Права и обязанности государства флага преследование по горячим следам

Обновлено: 28.03.2024

Право преследования — предусмотренная международным морским правом возможность прибрежного государства преследования по горячим следам в открытом море судна иностранного государства.

В настоящее время право преследования по горячим следам регулируется статьёй 111 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Для государств, не ратифицировавших данную Конвенцию (США, Турция и некоторые другие) могут действовать нормы статьи 23 Женевской Конвенции об открытом море от 1958 года.

Содержание

Возникновение права преследования и начало преследования

Право преследования возникает тогда, когда у властей прибрежного государства есть достаточные основания полагать, что судно нарушило законы и правила этого государства. Стоит, однако, отметить, что если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона. Преследование должно начатся только, если иностранное судно или одна из его шлюпок находится:

  • Во внутренних водах
  • В архипелажных водах
  • В территориальном море
  • В прилежащей зоне

Кроме того, право преследования применяется mutatis mutandis также к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе. При этом действует правило, схожее с тем, которое применяется по отношению к прилежащей зоне: право преследования возникает только при нарушении тех законов и правил, которые применимы в соответствии с Конвенцией ООН в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа, включая такие зоны безопасности.

Перед началом преследования преследующее судно должно удостовериться, что преследуемое судно или одна из его шлюпок, или другие плавучие средства, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находится в одной из вышеуказанных зон.

Преследование может быть начато только после зрительного или звукового сигнала остановиться, поданного с расстояния, позволяющего иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.

Осуществление права преследования

Право преследования могут осуществлять:

Прекращение права преследования

Согласно ч. 3 ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву «Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства». Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 111 право преследования по горячим следам прекращается при прерывании преследования.

Преследование летательным аппаратом

К преследованию по горячим следам летательным аппаратом применяются те же правила, что и к преследованию военным судном. Кроме того, для выполнения условия о непрерывном преследовании летательный аппарат обязан не только отдать приказ об остановке, но и осуществлять дальнейшее преследование, пока не прибудут другие летательные аппараты либо суда. Задержание вне территориального моря не может быть оправдано, если отсутствовал приказ остановиться либо летательный аппарат не продолжил преследование.

1. Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 33, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

2. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с настоящей Конвенцией в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа, включая такие зоны безопасности.

3. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства.

4. Преследование по горячим следам считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок, или другие плавучие средства, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря или, в зависимости от случая, в прилежащей зоне, или в исключительной экономической зоне, или над континентальным шельфом. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.

5. Право преследования по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели.

6. В случае преследования по горячим следам летательным аппаратом:

а) применяются mutatis mutandis положения пунктов 1-4;

b) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо другой летательный аппарат прибрежного государства, вызванный этим летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы оправдать задержание судно вне территориального моря, недостаточно того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если оно не получило приказа остановиться и одновременно не было преследуемо этим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.

7. Освобождения судна, задержанного в пределах юрисдикции какого-либо государства и отконвоированного в порт этого государства с целью проведения расследования компетентными властями, нельзя потребовать лишь на том основании, что судно в ходе своего следования конвоировалось через какую-либо часть исключительной экономической зоны или открытого моря, когда обстоятельства сделали это необходимым.

8. Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря в условиях, которые не оправдывают осуществления права преследования по горячим следам, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.

В основе международно-правового режима открытого моря лежит принцип свободы открытого моря(был введен как ответ против притязаний со стороны испании, португалии, австрии в 16 в, они хотели монополизировать живые морские ресурсы и торговые пути в море) , означающий для всех государств свободу судоходства, рыболовства, а также полетов на летательных аппаратах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных исследований, свободу возводить искусственные острова и другие установки. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.+ еще принципы морск права, относящиеся к открытому морю : принцип использования открытого моря только в мирных целях(запрещение военной деят-ти государств,применение силы и угрозы), принцип свободы морских научных исследований

Согласно ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для мирных целей. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Права и обязанности гос-ва флага

государства, занимающиеся промыслом живых ресурсов в открытом море, должны руководствоваться принципом охраны живых ресурсов моря и непременно выполнять все рыбоохранные мероприятия. Под правовой охраной живых ресурсов понимается совокупность мер, направленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов. Программы ограничительных мер должны составляться таким образом, чтобы в первую очередь обеспечивать снабжение человека пищей.

В соответствии со ст. 116 Конвенции 1982 г. все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения ими договорных обязательств, а также прав, обязанностей и интересов прибрежных государств.

В соответствии со ст. Конвенции 1982 г. при определении размера допустимого улова и установления других мер охраны живых ресурсов открытого моря государства принимают научно обоснованные меры в целях поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровне, обеспечивающем максимально устойчивые уловы.

Однако любые меры по сохранению живых ресурсов и осуществление их на практике не должны быть ни по форме, ни по существу дискриминационными в отношении рыбаков любого другого государства.

На практике сложной проблемой в области регулирования рыболовства был поиск сбалансированного режима, при котором сочетался бы принцип свободы открытого моря с теми ограничениями, которые являются необходимыми для сохранения живых ресурсов моря в интересах всех государств- В ст. 118 Конвенции 1982 г. предусмотрена возможность сотрудничества прибрежных государств и компетентных международных организаций в целях сохранения живых морских ресурсов моря. Региональные организации по управлению рыболовством (РФМО) вправе запрещать, ограничивать или регулировать промысел рыб и морских млекопитающих.

Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства. В случае столкновения или другого происшествия с судном в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность должностного лица, находящегося на судне, уголовное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства, под флагом которого плавает судно, или того государства, гражданином которого является это должностное лицо. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследований никем, кроме властей государства флага судна.

Государства вменяют в обязанность капитанам судов оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, обязывают их следовать со всей возможной скоростью на помощь, а также оказывать после столкновения помощь другому судну, его экипажу и пассажирам и, насколько это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.




Конвенция 1982 г. возлагает на каждое государство обязанность издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с судов или из трубопроводов, а также в результате разработки или разведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа.

Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями, а также сотрудничать с другими государствами в международных организациях по предупреждению загрязнения моря или воздушного пространства над ними в результате применения радиоактивных материалов или других вредоносных веществ.

Право преследования по «горячим» следам. Конвенция по морскому праву 1982 г. +конвенция об открытом море (ст 23)

В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

Преследование судна может быть начато только после подачи звукового или зрительного сигнала остановиться на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать.

Судно, отдающее приказ предполагаемому нарушителю остановиться, само может находиться в любом месте, в том числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны (например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах этих зон).

Право преследования по «горячим» следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или какого-либо третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря без достаточных оснований, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.




Открытое море – морские пространства, не входящие ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства – архипелага (находятся в общем и равном пользовании всех наций; никакое государство не вправе претендовать на подчинение своему суверенитету какой-либо части открытого моря).

Основа международно-правового режима открытого моря – принцип свободы открытого моря (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Государства, осуществляющие эти свободы, должны учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также учитывая права, предусмотренные в отношении деятельности в Районе морского дна.

Открытое море резервируется для мирных целей (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Охрана живых ресурсов открытого моря (совокупность мер, направленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов; все государства обязаны принимать меры или сотрудничать с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таки мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (меры по установлению допустимого улова и другие – не должны быть дискриминационными)).

Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море (суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства).

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что это судно – занимается (пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием); не имеет национальности; при поднятом иностранном флаге или не поднятом флаге имеет ту же национальность, что и военный корабль).

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, а также оказывать помощь после столкновения другому судну, его экипажу и пассажирам.

1) издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с судов или из трубопроводов, в результате разработки или разведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа;

2) принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов.

Борьба с преступлениями в открытом море:

1) Борьба с пиратством (любому государству предоставляется право захватить в открытом море пиратское судно, находящееся на нем имущество, а также арестовать экипаж и пассажиров; вопрос об их наказании и о судьбе захваченного имущества решается судами государств, осуществивших их захват; захват может совершаться только военными или находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными).

2) Незаконная торговля наркотиками или психотропными веществами (любое государство, имеющее основание считать, что судно, плавающее под его флагом, участвует в совершении этих деяний, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в их пресечении).

3) Несанкционированное вещание из открытого моря (все государства обязаны сотрудничать в его пресечении; лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде (государства флага; государства регистрации установки; государства, гражданином которого он является; государства, где могут приниматься передачи; государства, радиосвязи которого создаются помехи)).

Преследование по горячим следам:

1) может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства;

2) должно начаться когда судно (или одна из его шлюпок) находятся во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за их пределами при условии, что оно не прерывается (если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона);

3) судно, отдающее приказ предполагаемому нарушителю остановиться, само может находиться в любом месте (в том числе в открытом море);

4) применяется также к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства, установленных в их отношении;

5) прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или третьего государства;

6) может начинаться только после подачи сигнала остановиться на дистанции, позволяющей нарушителю увидеть или услышать его;

7) может осуществлять только военными кораблями и летательными аппаратами или иными находящимися на государственной службе, специально на то уполномоченными.

При определении понятия "открытое море" ис­пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономичес­кую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обо­снованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.

Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: "Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить".

Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время за­креплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.

Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искус­ственные острова и другие установки и свободу науч­ных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государст­вом не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.

Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государ­ство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частнос­ти, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, техни­ческих и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

Юрисдикция в открытом море. Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в реше­нии Постоянной палаты международного правосудия по делу судна "Лотос" в 1927 г.).

Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголов­ной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в от­крытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное пре­следование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями госу­дарства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.

Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.

Прежде всего, это право военного корабля останав­ливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, на­пример, в Конвенции по охране подводных телеграф­ных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предус­матривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.

Военные корабли вправе останавливать и прово­дить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пи­ратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отка­зывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или за­нимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркоти­ческими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по го­рячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными су­дами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Пресле­дование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориаль­ном море или прилегающей зоне прибрежного государ­ства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государ­ства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила дан­ного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нару­шение тех правил прибрежного государства, для защи­ты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства. Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому пре­следование по горячим следам применяется (с соответ­ствующими изменениями) к нарушениям в исключи­тельной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.

Обеспечение безопасности мореплавания. К обязаннос­тям государства флага в открытом море относится приня­тие всех необходимых мер, обеспечивающих безопас­ность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектова­ния, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столк­новения. Конкретные нормы содержатся в международ­ных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регули­руются Конвенцией о подготовке и дипломировании мо­ряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкнове­ний, содержатся в Конвенции о международных прави­лах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции — 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) — предусматривают, что каждое государство вме­няет капитану судна, плавающего под его флагом, сле­дующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) сле­дование со всей возможной скоростью на помощь терпя­щему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкрет­ные вопросы оказания помощи регулируются Конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: