Посошное и подворное налогообложение в период становления русского централизованного государства

Обновлено: 18.04.2024

Большая соха – поземельная единица налогообложения, введенная в Российском царстве во времена правления Ивана IV. Просуществовала до перехода к подворной подати в XVII веке. Также «большой сохой» называют саму налоговую реформу, проведенную Иваном Грозным в 1550-е годы. Взимание податей с сохи существовало на российских землях с XIII века.

Значение понятия

Слово «соха» имеет глубокие исторические корни. Это одно из древних праславянских слов, сохранившихся в русском языке и дошедших до наших дней. Дословно оно означает «сук, дубина, дерево с развилкой».

Археологами были найдены древнеславянские сошники, которые датируются VII-VIII веками. Термин «соха» впервые фиксируется в письменных источниках с XIII века. У слова есть два основных значения:

  • Сельскохозяйственное пахотное орудие. Представляло собой деревянное приспособление с острыми наконечниками – сошниками. С их помощью срезался верхний пласт земли и на ней оставлялись борозды. Таким способом происходило рыхление почвы. В верхней части приспособления имелись две оглобли, которые в древности назывались «обжи». В них впрягали лошадей или других пахотных животных. Бедные крестьяне, не имеющие тягловой силы, могли сами впрягаться в соху. Сошники изготавливались из железа, остальные части сохи – из дерева.
  • Единица измерения земли и податного налогообложения. Впервые письменное подтвержденное использование слова «соха» как единицы налога встречается со времен татаро-монгольского завоевания Киевской Руси. В XIII-XV веках ордынцы брали дань, рассчитывая ее с одной сохи. Под ней понималась площадь земли, которая могла быть вспахана в течение одного светового дня 2-3 лошадьми.

Соха и пахота земли

К XVI веку утвердилось представление о двух видах податной сохи:

  • Новгородская – равнялась трем обжам. Обжа – это территория, вспахиваемая одной лошадью за один день.
  • Московская – равнялась 10 новгородским. Также называлась «большая соха».

Предыстория

XIV-XV века были временем собирания русских земель после длительного периода раздробленности, отягощенного татаро-монгольским игом. Перед Москвой, которая взяла на себя роль объединяющего центра, стояла задача централизации и унификации государства.

Серьезные шаги на пути создания единой налоговой системы были сделаны во времена правления деда Ивана Грозного – царя Ивана III. При нем был издан Судебник 1497 года, который стал общегосударственным сборником законов, в том числе регулирующим вопросы собственности, финансов и налогообложения.

Серьезные шаги на пути создания единой налоговой системы были сделаны во времена правления деда Ивана Грозного – царя Ивана III. При нем был издан Судебник 1497 года, который стал общегосударственным сборником законов, в том числе регулирующим вопросы собственности, финансов и налогообложения.

Иван III ликвидировал финансовый иммунитет старой феодальной знати и унифицировал налоговую систему на всей территории Русского царства, включая присоединенные земли. При нем был введен посошный налог, который исчислялся в зависимости от количества пахотной земли.

Крестьяне 16 века за работой

Основанием для посошного налога стали Писцовые книги – периодически проводившиеся описи имущества, проводившиеся на российских землях с XV по середину XVII века. Деньги, получаемые с посошного налога, шли в Государственную казну.

Причины введения «большой сохи»

Иван Васильевич Грозный вступил на престол, когда ему шел семнадцатый год. Перед юным царем стояло множество проблем. Одной из важных задач было обеспечение постоянных финансовых поступлений в Государственную казну.

Увеличение налогов было необходимо для решения важных задач:

  • Повышение боеспособности армии.
  • Ведение стратегически важных военных компаний по расширению территории государства.
  • Обеспечение увеличивавшегося бюрократического аппарата.
  • Сооружение оборонных укреплений.
  • Обустройство городов и строительство дорог.

Стрелецкое войско при Иване Грозном

Причины проведения налоговой реформы:

  • Создание более эффективного администрирования налогообложения.
  • Повышение собираемости налогов.
  • Увеличение поступлений в Государственную казну.
  • Унификация налоговой системы на всей территории страны.

Предпосылкой проведения реформы были изменения в налогообложении, введенные еще при Иване III и активно использовавшиеся на протяжении нескольких десятилетий.

Сущность налоговой реформы

Налоговая реформа проводилась с начала 1550-х годов. Основные ее мероприятия:

  • создание законодательной базы;
  • введение унифицированной единицы налогообложения;
  • описи территорий;
  • совершенствование системы сбора налогов.

Масштабные описания земель проводились во все время правления Ивана Грозного, вплоть до 1580-х годов. Целью переписей было охватить все окультуренные земли и обложить их налогами. В 1590-е годы описание земель продолжилось, но уже не имело такого повального характера.

Сошное письмо – описание территорий с целью взимания поземельных налогов в XVI-XVII веках. Крестьяне в Русском царстве делились на 4 категории:

  • черносошные – работающие на государственных землях;
  • помещичьи – частновладельческие крестьяне, находящиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев;
  • церковные – прикрепленные к церковным и монастырским владениям;
  • дворцовые – приписанные к царскому двору и обслуживающие его нужды.

В Судебнике 1550 года подтверждалось право перехода частновладельческих крестьян от одного хозяина к другому за неделю до и после Юрьева дня, но увеличивался размер пожилого – платы за переход. К концу правления Ивана Грозного закрепощение крестьян еще более усилилось.

Основной формой налогообложения с середины XVI века становилась «большая соха». Она состояла из разного количества земель. Соха делилась на четверти, которые составляли половину десятины.

Десятина – старорусская мера длины пахотной земли. Было несколько видов десятин. Казенная десятина равнялась 2,4 тысячам квадратных саженей. По современному исчислению это примерно 1,09 гектара или 109 соток

историческая справка

Четверть – земельный участок, засеянный четвертью ржи, то есть старинной мерой объема, примерно равной 209,7 литра.

Виды «большой сохи» и их отличительные особенности:

  • Черносошная (или «черная») – равнялась 400 четвертям или 218 гектарам.
  • Церковная – составляла 600 четвертей или 327 гектаров.
  • Служилая – представляла собой 800 четвертей или 436 гектаров.

Наибольший размер посошной подати был у государственных крестьян. При равных размерах наделов посошный налог с черносошных земель был в полтора раза больше чем с церковных, и в два раза больше чем со служилых.

При этом положение частновладельческих крестьян не было легче, так как они облагались большим количеством дополнительных повинностей и были лишены свободы передвижения и владения имуществом.

Налоги со служилых земель были меньше, так как дворянское сословие облагалось воинскими повинностями. Они должны были и сами служить, и предоставлять определенное количество вооруженных воинов с принадлежащих им владений.

Подати с посадского населения, то есть торговцев и ремесленников, живущих за пределами городской стены, также взималась по сохам. Единицей налогообложения становилось определенное количество дворов в зависимости от степени их зажиточности.

Население посадов делилось на 4 категории:

  • «Лучшие сохи» – включали 40 богатых дворов.
  • «Средние» – состояли из 80 хозяйств среднего достатка.
  • «Меньшие» – к ним приписывались 160 небогатых дворов.
  • «Охудалые» – к ним относили 320 беднейших хозяйств.

С каждой из этих сох взимался одинаковый размер подати. Это означает, что богатые посадники платили гораздо больше налогов, чем бедные. В современном понимании – это дифференцированная шкала налогообложения. Кроме того, существовала «круговая порука». Если беднейшие дворы не могли выплатить подати, их налоговая нагрузка перераспределялась между богатыми и средними хозяйствами.

Значение и итоги

На первом этапе введение «большой сохи» произвело положительный эффект, но в долгосрочной перспективе у данной системы налогообложения выявились серьезные недостатки.

  • Была унифицирована налоговая система.
  • В первое время значительно увеличился приток налогов в казну.
  • Были проведены повальные переписи территорий Российского государства, что послужило основой для проведения дальнейшей внутренней политики.

Главным минусом реформы стало массовое уклонение от уплаты непомерно больших податей, которое стало отчетливо проявляться к концу XVI века. Схемы ухода от налогов по большой сохе:

  • Помещики старались занизить количество принадлежащих им земель.
  • Крестьяне массово убегали на окраинные территории: на Дон, в Заволжье, в Сибирь.
  • Посадские люди часто объявляли свои дворы пустующими, а на время переписей уходили жить к родственникам.
  • Податные сословия стремились записаться в военные, которые не платили налогов.
  • Переписчики земель брали взятки за недостоверно предоставляемые сведения государству.

В XVII веке постепенно происходил переход с посошного налогообложения на подворное. Первой ступенью к этому стала выплата податей не с имеющейся «большой сохи», а с реально обрабатываемых четвертей земли.

Особенности процесса формирования русского централизованного государства, его финансовой и налоговой системы. Характеристика положения крестьян в XIV — XV веках. Исторический опыт взимания подворных и посошных налогов и определения суммы налогообложения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Предмет Налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Alex
Дата добавления 14.03.2012
Размер файла 37,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

История развития налогообложения. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

курсовая работа [81,0 K], добавлен 30.01.2003

История развития налогообложения. Понятия налогообложения. Сущность и принципы. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

курсовая работа [75,3 K], добавлен 30.01.2003

Денежное обращение в домонгольской Руси и в период феодальной раздробленности, в период Русского централизованного государства. Денежная реформа 1535 года, "Медный бунт". Реформа Петра I, денежное обращение в России в XVIII веке, меры по его стабилизации.

реферат [18,6 K], добавлен 14.10.2009

Нормативно-законодательная база, характеристика режимов и методов налогообложения в РФ. Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия, способы взимания (уплаты) налогов. Особенности налогообложения предприятий различных отраслей экономики.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 25.11.2012

Виды налогов, их роль в экономике государства. Особенности налогового устройства Республики Беларусь. Классификация и назначение налоговых проверок. Особенности реформирования налоговой системы в переходный период, работа по снижению налоговой нагрузки.

курсовая работа [1011,2 K], добавлен 23.09.2010

Изучение исторических этапов возникновения налогообложения. Налоги на заре человеческой цивилизации. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья. Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 04.12.2014

Возникновение и развитие налогообложения, его основные принципы. Признаки, источники и классификация налогов. Функции налоговой системы, ее структура и правовое регулирование в Российской Федерации. Цели и направления налоговой политики государства.

Особенности процесса формирования русского централизованного государства, его финансовой и налоговой системы. Характеристика положения крестьян в XIV — XV веках. Исторический опыт взимания подворных и посошных налогов и определения суммы налогообложения.

Подобные документы

Предпосылки зарождения первых налогов и пошлин. Развитие способов взимания налогов. Учреждение первых органов, осуществляющих налоговый контроль за сбором налогов. Сравнительная характеристика развития налоговой системы в России и в других странах.

курсовая работа, добавлен 07.06.2011

Основы налоговой системы РФ, принципы ее построения. Теоретические и методологические принципы взимания налогов, методика их расчета. Правовое обеспечение налогообложения предпринимательской деятельности. Политика государства в области налогообложения.

курс лекций, добавлен 14.04.2009

Роль налогов в экономике государства. Правовое значение объекта налогообложения. Принципы построения налоговой системы. Структура налогообложения РФ. Основные налоги, взимаемые в России. Задача на определение суммы акцизов, подлежащих уплате в бюджет.

контрольная работа, добавлен 07.02.2011

Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. Исторический очерк становления и развития налогообложения. Анализ полномочий органов налогового контроля. Характеристика совершенствования современной политики государства по сбору налогов.

контрольная работа, добавлен 06.02.2013

История возникновения и развития налоговой системы. Особенности становления налогообложения в России. Принципы налогообложения и сборов. Методика определения объекта налогообложения. Понятие налоговой базы, основные положения Налогового кодекса России.

контрольная работа, добавлен 13.04.2012

Возникновение и развитие налоговой системы по мере развития государства. Отличительные особенности налогообложения Древнего Рима и Византии. Изучение формирования финансовой системы Руси, характеристика видов пошлин, податей, акцизных и других сборов.

реферат, добавлен 03.09.2009

Налоговая система как одно из важнейших орудий государства, используемое им для регулирования рыночной экономики. Элементы налогообложения, способы взимания и функции налогов. Классификация налогов в РФ и особенности действующей налоговой системы.

реферат, добавлен 15.08.2011

Исследования становления и развития налоговой системы России. Анализ действующей налоговой системы. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога, способы его взимания и функции. Виды налоговой системы. Основные налоги Российской Федерации.

реферат, добавлен 29.03.2016

Изучение понятия налоговой системы государства - совокупности налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Анализ налоговой системы Беларуси.

курсовая работа, добавлен 16.01.2016

Налогообложение как совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов и сборов со стороны государства. Определение уровня налоговой нагрузки на экономическую систему Республики Беларусь.

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения:

посошное обложение (XVI-XVII вв.);

подворное обложение (1679-1724 гг.);

подушная подать (1724-1887 гг.).

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определенное количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, все более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живет "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта.

Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году.

Петр I ввел в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось все мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души.

Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Вначале было "тягло"

В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и неслужилых. Первые обязаны были государству службой воинской или гражданской (приказное); вторые - платежом налогов и отправлением повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом. Исполнявшие их "тянули", были тяглые люди (налогоплательщики).

Тягло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве начиная с XIV и до начала XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В XVII в. наиболее тяжелыми налогами являлись так называемые "стрелецкий хлеб" или "стрелецкие деньги", ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "тягло" после введения подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин "тягло" исчезает.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

В XV-XVI веках, в период становления централизованного Российского государства основным был налог, собираемый казной великого князя Московского (впоследствии - царя) в качестве посошного обложения. Этот вид налогообложения получил свое название от слова «соха».

Соха – налоговая единица Московского государства с XIII до середины XVII века, затем на смену ей пришла новая налоговая единица, именуемая «живущей четвертью». В разное время на отдельных территориях стоимость сохи варьировалась.

Со второй половины XVI века налоги и сборы взимались наличными. В военное время вводились чрезвычайные налоги, в 1555 г. появились «четвертовые деньги» – налог, взимаемый с населения на содержание чиновников. Их собирали чети – центральные государственные учреждения (XVI-XVII вв.), ответственные за сбор различных видов налогов. К XVII веку действовали шесть четей:

  • Галицкая,
  • Владимирская,
  • Нижегородская,
  • Костромская,
  • Новая,
  • Устюгская.

Еще со времен Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», обозначающий знатных людей, бравших на откуп дань ханам. С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания государственных служащих за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, на их месте создавались губные и земские учреждения.

В период правления Михаила Федоровича (1596-1645 гг.) сбор налогов стал опираться на писцовые книги. Служилые люди, проживающие в посадах, облагались общегородским налогом (тяглом). Тягло взималось не с члена общины, а с определенной единицы, района, волости как группы хозяйств. Освобождались от налогов:

  • государственная служба по назначению правительства,
  • военная служба,
  • дворцовая служба,
  • придворная служба,
  • отчасти купеческое сословие.

С XVII века эти привилегии стали ограничиваться.

Закрепление системы налогообложения по Соборному уложению 1649 г.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшим сводом законов российского государства, регулирующих фискальные отношения, было Соборное уложение 1649 года. В нем отражались:

  • проблемы регулирования финансовых (фискальных) отношений;
  • вопросы собственности, судов, перемещения земли;
  • крепостное право.

В Соборном уложении 1649 г. была сделана попытка расширить круг налогооблагаемого населения и обложить налогом ремесленников и торговцев. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, продолжали облагаться государственным налогом. За беглых крестьян хозяин платил налоги до следующей переписи. Большое внимание в Соборном кодексе было уделено оброку. В нем указано, что владельцы угодий, находящихся на государственной земле, особенно крестьяне этих собственников, которые продолжают владеть государственными угодьями на отхожей земле, по-прежнему обязаны платить государев оброк, то есть переход крестьян в частную собственность не должен сопровождаться освобождением их от платы за пользование оброчными землями. Все это указывает на то, что государство преследовало цель не только расширения налогооблагаемого слоя населения, но и не позволяло людям избежать уплаты налогов. При определении размеров податей использовались разные налоговые единицы.

Среди них можно выделить три категории:

  1. выти, обжи, луки;
  2. местные сошки разных размеров;
  3. большая (Московская) соха.

Последняя категория предназначалась для налогообложения посадов, вотчинных, поместных, дворцовых земель и ряда монастырских земель. Налогооблагаемой единицей были 800 четвертей хорошей почвы, 1000 четвертей средней или 1200 четвертей худой земли; а для церквей и монастырей, соответственно, 600, 700 и 800 четвертей. Для дворцовых и обрабатываемых крестьянами черных земель – 500, 600 и 700 четвертей.

Размеры новгородской и московской сохи существенно различались по размерам, поскольку новгородская соха была намного меньше московской сохи. В Новгороде широкое распространение получила фискальная единица обжа, представляющая собой окладную единицу, состоящую из нескольких элементов. Содержание обжи зависело от местных условий и варьировалось как качественно, так и количественно. Она была основана на соотношении объема работы и используемых природных ресурсов, в основном, пахотных земель. На огромных площадях новгородских пятин пашня и сенокосы обычно были базой для обжи. Лук – как единица налогообложения, приравнивался к двум обжам. Лук использовался как налоговая единица, когда не было пахотных земель или они не были основной отраслью экономики. Лук как единица налогообложения построен по тому же принципу, что и обжа, но использовался для налогообложения некоторых неземледельческих хозяйств.

Финансовая система была несколько упорядочена во время правления Алексея Михайловича, который в 1655 году создал счетный приказ, деятельность которого позволяла довольно точно определять государственный бюджет.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако целостной системы управления государственными финансами долгое время не существовало. Прямые налоги собирал Приказ большого прихода. Но в то же время территориальные приказы также участвовали в налогообложении населения. По этой причине финансовая система России XV-XVII веков была чрезвычайно сложной и запутанной. Доходы казны состояли из доходов окладных и неокладных. Основные налоги были созданы за счет данных и оброчных денег. Этими деньгами или данью назывались различные прямые налоги, которые уплачивались налогоплательщиком и взимались в соответствии с количеством сох, указанным в писцовых книгах. Оброк имел двоякое значение: как частный акт, регулирующий отношения между физическим лицом и государством или владельцем земли, касающийся платы за пользование землей, угодьями или промыслом.

С конца XVII в. происходили изменения в налоговой системе России, появилась новая налоговая единица, двор, которая почти до начала XVIII века служила основой налоговой системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: