Пожарные рукава какой минимальной длины должны быть установлены на судах

Обновлено: 17.04.2024

Предметы противопожарного снабжения должны отвечать требованиям безопасности, быть одобренного типа (РМРС)и в любое время быть готовы к использованию.

  1. для воды;
  2. для раствора пенообразователя
  1. По числу установленных на судне пожарных кранов
  2. По числу кранов, к которым предусмотрен подвод раствора пенообразователя от стационарной системы пенотушения. В число рукавов, предназначенных для подсоединения к кранам, расположенным на верхних палубах, допускается засчитывать рукава, требуемые 1.1 для подачи воды, если размер этих рукавов соответствует тому, какой требуется для подачи раствора пенообразователя
  1. комбинированные — для получения компактной и распыленной струи
  2. воздупшо-пенные
  3. пеносливы-удлинители
  4. переносные пеногенераторы или переносные установки комбинированной пены
  5. трубы-удлинители
  1. По числу установленных на судне пожарных кранов
  2. По числу кранов, к которым предусмотрен подвод раствора пенообразователя от стационарной системы пенотушения, но не менее 4
  3. По числу воздушно-пенных стволов, предусмотренных для тушения пожара в грузовых танках
  4. Удвоенное расчетное число
  5. 50 % числа переносных пеногенераторов или установок комбинированной пены, предусмотренных для тушения пожара в грузовых танках
  1. В машинных помещениях — по меньшей мере, по одному комплекту в помещениях, в которых расположены двигатели внутреннего сгорания, и один комплект в каждом котельном отделении или снаружи у входа в котельное отделение
  2. Для хранилищ жидкого топлива (за исключением отсеков в двойном дне) — по 1 комплекту на каждое помещение, к которому обращены стенки и палубы цистерн. Если стенки обращены к машинным помещениям категории А, комплекты, расположенные в этих помещениях могут быть засчитаны в число требуемых для защиты хранилищ жидкого топлива
  3. В каждой станции раздачи топлива и шланговом помещении — 1 комплект
  4. В производственных помещениях — по 1 комплекту на каждый установленный пожарный кран, однако более 3 комплектов на помещение не требуется. При площади помещения менее 150 м2 может быть установлен 1 комплект
  5. Для открытой палубы контейнеровозов — 2 комплекта

По 1 ящику в каждом котельном помещении с котлами, работающими на жидком топливе, на ту часть помещения, к которой обращены фронты котлов, и каждое помещение, где расположено топливное оборудование, а также в районе фонарных, малярных, у мест приема и раздачи топлива и других опасных в пожарном отношении местах, где могут разлиться топливо или другие воспламеняющиеся жидкости (кроме машинных помещений).

Вместо 1 ящика с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками может быть допущен 1 переносной ручной пенный огнетушитель

Пожарные шланги обязательно входят в противопожарное снабжение каждого судна. Размер и количество пожарных шлангов зависит от размеров судна. Пожарные шланги должны быть исправными и всегда готовыми к применению. Пожарные рукава должны проверяться не реже одного раза в месяц.

Пожарные рукава должны соответствовать требованиям Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море – СОЛАС (SOLAS — International Convention for the Safety of Life at Sea).
Требования по количеству рукавов и их длине изложены в Главе II-2, Часть С, Правило 10.
Пожарные рукава должны изготавливаться из негорючего материала, одобренного Администрацией флага.
Пожарные рукава должны иметь достаточную длину, чтобы подать струю воды в любое место в помещении, в котором они могут потребоваться для тушения пожара.

Длина пожарных рукавов

Длина рукава должна быть не менее 10 метров, однако для некоторых помещений, палуб и размеров судна установлено ограничение длины:
В машинном отделении не более 15 метров.
В прочих помещениях и на открытых палубах не более 20 метров.
На открытых палубах судов ширина которых превышает 30 метров не более 25 метров.
Если для каждого пожарного гидранта водяной системы пожаротушения не предусмотрен отдельный пожарный рукав с пожарным стволом, то должна быть обеспечена полная взаимозаменяемость пожарных рукавов и стволов.

Число пожарных рукавов

На грузовых судах число пожарных рукавов устанавливается в зависимости от валовой вместимости.
На судах валовой вместимостью 1000 и более, должен быть одни пожарный рукав на каждые 30 метров длины судна и один запасной, но ни в коем случае не менее пяти. В это число не входят рукава, необходимые для машинного или котельного отделений. Администрация может увеличить количество требуемых пожарных рукавов, с тем чтобы обеспечить наличие и доступность рукавов в достаточном количестве в любое время, с учетом типа судна и района плавания. Суда, перевозящие опасные грузы в соответствии с правилом 19, должны иметь 3 пожарных рукава со стволами, в дополнение к тем, которые указаны выше.
На судах валовой вместимости менее 1000, количество пожарных рукавов должно быть так же, как указано выше. Однако количество рукавов ни в коем случае не должно быть меньше трех.

Диаметр сопла пожарного ствола

На судах применяются пожарные стволы со стандартными размерами сопла 12 мм, 16 мм и 19 мм или максимально близкими к ним. Сопла большего диаметра могут быть разрешены по усмотрению Администрации.
Для жилых и служебных помещений должны использоваться стволы с размерами сопла не более 12 мм.
В машинных помещениях и на открытых палубах размер сопла должен быть таким, чтобы получить максимально возможное количество воды из двух струй при давлении, указанном ниже, от самого маленького насоса, при условии, что пожарный ствол имеет сопло размером более 19 мм.

Пожарные стволы должны быть одобренного типа и иметь два режима: распыление и компактную струю, а также иметь механизм прекращения подачи воды через сопло.

Требования к судам перевозящим опасные грузы

На судах перевозящих опасные грузы дополнительно должно быть три пожарных рукава и три ствола.

Давление в пожарной магистрали

Минимально допустимое давление во всех гидрантах пожарной магистрали должно быть:
На грузовых судах валовой вместимостью 6000 и более, не менее 0,27 N/мм².
На грузовых судах валовой вместимостью менее 6000 не менее 0,25 N/мм².
На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 и более, не менее 0,40 N/мм².
На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000, не менее 0,30 N/мм².
Максимальное давление в гидранте не должно превышать давление, при котором возможно эффективное обращение с пожарным рукавом и стволом.

Крепление пожарных рукавов на соединительной гайке

Насаженный на соединительную гайку пожарный рукав должен крепиться при помощи сталистой низкоуглеродистой мягкой проволоки (Low-carbon wire). Применяется проволока диаметром 1,6 и 1,8 мм. Для пожарных рукавов диаметром 150 мм используют проволоку диаметром 2,0 мм.

фото

Проволока должна удовлетворять требованиям ГОСТ 792-67 «Проволока низкоуглеродистая качественная».
Временное сопротивление разрыву для проволоки всех диаметров должно быть не менее:
390 Н/мм (40 кгс/мм) – для проволоки без покрытия.
360 Н/мм (37 кгс/мм) – для проволоки имеющей оцинкованное покрытие.
Крепление пожарных рукавов на соединительной гайке хомутами или иными средствами запрещается, если только такой способ не одобрен Администрацией флага.

Перекатка пожарных рукавов

Пожарные рукава должны перекатываться не реже 1 раза в год и обязательно после сушки. Перекатка производится на новое ребро со сдвигом на 90 градусов. Регулярная перекатка пожарных рукавов значительно продлевает их срок эксплуатации.

Каждое судно должно быть оборудовано пожарными насосами, пожарной магистралью, пожарными гидрантами, пожарными рукавами (шлангами) и стволами, в соответствии с нормами, установленными Международной конвенцией СОЛАС International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS), Глава II-2, Часть С, Правило 10 – Пожаротушение.

В соответствии с данным правилом каждое судно должно иметь на борту не менее установленного количества пожарных насосов, исходя из регистрового тоннажа судна, а именно:

1) Пассажирские суда валовой регистровой вместимостью 4000 брутто тон и более, должны иметь три насоса.

Валовой вместимостью менее 4000 брутто тон – два насоса.

2) Грузовые суда валовой регистровой вместимостью 1000 брутто тон и более должны иметь два насоса.

Валовой вместимостью менее 1000 брутто тон – два насоса, один из которых, должен иметь независимый привод.

Балластные, санитарные, льяльные насосы и насосы для общесудовых нужд, могут считаться пожарными насосами, при условии, что обычно они не используются для перекачки нефтесодержащих вод, топлива и масел. В случае, если они иногда используются для данных целей, то у них для данных целей должна быть предусмотрена съёмная арматура.

Диаметр пожарной магистрали должен быть таким, чтобы он мог обеспечить работу двух пожарных насосов, а для грузовых судов должен быть таким, чтобы обеспечить пропускную способность воды, равную 140 кубическим метрам в час.

Два пожарных насоса работающие и подающие одновременно воду в пожарную магистраль в заданном количестве на один пожарный гидрант, должны обеспечить давление в остальных пожарных гидрантах не ниже следующего:

1) Пассажирские суда валовой регистровой вместимостью 4000 брутто тон и более – 0,40 ньютонов на один квадратный миллиметр.

Валовой вместимостью менее 4000 брутто тон – 0,30 ньютонов на один квадратный миллиметр.

2) Грузовые суда валовой регистровой вместимостью 6000 брутто тон и более должны 0,27 ньютонов на один квадратный миллиметр.

Валовой вместимостью менее 6000 брутто тон – 0,25 ньютонов на один квадратный миллиметр.

Максимальное давление в любом пожарном гидранте не должно превышать давления, при котором невозможно обеспечить эффективное использование пожарного рукава.

Общая производительность пожарных насосов

Производительность пожарных насосов должна обеспечить подачу воды для пожаротушения с давлением в пожарной магистрали не ниже, указанных выше значений.

1) Пожарные насосы на пассажирских судах должны обеспечить подачу не менее двух третей того количества воды, которое откачивается из трюмов осушительными насосами.

2) На грузовых судах — не менее четырех третей того количества воды, которое откачивается из трюмов пассажирского судна такой же вместимости одним независимым осушительным насосом, причем общая производительность насосов может не превышать 180 куб/час.

Производительность каждого пожарного насоса

Производительность каждого пожарного насоса, кроме аварийного, должна быть не менее 80% от общей требуемой подачи воды, делённой на минимально требуемое число пожарных насосов, однако в любом случае производительность должна быть не менее 25 куб/час и при этом насос должен обеспечить требуемое давление воды в двух пожарных стволах.

Длина пожарных рукавов

Длина пожарных рукавов должна быть не менее 10 метров, однако не должна быть более чем указано ниже для отдельных помещений:

1) В машинном отделении – 15 метров.

2) В других помещениях и на открытых палубах – 20 метров.

3) На судах максимальная ширина которых превышает 30 метров – 25 метров.

На грузовых судах валовой регистровой вместимостью 1000 брутто тон и более, должен быть один пожарный рукав на каждые 30 метров длины судна и один запасной, причем общее число должно быть не менее пяти. В данное число не входят пожарные рукава, обязательные для машинного и котельного отделений.

Пожарные стволы

Пожарные стволы должны иметь отверстия для воды диаметром 12 мм, 16 мм и 19 мм или как можно ближе к этим диаметрам.

Для пожарных стволов в жилых и служебных помещениях, диаметр отверстия не должен быть более 12 мм.

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 - магистраль; 2 - ответвления; 3 - запорный клапан; 4 - пожарный пост; 5 -береговое соединение; б - кингстон; 7 - пожарные насосы

Типовая линейная схема водопожарной системы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 - кольцевая магистраль; 2 - пожарный пост; 3 - пожарные насосы; 4 - кингстон; 5 - береговое соединение

Типовая кольцевая схема водопожарной системы

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Пожарные на морском судне

Согласно Правилам Регистра комплект снаряжения для пожарных должен состоять из личного снаряжения и дыхательного аппарата.

В личное снаряжение входит:

1) защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла,излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания;

2)наружная поверхность должна быть водостойкой;

3) ботинки и перчатки из резины или другого неэлектропроводного материала;

4) жесткий шлем, обеспечивающий эффективную защиту от удара;

5) переносной безопасный фонарь с минимальным временем горения 3 ч;

6) пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород (если для ручки применен другой материал, он должен быть покрыт изоляцией, не проводящей электричество).

Защитная одежда может быть в виде теплоотражающего или термостойкого костюмов.

Теплоотражающий костюм состоит из комбинезона, закрывающего ноги, верхнюю часть тела, а также руки; шлема (с прозрачным теплоотражающим экраном, обеспечивающим видимость), который закрывает всю голову, плечи и верхнюю часть тела; тяжелых перчаток и специальных подошв. Наружная поверхность костюма покрыта теплоотражающим материалом. Такой костюм отражает до 90% теплоты излучения.

Правильно надетый теплоотражающий костюм создает для человека изолирующую оболочку. Он может использоваться для близкого подхода к огню, но не рассчитан на защиту человека при непосредственном соприкосновении с пламенем.
Дыхательный аппарат должен быть надет под костюм, иначе высокая температура в районе пожара может повредить дыхательные пути.

Теплоотражающие костюмы применяются при борьбе с пожарами воспламеняющихся жидкостей или сжиженного нефтяного газа, во время которых выделяется огромное количество теплоты. Они позволяют людям, ведущим борьбу с пожаром, приблизиться к огню, что обеспечивает большую эффективность атаки на пожар. Если при приближении к пожару создается охлаждающий экран с помощью струй воды, человек находится в относительной безопасности.
Современные теплоотражающие костюмы не нуждаются в предварительном смачивании перед приближением к огню, как этого требовали использовавшиеся ранее асбестовые костюмы.

Термостойкий костюм. В комплект термостойкого костюма входят боты, штаны, куртка и шлем. Все эти части костюма изготовлены из девяти слоев изоляционного материала - стекловолокна, отделяемых один от другого теплоотражающей алюминизированной стеклотканью.
Самый верхний слой представляет собой алюминизированное стекловолокно. Экран для обеспечения видимости изготовлен из специального теплоотражающего материала и вмонтирован в шлем.

Лямки и застежки на костюме создают вокруг человека воздухо­непроницаемое закрытие. Шлем крепится к куртке при надевании костюма, так что он случайно сняться не может. Под костюм одевается автономный дыхательный аппарат баллонного типа. Костюм (без дыхательного аппарата) хранится в упаковке.

Термостойкий костюм подгоняется по размеру. Перед работой с ним необходимо ознакомиться с процессом надевания костюма, следует попрактиковаться быстро надевать костюм и дыхательный аппарат. После каждого использования костюм следует очистить (особенно от нефтепро­дуктов). Перед укладкой костюма в упаковку поврежденные места следует отремонтировать в соответствии с инструкциями фирмы-изготовителя, используя имеющийся ремонтный комплект. В дыхательный аппарат должны быть вставлены полностью заряженные воздухом баллоны.

Термостойкий костюм на короткое время защищает человека от непосредственного соприкосновения с пожаром , имеющим температуру до 815°С. Он может использоваться в тех случаях, когда возникает необ­ходимость войти в пламя для спасения человека, подойти к топливному клапану, а также в других ситуациях, которые могут возникнуть при ава­рии. Однако человеку в термостойком костюме не следует задерживаться в пламени, так как костюм не обеспечивает неограниченную защиту.

Дыхательный аппарат состоит из дымового шлема или дымовой маски в комплекте с воздушным насосом и рукавом длиной не более 36м.

Автономные дыхательные аппараты одеваются на человека, обеспечивая полную свободу передвижения, но ограничены во времени работы. Существуют два типа автономных дыхательных аппаратов: кислородные дыхательные аппараты с химическим получением кислорода и баллонные дыхательные аппараты, в которые воздух или кислород подается от источника, переносимого работающим в аппарате на себе .

Для каждого дыхательного аппарата должен быть предусмотрен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной около 30 м. Трос должен прикрепляться непосредственно к аппарату или специальному поясу крючком-защелкой так, чтобы предотвратить отсоединение аппарата при работе с предохранительным тросом.

На судах, где имеются автономные дыхательные аппараты , должен быть предусмотрен один запасной комплект заряда аппарата или запасной аппарат, на пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены, по меньшей мере, два комплекта запасных баллонов для каждого дыхательного аппарата. Все воздушные баллоны должны быть взаимозаменяемыми.

Количество автономных дыхательных аппаратов определяется Прави­лами Регистра в зависимости от типа судна и его водоизмещения (не менее двух для грузовых судов водоизмещением более 500 рег.т).

Комплекты снаряжения для пожарных должны храниться готовыми к применению в легкодоступных местах, удаленных друг от друга.

Здесь в качестве примера приведено назначение, описание и примене­ние отечественного автономного аппарата сжатого воздуха АСВ-2, который в настоящее время заменяется на аппараты российского изготовления ИВА-24М, АП-96, АП-93 (письмо ГУР № 009-6.5-1323ц от 13.02.97 г.).

Аппарат АСВ-2 предназначен для защиты органов дыхания человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания, а также при работе под водой на глубине до 20 м.

а) в газоспасательной службе;

б) в пожарных частях при тушении пожаров в задымленных помещениях;

в) на флоте в качестве газозащитного аппарата и для выполнения судовых подводных работ.

2. Описание аппарата

Аппарат АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой системой дыхания.

Преимуществами аппарата на сжатом воздухе, по сравнению с кислородными дыхательными аппаратами, являются:

а) невозможность скопления в аппаратуре углекислоты,

б) отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания);

в) возможность применения аппарата под водой;

г) низкая стоимость эксплуатации.

Аппарат АСВ-2 (рис 3.12) состоит из двух баллонов со сжатым воздухом 1 и 2. Рабочее давление в баллонах 20 МПа (200 кгс/см 2 ), запас воздуха в случае 3-литровых баллонов - 1200 литров и в случае 4-литровых баллонов - 1600 литров.
Срок действия при работе средней тяжести в воздушной среде 45 и 60 мин соответственно для 3- и 4-литровых баллонов. При работе под водой на глубине 10 и 20 метров срок действия сокращается в 2 и 3 раза соответственно.

Рис 3 12 Конструкция аппарата АСВ-2

Конструкция аппарата АСВ-2

Баллоны соединяются в одну емкость с помощью коллектора 3, запорного вентиля 4 с включателем резерва 5, фиксатором включателя резерва б, манометра 7, зарядного штуцера с заглушкой 8, редуктора 9, легочного автомата 10 с воздухоподающим шлангом 11, маски 12 или загубника 13 с носовым зажимом.

Баллоны соединяются двумя хомутами верхним 14 и нижним 15

Нижний хомут 15 имеет подвижные кронштейны 16, к которым крепятся нижние концы натяжных ремней 7, >поясной ремень 18 с быстро размыкающейся пряжкой 19. Нижний хомут 15 имеет предохранительные дуги, защищающие узлы аппарата от повреждения при работе в тесных помещениях

К верхнему хомуту 14 при помощи подвижной серьги 20 прикреплены верхние концы плечевых ремней 21 Плечевые ремни снабжены подкладками 22 и регулировочными пряжками 23

К хомутам крепятся амортизаторы 24, предохраняющие человека от непосредственного соприкосновениями с баллонами, сильно охлаждаю­щимися при работе

Запорный вентиль с включателем резерва объединены в одном корпусе, наглухо ввернутом в горловину правого баллона

Устройство для включения резервного запаса воздуха предназначено для оповещения работающего в аппарате об истечении рабочего запаса воздуха и о необходимости выхода из атмосферы, непригодной для дыхания (или о подъеме на поверхность воды)

Редуктор предназначен для снижения переменного высокого (первичного) давления в баллонах в диапазоне от 20,0 до 1,0 МПа до постоянного низкого (вторичного) давления 0,45-0,50 МПа

Легочный аппарат предназначен для подачи воздуха для дыхания и приводится в действие легкими человека. В зависимости от области применения аппарат АСВ-2 может быть укомплектован легочными автоматами разной конструкции (первого и второго типов).

Легочный автомат первого типа предназначен для использования аппарата АСВ-2 под водой и в отравленной газообразной среде с положительной температурой, второго типа - с отрицательной.

3. Применение аппарата

Прежде чем аппарат будет использован, необходимо выполнить его проверку и регулировку.

Проверка исправности аппарата производится не реже чем один раз в 6 месяцев, а также после каждого случая применения и перезарядки аппарата.

При этом проверяются:

а) давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва.

б) герметичность всех соединений, канализирующих воздух под давлением;

в) исправность редуктора;

г) исправность легочного автомата и лицевых частей.

Кроме того, каждый аппарат должен ежегодно подвергаться частичной разборке с целью профилактического осмотра деталей. Разборке должны быть подвергнуты редуктор, запорный вентиль с выключателем резерва и легочный автомат. Детали необходимо очистить от налета солей и окислов, при этом детали, имеющие значительный износ, нужно заменить.

Проверка и регулировка аппарата производится в соответствии с инструкцией изготовителя.

Перед использованием аппарата необходимо проверить давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва.

После этой проверки рукоятку включателя резерва обязательно установить в положение «Р».

Пользоваться аппаратом разрешается только при закрытом заглушкой зарядном штуцере.

Перед работой сделайте краткую проверку аппарата. Для этого на голову наденьте лицевую часть (или возьмите в рот загубник), и при закрытом запорном вентиле сделайте вдох.

Если при этом возникает большое, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с сопротивление, аппарат гермети­чен.

Затем откройте запорный вентиль (маховичок вентиля после этого вдвиньте обратно) и сильным вдохом — выдохом проверьте исправность легочного автомата и выдыхательного клапана. При этой проверке не должно наблюдаться значительного сопротивления на вдохе и на выдохе.

Примечание. Лицевая часть должна соответствовать размеру головы. При использовании лицевой части большего размера возможен подсос наружного отравленного воздуха, маленькая лицевая часть создает большое давление на голову и затрудняет работу в аппарате.

Работу в аппарате продолжайте до появления сопротивления на вдохе, после чего включите резерв воздуха, поставив рукоятку в положение «О», и немедленно выходите из отравленной атмосферы на свежий воздух (или поднимитесь на поверхность воды).

При работе на поверхности резервного запаса воздуха хватает на 6-10 мин. Если при работе под водой в легочном автомате скопилась влага, немного приподнимите голову вверх (чтобы выдыхательный клапан принял примерно горизонтальное положение) и сделайте резкий выдох. При этом скопившаяся влага через выдыхательный клапан будет удалена наружу.

После работы аппарат помойте, продезинфицируйте, зарядите воздухом и проверьте в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации. Один раз в год аппарат подвергается частичной разборке с целью профилактического осмотра и чистки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: