Права и обязанности государственного ветеринарного инспектора

Обновлено: 18.04.2024

Помимо общих положений, определяющих задачи ветерина­рии, Закон устанавливает:

систему и задачи ветеринарной службы, которая представлена тремя ее составляющими: федеральная ветеринарная служба, ве­домственная ветеринарная служба и производственная ветеринар­ная служба;

задачи, порядок осуществления и исполнителей государствен­ного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора;

общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства;

требования по защите населения от болезней, общих для чело­века и животных, и пищевых отравлений;

ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации относятся:

законодательство Российской Федерации в области ветерина­рии (в ст. 71 Конституции РФ оно не обозначено), формирование и реализация на территории мероприятий в области ветеринарии;

установление и отмена на территории страны карантина, дру­гих ограничений, направленных на предотвращение распростране­ния и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болез­ней животных;

разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;

охрана территории страны от заноса заразных болезней живот­ных из иностранных государств;

сотрудничество с международными организациями и иностран­ными государствами по вопросам ветеринарии;

регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых доба­вок для животных;

обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опас­ных болезней животных.

К полномочиям субъектов Федерации в области ветеринарии относятся:

участие в реализации федеральных мероприятий на террито­рии субъекта; организация проведения на территории субъекта ме­роприятий ПО предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

защита населения от болезней, общих для человека и живот­ных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к веде­нию Российской Федерации:

регистрация специалистов в области ветеринарии, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью, и контроль за дея­тельностью специалистов в области ветеринарии (поскольку со­гласно ст. 4 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют только специалисты с высшим и средним ветеринарным образованием, а те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Федерации).

Для осуществления указанных полномочий создана система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти в области норма­тивно-правового регулирования в ветеринарии - Министерство сельского хозяйства РФ;

федеральный орган исполнительной власти по оказанию госу­дарственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;

федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Россельхознадзор) и подведомственные ей территориальные органы;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

в субъектах Федерации - уполномоченные в области ветери­нарии органы исполнительной власти субъектов и подведомствен­ные им учреждения.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российс­кой Федерации назначается и освобождается от должности Прави­тельством РФ, а главные государственные ветеринарные инспекто­ра субъектов Федерации — органами исполнительной власти субъ­ектов по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

Федеральный закон определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекто­ров по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений зако­нодательства о ветеринарии. Эта деятельность направлена на:

выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней жи­вотных;

организацию противоэпизоотических мероприятий;

надзор за проведением организациями и гражданами организа­ционно-производственных и ветеринарно-профилактических ме­роприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм В ст. 19 установлены размеры компенсации за изъятие живот­ных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (такие события имели место в недавнем прошлом в ряде регионов, например, в связи с пти­чьим гриппом), а в ст. 21 — порядок обязательного осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок, реализуемых на рынке и используемых по назначению.

Помимо Федерального закона «О ветеринарии» ветеринар­ный надзор урегулирован рядом других нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами. В настоящее время действуют:

порядок оформления ветеринарных свидетельств на продо­вольственное сырье и пищевые продукты, утвержденный Минсель­хозпродом России в 1998 г.;

правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Минсельхозом России в 2005 г.;

перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержденный Минсельхозом России в 2005 г.

16.Правовое регулирование селекционной деятельности.

Селекционная деятельность как совокупность приемов и действий по целенаправленному изменению и созданию новых биологических объектов имеет целью создание новых сортов растений и пород животных, так и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик. Положительные результаты селекционного процесса гарантируют стабильность функционирования двух основных отраслей сельскохозяйственного производства- растениеводства и животноводства.

Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность.

Данная система признаков соответствует международному законодательству в данной сфере.

Сорт, порода считаются новыми, если на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом другим лицам селекционером, его правопреемником или с их согласия для использования селекционного достижения:

- на территории РФ - ранее, чем за 1 год до этой даты

- на территории другого государства - ранее, чем за 4 года или, а если это касается винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, - ранее, чем за 6 лет до указанной даты.

селекционного достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки. Растения сорта, животные породы должны быть достаточно однородны по своим морфологическим, физиологическим, химическим и другим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения, селекционного достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения.

Охраноспособное селекционного достижение - это творческое биолого-технологическое разрешение задачи по выведению нового сорта растения или новой породы животного, отвечающих критерию новизны, имеющих явные отличия от общеизвестных сортов ипород, обладающих достаточной однородностью и стабильностью, права на которые удостоверены в установленном порядке. Место правовых норм о селекционной деятельности в системе аграрного права.

Принятие 6 августа 1993 года закона РФ « О селекционных достижениях» (утратил юридическую силу с 1 января 2008 г.), предопределило место института селекционного права в системе аграрного права. Этот закон представляет собой первую попытку законодательного регулирования селекционной деятельности в РФ. На современном этапе институт селекционного права необходимо рассматривать как группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, что предопределяется не только комплексностью данного института, но и особым значением правового регулирования данной сферы, как на национальном, так и на международном уровнях.

Законодательство о селекционной деятельности. Современное законодательство о селекционной деятельности представлено различными нормативно правовыми актами, имеющими как общий, так и специальный характер. Особое значение имеет гражданское законодательство. Глава 73 ГК РФ регулирует вопросы, связанные с интеллектуальными правами на селекционные достижения и их реализации. Большое значение имеют такие федеральные законы как: ФЗ от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве», от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве», от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Реализация обозначенных федеральных законов обеспечивается подзаконными актами. Это: постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994г. № 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», постановление Правительства РФ отт12 августа 1994г № 918 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях». Также действуют нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Субъекты прав на селекционные достижения. Права на селекционные достижения могут принадлежать различным субъектам - как физическим, так и юридическим лицам авторам селекционных достижений, заявителям, патентообладателям, оригинаторам, работодателям, наследникам, а также специальным органам: Министерству сельского хозяйства РФ, Госкомиссии, а также лабораториям по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, семенным инспекциям, Российской академии образования и другим.

Особый статус имеют специализированные юридические лица, основной функцией которых может выступать ведение семеноводства и племенного животноводства, однако они принимают непосредственное участие и в селекционном процессе: племенные и конные заводы, генофондные хозяйства, селекционно-гибридные центры и подобные субъекты.

Порядок оформления прав на селекционные достижения. Законодательство о селекционной деятельности основано на патентной форме охране результатов селекции, в соответствии с которой права на селекционные достижения охраняются законом и подтверждаются охранным документом - патентом. Порядок подачи заявки и оформления прав на селекционные достижения регулируются главой 73 ГК РФ и Правилами составления и падачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение и правила составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 14 октября 1994 г. Патент на селекционное достижение заявитель получает в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Договоры в селекционной деятельности. Распоряжение исключительным правом на селекционные достижения возможно через заключение договоров об отчуждении исключительного права на селекционные достижения (договора об отчуждении патента или лицензионного договора). Заключение лицензионного договора, в отличие от договора об отчуждении патента, не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Законодательством также предусмотрена возможность предоставления открытой лицензии, сущность которой заключается в том. Что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционные достижения селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Правовое регулирование селекционной деятельности эффективно тогда, когда в законодательстве предложен полноценный правовой механизм, начиная с определения основополагающих понятий селекционной деятельности, гарантии реализации прав субъектов селекционных отношений заканчивая внедрением на селекционных достижений в производство. Внедрение в производство является логическим завершением творческого труда автора селекционного достижения и критерием оценки научно-исследовательской работы в селекции.

Статья 9. Права должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор)

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;

предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

С 01.03.2023 в абз. 4 ч. 1 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 06.12.2021 N 397-ФЗ).

устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 10.12.2010 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;

о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных;

(в ред. Федерального закона от 10.12.2010 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2007 N 191-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии.

Ввоз на территорию Российской Федерации (вывоз с территории), а также транзит через территорию Российской Федерации продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных осуществляется при наличии письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 447-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Права уполномоченных должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), по осуществлению федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть шестая утратила силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 23.04.2018 N 101-ФЗ.

IV. Права и обязанности должностных лиц

Государственной ветеринарной службы Российской

Федерации, осуществляющих государственный

12. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспекторы зональных управлений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации, районов и городов и их заместители имеют право:

а) устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно - санитарном отношении продуктов животноводства;

б) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно - санитарных и других мероприятий, об устранении нарушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

в) приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранений имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, производство и применение препаратов и технических средств ветеринарного назначения;

г) рассматривать дела о нарушениях ветеринарного законодательства Российской Федерации и налагать в установленном порядке административные взыскания, вносить представления о лишении лицензий предприятий, учреждений, организаций и граждан на право производства, заготовки, перевозки, хранения и реализации продуктов животноводства, сырья животного происхождения, кормов, препаратов и технических средств ветеринарного назначения и специалистов в области ветеринарии на право занятия предпринимательской деятельностью, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

д) поручать проведение ветеринарно - санитарных экспертиз и по их результатам представлять федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам основанные на действующих ветеринарных правилах заключения по:

федеральным нормам технологического проектирования, нормативно - технической и технологической документации на новые продукты животноводства, корма, кормовые добавки, препараты и технические средства ветеринарного назначения;

контрактной документации на поставку в Российскую Федерацию подконтрольных ветеринарной службе грузов;

е) вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления:

о создании в установленном порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;

о введении на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности;

ж) принимать решения:

о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям, дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпизоотических очагах и на территориях, на которых имеются или сохраняются условия для возникновения и распространения заразных болезней животных;

о возможности, порядке ввоза в Российскую Федерацию и условиях внутригосударственной перевозки подконтрольных ветеринарной службе грузов;

об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

з) получать без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы надзора задач;

и) изымать пробы подконтрольных ветеринарной службе грузов для проведения ветеринарно - санитарной экспертизы.

13. Права, предусмотренные подпунктами "а", "б", "з", "и" пункта 12 настоящего Положения, предоставляются руководителям подразделений, ветеринарным врачам - специалистам, а подпунктом "и" - лаборантам, работающим в соответствующих органах государственного ветеринарного надзора.

14. Права, предусмотренные вторым абзацем подпункта "ж" пункта 12 настоящего Положения, предоставляются начальникам пограничных и транспортных ветеринарных контрольных пунктов в части приостановления, запрещения ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных ветеринарной службе грузов.

15. Должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, обязаны:

использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации;

не разглашать представляющие государственную, военную и коммерческую тайну сведения служебного и иного характера, которые могут стать им известны при осуществлении надзора.

16. Государственные ветеринарные инспекторы, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации. Любое воздействие на этих лиц в какой бы то ни было форме, препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении

федерального государственного ветеринарного надзора

6. Должностные лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора (далее - должностные лица) при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ("Ведомости СНД и ВС РФ", 17.06.1993, N 24, ст. 857, "Собрание законодательства Российской Федерации", 30.04.2018, N 18, ст. 2571) имеют право:

а) посещать и обследовать беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, проверяемых лиц в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения норм и правил в области ветеринарии;

б) предъявлять проверяемым лицам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

в) устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

г) принимать решения о проведении диагностических исследований по эпизоотическим показаниям;

д) проверять соблюдение обязательных требований в области ветеринарии, а также документы, относящиеся к предмету проверки;

е) посещать и обследовать беспрепятственно территорию и (или) здания, строения, сооружения, помещения проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения (приказа) о проведении проверки;

ж) осуществлять беспрепятственно осмотр предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых носителях;

з) получать по мотивированному требованию в установленный законодательством Российской Федерации срок от проверяемого лица документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, необходимую для осуществления федерального государственного ветеринарного надзора;

и) давать проверяемым лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора;

к) составлять протоколы об административных правонарушениях;

л) осуществлять внесение сведений о проведении проверки в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 ("Собрание законодательства Российской Федерации", 11.05.2015, N 19, ст. 2825, 03.12.2018, N 49 (часть VI), ст. 7604).

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора обязаны:

а) исполнять своевременно и в полной мере полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области ветеринарии;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;

в) проводить проверку на основании соответствующего распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о ее проведении;

г) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень, документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного надзора, органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.05.2016, N 18, ст. 2647, 28.08.2017, N 35, ст. 5385) (далее - Перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;

д) уведомлять в письменной форме проверяемых лиц о результатах проверки, выявленных нарушениях обязательных требований в области ветеринарии;

е) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о проведении проверки, копии документа о согласовании проверки (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проведения проверки);

ж) не препятствовать руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

з) предоставлять руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

и) знакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

к) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц;

л) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами;

м) соблюдать установленные сроки проведения проверки;

н) не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у проверяемого лица;

п) ознакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица по их просьбе с положениями настоящего Административного регламента перед началом проведения выездной проверки;

р) исполнять федеральный государственный ветеринарный надзор в соответствии с настоящим Административным регламентом;

с) соблюдать ограничения при проведении проверок, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, 30.04.2018, N 18, ст. 2564) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

т) не требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень.

12. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспекторы зональных управлений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации, районов и городов и их заместители имеют право:

а) устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно - санитарном отношении продуктов животноводства;

б) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно - санитарных и других мероприятий, об устранении нарушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

в) приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранений имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, производство и применение препаратов и технических средств ветеринарного назначения;

г) рассматривать дела о нарушениях ветеринарного законодательства Российской Федерации и налагать в установленном порядке административные взыскания, вносить представления о лишении лицензий предприятий, учреждений, организаций и граждан на право производства, заготовки, перевозки, хранения и реализации продуктов животноводства, сырья животного происхождения, кормов, препаратов и технических средств ветеринарного назначения и специалистов в области ветеринарии на право занятия предпринимательской деятельностью, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

д) поручать проведение ветеринарно - санитарных экспертиз и по их результатам представлять федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам основанные на действующих ветеринарных правилах заключения по:

  • федеральным нормам технологического проектирования, нормативно - технической и технологической документации на новые продукты животноводства, корма, кормовые добавки, препараты и технические средства ветеринарного назначения;
  • контрактной документации на поставку в Российскую Федерацию подконтрольных ветеринарной службе грузов;

е) вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления:

  • о создании в установленном порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
  • о введении на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
  • о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности;

ж) принимать решения:

  • о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям, дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпизоотических очагах и на территориях, на которых имеются или сохраняются условия для возникновения и распространения заразных болезней животных;
  • о возможности, порядке ввоза в Российскую Федерацию и условиях внутригосударственной перевозки подконтрольных ветеринарной службе грузов;
  • об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

з) получать без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы надзора задач;

и) изымать пробы подконтрольных ветеринарной службе грузов для проведения ветеринарно - санитарной экспертизы.

13. Права, предусмотренные подпунктами "а", "б", "з", "и" пункта 12 настоящего Положения, предоставляются руководителям подразделений, ветеринарным врачам - специалистам, а подпунктом "и" - лаборантам, работающим в соответствующих органах государственного ветеринарного надзора.

14. Права, предусмотренные вторым абзацем подпункта "ж" пункта 12 настоящего Положения, предоставляются начальникам пограничных и транспортных ветеринарных контрольных пунктов в части приостановления, запрещения ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных ветеринарной службе грузов.

15. Должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, обязаны:

  • использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации;
  • не разглашать представляющие государственную, военную и коммерческую тайну сведения служебного и иного характера, которые могут стать им известны при осуществлении надзора.

16. Государственные ветеринарные инспекторы, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации. Любое воздействие на этих лиц в какой бы то ни было форме, препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: