Права и обязанности пассажира воздушного судна

Обновлено: 23.04.2024

Для тех кто предпочитает путешествовать самолетом мы подготовили справочную информацию об авиаперелетах, как защитить свои права в случае оказания услуг ненадлежащим образом (задержка рейса, потеря багажа, подача претензий, обращение в суд).

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучате­лей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - правила воздушных перевозок пассажиров), устанавливают следую­щие права и обязанности авиапассажиров:

1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;

2. право при оплате (оформлении) билета на получение следующей информации об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике:

- нормы бесплатного провоза багажа;

- предметы и вещи, запрещенные к перевозке;

- особые условия перевозки багажа;

- условия применения тарифа;

- варианты проезда до аэропорта отправления;

- место и время начала и окончания регистра­ции на рейс;

- требования, связанные с пограничным, тамо­женным, иммиграционным, санитарно-карантин­ным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

- правила и порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;

- условия обслуживания на борту воздушного судна;

- тип воздушного судна;

3. право на оформление авиабилета в элект­ронном или бумажном виде на основании доку­мента, удостоверяющего личность пассажира;

4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком вре­мени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмо­тра и выполнения требований, связанных с раз­ными видами контроля - таможенным, иммигра­ционным, санитарно-карантинным и т.д., а также к месту посадки на борт воздушного судна.

ЗАДЕРЖКА РЕЙСА, ОТМЕНА РЕЙСА

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги (п.99 Правила воздушных перевозок №82 от 28.06.2007):

- предоставить право пользоваться комнатой матери и ребенка пассажиру с ребенком в воз­расте до 7 лет;

- обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;

- обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ноч­ное время;

- разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более б часов в ночное время;

- обеспечить доставку транспортом от аэро­порта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда она предоставляется без взимания допол­нительной платы;

- организовать хранение багажа.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ ЗА ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА И ПОТЕРЮ БАГАЖА ПРИ ВНУТРЕННИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Для взыскания штрафа за нарушение сроков доставки авиапассажиров и грузов потребителю необходимо предъявить перевозчику (авиаком­пании) претензию в письменном виде (ст. 126 - 127 Воздушного кодекса Российской Федерации) в течении шести месяцев. Ее можно предъявить как в аэропорту отправле­ния, так и в аэропорту пункта назначения.

Согласно положениям ст. 13 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотрен­ную законом или договором. Если иное не установ­лено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме.

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского про­цессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахож­дения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Несоблю­дение обязательного досудебного порядка уре­гулирования спора (отсутствие со стороны потре­бителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) служит основанием для возвращения судом искового за­явления.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Россий­ской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государ­ственной пошлины по делам, связанным с нару­шением их прав (в случае, если цена иска не пре­вышает 1 млн рублей). Кроме того, потребитель при установлении вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации мо­рального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения иму­щественного вреда (ст. 15 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»).

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее Правила), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажира:

1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;

2. право при оплате (оформлении) билета на получение информации:

  • об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике,
  • о нормах бесплатного провоза багажа,
  • о предметах и вещах, запрещенных к перевозке,
  • об особых условиях перевозки багажа,
  • об условиях применения тарифа,
  • о правилах перевозчика,
  • о способе проезда до аэропорта отправления,
  • о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс,
  • о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля, в соответствии с законодательством РФ,
  • о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа,
  • об условиях обслуживания на борту воздушного судна,
  • о типе воздушного судна;

3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;

4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с различными видами контроля (таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и др.), а также к месту посадки на борт воздушного судна.

ПЕРЕВОЗЧИК ОБЯЗАН

В случае задержки или отмены рейса, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки в соответствии с п. 99 Правил, для пассажиров в пунктах отправления (промежуточных пунктах)перевозчик обязан:

ИСКИ

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Также обращаем внимание потребителей на то, что несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) является основанием для возвращения судом искового заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее Правила), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажира:

1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;

2. право при оплате (оформлении) билета на получение информации:

об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике,

о нормах бесплатного провоза багажа,

о предметах и вещах, запрещенных к перевозке,

об особых условиях перевозки багажа,

об условиях применения тарифа,

о правилах перевозчика,

о способе проезда до аэропорта отправления,

о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс,

о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля, в соответствии с законодательством РФ,

о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа,

об условиях обслуживания на борту воздушного судна,

о типе воздушного судна;

3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;

4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с различными видами контроля (таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и др.), а также к месту посадки на борт воздушного судна.

В случае задержки или отмены рейса, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки в соответствии с п. 99 Правил, для пассажиров в пунктах отправления (промежуточных пунктах)перевозчик обязан:

предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;

обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организовать хранение багажа.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Также обращаем внимание потребителей на то, что несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) является основанием для возвращения судом искового заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, потребитель, при наличии вины ответчика за нарушение его прав, вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Статья 15. Права и обязанности пассажира

1. Пассажир вправе:

1) требовать предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади;

2) провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм, в том числе бесплатно;

3) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причиненного при перевозке пассажиров внеуличным транспортом;

4) получать информацию о работе внеуличного транспорта и об условиях перевозки пассажиров внеуличным транспортом;

5) провозить с собой бесплатно детей, не достигших возраста семи лет, без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. В случаях, если типовыми правилами пользования внеуличным транспортом в подвижном составе внеуличного транспорта запрещена перевозка пассажиров и (или) детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право провозить с собой двоих детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов от установленной платы.

3. Пассажир обязан:

1) оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади;

2) оплатить провоз ручной клади сверх установленных норм;

3) соблюдать правила пользования внеуличным транспортом;

4) при проходе через пропускной пункт станции внеуличного транспорта по требованию лиц, уполномоченных на осуществление контроля за оплатой пассажирами услуг по перевозке и провозу ручной клади, предъявлять проездной документ (за исключением жетонов), документ, который подтверждает возраст ребенка (в случае перевозки ребенка с использованием установленных настоящей статьей льгот по оплате услуг по перевозкам и провозу ручной клади), а также документы, удостоверяющие личность пассажира и подтверждающие право на установленную законодательством Российской Федерации льготу по оплате услуг по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, в случае использования такого права;

5) сохранять проездной документ до окончания перевозки (за исключением жетонов).

4. Иные права и обязанности пассажира устанавливаются правилами пользования внеуличным транспортом.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), Конвенцией, дополнительной к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г.), <**>и статьями 102 и 106 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <***>(далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).

(п. 1 в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, 1934, отд. П, N 20, ст. 176.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

<**>Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 7, ст. 113.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

<***>Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1, ст. 29.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сноски к п. 4 приведены в соответствие с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25.10.2010 N 231.

4. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей <**>.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1, ст. 29.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

<**>Статья 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

5. Пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.02.2016 N 25)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

7. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

7.1. Период посадки пассажира на борт воздушного судна начинается с момента входа пассажира на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью посадки на борт воздушного судна и оканчивается моментом прохода пассажира на борт воздушного судна.

Период высадки пассажира с борта воздушного судна начинается с момента входа на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью высадки из воздушного судна и оканчивается моментом покидания пассажиром трапа/телескопического трапа/иного средства, используемого для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: