Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти это

Обновлено: 19.04.2024

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Такой ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ дает все та же статья 2 Конституции РФ: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обратите внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это дает?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

К ак вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, приходит к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Давайте обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Его ученик Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на его стороне. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жестко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескье (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И еще одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своем труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей…

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

Начало и источник сих сил в народе…»

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. « Закон суров, но это закон!» — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

1 кты. Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».

В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причем повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей.

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем. заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

Государственная власть

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Высшая цель правового государства - обеспечить права и свободы человека и гражданина.

Государственная власть в правовом государстве ограничена правом.

Признаки правового государства:

1. Верховенство права (КРФ ст.15)

2. Справедливость закона: высший приоритет, права и свободы человека и гражданина (КРФ ст.55 п.2; 57; 58; 59)

3. Разделение властей (КРФ гл.4 ст.80 п.1; гл.5 ст.95, 96 п.1; ст.105 п.1; ст.110 п.1).

Президент – глава РФ.

Совет Федерации (И Государственная дума) -> Федеральное собрание -> Законодательная власть.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 5 лет, не моложе 21 года.

Президент не моложе 35 лет, сроком на 6 лет и должен проживать в России не менее 10 лет.

Правительство РФ – исполнительная власть.

Суды РФ – судебная власть

Россия – правовое государство (ст.1 п.1)

Власть в правовом государстве.

Дж.Локк, считал, что в государстве должны верховенствовать юридические законы.

а) провозглашаются юридические законы;

б) признаются естественные, неотчуждаемые права;

в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё всю власть в государстве делил на три вида:

1. Законодательную (создающую законы),

2. Иисполнительную (приводящую законы в исполнение)

3. Судебную (она судит нарушителей закона).

Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

Немецкий философ И. Кант сформулировал категорический императив(абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

Признаки правового государства.

Признаки правового государства:

1. Верховенство права (всеобщая связанность законом)

2. Незыблемость прав и свобод человека (права человека выступают главным естественным ограничителем гос. власти)

3. Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная)

Разделение властей.

Законодательная власть парламент (создание правовых законов).

Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Исполнительная власть принадлежит правительству.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия - защищать право путём осуществления правосудия.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека или организации, партии, парламента или правительства.

Если раньше политика была исключительно делом госу­дарства, то в современном мире круг политических субъектов значительно расширился. Политика дошла практически до каждого человека. Теперь все мы можем оценить положение дел в стране, заявить о своих по­требностях, желаниях и высказать мнение, что следует в обществе изменить.

Формы нашей политической деятельности могут быть, разными, и они определены нормами права: от участия в выборах, демонстрациях, митингах, шествиях до акций мирного неповиновения. Понятно, что практически мы занимаемся политикой от случая к случаю. Но инте­ресоваться ею мы должны ежедневно. Мы, люди, - су­щества сознательные, и нам не все равно, как мы живем сейчас и будем жить в будущем. Тем людям, которые, бравируя, заявляют, что они политикой не интересуются и не занимаются, можно только посочувствовать и при­вести слова одного известного политического деятеля, ставшие крылатыми: «Если вы не занимаетесь полити­кой, то политика займется вами».

Однако есть два политических субъекта, которые за­нимаются политикой профессионально, поскольку ис­ключительно политика составляет суть всей их деятель­ности. Это государство (в лице государственных орга­нов) и политические партии. Именно результаты их деятельности мы испытываем на себе. Порой они оказы­вают негативное воздействие на общество, ломая судьбы многих и многих людей. Можно ли держать под контролем эти две политические силы с помощью права? В древности государство было единственной политической силой. Вселенная древним жителям представлялась государством, которым правят боги. Особо почитался у многих народов бог неба (или бог солнца) и бог грозы. Роли двух главных богов были совершенно различны. Бог неба отдавал приказы о повиновении. Но даже древние знали, что не существует гарантий автоматического исполнения приказов, исходящих с небес. Отсюда важность бога, принуждающего к исполне­нию, карающего за неисполнение.

Таким образом, суть государства осознавалась еще в древности: оно организует жизнь людей и обеспечивает порядок. Итак, власть и сила, без которых невозможно существование никакого порядка, будь то на небесах или на земле. Как видим, в руках государства имеются исключительно мощные инструменты.

Власть как право требовать повиновения людей неза­висимо от того, соответствует ли оно их желаниям или нет, отличается тремя коварными и опасными свойствами

1) стремлением к самовозрастанию и концентрации (вспомним, как сильно отличалась власть Сталина начальной стадии его правления от его власти нa завершающей стадии);

2) приданием себе неприкосновенности, возвеличивания и даже увековечивания (вот откуда идут заявления правителей, что они были бы рады передать власть или не выставлять свою кандидатуру на выборах, если бы видели достойного претендента);

3) стремлением к ужесточению, авторитарности, неоправданному применению силы.

И дело здесь не в «хороших» и «плохих» людях, стоящих у власти, а в особенности самой власти: само­утверждение обеспечивает власти уверенность и проч­ность, без которых она теряет силу и динамизм в разре­шении социальных вопросов.

На пути самовозрастания и ожесточения власти основным препятствием, способным погасить эти опасные ее свойства, является право, наряду с моралью и развитой духовностью граждан. Укажем на правовые нормы, ограничивающие государственную власть.

1. Источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это означает, что государственные органы, через которые народ осуществляет свою власть и которые для этого наделяются соответствующими полномочиями, должны знать его потребности и чаяния, а в своей деятельности руководствоваться интересами народа. Не народ существует для государства, а государ­ство существует для народа.

2. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум (ст. 3 Консти­туции РФ). Понятно, что это не означает, что при вся­ком неудовольствии народа действиями власти организу­ется референдум. Мы знаем, что это дорогая и продол­жительная процедура. Но по принципиальным вопросам власть должна спрашивать мнение народа и не пытать­ся брать их решение на себя, тем более не убеждать себя в том, что народ не готов к обдумыванию таких серьезных вопросов. При этом власти никогда не стоит забывать, что за все решения (эффективные и неэффективные) приходится расплачиваться народу, налогоплательщикам.

3. Основные государственные органы форми­руются путем, свободных выборов (ст. 3 Конститу­ции РФ). Президент, Федеральное Собрание, главы и парламенты субъектов Федерации - государственные органы, от которых напрямую зависит государственная политика, - избираются гражданами. Выборы - это способ придания легальности или законности власти, от которой во многом зависит авторитет власти. Если власть захвачена незаконным путем, например путем путча, переворота, то прочно она чувствовать себя не может, поскольку люди сомневаются в ее правомерно­сти, не склонны ей верить и беспрекословно выполнять ее распоряжения. Отсюда чрезмерное использование силы принуждения властью, которая не имеет под собой юридической основы.

4. Государственная власть осуществляется основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Речь идет о распределении полномочий между раз-личными видами государственных органов и о невмеша­тельстве их в дела друг друга. Это очень важное право­вое положение позволяет обеспечивать контроль за дей­ствиями ветвей власти и не допустить произвола с их стороны. Присвоение властных полномочий преследуется по закону.

5. Местные вопросы жизни людей разреша­ются ими самими, без участия государственной вла­сти (ст. 3 Конституции РФ). Провозглашение разъ­единения государственной и муниципальной властей было сделано в России совсем недавно, в 90-х гг. XX в., но реализовать на деле удалось еще не все. Тем не менее это правовое установление является важным ограничите­лем власти: оно сужает объем государственной власти, гарантирует свободу гражданам разрешать вопросы, в которых они информированы более, чем кто-либо, и ко­торые касаются только их. Местные вопросы (сеть мага­зинов, общественного питания, коммунальное обслужи­вание, благоустройство дворов и др.) затрагивают повсе­дневную жизнь, и от их разрешения во многом зависит качество жизни.

6. Устройство Российского государства ос­новано на принципе федерализма (ст. 5 Конституции РФ). Это означает, что, хотя система государственной власти едина, осуществляется разграничение предметов ведения между центром и субъектами Федерации. Ст. 71 Конституции РФ очерчивает круг полномочий централь­ной власти, а ст. 72 — власти субъектов Федерации. Если бы такого разграничения не было, то центральная власть, как наиболее сильная, легко могла бы поглотить зону власти субъектов Федерации и обеспечить себе са­мовозрастание и концентрацию,

7. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Задача государства состоит в том, чтобы действовать в интере­сах граждан, признавать, соблюдать и защищать их пра ва и свободы. Однако на практике власть далеко не всегда об этом помнит, зачастую действует по своим каналам, и гражданам приходится отстаивать свои права и свободы. Вместе с тем если государственные органы и должностные лица будут знать, что всякий раз их непра­вомерным действиям будет дан отпор (с помощью либо СМИ, либо правоохранительных органов и т. д.), у них постепенно возникнет привыкание к праву.


8. Государственные служащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельно­стью, в том числе и предпринимательской (ст. 11 Закона об основах государственной службы). Исключе­ние делается только для педагогической, научной и иной творческой деятельности. Действительно, если чи­новник является одновременно и членом совета дирек­торов какой-нибудь коммерческой фирмы, ему трудно отказать своей фирме в получении лицензии (даже если для этого у нее нет оснований), трудно не дать ей кре­дит из фондов государства (хотя, возможно, есть более достойные претенденты), трудно не закрыть глаза на недоплату налогов и т. п.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: