Права и обязанности государства и граждан рф по обеспечению безопасности жизнедеятельности доклад

Обновлено: 24.04.2024

- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненных их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изучить основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в провидении аварийно- спасательных и других неотложных работ.

Глава 2. «Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества.

Положения Конституции Российской Федерации согласуются с нормами международного права, действующими в развитых странах мира и закреплёнными в соответствующих международных соглашениях: Всеобщей Декларации прав человека. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

 На основании положений Конституции Российской Федерации разработаны федераль.

На основании положений Конституции Российской Федерации разработаны федеральные законы по безопасности, определяющие общие для всех граждан и структур организационно - правовые нормы в сфере защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

• «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
• «О безопасности»;
• «О пожарной безопасности»;
• «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
• «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
• «О гражданской обороне»;
• «О противодействии терроризму» и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций п.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (извлечения):
«Граждане Российской Федерации имеют право:
• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
• в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; <. >
• на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации обязаны: • соблюдать законы и иные нормативные.

Граждане Российской Федерации обязаны:

• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; <. >
• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; <. >
• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».
• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; <. >
• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; <. >
• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрез.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Положение по этой системе было утверждено 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема урока: «Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению.

Тема урока:
«Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности»
Цели и задачи урока:
• изучить конституционные основы обеспечения безопасности;
• исследовать федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

МБОУ гимназия №20 им. С.С. Станчева
Учитель ОБЖ Сухарев А.А.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с ре.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция - основной закон государства. Определяет общественное и государст.

Конституция - основной закон государства.
Определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.


Основным законом, регламентирующим правовые взаимоотношения в России, являетс.

Основным законом, регламентирующим правовые взаимоотношения в России, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993.

Конституция РФ провозглашает человека, его права свободы высшей ценностью, а.

Конституция РФ провозглашает человека, его права свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства.

Положения Конституции Российской Федерации согласуются с нормами международно.

Положения Конституции Российской Федерации согласуются с нормами международного права, действующими в развитых странах мира и закреплёнными в соответствующих международных соглашениях: Всеобщей Декларации прав человека. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Конституция Российской Федерации декларирует равенство перед законом всех гра.

Конституция Российской Федерации декларирует равенство перед законом всех граждан.
Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ.

Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высше.

Статья 2 Конституции РФ гласит:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».


Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).

В Конституции Российской Федерации говорится: «Каждый имеет право на благопри.

В Конституции Российской Федерации говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42).
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с законом.

Полная гражданская ответственность, согласно Конституции Российской Федерации.

Полная гражданская ответственность, согласно Конституции Российской Федерации, наступает с 18 лет.

На основании положений Конституции Российской Федерации разработаны федеральн.

На основании положений Конституции Российской Федерации разработаны федеральные законы по безопасности, определяющие общие для всех граждан и структур организационно - правовые нормы в сфере защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

• «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техн.

• «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
• «О безопасности»;
• «О пожарной безопасности»;
• «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
• «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
• «О гражданской обороне»;
• «О противодействии терроризму» и др.


«Граждане Российской Федерации имеют право: • на защиту жизни, здоровья и ли.

«Граждане Российской Федерации имеют право:
• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
• в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
• на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации обязаны: • соблюдать законы и иные нормативные.

Граждане Российской Федерации обязаны:
• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрез.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Положение по этой системе было утверждено 30 декабря 2003г. постановлением Правительства Российской Федерации.

РСЧС объединяет силы и ресурсы органов государственного управления всех уровн.

РСЧС объединяет силы и ресурсы органов государственного управления всех уровней для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


В некоторых случаях для экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную си.

В некоторых случаях для экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации и другие воинские формирования, а также органы внутренних дел.
Порядок их применения определён законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Домашнее задание:Параграф 6, ответить на вопросы (устно). Учебное исследован.

Домашнее задание:
Параграф 6,
ответить на вопросы (устно).
Учебное исследование по представленным темам*

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Урок 6
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения

• конституционные основы обеспечения безопасности;

• нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека;

• федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Ключевые понятия темы:

Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы.


Конституция Российской Федерации — это свод законов, сформулированных в виде положений, определяющих права и свободы человека и гражданина. Конституцию Российской Федерации называют Основным законом, который является основой для разработки всех других законов нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации действует (с учётом поправок) Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.


Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства» (ст. 2).


Конституция Российской Федерации декларирует равенство перед законом всех граждан: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ст. 6, п. 2). Положения главы 2 определяют правовой статус личности в стране, гарантируют права и свободы человека и гражданина на общедоступность образования, на получение бесплатного общего среднего образования, на предоставление социальной помощи в случае утраты трудоспособности, на попечение государства в случае потери ребёнком родителей, на предоставление оплачиваемого отпуска по болезни, на получение помощи от государства в случае причинения ущерба человеку в чрезвычайной ситуации природного, техногенного, социального, экологического характера в мирное и военное время.

Положения Конституции Российской Федерации согласуются с нормами международного права, действующими в развитых странах мира и закреплёнными в соответствующих международных соглашениях: Всеобщей Декларации прав человека. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

В Конституции Российской Федерации говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с законом. Полная гражданская ответственность, согласно Конституции Российской Федерации, наступает с 18 лет.


На основании положений Конституции Российской Федерации разработаны федеральные законы по безопасности, определяющие общие для всех граждан и структур организационно - правовые нормы в сфере защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Федеральные законы разъясняют права и обязанности не только граждан России, но и лиц без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации и должны соблюдать правила безопасного поведения согласно принятым федеральным законам:

• «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

• «О пожарной безопасности»;

• «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

• «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

• «О гражданской обороне»;

• «О противодействии терроризму» и др.

В этих нормативных актах заложены законодательно-правовые и организационные основы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.


Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (извлечения):

«Граждане Российской Федерации имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

• в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

• на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации обязаны:

• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Положение по этой системе было утверждено 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации.

РСЧС объединяет силы и ресурсы органов государственного управления всех уровней для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является главным исполнительным органом (структурой) государства по координации деятельности всех сил и структур МЧС России на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектном уровнях. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, которые решают задачи экстренной помощи людям и территориям в чрезвычайных ситуациях. В состав каждого уровня РСЧС входит комплекс сил и средств постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования во время чрезвычайной ситуации. Основу этих сил составляют аварийно- спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. В их число входят службы, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной! среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизнедеятельности общества.


В некоторых случаях для экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации и другие воинские формирования, а также органы внутренних дел. Порядок их применения определён законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации? Каково её предназначение?

2. В чём состоят основные права и свободы граждан России?

3. В каком возрасте по Конституции Российской Федерации наступает полная гражданская ответственность?

4. Используя дополнительные источники информации, приведите примеры норм международного права, определяющих права и свободы человека.

5. Назовите права и обязанности граждан России по обеспечению безопасности.

6. Поясните сущность основных федеральных законов, определяющих меры защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа. В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий» .

Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

Защита населения происходит путем создания правовых документов. Ознакомимся с ними далее подробнее.

Законодательные документы, регламентирующие правовую защиту

В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавлива­ют гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в об­ласти охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собст­венности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работ­ников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

В ст. 3 «Основ законодательства. » также указывается, что главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст­венной деятельности предприятия.

Указывается также, что каж­дый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда за­ключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, га­рантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда (ст. 7).

В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопро­сы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных меро­приятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предпри­ятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осу­ществляться надзор и контроль за соблюдением законодательст­ва об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов.

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом феде­ральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Прави­тельства РФ, субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления.

1)Закон «Об ох­ране атмосферного воздуха». В нем изложены основные поло­жения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональ­ному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.

В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, преду­смотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих ве­ществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмо­сферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательст­ва, осуществляется органами местного самоуправления и специ­ально уполномоченными на то государственными межведомст­венными органами. Его основная задача — обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предприятия­ми и другими органами, а также должностными лицами и граж­данами требований воздухоохранного законодательства.

2)Основополагающим правовым актом водного законодатель­ства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отноше­ния путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресур­сах, лечебно- оздоровительных местах и курортах. Общие эколо­гические требования к водопользованию отражены в Федераль­ном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.

Водное законодательство предусматривает систему мер по ох­ране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод­ных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в кото­рой изложены общие требования к охране водных объектов, све­дения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.

3)Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществля­ется в первую очередь в соответствии с требованиями Конститу­ции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рос­сийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система пра­вовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предот­вращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйствен­ного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восста­новление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.

Правовые основы землепользования в нашей стране раскры­ваются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ.

4)Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природ­ной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С эко­логической точки зрения наиболее важные из них: предотвра­щение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.

В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в уста­новлении особых требований, способствующих их рациональ­ному использованию и надлежащей охране.

Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государст­венные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави­ла и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Едиными правилами, которые содержат требования к обес­печению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строитель­ные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).

На основе государственных стандартов разрабатываются от­раслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие от­раслевые и местные условия, а также конкретные условия и тех­нологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации со­ставляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разра­батывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных — 3 года. После чего эти документы пересматри­вают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

За нарушение всех видов законодательства по безо­пасности жизнедеятельности предусматривается следующая от­ветственность:

  • дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вы-­
    шестоящее административное лицо (замечание, выговор,
    перевод на нижеоплачиваемую должность на определен-­
    ный срок или понижение в должности, увольнение);
  • административная (подвергаются работники администра­-
    тивно-управленческого аппарата; выражается в виде пре­
    дупреждения, общественного порицания или штрафа);
  • уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные
    случаи или другие тяжелые последствия);
  • материальная, которую в соответствии с действующим за­-
    конодательством несет предприятие в целом (штрафы, вы­
    платы потерпевшим в результате несчастных случаев и др.)
    или виновные должностные лица этого предприятия.

Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Кон­ституции РФ.

Непосредственную нормативную правовую базу в области безопасности в новой России заложил Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1, в котором дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Первым законодательным актом в Российской Федерации, регламентирующим вопросы социальных гарантий пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, явился Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 г. № 3060-1 с последующими изменениями и дополнениями.

Формирование законодательной и нормативной правовой базы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера идет на нескольких уровнях: федеральном, территориальном, муниципальном и объектовом. Структурная схема формирования законодательной базы в области защиты и ликвидации ЧС и происшествий представлена на рисунке 1.

https://novainfo.ru/files/5020/ris-1-1-strukturnaya-skhema-zakonodat-bazy.jpg

Рисунок 1 – Структурная схема законодательной базы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рассмотрим основополагающие законодательные акты в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [3].

Федеральным законом РФ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты [5].

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны [6].

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности» «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах [9].

Разработан ряд федеральных целевых программ, на­правленных на предупреждение и подготовку к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особен­ность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, сни­жении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Далее рассмотрим последовательность действий органов управления РФ в чрезвычайной ситуации (организационные основы).

Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной си­туации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при не­обходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигно­вания на финансирование деятельности и мероприятий в ука­занной области.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федераль­ных органов исполнительной власти в области защиты населе­ния и территорий, осуществляет руководство Единой государст­венной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и об оказа­нии помощи в случае их возникновения, определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд дру­гих функций.

Органы государственной власти субъектов Федерации осуще­ствляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях, принимают реше­ния о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают обществен­ный порядок в ходе их проведения и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществ­ляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резер­вы финансовых и материальных ресурсов и т.д.

Для осуществления государственного управления и коорди­нации деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти в области защиты населения и территорий создается специ­ально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориаль­ные органы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

—службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

—службы экстренной ветеринарной помощи и службы за­щиты растений Минсельхозпрода;

—всероссийские службы медицинских катастроф; оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

—службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

—формирования гражданской обороны; подразделения поисково-спасательных служб Министерст­ва по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

—соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

—службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России; восстановительные и пожарные поезда; аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: