Появление высшего судебного органа в стране осуществляющего контроль за местными властями это

Обновлено: 24.04.2024

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от 06.12.2011 № 4-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 03.02.2014 № 1-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 30.10.2018 № 2-ФКЗ, от 08.12.2020 № 7-ФКЗ, от 16.04.2022 № 1-ФКЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

(Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

Объясните,какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями?

Если бы абсолютные монархи не осуществляли должный контроль за местной и судебной властями, то их власть уже не была бы абсолютной, потому что отсутствие контроля - это всегда соблазн сделать что-то для себя, а не для государства.

Поэтому контроль за местной властью был довольно строгим. Монархом назначались наместники, доверенные лица, часто родственники монарха, которые отвечали за исполнения в провинции законов монархии. Назначались специальные службы, которые должны были следить за отсутствием случаев злоупотребления властью. Создавались специальные королевские суды, часто выездные, к которым мог обратиться любой подданный с жалобой. Наконец в провинциях всегда расформировывались отряды армии, под командованием верных командиров.

Примером успешного контроля за местной властью можно назвать Византийскую империю эпохи ее расцвета и Арабских халифат.

"К которым мог обратиться любой подданный с жалобой".

Повеселило. А как же вассал моего вассала не мой вассал? — 4 года назад

А это уже не абсолютная монархия. Это феодальная раздробленность, видимость единого государства с очень слабым монархом. Средневековая Европа. — 4 года назад

Это не география. Это принцип абсолютисской власти. Иначе управлять государством просто невозможно. Ибо размен на мелочи приводил к потере главного, а значит к потере власти. — 4 года назад

Абсолютные монархи обладали абсолютной властью в королевстве или царстве и осуществляли сугубо субъективный контроль за положением дел в стране исключительно через своих придворных, назначенных министров и наместников. При этом ложные доклады, наветы, интриги в целях получения личной выгоды были достаточно распространены.

Всё зависело во многом от самого монарха. Если монарх был слаб, доверчив, необразован, либерален. то судьба его была незавидной. Ибо не было дублирования каналов информации о реальном положении дел в стране, что способствовало достаточно частому возникновению различных заговоров и переворотов.

Объективными данными контроля в эпоху феодализма было пожалуй только два показателя. Во-первых, размеры поступления денежных средств в казну и во-вторых, численность и боеготовность прибываемых по первому требованию ратников для участия в совместных походах или для защиты государства от неприятелей.

Остальное было достаточно субъективно. Особенно на фоне приторной лести царедворцев, всеобщего поклонения, почитания, обжорства и пьянства. Вот почему при дворах абсолютных монархов так часто практивались такие формы "воспитания", как садистские казни, мучения в застенках, опалы зачастую невиновных людей. Во многом абсолютизм должен был держаться исключительно на поддержании страха и ужаса среди подданных. Так сказать для профилактики.

Никак, а зачем, если там и были люди монарха, в крайних случаях ведомствами, которые и были созданы монархом, или уполномоченные монархом люди,чины, в разных странах и в разные времена они появлялись, а потом упразднялись.

Абсолютная монархия - форма политической власти, при существовании которой монарх является верховным законодателем, главой исполнительной власти и судьей, при этом его полномочия ничем и никем не ограничены.

Способы контроля над местными и судебными властями были различными в зависимости от государства, но можно выделить несколько общих черт.

Управление провинцией проще осуществлять через лично преданных монарху слуг (чиновников, если сформировался бюрократический аппарат, ближайших родственников, если речь идет о периоде установления абсолютной монархии). При этом местные органы власти должны целиком и полностью зависеть от центра, не иметь ни законодательно, ни судебной власти, тогда по любому вопросу местным жителям приходится обращаться к представителям абсолютной власти, что, конечно же, пополнит казну и позволит осуществлять тотальный контроль над регионом. В случае неповиновения на помощь всегда придет армия, главой которой абсолютны монарх является по определению.

Судебная власть регулируется через тот же монарший теперь уже судебный аппарат и разработанное им самим законодательство, которое, как правило, носит сословный и репрессивный характер. В случае теократии (монарх-глава церкви) оно освещено Богом, а власть монарха - священна. Да и если монарх не становится во главу церкви, в любом случае, он будет стараться связать происхождение своей власти с божественным замыслом.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же наблюдала за системой правосудия в АнглииВ Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звездная палата, она же н

Во-первых, наместники. Их назначал монарх, и они ему подчинялись.
Во-вторых, тайные службы. Они следили за работой других органов власти ( не только судов, но и чиновников и т. п.)

Вопрос 4. Чем отличается либеральный режим от демократического?
1) Первый провозглашает формальное равенство всех граждан, второй фактически обеспечивает равенство всех.
2) При первом - управление чрезмерно централизовано, при втором - основано на разделении властей.
3) Первый характеризуется наличием одной официальной идеологии, второй допускает плюрализм мнений.
4) При первом - огосударствление всех общественных организаций, при втором - обеспечивает свободу личности в общественной жизни.
Вопрос 5. Какой политический (государственный) режим в современной России?
1) Авторитарный.
2) Демократический.
3) Фашистский.
4) Тоталитарный.
5) Либеральный.

Задание 10
Вопрос 1. Что входит в компетенцию аппарата государственной власти?
1) Законодательная власть, исполнительная, судебная.
2) Политическая власть, экономическая и социальная.
3) Представительная власть, политическая и финансовая.
4) Исполнительная власть, управленческая, производственная.
Вопрос 2. Кто осуществляет законодательную власть?
1) Местная администрация и органы местного самоуправления.
2) Министерства, ведомства.
3) Органы государственной безопасности.
4) Высший представительный орган государства.
5) Налоговая полиция, таможенные органы.
Вопрос 3. Какие структуры составляют исполнительную власть государства?
1) Совет Федерации, комитеты.
2) Президент, правительство.
3) Конституционный суд, прокуратура.
4) Президент, Государственная Дума.
5) Министерства, нотариат.
Вопрос 4. К ведению Совета Федерации не относится назначение на должность:
1) Судьи Конституционного Суда.
2) Судьи Верховного Суда.
3) Судьи Высшего арбитражного Суда.
4) Председателя Государственной Думы.
5) Генерального прокурора.
Вопрос 5. Каковы признаки судебной власти?
1) Делегированность и коллегиальность судебной власти.
2) Подчинение судебной власти парламенту.
3) Независимость судебной власти, подчинение только закону.
4) Судебная власть опирается на силовые структуры.

Задание 11
Вопрос 1. Какие формы деятельности государственной власти относятся к правовым?
1) Правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная.
2) Контроль Конституционного суда, прокурорский надзор.
3) Изучение общественного мнения, правоохранительная.
4) Внешняя разведка, таможенный контроль.
5) Правотворческая, нотариальная деятельность.
Вопрос 2. Высший правоохранительный орган государственной власти в РФ это-
1) Верховный Суд.
2) Высший Арбитражный суд.
3) Судебная коллегия по гражданским делам.
4) Федеральное Собрание.
5) Конституционный Суд.
Вопрос 3. Кто из нижеперечисленных является государственным служащим?
1) Работник государственного предприятия.
2) Работник государственного органа.
3) Учредитель акционерного общества.
4) Нотариус.
5) Работник государственного ВУЗа.
Вопрос 4. Каковы принципы организации и деятельности государственного аппарата?
1) Разделение властей, демократический централизм, планирование экономики.
2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина, партийное руководство деятельностью госаппарата.
3) Разделение властей, принцип законности, гласности, демократизм, федерализм.
4) Принцип законности, пролетарский интернационализм, политическая зависимость местных органов от центральных
Вопрос 5. Какие органы законодательной власти в РФ Вы знаете?
1) Президент, государственные комитеты.
2) Совет Федерации, Государственная Дума.
3) Правительство, федеральные министерства.
4) Верховный Суд, Высший Арбитражный суд.

Вопрос4 - 1; вопрос 5 - "квазидемократический", тяготеющий к автократизму. (Как у вас в учебнике это называется - не знаю) .
ЗАДАНИЕ 10. Вопрос1. - 2; Вопрос 2 - 4; Вопрос 3 - Правительство и министерства; Вопрос 4 - 4; Вопрос 5 - 3.
ЗАДАНИЕ 11. Вопрос 1 - 1; Вопрос 2 - Верховный суд - высший судебный орган общих судов РФ, Конституционный суд - высший судебный орган конституционного контроля (поскольку Конституция - основной закон государства - Конституционный, выходит и есть - высший) ; Вопрос 3 - 2; Вопрос 4 -3; Вопрос 5 - 2.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: