Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

  • Политические партии.
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  • Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  • Научные и культурные организации, спортивные общества.
  • Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  • Независимые средства массовой информации.
  • Церковь.
  • Семья.
  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры.
  • высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства
  • многоукладная экономика
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Защита частных сфер жизни людей.
  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
  • Стабилизация общественных отношений и процессов.
  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Правовое государство

Правовое государство - государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Признаки правого государства
• наличие развитого гражданского общества;
• максимальное обеспечение прав и свобод человека;
• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
• правовое равенство всех граждан;
• верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;
• эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;
• разделение властей;
• создание антимонополистического механизма;
• верховенство конституционного закона, его прямое действие;
• суверенность государственной власти;
• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
• единство прав и обязанностей граждан;
• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Кругом разговоры о гражданском обществе. Модно быть активным. Что же такое «гражданское общество»?

Явление не молодое, но сейчас модное, заморское, а потому обратимся к живительному первоисточнику - «Википедии»!

Там читаем: «Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе».

Не очень понятно, это как? Быть в государстве, жить по его законам, иметь по отношению к нему права и обязанности, выбирать и в то же время быть вне его регламентации? Словоблудие какое-то. Может просто записать – если тебе не нравятся законные требования государства – можно их не выполнять? Как быть уверенным в независимости этих объединений граждан? Сколько примеров, когда это самое «гражданское общество» использует в своих целях кто угодно, иногда из-за рубежа пытаясь выступить этим самым фильтром и даже диктатором требований, а очень высокий уровень жизни «активистов» (или скорее функционеров?) этих НКО вызывает обоснованные сомнения в их истинной некоммерческой направленности. Почему недостаточно государственных мер контроля власти путем взаимодействия ветвей, контрольных органов, в том числе и выборных, сигналов граждан. Как гражданин, я вполне не могу отстоять свои интересы и в рамках государственных структур? Посмотрим, как авторы статьи «Википедии» видят суть и условия самого существования «гражданского общества»:

«В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность работе церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Томас Гоббс, английский философ:

«Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом».

Джон Локк, английский философ:

«Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы».

Шарль Монтескьё, французский философ:

«Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство».

Томас Пейн, американский просветитель:

«Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства».

Георг Гегель, немецкий философ:

«Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

«Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство».

Условия существования гражданского общества

автономизация общества, превращение человека в индивида, освобождённого от всяких уз, связывающих его с ближними.

наличие в обществе частной собственности на средства производства: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: „Это моё“, — стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо);

наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)

наличие демократии в социальной сфере;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;

наиболее полное обеспечение прав и свободы человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства;

многоукладная экономика;

большой удельный вес в обществе среднего класса.

По цитатам видно, что концепцию «гражданского общества» разрабатывали давно и разные мыслители пришли к абсолютно разным выводам. Но скажите, мне одному кажется, что при таких условиях основная деятельность вот этого самого «гражданского общества» - «с жиру беситься», « дурью маяться», «бабло снимать»? Естественно, что в таком понимании гражданской активности больше всего проявляется молодежь, и далеко не лучшая её часть.

Функции гражданского общества «Википедия видит так»:

«Защита частных сфер жизни людей;

Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

Защита и продвижение общественных интересов;

Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков».

Знакомо? «В борьбе обретешь ты право своё». « Вся жизнь борьба, покой нам только снится..»

Я-то думал, что «гражданское общество» – это добровольное объединение граждан в первую очередь с целью самоорганизации в тех сферах, где государство по каким-то причинам не доработало, где оно и люди нуждаются в помощи, а функция контроля, вторична после функций советчика и помощника. На мой взгляд общество должно не конфликтовать с государством, чиновником, а помогать определять недоработки, узкие места, а в случае необходимости и помогать решению вопросов практически. Пример «гражданского общества» не протесты против всего плохого за все хорошее, а волонтеры поисковых отрядов, спасателей, реальных защитников животных, а не крикунов. У нас уже процветают «профессиональные волонтеры», профессионалы протестов, оказывающие заказчикам протестные слуги, и действующие по стандартным прайсам. Я могу понять желание некоторой части граждан добровольно «взвалить на себя» контрольные функции, которые легко монетизируются, так как оплачиваться могут как сторонниками, так и противниками, причем даже одновременно при деловой хватке исполнителя.

Удивителен подход к проявлению гражданской активности у наших прозападных либералов, ратующих за развитие «гражданского общества». У них это общество разделено, на правильное и неправильное. Возмущаться всем, что делает власть, к которой они рвутся, а народ их не допускает - это хорошо и правильно, возмущаться пропагандой чуждых народу ценностей, тем, что людям категорически не нравится – это неправильно.

Мне кажется, что в России должен быть свой уклад, собственное понимание роли добровольных, некоммерческих объединений граждан. Я хожу на выборы не для того, чтобы выбрать себе противников. Мы должны иметь демократическое, правовое, социальное государство, которое живя по Конституции, обеспечивает её выполнение всеми и взаимодействует с гражданами, при решении особо острых социальных вопросов, выслушивая их возражения и предложения, привлекая их, как волонтеров, к совету, помощи, а в отдельных случаях и к контролю деятельности отдельных госорганов и должностных лиц. Между государством и обществом должна быть не конфронтация, а взаимоуважение и сотрудничество на благо всего народа и процветания России. Вот чего нам не хватает.

Если подвести итог, то я хочу жить в государстве, где увидев брошенный пакет, человек просто поднимет и выбросит его в урну. Если он увидит, что мусор просто некуда бросить, или улица не убирается, то направит в соответствующую службу заявление о проблеме , посоветует поставить урну и почаще убирать, а если не найдет понимания там – пожалуется властям, или соберет единомышленников-волонтеров и сам решит проблему , а не как модно сейчас – увидев мусор, создать НКО, собрать финансирование и организовать митинг бездельников под лозунгами «Уберите мусор»! Кстати, а кто убирать будет мусор оставленный участниками такого митинга?

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

  • Политические партии.
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  • Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  • Научные и культурные организации, спортивные общества.
  • Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  • Независимые средства массовой информации.
  • Церковь.
  • Семья.
  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры.
  • высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства
  • многоукладная экономика
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Защита частных сфер жизни людей.
  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
  • Стабилизация общественных отношений и процессов.
  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Правовое государство

Правовое государство - государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Признаки правого государства
• наличие развитого гражданского общества;
• максимальное обеспечение прав и свобод человека;
• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
• правовое равенство всех граждан;
• верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;
• эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;
• разделение властей;
• создание антимонополистического механизма;
• верховенство конституционного закона, его прямое действие;
• суверенность государственной власти;
• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
• единство прав и обязанностей граждан;
• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

суббота, 9 марта 2013 г.

Домашнее задание(Политический режим)

Система всеохватывающих массовых общественных организаций,которые позволяют государству установить тотальный контроль над обществом

Задание 2. Вопрос о сущности политического режима в Российской Федерации вызывает сегодня острые споры. Выскажите свое мнение.

В Российской федерации господствует демократический режим. Главным признаком является то, что в России такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - являются основной обязанностью государства.

1. При каком политическом режиме может сохраняться видимость существования демократических институтов одновременно с концентрацией политической власти в руках главы государства или правительства?

а) Господство идеологии над действительностью, всеобъемлющее проникновение официальной идеологии в общественную и личную жизнь. А

в) Сохранение видимости демократических институтов, обоснование всех действий правящего режима с позиций закона. В

е) Наличие законодательно закрепленных прав и свобод личности, но отсутствие правовых гарантий их реализации. В

в) Монополия государства на собственность, средства массовой информации, централизация системы управления экономикой.

Домашнее задание(Государство:понятие,признаки,функции)

Задание 1
Государство-политико - территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо - обеспечительной , охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

  • Территориальная организация власти
  • Публичный характер власти
  • Суверенный характер власти
  • Принудительный характер власти
  • Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию денег
  • Обязательность членства в государстве
  • Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
  • Наличие государственной символики
  • экономическая(сводится к формированию бюджета, определению стратегии экономического развития общества и т.д.)
  • социальная( выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества)
  • правоохранительная(направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве)
  • культурно-просветительная(обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан)
  • сотрудничество с другими странами(экономическое,культурное и т.д.)
  • оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ
  • участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов
  • борьба за мир и мирное существование.

<…>Мы признали в государстве средство, с помощью которого эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого; при этом каждый споспешествует благу всех, так как видит, что в последнем заключается и его собственное. Если бы государство вполне достигло своей цели, то оно, будучи в состоянии посредством объединенных в нем человеческих сил все более и более покорять себе и остальную природу, в конце концов уничтожило бы всякого рода злополучия и могло бы до известной степени обратиться в нечто похожее на кисельное царство. Но, во-первых, оно все еще очень далеко от этой цели, во-вторых, другие все еще бесчисленные горести, присущие жизни как таковой, по-прежнему держали бы ее во власти страдания, и если бы даже все они были устранены, то каждое место, покинутое заботами, сейчас же занимала бы скука, в-третьих, государство никогда и не может совершенно подавить раздора индивидуумов, так как он в мелочах дразнит там, где его изгоняют в крупном; и, наконец, Эрида, благополучно вытолкнутая изнутри, напоследок обращается к внешней границе: изгнанная государственным укладом как соперничество индивидуумов, она возвращается извне как война народов и подобно возросшему долгу требует сразу и в большой сумме тех кровавых жертв, которые в мелочах были отторгнуты у нее разумной предусмотрительностью. И если даже предположить, что умудренное опытом тысячелетий человечество все это наконец одолеет и устранит, то последним результатом оказался бы действительный избыток населения всей планеты, а весь ужас этого может себе теперь представить только смелое воображение.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 40-41.

2. Какую роль, по вашему мнению, отводил А. Шопенгауэр государству: созидательную, разрушительную или примирительную?

Я считаю, что примирительную, так как обычно государство решает какие-то проблемы народа,проживающего на данной территории ,и налаживает контакты с другими государствами либо разрешает конфликты между ними.

Я считаю, что под "кисельным царством" он подразумевал государство, где правительство не играет никакой роли, так как в таком государстве нет проблем,тех самых злополучий,которые обычно разрешает высшая власть,нет проблем,так как люди ,используя друг друга,делают во благо только себе,тем самым каждый борется со своими неудачами

4. Оцените последнюю мысль А. Шопенгауэра с точки зрения современного представления о нравственности. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.

Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей.

На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и тоже общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. <…>Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей.

Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел…

Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца.

Леонтьев К. Византизм и Славянство. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С42.

4. Считаете ли вы правомерным утверждение К. Н. Леонтьева о том, что во всех ранних государствах было больше свободы и равенства, а по мере укрепления государства они были уничтожены? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории.

1)Государство, развиваясь,ширится,появляется разнообразие,разделение общества на группы,укрепление той же власти.

2)Появляется такое понятие как бедность,разнообразие потребностей и удовольствий порождают страдания.

3)Я согласна с видением автора, ведь в самом начале государство представляет собой самую простую модель:без каких либо прав,как таковых,без разделения общества,но по мере развития оно как дерево разрастается,ширясь во всех направлениях.И вот тут и появляется разнообразие быта,юридические права, разделение на сословия.Появляются такие понятия как богатство и бедность,низшие и высшие слои.



Задание 6. В США японцы на собственные деньги строят заводы (например, заводы по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят на них дома престарелых и т. п. Как вы считаете, не следует ли из этого, что границы Японии расширяются? В таком случае, является ли территория необходимым признаком государства?
Ответ:
1)Я считаю, что в данном случае границы Японии не расширяются, т.к. японцы,приехавшие в Америку, в данном случае являются "гостями" этой страны,независимо от того, какую деятельность они в ней осуществляют.В этом примере также можно узреть некое сотрудничество между странами.
2)Территория является главным признаком , ведь каждое государство находится на определенной территории под властью главы.Также государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории.И японцы, уехав из своей родины, уже не будут подчиняться законам,действующим в их стране, а законам,на территории той страны,где они находятся.И относя к первому вопросу,они не смогут расширять границы,осуществляя предпринимательскую деятельность.
Задание 7

1. Представителям какого подхода принадлежит следующее определение понятия «государство - это орган классового господства, орган угнетения одного класса другим»?

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

  • Политические партии.
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  • Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  • Научные и культурные организации, спортивные общества.
  • Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  • Независимые средства массовой информации.
  • Церковь.
  • Семья.
  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры.
  • высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства
  • многоукладная экономика
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Защита частных сфер жизни людей.
  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
  • Стабилизация общественных отношений и процессов.
  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Правовое государство

Правовое государство - государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Признаки правого государства
• наличие развитого гражданского общества;
• максимальное обеспечение прав и свобод человека;
• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
• правовое равенство всех граждан;
• верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;
• эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;
• разделение властей;
• создание антимонополистического механизма;
• верховенство конституционного закона, его прямое действие;
• суверенность государственной власти;
• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
• единство прав и обязанностей граждан;
• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7.Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8.Наличие правового государства

9.Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Функции гражданского общества

· Защита частных сфер жизни людей;

· Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

· Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферой общества;

· Защита и продвижение общественных интересов;

· Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

20. Концепция правового государства.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  1. главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. разделение властей на три ветви;
  4. реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  5. признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  6. взаимная ответственность личности и государства;
  7. политический и идеологический плюрализм;
  8. стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  1. господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  2. признание и гарантирование прав и свобод человека .Эти права пред-ются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  3. взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  4. разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  5. разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  6. контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

21. Концепция разделения властей. Особенности разделения властей в современном российском государстве.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Содержание и значение принципа разделения властей

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: