Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

Обновлено: 28.03.2024

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

гасить поверительные клейма и аннулировать свидетельства о поверке в случаях, когда средства измерений дают неправильные показания или просрочены межповерочные интервалы;

при необходимости изымать средства измерений из эксплуатации;

представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Основы квалиметрии [47]

Квалиметрияраздел метрологии, изучающий вопросы измерения

качества. Здесь используются те же законы и правила, что и в области измерения физических величин, но есть и некоторые особенности, которые наглядно проявляются в сравнении.

Если мерами физических свойств являются физические величины (масса, время, давление, скорость и др.), то мерами свойств, определяющих качество, служат показатели качества.

Установлено 12 областей измерений физических величин: измерения геометрических величин; измерения механических величин; измерения давления и вакуума; теплофизические и температурные измерения; измерения времени и частоты; измерения электрических и магнитных величин; измерения акустических величин и др.

Показатели качества в квалиметрии группируются в областях, установленных РД 50-64-84. К ним относятся такие показатели, как назначения; надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости); экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономические; эстетические; технологичности; стандартизации и унификации и др. (подробнее см. главу 5).

Физические величины используются для описания свойств, в совокупности определяющих качество, но понятия "физическая величина" и "показатель качества" не тождественны. Физические величины отражают объективные свойства природы, а показатели качества — общественную потребность в конкретных условиях. Так, например, масса - физическая величина, а масса изделия - показатель его транспортабельности; скорость - физическая величина, а эксплуатационная скорость автобуса - показатель его назначения; освещенность - физическая величина, а освещенность на рабочем месте - эргономический показатель.

Как и физические величины, показатели качества имеют размерность или могут быть безразмерными. На них в полной мере распространяются все положения теории размерностей.

Количественной характеристикой показателей качества, как и физических величин, является их размер, который нужно отличать от значения - выражения размера в определенных единицах. Размер и значение от выбора единиц не зависят. Например, трудоемкость изготовления и (или) эксплуатации продукции определяется количеством времени, затраченного на изготовление и (или) эксплуатацию единицы продукции, и выражается для промышленных изделий в нормо-часах. Ясно, что трудоемкость изготовления конкретного узла или агрегата (показатель технологичности продукции) не изменится, если ее выразить, например, в человеко-днях. Не изменяются и экономические показатели, такие, например, как себестоимость или цена изделия, от того, что будут выражены не в рублях, а в копейках.

Отвлеченное число, входящее в значение показателя качества (равно, как и в значение физической величины), называется числовым значением. Понятно, что оно-то как раз и зависит от выбора единиц.

Значения показателей качества, как и значения физических величин, могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные значения физических величин всегда имеют размерность, а относительные - всегда безразмерные. В отличие от этого абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные - только безразмерными.

Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные - сразу к нескольким свойствам. Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы, а могут быть некоторой комбинацией их, соответствующей определению комплексного показателя.

В комплексных показателях качества низкие значения одних единичных показателей могут компенсироваться высокими значениями других. Иногда это соответствует реальным жизненным ситуациям.

В то же время недопустимо компенсировать низкие значения главных, важнейших показателей качества высокими значениями второстепенных. Для исключения такой возможности комплексный показатель качества домножают на так называемый коэффициент вето, обращающийся в 0 при выходе любого из важнейших единичных показателей за допустимые пределы и равный 1 во всех остальных случаях. Благодаря коэффициенту вето комплексный показатель качества падает до нуля, если хотя бы один из важнейших единичных показателей оказывается неприемлемым.

Так же, как производные физические величины, комплексные показатели качества можно продолжать и дальше комбинировать между собой, добиваясь все большего и большего обобщения свойств, формирующих в целом представление о качестве, Таким образом, структура показателей качества является многоуровневой (рис. 3.11).

Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми. Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, является интегральный показатель качества. Например, интегральным показателем качества буровой установки может быть удельная глубина бурения


,

где Н - суммарная глубина проходки буровой установки до капитального ремонта, м; Зс, Зэ - соответственно себестоимость и затраты на эксплуатацию буровой установки до капитального ремонта.

Примером интегрального показателя качества транспортных средств могут служить удельные затраты на 1 километр пробега, то есть


,

где L- пробег транспортного средства до капитального ремонта, км.



Обобщенный

комплексный

показатель

верхнего

уровня

Комплексный

показатель

2-го, 3-го,….

уровней

Комплексные

показатели

нижнего

уровня

Единичные

показатели

качества

Рис. 3.11. Многоуровненвая структура показателей качества

Обобщенный показатель качества относится к такой совокупности свойств продукции, по которой оценивается ее качество. При экономических расчетах в роли обобщенного комплексного показателя обычно выступает интегральный показатель качества.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Статья 17. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора)

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обязанность проведения проверок при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора) возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), и их территориальных органов.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Должностные лица, проводящие предусмотренную частью 1 настоящей статьи проверку, при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки вправе:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) во время исполнения служебных обязанностей;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

3. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный метрологический контроль (надзор), обязаны:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проверять соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;

2) проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям;

3) проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 254-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

4. При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный метрологический контроль (надзор), обязано:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввоза на территорию Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, предназначенных для проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа);

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) запрещать применение эталонов единиц величин, не удовлетворяющих установленным обязательным требованиям, стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов, а также неповеренных средств измерений или средств измерений, не соответствующих установленным обязательным требованиям, при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наносить на средства измерений и эталоны единиц величин знак непригодности в случаях, когда средство измерений и эталон единиц величин не соответствуют обязательным требованиям;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований;

5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений;

6) применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Форма знака непригодности эталонов единиц величин, средств измерений и порядок его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

1. Обязанность проведения проверок при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора) возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), и их территориальных органов.

2. Должностные лица, проводящие предусмотренную частью 1 настоящей статьи проверку, при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки вправе:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) во время исполнения служебных обязанностей;

2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

3. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный метрологический контроль (надзор), обязаны:

1) проверять соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;

2) проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям;

3) проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

4) утратил силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ;

Информация об изменениях:

5) утратил силу с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

6) соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

4. При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный метрологический контроль (надзор), обязано:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввоза на территорию Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, предназначенных для проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ пункт 2 части 4 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) запрещать применение эталонов единиц величин, не удовлетворяющих установленным обязательным требованиям, стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов, а также неповеренных средств измерений или средств измерений, не соответствующих установленным обязательным требованиям, при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) наносить на средства измерений и эталоны единиц величин знак непригодности в случаях, когда средство измерений и эталон единиц величин не соответствуют обязательным требованиям;

4) давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований;

5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений;

6) применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в часть 5 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Форма знака непригодности эталонов единиц величин, средств измерений и порядок его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий.

Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее - предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм.

1. Общие положения

1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии со статьей 13 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", а именно, в сферах:

здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда;

торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственных учетных операций;

обеспечения обороны государства;

геодезических и гидрометеорологических операций;

банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций;

производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд;

испытаний и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг;

измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.

1.2. Основными задачами проверок являются:

определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для проверки средств измерений;

определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений;

контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.

1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении государственного метрологического надзора проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее - государственные инспекторы).

1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные инспекторы вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее - средства измерений) независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.

1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или нескольких областях деятельности предприятия, относящихся к одной или нескольким сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора.

1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорными органами.

1.7. По срокам проведения проверки соблюдения метрологических правил и норм могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольно-надзорных органов или других органов и организаций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной поверки.

2. Порядок подготовки к проведению проверок

2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее, чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма Уведомления - в Приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов и проводит подготовительные работы, включающие:

а) составление технического задания на проведение проверки, в котором указываются: вид проверки, цель, задачи и обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (Приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государственной метрологической службы;

б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую государственному метрологическому контролю и надзору.

В случае отсутствия в органе Государственной метрологической службы необходимых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия либо предварительно, либо в период проведения проверки;

в) изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно-надзорными органами.

Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предприятии;

г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов - выявление у основных потребителей претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, качеству ее изготовления, уровню нормативно-технической документации и т.д.;

д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и организаций - изготовителей и потребителей продукции, других контрольно-надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лабораторий;

е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке.

3. Порядок проведения проверок

3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие:

а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы;

б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;

в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке;

г) распределяет работу между участниками проверки;

д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки.

3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителя проверяемых предприятий обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе представление участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д.

3.3. Участники проверки до ее начала:

а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;

б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок;

в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов;

г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия.

3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют:

- наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

- правильность хранения и применения эталонов, используемых для проверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией;

- наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;

- соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;

- наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке, в соответствии с ГОСТ 8.010;

- наличие сертификата об утверждении типа средств измерений;

- соответствие средств измерений утвержденному типу;

- наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы;

- наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала;

- наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием, осуществляющим эту деятельность, установленных требований.

3.5. Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной.

3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений.

3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:

- запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

- при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

- представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

- давать обязательные Предписания (Приложение 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;

- составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.

3.8. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

4. Порядок оформления результатов проверки

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (Приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метрологических правил и норм.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки и участники проверки.

4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом.

При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии нарушений.

К акту прилагаются протоколы и справки.

4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта - соответствующему органу исполнительной власти по принадлежности, органу Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно-надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта.

Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки.

4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных проверок.

5. Ответственность государственных инспекторов,

осуществляющих государственный метрологический

контроль и надзор

5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений.

За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.

5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При необходимости указывается конкретный перечень дополнительных условий, нормативных документов, информационных данных, обеспечивающих эффективное проведение проверки.

Об Энциклопедии измерений

В современном мире электронная техника развивается семимильными шагами. Каждый день появляется что-то новое, и это не только небольшие улучшения уже существующих моделей, но и результаты применения инновационных технологий, позволяющих в разы улучшить характеристики.

Не отстает от электронной техники и приборостроительная отрасль – ведь чтобы разработать и выпустить на рынок новые устройства, их необходимо тщательно протестировать, как на этапе проектирования и разработки, так и на этапе производства. Появляются новая измерительная техника и новые методы измерения, а, следовательно – новые термины и понятия.

Для тех, кто часто сталкивается с непонятными сокращениями, аббревиатурами и терминами и хотел бы глубже понимать их значения, и предназначена эта рубрика.

27 апреля 1993 года N 4871-1

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью;
средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений;
эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;
государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;
нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;
метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;
метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм;
поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;
калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору;
сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;
аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;
абзац исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;
сертификат о калибровке - документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений

1. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
2. К компетенции Госстандарта России относятся:
межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;
представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;
установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;
руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений

1. В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации.
2. Допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Госстандартом России и заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: