Права и обязанности судей рб

Обновлено: 23.04.2024

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Для осуществления правосудия судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан;

запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе сведения из информационных систем государственных органов и иных организаций и иметь доступ, в том числе удаленный, к таким информационным системам, содержащим персональные данные, запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций без письменного согласия граждан сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного Верховным Судом Республики Беларусь с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы).

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва заседания Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке и случаях, установленных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Эффективное осуществление судьями функций, связанных с правосудием, невозможно без наделения их соответствующим комплексом прав и возложения обязанностей.

Права судьи изложены в ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в следующем виде. Судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь.

Судьи при осуществлении правосудия обязаны (ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Реализация названых прав и выполнение обязанностей обеспечивается определенными гарантиями. Гарантии деятельности судьи, прежде всего, связаны с необходимостью обеспечения конституционного принципа независимости судей. Рассматриваемая проблема носит международный характер. В связи с этим на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками 1985 г. принят документ, названный Основными принципами независимости судебных органов.

Приоритет (господство) права как определяющий признак правового государства, предполагает наличие независимой и самостоятельной судебной власти. Независимость судей, подчинение их только закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами уголовных, гражданских, административных и иных дел.

Независимость судей гарантируется мерами их правовой и социальной защиты, в числе которых ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей называет установленный законодательными актами порядок назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенность судьи; процедура рассмотрения дел и вопросов; тайна совещания при вынесении судебных постановлений и запрещение требовать ее разглашения; ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность; создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов и другие.

Несменяемость судей проявляется, прежде всего, в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.

Недопустимость вмешательства в деятельность судей. Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей рассматривает требование о недопустимости вмешательства в деятельность судьи в качестве элемента независимости судей, при этом делая ссылку на ответственность, установленную законодательством, в случае нарушения данного требования. Глава 34 УК содержит перечень деяний, признаваемых преступлениями против правосудия. Среди них такие, как насилие в отношении судьи или народного заседателя (ст. 388), угроза в отношении судьи или народного заседателя (ст. 389), вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования (ст. 390) и другие. Особенностью перечисленных деяний является совершение их в отношении судьи именно в связи с его профессиональной деятельностью по осуществлению правосудия.

Неприкосновенность судей – это существенная гарантия их независимости. Поскольку судья разрешает юридические конфликты, а судебные решения так или иначе затрагивают интересы различных субъектов, судья нуждается в повышенном уровне защищенности, в дополнительных гарантиях от вторжения в сферу профессиональной деятельности. Судейская неприкосновенность необходима для защиты публичных интересов, обеспечения справедливого правосудия.

Согласно нормам законодательства (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Это означает, что проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении него следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголовным делам.

Неприкосновенность судьи означает также особую процедуру привлечения к ответственности. Так, согласно ст. 468 2 УПК Республики Беларусь, решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), то есть с согласия Президента Республики Беларусь, а в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь, избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь – с согласия Совета Республики.

В законодательстве идет речь об иммунитете только применительно к уголовной ответственности. Последнее объясняется характером уголовной ответственности, которая по своей сущности более сурова, чем, например, административная. Необоснованное уголовное преследование судьи может нанести ущерб высокому престижу судебной власти. Дополнительной гарантией недопущения подобных ошибок является положение, согласно которому уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

Развивая положение о неприкосновенности судьи, закон предусматривает также, что в отношении судьи не допускаются применение таких принудительных мер, как задержание, привод, личный обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его непосредственно при совершении преступления.

На обеспечение неприкосновенности судей направлено также принятие 13 декабря 1999 г. Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 77 , предусматривающего комплекс мер безопасности, применяемых в необходимых случаях в отношении судьи и его близких.

Материальное и социальное обеспечение судей. Независимость и самостоятельность судебной власти, подчинение судей только закону и другие конституционные положения и гарантии, не подкрепленные соответствующим материально-финансовым обеспечением, достойным высокого уровня звания судьи, превращаются в декларацию.

В Кодексе республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, на наш взгляд, данному вопросу уделяется недостаточно внимания, поскольку предусмотренные обязательное социальное страхование судей, право на внеочередную установку квартирного телефона, а также освобождение от воинской службы не обеспечивают в надлежащей мере независимость судьи.

- запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе сведения из информационных систем гос. органов и иных организаций и иметь доступ, в т.ч. удаленный, к таким информацион. системам, содержащим персональные данные, запрашивать и получать сведения в установленном порядке на безвозмездной основе от гос. органов и иных организаций

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право

- требовать созыва заседания Конституционного Суда Республики Беларусь,

- предлагать вопросы на его рассмотрение,

- выражать особое мнение по поводу заключений и решений Конституционного Суда.

- присутствовать на открытых (по приглашениям– и на закрытых) заседаниях любых . органов.

- неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и иные законодательные акты,

- обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, ИП, высокую культуру судебной деятельности,

- быть справедливыми и беспристрастными.

- строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

- не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве,

- не должны передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке и случаях, установленных законодательными актами.

Кодекс чести судьи рб.

Кодекс устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи независимо от занимаемой должности.

- Нормы, определяющие поведение судьи

- Правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи

- Недопустимость использования судьей своего служебного положения вопреки законодат.

- Культура общения судьи

- Обязанность судьи по воздержанию от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу решений по ним

- Внеслужебная деятельность судьи

- Ограничения участия судьи в политической деятельности

- Обязанность судьи по повышению своей профессиональной квалификации

- Этика судьи в судебном заседании

- Обязанность судьи по сохранению профессиональной тайны

- Ответственность судьи перед законом

- Право судьи на проверку его заявлений

Дисциплинарная ответственность судей.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

- за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

- за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

- за несоблюдение правил внутрен. труд. распорядка, совершение иного дисциплинар. проступка.

МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ

лишение полностью или частично премий на срок до 12 месяцев;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

освобождение от должности.

К судьям Конституционного Суда

- освобождение от должности

Дисциплинарное взыскание к судье может быть применено не позднее 2 месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни судьи и (или) пребывания в отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, – не позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается срок производства по уголовному делу. может быть снято досрочно по истеч.6 месяцев.

Дисциплинарное производство в отношении судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков осуществляется квалификационными коллегиями судей. До производства все проверяется, просят письменные объяснения, истребуются необходимые материалы.

О возбуждении дисциплинарного производства принимают постановления, где должны быть указаны основания для возбуждения дисциплинарного производства. Квалификационная коллегия судей может принять заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований:

для применения дисциплинарных взысканий

для прекращения дисциплинарного производства.

Судьи районных (городских), специализированных, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) назначаются Президентом

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания РБ.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно, при этом с судьями контракт не заключается.

Предельный возраст пребывания на государственной службе судей Верховного Суда Республики Беларусь – 70 лет, судей других судов общей юрисдикции – 65 лет.

Ст. 82. Присяга судьи суда общей юрисдикции

Судья суда общей юрисдикции вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги. Он приводится к присяге в течение 1 месяца со дня назначения на должность.

Судьи Верховного Суда приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь.

Судьи областных (Минского городского) судов и экономич. судов областей (Минска) приносят присягу в Верховном Суде в присутствии судей ВС и председателей соответствующих судов.

Судьи районных (городских), специализирован. судов приносят присягу в соответствующем областном (Минском городском) суде в присутствии председателя и судей областного (Минского городского) суда, председателя соответствующего районного (городского), специализированного судов.

Присяга судьи суда общей юрисдикции приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента. После оглашения указа Президента присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. Судья суда общей юрисдикции приносит присягу. После этого судьей подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле.

После приведения к присяге судье вручаются служебное удостоверение судьи, мантия и другие входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

Судья суда общей юрисдикции в период осуществления своих полномочий приводится к присяге один раз.

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конст-ного Суда РБ имеет право требовать созыва Конст-ного Суда РБ, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конст-ного Суда РБ. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конст-ного Суда РБ, судьи Конст-ного Суда РБ пользуются равными правами. Судьи Конст-ного Суда РБ вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию РБ, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Статья 101. Присяга судей общих и хоз. судов

Судья общего или Хоз. суда вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

Судья общего или Хоз. суда приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность.

Судьи Верховного Суда РБ и Высшего Хоз. Суда РБ приводятся к присяге Президентом РБ.

Судьи областных (Минского гор.) и Бел воен судов приносят присягу в Верховном Суде РБ в присутствии судей Верховного Суда РБ и предс-лей соответствующих судов.

Судьи районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов приносят присягу соответственно в областных (Минском городском) и Белорусском военном судах в присутствии предс-лей и судей областных (Минского гор.), Бел воен судов, начальников управлений юстиции соответствующих областных (Минского гор.) исполнительных комитетов, предс-лей соответствующих районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов.

Судьи хоз. судов областей (города Минска) и специализированных хоз. судов приносят присягу в Высшем Хозяйственном Суде РБ в присутствии судей Высшего Хоз. Суда РБ и предс-лей соответствующих хоз. судов.

На церемонию принесения присяги судьями общих и хоз. судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания РБ, Администрации Президента РБ, Министр юстиции РБ (его зам.), пред-ль Республиканского совета судей (его зам.), члены квалиф. коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица.

На церемонию принесения присяги судьями военных судов приглашается также Министр обороны РБ (его зам.).

Присяга судей общих и хоз. судов приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом РБ. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента РБ:

о назначении на должность судьи обл. (Минского гор.), Бел воен судов - Председателем Верховного Суда РБ (его зам.);

о назначении на должность судьи районного (гор.), специализированного и межгарнизонного воен судов - соответственно председателем обл. (Минского гор.), Бел воен судов;

о назначении на должность судьи Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда - Председателем Высшего Хоз. Суда РБ (его зам.).

После оглашения указа Президента РБ присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.

Судья общего или Хоз. суда приносит присягу следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность судьи, торжественно клянусь перед народом РБ честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции РБ, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи".

После этого судьей подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле.

После приведения к присяге судье вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи РБ.

Судья общего или Хоз. суда в период осуществления своих полномочий приводится к присяге один раз.

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: