Практическая инструкция по заявлению в европейский суд требований о справедливой компенсации

Обновлено: 27.03.2024

К концу группового коучинга вы подготовите документы для получения компенсаций в ЕСПЧ и заработаете или сэкономите минимум 850 евро, даже если вы не юрист!

Требования Европейской Конвенции по правам человека, Регламента ЕСПЧ и юристов секретариата ЕСПЧ к взысканию компенсаций в ЕСПЧ, а также скрытые ошибки заявителей и как их выявлять.

Вы познакомитесь с перечнем типичных ошибок заявителей при взыскании компенсаций в ЕСПЧ:

    Неверное понимание возможностей взыскания сумм в ЕСПЧ.

  • Расходы на проезд и проживание для участие в судебном заседании
  • Канцелярские

Вы узнаете типичные ошибки заявителей и их представителей при взыскании компенсаций в ЕСПЧ. Определите свои ошибки еще до их совершения.

Какие компенсации и суммы присуждает ЕСПЧ, на каких стадиях процесса, где найти пошаговое руководство по взысканию сумм в ЕСПЧ.

Определять, в какие сроки и какие компенсации и суммы заявитель и его адвокат в ЕСПЧ вправе требовать из бюджета Совета Европы и из бюджета России.

Вы узнаете, что такое юридическая помощь (legal aid), справедливая компенсация, в том числе, материальный ущерб (pecuniary damage), моральный вред (non-pecuniary damage), расходы (expenses) и затраты (costs).
Вы узнаете: какие гонорары взыскивают ваши коллеги, а вы пока нет; гонорар успеха какого размера взыскивает ЕСПЧ, несмотря на запрет Конституционного Суда; взыскивает ли ЕСПЧ гонорар представителям, которые оказывают услуги клиентам бесплатно.

  • Мы покажем примеры взыскания компенсаций из практики ЕСПЧ.

  • Мы поделимся информацией о том, где можно подробно узнать о последовательности действий по взысканию компенсаций, правильности заполнения шаблонов документов для получения компенсаций.

Вы будете точно понимать возможности ЕСПЧ — какие компенсации и суммы присуждает ЕСПЧ, на каких стадиях процесса требовать компенсацию, где найти пошаговую инструкцию с примерами документов и шаблонов для взыскания сумм в ЕСПЧ.

Вы под руководством тренера заполните шаблоны, необходимые для получения из бюджета Совета Европы аванса 850 евро за работу представителя заявителя. Мы разработали, а вы получите примеры документов по реальным делам, по которым были произведены выплаты.

Вы получите навык заполнения шаблонов Совета Европы для получения из бюджета Совета Европы первоначальной компенсации юридической помощи еще до постановления ЕСПЧ.

Что такое компенсация «юридической помощи» (legal aid), размер компенсации, получите набор разработанных нами шаблонов и узнаете порядок их заполнения, требования ЕСПЧ к заполнению для получения компенсации.

  • Мы подробно разберем, что такое компенсация юридической помощи (legal aid).

Вы с помощью тренера заполните шаблоны для взыскания компенсации расходов на представителя заявителя из бюджета Совета Европы и будет готовы регулярно применять полученные навыки в своих делах в ЕСПЧ.

Вы закончите занятие с заполненными документами для получения гонорара успеха в ЕСПЧ по вашим делам по часовой ставке от 100 евро.

Практику ЕСПЧ по компенсации расходов за работу представителя не только в ЕСПЧ, но и в судах России и даже если представитель действовал бесплатно для заявителя. Вы узнаете, что такое расходы на представителя, гонорар и гонорар успеха, иные расходы по делу, порядок возмещения, изучите примеры документов и требований Европейской Конвенции по правам человека, Европейского Суда по правам человека для получения компенсации расходов.

  • Мы расскажем о практике ЕСПЧ по компенсации гонораров за работу представителя заявителя и в ЕСПЧ, и в судах России. Это поможет вам привлекать представителей или заявителей для обращения в ЕСПЧ.

Вы получите пошаговую инструкцию для взыскания компенсации материальных убытков и морального вреда. Вы получите примеры документов из дел ЕСПЧ и по этим примерам заполните шаблоны для регулярных выплат компенсаций по вашим делам.

Вы получите навык составления документов для получения максимальной компенсации материального ущерба и морального вреда по постановлению ЕСПЧ.

Вы узнаете, что такое справедливая компенсация, виды и размеры компенсаций, как соблюсти сроки заявления требования о взыскании компенсации, получите набор документов, шаблонов и требований ЕСПЧ к их заполнению для получения максимальной компенсаций.

  • Мы покажем, что такое справедливая компенсация, виды компенсаций, когда требовать и как получить компенсацию.

  • Мы научим как правильно подсчитать и аргументировать сумму компенсации морального вреда и каким образом сформулировать требование о компенсации, чтобы получить максимальную сумму. Это поможет получить постановление ЕСПЧ с максимально возможной суммой компенсации морального вреда заявителя.

Вы составите документ с обоснованием максимального требования компенсации материального ущерба и морального вреда и сможете применить полученные навыки в своих делах в ЕСПЧ с помощью пошаговой инструкции.

Барристер, профессор, директор магистратуры по правам человека в Birkbeck College Лондонского Университета, тренер нескольких потоков курса Билл Бауринг расскажет как он взыскал упущенную выгоду 226 065 евро за будущую потерю дохода по делу Акташ против Турции.

Разобрать ошибки заявителей и представителей по взысканию компенсаций в ЕСПЧ. Чтобы научиться на чужих ошибках и взыскивать компенсации по максимуму.

Какие ошибки в формуляре жалобы в ЕСПЧ и в меморандумах на стадии рассмотрения дела привели к взысканию меньших сумм в ЕСПЧ.

ЕСПЧ не делится тем, как взыскивать компенсации, какие суммы требовать. Мы уже получили этот «опыт, сын ошибок трудных»:

    Капустин против России: почему заявитель получил компенсацию морального вреда 2000 евро, когда просили 7500 как в аналогичном деле Новикова и др. против России (Савченко — 6000 евро). Что учесть, чтобы получить компенсацию по максимуму.

Вы получите знания о правилах ЕСПЧ по обращению с заявлением о применении срочных мер Европейским Судом по правам человека. Определите ошибки в заявлении о применении срочных мер еще до их совершения.

Познакомишься с преподавателем, форматом обучения, и мы вместе разберем 13 ошибок заявителей при взыскании компенсаций в ЕСПЧ

Часто задаваемые вопросы

У нас несколько форм обучения - подробнее смотрите здесь. Комплексное обучение проходит на курсах. Тренинги проходят онлайн в записи в личном кабинете в удобное для вас время и/или в прямом эфире в формате группового обучения до 10-20 человек в программе Zoom сессиями по 1-2 часа один раз в неделю. Участники получают домашние задания. Во время и между сессиями участники общаются между собой и тренером в телеграм-чате. Подробнее и наглядно смотрите здесь.

Все видео-уроки проводят тренеры:

(1) Антон Бурков, доктор права (Кембриджский Университет);

(2) Марина Хатунцева, эксперт Европейской программы обучения в области прав человека для представителей юридических профессий (HELP) Совета Европы, юрист Секретариата ЕСПЧ (2011-2014, 2015-2020), соавтор книги 'Обращение в ЕСПЧ: теория и практика';

(3) Наталья Мацкевич, эксперт программ по правам человека для адвокатов и правозащитников Беларуси, России, Украины, Азербайджана, Молдовы;

(4) Виталия Лебедь, адвокат Центра стратегических дел Украинского Хельсинского Союза по правам человека;

(5) Александра Сучкова, юрист Секретариата ЕСПЧ (2015-2020)

(6) Ольга Подоплелова, руководитель юрдепартамента фонда "Русь сидящая" (организация внесена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента)

Читайте список преподавателей здесь.

Занятия по средам проводят и другие лекторы по отдельным темам, о чем будет объявлено дополнительно в телеграмм канале и в новостях.

Для прохождения курсов не требуется не только знания международного права, но и юридического образования. Мы разработали курсы так, чтобы он был доступен каждому: адвокату, судье, юристу, правозащитному активисту, потенциальному заявителю в Конституционный Суд, ЕСПЧ, органы ООН. После прохождения наших курсов успешно готовят жалобы и не юристы по образованию и решают стать юристами. Прочтите один пример из многих.

Будут ответы на большее количество вопросов. Всего на каждом курсе по 5-7 занятий, каждое по 1-2 часа. Все это время будут ответы на вопросы участников по теме занятия. Не менее 20 вопросов за занятие. Умножить на количество занятий - получится более 100 вопросов.

Эти вопросы могут возникать у всех или многих участников. Некоторые участники сами могут стесняться задать вопрос или не подумали задать такой-то вопрос. За счет групповой работы участников задается большее количество актуальных вопросов, чем если бы вопросы участник мог задавать индивидуально. В этом преимущество работы в группе. То есть ответы получают все участники, даже на вопросы, которые они не задали по разным причинам, но хотели бы знать ответ.

Более того, между занятиями все участники будут общаться между собой и тренером в Телеграм-чате, что позволит задать неограниченное количество вопросов. Будет возможность задавать вопросы и после окончания курса. Безлимит на консультации!

За 24 года у нас более 1000 выпускников. За последние 3 года обучение прошли 200 адвокатов и заявителей в ЕСПЧ. Опыт работы онлайн есть - мы провели онлайн обучение по программе "Обращение в ЕСПЧ" 70 студентов магистратуры Университета Квебека в Монреале. Почти все подготовленные нами жалобы основаны на онлайн работе с заявителем. Тестирование программы прошло успешно и при онлайн обучении по магистерской программе по правам человека в Университете Аризоны. И сейчас наши выпускники имеют возможность получения магистерского образования в Университете Аризоны. Преподаватель курса по Конституционному Суду Ольга Подоплелова провела более 40 курсов и лекций по правам человека и конституционному правосудию.


Мы выдаем диплом о пройденной квалификации всем выпускникам курсов. Он отлично украсит вашу страницу в соцсети, кабинет и впечатлит клиентов. Адвокатские объединения засчитывают обучение в счет часов повышения квалификации.

Да, можно. Занятия проводятся во вне рабочие часы и в выходные дни. Занятия также можно пройти в записи.

Судебные дела, которые мы выбираем для подачи в Конституционный Суд, ЕСПЧ, органы ООН, мы ведем платно. Обучение мы проводим бесплатно. Исключением являются групповые и индивидуальные курсы.

Получите программу курса, обещанные подарки, напоминание о следующем бесплатном занятии и/или ссылку на видеозапись - познакомьтесь с тренером

Данный документ в других форматах можно скачать здесь: .

Неофициальный перевод на русский язык

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

[утверждена Председателем (Президентом)
Европейского Суда по правам человека
в соответствии с Правилом 32
Регламента Европейского Суда по правам человека
01 ноября 2003 года,
изменена 22 сентября 2008 года и 24 июня 2009 года]

ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

[данная Практическая инструкция дополняет Правила 45 и 47
Регламента Европейского Суда по правам человека]

(Индивидуальные жалобы, подаваемые в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция))

I. Общие положения

1. Жалоба, подаваемая в соответствии со статьей 34 Конвенции, должна быть выполнена в письменном виде. Жалоба не может быть подана по телефону.

2. Жалоба должна быть направлена по следующему адресу:

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex.

3. По общему правилу жалоба должна быть выполнена на формуляре, о котором говорится в пункте 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека [формуляр можно скачать на сайте Европейского Суда по правам человека], и сопровождаться документами и решениями, о которых сказано в подпункте H пункта 1 Правила 47 Регламента.

В случае подачи жалобы в форме письма, а не на формуляре, в этом письме должно быть хотя бы в сжатой форме представлено существо жалобы с тем, чтобы пресечь течение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 Конвенции.

4. Если жалоба подана не на официальном формуляре или письмо заявителя не включает в себя всю информацию, которая должна содержаться в жалобе в соответствии с Правилом 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, от заявителя может быть потребовано предоставить заполненный надлежащим образом формуляр жалобы. Он должен быть выслан в течение восьми недель с даты, указанной в письме Секретариата Европейского Суда по правам человека, которым заявитель уведомляется о необходимости заполнения и отправки формуляра жалобы.

Несоблюдение указанного срока повлияет на определение даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, в результате чего правило о шестимесячном сроке, предусмотренное пунктом 1 статьи 35 Конвенции, может оказаться несоблюденным.

6. В случае, если заявитель не предоставит заполненный надлежащим образом формуляр жалобы в течение шести месяцев со дня направления ему соответствующего запроса, досье, заведенное по его делу, будет уничтожено.

8. (a) Заявитель должен надлежащим образом поддерживать переписку с Секретариатом Европейского Суда по правам человека.

9. Отказ предоставить дополнительную информацию или документы по запросу Секретариата Европейского Суда по правам человека (см. пункт 7 выше) может привести к тому, что жалоба не будет рассматриваться, или будет объявлена неприемлемой, или будет исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению.

II. Форма и содержание жалобы

10. Жалоба должна быть написана разборчивым почерком, а желательно – напечатана.

11. Если в исключительных случаях объем жалобы превышает 10 страниц (не считая списка приложений и самих приложений), она должна сопровождаться кратким изложением ее содержания.

12. В случае приложения к жалобе документов, они не должны предоставляться в оригиналах. Документы должны перечисляться в списке приложений к жалобе по хронологии, нумероваться последовательно и сопровождаться кратким описанием (например, письмо, приказ, постановление, кассационная жалоба и т.д.).

13. Заявитель, другая жалоба которого ожидает рассмотрения Европейским Судом по правам человека, должен проинформировать об этом Секретариат и указать номер досье, заведенного по названной жалобе.

14. (a) В случае, если заявитель не желает раскрывать данные о своей личности общественности, он должен письменно обратиться с соответствующим ходатайством в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, изложив соответствующие причины.

(b) Заявитель также должен указать, каким образом он хочет быть обозначен в случае, если его ходатайство о сохранении данных о его личности в тайне будет удовлетворено Председателем (Президентом) соответствующей Палаты: инициалами своих имени и фамилии или одной буквой (например, «X», «Y», «Z» и т.д.).

Спасибо
да, ходатайство не подали — не знали (но, как говорится незнание не освобождает…)
Ну чем объяснить пропуск — банальным отъездом (((
Позвоню в ЕС — отпишусь тут о результате (если Вы не против), может пригодится кому информация.

Благодарю, за скорый ответ. К сожалению подтверждающих документов нет (чеки на бензин :)) 15-е марта — дата почтового штемпеля. Разве что ЕС поверит на слово, об отъезде ))

Могу ли я обратиться в ЕС по выплате долга алиментов, которые у меня украли бухгалтера организации? Подавала в суд, но мне отказали в связи пропуска якобы срока, хотя 5 лет мне препятствовал суд в принятии иска требуя пошлину. И теперь все суды отписались сроком давности. На вопрос кто же должен платить долг нет ответа. По какой статье я могу подать жалобу в евросуд? Думаю может сослаться на ст.1 протокол1 и ст.6 Конвенции? Подскажите правильно или нет я думаю?

Я не могу ответить на Ваши вопросы по причинам, изложенным в правилах данного сайта.

Обращаю внимание, что Европейский Суд по правам человека рассматривает только и исключительно жалобы на нарушения, предположительно допущенные государством в лице его должностных лиц, органов и организаций, за которые оно несет ответственность.

Само по себе ограничение права на доступ к суду посредством установления срока исковой давности не представляет собой нарушения (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Стаббингс и другие против Великобритании» (Stubbings and Others v. the United Kingdom, жалобы NN 22083/93 и 22095/93) от 22 октября 2006 года). В отсутствие признаков формализма (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Совтрансавто Холдинг против Украины» (Sovtransavto Holding v. Ukraine, жалоба N 48553/99) от 25 июля 2002 года (пункт 81)), произвола (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Врбика против Хорватии» (Vrbica v. Croatia, жалоба N 32540/05) от 01 апреля 2010 года (пункты 52-55)), недостаточной тщательности рассмотрения и (или) отказа предоставить ответы на критические — с точки зрения исчисления срока — аргументы, о наличии которых в Вашем вопросе как таковом ничто не свидетельствует, Европейский Суд по правам человека не считает отказ национальных судов в удовлетворении заявленных требований по причине истечения срока давности нарушением прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и, напротив, многократно признавал жалобы неприемлемыми по причине вывода о неисчерпании заявителями внутригосударственных средств правовой защиты от предположительно допущенных нарушений — и обвинение государства в том, что оно не защитило лицо от предполагаемых посягательств на его права со стороны других частных лиц не является исключением — когда обращения к ним не увенчались успехом из-за несоблюдения тех или иных процедурных норм национального права, в частности, пропуска срока на обращение к ними (см., в числе многих других, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кампанис против Греции» (Kampanis v. Greece, жалоба, N 17977/91) от 13 июля 1995 года (пункт 51), Решение Комиссии по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Яблонски против Польши» (Jablonski v. Poland, жалоба N 33492/96) от 16 апреля 1998 года (пункт 5), Решение Европейского Суда по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Салах Адраки и Дхайм против Испании» (Salah Adraqui and Dhaim v. Spain, жалоба N 45023/98) от 27 апреля 2000 года). Судить же по Вашему вопросу о наличии признаков формализма, произвола либо недостаточной тщательности рассмотрения Ваших аргументов (отказа предоставить ответы на них) невозможно, в частности, по той причине, что в нем не усматривается никаких признаков того (по нему невозможно судить о том), что пошлина не подлежала уплате или Вы не были способны оплатить пошлину, не говоря уже о том, что Вы могли просить ее уменьшения, отсрочки (рассрочки) ее уплаты, а если Вы делали это либо же доказывали, что пошлина не подлежала уплате, то по Вашему вопросу в любом случае невозможно судить о соответствующих решениях судов (их мотивировке), в то время как собственно требование уплатить пошлину о нарушении права на доступ к суду не свидетельствует (см., например, пункт 60 Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Креуз против Польши» (Kreuz v. Poland, жалоба N 28249/95) от 19 июня 2001 года)).

Мы отправили жалобу год назад и нам прислали номер дела. Сейчас, я увидела что мы не писали краткое содержание жалобы и жалоба превышает 10 листов. Можно ли сейчас дослать краткое содержание? Если нет, то получается что моя жалоба неприемлима?
Спасибо

Здравствуйте! Уважаемый Олег! Скажите пожалуйста: краткое изложение жалобы, исходя из смысла требований практических указаний должно не превышать 10 страниц. Каков смысл термина «страница» в понимании ЕС? Это именно страница, которых 2 на листе или лист с 2 страницами можно подогнать под термин «страница» ? Дело в том, что мне пришел из ЕС формуляр жалобы с письмом в котором говориться о необходимости предоставления краткого изложения сути дела. Мной подана жалоба в ЕС на нарушение РФ нескольких статей Конвенции. Я коротко изложил нарушения, но в 10 страниц жалоба не укладывается, а вот в 10 листов (20 страниц) укладывается. Может ли жалоба в 10 листов (20 страниц) считаться кратким изложением? Очень на Вас расчитываю. Спасибо.

У меня нет никаких оснований для вывода, что под страницей может пониматься лист и, соответственно, представление жалобы на формуляре объемом 20 страниц (10 листов) в ответ на требование Секретариата ЕСПЧ кратко изложить (не более чем на 10 печатных страницах) существенные факты в хронологическом порядке и жалобы, на которых настаивает заявитель, может по общему правилу считаться выполнением указанного требования. О том, какие требования к размеру (объему) жалобы в настоящее время прямо или косвенно предъявляются Европейским Судом по правам человека, можно прочитать здесь.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, объем жалобы — 10 страниц, это относится ко всему формуляру в целом или только к тексту с изложением обстоятельств? Правильно ли я понимаю, что в первом случае на изложение обстоятельств отведено только 2 листа формуляра? Спасибо.

Такого требования (или хотя бы даже рекомендации): «объем жалобы — 10 страниц», — не существует и никогда не существовало. В частности, такого требования нет в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы. Поэтому я не могу ответить на Ваш первый вопрос. Если фактически Вы хотели спросить, в каком случае жалоба должна сопровождаться кратким изложением ее содержания — когда ее полный объем превышает 10 страниц или когда объем раздела II (пункта 14) превышает 10 страниц (возможно, именно это Вы называете «изложением обстоятельств», хотя вообще-то раздел называется «Изложение фактов», а раздела (пункта, части) формуляра, который назывался бы «изложение обстоятельств», в нем нет), то в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы, дан вполне определенный ответ на этот вопрос: учитывается весь объем жалобы (формуляра), не считая списка приложений (раздел VII, пункт 21) и самих приложений. Я могу интерпретировать Ваш второй вопрос только как вопрос, заданный исходя из того, что объем формуляра жалобы ограничен 10 страницами. Однако, как я уже написал, это не так. Поэтому я не могу ответить на второй Ваш вопрос. Также читайте об объеме (размере) жалобы здесь.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка в самом верху страницы.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

Данный документ в других форматах можно скачать здесь: .

[Неофициальный перевод на русский язык]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

[утверждена Председателем (Президентом)
Европейского Суда по правам человека
в соответствии с Правилом 32
Регламента Европейского Суда по правам человека
28 марта 2007 года]

ТРЕБОВАНИЯ О СПРАВЕДЛИВОЙ КОМПЕНСАЦИИ

I.Введение

1. Присуждение справедливой компенсации не является автоматическим следствием признания Европейским Судом по правам человека нарушения права, гарантированного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) или Протоколами к ней. Это явно выражено в тексте статьи 41 Конвенции, которая предусматривает, что Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию только если внутригосударственное право допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения и даже при этом условии – лишь в случае необходимости (if necessary – в тексте Конвенции на английском языке; s’il y a lieu– в тексте Конвенции на французском языке).

2. Более того, Европейский Суд по правам человека присуждает только такую компенсацию, которая считается справедливой в данных обстоятельствах (just– в тексте Конвенции на английском языке; équitable – в тексте Конвенции на французском языке). Европейский Суд по правам человека может решить, что в отношении некоторых нарушений само их признание представляет собой достаточную справедливую компенсацию и необходимость присуждения денежного возмещения отсутствует. Европейский Суд по правам человека также может посчитать справедливым присуждение компенсации в меньшем размере по сравнению с фактически причиненными убытками (моральным вредом) или понесенными издержками или отказ в присуждении компенсации в принципе. Это может иметь место, например, когда заявитель сам ответственен за фактический размер причиненных убытков (морального вреда) или издержек. При определении размера присуждаемой компенсации Европейский Суд по правам человека также может принять во внимание положение заявителя, являющегося жертвой нарушения, и Высокой Договаривающейся Стороны, ответственной за обеспечение соблюдения общественных интересов. Наконец, Европейский Суд по правам человека обычно учитывает местную экономическую ситуацию.

3. В случае присуждения справедливой компенсации, предусмотренной статьей 41 Конвенции, Европейский Суд по правам человека может следовать соответствующим национальным стандартам. Однако они никогда не являются для него обязательными.

4. Заявителям необходимо помнить, что соблюдение ими формальных и содержательных требований Конвенции и Регламента Европейского Суда по правам человека является условием присуждения справедливой компенсации.

II. Подача заявления о присуждении справедливой компенсации:
формальные требования

5. Сроки подачи заявления о присуждении справедливой компенсации и другие требования к нему сформулированы в Правиле 60 Регламента Европейского Суда по правам человека, которое в соответствующей части предусматривает:

«1. Заявитель, желающий получить предусмотренную статьей 41 Конвенции справедливую компенсацию в случае признания Европейским Судом по правам человека нарушения его конвенционных прав, обязан подать отдельное заявление, касающееся данного вопроса.

2. Заявитель должен представить подробный список своих требований, касающихся справедливой компенсации, указав каждое из них отдельно и приложив соответствующие подтверждающие документы, в течение срока, предоставленного ему для подачи письменного отзыва по существу жалобы, если только Председатель (Президент) соответствующей Палаты не примет иного решения.

3. В случае несоблюдения заявителем требований, сформулированных выше, Палата [Европейского Суда по правам человека] может отказать в удовлетворении его заявления о присуждении справедливой компенсации полностью или в части…»

Таким образом, в Европейский Суд по правам человека должно быть подано отдельное заявление о присуждении справедливой компенсации с приложенными к нему подтверждающими документами, а несоблюдение этого требования может привести к отказу в присуждении компенсации. Европейский Суд по правам человека также отказывает в удовлетворении требований, касающихся справедливой компенсации, изложенных в формуляре жалобы, но не представленных в виде отдельного заявления на соответствующей стадии разбирательства по делу, равно как требований, заявленных за пределами срока, предоставленного для их подачи.

III. Подача заявления о присуждении справедливой компенсации:
требования по содержанию

6. Справедливая компенсация, предусмотренная статьей 41 Конвенции, может быть присуждена в связи с:

(a) причиненными убытками,

(b) причиненным моральным вредом, и

(c) понесенными издержками.

1. Общие вопросы причинения убытков (морального вреда)

7. Между требованиями о возмещении причиненных убытков (морального вреда) и предполагаемым нарушением должна прослеживаться явная причинная связь. Европейскому Суду по правам человека недостаточно просто некоторой связи между предполагаемым нарушением и убытками (моральным вредом) либо же простых рассуждений в сослагательном наклонении.

8. Компенсация может быть присуждена только за убытки (моральный вред), причиненные в результате выявленного Европейским Судом по правам человека нарушения. Компенсация не может быть присуждена за убытки (моральный вред), причиненный в результате событий или ситуаций, которые не представляют собой нарушения Конвенции, или за убытки (моральный вред), относящиеся к той части жалобы, которая признана неприемлемой на более ранних этапах разбирательства по делу.

9. Целью возмещения причиненных убытков (морального вреда) является компенсирование заявителю фактических неблагоприятных последствий допущенного нарушения. Компенсация не является средством наказания Высокой Договаривающейся Стороны, допустившей нарушение. По этой причине Европейский Суд по правам человека до настоящего времени расценивал в качестве неприемлемых требования, касающиеся возмещения ущерба (морального вреда), позиционируемого как «штрафного», «наказывающего» или «поучительного».

2. Убытки

10. Применительно к возмещению убытков используется принцип, в соответствии с которым заявитель должен быть насколько это возможно возвращен в ситуацию, которая соответствовала бы положению вещей в отсутствие нарушения, другими словами, принцип restitutio in integrum. Речь может идти о компенсации как фактически причиненного реального ущерба (damnum emergens), так и расходов, которые необходимо понести для восстановления нарушенного права в будущем, равно как упущенной выгоды (lucrum cessans).

11. Бремя доказывания того факта, что убытки вызваны нарушением или нарушениями, лежит на заявителе. Заявителю необходимо представить соответствующие документы, доказывающие, насколько это возможно, не только сам факт причинения убытков, но и размер таковых.

12. По общему правилу Европейский Суд по правам человека присуждает возмещение убытков в полном размере в соответствии с расчетами. Однако в случае, если размер фактически понесенных убытков не поддается точному исчислению, он может присудить компенсацию в размере, соответствующем приблизительным расчетам, сделанным на основе имеющейся фактической информации. Как указано в пункте 2 выше, Европейский Суд по правам человека также может посчитать справедливым присуждение компенсации в меньшем размере, чем фактически понесенные убытки.

3. Моральный вред

13. Возмещение морального вреда, присуждаемое Европейским Судом по правам человека, призвано компенсировать в денежном выражении вред, причинный посягательствами на нематериальные блага, например, компенсировать физические и нравственные страдания.

14. По своей сути моральный вред не поддается точному исчислению в денежном выражении. Если установлено, что моральный вред был причинен, и Европейский Суд по правам человека полагает необходимым присудить соответствующую денежную компенсацию, оценка ее размера производится на основе принципа справедливости и с учетом сложившейся практики.

15. Заявителям, желающим получить компенсацию морального вреда, следует указать сумму его денежного возмещения, которую они считают справедливой. Заявители, считающие себя жертвой нескольких нарушений, могут либо указать единую сумму компенсации в возмещение морального вреда, причиненного всеми этими нарушениями, либо обозначить отдельно суммы компенсации в возмещение морального вреда, причиненного каждым из нарушений.

4. Издержки

17. Европейский Суд по правам человека удовлетворяет требования о возмещении издержек только в случае, если они связаны с выявленным им нарушением. Он отказывает в удовлетворении соответствующих требований, если они связаны с той частью жалобы, рассмотрение которой не привело к констатации нарушения, либо частью жалобы, признанной неприемлемой. В связи с этим заявители при желании могут предъявить отдельные требования о возмещении издержек в отношении жалоб на каждое из нарушений.

18. Издержки должны быть фактически понесены. Другими словами, речь идет о ситуациях, когда заявитель фактически понес соответствующие расходы либо должен понести их в соответствии со своими обязательствами, основанными на законе или договоре. Из общей суммы издержек вычитаются суммы, выплаченные или подлежащие выплате национальными властями или Советом Европы в рамках оказания заявителю юридической помощи.

19. Издержки должны быть необходимыми. Другими словами, они неизбежно должны быть понесены с целью предотвращения нарушения или его исправления.

20. Размер издержек должен быть разумным. Если Европейский Суд по правам человека придет к выводу, что размер издержек является чрезмерным, он присудит возмещение издержек в размере, который, по его мнению, является разумным.

21. Европейскому Суду по правам человека должны быть предоставлены доказательства того, что издержки были понесены, например, расписанные попунктно квитанции об оплате и выставленные счета. Издержки должны быть в достаточной степени детализированы с тем, чтобы Европейский Суд по правам человека мог принять решение об их соответствии указанным выше требованиям.

5. Платежная информация

22. Заявители могут указать свой банковский счет, на который они хотели бы получить любые денежные средства, которые могут быть присуждены им Европейским Судом по правам человека. Если заявители хотели бы, чтобы определенные суммы, например, в возмещение издержек, были выплачены отдельно, к примеру, напрямую на банковский счет их представителя, следует прямо указать это.

IV. Форма компенсации, присуждаемой
Европейским Судом по правам человека

24. Размер любой денежной компенсации, присуждаемой в соответствии со статьей 41 Конвенции, обычно указывается в евро (EUR, €), независимо от того, какая валюта используется заявителем при формулировании его требований. В случае получения заявителем компенсации в валюте, отличной от евро, Европейский Суд по правам человека указывает на необходимость конвертации присужденной денежной суммы в соответствующую валюту по курсу, действующему на день ее выплаты. При формулировании своих требований заявителю следует при необходимости учитывать данное правило в смысле того результата, к которому может привести конвертация требуемой им суммы компенсации, выраженной в иной валюте, в евро и наоборот.

25. Европейский Суд по правам человека по собственной инициативе указывает срок, в течение которого должна быть осуществлена выплата компенсации. Обычно это три месяца со дня вступления в силу Постановления Европейского Суда по правам человека. Европейский Суд по правам человека также определяет размер процентов, которые должны быть начислены и выплачены заявителю в случае, если выплата справедливой компенсации не произведена в установленный срок. Обычно они устанавливаются в размере предельной процентной ставки по займам Европейского центрального банка плюс три процентных пункта.

menu

В целом следует отметить, что выплата сумм, предоставляемых Европейским судом по правам человека в порядке справедливой компенсации, с возможной пеней за просрочку платежей, является частью процесса исполнения окончательных постановлений и решений Суда. Надзор за выплатами осуществляется Комитетом министров.

Сумма предоставленной компенсации, ее валюта, получатель, сроки и адрес выплат, а также размер пени за просрочку устанавливаются в постановлении или решении, вынесенном Судом.

Условия выплаты не могут быть изменены в одностороннем порядке и имеют обязывающий характер в отношении соответствующего государства, без каких-либо исключений. Однако, в отдельных особых ситуациях могут быть приняты такие условия выплат, которые отличаются от предусмотренных в постановлении, при условии согласия сторон (например, другой адрес выплаты или другая валюта).

По любому вопросу или проблеме, связанной с выплатой справедливой компенсации, предоставленной Европейским судом по правам человека, или пени за просрочку, когда это применимо, просьба связаться с Департаментом исполнения постановлений по факсу (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Совет Европы, Служба исполнения постановлений, Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ).


Процедуры получения выплаты справедливой компенсации, присуждаемой Европейским судом по правам человека.


Банковские реквизиты получателя выплаты должны быть направлены по адресу, который содержится в письме, направленном заявителю Европейским судом по правам человека при вынесении постановления или решения Суда.

Могу ли я выбрать получателя выплаты?

В постановлении Европейского суда по правам человека конкретно определяется, кто является получателем выплаты. Тем не менее, этот получатель для получения указанных сумм может дать доверенность другому лицу, например, своему адвокату. Лица, не достигшие 18 лет, или лица, находящиеся под опекой, обычно представлены в целях получения выплаты своими юридическими представителями. В зависимости от обстоятельств, иногда могут потребоваться и специальные процедуры.

Можно ли выбрать метод выплаты?

Обычным методом выплаты компенсации является перевод на банковский счет. Однако при этом возможны исключения. Выплаты сумм лицу, которому присуждена справедливая компенсация, могут быть осуществлены другими средствами, при условии, что это достаточно эффективно (например, чеком или на основании платежного поручения, путем внесения денежных средств на банковский счет, открытый на имя заявителя, путем размещения денежных средств в банки для официальных депозитов национального банка/определенного органа). При этом важно, чтобы денежные средства были доступны для заявителя, и он должен быть по мере возможности проинформирован об этом.

Можно ли получить выплату на счет в стране, которая не является государством-ответчиком?

Если в судебном постановлении не предусматривается иное, то практика требует, чтобы оплата производилась по месту жительства получателя (даже если это не государство-ответчик). Однако возможны и другие решения, при условии согласия сторон.

Как исчисляется пеня за просрочку платежей в случае выплаты справедливой компенсации после установленного срока/конечной даты?

Критерии исчисления пени, в том случае, когда справедливая компенсация выплачивается с опозданием, излагаются в постановлении Европейского суда по правам человека. Процентная ставка, применяемая после истечения срока выплаты, обычно соответствует минимальному ссудному проценту Европейского центрального банка плюс три процента. Если эта процентная ставка изменилась в период просрочки платежа, то расчет проводится на основе различных показателей ссудного процента, применяемого в течение этого периода.

Просьба о расчете пени к уплате может быть направлена в Департамент по исполнению постановлений факсом (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ). Для этого необходимо сообщить номер заявления по делу, точную сумму к выплате, используемую валюту, действительную дату оплаты (то есть ту дату, на которую наличная сумма справедливой компенсации была действительно предоставлена заявителю) и адрес (электронный или почтовый) или номер факса, по которому вы хотите получить эти расчеты.

Нужно ли заявлять сумму, полученную в рамках справедливой компенсации, налоговому органу?

Если в постановлении конкретно не предусматривается иного положения, то справедливая компенсация подлежит налогообложению в соответствии с правилами, действующими в каждой стране. При этом суммы, как правило, присуждаются Судом за вычетом всех налогов, то есть в постановлении говорится о том, что государство само выплачивает заявителю сумму любого налога, который может быть истребован.


Сумма справедливой компенсации, присужденная Европейским судом по правам человека, выплачена не полностью.


Срок выплаты еще не прошел.

Я направил свои банковские реквизиты, но еще не получил ничего на свой счет.

Процесс выплаты справедливой компенсации не происходит единовременно, он может осуществляться на протяжении нескольких недель или месяцев. Для этого может быть ряд причин:

  • время для получения от заявителя информации, необходимой для осуществления выплаты,
  • необходимость соблюдения правил государственного бухгалтерского учета,
  • технические задержки в проведении платежа со стороны банков и выбор методов перевода денежных средств.

В любом случае необходимо ждать окончания срока выплаты.

Если такой срок прошел и справедливая компенсация не выплачена или выплачена лишь частично, то следует незамедлительно связаться с Департаментом исполнения постановлений по факсу (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ). При этом необходимо приложить все соответствующие документы (например, копию доказательства того, что вы направили свои банковские реквизиты).

ПРИМЕЧАНИЕ: жалобы должны быть направлены в течение двух месяцев после публикации постановления/решения в списке оплаченных дел, который размещается на указанном веб-сайте. После истечения этого двухмесячного периода заявитель рассматривается как принявший выплату справедливой компенсации и любой пени в связи с задержкой платежа.

Жалобы будут доведены до сведения соответствующих органов власти для скорейшего разъяснения любого вопроса или проблемы.

Срок выплаты прошел.

Я направил свои банковские реквизиты, но еще не получил ничего на свой счет или получил частичную оплату.

Вам следует незамедлительно связаться с Департаментом исполнения постановлений по факсу (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ), сообщив номер дела, любые изменения в вашей ситуации (адрес, имя, банковские реквизиты) и приложить любые соответствующие документы (например, копию свидетельства того, что вы направили свои банковские реквизиты).

ПРИМЕЧАНИЕ: жалобы должны быть направлены в течение двух месяцев после публикации постановления/решения в списке оплаченных дел, который размещается на указанном веб-сайте. После истечения этого двухмесячного периода заявитель рассматривается как принявший выплату справедливой компенсации и любой пени в связи с задержкой платежа.
Жалобы будут доведены до сведения соответствующих органов власти для скорейшего разъяснения любого вопроса или проблемы.

Я направил свои банковские реквизиты, но еще не получил ничего на свой счет или получил частичную оплату.

Вам следует незамедлительно связаться с Департаментом исполнения постановлений по факсу (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ), сообщив номер дела, любые изменения в вашей ситуации (адрес, имя, банковские реквизиты) и приложить любые соответствующие документы (например, выписку с банковского счета с информацией о полученной сумме и о дате зачисления платежа).

ПРИМЕЧАНИЕ: жалобы должны быть направлены в течение двух месяцев после публикации постановления/решения в списке оплаченных дел, который размещается на указанном веб-сайте. После истечения этого двухмесячного периода заявитель рассматривается как принявший выплату справедливой компенсации и любой пени в связи с задержкой платежа. Жалобы будут доведены до сведения соответствующих органов власти для скорейшего разъяснения любого вопроса или проблемы.

Кроме того, в Департамент по исполнению постановлений может быть направлена просьба о подсчете пени к уплате: факсом (+33 (0)3 88 41 27 93), по почте (Conseil de l’Europe, Service de l’Exécution des Arrêts, F-67075 STRASBOURG CEDEX) или по электронной почте ( [email protected] ). Для этого необходимо сообщить номер заявления по делу, точную сумму к выплате, используемую валюту, действительную дату оплаты (то есть ту дату, на которую наличная сумма справедливой компенсации была действительно предоставлена заявителю) и адрес (электронный или почтовый) или номер факса, по которому вы хотите получить эти подсчеты.

menu

Справедливая компенсация: Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.

После того как 1 июня 2010 года вступил в силу Протокол № 14, Комитет министров также осуществляет надзор за исполнением условий мировых соглашений, утвержденных Судом (статья 39 Конвенции), включая любую сумму, которую государство согласилось выплатить заявителю в соответствии с условиями такого соглашения. (дополнительная информация. )

Процедура, которой должен следовать заявитель для получения быстрой выплаты, излагается в письме, содержащем постановление Суда.


Контроль за выплатой

Дела, в которых выплата была произведена (2 месяца для подачи жалоб или замечаний)

В отношении этих дел у заявителя есть 2 месяца с даты публикации списков для направления жалобы. После истечения данного срока считается, что заявитель принял выплату сумм в установленные государством сроки и на его условиях.

Дела, в которых выплата не была произведена или является неполной

По первому типу дел (в первой таблице) Департамент по вопросам исполнения постановлений ЕСПЧ не получил письменного подтверждения выплаты справедливой компенсации от национальных властей или же информация является неполной.

По второму типу дел (во второй таблице) выплата была подтверждена, но не в установленные сроки и без указания на выплату пени за просрочку платежей.

Council of Europe

DGI - Directorate General of Human Rights and Rule of Law
Department for the Execution of Judgments of the ECHR
Just Satisfaction Section
F-67075 Strasbourg Cedex
FRANCE

Совет Европы

DG1 – Генеральный директорат по правам человека и верховенству права
Отдел справедливой компенсации Департамент по вопросам исполнения постановлений ЕСПЧ
F-67075 Страсбург Cedex
Франция

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: