Появление каких факторов способствовало формированию государства частная собственность

Обновлено: 27.03.2024

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

На протяжении позднего неолита, а также на разных стадиях эпохи раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения. Это были не единичные быстротечные явления, а сложные длительные процессы, затрагивающие все аспекты действительности.

Получают развитие интенсивные формы земледелия, в частности ирригационное и пашенное. Выводятся новые сорта съедобных растений, развивается садоводство. В связи с усложнение земледельческой техники увеличивается доля мужского труда, появляется необходимость в организации достаточно масштабных общественных работ, повышается урожайность.

С дальнейшим развитием скотоводства связано появление молочного хозяйства и шерстоткачества. Одомашнивание таких животных, как осел, верблюд и лошадь, а также появление колесных повозок способствует эффективному решению транспортных проблем. В некоторых областях создаются предпосылки для возникновения кочевнического хозяйства.

Значительный подъем производства был связан с развитием обработки металлов. Использование самородных металлов, известное еще в каменном веке, сменяется плавкой рудной меди, затем появлением бронзы. Хотя эти металлы и уступали кремнию в твердости, зато обладали большей пластичностью. Дальнейшее развитие металлургии связано с обработкой железа. По сравнению с цветными металлами он обладало большей твердостью, было значительно шире распространено, хорошо поддавалось ковке. Правда, отличалось более высокой температурой плавления – 1530 o (бронза – 750-900 о ), что требовало изобретения доменных печей.

Появление металлургии способствовало выделению ремесла в отдельную отрасль хозяйства. Вслед за кузнецами, от сельского хозяйства начинают отделяться гончарство, ткачество и др. Как правило, ремесленники играли в обществе более значимую роль, чем земледельцы. Развитие ремесел способствовало развитию обмена и, хотя натуральный характер преобладал, «первобытные деньги» получали все более широкое распространение. Развитие обмена, в свою очередь, нередко вело к появлению неравенства и скоплению в руках верхушки племени наиболее престижных предметов.

Процесс разложения первобытного общества чаще всего происходил в форме перехода к патриархату. Больше всего данные изменения коснулись брачно-семейных отношений. Кросскузенный брак сменяется ортокузенным, экзогамия постепенно уступает место эндогамии. Парный брак постепенно трансформируется в моногамный, роль женщины в семейной и общественной жизни понижается. Смена материнского рода отцовским характеризовался таким явлениями, как авункулат, кувада, компромиссные формы счета родства и т.д.

Основной хозяйственной ячейкой становится большая семья, объединение родственных больших семей получило название патронимия. Род по-прежнему остается верховным собственником земли, хотя фактически она поделена между семьями. Еще одной формой, характеризующей переход к патриархату, становятся мужские тайные союзы, фактически контролировавшие жизнь общества.

Другой формой разложения родоплеменных отношений был поздний матриархат. В области семейных отношений он выразился в большем ослаблении связей между супругами и укреплении большесемейных материнских коллективов. Статус женщин здесь оставалось достаточно высоким.

Родовая община постепенно сменяется первобытной соседской общиной, состоящей из объединенных общей территорией и ведущих самостоятельное хозяйство больших семей.

Экономика данного периода характеризовалась возрастанием роли распределительных процессов. Редистрибуция создавала условия для имущественного неравенства, а в дальнейшем – отношений зависимости и эксплуатации. Несмотря на различные способы решения проблем нарушения первобытного коллективизма, постепенно происходит обособление родо-племенной верхушки, превращения ее в нетрудовую часть населения. Одним из главных препятствий окончательного закрепления частной собственности была коллективная собственность на землю.

Среди форм ранней эксплуатации можно назвать рабство, внутриобщинную эксплуатацию (расходы на содержание вождей, аренда и т. д.) и данничество. Как правило, на ранних ступенях становления государства параллельно развиваются все три формы, а впоследствии одна из них становится ведущей.

Еще более возрастает роль военных конфликтов, что приводит к появлению союзов племен и такому явлению, как вождество. Согласно этнографическим данным, можно говорить о трех путях политогенеза: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический (самый ранний). Обоснование происходящих в обществе перемен нередко происходило с помощью сакрализации власти. Окончательное становление государства характеризовалось появлением аппарата управления, налогообложения, законодательства, административного деления и рядом других признаков.

Неравномерное развитие всемирно-исторического процесса вело к тому, что первые государства фактически были маленькими островками в океане множества обществ, находящихся на разных ступенях разложения родоплеменных отношений. Контакты первобытной периферии и классовых обществ могли носить хозяйственный, политический, социальный и духовно-идеологический характер. Пережитки первобытности, сохранялись на протяжении долгого времени, некоторые из них сохранились до сих пор. Сюда можно отнести такие остаточные структуры и представления, как племя, соседская община, семейная община, тайные союзы, искусственное родство, кровная месть, семейно-брачные отношения, суеверия и традиции.

Термины:

Авункулат, агнатное родство, аталычество, бигмен, билинейность, билокальность, военная демократия, данничество, дислокальность, избыточный продукт, когнатное родство, кувада, моногамный брак, матронимия, ортокузенный брак, патриархат, патронимия, плутократия, политогенез, потлач, редистрибуция, соседская община, тайные союзы, филиация, эндогамия.

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

2. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978

3. Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1974.

4. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995

5. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972.

6. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000.

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества, в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства.

Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъёмом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что делало возможным появление прибавочного продукта, создавшегося одним человеком и присваивающегося другим. Во-вторых, та же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникла свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи первобытной общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

О зарождении и накоплении частной собственности свидетельствуют многочисленные данные археологии. Многие находки говорят об очень неравномерном распределении богатств между членами общества. Характерно, например, появление богатых по сопровождающему инвентарю погребений (Майкопский курган конца 3 тыс. до н.э.). Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками: частнособственническим началам приходилось преодолевать ещё многочисленные коллективистические формы производства, прочную психологию общинно-родовой эгалитарности. Частная собственность в этот период выступала чаще всего не в виде личной собственности, а в виде групповой собственности.

Разбогатевший человек, особенно бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры. Все должны были быть равны, поэтому в эпоху классообразования широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества, которому на смену пришёл праздник потлача. Потлач – специальный праздник у северо-западных индейцев, проводимый в особый календарный цикл (его устроитель представлял накопленные богатства на всеобщий смотр, а затем раздавал их). Накопленные запасы проедались за один присест. Эти праздники генетическими корнями уходят в обычаи уничтожения богатств и внешне несут коллективные форы. Фактически в них были заложены и принципы разложения родового строя:

1. устроитель пира зарабатывал высокий общественный статус, вербовал себе сторонников, что было важно в борьбе за руководство фратрией, родом;

2. участие в нём давало возможность участвовать в другом потлаче, ответном, и возвратить если не все, то хотя бы часть даров;

3.устройство пиров приводило к дальнейшему имущественному расслоению родовой общины, т.к. рядовые члены общины долго экономически не могли прийти в себя, были вынуждены обращаться за помощью, попадали в зависимость;

4.частная собственность на ранних этапах пока ещё не полностью противопоставлялась общинной. Важную роль играл тот факт, что земля, пастбищные угодья находились в коллективной собственности.

Развитие частной собственности в эпоху классоброзования тормозилось в основном сохранением коллективной собственности на землю. Но индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал должны были привести к появлению частной собственности на землю, которая поначалу становилась возможной только за пределами своей общины, т.е. на свободных землях.

Особенности частной собственности:

Накапливалась в виде натурального продукта;

Накапливалась в руках верхушки;

Накапливалась в группе (линидже), была коллективной по отношению к группе, частной по отношению к роду;

Появляется собственность первопоселенцев;

Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Различают внутриобщинную (эндоэксплуатацию) эксплуатацию – кабальничество, зачатки феодализма и эксплуатацию межобщинную (экзоэксплуатацию) – военный грабеж, контрибуция, данничество. Промежуточное между ними положение занимало рабство или рабовладение. Появление регулярного избытка продукции сделало сразу же возможным использования труда военнопленных. Их стали адаптировать на правах младших членов семьи (домашнее или патриархальное рабство), они выполняли непрестижную работу, выступали в роли помощников. Рабы пользовались личными и имущественными правами, кроме того обычаи запрещали продажу, убийство и жестокое обращение с рабом. Расширились источники рабства: плен, рождение в неволе, работорговля, кабальничество (особый вид эксплуатации, соединяющий в еще слабо расчлененной форме как экономическую, так и личную зависимость в положении человека). В эпоху классооброзавания распространение получили военные грабежи, данничество – вид эксплуатации, состоящий в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных.

Классы – большие группы, различающиеся:

По своему месту в системе производства;

По отношению к средствам производства

По роли в общественной организации труда.

Появление общественных классов было тем рубежом, который отделял первобытно общинную эпоху от классовой. Процессу классооброзавания способствовали не только внутренние, но и внешние факторы: войны, расширение обмена и торговли. Классовое расслоение было несколько другим, чем другие предшествующие ему расслоения. Наряду с экономическими оно имеет наиболее полное социальное и идеологическое оформление. Богатая и влиятельная верхушка общества обособляется в наследственную власть, претендует на благородство происхождения, специальные знаки отличия и привилегии. Это закрепляется сначала особенными нормами и обычаями, а затем и законами. В противовес им беднота воспринимается как безродные простолюдины, чернь. Еще в более приниженном положении оказались рабы. В ходе процесса классооброзования происходит формирование и других систем, связанных с:

Соподчинением старших и младших членов;

Привилегированных и не привилегированных;

Завоеванных и завоевателей.

В ряде отсталых обществ значительное распространение получают рэмиджи (конические кланы), в которых социальный статус людей определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику (эпониму). В Индии большую роль в классооброзовании сыграла система каст, которая сохранилась, в отличие от рэмиджей после перехода к классовому обществу. В целом процесс классооброзавания шел при образовании 2 основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых.

4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.

Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. – Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Процесс возникновения государ­ства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».

Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:

1) субъект власти (в частности, государство, население);

2) объект (на кого именно направлена власть);

3) отношения, возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:

1) привычка подчиняться;

3) убежденность в необходимости повиновения;

4) авторитет властвующего;

6) правовые нормы;

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

Коммунизм первобытно-общинного строя – Возрастание количества добываемых благ – Появление излишков – Добровольное согласие членов племени вознаграждать излишками вождя, знахаря, отправителя культа – Закрепление неравенства в распределении добываемых продуктов – Появление частной собственности – Закрепление частной собственности на землю – Передача прав на имущество по наследству – Концентрация богатства в руках суверена и его приближенных – Усиление неравенства и угнетение подданных – Обращение в рабство военнопленных и собственных соплеменников – Появление государства.

На заре существования человечества, то есть в условиях первобытно-общинного строя, которое определялось Ф. Энгельсом как варварство, как возникло неравенство и частная собственность? Ведь у племени изначально не было иного способа распределения материальных благ, кроме как коммунистического – всем все поровну, иначе не выжить, то есть скудный уровень удовлетворения потребностей соответствовал возможностям племени. Соответственно этому не было ни королей, ни дворян, и никаких органов поддержания порядка – полицейских, судей и тюрем – все идет естественным порядком существования родовой общины. Все дела и споры решались сообща теми, кого они касались, – семейной общиной или отдельными родами между собой. Да в те времена и не могло быть иначе, поскольку земля и скот являлись собственностью всего племени, хозяйство велось рядом семейств сообща, и потому решение таких социальных вопросов, как содержание престарелых, больных и инвалидов, осуществлялось за счет всего общества. Все равны и свободны, в том числе и женщины, в основном не свойственно было и порабощение чужих племен[2].

Но что дальше? Время – столетия проходили, и человек в процессе эволюции и развития в отличие от животных совершенствовал не органы обоняния и прочие органы для выживания, а орудия труда: соединив палку и камень, изобрел каменный топор, от собирания корений и злаков перешел к возделыванию земли, от охоты на животных и птиц – к их одомашниванию. И по мере освоения орудий труда количество добываемых благ стало достигать таких размеров, что самые заслуженные члены общины – вождь как военачальник, староста как администратор и знахарь как лекарь, астролог и предсказатель – в силу своего положения получили право на излишек добываемых совместным трудом благ. Причем отметим, с добровольного согласия всех других членов племени, поскольку в этом выражалось признание за ними их выдающихся качеств и способностей. Так, в силу появления материальных возможностей вполне обоснованно возникает неравенство членов общества, при котором отдельные его члены становятся выше по своему положению в иерархии управления и, как следствие обоих факторов, – материальных возможностей и власти, – появилась частная собственность, отчуждаемая как доля общественной. И далее процесс шел, как мы знаем, только в одном направлении – вождь становился князем, окружал себя помощниками (знатью), формировал дружину для охраны от набегов других племен. Если сам отправлялся для завоевания чужих территорий, то большую часть награбленного забирал себе, а завоеванные земли объявлял своей вотчиной (собственностью). И уже всех живущих соплеменников заставлял платить оброк с тем, чтобы содержать войско и оплачивать выполнение общественных работ. Но, разумеется, значительную часть собираемых налогов он присваивал себе и из этой же суммы оплачивал услуги своего окружения.

Дальше – больше. Накопление богатства отдельными родами и возвышение их над остальными определялось не только трудолюбием и воинскими заслугами, но и концентрацией его в отдельных руках, что стало зародышем появления наследственной знати. Разумеется, процесс роста имущественного расслоения, богатство и бедность как показатель имущественного расслоения шли не только в направлении от семейной общины к органам власти и приближенной к ним знати. Поскольку племя разделялось на роды и семейные общины, то и количественно и качественно они развивались неравномерно, и потому одни становились беднее, а другие богаче, особенно с введением права наследования имущества детьми. Более того, некоторые роды вполне могли конкурировать с сувереном, и между ними, по мере обретения могущества или ослабления кого-то из них, велась борьба за трон, вследствие чего постоянно менялись властные и имущественные отношения.

Войны, первоначально ведущиеся между племенами ради завоевания пространства как основы получения жизненных благ, постепенно вырождались в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, продуктов и сокровищ. Далее прогресс состоял в том, что восхваление и почитание богатства как высшего блага позволило перейти ту грань, когда в рабство стали обращаться не только военнопленные, но и собственные соплеменники и даже члены своего рода. Происходило громадное увеличение числа рабов, принудительный труд которых служил основанием, на котором возвышалась надстройка всего общества, и разделение свободных граждан на классы в соответствии с их имущественным положением. В руках одного, но немногочисленного класса шла концентрация и централизация богатств, а на другом полюсе общества возрастала масса бедняков и их обнищание. Таким образом, родовой строй прекратил свое существование вследствие разделения труда расколом общества на классы. И тут, как отмечает Ф. Энгельс, «Недоставало еще только одного: учреждения, которое не только ограждало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя… которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним»[3]. И оно появилось – родовой строй был заменен государством. Общество, которое раскололось на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, не могло бы существовать, если бы над ними не встала третья сила – государство, которое охраняло богатеев созданным для этого аппаратом сдерживания и подавления недовольства неимущих слоев населения, допуская классовую борьбу самое большее только в рамках законов, написанных представителями правящего класса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: