Права пассажира воздушного судна при отказе от полета

Обновлено: 19.04.2024

Порядок возврата денежных средств, затраченных на приобретение авиабилетов, регулируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Согласно указанным правилам пассажир вправе отказаться от воздушной перевозки, при этом законодательством предусмотрен вынужденный и добровольный отказ.

Отказ от перевозки признается вынужденным в случае:

1. отмены или задержки рейса;

2. изменения перевозчиком маршрута перевозки;

3. выполнения рейса не по расписанию;

4. несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

5. несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

6. необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

7. болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации на рейс.

8. не предоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

9. неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Отказ пассажира от перевозки в иных случаях признается добровольным отказом от перевозки.

Кроме того, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае:

- нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

- отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

- если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

- отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

- отказа пассажира оплатить перевозку следующего с ним ребенка старше 2 лет;

- нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна;

- наличия в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

В случае вынужденного отказа от воздушной перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку.

В случае вынужденного отказа от части (определенного отрезка) воздушной перевозки пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

Порядок возврата денежных средств при добровольном отказе и одностороннем расторжении перевозчиком договора воздушной перевозки устанавливается Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 № 155 и Правилами конкретной авиакомпании в зависимости от вида тарифа и предусмотренных сборов.

Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

Об изменении условий договора и отказе от его исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации см. Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991.

XXII. Прекращение договора воздушной перевозки пассажира,

договора воздушной перевозки груза. Изменение договора воздушной

перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

226. Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

изменения перевозчиком маршрута перевозки;

выполнения рейса не по расписанию;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

(см. текст в предыдущей редакции)

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика;

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

(см. текст в предыдущей редакции)

непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры .

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

Пункт 3 статьи 108 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, ст. 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254).

(сноска введена Приказом Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

228. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 или пункте 41 настоящих Правил.

(п. 228 в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

229. Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

230. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

К особым условиям воздушной перевозки перевозчик не вправе относить услуги пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, указанные в п. 7 и 8 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ.

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;

(пп. 4 в ред. Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ .

Пункт 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.

230.1. Добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем в соответствии с условиями примененного тарифа.

Изменение пассажиром маршрута перевозки (изменение пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменение установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказ от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки), изменение даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки пассажира производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира, кроме случаев вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

При задержке рейса пассажир вправе отказаться от полета, потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, взыскать штраф с перевозчика и бесплатно получить услуги по хранению багажа, обеспечению прохладительными напитками, горячим питанием и т.д.

Задержка рейса

Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

Права пассажира при задержке рейса

При задержке рейса пассажир имеет следующие права (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил; п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  1. право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся "невозвратным";
  2. право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).
    К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);
  3. право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

Справка. МРОТ, влияющий на размер штрафа

Размер штрафа, установленного в зависимости от МРОТ, определяется исходя из суммы, равной 100 руб. (ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 5 346 специальных права заимствования (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).

Также перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

Услуги, которые пассажир вправе получить в аэропорту при задержке рейса

Помимо указанных выше прав, при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, а именно (п. 99 Федеральных авиационных правил):

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы "Азбуки права" доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

ВЗК РФ Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 79-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 108 Воздушного кодекса РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Расторжение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира в зависимости от основанийотказа может быть вынужденным или добровольным (ст. 108 ВК РФ).

Для удобного восприятия рассмотрим информацию в виде таблицы.

вынужденный отказ от перевозки

основания отказа от перевозки

порядок возврата стоимости билета и иных сборов

1. внезапная болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника (либо в случае их смерти)[1], совместно следующего с ним на воздушном судне при условии уведомления перевозчика до окончания времени регистрации на указанный в билете рейс (подтверждается медицинскими документами, свидетельствующими о наличии противопоказаний к полету на дату отправления, указанную в билете (либо свидетельством о смерти));

2. отмена или задержка рейса, указанного в билете;

3. изменение перевозчиком маршрута перевозки;

4. выполнение рейса не по расписанию;

5. невозможность предоставления пассажиру места на рейс и дату, указанные в билете;

6. задержка в аэропорту из-за продолжительности проведения личного или багажного досмотра, если при этом не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов[2];

7. необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

8. непредоставления обслуживания по классу, указанному в билете;

9.неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным лицом.

· если перевозка ни на одном участке пути не была выполнена (пассажир отказывается от всей перевозки), возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку (в т.ч. сборы за оформление билета, ордера разных сборов, электронного билета, квитанции оплаты сверхнормативного багажа, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса).

· если перевозка выполнена частично (пассажир отказывается от части перевозки)возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

При этом, подлежит возврату: сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса на неиспользованных участках маршрута перевозки.

Стоимость сборов за оформление: билета, ордера разных сборов, электронного билета, квитанции оплаты сверхнормативного багажа пассажиру не возвращается.

Сумма, уплаченная пассажиром за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности (например, места с увеличенным расстоянием между рядами, регистрация и оформление багажа и ручной клади на отдельной стойке без очередей и ожидания, дополнительное питание и др.), если они не были оказаны, подлежит возврату.

Законодатель допускает признание перевозчиком вынужденного отказа пассажира и в иных случаях (п. 227 Правил № 82).

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает документ, подтверждающий вышеуказанные основания отказа.

добровольный отказ от перевозки

При расторжении договора воздушной перевозки, предусматривающего условие о невозврате провозной платы, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки (части перевозки), уплаченная за перевозку провозная плата (полностью или в части) пассажиру не возвращается, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки.

условия отказа от перевозки

порядок расчета с пассажиром при наличии в договоре условия о возврате провозной платы

отказ пассажира от всей поездки при условии письменного уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс[3]

перевозчик обязан вернутьстоимость перевозки +сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационный безопасности и предоставление аэровокзального комплекса (суммы фактически понесенных расходов, связанных с исполнением перевозчиком обязательств по договору: сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, за оформление электронного билета, ордеров разных сборов, квитанции на сверхнормативный багаж).

отказ пассажира от части поездкипри условии уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часадо окончания времени регистрации на рейс

перевозчик обязан вернуть разницу между примененным тарифом и тарифом использованного участка маршрута перевозки + сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационный безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса на неиспользованных участках маршрута перевозки (не возвращаются следующие сборы: за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, за оформление электронного билета, ордеров разных сборов, квитанции на сверхнормативный багаж).

отказ пассажира от всей поездки (части поездки)при условии уведомления перевозчика менее чем за 24 часа[4] до окончания времени регистрации на рейс

- если перевозка ни на одном участке не была выполненапри возврате стоимости перевозки с пассажира взыскивается неустойка* в размере не более чем 25% от уплаченных средств;

- если перевозка была выполнена частично при возврате стоимости перевозки с пассажира взыскивается неустойка в размере не более чем 25%[5] суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки.

отказ пассажира от поездкипри условии уведомления перевозчикапосле окончания времени регистрации на рейс

стоимость перевозки не возвращается

*Неустойка не взимаетсяв следующих случаях:

- отказа от участков маршрута перевозки с открытой датой вылета;

- отказа от участков маршрута перевозки с неподтвержденным бронированием;

- отказа от перевозки детей в возрасте до 2-х лет, без предоставления отдельного места;

- в иных случаях, предусмотренных перевозчиком.

При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм.

В случае отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности, уплаченная сумма подлежит возврату, если они не были оказаны, кроме фактически понесенных расходов перевозчика, связанных с заказом таких услуг.

Внимание!При добровольном отказе пассажира от полета, оформленного по групповому тарифу, повлекшем нарушение условия о минимальном размере группы, установленного условиями применения группового тарифа, производится перерасчет стоимости перевозки других членов группы в соответствии с новыми условиями перевозки.

Возврат провозной платы производится лицу, указанному в билете при предъявлении документа, удостоверяющего личность (для внутренних перевозок - паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность; для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении (или нотариально заверенная копия) или иной документ, удостоверяющий личность; для выезда за пределы РФ - загранпаспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт и др.) либо управомоченному лицу при предъявлении документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм (доверенность).

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Досудебный порядок:

- письменное уведомление перевозчика об отказе от перевозки в случае добровольного отказа в сроки, установленные законом;

- направление претензии (например, при несогласии с размером, произведенных перевозчиком выплат (в т.ч. взысканной неустойки) в связи с вынужденным или добровольным отказом, при возникновении убытков, связанных с отменой рейса и др. (п. 2 ст. 13 Закона №2300-1)).

Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (п. 4 ст. 124 ВК РФ). Претензия может быть предъявлена втечение 6 месяцев. Этот срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ). Срок рассмотрения претензии 30 дней (п.1 ст. 128 ВК РФ).

2. Судебный порядок.

При отказе в удовлетворении требований пассажира в добровольном порядке, он вправе обратиться в суд в пределах срока исковой давности 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

3. Административная ответственность.

Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг влечет за собой административную ответственность по ст. 14.4 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности по данной статье осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (его территориальными отделами).


[1] Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

[2] Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке, установлен Приказом Минтранспорта РФ от 25.07.2007г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

[4] Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки.

[5] Применению подлежит неустойка, действующая на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа.

Создание сайта Екатеринбург — Медиасайт

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области"

Адрес: 620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 3

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: