Право это общее обещание государства смысл высказывания

Обновлено: 19.04.2024

В предложенном нам высказывании даётся определение понятию «право». Проблемой данной цитаты является сущность права. Данная проблема является актуальной в условиях формирования правового государства.

Смысл данного высказывания состоит в том, что право должно выполнять свои функции, но при этом не унижать человеческое достоинство.

На мой взгляд, в данном высказывании совершенно точно отражена вся сущность права. Итак, рассмотрим проблему с теоретической точки зрения. Право-это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Нормы права устанавливаются государством, они закреплены в правовых актах и поддерживаются силой государственного принуждения. За невыполнение норм права грозит наказание, которое зависит от тяжести совершенного преступления.

По законам РФ мера ответственности назначается только компетентными органами и только при наличии доказательств вины. Цель права- не унизить правонарушителя, а удержать в будущем от преступлений и сохранить общественный порядок.

В дополнение к теоретитческим доводам можно привести ряд конкретных, фактических примеров. Например, в истории нашего государства не всегда совершался справедливый, честный суд над гражданами. Во время сталинских репрессий множество людей были приговорены к высшей мере наказания за незначительные проступки. Пострадало много людей.

Обращаясь к личному опыту, могу вспомнить ситуацию, которая недавно произошла с моим соседом. Он, нарушив права, припарковал машину в неположенном месте, за что должен был понести административное наказание и выплатить штраф. Этот жизненный урок, как мне кажется, оказал большое влияние на соседа и в будущем он не станет больше совершать правонарушения, что является целью права.

Таким образом, могу сделать вывод, что право играет огромную роль в жизни современного человека. В данном высказывании содержится истинный смысл права, к достижению которого должно стремиться каждое государство.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(jus gentium) - в Древнем Риме правовая система, сложившаяся при разрешении споров между иностранцами (перегринами) и римлянами, но так и оставшаяся частью единого римского правового комплекса. Синоним - перегринское право.

(лат. jus gentium; англ. law of nations/people) - 1) система норм, включавших нормы римского права и нормы, заимствованные из права др. государств, с которыми римляне имели деловые соглашения (особенно из греческого права), действовавших наряду с римским правом в римских провинциях и регулировавших основные имущественные права перегринов (чужеземцев, живших на римской территории). Особенности применения П.н. известны из египетских папирусов и сирийского кодекса законов; 2) правовые обычаигерманских племен (варварские правды), кодифицированные под названием законов, напр., Салическая правда, Рипуарская правда и др.

2.Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил по­ведения, сложившихся в Древнем Римев результате их неод­нократного использования, санкционированных и защищае­мых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а;
Римские юристы так говорилиоб обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нрава­ми" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание госу­дарства" (Д. 1.3.1).

3. Законы представляли собойрешениянародныхсобранийкакого­-либовида(куриатного,трибутного,центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем прини­мался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
Поструктуре закон можно разделить натричасти',надпись(имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственносодержаниезакона исанкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления(плебисци­ты).Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу за­кона: "Между плебисцитами и законами есть разница в спосо­бе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установ­ляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юристаГая 1.1.4) — далее — Гай.
Сенатусконсулъты приобретают значение источника права со
II в. н.э. "Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенату­ сконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5.'Указимператора есть то; что постановил император или дек­ретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было со­мнения в том, что указ императора имеет силу настоящего за­кона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5). Декреты — эторешенияпосудебнымделам.Эдикты -постановленияобщегохарактера.Рескрипты содержали в себеответынаразличныевопросы.Существовали такжемандаты, в которых были
инструкциидолжностнымлицампосудебнымделам.
Указы(конституции) 27.
6.Эдиктымагистратовспециальныеакты,вкоторыхдолжно­стноелицоизлагалопринципысвоейдеятельностиилирешенияпокаким-либовопросам.
Эдикты могли издаватьпреторы,правителипровинций,куруль­
ныеэдилы.Эдикты претора развились изпреторскихформул. Первона­чально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адриа­ном вечным и неизменным.
Эдиктпреторасодержалвсебепереченьусловий(обстоятельств),прикоторыхпреторпредоставлялсудебнуюзащиту.Вэдиктебылиособенностииусловияконкретныхисковитиповыеформу­лыисков.
Курульныеэдилычиновники,призванныеобеспечиватьоргани­зациюторговлинарынке. В процессе своей деятельности они могли издавать обязательные для торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуще­ствляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не по­свящали в свои тайны.
В308 г.дон.э.ГнейФлавийсделалобщеизвестнымиисковыеформулы.С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
консультирование:
составление иоформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон. Ответыюристовпредставляли собоймненияихпотомуилиино­
мувопросупримененияправа. Данными мнениями часто пользо­вались в судах для подкрепления своих позиций. До времен императора Августа указанные мнения имели част­
ный характер. Август жедалправонекоторымюристамдаватьтолкованиезаконовпозапросам,поступавшимкнему. Эти акты толкованияполучилисилуимператорскихтолкованийибылиобя­зательныдлясудей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родилсяпринцип: "Еслимненияэтихлицсходятся,топриобретаетсилузаконато,вчемонисогласны.Еслижемненияюристовнесогласнымеждусобой,тосудьепредоставляетсяпра­воследоватьтомумнению,котороеонсчитаетсамымлучшим"
(Гай 1.1.7). В итоге правотворчество юристов получило официальное при­знание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства вы­
явил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать импе­раторские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попыткакоди­фикацииправаимператоромФеодосием. Были собраны импе­раторские конституции начиная с Константина. В результате был созданкодексФеодосия16.императореЮстиниане была проведена новая масштабная
и всеобъемлющая кодификация римского частного права. В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониа­на, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состо­явший из императорских конституций;в533 г. были составлены Дигесты(Пандекты),Институции.
Параллельно с кодификационными работами Юстинианраз­решалконкретные споры. Эти решения вошливКодексвторо­гоиздания.
По окончаниикодификационных работ Юстинианом был из­
дан еще ряд законодательных актов,которые затем были объе­динены в сборник под названием"Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали
Corpus iuris civilis.

9-Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил по­ведения, сложившихся в Древнем Римев результате их неод­нократного использования, санкционированных и защищае­мых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а;
Римские юристы так говорилиоб обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нрава­ми" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание госу­дарства" (Д. 1.3.1).

10- Согласно наиболее общему юридическому определению, «законы — это имеющие предписывающий характер общие постановле­ния, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвер­жденные Сенатом». Таким образом, в римском праве законом считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суве­ренной воли римского народа, реализованное через сложившиеся го­сударственные установления.

Закон должен представлять оформленное выражение общей воли римского народа — «закон есть приказ и распоряжение народа». Соот­ветственно силу закона lex могли получить только постановления учреж­дений, признанно воплощавших весь римский народ. Помимо основной формы — решений центуриатных комиций, законом считались постанов­ления плебса — plebiscitum (или «приказ и распоряжение плебса»), ре­шения Сената — senatusconsultum, конституции государя (или «приказ и распоряжения римского народа», переданные через посредство делеги­рованной государю власти).

Закон должен представлять согласованную волю римского наро­да относительно общих по своему значению вопросов, относящихся к «публичным делам». Предписания закона должны быть возможно более всеобщими, и, соответственно, смысл законного регулирования понимался также ограничительно. Lex — это подтверждение какого-либо торжествен­ного политического акта, факта делегации полномочий, удостоверение факта выборов, узаконение полномочий должностного лица. Lex — это регламентация правовой ситуации, касающейся тех отношений, которые входят в область интересов «публичных дел» (а не, например, нравствен­ных или идейных, культурных и т.п. коллизий). Lex — это определение общих правил формирования отношений между лицами, имеющими пра­вовое значение, процедуры использования тех или иных прав, привиле­гий, конкретнее — объектов прав и полномочий и т.п. Наконец, lex — это регламентация условий совершения юридических действий, а также все­го того, что придает отдельным элементам этих действий общеправовое значение (признание доказательственного значения за тем или иным фак­том или, напротив, отрицание такового и т.п.).

Закон должен представлять индивидуализированное выражение всеобщей воли относительно общих вопросов — это требование состав­ляло существенную особенность представления о содержании и направ­ленности закона в римской юридической культуре. В единичном законе (законодательном акте) не могут охватываться разные по своему приме­нению вопросы права (например, нельзя регулировать одним законом вопрос опеки и освобождение от тяжких уголовных наказаний малолет­них преступников, хотя бы и то, и другое имело в виду интересы одних и тех же субъектов правоотношений — несовершеннолетних). Это, преж­де всего, было связано с характером судебного правоприменения в Риме: с наличием разных судебных органов по разным категориям дел. Но в не меньшей степени было и общеправовым требованием к законотворчеству как делу весьма ответственному: избыточный закон не только не создает нового права, но вредит старому праву. Равно нельзя было предлагать издание законов во всеобщих, не нормативно-регулирующих по своему содержанию формулировках. «Законов сила есть повелевать, запрещать, разрешать, наказывать» — и если предположение не заключало в себе вполне конкретного запрещения, повеления, разрешения, предписания о наказании (безразлично, касалось ли это абстрактного множества субъектов права, определенного числа или даже единичного человека — силу lex могло иметь «распоряжение народа» и по отношению к отдельному индивидууму), то такое законодательное предположение не могло стать полноправным законом, согласованным со всеми канонами права.


12-

13- Сенатусконсульты- постановления сената; законы периода принципата.

14-Императорские конституции

32. Виды конституций. В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

33. Codex Gregorianus. В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот Кодекс не сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников (Fragmenta Vaticana, Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum, lex romana Burgundiorum).

Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот Кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

34. Codex Hermogenianus. Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй Codex, названный Hermogenianus по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого Кодекса не могут быть восстановлены.

35. Codex Theodosianus. Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодосий II (402 - 450 гг.) или, вернее, его правительство имело широкие кодификационные планы - опубликовать сборник императорских конституций со включением ius, т.е. произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II Валентинианом III. Несмотря на то что Кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время.

Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.

В Кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т.п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

16- Эдикты римских магистратов

Эдиктом в Риме называлось всякое распоряжение магистрата, объявленное им устно (ранние Э.) или письменно (позднейшие) во всеобщее сведение. По своему содержанию Э. обнимали собой приказания, запрещения и обещания магистратов, касающиеся управления и правосудия, общего или специального характера. Право издавать Э. (jus edicendi) принадлежало всем высшим магистратам, а из низших — трибунам, эдилам и квесторам (см.). Из Э., сведения или отрывки из которых сохранились до нас в памятниках древней римской жизни, особенно важное значение для развития римского права имели Э. претора (см.) и отчасти эдилов.

17- В период принципата и домината эдикт стал видом императорского закона. Во II веке н. э. римский юрист Сальвий Юлиан составил окончательный текст преторского эдикта («вечный эдикт») по указанию Адриана.

1. (Папиниан). Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства.

2. (Марциан). Ибо и оратор Демосфен дает следующее определение;

"Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней". И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хризипп, так начинает свою книгу "О законах": "Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве28; мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо".

3. (Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно.

4. (Цельс). Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.

5. (Цельс). Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.

6. (Павел). Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

7. (Модестин). Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.

8. (Ульпиан). Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.

9. (Ульпиан). Нет сомнения, что сенат может творить право.

10. (Юлиан). Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.

11. (Юлиан). И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции принцепса.

12. (Юлиан). Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию может применить их к сходным (обстоятельствам) и сообразно с этим вынести решение.

13. (Ульпиан). Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности.

14. (Павел). То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого.

15. (Юлиан). Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.

16. (Павел). Особое право - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-либо потребности.

17. (Цельс). Знать законы - значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.

18. (Цельс). Является более милостивым (справедливым) такое толкование законов, при котором охраняется их воля.

19. (Цельс). Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочтения то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о воле закона.

20. (Юлиан). Не в отношении всего, что установлено предками, может быть приведено основание.

21. (Нераций). И потому не нужно исследовать основания того, что устанавливается; иначе было бы разрушено многое из того, что представляется определенным.

22. (Ульпиан). Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.

23. (Павел). В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.

24. (Цельс). Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона, без рассмотрения закона в целом.

25. (Модестин). Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жестокого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей.

26. (Павел). Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие.

27. (Тертуллиан). Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими; поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включен правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными.

28. (Павел). Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.

29. (Павел). Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл.

31. (Ульпиан). Принцепс свободен от (соблюдения) законов.

32. (Юлиан). Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то (следует соблюдать) наиболее близкое и вытекающее из последнего (правило); если и этого не оказывается, то следует применять право, которым пользуется город Рим. § 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил, не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. [Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.]

33. (Ульпиан). Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона).

35. (Гермогениан). Но и, то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.

36. (Павел). Это право (обычное право) пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму.

37. (Павел). Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода; ибо обычай является лучшим толкователем закона.

38. (Каллистрат). Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает сомнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных единообразных решений имел силу закона.

39. (Цельс). То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев.

40. (Модестин). Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем.

41. (Ульпиан). Все право относится или к приобретению, или к сохранению, или к умалению; речь идет о том, каким образом что-либо делается принадлежащим кому-либо, или каким образом кто-либо сохраняет свою вещь или свое право, или каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.

Ius est ars boni et aequi. Право есть искусство Доброго и справеДливого.

Знаменитый современный теоретик права Герберт Харт так формулирует проблему определения сущности права:

«Не многие вопросы, касающиеся человеческого общества, задавались с такой настойчивостью, а серьезные мыслители отвечали на них столь различными, странными и даже парадоксальными способами, как это происходило с вопросом “Что есть право?” 1 Даже если мы ограничим наше внимание правовой теорией последних 250 лет и не будем рассматривать классические и средневековые спекуляции о “природе” права, мы обнаружим ситуацию, не имеющую аналогов ни в каком другом предмете, систематически изучаемом как отдельная академическая дисциплина.

Не существует обширной литературы по вопросам “Что такое химия?” или “Что такое медицина?”, как это происходит с вопросом “Что есть право?” Несколько строк на странице какого- нибудь элементарного учебника - вот все, что предлагается рассмотреть изучающему эти науки; и ответы, которые ему даются, очень сильно отличаются от тех, которые предлагаются студенту, изучающему право. Никто не считает проясняющим дело или важным настаивать на том, что медицина - это “то, что доктора делают с болезнями”, или “предсказание того, что сделают доктора”; или объявлять, что то, что обычно считается характерной и главной частью химии - скажем, изучение кислот - в действительности вовсе не является частью химии. Однако в случае права часто произносились вещи, столь же странные, на первый взгляд, что и эти, - и не только произносились, но и защищались с такими красноречием и страстью, как если бы они являлись открытием истин о праве, долго скрываемых искажениями его сущностной (essential) природы.

“То, что должностные лица предпринимают относительно споров, есть. закон” [3] [4] ; “Пророчества о том, что сделают суды.

являются тем, что я подразумеваю под пра- вом” [5] ; “Статуты являются источником Права., но не частями самого Права” [6] ; “Кон­ституционное право есть всего лишь позитивная мораль” [7] ; “Не укради; если кто-то кра­дет - он будет наказан. Первая норма, если она вообще существует, содержится во второй, которая и является единственно подлинной нормой. Закон есть первичная норма, которая стипулирует санкции” [8] .

Это лишь некоторые из множества утверждений или отрицаний, касающихся природы права, которые, на первый взгляд, выглядят странными и парадоксальными. Некоторые из них, по-видимому, вступают в конфликт с наиболее прочно укорененными убеждениями и кажутся легко опровержимыми; так что возникает искушение ответить: “Конечно, статуты являются правом, по крайней мере одним из видов права, даже если существуют другие”, “Конечно, закон не может означать просто то, что делают должностные лица или сделают суды, так как нужен закон, чтобы назначить должностное лицо или суд”.

Несмотря на это, кажущиеся парадоксальными фразы не были произнесены визионерами или философами, профессионально занимающимися тем, чтобы подвергать сомнению наиболее ясные порождения (deliverances) здравого смысла. Эти фразы являются результатом длительных размышлений над правом профессиональных юристов, занимающихся тем, чтобы учить праву или практиковать его, и в некоторых случаях исполнять закон в качестве судей. Более того, сказанное ими о праве в действительности улучшило наше понимание права в свое время и в своем месте. Ибо, понятые в соответствующем контексте, такие положения оДновременно и проясняют, и обескураживают: они гораздо более похожи на огромные преувеличения некоторых - незаслуженно забытых - истин о праве, нежели на трезвые определения. Они бросают свет, который позволяет видеть многое из того, что было скрыто в праве; но этот свет настолько ярок, что ослепляет нас в отношении всего остального и, тем самым, так и не дает нам ясно увидеть целое» (Г.

Ius - iustitia - aequitas

Итог многовековых размышлений римских юристов о природе права выражает Ульпиан (III в.) в самом начале Дигест:

«Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово “право” (ius). Право получило свое название от “правосудия” (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой» [9] .

Таким образом, право базируется на универсальных моральных и философских принципах и реализуется в судебном разбирательстве, основанном на критериях справедливого и должного, выработать которые - задача правоведов.

«Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом» [10] .

Правоведы подобны жрецам, говорит Ульпиан, однако лишь в определенной степени, так как в их ведении находится человеческое право, жрецы же имееют дело с правом божественным (ius divinum), в основе которого лежат представления о должном (fas) и недолжном (nefas), запретном и даже табуированном по религиозным и моральным причинам.

Ius publicum - ius privatum

«Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении.

Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных» [11] .

Речь идет не просто о формальной классификации права: всякое право в той или иной степени связано с общественным благом, однако частное может быть до некоторой степени выведено из публичной сферы. Тем не менее и здесь деление довольно условно. Публичное право не только всегда обладает приоритетом над частным: согласно Папиниану (D. 28.1.3), «публичное право не может быть изменено соглашениями частных лиц», но и сохранение таких частноправовых институтов, как приданое, важно «в интересах государства», точнее, в контексте государственной демографической политики (D. 23.3.2; этот сюжет мы подробнее разбираем в разделе о семье).

Ius civile - ius gentium - ius naturale

«Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. Естественное право (ius naturale) - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. Право народов (ius gentium) - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой» [12] [13] .

«Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т. е. цивильное право.

Право народов включает в себя те установления, которые регулируют отношения между римлянами и иностранцами. Оно менее формальное и гибкое, поэтому именно в его рамках возникли многие институты, позволившие развиваться строгому цивильному праву, в том числе процесс посредством формул (см. ниже о преторском праве). Естественное право - это философская концепция, о которой мы еще поговорим. Примечательно, что к естественному праву римские юристы иногда апеллируют непосредственно, как к неписаному «закону природы».

Ius civile - ius honorarium - ius novum

«Цивильное право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов. Преторское право - это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов “ius

Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права» [14] .

Строгое цивильное право на протяжении веков развивалось преторами с учетом новых факторов и институтов. Именно преторы разработали новые процессуальные средства, такие как иски с фикцией, иски in factum и с перестановкой лиц, новые институты, такие как право преторской или «бонитарной» собственности, новые формы обязательств, кардинально реформировали наследственное право и гражданский процесс. Эти изменения накапливались постепенно и были окончательно закреплены в так называемом Вечном преторском эдикте ок. 130 г. н. э. «Новое право» - это позднеримское право эпохи принципата. Хотя римские юристы предпочитали считать, что римское право по своей сути не очень меняется, инновации были существенными и затрагивали все сферы правовой жизни, начиная от процесса осуществления правосудия и заканчивая отдельными институтами частного права. Менялась и правовая идеология.

Lex - ius commune - ius singulare - privilegium - benefitium

«Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» [15] .

Далее это поясняется словами Марциана, причем греческие источники по общему обыкновению цитируются по-гречески: «Ибо и оратор Демосфен дает следующее определение: “Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней”. И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хрисипп, так начинает свою книгу О законах: “Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо”».

Закон носит универсальный характер:

«3. (Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случа­ев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. 4. (Цельс). Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. 5.

(Цельс). Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко. 8. (Ульпиан). Права устанавливаются не для отдель­ных лиц, а общим образом. 16. (Павел). Особое право (ius singulare) - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-либо потребности» [16] .

Привилегии (в положительном или отрицательном смысле) - это предписания относительно отдельных лиц, которые лишь в некоторых случаях становились законом (например, сословные привилегии). Благодеяния же - это всегда положительное исключение из правил или смягчение какого-либо предписания права в конкретном случае. Нередко подобные благодеяния (особенно в рескриптах принцепсов) становились прецедентами, которым затем следовали в сходных случаях.

Таковы базовые разделения. В заключение упомяну об идее разумности права:

«Тому, что установлено против смысла права (ratio iuris), мы не можем следовать как юридическому правилу» [17] .

Право рационально и любое предписание должно следовать смыслу права, то есть его базовым положениям и практической полезности.

Размышления о праве, разумеется, восходят к древнейшим временам, и, хотя правовая система каждого государства развивается относительно самостоятельно, на формирование римской идеи права несомненное влияние оказывала и греческая политическая теория. «Graecia capta ferum victorem cepit, Греция, пленницей став, побеДителей грубых пленила», - как выразился Гораций.

Древнейший доступный нам письменный источник - Гомер. Поэмы Гомера ИлиаДа и ОДиссея отражают устройство греческого общества VIII-VII вв. до н. э. или, возможно, немного ранее (но не времен исторической Троянской войны, которая состоялась ок. XIII-XI вв. до н. э.). Общество Гомеровских «ахейцев» состоит из полисов, управляемых царями, советом старейшин и, в некоторой степени, народным собранием. Возглавляющий армию царь отдает приказы, однако не создает законы в современном смысле этого слова, никакая совокупность обычаев также не выглядит как нечто нормативное и общепринятое. В то же время присутствует идея Офіс; - понятие очень многозначное. Это своего рода установление, божественное или человеческое, возможно, обычай, долг, даже священная обязанность. Этим термином Гомер обозначает, например, запрет на сопротивление Посейдону, долг гостеприимства, заповедь Зевса, обычное поведение (в смысле «как повелось, как принято»), справедливость, подати (во множественном числе) и даже место суда (судилище) и собственно само возмездие. В последующей литературе за 0£Ціс закрепилось значение должного, дозволенного.

То есть термин носит выраженно нормативный характер и отражает некую форму коллективного сознания, хотя еще Пиндар применяет его непосредственно к оракулам. Исходное его значение, должно быть, подобно латинским fas, дозволенное, высший (неписаный) закон, или ius, право, справедливость, однако не lex, собственно закон как определенное правило.

Наряду с 0£ціс в Гомеровских поэмах мы встречаем б(кп. В последующей литературе именно за этим термином закрепилось значение право, законность и даже, в собственном смысле, судопроизводство, судебное решение, приговор. Но и у Гомера оно означает скорее то, что «повелось среди людей», нежели 0£ціс, «то, что должно» или установлено богами. В разных местах поэм слово означает «справедливое», «должное (перед людьми), обычное» и т. д. Гесиод говорит о «беззаконном» (е^ш т^с бікпс)- Этимология слов - 0£ціс от т(0пці, класть, устанавливать, б(кп от 6e(kvu^i, показывать, указывать - подтверждает такое терминологическое развитие. «Устанавливают» законы или заповеди высшие существа или общество в целом, «указывает» же судья своим решением.

Еще один греческий термин, значимый для теории права, - vo^oc - у Гомера не встречается, однако употребляется Гесиодом и поэтами VII-V вв. Вообще говоря, он восходит к глаголу v£^w, распределять, присуждать, уделять, давать. Два основных значения термина: 1. обычай, установление (впоследствии закон, например, vo^oc navTwv ваочХеис, закон - всеобщий повелитель, vo^w ка'і £0єі, по закону и по обычаю, x^p^v vo^oc, кулачное право, закон войны); и 2. лад, напев, например, номос (гимн) Аполлону и вообще, любое распределение или разделение (например, земельных наделов или пастбищ).

Аттическая амфора, Вульчи, Италия, ок. 480-470 гг. До н. э., Берлин. Важнейшие игры, такие как Олимпийские, Истмийские и Немейские, неизменно

сопровождались выступлениями певцов и музыкантов. Поэты сочиняли эпиникии в честь побеДителей. Особенно выДелялись Пифийские игры в честь Аполлона - божественного музыканта, в чью честь провоДились не только спортивные, но и музыкальные состязания. Наиболее

престижными были кифароДии,


когДа музыканты исполняли на кифаре композиции собственного сочинения - номы.

«Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице» - Принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом, состязательность сторон. Стороны защиты и стороны обвинения. Функции обвинения и защиты отделены друг от друга; суд не может выступать на стороне обвинения или на стороне защиты; стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Суд- беспристрастен.

«Закон благосклонен к несовершеннолетним» - Сущность и предназначение наказания за совершение правонарушений.

Особенности юридической ответственности, уголовной, административной, гражданско-правовой, несовершеннолетних.

«Сущность права состоит в равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага» - Проблема взаимосвязи прав и обязанностей личности. Государство как выразитель «общего блага» декларирует права и свободы, их гарантирует и защищает, одновременно накладывая обязанности на граждан. Конституция РФ. Гл.2

«Законы – разум страны» - Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права: признаки и функции права. Закон как нормативно-правовой акт. Этапы законотворчества в РФ. Если государство хочет, чтобы общество соблюдало законы, необходимо, чтобы они базировались на принципах справедливости, гуманности, равноправия и ответственности за вину.

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» Идея взаимосвязи прав и обязанностей гражданина.

«Законы обязаны своей силой нравам» - Соотношение права и морали. Право позитивное (нормативное, формальное). Право естественное (справедливость, гуманизм, нравственны ценности). Законы должны базироваться на принципах естественного права, граждане соблюдают законы не только потому, что обязаны, но и потому, что они соответствуют их «нравам».

«Общие принципы права должны применяться в первую очередь» - Сущность и применение основных общих принципов права. Социальность: регламентирует жизнь общества; Нормативность: формальное закрепление прав и обязанностей; Общеобязательность: исполнение подавляющей частью общества; Процедурность: чёткие процедуры дознания, применения права, защиты; Неперсонфицированность: адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу; Институциональность: нормы права создают, применяют и защищают строго определённые органы государства.


«Знать законы – значит воспринять не их слова, но их содержание и значение» - Правовая культура. Проблема значения правовых знаний в вопросе реализации прав граждан на защиту от необоснованного привлечения к ответственности. Умение самому отстаивать свои права. Правовой нигилизм.

«Пусть присяжные спасают преступников, но беда, если преступники сами начинают прощать себя» -Сущность, понятие юридической ответственности. Превентивная (предупреждающая) и воспитательная функции юридической ответственности. Преступление — деяние виновное и наказуемое. Ответственность только при наличии вины - один из ведущих принципов уголовного права РФ. Вина - умысел или неосторожность.

«Для меня неважно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» - Принципы правового государства. Проблема реализации принципа верховенства закона как условия суверенитета и могущества государства. Функции права. Регулятивная функция: регулирует общественные отно¬шения, устанавливая модели поведения их участников. Охранительная функция: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность нарушителям.

«Взаимное наблюдение граждан друг за другом делает преступление невозможным» - Правовая культура и её значение. Превентивная (предупреждающая) функция права.


Не только государство защищает наши права, но и мы сами. Механизмы защиты прав гражданами: вызвать полицию, написать заявление в суд, жалобу в прокуратуру или надзорную инстанцию, обратиться к Уполномоченному по правам человека, обратиться к Президенту, к депутату ЗАКС региона или к главе муниципалитета.

«Право – это все то, что истинно и справедливо» - Соотношение права и морали. Два подхода к пониманию права. Позитивное право (нормативное, формальное) и естественное право (справедливость, гуманизм, нравственные ценности).

«Обязанности и запреты укрепляют правосознание» - Правосознание как результат овладения правовой культурой. Превентивная и воспитательная функции юридической ответственности. Каждый современный человек должен знать не только права, но и обязанности, правила поведения в общественных местах, технику безопасности и деяния, которые квалифицируются как проступки или преступления: УК РФ, КоАП РФ, Конституция РФ

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: