подачи заявления в ЗАГС:

2) через две недели

4) через два месяца

53. Право личной собственности не распространяется на имущество (вещи):

2) личного пользования

3) полученное во время брака

4) драгоценности, купленные в браке

54. Алименты на одного ребенка составляют:

55. Впервые термин «экология» был введен в научный оборот:

56. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает с:

57. Под окружающей средой, охраняемой законом, понимается:

1) научная картина мира, создаваемая учеными

2) местность, где непосредственно проживает население

3) окружающая природная среда в пределах человеческой деятельности

58. Под предметом экологического права понимается:

1) охрана здоровья людей

2) охрана существующих экосистем

3) охрана и использование окружающей природной среды, урегулированные нормами экологического права в интересах человека и общества

59. Ответственность по экологическому праву наступает:

1) в случае, когда гражданин мог, но не предотвратил экологическое преступление

2) когда гражданин не принял должных мер, для предотвращения стихийных бедствий, наносящих вред окружающей среде

3) по факту нанесения умышленного вреда окружающей среде, установленного в законном порядке

60. Ответственность за экологические правонарушения наступает с:

1) для иностранных граждан и лиц без гражданства – независимо от возраста

в) государство – это политическая организация государства.

2. Сущность правового государства:

а) диктатура закона при соблюдении прав и свобод граждан;

б) объединение всех ветвей власти во властную вертикаль;

в) разделение полномочий между ветвями власти и местным самоуправлением.

3. Конституционная форма российского государства:

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

4. Общепринятое определение права:

а) определенный порядок в обществе;

б) нормы поведения людей, возведенные в закон;

в) возведенная в закон воля государства.

5. Связь права и государства:

а) Право – это ветвь государственной власти;

б) Право – это официальная идеология буржуазии;

в) Право – это рамки для ограничения всевластия государства.

6. Основным признаком права является:

а) правовая норма, принятая в установленном порядке;

б) соответствие правовой нормы правам и свободам человека;

в) презумпция невиновности гражданина.

7. В российской системе права стоит на первом месте:

а) соответствие правовой нормы Конституции РФ;

б) соответствие правовой нормы ценностям рыночной экономики;

в) соответствие правовой нормы общечеловеческой морали.

8. Отрасль права это:

а) способы, приемы и методы правового воздействия на общественные отношения;

б) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни человека;

в) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участников отношений.

9. Законы в отличие от подзаконных актов наделены:

а) высшей юридической силой;

б) гарантией государственного принуждения, в случае их неисполнения;

в) необходимостью издания компетентным государственным органом.

10. Признаки правовой культуры личности:

а) исполнение законов под страхом наказания;

б) исполнение законов из чувства патриотизма;

в) исполнение законов как разумной необходимости.

11. Основные правовые системы современности различаются:

а) в зависимости от экономических и социально-политических условий развития общественной жизни;

б) в зависимости от источников права, характерных для данной правовой семьи;

в) в зависимости от государственного устройства.

12. К романо-германской системе права относятся правовые системы:

13. Особенностью государств, относящихся к религиозно-общественной юридической системе, является:

а) преимущество одной национальности над другой;

б) слияние права и религии;

в) единственным источником права являются религиозные источники.

14. Международное право представляет собой:

а) систему норм, регулирующих межгосударственные отношения;

б) систему международных организаций;

в) правовую систему, которая регулирует международные имущественные и личные неимущественные отношения.

15. Субъектами международного права являются:

б) нации и народы, борющиеся за признание независимости;

в) субъекты, указанные в пп. а), б).

16. Нормы международных договоров имеют приоритет по отношению к нормам внутригосударственного законодательства:

б) в случае отсутствия различного правового регулирования на международном и внутригосударственном уровне;

в) при наличии нормативно-правового акта, который вводит в действие данный международный договор в правовую систему государства.

17. Современное международное право выделяет в качестве основных принципов:

а) принцип мирного сосуществования, поддержания мира и международной безопасности, международного сотрудничества и защиты прав человека, народов, наций;

б) принцип защиты суверенитета государств;

в) поддержание международными средствами первичности свободы наций и народов на самоопределение и признание их независимости.

18. Всеобщая декларация прав человекабыла принята:

19. Международной организацией, координирующей систему защиты прав и свобод человека, является:

20. Международной организацией, входящей в состав субъекта, рассматривающей жалобы о нарушении прав, является:

Тема 1. Основные положения теории государства и права (4 часа)

Занятие 1 (2 часа)

Государство как социально-историческое образование. Сущность государства. Признаки и функции государства. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, политические режимы. Струк­тура механизма государственно-правового регулирования общественных отно­шений в Российской Федерации.

Право как историческое явление, неразрывно связанное с процессом возникновения и функционирования государства. Сущность права и его основ­ные признаки. Соотношение права и морали. Основные принципы права. Функ­ции и роль права в обществе.

Понятие и основные характеристики правовых норм. Структура правовой нормы. Действие норм права в пространстве и времени. Акты приме­нения норм права. Источники российского права. Виды нормативных актов и их соотношение.

Занятие 2 (2 часа)

Понятие системы Российского права. Основные отрасли и их крат­кая характеристика. Взаимосвязь отраслей Российского права (конституционно­го, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного).

Правовая культура личности. Понятие правосознания, правопорядка и законности. Обязательность соблюдения законности всеми гражданами. Ос­новные признаки правонарушения. Понятие, основания и условия наступления юридической ответственности. Виды юридической ответственности граждан.

Алексеев С. С. Теория права. - М.: Юридическая литература, 1996.

Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.

Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник. - М.: СПАРК, 1998.

Основы государства и права. Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юрист, 1997.

Теория государства и права. Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. ТТ. 1-2. - М.: Юрист, 2002.

Задание для самопроверки

по теме: «Основные положения теории государства и права»

(обведите кружком индекс правильного ответа)

Современное определение государства:

а) государство - это союз граждан;

б) государство - это власть Советов;

в) государство - это политическая организация государства.

Сущность правового государства:

а) диктатура закона при соблюдении прав и свобод граждан;

б) объединение всех ветвей власти во властную вертикаль;

в) разделение полномочий между ветвями власти и местным самоуправ­лением.

Конституционная форма российского государства:

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) демократическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления.

Общепринятое определение права:

а) определенный порядок в обществе;

б) нормы поведения людей, возведенные в закон;

в) возведенная в закон воля государства.

Связь права и государства:

а) Право - это ветвь государственной власти;

б) Право - это официальная идеология буржуазии;

в) Право - это рамки для ограничения всевластия государства.

Основным признаком права является:

а) правовая норма, принятая в установленном порядке;

б) соответствие правовой нормы правам и свободам человека;

в) презумпция невиновности гражданина.

В российской системе права стоит на первом месте:

а) соответствие правовой нормы Конституции РФ;

б) соответствие правовой нормы ценностям рыночной экономики;

в) соответствие правовой нормы общечеловеческой морали.

Отрасль права это:

а) способы, приемы и методы правового воздействия на общественные отношения;

б) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отноше­ния в определенной сфере жизни человека;

в) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участ­ников отношений.

Законы в отличие от подзаконных актов наделены:

а) высшей юридической силой;

б) гарантией государственного принуждения, в случае их неисполнения;

в) необходимостью издания компетентным государственным органом.

Признаки правовой культуры личности:

а) исполнение законов под страхом наказания;

б) исполнение законов из чувства патриотизма;

в) исполнение законов как разумной необходимости.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет вы-явить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:

Прежде чем перейти к анализу этих аспектов отметим, что, в зависимости от типа правопонимания соотношение государства и права двояко:

1. При нормативном подходе к правопониманию государство признается первичным, а право - вторичным и подчиненным государству, производным от него.

2. Иные концепции правопонимания исходят из обратного: право первично, а государство призвано поддерживать, обеспечивать его.

Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосредственной зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе - демократический или тоталитарный.

Единство государства и права проявляется в том, что они - явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство государства и права выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы. Государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Государственное и правовое развитие - единый процесс.

Однако это вовсе не означает, что все, свойственное государству, свойственно праву, и наоборот. Они являются самостоятельными образованиями, обладающими, помимо общих, и рядом специфических черт.

Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и имеют общую задачу, решают они ее поразному: государство - в сфере социального управления, право - в сфере социального регулирования.

Различия вытекают уже из определения данных понятий. Государство - это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право - это система норм, субъективных прав, юридических операций.

Государство прежде всего выражает какойто общий интерес граждан; это организация, которая действует в интересах всего общества, для него характерен приоритет группового над индивидуальным. Право же прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.

Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы.

Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в офици-альных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.

Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Как уже отмечалось выше, государство по определению - организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства - правовое государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: