Постановления применимых международно правовых актов определяющие порядок смены судном своего флага

Обновлено: 24.04.2024

Статья 23. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. По внутренним водным путям плавание судов осуществляется под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Кодекса.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 203-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

граждан Российской Федерации;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, реестре арендованных иностранных судов или реестре маломерных судов.

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При наличии указанных в настоящей статье оснований органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, выдают свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае утраты правообладателем свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации орган, осуществивший государственную регистрацию судна, по заявлению правообладателя может выдать ему дубликат указанного свидетельства. Порядок выдачи дубликата свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации устанавливается правилами государственной регистрации судов.

7. Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации со дня исключения его из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, реестра арендованных иностранных судов или реестра маломерных судов.

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

арендатор отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;

право плавания судна под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено со дня предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

9. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну, указанному в пункте 8 настоящей статьи, на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия договора аренды. Для целей смены флага срок действия указанного договора не может быть менее чем один год.

10. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно может быть приостановлено в случае передачи судна иностранному лицу в аренду без экипажа при условии, что собственник судна дал в письменной форме согласие на такую передачу и законодательство государства арендатора судна допускает предоставление судну права плавания под флагом такого государства. Решение о возможности перевода судна под флаг иностранного государства принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Срок, на который судно может быть переведено под флаг иностранного государства, определяется сроком действия договора аренды судна.

Для дальнейшего расширения внешнеэкономических связей необходим поиск новых эффективных правовых и хозяйственных форм сотрудничества с другими странами. Как указано в ст. 19 закона "О государственном предприятии СССР" (далее Закон 1987 г.), основные формы развития связей советских предприятий - это производственная и научно- техническая кооперация на долгосрочной и сбалансированной основе, а также создание совместных предприятий и производств.

Мировой опыт показывает, что весьма прогрессивной взаимовыгодной формой рыбохозяйственного сотрудничества стали смешанные предприятия (компании). По зарубежным данным, в мире функционирует около 20 тыс. таких компаний. Из них СССР имеет всего 13 компаний, в том числе одну совместную экспедицию. В принципе на основе Закона 1987 г. возможно создание совместных компаний на базе двух промысловых судов (советского и иностранного), судна и берегового предприятия и т. д. Однако значительной преградой в расширении внешнеэкономических связей в области рыболовства, особенно совместного промысла живых ресурсов в экономических зонах, стало требование многих прибрежных стран о замене Государственного флага СССР на иностранный флаг с вытекающими отсюда правовыми последствиями. К таковым относятся Аргентина, Испания, Конго, Марокко, Мозамбик, Мексика, Перу, Филиппины, Эквадор и др. В эту группу входят и те страны, в зонах которых значительно недоиспользуются запасы живых ресурсов моря.

Многие развитые страны давно согласились со сменой флага на судах, работающих в рамках смешанных компаний. Например, в начале 80-х годов шесть польских судов у берегов Перу вели промысел и обработку рыбы под перуанским флагом, испанские и греческие суда в водах Аргентины - под флагом последней, японские суда в водах Мозамбика - под мозамбикским флагом. К смене флага на своих судах периодически прибегают также Дания, Исландия, Норвегия, США, Португалия, Швеция, Югославия и другие страны.

Таким образом, многие страны (по нашему подсчету, более 40) по мере необходимости меняют государственный флаг на своих морских судах, чтобы получить право на промысел и ведение коммерческих работ в экономических зонах соответствующих государств. Причем в эту группу входят ведущие активный океанический промысел страны - Япония, Польская Республика, Великобритания и др.

Конечно, смена государственного флага порождает большое количество проблем политического, коммерческого и правового характера. В частности, неясно, означает ли смена флага хотя бы временную потерю права собственности на судно? Может ли государство - собственник в период плавания судна под иностранным флагом осуществлять контроль над ним? Каковы пределы полномочий прибрежного государства по осуществлению юрисдикции над этим судном? По законодательству какой страны должны комплектоваться экипаж такого судна, осуществляться оплата труда моряков, расследоваться аварийный случай? Каковы условия (в том числе финансовые) регистрации судна в государстве флага? Наконец, каковы условия возврата судна первоначальному собственнику?

Ответы на некоторые из поставленных выше вопросов можно найти в законодательстве ряда зарубежных стран.

Польская Республика приняла развернутый закон о временной смене флага на своих морских судах. Согласно дополнениям к Морскому кодексу, принятым 10 апреля 1986 г., по разрешению министра - руководителя управления морского хозяйства возможна временная смена судна польской национальности. Это может иметь место при передаче судна во владение иностранному гражданину или иностранному юридическому лицу. Такая передача осуществляется при отсутствии соответствующего запрещения в законодательстве государства, национальность которого временно предоставляется судну. О получении разрешения министра - руководителя управления морского хозяйства на временную утрату польской национальности в связи с передачей судна во владение иностранному гражданину или иностранному юридическому лицу польский собственник обязан лишь уведомить Морскую палату, в реестр которой внесено данное судно. Однако в течение всего периода лишения судна польской национальности оно не вправе плавать под польским флагом. В судовом реестре отражается факт временного лишения судна польской национальности, но такое судно не исключается из польского регистра. Срок, в течение которого судно утрачивает польскую национальность по решению министра - руководителя управления морского хозяйства, зависит от условий гражданско- правовой сделки о передаче судна. Судно, внесенное в судовой реестр за границей, может быть внесено в польский судовой реестр только после исключения из иностранного реестра. Внесение судна, являющегося польской собственностью, в иностранный реестр не имеет юридического значения до исключения его из польского реестра.

Положительным качеством этого закона является то, что министр по просьбе судовладельца вправе сам дать разрешение на смену флага судна. Безусловно, такая норма позволяет оперативно решать административно-правовые аспекты смены флага и рационально использовать излишки тоннажа.

Однако в этом законе не решены вопросы приписки судна, снабжения его документами, комплектования экипажа и др.

Согласно ст. 2 Декрета, временное использование испанским судном иностранного флага означает потерю национальности этим судном на определенный период. Однако в отличие от закона ПР в испанском законопроекте специально обращается внимание на то, что потеря национальности судном не затрагивает прав испанского экипажа.

Смена флага возможна лишь при сдаче судна во фрахт юридическому лицу, в том числе смешанной компании. Заявление об изменении флага подается судовладельцем в министерство морского флота на имя генерального директора по вопросам рыболовства. К нему прилагаются: заверенная копия контракта, на основе чего предполагается передача судна под флаг иностранного государства; пояснительная записка с указанием преимуществ, которые дает национальной экономике и частному предприятию временная смена флага, нотариально заверенная копия просьбы об экспорте судна; официальный документ государства, содержащий согласие на предоставление своего флага; копия документа о водоизмещении судна.

Декрет Конго от 18 октября 1971 г. "О регулировании промышленного лова рыбы в территориальных водах" предписывает иностранным судам, ведущим промысел в 200-мильной зоне, поднимать конголезский флаг и получать акт о "конголезации". Акт о "конголезации" можно получить за определенную плату или судно должно входить в состав смешанной компании, находящейся на территории этой республики. Для иностранного судна "конголезация" означает право плавания под флагом Конго со всеми вытекающими отсюда привилегиями и ограничениями (ст. 2). Как видно, этот нормативный акт также умалчивает о ряде важных правовых аспектов (последствий) смены флага.

Примерно такое же требование к иностранным судам содержится в марокканском законодательстве от 8 апреля 1981 г. (о "марокканизации" иностранных рыболовных судов, ведущих промысел в 200-мильной экономической зоне).

Интересная альтернатива этим правилам содержится в мексиканском законодательстве. Для того чтобы иностранное судно работало в 200-мильной зоне, оно должно нести мексиканский флаг или быть занесенным в государственный судовой реестр этой страны. В первом случае суда теряют свою национальность и становятся собственностью смешанной компании. Во втором случае иностранное судно заносится в мексиканский регистр (Падроне) без аннулирования предыдущей государственной регистрации судна. Другими словами, такие суда сохраняют свой первоначальный регистрационный статус и в то же время им предоставляются такие же привилегии, как и судам, плавающим под мексиканским флагом. В этом случае замена флага не требуется, однако по тоннажу таких иностранных судов в смешанной компании должно быть меньше, чем мексиканских.

В законодательствах стран, требующих смены флага, умалчиваются вопросы юрисдикции над иностранными судами, не затрагиваются проблемы формирования экипажа, снабжения судна документами и т. д. Анализ зарубежных законодательств показывает, что, предоставляя свой флаг, государства выдвигают самые различные условия, порою довольно жесткие. Такие страны, как Австрия, Бельгия, Италия, Канада, Франция, требуют, чтобы суда, плавающие под их флагами, были укомплектованы исключительно гражданами этих стран, если, конечно, имеются для этого квалифицированные кадры. Члены экипажей французских судов должны быть гражданами стран - членов ЕЭС или стран, с которыми Франция имеет взаимные соглашения. Другие капиталистические страны требуют, чтобы на их судах командные должности обязательно были отданы гражданам этих стран, а большая часть экипажа состояла из граждан государства - собственника судна (например, Греция - капитан и 75 % команды, Норвегия - капитан и 67 % команды, США - весь командный состав и 75 % команды, Швеция - капитан и 67 % команды, Новая Зеландия - только командный состав должен состоять из граждан стран, входящих в Британское Содружество Наций.

Согласно международному праву, морское судно должно плавать под флагом только одного государства. Однако Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. допускает смену флага в случае перехода права собственности на судно или изменения места его регистрации. Кодекс торгового мореплавания СССР и другие законодательные и нормативные акты СССР не препятствуют смене Государственного флага СССР на морских судах и не запрещают приписывать советские морские суда иностранным портам.

Подъем на советском судне иностранного флага и вследствие этого временное изменение его национальности не означают потерю права собственности на такое судно. По советскому законодательству право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью (в данном случае судном). Однако право собственности на вещь может существовать и при отсутствии у собственника полномочий на владение, пользование и распоряжение ею в совокупности. Поэтому возможно разделение указанных полномочий и сосредоточение права пользования и распоряжения у субъекта, не являющегося собственником. В этом случае право собственности как закрепленное законом отношение лица к вещи сохраняется у собственника вещи. Действительный собственник (советский судовладелец) в любое время вправе истребовать свое судно обратно. Эксплуатация такого судна должна осуществляться в порядке и пределах, установленных соглашением сторон.

Однако для разрешения административно-правовых вопросов представляется целесообразным утвердить инструкцию о временной смене на судах Государственного флага СССР и исключения судов из Государственного судового реестра СССР. В такой инструкции необходимо решить следующие узловые вопросы.

Порядок рассмотрения предложений о временной смене на судах Государственного флага СССР.

Временная смена на судах Государственного флага СССР осуществляется в связи с переменой порта приписки и исключением судов из Государственного судового реестра СССР.

Решение об исключении судов из Государственного судового реестра СССР со сменой на них Государственного флага СССР принимает министр рыбного хозяйства СССР путем издания приказа об этом.

Для решения вопроса об исключении судов из Государственного судового реестра СССР судовладелец направляет в Главное управление безопасности мореплавания, портового надзора и охраны труда Минрыбхоза СССР согласованное с бассейновыми рыбохозяйственными организациями (ассоциациями) заявление с просьбой дать согласие на смену Государственного флага СССР. К этому заявлению прилагаются следующие материалы: копия документа, подтверждающего право судовладельца на судно; копия мерительного свидетельства (для судов, которым оно выдается по правилам Регистра СССР); копия свидетельства о годности судна к плаванию; копия документа о внесении судна в Государственный судовой реестр СССР; копия документа о страховании судна в Ингосстрахе СССР или иностранной страховой компании; гарантия правительства иностранного государства об обеспечении приписки такого судна к соответствующему порту и поднятия флага этого государства на советском судне; выписка из законодательства иностранного государства об условиях поднятия флага на иностранном судне, внесения судна в государственный судовой реестр и приписки его в порту, а также о размере регистрационного сбора; копия документа, предусматривающего необходимость временного лишения судна советской национальности; согласованный документ об условиях работы судна и его экипажа в период нахождения судна под иностранным флагом; расчеты об экономической эффективности смены Государственного флага СССР для советской стороны; документ, обосновывающий срок нахождения советского судна под иностранным флагом.

Минрыбхоз СССР вправе затребовать у судовладельца также и другие документы, связанные с вопросом смены флага на морском судне.

После получения указанных выше документов Главное управление безопасности мореплавания, портового надзора и охраны труда Минрыбхоза СССР организует их экспертную оценку, в том числе на соответствие судна требованиям международных конвенций и национального законодательства соответствующего государства, и направляет документы заинтересованным подразделениям Минрыбхоза СССР для заключения. В случае необходимости представители указанного выше управления вправе осмотреть судно в советском или иностранном порту и дать по нему необходимое заключение.

В случае удовлетворения заявления судовладельца Главное управление по безопасности мореплавания, портового надзора и охраны труда Минрыбхоза СССР подготавливает проект приказа Минрыбхоза СССР о временной смене на судне Государственного флага СССР, исключении судна из Государственного судового реестра СССР и представляет его министру рыбного хозяйства СССР в установленном порядке.

Выдача разрешения на временную смену Государственного флага СССР не влечет за собой смену названия судна и отмену его бортовых отличительных знаков.

Содержание приказа о временной смене на судах Государственного флага СССР и исключении судов из Государственного судового реестра СССР сообщается судовладельцу в недельный срок после его подписания. Если в течение шести месяцев временная смена Государственного флага СССР не произведена, то судовладелец должен вновь возбудить ходатайство об этом. В этом случае судовладелец представляет Главному управлению безопасности мореплавания, портового надзора и охраны труда в полном объеме все перечисленные выше документы.

Исключение судна из Государственного судового реестра СССР. Капитан порта, получив приказ об исключении судна из Государственного судового реестра СССР, изымает соответствующие судовые документы (кроме Свидетельства о праве собственности на данное судно и документов, выданных Регистром СССР) и выдает Свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра СССР и Сертификат о праве на временную смену Государственного флага СССР на русском и английском языках, а также документы, необходимые для перегона судна в иностранный порт.

В Свидетельстве об исключении судна из Государственного судового реестра СССР указываются название судна, его судовладелец, порт регистрации, причина и срок исключения из реестра, условия и срок возврата судна его владельцу и др. Данное свидетельство передается собственнику судна, а копия - капитану судна.

В Сертификате о праве на смену Государственного флага СССР указываются реквизиты советского судовладельца, основания для выдачи Сертификата, дата исключения из Государственного судового реестра СССР и дата внесения судна в государственный судовой реестр иностранного государства.

За выдачу документов взимается плата в размере, установленном для регистрации такого типа судна.

После возвращения судну Государственного флага СССР капитан советского порта приписки регистрирует судно с выдачей необходимых документов. Для осуществления повторной регистрации необходимо предоставить Свидетельство об исключении судна из государственного судового реестра иностранного государства.

Судно, исключенное из Государственного судового реестра СССР, плавает под Государственным флагом СССР до приписки такого судна к иностранному порту, внесения его в государственный судовой реестр соответствующего государства и поднятия нового флага. Внесение судна, являющегося собственностью советского судовладельца, в реестр иностранного государства не имеет правового значения, если оно не исключено из Государственного судового реестра СССР.

Административно-правовые и гражданско-правовые вопросы, связанные со сменой флага (например, условия комплектования экипажа и регистрации судна, трудовые правоотношения на судне, вопросы ипотеки и залога, возврата судна его собственнику), должны решаться путем заключения двустороннего договора или контракта с конкретной стороной с учетом требований законодательства обеих стран.

Внесение советского судна в реестр иностранного государства означает передачу судна этому государству не в собственность, а в оперативное управление. Право оперативного управления предполагает право на осуществление контроля за имуществом (судном), являющимся собственностью советского судовладельца.

По истечении срока нахождения судов под флагом другого государства или по причине грубого нарушения условий эксплуатации, приписки или регистрации судна советский судовладелец в кратчайший срок отзывает свое судно и немедленно информирует об этом бассейновое рыбохозяйственное объединение (ассоциацию) и Главное управление безопасности мореплавания, портового надзора и охраны труда Минрыбхоза СССР. Такое, судно с момента исключения его из государственного судового реестра иностранного государства поднимает Государственный флаг СССР на основании выданного консулом СССР временного свидетельства на право плавания под таким флагом.

Порядок приписки и регистрации судна в морском рыбном порту СССР осуществляется в соответствии с Правилами регистрации судов в морских рыбных портах 1972 г. Разумеется, утверждение инструкции потребует внесения соответствующих изменений в Правила регистрации судов 1972 г. По нашему мнению, прежде всего следует изменить ст. 18 этих правил и дать следующую редакцию. "Исключение судна из Государственного судового реестра СССР или из судовой книги производится в случаях: списания или снятия судна с эксплуатации; продажи, передачи или предоставления судна во временное пользование в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу". При этом понятие "предоставление судна во временное пользование" включает в себя случаи изменения места приписки судна в связи с временной сменой Государственного флага СССР на флаг иностранного государства.

Статья 19. Предоставление судна в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный перевод судна под флаг иностранного государства

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается органом государственного надзора; решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.

Ст. 19. Предоставление судна в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру, временный перевод судна под флаг иностранного государства

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Условие

Какое государство по современному международному морскому праву осуществляет юрисдикцию и контроль над морским судном в открытом море? Какие требования предъявляет международное право к судам, плавающим в открытом море? Какие условия должны быть выполнены по отношению к морскому судну, прежде чем ему будет предоставлено право плавать под флагом определенного государства? Каковы постановления применимых международно-правовых актов, определяющие порядок смены судном своего флага? Может ли инкриминироваться капитану судна перевозка на нем «нелегальных эмигрантов» в контексте положений ныне действующих международных нормативных актов?

Нужно полное решение этой работы?

Решение

1.В ст. 89-ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву установлено что:
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.
Таким образом, осуществляет юрисдикцию и контроль над морским судном в открытом море, государство влага.
2. Требования предъявляемые к судам, плавающим в открытом море:
В СТ. 91-92, ст.94 Конвенции ООН по морскому праву установлено что:
1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.
2. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.
1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
2

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Эмоджи

и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

. Каждое государство, в частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:
a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.
5

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств"

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

3. Установить, что суда, с использованием которых осуществляется деятельность, указанная в пункте 1 настоящего постановления, могут осуществлять плавание во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, за исключением запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, в соответствии с разрешением, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, после прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. Установить, что разрешения, выданные Федеральным агентством морского и речного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О деятельности, которая может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств", действуют до истечения срока, на который они были выданы.

5. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2033

Правила
выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи заявителю разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - каботаж, иная деятельность).

2. Разрешение на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа и иной деятельности (далее - разрешение), выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

Для осуществления с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа разрешение выдается исключительно для однократной перевозки конкретного груза или буксировки конкретного объекта, а также перевозки пассажиров и их багажа между пунктом отправления и пунктом назначения. Указанные ограничения не применяются к плавающим под флагами иностранных государств судам, осуществляющим деятельность, связанную с обеспечением (в том числе снабжением, обслуживанием, перевозкой персонала) подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также морских ресурсных исследований, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

4. Заявление должно содержать:

а) сведения о заявителе (идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер юридического лица (в случае, если заявителем является юридическое лицо Российской Федерации), сведения о филиале иностранного юридического лица (в случае, если заявителем является филиал иностранного юридического лица);

б) сведения о судне, плавающем под флагом иностранного государства, с указанием его названия, государства флага судна, номера Международной морской организации (при наличии), вида осуществляемых работ, идентификатора морской подвижной службы (при наличии);

в) сведения о судовладельце (название, номер Международной морской организации (при наличии), место регистрации, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, контактный телефон, адрес электронной почты, номер факса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и основной государственный регистрационный номер юридического лица (при наличии);

г) информацию о гражданстве членов экипажа судна, плавающего под флагом иностранного государства;

д) сведения о планируемом к перевозке грузе (номенклатура грузов, размер общей судовой партии и размер одной судовой партии в соответствии с договором на выполнение работ, класс опасности груза (если применимо) и (или) о буксируемом объекте (описание объекта, в отношении которого проводятся работы, связанные с буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, с указанием географических координат района выполнения работ);

е) сведения о проведенном заявителем анализе информации о наличии или об отсутствии соответствующих судов в реестре судов Российской Федерации для осуществления необходимых каботажа или иной деятельности;

ж) сведения о портах захода судов и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых планируется осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля;

з) сведения о навигационном, исследовательском и радиотехническом оборудовании судна, плавающего под флагом иностранного государства.

5. К заявлению прилагаются:

а) копии судовых документов (копии свидетельств, выданных компетентным органом иностранного государства, подтверждающих право плавания под флагом иностранного государства и право собственности на судно, копия классификационного свидетельства (при наличии)), мерительного свидетельства, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и (или) свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (в случае, если на судно распространяется действие Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью);

б) копия технического задания (при наличии);

в) выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по перевозке морским транспортом пассажиров, по перевозке морским транспортом опасных грузов, по осуществлению буксировок морским транспортом (если такая деятельность подлежит лицензированию), а также копии документов, подтверждающих соответствие судна, плавающего под флагом иностранного государства, требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (за исключением плавучих платформ и морских подвижных буровых установок, осуществляющих разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр).

6. Заявление и приложенные к нему документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил (далее - приложенные документы), направляются заявителем в Федеральное агентство морского и речного транспорта по почтовому адресу, номеру факсимильной связи или по адресу электронной почты, которые указаны на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

7. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает к рассмотрению заявление при наличии всех приложенных документов.

Заявление считается принятым к рассмотрению в день поступления в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а если заявление поступило в выходной либо праздничный день - в первый рабочий день, следующий за этим выходным либо праздничным днем.

8. Федеральное агентство морского и речного транспорта не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления к рассмотрению, размещает информацию о поступившем заявлении на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет", а также направляет указанную информацию общероссийскому отраслевому объединению работодателей-судовладельцев с одновременным направлением копии заявления в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации. В Министерство обороны Российской Федерации также направляются копии приложенных документов.

9. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет проверку полноты сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, а также достоверности указанных в заявлении сведений на предмет:

б) регистрации судна, заявленного для выполнения каботажа или иной деятельности, в одном из реестров судов Российской Федерации в течение последних 5 лет до дня обращения за разрешением;

в) возможности осуществления указанными в заявлении судами каботажа или иной деятельности, исходя из требований безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) технических и эксплуатационных характеристик, определенных в приложенных к заявлению копий судовых документов и техническом задании;

г) наличия в отношении заявленного судна утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности или паспорта обеспечения транспортной безопасности, разработанных и представленных в Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;

д) открытия портов для захода иностранных судов по маршруту следования указанного в заявлении судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иных видов деятельности, в которые планируется заход этого судна.

10. В случае если от Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня направления копии заявления не поступила информация о том, что осуществление каботажа или иной деятельности с использованием указанного в заявлении судна противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации, разрешение считается согласованным.

12. В разрешении указывается срок его действия. Разрешение выдается на срок не более одного года с соблюдением ограничений, установленных пунктом 2 настоящих Правил.

13. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и оформляется распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, которое в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе.

Информация о принятом решении о выдаче разрешения размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.

14. Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение об отказе в выдаче разрешения по следующим основаниям:

в) суда для выполнения каботажа или иной деятельности, в отношении которых поступило заявление, не соответствуют требованиям безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов и (или) не способны осуществить указанные в заявлении каботаж или иную деятельность по своим техническим и эксплуатационным характеристикам, исходя из приложенных документов;

г) хотя бы один из портов по маршруту следования судна при осуществлении каботажа и (или) портов в районе осуществления иной деятельности, в которые планируется заход судов, плавающих под флагами иностранных государств, не объявлен открытым для захода иностранных судов в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

д) осуществление указанных в заявлении каботажа или иной деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, в соответствии с информацией Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации противоречит интересам безопасности и обороны Российской Федерации.

15. Отказ в выдаче разрешения по основаниям, не указанным в пункте 14 настоящих Правил, не допускается.

16. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 25 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению и направляется заявителю по электронной почте и (или) на бумажном носителе с обоснованием отказа в выдаче разрешения в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.

Информация о решении об отказе в выдаче разрешения в течение 2 рабочих со дня его принятия размещается на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в сети "Интернет".

Заявитель имеет право подать жалобу на принятое по заявлению решение.

Обзор документа

Правительство установило новые правила выдачи разрешения на проведение с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, отдельных видов работ во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Речь идет о каботаже, подъеме затонувшего имущества, о гидротехнических, подводно-технических и других подобных работах. Это также морские ресурсные исследования (кроме сейсморазведочных работ), разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.

Разрешение выдается Росморречфлотом по согласованию с ФСБ и Минобороны.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует в течение 6 лет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: