Правда суда не боится какое право

Обновлено: 19.04.2024

Сегодня у нас необычная игра, а игра, посвященная 20-летию со дня принятия основного закона нашей страны Конституции, по которому живет каждый гражданин нашей страны. Центральное место в основном законе занимают статьи и наших правах и обязанностях. А все ли знают эти права и обязанности как граждан РФ? Кроме Конституции РФ существуют ещё множество законов, но они не противоречат Конституции РФ.

Вам предстоит встретиться в турнире, где каждый из вас в отдельности и команда в целом покажет свои знания и наберет макс. количество баллов.

- Выбор жюри. Наше ответственное жюри будет вести подсчет голосов и в конце турнира определит сильнейшего. Ну, что ж приступим.

1 конкурс “Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (демонстрация кадров из мультфильмов). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- «Бременские музыканты » (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- «Колобок» (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- «Вовка в тредевятом царстве» (нарушались обязанность учиться, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).

2 конкурс “Придумай-ка!”

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

3 конкурс “Подумай-ка!”

Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).

- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)

4 конкурс “Определи-ка!”

Закончить фразу: (1 фраза для каждой команы).

Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.

- Карабас Барабас нарушал _________________________________

- Колобок имел право на, но нарушал свою обязанность _____________________________________

- Лиса не имела права ______________________________________

- Буратино нарушил обязанность_____________________________________

- Гадкий утёнок имел право _______________________________

- Красная шапочка имела право _______________________________

5 конкурс “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (за каждое правильный ответ - балл).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась унижению, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в неволе, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива . (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, не признавала его прав, это проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в плен к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.

Цель: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.

Задачи игры:

· формировать правовую культуру;

· оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;

· формировать навыки безопасного поведения в обществе;

· закреплять правовые знания у подростков;

Задание 1: Собери пословицы и найди, какое право человека в нем отражено (ст.12-26 Конституции)

  • Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  • Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  • Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  • Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  • Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  • Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  • При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  • Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  • Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  • По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  • Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  • Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  • Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Вопросы для разминки:

Что такое правонарушение? Какие виды правонарушений вам известны? Какие виды ответственности вы знаете

Задание 2. Определи вид ответственности, за совершенное деяние

Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)

Ребята избили одноклассника (Уголовная)

Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)

Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)

Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)

Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)

Подросток позвонил в полицию и пошутил что в здании школы заложена бомба (уголовная)

Кассир опоздал на работу на 30 минут (дисциплинарная)

Задание 3 Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения, а во втором столбике юридические названия данным деяниям. Соедините их в правильном порядке.

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены художественного музея немецкой свастикой

Михаил не оплатил покупку в супермаркете

хулиганство

Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться

Вася сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Коля заставил малыша отдать ему 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Витя отобрал у Кости CD-плейер

оскорбление

Задание 4 Кроссворд

По горизонтали :

1. Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

2. Решение суда после слушания дела.

3. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.

4. Мера воздействия против совершённого преступления.

По вертикали:

5. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

6. Столкновение, серьёзное разногласие сторон.

7. Определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

8. Совокупность обязательных для исполнения норм, установленных государством, регулятор общественных отношений .

Задание: О каком преступлении идет речь в стихотворении

Мальчик любил позабавить прохожих,

Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,

Вот только забыл про одно сорванец-

Штраф выплатят точно мать иль отец.

Комментарий: это мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток ст. 20.1 КоАП).

В спасателя маленький Вася играл,

Он людям карманы от денег спасал.

Но за руку быстро мальчишку схватили,

В милицию сдали и дело «пришили».

Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ).

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он будет очень рад.

Но творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

Комментарий: вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (ст. 163 УК РФ)

Маленький мальчик в большом магазине

Матом ругался, катался в корзине,

Бабуси и деды вздыхали не зря!

Милиция вмиг усмирит дикаря.

Комментарий: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток (ст. 20.1 КоАП)

Стать режиссером мальчишка решил.

Он видеокамеру ловко стащил.

И пусть на суде мальчик станет реветь,

Судья ведь не мама – не будет жалеть.

Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ).

Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана!

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

Подведение итогов. Подсчет жетонов команд, объявление победителей

Задание 1: Собери пословицы и найди, какое право человека в нем отражено

  • Правда суда не боится.
  • Жить – родине служить.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Делу – время, а потехе – час.
  • Дело мастера боится.
  • При солнышке тепло, при матери – добро.
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • Волка ноги кормят.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • По заслугам и почёт.
  • Тот герой – кто за родину горой.
  • Один в поле – не воин.
  • Любишь кататься –люби и саночки возить

Задание 2. Определи вид ответственности, за совершенное деяние

Мальчик разбил мячом окно

Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения

Ребята избили одноклассника

Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы

Ученик прогулял занятия в школе

Задание 2. Определи вид ответственности, за совершенное деяние

Девочка перешла дорогу в неположенном месте

Ученик рисует на парте

Мальчики нецензурно выражались в автобусе

Подросток позвонил в полицию и пошутил что в здании школы заложена бомба

Кассир опоздал на работу на 30 минут

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены художественного музея немецкой свастикой

Михаил не оплатил покупку в супермаркете

хулиганство

Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться

Вася сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

вымогательство

Коля заставил малыша отдать ему 10 рублей

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Витя отобрал у Кости CD-плейер

оскорбление

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены художественного музея немецкой свастикой

Михаил не оплатил покупку в супермаркете

хулиганство

Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться

Вася сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Вымогательство

Коля заставил малыша отдать ему 10 рублей

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы появились сборники законов. В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. (слайд заканчивается)

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

1раунд«Визитка» (Вика)

Раунд 2 . Горизонт конституционных прав (Саша)

В Конституции РФ определено 4 групп прав граждан РФ - это личные или гражданские права, политические, социально- экономические, экологические и культурные права.

Предлагаем представителям команд по кругу называть права (по 1-му праву) граждан РФ при этом не повторяясь. Итак, начали..

  • жизнь
  • свободу
  • личную неприкосновенность
  • честь
  • достоинство и др.
  • возможность участия граждан в политической жизни страны
  • участие в культурной жизни страны
  • доступ к культурным ценностям
  • свободу творчества и др.
  • благосостояние
  • социальную защиту
  • достойный уровень жизни
  • быть собственником
  • наследовать имущество

3 задание (Вика)

В Конституции РФ записаны не только права граждан, но и обязанности. Выберите из предложенного списка обязанности, записанные в Конституции. (Список раздаётся болельщикам. За правильный ответ балл добавляется команде).

Обязанности : соблюдать законы , платить налоги , состоять в какой-либо партии, быть членом профсоюза, работать на предприятии, защищать Отечество , сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры , учиться, получать образование.

Задание 3. Игра «Да! Нет!» (Саша, Вика)

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

Задание 4. Составление таблицы (Саша)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Право на отдых и здоровье

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

Право на медицинскую помощь.

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять.

5 задание. (Саша, Вика) Как вы думаете в чём разница между понятиями человек и гражданин? Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны? (За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

1. право на жизнь; (ч)

2. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

3. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

4. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

5. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

6. право на отдых; (ч)

7. достоинство личности; (ч)

8. право на социальное обеспечение; (ч)

9. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

10. право на неприкосновенность жилища; (ч)

11. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; ( Г)

12. право вступать в общественные организации; (ч)

13. право на свободу слова; (ч)

14. право на свободный труд; (ч)

15. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

16. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

17. право частной собственности; (ч)

18. право на предпринимательскую деятельность; (ч)

Задание 6. “Жизнь с правами и без” (Вика)

В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации; Во вторую колонку необходимо эти житейские ситуации.

Конституционные права

2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в том случае, если вы предоставите Павлу:

4) право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства

8) право на получение высшего образования на конкурсной основе

Задание для 2-й команды

Конституционные права

1. Александр - увлекается мобильными телефонами и мечтает открыть свой собственный салон мобильной связи.

Вы поможете Александру, если предоставите ему:

7) право на свободную предпринимательскую деятельность;

10) право на свободный выбор профессии.

Задание для 3-й команды

Конституционные права

1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить достойно его несчастье, если предоставите ему:

2) право на социальное обеспечение (по болезни);

9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

7 задание. Конкурс «Права мультяшных героев»(Саша)

Знать свои права необходимо, чтобы сохранить человеческое достоинство, быть в ладу с собой и окружающим миром. Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув на знакомые с детства песни, мультфильмы, а также на произведения художественной литературы и живописи по-новому- сквозь призму права.

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к обогащению»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

3. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

4. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

5. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь, на неприкосновенность жилища.

6. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

7. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

8. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

9. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

10. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

9. задание. Какие права отражены в пословицах (Вика)

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час ( права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

10 Раунд: Ораторское искусство. (Саша)

Как известно, что ораторское искусство, иначе говоря красноречие - это искусство публичного выступления с целью убеждения. Капитанам команд предлагается Кодекс законов студенческой жизни. И убедить, в том, что они актуальны для студенческого сообщества техникума и будут обеспечивать условия для развития, совершенствования личностной и профессиональной самореализации студентов . а также защищать права и интересы каждого.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Обучать основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию.

продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту, излагать "сквозные" вопросы темы урока.,

повышение уровня правовой культуры учащихся;

Коррекционно-развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;

совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия. Ознакомить участников игры со статистикой правонарушений

Помочь подросткам выработать уважительное отношение к закону;

Оформление: Игра проходит в форме путешествия. На дверях шести кабинетов названия станций.

· Маршрутные листы (5 – по числу команд);

· Необходимые материалы для каждой станции (бумага, карандаши, раздаточный материал);

· Таблички с названиями станций, бланки «Благодарностей»;

· 6 кабинетов, подготовленных для станций;

Содержание

  1. Игра-путешествие «Копилка правовых знаний».
  • формирование команд, разъяснение условий игры, вручение маршрутных листов;
  • путешествие по станциям ( кроссвордная, ситуационная, анкетная, , сказочная)
  1. Подведение итогов, вручение «Благодарностей».

При входе в оформленный зал, каждый участник занимает место в соответствующем секторе.

Небольшое вступление (2-3 минуты)

Игра-путешествие занимает около 40-ти минут.

Педагоги, работающие на станциях, подводят окончательные итоги

Называются победители, вручаются «Благодарности»

Звучит заключительное слово.

Содержание игры-путешествия

На каждой станции команда находится в течение 5 минут . Перемещаются команды согласно маршрутному листу.

1. Станция «Права»

2. Станция «Обязанности»

3. Станция «Занимательная»

4. Станция «Пословицы»

5. Станция «Азбука права»

6. Станция «Музыкальная»

Станция «Права»

I . Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника? (За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

1. право на жизнь ; (ч)

2. право на бесплатное образование; (ш)

3. право на получение дополнительного образования; (ш)

4. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

5. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

6. право посещать школьные мероприятия; (ш)

7. право на отдых; (ч)

8. достоинство личности ; (ч)

9. право на социальное обеспечение ; (ч)

10. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

11. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

12. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

13. право на неприкосновенность жилища; (ч)

14. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

15. право на выбор образовательного учреждения; (ш)

16. право вступать в общественные организации; (ч)

17. право на свободный труд; (ч)

18. право на информацию; (ч)

19. право частной собственности; (ч)

20. право на предпринимательскую деятельность; (ч)

21. право на жилище; (ч)

22. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Станция «Обязанности»

1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных ( родителей)

3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..

6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)

10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Станция «Занимательная»

I . Ответить за вопросы

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воров­стве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как бес­призорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кир­пича? (Глеб Жеглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично про­возгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

Станция «Пословицы»

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час ( права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Станция «АЗБУКА ПРАВА»

Задание №1: Ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.

Право на отдых и здоровье

Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

Станция "Музыкальная"

Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Методы: практические, наглядные, словесные
Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, фломастеры, маршрутные листы
Контингент: 5-9 классы

Ожидаемые результаты: учащиеся должны получить практические правовые знания; знать, как правильно использования правовые знания; получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию; получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.

Ход проведения:
Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 6 команд. Жюри формируется из педагогов.

ВложениеРазмер
stsenariy.docx 31.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «БОЛЬШЕУЧИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Квест-игра «Правовой марафон»

социальный педагог МКОУ

Мероприятие, посвященное Всероссийскому Дню правовой помощи детям

Форма проведения: Квест-игра «Правовой марафон» Возраст 12-17 лет

(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)

Выполнила: социальный педагог первой квалификационной категории Л.С. Кайшева

Цель мероприятия: правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетних

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Методы: практические, наглядные, словесные
Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, фломастеры, маршрутные листы
Контингент: 5-9 классы

Ожидаемые результаты: учащиеся должны получить практические правовые знания; знать, как правильно использования правовые знания; получение правовой помощи детям, попавшие в трудную жизненную ситуацию; получить знания об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.

Ход проведения:
Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 6 команд. Жюри формируется из педагогов.

Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы попробовать в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. Россия многонациональная здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, т.е. законы, которые люди придумали для себя сами. Основной закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». В нём говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Есть и другие законы: Семейный Кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Жилищный кодекс, Уголовный кодекс и много других законов.

В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Безнадзорные и бездомные дети
  • Дети-инвалиды
  • Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий
  • Дети - жертвы насилия
  • Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.

Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

Давайте посмотрим, какие права включает в себя Конвенция, предлагаю вам посмотреть фильм «Права ребенка».

И сегодня в рамках этого дня в нашей школе проходит квест - игра «Правовой марафон».

Мы приветствуем команды 5А кл., 6А кл., 7 кл, 8 кл., 9А кл. 9Б кл. и их старших наставников (воспитателей), которые примут непосредственное участие в игре, будут ответственными на станциях.

Ответственный на станции обязан:

  • своевременно обеспечить команду заданием,
  • проследить в каком составе выполняются задания,
  • поставить квест - балл за выполненную работу, при работе всего класса прибавлять 3 бонусных балла.

Как все уже поняли игра не только на выявление правовых знаний обучающихся, но и на количественный состав. Рекомендую полученные знания на уроках истории, обществознания на клубных воспитательских занятиях, на классных часах и на правовых мероприятиях вспомнить и применить. Победу в игре одержат самые эрудированные, грамотные и скоростные команды.

Просим капитанов получить маршрутные листы, ответственных станций занять места, жюри имеет право во время игры перемещаться, непосредственно наблюдать за работой каждой станции. После прохождения всех станций, маршрутные листы сдать членам жюри.

Команды проходят по станциям и выполняют предложенные задания

1 Станция «ЗАДАЧКИНО»

Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребят

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не водить дружбу друг с другом

2 станция «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

Выбор формы образования (Право)

Выполнение требований работников школы (Обязанность)

Добросовестно учиться (Обязанность)

Жить и воспитываться в семье (Право)

Носить школьную форму (Обязанность)

Получение бесплатного общего образования (Право)

Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

Получить основное общее образование (9 классов) (Обязанность)

Получить паспорт гражданина РФ (Право)

Посещать мероприятия в школе (Право)

Охрана здоровья (Право)

Работать в свободное от учебы время (Право)

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих (Обязанность)

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах (Обязанность)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения (Обязанность)

Уважение человеческого достоинства (Право)

Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

(ответы написаны в скобках)

3 станция «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Рассмотрим понятие нарушений:

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Директор может вызвать в школу родителей, поставить на внутришкольный учет)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

4 станция «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

Кража, грабеж, разбой

Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

Нарушение изобретательских и патентных прав

Неоказание помощи больному

Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики

Нарушение требований пожарной безопасности

Незаконное изготовление оружия

Жестокое обращение с животными

5 станция «ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ »

Куда необходимо обратиться?

1.Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана?

2.Вашего знакомого уволили с работы, а он считает это незаконным?

4.Если вашего знакомого задержали работники полиции и, как он утверждает, избили его?

5.Вы стали свидетелем ДТП?

6. Вы услышали в соседней квартире выстрелы и крики?

7.Вашего родственника обвиняют в совершении преступления?

8.Если нарушены ваши права и свободы?

9.Вы нашли у себя в огороде незнакомый металлический предмет, похожий на снаряд?

6 станция «Занимательная»

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить


Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

2. Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час. (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится. (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу).

4. Дело мастера боится. (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить. (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

7 станция «ЮРИДИЧЕСКАЯ»

  1. Подросток, пока никого не было в классе, вытащил из сумки одноклассника деньги
  1. Подросток позвонил в школу и сообщил, что в здании заложена бомба.
  1. Подростки наносят на стены подъездов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом (Вандализм)
  1. Подростки решили посмотреть, сможет ли проехать машина, положив на дорогу планку с набитыми гвоздями, а сами спрятались за деревья. Водитель не успел вовремя затормозить, и наехав на ее проколол два передних колеса.

(Приведение в не годность транспортных средств)

  1. Одноклассник Пети, Вова, узнал, что Петя курит, он сказал ему: «Если ты не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу» Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

(Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей .

  1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение (Кража)

Рефлексия. В завершении игры подводим итоги. Жюри озвучивают результаты.

Мы получили практические правовые знания, узнали, как правильно их использовать, повысили юридическую грамотность.

ВЫВОД: «Не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав». Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: