Права и обязанности пассажира воздушного судна
Обновлено: 23.04.2024
Для тех кто предпочитает путешествовать самолетом мы подготовили справочную информацию об авиаперелетах, как защитить свои права в случае оказания услуг ненадлежащим образом (задержка рейса, потеря багажа, подача претензий, обращение в суд).
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - правила воздушных перевозок пассажиров), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажиров:
1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;
2. право при оплате (оформлении) билета на получение следующей информации об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике:
- нормы бесплатного провоза багажа;
- предметы и вещи, запрещенные к перевозке;
- особые условия перевозки багажа;
- условия применения тарифа;
- варианты проезда до аэропорта отправления;
- место и время начала и окончания регистрации на рейс;
- требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- правила и порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
- условия обслуживания на борту воздушного судна;
- тип воздушного судна;
3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;
4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с разными видами контроля - таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и т.д., а также к месту посадки на борт воздушного судна.
ЗАДЕРЖКА РЕЙСА, ОТМЕНА РЕЙСА
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги (п.99 Правила воздушных перевозок №82 от 28.06.2007):
- предоставить право пользоваться комнатой матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
- разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более б часов в ночное время;
- обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда она предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организовать хранение багажа.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ ЗА ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА И ПОТЕРЮ БАГАЖА ПРИ ВНУТРЕННИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Для взыскания штрафа за нарушение сроков доставки авиапассажиров и грузов потребителю необходимо предъявить перевозчику (авиакомпании) претензию в письменном виде (ст. 126 - 127 Воздушного кодекса Российской Федерации) в течении шести месяцев. Ее можно предъявить как в аэропорту отправления, так и в аэропорту пункта назначения.
Согласно положениям ст. 13 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме.
ОБРАЩЕНИЕ В СУД
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) служит основанием для возвращения судом искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 млн рублей). Кроме того, потребитель при установлении вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»).
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее Правила), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажира:
1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;
2. право при оплате (оформлении) билета на получение информации:
- об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике,
- о нормах бесплатного провоза багажа,
- о предметах и вещах, запрещенных к перевозке,
- об особых условиях перевозки багажа,
- об условиях применения тарифа,
- о правилах перевозчика,
- о способе проезда до аэропорта отправления,
- о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс,
- о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля, в соответствии с законодательством РФ,
- о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа,
- об условиях обслуживания на борту воздушного судна,
- о типе воздушного судна;
3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;
4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с различными видами контроля (таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и др.), а также к месту посадки на борт воздушного судна.
ПЕРЕВОЗЧИК ОБЯЗАН
В случае задержки или отмены рейса, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки в соответствии с п. 99 Правил, для пассажиров в пунктах отправления (промежуточных пунктах)перевозчик обязан:
ИСКИ
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Также обращаем внимание потребителей на то, что несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) является основанием для возвращения судом искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее Правила), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажира:
1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;
2. право при оплате (оформлении) билета на получение информации:
об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике,
о нормах бесплатного провоза багажа,
о предметах и вещах, запрещенных к перевозке,
об особых условиях перевозки багажа,
об условиях применения тарифа,
о правилах перевозчика,
о способе проезда до аэропорта отправления,
о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс,
о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля, в соответствии с законодательством РФ,
о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа,
об условиях обслуживания на борту воздушного судна,
о типе воздушного судна;
3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;
4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с различными видами контроля (таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и др.), а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В случае задержки или отмены рейса, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки в соответствии с п. 99 Правил, для пассажиров в пунктах отправления (промежуточных пунктах)перевозчик обязан:
предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организовать хранение багажа.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Также обращаем внимание потребителей на то, что несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) является основанием для возвращения судом искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).
Кроме того, потребитель, при наличии вины ответчика за нарушение его прав, вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Статья 15. Права и обязанности пассажира
1. Пассажир вправе:
1) требовать предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади;
2) провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм, в том числе бесплатно;
3) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причиненного при перевозке пассажиров внеуличным транспортом;
4) получать информацию о работе внеуличного транспорта и об условиях перевозки пассажиров внеуличным транспортом;
5) провозить с собой бесплатно детей, не достигших возраста семи лет, без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. В случаях, если типовыми правилами пользования внеуличным транспортом в подвижном составе внеуличного транспорта запрещена перевозка пассажиров и (или) детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право провозить с собой двоих детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов от установленной платы.
3. Пассажир обязан:
1) оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади;
2) оплатить провоз ручной клади сверх установленных норм;
3) соблюдать правила пользования внеуличным транспортом;
4) при проходе через пропускной пункт станции внеуличного транспорта по требованию лиц, уполномоченных на осуществление контроля за оплатой пассажирами услуг по перевозке и провозу ручной клади, предъявлять проездной документ (за исключением жетонов), документ, который подтверждает возраст ребенка (в случае перевозки ребенка с использованием установленных настоящей статьей льгот по оплате услуг по перевозкам и провозу ручной клади), а также документы, удостоверяющие личность пассажира и подтверждающие право на установленную законодательством Российской Федерации льготу по оплате услуг по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, в случае использования такого права;
5) сохранять проездной документ до окончания перевозки (за исключением жетонов).
4. Иные права и обязанности пассажира устанавливаются правилами пользования внеуличным транспортом.
Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.
I. Общие положения
1. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), Конвенцией, дополнительной к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г.), <**>и статьями 102 и 106 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <***>(далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).
(п. 1 в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, 1934, отд. П, N 20, ст. 176.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
<**>Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 7, ст. 113.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
<***>Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1, ст. 29.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сноски к п. 4 приведены в соответствие с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25.10.2010 N 231.
4. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей <**>.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1, ст. 29.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
<**>Статья 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
5. Пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
(в ред. Приказа Минтранса России от 15.02.2016 N 25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).
7. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
7.1. Период посадки пассажира на борт воздушного судна начинается с момента входа пассажира на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью посадки на борт воздушного судна и оканчивается моментом прохода пассажира на борт воздушного судна.
Период высадки пассажира с борта воздушного судна начинается с момента входа на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью высадки из воздушного судна и оканчивается моментом покидания пассажиром трапа/телескопического трапа/иного средства, используемого для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна.
Автор статьи
Читайте также:
- Является ли стадия подготовки дела к судебному разбирательству обязательной и самостоятельной стадией процесса
- Какие налоги можно отнести к косвенным тест роль государства в экономике
- Судебная перспектива дела оценивается как
- Межсистемная и внутрисистемная подсудность это
- Имел ли право старший судебный пристав козлов составлять протокол об административном правонарушении